СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена по ФГОС, по учебнику Т.А.Ладыженской. Всего 170 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по ФГОС»

Предметные результаты Русский язык Выпускник научится:
  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:
  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.



















































Содержание учебного курса

Русский язык

Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.

Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков..

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Главными задачами реализации Программы являются:

  • формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;

  • усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

  • овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;

  • овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

  • В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия

  • для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;

  • для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;

  • для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

  • для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

  • для знакомства обучающихся с методами научного познания;

  • для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;

  • для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Речь. Речевая деятельность

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.

Специфика художественного текста.

Анализ текста.

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Культура речи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.

Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.

Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Морфемика и словообразование

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.

Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.

Понятие об этимологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.

Морфологический анализ слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Преподавание учебного предмета «Русский язык» осуществляется по учебнику «Русский язык. 5класс. Учеб. Для образователь. организаций. В 2-х ч. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.: М. Просвещение, 2015г., по программе образовательных учреждений «Рабочая программа по русскому языку. 5 класс (по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова)/ Авт.-сост. Г.М.Вялкова. – М.:Планета, 2013. Количество часов, отводимых на изучение русского языка: 5 класс – 170 часов, 6 класс – 204 часа.



















Тематическое планирование по русскому языку, 5 класс

Раздел, тема

Кол-во часов

для

раздела, для темы

Домашнее задание

Язык и общение.


6


1

Введение. Наука о русском языке, ее основные разделы.

1

Упр.2 стр.5

2

Язык и человек.

1

Подобрать пословицы и поговорки о языке, учении

3

Общение устное и письменное.

1

Читать волшебную сказ­ку (на выбор), готовить устный пересказ понра­вившегося эпизода


4

Чтение как речевой вид деятельности.

1

Упр.10 стр.8

5

Слушание как вид речевой деятельности.

1

Слушать информацион­ное сообщение СМИ и готовить его пересказ

У.12.

6

Р/р. Стили речи

1

Найти в школьных учебниках научный текст,упр.14.

Вспоминаем, повторяем, изучаем

21


7

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

У.24 стр.15

8

Орфограмма.

1

Упр.28 стр.17

9

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1

Выписывать из орфо­графического словаря 10 слов с безударной гласной в корне

10

Правописание проверяемых согласных в корне слова

1

Готовить словарный дик­тант на правописание гласных и согласных в корне

11

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

Изучить памятку «Как готовиться к диктанту по учебнику» (с. 295), гото­виться к диктанту на осно­ве памятки по тексту упр. 49

12

Буквы И,У,А после шипящих.

1

Упр. 53 стр.27

13

Разделительные Ъ и Ь.

1

Упр.58 стр29

14

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

Упр. 62, составлять пред­ложения на основе рисун­ка, подчеркнуть предлоги

15

Р/Р Текст.

1

Выписывать фрагмент текста из любого литера­турного произведения (до 20 строк), доказать, что это текст

16

Р/р Контрольное изложение по тексту Г. Скребицкого «Случай на охоте» (упр.70)

1

Написать изложение по плану

17

Части речи

1

Упр. 72, написать сочине­ние-миниатюру по вооб­ражению, используя на­речия

18

Глагол.

1

Упр. 77, озаглавить стихотворение, записы­вать 5 глаголов в неоп­ределенной форме

19

-Тся и –ться в глаголах.

1

Подбирать пословицы, в каждой части которых были бы глаголы на -тся и -ться

20

Р\р Тема текста.

1

По одной из предложен­ных тем создать текст, обосновывают свой вы­бор

21

Личные окончания глаголов.

1

Упр. 87 стр.43

22

Имя существительное.

1

Упр. 97 стр.46

23

Имя прилагательное.

1

Упр. 105 стр. 49













24

Р/р. Контрольное сочинение по картине А.А. Пластова «Летом (упр. 109)

1

Докончить сочинение

25

Местоимение.

1

Упр. 111, подчеркивать местоиме­ния 3 лица с предлогами как члены предложения

26

Р/Р Основная мысль текста.

1

Среди предложенных тем выбрать понравившуюся и написать сочинение

27

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 1-4 классах»




1

Подготовить развернутое со­общение на основе кон­трольных вопросов (с. 46) о частях речи

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

29


28

Синтаксис как раздел грамматики.

1

Упр. 116

29

Пунктуация – раздел науки о языке.

1

Упр. 120

30

Словосочетание.

1

Упр. 127

31

Разбор словосочетания.

1

Упр. 130, выписать 5 словосочета­ний сущ.+сущ

32

Предложение.

1

Упр. 136

33

Р.Р. Обучающее сжатое изложение по тексту В.Катаева «Старый пень» (упр.144)

1


34

Р.Р. Написание обучающего сжатого изложения по тексту В.Катаева «Старый пень»

1

Подготовить устное выступле­ние на тему: «Гордость - это хорошо или плохо?», используя сказку упр. 137

35

Виды предложений по цели высказывания.

