Предметные результаты Русский язык Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного курса
Русский язык
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.
Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков..
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Главными задачами реализации Программы являются:
формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия
для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
для знакомства обучающихся с методами научного познания;
для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Преподавание учебного предмета «Русский язык» осуществляется по учебнику «Русский язык. 5класс. Учеб. Для образователь. организаций. В 2-х ч. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.: М. Просвещение, 2015г., по программе образовательных учреждений «Рабочая программа по русскому языку. 5 класс (по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова)/ Авт.-сост. Г.М.Вялкова. – М.:Планета, 2013. Количество часов, отводимых на изучение русского языка: 5 класс – 170 часов, 6 класс – 204 часа.
Тематическое планирование по русскому языку, 5 класс
№ | Раздел, тема | Кол-во часов для раздела, для темы | Домашнее задание |
Язык и общение. | 6 | |
1 | Введение. Наука о русском языке, ее основные разделы. | 1 | Упр.2 стр.5 |
2 | Язык и человек. | 1 | Подобрать пословицы и поговорки о языке, учении |
3 | Общение устное и письменное. | 1 | Читать волшебную сказку (на выбор), готовить устный пересказ понравившегося эпизода |
4 | Чтение как речевой вид деятельности. | 1 | Упр.10 стр.8 |
5 | Слушание как вид речевой деятельности. | 1 | Слушать информационное сообщение СМИ и готовить его пересказ У.12. |
6 | Р/р. Стили речи | 1 | Найти в школьных учебниках научный текст,упр.14. |
Вспоминаем, повторяем, изучаем | 21 | |
7 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | У.24 стр.15 |
8 | Орфограмма. | 1 | Упр.28 стр.17 |
9 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | Выписывать из орфографического словаря 10 слов с безударной гласной в корне |
10 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | Готовить словарный диктант на правописание гласных и согласных в корне |
11 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | Изучить памятку «Как готовиться к диктанту по учебнику» (с. 295), готовиться к диктанту на основе памятки по тексту упр. 49 |
12 | Буквы И,У,А после шипящих. | 1 | Упр. 53 стр.27 |
13 | Разделительные Ъ и Ь. | 1 | Упр.58 стр29 |
14 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | Упр. 62, составлять предложения на основе рисунка, подчеркнуть предлоги |
15 | Р/Р Текст. | 1 | Выписывать фрагмент текста из любого литературного произведения (до 20 строк), доказать, что это текст |
16 | Р/р Контрольное изложение по тексту Г. Скребицкого «Случай на охоте» (упр.70) | 1 | Написать изложение по плану |
17 | Части речи | 1 | Упр. 72, написать сочинение-миниатюру по воображению, используя наречия |
18 | Глагол. | 1 | Упр. 77, озаглавить стихотворение, записывать 5 глаголов в неопределенной форме |
19 | -Тся и –ться в глаголах. | 1 | Подбирать пословицы, в каждой части которых были бы глаголы на -тся и -ться |
20 | Р\р Тема текста. | 1 | По одной из предложенных тем создать текст, обосновывают свой выбор |
21 | Личные окончания глаголов. | 1 | Упр. 87 стр.43 |
22 | Имя существительное. | 1 | Упр. 97 стр.46 |
23 | Имя прилагательное. | 1 | Упр. 105 стр. 49 |
24 | Р/р. Контрольное сочинение по картине А.А. Пластова «Летом (упр. 109) | 1 | Докончить сочинение |
25 | Местоимение. | 1 | Упр. 111, подчеркивать местоимения 3 лица с предлогами как члены предложения |
26 | Р/Р Основная мысль текста. | 1 | Среди предложенных тем выбрать понравившуюся и написать сочинение |
27 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 1-4 классах» | 1 | Подготовить развернутое сообщение на основе контрольных вопросов (с. 46) о частях речи |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 29 | |
28 | Синтаксис как раздел грамматики. | 1 | Упр. 116 |
29 | Пунктуация – раздел науки о языке. | 1 | Упр. 120 |
30 | Словосочетание. | 1 | Упр. 127 |
31 | Разбор словосочетания. | 1 | Упр. 130, выписать 5 словосочетаний сущ.+сущ |
32 | Предложение. | 1 | Упр. 136 |
33 | Р.Р. Обучающее сжатое изложение по тексту В.Катаева «Старый пень» (упр.144) | 1 | |
34 | Р.Р. Написание обучающего сжатого изложения по тексту В.Катаева «Старый пень» | 1 | Подготовить устное выступление на тему: «Гордость - это хорошо или плохо?», используя сказку упр. 137 |
35 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Упр. 147 (наизусть) |
36 | Виды предложений по эмоциональной окраске. | 1 | Упр. 151 |
