СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (ФГОС).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 6 класса»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя первой квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №12»

г. Альметьевска

Республики Татарстан

Филочкиной Ирины Михайловны

по русскому языку

6 класс





Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2015


Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе


  • Воспитание духовно-богатой, нравственно ори­ентированной личности с развитым чувством са­мосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, созна­тельно относящегося к нему как явлению куль­туры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и рече­выми умениями и навыками, развитие готовно­сти и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, само­образования;

  • приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функциониро­вания, развитие способности опознавать, ана­лизировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение ак­тивного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грам­матических средств, совершенствование орфо­графической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

  • развитие интеллектуальных и творческих спо­собностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому са­мосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  • совершенствование коммуникативных способ­ностей. формирование готовности к сотрудниче­ству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные ком­промиссы.

Общая характеристика программы

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля полученных знаний, качества выполнения заданий. Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь

Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника «Русский язык. 6 класс содержит значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.)

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи- речеведческие понятия и виды работы над текстом-; пропорционально распределяются межу грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. В системе школьного образования учебный предмета»Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения, Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования реализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрыв­ен со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбегающие.

Основными формами и видами контроля знаний и навыков являются: входной контроль в конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов предупредительных, объяснительных, выборочных графических, творческих, свободных («Проверь себя»), диктантов с грамматическими заданиями, проверочных работ, комплексного анализа, итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.


Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются:

коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке, как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.


Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане


В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, особенно с предметами гуманитарного цикла – иностранный язык (есть общие темы в разделе «Грамматика»), история, литература.


Предмет «Русский язык» в основной школе изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю составляет: 5-й класс – 5; 6-й класс –4; 7-й класс –3; 8-й - 3, 9-й – 2 часа в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык»

к концу 6 класса


I. Учащиеся должны знать определения основных изучае­мых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, ор­фографических и пунктуационных правил, обосновывать свои от­веты, приводя нужные примеры.

П. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следую­щими умениями   и   навыками:

  • производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе ча­стей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

  • с помощью толкового словаря выяснять нормы употребле­ния слова;

  •    соблюдать нормы литературного языка в пределах изу­ченного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфо­граммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфогра­фические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Составлять сложный план. Подроб­но, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий. Собирать и систе­матизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать со­держание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.


В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;

  • основные признаки стилей языка;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь и другие стили;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

 

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;


говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


Содержание курса (6 класс)

Речь. Общение

Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь. Общение. Ситуация общения

Повторение изученного в 5 классе

фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфоэпия. Морфемы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение . запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Типы речи. Стиль речи. Основная мысль текста, Составление диалога.

Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.

Текст его особенности. Тема и основная мысль Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки : и стили речи. Официально-деловой стиль, Речь устная и письменная; диалогическая монологическая. Основная мысль текста,

Лексика Культура речи

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова.

Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно- русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие сло­ва. Словари. Повторение.

P.P. Написание сжатого изложения. Приемы сжа­тия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К. Р. Контрольный диктант № 2 с лексическим за­данием.

Фразеология. Культура речи

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. По­вторение.

P.P. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р. Контрольный тест № 1 по теме «Фразеология».

Словообразование. Орфография. Культура речи

Морфемика и словообразование. Описание поме­щения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материа­лов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в кор­не –кас - кос-. Буквы а я о в корне –гар - гор-.

Буквы

а и о в корне -зар зор-. Буквы ы, и после приста­вок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Р. Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план со­чинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

К. Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 4 с грамматиче­ским заданием.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (1 часть)

Имя существительное как часть речи. Разно­склоняемые имена существительные. Буква е в суф­фиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные обще­го рода. Морфологический разбор имени сущест­вительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

P.P. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение ос­новной мысли, темы, ключевых слов текста.

К. Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 2 по теме «Имя суще­ствительное». Сочинение по картине.

Морфология. Орфография. Культура речи (2 часть)

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.

Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прила­гательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилага­тельных. Различение на письме суффиксов прилага­тельных , ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

P.P. Описание природы: основная мысль, структу­ра описания, языковые средства, используемые в опи­сании. Составление плана описания природы. Выбо­рочное изложение по произведению художественной литературы.

К. Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 3 по теме «Имя прила­гательное». Сочинение-описание природы.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые и со­ставные числительные. Мягкий знак на конце и в се­редине числительных. Порядковые числительные. Раз­ряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический раз­бор имени числительного. Повторение.

P.P. Стиль текста. Выборочное изложение по про­изведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Бе­регите природу!»

К. Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 4 по теме «Имя чис­лительное».

Местоимение

Местоимение как часть речи. Личные местоиме­ния. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные ме­стоимения. Отрицательные местоимения. Притяжа­тельные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Место­имения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

P.P. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 9 с грамматиче­ским заданием. Контрольный тест № 5 по теме «Ме­стоимение».

Глагол

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное на­клонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Пра­вописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.

P.P. Сочинение-рассказ. Изложение. Составле­ние текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.

К.Р. Контрольный диктант № 10 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 11 с грамматиче­ским заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест № 6 по теме «Глагол».

Повторение и систематизация из в 5 и 6 классах. Культура речи

Разделы науки о языке. Орфография. Лексика и фразеология. Словообразование. Синтаксис.

P.P. Сочинение-описание (рассуждение К.Р. Итоговый тест)


Количество часов

На основании приказа МО и Н РТ от 9 июля 2012 г «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего и основного общего образования» передан один час за счет часов школьного компонента для формирования навыков грамотного письма и развития письменной и устной речи рабочая программа рассчитана на 140 часов (на 4 часа в неделю)


Содержание

Кол-во часов

Язык. Речь. Общение.

1

Повторение изученного в 5 классе.

6+2

Текст.

3+2

Лексика и фразеология. Культура речи.

7+2

Фразеология. Культура речи.

3+1

Словообразование. Орфография. Культура речи.

12+2

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Имя числительное.

Местоимение.

Глагол.


20+3

16+2

12+2

13+3

18+3

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

6+1

ИТОГО

140


Требования к результатам освоения выпускниками

основной школы программы по русскому языку


Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объем словарного запаса усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

2) способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой инфор­мации, компакт-диски учебного назначения, ре­сурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной лите­ратурой;

3) овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

4) умение сопоставлять и сравнивать речевые вы­сказывания с точки зрения их содержания, сти­листических особенностей и использованных языковых средств;

5) способность определять цели предстоящей учеб­ной деятельности (индивидуальной и коллек­тивной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или про­читанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого обобщения ос­новных орфоэпических, лексических, грамма­тических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение ос­новных правил орфографии и пунктуации в про­цессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, не­дочеты, исправлять их; умение совершенство­вать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников; небольшими сообщениями, докладами; применение приобретенных знаний, умений сов в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний им учебным предметам, применять полученные , умения и навыки анализа языковых явлений предметном уровне (на уроках иностранного литературы и др.);

6) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого совместного выполнения какой-либо задачи, в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в раз­личных ситуациях формального и неформального меж­личностного и межкультурного общения.



Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка рус­ского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о свя­зи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гума­нитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых понятий лингвистики: линг­вистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысло­вые типы речи (повествование, описание, рассужде­ние); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  5. овладение основными стилистическими ресурса­ми лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпиче­скими, лексическими, грамматическими, орфографи­ческими, пунктуационными), нормами речевого эти­кета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  6. распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употреб­ление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  7. проведение различных видов анализа слова (фо­нетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспект­ного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функ­циональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  8. понимание коммуникативно-эстетических воз­можностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речево­го высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Используемый учебно-методический комплекс

Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразо­вательных организаций в 2 ч. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015.















Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Оценка знаний учащихся по русскому языку осуществляется по результатам текущих письменных работ учащихся, плановых тематических и итоговых контрольных работ. Письменная проверка знаний учащихся позволяет увидеть степень усвоения изучаемого программного материала, дает возможность убедиться в умении детей практически применять полученные знания. Контроль уровня достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ.

К письменным формам проверки можно отнести:

  • контрольный словарный диктант;

  • списывание текста с грамматическим заданием, разнообразные виды грамматического

разбора (с использованием графических обозначений);

  • диктант;

  • тестовые задания;

  • изложение;

  • сочинение;

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения+0 организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка «5» ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если дает обучающийся ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных обучающимися на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.


ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.


При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.

КОНТРОЛЬНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.



ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ


ОЦЕНКА

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ


СОДЕРЖАНИЕ И РЕЧЬ

ГРАМОТНОСТЬ

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательного изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.



Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

Современные развивающие технологии, применяемые на уроках русского языка


1. Технология проблемного обучения.

2.  Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

3.   Технология «Творческая мастерская»

4.Новые информационные технологии в преподавании русского языка и литературы.

5.Здоровьесберегающие технологии.

6.Обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа)

7.Разноуровневое обучение.


Средства обучения на уроках русского языка

1.Таблицы

2.Компьютерные диски – тренажеры

3.Картины ( к урокам развития речи)

4.Алгоритмы по темам урока.


Использование образовательных сайтов.

1.Методический кабинет

2.Открытый класс

3.Современные технологии в образовании

4.Образовательные ресурсы сети Интернет

5.Методическая копилка

6.РroШколу.ru

7.Русский язык и литература. Российский общеобразовательный портал.

8.ИТ для учителей литературы.

9.Учительский портал

10.Открытый урок и т.д.

11.Лингвист.ru

12.Культура письменной речи.

























Рабочая программа по русскому языку, 6 класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки пр-ния

план

факт

1


Язык, речь, общение. Ситуация общения

1

1.09


2


Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова.

1

2.09


3


Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в

приставках и корнях слов.

1

3.09


4


Части речи. Морфологический разбор слова.

1

5.09


5

Орфограммы в окончаниях слов.


1

8.09


6


Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в

конце и внутри простого предложения.

1

9.09


7


Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

Синтаксический разбор.

1

10.09


8

9

Р/р Прямая речь. Диалог.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

2

12.09

15.09


10

Р/р Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста

1

16.09


11

Вводный административный контрольный диктант.

1

17.09


12


Анализ диктанта.

Р/р Начальные и конечные предложения текста

1

19.09


13

Ключевые слова. Основные признаки текста

1

22.09


14

Текст и стили речи. Официально-деловой стиль

1

23.09


15

Слово и его лексическое значение

1

24.09


16

17


Р/р Собирание материалов к сочинению по картине

А.М.Герасимова «После дождя»

Написание сочинения.

2

26.09

29.09


18


Общеупотребительные слова, профессионализмы

Диалектизмы

1

30.09


19

Исконно-русские и заимствованные слова

1

1.10


20

Неологизмы, устаревшие слова.

1

3.10


21

Р/р Словари. Составление словарной статьи

1

6.10


22


Повторение и обобщение

1

7.10


23

Контрольный диктант с лексическим заданием Анализ

1

8.10


24

25

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

2

10.10

13.10


26

Р/р Повторение и обобщение

1

14.10


27

Контрольный тест по теме «Фразеология»

1

15.10


28

Морфемика и словообразование

1

17.10


29

Р/р Описание помещения

1

20.10


30

31

Основные способы образования слов в русском языке

Этимология слов

2

21.10

22.10


32

Диагностическая работа по теме «Словообразование»

1

24.10


33

Контрольный диктант по итогам 1 четверти.

(Оценочные средства для текущего контроля)

1

27.10


34


Анализ контрольного диктанта

1

28.10


35


Р/р Систематизация материалов к сочинению.

Сложный план Сочинение

1

29.10


36

Буквы о и а в корне -кос- - -кас-

1

7.11


37


Буквы о и а в корне -гор - - -гар –

Буквы а и о в корне –зар-, -зор

1

10.11


38

Буквы ы и и после приставок

1

11.11


39

Гласные в приставках пре - и при-

1

12.11


40

Повторение и обобщение

1

14.11


41

К\д с грамматическим заданием

1

17.11


42

43


Соединительные о и е в сложных словах

Сложносокращенные слова

2

18.11

19.11


44

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя

существительное»

1

21.11


45

Разносклоняемые имена существительные

1

24.11


46


Буква е в суффиксе

-ен- существительных на –мя

1

25.11


47

48

Несклоняемые имена существительные

Род несклоняемых имен существительных

2

26.11

28.11


49

Имена существительные общего рода

1

1.12


50

Морфологический разбор имени существительного

1

2.12


51

Р/р Письмо

1

3.12


52

53

Не с существительными

2

5.12

8.12


54

55

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта.