1

Упр. 147 (наизусть)

36

Виды предложений по эмоциональной окраске.

1

Упр. 151

37

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

Из «Сказки о мертвой царевне и семи богаты­рях» А.С. Пушкина выпи­сать фрагмент (20 строк), выделяют грамматическую

38

Сказуемое.

1

Упр. 165

39

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Упр. 170, опре­делить его основную мысль, выписать главные члены предло­жения

40

Нераспространенные и распространенные предложения

1

Упр.178

41

Второстепенные члены предложения. Дополнение

1

Записывают 3 загадки, где есть дополнения

42

Определение.

1

Упр.187

43

Обстоятельство.

1

Используя обстоятельст­ва, составить устный рассказ, как и где вы отдыхаете на каникулах?

44

Предложения с однородными членами

1

Упр. 194, дополнить предложения однород­ными членами.

45

Знаки препинания в предложения с однородными членами

1

Упр. 204, подчеркивать однород­ные члены

46

Предложения с обращениями.

1

Составить предложения с обращением, используя речевую ситуацию (посо­ветуйте другу не есть мо­роженое, попросите това­рища дать вам книгу и др.)

47

Р/р. Письмо.

1

Написать письмо другу

48

Синтаксический разбор простого предложения

1

Упр. 217, сделать синтаксический разбор по плану

49

Пунктуационный разбор простого предложения

1

Из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Боро­дино» выписывать про­стые предложения, ос­ложненные однородными членами и обращениями

50

Простые и сложные предложения.

1

По данным схемам со­ставляют предложения на тему «Наши школьные дела»

51

Синтаксический разбор сложного предложения

1

Упр. 234, составить 2-3 сложных предложения со словосочетаниями

52

Прямая речь.

1

Выписать 4-5 пред­ложений с прямой речью из рассказа И.С. Турге­нева «Муму»

53

Диалог.

1

Упр. 249, записать телефонный разговор со сверстником, употребить речевые формулы вежливости

54

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

Подготовиться к контрольному диктанту

55

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация»

1


56

Р/р. Сжатое изложение (упр.261)

1

Повторить алфавит

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

16


57

Фонетика.

1

Написать схему в «Справочниках», стр.122

58

Гласные звуки.

1

Упр. 259, составить словосочетания прил.+сущ.,

59

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.

1

Упр. 270, выучить 2 скороговорки

60

Согласные твердые и мягкие.

1

Из упр. 270 выписать слова (по одному), в ко­торых все звуки твердые / все звуки мягкие

61

Р/р. Повествование. Обучающее подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского «Шкатулка» (упр. 283)

1


62

Р.р. Написание обучающего изложения по тексту К.Г. Паустовского «Шкатулка»

1


63

Согласные звонкие и глухие.

1

Упр. 281, выписать слова (по 2 слова), в которых только звонкие соглас­ные / только глухие.

64

Графика. Алфавит.

1

Составить список клас­са по алфавиту

65

Р/р. Описание предмета.

1


Написать сочинение - опи­сание предмета в худо­жественном стиле, оза­главливают его

66

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

Упр. 303, составить на основе словосочетаний (упр. 302) текст, озаглав­ить его; упр. 306

67

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

1

Упр.314

68

Орфоэпия.

1

Упр.318 (устно)

69

Фонетический разбор слова.

1

Упр.320 докончить

70

Повторение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфоэпия»

1

Подготовиться к к/д

71

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфоэпия».


1


72

Р/Р. Сочине­ние по кар­тине

Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

1


Докончить сочинение

Лексика. Культура речи.

9


73

Слово и его лексическое значение.

1

Упр. 331, разгадывают кроссворд, по толковому словарю определяют значение слов

74

Однозначные и многозначные слова.



1

Мини­-сочинение «В каких слу­чаях лексическое значе­ние слова лучше всего передавать с помощью рисунка?»

75

Прямое и переносное значение слов.


1

Из художественных про­изведений выписывают предложения (3 - 4), в которых есть слова в перенос­ном значении

76

Омонимы.

1

Упр.357

77

Синонимы.

1

Упр.366

78

Р.р. Обучающее сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь» (упр.368)

1

Докончить сочинение

79

Антонимы.

1

Упр.372, подготовиться к к/р

80

Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»


1

Упр.375 (устно)

81

Р.р. Обучающее подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег» (упр. 375)

1

Повторить о морфемике.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

21


82

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

1

Упр. 378

83

Окончание. Основа слова

1

Упр. 389

84

Корень слова

1

Упр. 396,

85

Р.р. Рассуждение. Обучающее сочинение-рассуждение «Дни недели рассказывают о себе» (упр. 397)

1

Докончить сочинение

86

Суффикс

1

Упр. 414

87

Приставка

1

Упр. 419

88

Р.р. Обучающее выборочное изложение с изменением лица по тексту В. Пескова «Последний лист орешника» (упр. 420)

1

Упр. 403

89

Чередование звуков.