37 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | Из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина выписать фрагмент (20 строк), выделяют грамматическую |
38 | Сказуемое. | 1 | Упр. 165 |
39 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Упр. 170, определить его основную мысль, выписать главные члены предложения |
40 | Нераспространенные и распространенные предложения | 1 | Упр.178 |
41 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | Записывают 3 загадки, где есть дополнения |
42 | Определение. | 1 | Упр.187 |
43 | Обстоятельство. | 1 | Используя обстоятельства, составить устный рассказ, как и где вы отдыхаете на каникулах? |
44 | Предложения с однородными членами | 1 | Упр. 194, дополнить предложения однородными членами. |
45 | Знаки препинания в предложения с однородными членами | 1 | Упр. 204, подчеркивать однородные члены |
46 | Предложения с обращениями. | 1 | Составить предложения с обращением, используя речевую ситуацию (посоветуйте другу не есть мороженое, попросите товарища дать вам книгу и др.) |
47 | Р/р. Письмо. | 1 | Написать письмо другу |
48 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | Упр. 217, сделать синтаксический разбор по плану |
49 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 | Из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» выписывать простые предложения, осложненные однородными членами и обращениями |
50 | Простые и сложные предложения. | 1 | По данным схемам составляют предложения на тему «Наши школьные дела» |
51 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | Упр. 234, составить 2-3 сложных предложения со словосочетаниями |
52 | Прямая речь. | 1 | Выписать 4-5 предложений с прямой речью из рассказа И.С. Тургенева «Муму» |
53 | Диалог. | 1 | Упр. 249, записать телефонный разговор со сверстником, употребить речевые формулы вежливости |
54 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | Подготовиться к контрольному диктанту |
55 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | |
56 | Р/р. Сжатое изложение (упр.261) | 1 | Повторить алфавит |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 16 | |
57 | Фонетика. | 1 | Написать схему в «Справочниках», стр.122 |
58 | Гласные звуки. | 1 | Упр. 259, составить словосочетания прил.+сущ., |
59 | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. | 1 | Упр. 270, выучить 2 скороговорки |
60 | Согласные твердые и мягкие. | 1 | Из упр. 270 выписать слова (по одному), в которых все звуки твердые / все звуки мягкие |
61 | Р/р. Повествование. Обучающее подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского «Шкатулка» (упр. 283) | 1 | |
62 | Р.р. Написание обучающего изложения по тексту К.Г. Паустовского «Шкатулка» | 1 | |
63 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | Упр. 281, выписать слова (по 2 слова), в которых только звонкие согласные / только глухие. |
64 | Графика. Алфавит. | 1 | Составить список класса по алфавиту |
65 | Р/р. Описание предмета. | 1 | Написать сочинение - описание предмета в художественном стиле, озаглавливают его |
66 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | Упр. 303, составить на основе словосочетаний (упр. 302) текст, озаглавить его; упр. 306 |
67 | Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. | 1 | Упр.314 |
68 | Орфоэпия. | 1 | Упр.318 (устно) |
69 | Фонетический разбор слова. | 1 | Упр.320 докончить |
70 | Повторение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфоэпия» | 1 | Подготовиться к к/д |
71 | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфоэпия». | 1 | |
72 | Р/Р. Сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | 1 | Докончить сочинение |
Лексика. Культура речи. | 9 | |
73 | Слово и его лексическое значение. | 1 | Упр. 331, разгадывают кроссворд, по толковому словарю определяют значение слов |
74 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | Мини-сочинение «В каких случаях лексическое значение слова лучше всего передавать с помощью рисунка?» |
75 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | Из художественных произведений выписывают предложения (3 - 4), в которых есть слова в переносном значении |
76 | Омонимы. | 1 | Упр.357 |
77 | Синонимы. | 1 | Упр.366 |
78 | Р.р. Обучающее сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь» (упр.368) | 1 | Докончить сочинение |
79 | Антонимы. | 1 | Упр.372, подготовиться к к/р |
80 | Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи» | 1 | Упр.375 (устно) |
81 | Р.р. Обучающее подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег» (упр. 375) | 1 | Повторить о морфемике. |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 21 | |
