Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс (210часов)
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически | Корректировка | | | |
Введение (2ч.) | | | | |
1 | Русский язык – один из развитых языков мира | 1 | | | | | | |
2 | Язык,речь,общение .Ситуация общения. | 1 | | | | | | |
Повторение пройденного в V классе (10ч) | | | | |
3 | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. | 1 | | | | | | |
4 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова | 1 | | | | | | |
5 | Орфограммы в приставках и корнях слов. | 1 | | | | | | |
6 | Части речи. Морфологический разбор слова. | 1 | | | | | | |
7 | Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | | | | | | |
8 | Словосочетание. | 1 | | | | | | |
9 | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. | 1 | | | | | | |
10 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. | 1 | | | | | | |
11 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | 1 | | | | | | |
12 | Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | | | | | | |
Текст(6ч) | | | |
13 | Текст,его особенности. Тема и основная мысль текста. | 1 | | | | | | |
14 | Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. | 1 | | | | | | |
15 | Основные признаки текста. | 1 | | | | | | |
16 | Текст и стили речи. Официально-деловой стиль. | 1 | | | | | | |
17 | Контрольная работа по теме: «Повторение изученного в 5 классе». | 1 | | | | | | |
18 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | | | | |
Лексика. Фразеология. Культура речи (12ч.) | | | | |
19 | Слово и его лексическое значение. | 1 | | | | | | |
20 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине А.М. Герасимова «После дождя» («Мокрая терраса»). | 1 | | | | | | |
21 | Р.р. Написание сочинения по картине А.М. Герасимова «После дождя» («Мокрая терраса»). | 1 | | | | | | |
22 | Общеупотребительные слова. Профессионализмы. | 1 | | | | | | |
23 | Диалектизмы. | 1 | | | | | | |
24 | Р.Р. Сжатое изложение (по тексту упр.119). | 1 | | | | | | |
25 | Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова. | 1 | | | | | | |
26 | Устаревшие слова. Неологизмы. | 1 | | | | | | |
27 | Исконно русские и заимствованные слова. | 1 | | | | | | |
28 | Фразеология. Фразеологизмы. | 1 | | | | | | |
29 | Источники фразеологизмов. | 1 | | | | | | |
30 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Лексика и фразеология. Культура речи». | 1 | | | | | | |
Словообразование. Орфография. Культура речи (23ч) | | | |
31 | Морфемика.Словообразование. Орфография. | 1 | | | | | | |
32 | Р.Р. Описание помещения. | 1 | | | | | | |
33-34 | Основные способы образования слов в русском языке. | 2 | | | | | | |
35 | Практикум по словообразованию. | 1 | | | | | | |
36 | Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. | 1 | | | | | | |
37 | Р.Р. Систематизация материала к сочинению. Сложный план. | 1 | | | | | | |
38 | Р.Р. Сочинение на тему: «Описание помещения» (упр.180). | 1 | | | | | | |
39 | Правописание гласных о и а в корнях –кос-, -кас-. | 1 | | | | | | |
40 | Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- -гар-. | 1 | | | | | | |
41 | Правописание букв а и о в корне -зар- -зор- | 1 | | | | | | |
42 | Буквы ы и и после приставок на согласные. | 1 | | | | | | |
43 | Правописание гласных в приставках пре- и при-. | 1 | | | | | | |
44 | Правописание гласных в приставках пре- и при-. Закрепление темы. Самостоятельная работа. | 1 | | | | | | |
45 | Гласные в приставках пре- и при. Словарный диктант. | 1 | | | | | | |
46 | Правописание соединительных гласных о и е в сложных словах. | 1 | | | | | | |
47 | Сложносокращенные слова. | 1 | | | | | | |
48 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро». | 1 | | | | | | |
49 | Р.Р. Написание сочинения по картине Т.Н. Яблонской «Утро». | 1 | | | | | | |
50 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 1 | | | | | | |
51 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» | 1 | | | | | | |
52 | Контрольная работа по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». | 1 | | | | | | |
53 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | | | | |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Имя существительное (22ч) | | | |
| | |
54-55 | Повторение изученного в V классе. | 2 | | | | | | |
56 | Р.Р. Письмо как одна из разновидностей текста. | 1 | | | | | | |
57 | Разносклоняемые имена существительные. | 1 | | | | | | |
58 | Разносклоняемые имена существительные. | 1 | | | | | | |
59 | Буква е в суффиксе –ен- в существительных на –мя. | 1 | | | | | | |
60 | Р.Р. Публичное выступление на тему: «Происхождение имен». | 1 | | | | | | |
61 | Несклоняемые имена существительные. | 1 | | | | | | |
62 | Род несклоняемых имен существительных. | 1 | | | | | | |
63 | Имена существительные общего рода. | 1 | | | | | | |
64 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | | | | | | |
65 | Р.Р. Подготовка к контрольному сочинению-описанию личных впечатлений от увиденного (услышанного). | 1 | | | | | | |
66 | Р.Р. Контрольное сочинение-описание личных впечатлений от увиденного (услышанного). | 1 | | | | | | |
67 | Не с существительными. | 1 | | | | | | |
68 | Не с существительными. Проверочная работа | 1 | | | | | | |
69 | Согласные ч и щ в суффиксе –чик(-щик). | 1 | | | | | | |
70 | Согласные ч и щ в суффиксе –чик(-щик). | 1 | | | | | | |
71 | Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик. | 1 | | | | | | |
72 | Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах существительных. | 1 | | | | | | |
73 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное». | 1 | | | | | | |