1

Упр. 405


90


Беглые гласные

1

Упр.429

91

Варианты морфем. Морфемный разбор слова

1

Упр.432

92

Правописание гласных и согласных в приставках

1

Записывать фрагмент из «Сказки о мертвой ца­ревне...» А.С. Пушкина (4-6 строк), подчерки­вают слова с чередую­щейся согласной

93

Буквы З и С на конце приставок

1

Упр.445

94

Буквы А – О в корне –лаг-, -лож-

1

Упр.450

95

Буквы А – О в корне

–раст-, -рос-

1

Упр. 456

96

Р.р. Обучающее сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 470)

1

Упр. 436

97

Р.р. Написание обучающего сочинения по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 470)

1

Упр. 470

98

Буквы Ё – О после шипящих в корне

1

Упр. 460, составить диктант из отдельных слов, словосочетаний на правила, изученные в разделе «Морфемика»

99

Буквы Ы – И после Ц

1

С помощью этимологиче­ского словаря доказать родство слов цирк, циркуль, составить с ними предложения

100

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография»

1

Стр.41 ответить на контрольные вопросы

101

Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография»

1


102

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Повторить о частях речи

Морфология. Орфография. Культура речи.

19


103

Имя существительное как часть речи.

1

Упр. 480

104

Р/р Доказательства в рассуждении.

1

Упр.483

105

Р/р Доказательства в рассуждении.

1

Написать сочинение на одну из тем

106

Имена суще­ствительные одушевлен­ные и не­одушевлен­ные

1

Упр. 487

107

Имена суще­ствительные собственные и нарица­тельные

1

Упр. 495

108

Морфологи­ческий раз­бор имен существи­тельных

1

Упр. 499, подчеркнуть одушевленные сущ.

109

Р.р. Обучающее сжатое изложение по тексту Е.А. Пермяка «Перо и чернильница» (упр.513)

1

Отредактирование текста.

110

Р.р. Написание обучающего сжатого изложения по тексту Е.А. Пермяка «Перо и чернильница» (упр.513)

1


111

Род имен существи­тельных

1

Упр. 505 существительных

112

Имена суще­ствительные, которые имеют фор­му только множествен­ного числа

1

Запи­сать 2-3 загадки сименами сущ-ыми, которые имеют форму только мно­жественного числа,

113

Имена суще­ствительные, которые имеют толь­ко форму единственно­го числа

1

Упр. 516

114

Три склоне­ния имен существи­тельных


1

Из рассказа А.П. Чехова «Хирургия» записать небольшой отрывок (5 - 6 предложений), в кото­ром встречались бы име­на существительные трех склонений, подчеркнуть их

115

Падеж имен существи­тельных. Правописа­ние гласных в падежных окончаниях существительных в единствен­ном числе


1

Упр. 529, списать, обозначать падеж суще­ствительных,

116

Р.р. Обучающее подробное изложение с изменением лица по тексту В. Астафьева «Березки в приморском парке» (упр. 547)

1

Докончить изложение

117

Существи­тельные на -ия, -ие, -ий

1

Выписать из рассказа И.С. Тургенева «Муму» описание каморки Гераси­ма, подчеркнуть существи­тельные как члены пред­ложения, определить их падеж и склонение

118

Множествен­ное число имен суще­ствительных

1

Упр. 555, под­черкнуть существи­тельные во множествен­ном числе, определить их падеж

119

Правописа­ние о-ё по­сле шипящих и ц в оконча­ниях сущест­вительных

1

Упр. 559

120

Системати­зация и обобщение изученного по теме «Имя существи­тельное»

1

Упр. 561, обозначать па­деж существительных

121

Контрольная работа по теме «Имя суще­ствитель­ное»

1


122

Имя прилагательное как часть речи.

1

Упр. 577, выписать сначала имена прилага­тельные, затем - сущест­вительные на основе рас­суждения (упр. 469)

123

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

Упр.584

124

Р.р. Описание животного. Обучающее подробное изложение по тексту А.И. Куприна «Ю-ю» (пр. 585)

1

Докончить изложение

125

Прилагательные полные и краткие

1

Упр.592

126

Синтаксическая роль полных и кратких прилагательных

1

Упр.597

127

Р.р. Обучающее сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение» (упр. 598)

1

Доработать в черновиках

128

Р.р. Написание обучающего сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение»

1


129

Морфологический разбор имени прилагательного

1

Упр.599 докончить

130

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

1

Стр. 96 ответить на контр.вопросы

131

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

1


132

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Подготовить материал к сочинению

133

Р.Р. Обучающее сочинение по теме «Моё любимое животное»

1

Докончить сочинение

134

Глагол как часть речи.