82 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | 1 | Упр. 378 |
83 | Окончание. Основа слова | 1 | Упр. 389 |
84 | Корень слова | 1 | Упр. 396, |
85 | Р.р. Рассуждение. Обучающее сочинение-рассуждение «Дни недели рассказывают о себе» (упр. 397) | 1 | Докончить сочинение |
86 | Суффикс | 1 | Упр. 414 |
87 | Приставка | 1 | Упр. 419 |
88 | Р.р. Обучающее выборочное изложение с изменением лица по тексту В. Пескова «Последний лист орешника» (упр. 420) | 1 | Упр. 403 |
89 | Чередование звуков. | 1 | Упр. 405 |
90 | Беглые гласные | 1 | Упр.429 |
91 | Варианты морфем. Морфемный разбор слова | 1 | Упр.432 |
92 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | Записывать фрагмент из «Сказки о мертвой царевне...» А.С. Пушкина (4-6 строк), подчеркивают слова с чередующейся согласной |
93 | Буквы З и С на конце приставок | 1 | Упр.445 |
94 | Буквы А – О в корне –лаг-, -лож- | 1 | Упр.450 |
95 | Буквы А – О в корне –раст-, -рос- | 1 | Упр. 456 |
96 | Р.р. Обучающее сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 470) | 1 | Упр. 436 |
97 | Р.р. Написание обучающего сочинения по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 470) | 1 | Упр. 470 |
98 | Буквы Ё – О после шипящих в корне | 1 | Упр. 460, составить диктант из отдельных слов, словосочетаний на правила, изученные в разделе «Морфемика» |
99 | Буквы Ы – И после Ц | 1 | С помощью этимологического словаря доказать родство слов цирк, циркуль, составить с ними предложения |
100 | Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография» | 1 | Стр.41 ответить на контрольные вопросы |
101 | Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография» | 1 | |
102 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Повторить о частях речи |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 19 | |
103 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Упр. 480 |
104 | Р/р Доказательства в рассуждении. | 1 | Упр.483 |
105 | Р/р Доказательства в рассуждении. | 1 | Написать сочинение на одну из тем |
106 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | Упр. 487 |
107 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | Упр. 495 |
108 | Морфологический разбор имен существительных | 1 | Упр. 499, подчеркнуть одушевленные сущ. |
109 | Р.р. Обучающее сжатое изложение по тексту Е.А. Пермяка «Перо и чернильница» (упр.513) | 1 | Отредактирование текста. |
110 | Р.р. Написание обучающего сжатого изложения по тексту Е.А. Пермяка «Перо и чернильница» (упр.513) | 1 | |
111 | Род имен существительных | 1 | Упр. 505 существительных |
112 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | Записать 2-3 загадки сименами сущ-ыми, которые имеют форму только множественного числа, |
113 | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа | 1 | Упр. 516 |
114 | Три склонения имен существительных | 1 | Из рассказа А.П. Чехова «Хирургия» записать небольшой отрывок (5 - 6 предложений), в котором встречались бы имена существительные трех склонений, подчеркнуть их |
115 | Падеж имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1 | Упр. 529, списать, обозначать падеж существительных, |
116 | Р.р. Обучающее подробное изложение с изменением лица по тексту В. Астафьева «Березки в приморском парке» (упр. 547) | 1 | Докончить изложение |
117 | Существительные на -ия, -ие, -ий | 1 | Выписать из рассказа И.С. Тургенева «Муму» описание каморки Герасима, подчеркнуть существительные как члены предложения, определить их падеж и склонение |
118 | Множественное число имен существительных | 1 | Упр. 555, подчеркнуть существительные во множественном числе, определить их падеж |
119 | Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 | Упр. 559 |
120 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное» | 1 | Упр. 561, обозначать падеж существительных |
121 | Контрольная работа по теме «Имя существительное» | 1 | |
122 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Упр. 577, выписать сначала имена прилагательные, затем - существительные на основе рассуждения (упр. 469) |
123 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | Упр.584 |
124 | Р.р. Описание животного. Обучающее подробное изложение по тексту А.И. Куприна «Ю-ю» (пр. 585) | 1 | Докончить изложение |
125 | Прилагательные полные и краткие | 1 | Упр.592 |
126 | Синтаксическая роль полных и кратких прилагательных | 1 | Упр.597 |
127 | Р.р. Обучающее сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение» (упр. 598) | 1 | Доработать в черновиках |
128 | Р.р. Написание обучающего сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение» | 1 | |
129 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Упр.599 докончить |