Работа над ошибками.

1

9.12

10.12


56

57

Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)

2

12.12


58


Гласные в суффиксах существительных –ек и -ик

1

15.12


59

60

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

2

16.12

17.12


61

62

Обобщение изученного по теме «Имя существительного»

2

19.12

22.12


63

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

23.12


64


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

24.12


65

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя

прилагательное»

1

9.01


66

Р/р Описание природы. Сочинение

1

12.01


67

68

Степени сравнения имен прилагательных

2

13.01

14.01


69

70


Разряды имен прилагательных по значению.

Качественные прилагательные

2

16.01

19.01


71

Относительные прилагательные

1

20.01


72

Притяжательные прилагательные

1

21.01


73

Морфологический разбор имени прилагательного

1

23.01


74

75

Не с прилагательными


2

26.01

27.01


76

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

1

28.01


77

78

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

2

30.01

2.02


79

Р/р Выборочное изложение по теме Имя прилагательное»

1

3.02


80

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-

1

4.02


81


Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1

6.02


82


Контрольный диктант с грамматическим заданием

Анализ ошибок

1

9.02


83


Имя числительное как часть речи

1

10.02


84

Простые и составные числительные

1

11.02


85

Мягкий знак на конце и в середине числительных

1

13.02


86

Порядковые числительные

1

16.02


87

88

Разряды количественных числительных

2

17.02

18.02


89

Числительные, обозначающие целые числа

1

20.02


90

Дробные числительные.

1

22.02


91

Собирательные числительные

1

24.02


92

Морфологический разбор имени числительно

1

25.02


93

Р/ р Составление текста объявления

1

27.02


94


Р/р Составление текста выступления на тему: «Берегите природу!»

1

2.03


95

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

3.03


96

Анализ ошибок

1

4.03


97

Местоимение как часть речи

1

6.03


98

Личные местоимения

1

9.03


99

Р/р Составление рассказа от первого лица

1

10.03


100

Возвратное местоимение себя

1

11.03


101

Вопросительные и относительные местоимения

1

13.03


102

Неопределенные местоимения

1

16.03


103

Отрицательные местоимения

1

17.03


104

Притяжательные местоимения

1

18.03


105

106

Р/р Написание сочинения-рассуждения

2

30.03

31.03


107

Указательные местоимения

1

1.04


108

Определительные местоимения

1

3.04


109

Местоимения и другие части речи.

1

3.04


110

К/д с грамматическим заданием

1

6.04


111

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

7.04


112

Морфологический разбор местоимения

1

8.04


113

Глагол как часть речи

1

10.04


114

Разноспрягаемые глаголы.

1

13.04


115

Р/р Написание сжатого изложения

1

14.04


116

Р/р Анализ ошибок

1

15.04


117

Глаголы переходные и непереходные

1

17.04


118

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

20.04


119

Условное наклонение

1

21.04


120

Повелительное наклонение.

1

22.04


121

Контрольный тест по теме «Глагол»

1

24.04


122

Анализ ошибок, допущенных в тесте

1

27.04


123

Употребление наклонений

1

28.04


124

Безличные глаголы

1

29.04


125

Морфологический разбор глагола

1

2.05


126

Повторение и обобщение по теме «Глагол»

1

4.05


127

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

5.05


128

Анализ ошибок

1

6.05


129

Р/р Рассказ на основе услышанного.

1

8.05


130

131

Правописание гласных в окончаниях суффиксах глаголов.

2

11.05

12.05


132

Повторение и систематизация по теме «Глагол»

1

13.05


133

Контрольный диктант с грамматическим заданием Анализ ошибок

1

15.05


134

Разделы науки о языке. Орфография.

1

18.05


135

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

19.05


136

Лексика и фразеология.

1

20.05


137

Словообразование.

1

22.05


138

Морфология.

1

25.05


139

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

27.05


140

Итоговый тест.

1

29.05