1

Из «Сказки о мертвой царевне...» А.С. Пушкина выписать глаголы, которые обозначают стремительное движе­ние.

135

Не с глаго­лами

1

Упр. 621,

136


Р/р. Рассказ

1

Доказывать тезис: «Гла­гол - самая живая часть речи. Назначение глаго­ла - выражать само дей­ствие». (А. Югов)

137

Неопреде­ленная фор­ма глагола

1

Упр. 627, списать, ставя глаголы, данные в скобках, в неопределенную форму.

138

Правописание -тся и -ться в гла­голах

1

Упр. 637, выучить наизусть стихотворение Н. Рыленкова

139

Виды глагола

1

Упр. 642, образовать от данных глаголов глаголы другого вида по образцу

140

Видовые

пары

1

Из рассказа И.С. Тургенева «Муму» выписать глаголы- синонимы к слову «гово­рить», определяют их вид

141

Буквы е-и в корнях с че­редованием

1

Упр. 647, вставить пропущенные буквы, выделять корень в глаголах

142

Буквы е-и в корнях с че­редованием

1

Упр. 649.


143

Р/Р. Невы­думанный рассказ (о себе)

1

Докончить рассказ

144

Время

глагола

1

Выписать из фрагмента рас­сказа К. Паустовского «Заячьи лапы» 6-8 предло­жений, подчеркнуть гла­голы, определить их вид, время

145

Прошедшее

время

глагола

1

Упр. 656, образовать фор­мы глаголов прошедшего времени, составить словосочетания, указать вид глагола

146

Настоящее

время

глагола


1

Составить небольшой текст (6-8 предложе­ний), употребляя глаголы настоящего времени, обозначающие последо­вательность действий

147

Будущее

время

глагола

1

Выписывают из толкового словаря учебника по 5 глаголов совершенного и несовершенного вида

148

Спряжение

глаголов

1

Упр. 668, составить рассказ на основе рисун­ка, подчеркивать глаго­лы, обозначать их спря­жение

149

Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием.

1

Упр. 673, устно состав­ить диалог-расспрос по рисунку «Нарушитель», используя глаголы со значением высказывания

150

Р.р. Контрольное сжатое изложение по тексту А. Савчука «Шоколадный торт» (упр. 688)

1

Дописать изложение

151

Р.р. Написание контрольного сжатого изложения по тексту А. Савчука «Шоколадный торт» (упр. 688)

1

Записывать 2 загадки, отметить глаголы

152

Морфологический разбор глагола.

1

Упр. 687, выучить стих-ие

153

Правописа­ние Ь в гла­голах во 2-м лице единственно­го числа

1

Подготовить устное моноло­гическое высказывание о правописании глагола

154

Правописа­ние Ь в гла­голах во 2-м лице единственно­го числа

1

Упр. 697, составить по рисункам спортивный репортаж, используя данное начало

155

Употребле­ние времен

1

Составить текст дик­танта на правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова

156

Системати­зация и обобщение изученного по теме «Глагол»

1

Упр.703, составить сло­восочетания с глаголами, раскрывая их значение

157

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

1


158

Р/Р. Рассказ на основе изображен­ного (по ри­сунку «Не взяли на ры­балку»)

1

Докончить рассказ

Повторение и систематизация изученного

11


159

Разделы науки о языке


1

Упр. 706, подготовить по пла­ну устное сообщение «Изучайте русский язык»

160

Р.р. Обучающее сочинение на одну из данных тем (упр. 717)

1

Написать сочинение в черновиках

161

Р.р. Написание обучающего сочинения на одну из данных тем

1

Переписать сочинение

162

Орфограммы в приставках и корнях слов

1

Упр.718 выучить стих-ие наизусть, подготовиться к письму по памяти

163

Орфограммы в приставках и корнях слов

1

Упр. 720, под­черкивать орфограммы в приставках и корнях слов

164

Орфограммы в окончаниях слов

1

Упр. 724, обозначать орфограммы в окончаниях изученных частей речи

165

Употребление букв Ъ и Ь

1

Письменно объяснить смысл пословицы «Уче­нье - свет, а неученье - тьма»

166

Знаки препинания в простом и сложном предложении и предложениях с прямой речью

1

Упр. 730

167

Знаки препинания в простом и сложном предложении и предложениях с прямой речью

1


168

Повторение и обобщение за год.

1

Подготовиться к итоговой контрольной работе

169

Итоговая контрольная работа.

1


170

Работа над ошибками. Повторение и обобщение за год.

1