130 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 | Стр. 96 ответить на контр.вопросы |
131 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
132 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Подготовить материал к сочинению |
133 | Р.Р. Обучающее сочинение по теме «Моё любимое животное» | 1 | Докончить сочинение |
134 | Глагол как часть речи. | 1 | Из «Сказки о мертвой царевне...» А.С. Пушкина выписать глаголы, которые обозначают стремительное движение. |
135 | Не с глаголами | 1 | Упр. 621, |
136 | Р/р. Рассказ | 1 | Доказывать тезис: «Глагол - самая живая часть речи. Назначение глагола - выражать само действие». (А. Югов) |
137 | Неопределенная форма глагола | 1 | Упр. 627, списать, ставя глаголы, данные в скобках, в неопределенную форму. |
138 | Правописание -тся и -ться в глаголах | 1 | Упр. 637, выучить наизусть стихотворение Н. Рыленкова |
139 | Виды глагола | 1 | Упр. 642, образовать от данных глаголов глаголы другого вида по образцу |
140 | Видовые пары | 1 | Из рассказа И.С. Тургенева «Муму» выписать глаголы- синонимы к слову «говорить», определяют их вид |
141 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 | Упр. 647, вставить пропущенные буквы, выделять корень в глаголах |
142 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 | Упр. 649. |
143 | Р/Р. Невыдуманный рассказ (о себе) | 1 | Докончить рассказ |
144 | Время глагола | 1 | Выписать из фрагмента рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы» 6-8 предложений, подчеркнуть глаголы, определить их вид, время |
145 | Прошедшее время глагола | 1 | Упр. 656, образовать формы глаголов прошедшего времени, составить словосочетания, указать вид глагола |
146 | Настоящее время глагола | 1 | Составить небольшой текст (6-8 предложений), употребляя глаголы настоящего времени, обозначающие последовательность действий |
147 | Будущее время глагола | 1 | Выписывают из толкового словаря учебника по 5 глаголов совершенного и несовершенного вида |
148 | Спряжение глаголов | 1 | Упр. 668, составить рассказ на основе рисунка, подчеркивать глаголы, обозначать их спряжение |
149 | Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием. | 1 | Упр. 673, устно составить диалог-расспрос по рисунку «Нарушитель», используя глаголы со значением высказывания |
150 | Р.р. Контрольное сжатое изложение по тексту А. Савчука «Шоколадный торт» (упр. 688) | 1 | Дописать изложение |
151 | Р.р. Написание контрольного сжатого изложения по тексту А. Савчука «Шоколадный торт» (упр. 688) | 1 | Записывать 2 загадки, отметить глаголы |
152 | Морфологический разбор глагола. | 1 | Упр. 687, выучить стих-ие |
153 | Правописание Ь в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 | Подготовить устное монологическое высказывание о правописании глагола |
154 | Правописание Ь в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 | Упр. 697, составить по рисункам спортивный репортаж, используя данное начало |
155 | Употребление времен | 1 | Составить текст диктанта на правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова |
156 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол» | 1 | Упр.703, составить словосочетания с глаголами, раскрывая их значение |
157 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | 1 | |
158 | Р/Р. Рассказ на основе изображенного (по рисунку «Не взяли на рыбалку») | 1 | Докончить рассказ |
Повторение и систематизация изученного | 11 | |
159 | Разделы науки о языке | 1 | Упр. 706, подготовить по плану устное сообщение «Изучайте русский язык» |
160 | Р.р. Обучающее сочинение на одну из данных тем (упр. 717) | 1 | Написать сочинение в черновиках |
161 | Р.р. Написание обучающего сочинения на одну из данных тем | 1 | Переписать сочинение |
162 | Орфограммы в приставках и корнях слов | 1 | Упр.718 выучить стих-ие наизусть, подготовиться к письму по памяти |
163 | Орфограммы в приставках и корнях слов | 1 | Упр. 720, подчеркивать орфограммы в приставках и корнях слов |
164 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | Упр. 724, обозначать орфограммы в окончаниях изученных частей речи |
165 | Употребление букв Ъ и Ь | 1 | Письменно объяснить смысл пословицы «Ученье - свет, а неученье - тьма» |
166 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и предложениях с прямой речью | 1 | Упр. 730 |
167 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и предложениях с прямой речью | 1 | |
168 | Повторение и обобщение за год. | 1 | Подготовиться к итоговой контрольной работе |
169 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |
170 | Работа над ошибками. Повторение и обобщение за год. | 1 | |