74 | Контрольная работа по теме «Имя существительное». | 1 | | | | | | |
75 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | | | | |
Имя прилагательное (35ч) | | | | |
76 | Повторение изученного в V классе | 1 | | | | | | |
77 | Полная и краткая форма имен прилагательных | 1 | | | | | | |
78 | Р.Р. Подготовка к сочинению. Описание природы. | 1 | | | | | | |
79 | Р.Р. Написание сочинения. Описание природы. | 1 | | | | | | |
80-81 | Степени сравнения имен прилагательных. | 2 | | | | | | |
82 | Закрепление темы «Степени сравнения имен прилагательных». | 1 | | | | | | |
83 | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | 1 | | | | | | |
84 | Р.Р. Описание уголка природы. | 1 | | | | | | |
85 | Относительные прилагательные | 1 | | | | | | |
86 | Контрольная работа за I полугодие по тексту администрации. | 1 | | | | | | |
87 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | | | | |
88 | Закрепление темы «Относительные прилагательные». | 1 | | | | | | |
89 | Р.Р. Подготовка к выборочному изложению (упр.347). | 1 | | | | | | |
90 | Р.Р. Выборочное изложение на тему «Возвращение Владимира в родительский дом». | 1 | | | | | | |
91 | Притяжательные прилагательные | 1 | | | | | | |
92 | Закрепление темы «Притяжательные прилагательные» | 1 | | | | | | |
93 | Контрольный словарный диктант. Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | | | | | | |
94 | Не с именами прилагательными. | 1 | | | | | | |
95 | Закрепление темы «Не с именами прилагательными». | 1 | | | | | | |
96 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных. | 1 | | | | | | |
97 | Закрепление темы «Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных». | 1 | | | | | | |
98 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных | 1 | | | | | | |
99 | Закрепление темы «Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных». | 1 | | | | | | |
100 | Р.Р. Подготовка к сочинению- описанию по тексту упр.375. | 1 | | | | | | |
101 | Р.Р. Написание сочинения-описания упр.375. | 1 | | | | | | |
102 | Различение на письме суффиксов –к- и –ск- | 1 | | | | | | |
103 | Закрепление темы «Различение на письме суффиксов –к- и –ск» Проверочная работа. | 1 | | | | | | |
104-105 | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. | 2 | | | | | | |
106 | Закрепление темы «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных» | 1 | | | | | | |
107 | Р.Р. Публичное выступление на тему «Народные промыслы». | 1 | | | | | | |
108 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». | 1 | | | | | | |
109 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | 1 | | | | | | |
110 | Анализ контрольного диктанта | 1 | | | | | | |
Имя числительное (21ч.) | | | |
| | |
| | |
111 | Имя числительное как часть речи. | 1 | | | | | | |
112 | Имя числительное как часть речи. | 1 | | | | | | |
113 | Синтаксическая роль имен числительных в предложении. | 1 | | | | | | |
114 | Простые и составные числительные. | 1 | | | | | | |
115 | Мягкий знак в середине и на конце числительных. | 1 | | | | | | |
116 | Закрепление темы «Мягкий знак в середине и на конце числительных» | 1 | | | | | | |
117 | Разряды количественных числительных. | 1 | | | | | | |
118 | Числительные, обозначающие целые числа. | 1 | | | | | | |
119 | Закрепление темы «Числительные, обозначающие целые числа» | 1 | | | | | | |
120-121 | Дробные числительные. | 2 | | | | | | |
122-123 | Собирательные числительные. | 2 | | | | | | |
124-125 | Порядковые числительные. | 2 | | | | | | |
126 | Р.Р. Работа с текстом. | 1 | | | | | | |
127 | Морфологический разбор имени числительного. | 1 | | | | | | |
128 | Р.Р. Выступление перед классом на тему: «Берегите природу!». | 1 | | | | | | |
129 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя числительное». | 1 | | | | | | |
130 | Контрольная работа по теме «Имя числительное». | 1 | | | | | | |
131 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | | | | |
Местоимение (28ч) | | | |
| | |
| | |
132 | Местоимение как часть речи. | 1 | | | | | | |
133 | Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений. | 1 | | | | | | |
134 | Разряды местоимений. Личные местоимения. | 1 | | | | | | |
135 | Личные местоимения. | 1 | | | | | | |
136 | Возвратное местоимение себя. | 1 | | | | | | |
137 | Р.Р. Подготовка к написанию рассказа по картинкам «Как я помогал маме». | 1 | | | | | | |
138 | Р.Р. Написание рассказа по картинкам на тему «Как я однажды помогал маме». | 1 | | | | | | |
139 | Вопросительные местоимения. | 1 | | | | | | |
140 | Относительные местоимения. | 1 | | | | | | |
141 | Неопределенные местоимения. | 1 | | | | | | |
142 | Закрепление темы «Неопределенные местоимения» | 1 | | | | | | |
143 | Отрицательные местоимения. | 1 | | | | | | |
144 | Закрепление темы «Отрицательные местоимения.» | 1 | | | | | | |
145 | Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. | 1 | | | | | | |
146-147 | Притяжательные местоимения. | 2 | | | | | | |
148 | Р.Р. Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту упр.480. | 1 | | | | | | |
149 | Р.Р. Сочинение- рассуждение. | 1 | | | | | | |
150-151 | Указательные местоимения. | 2 | | | | | | |
152 | Определительные местоимения. | 1 | | | | | | |
153 | Местоимения и другие части речи. | 1 | | | | | | |
154 | Морфологический разбор местоимения. | 1 | | | | | | |
155 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители». | 1 | | | | | | |
156 | Р.Р. Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители». | 1 | | | | | | |
157 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Местоимение». | 1 | | | | | | |
158 | Контрольная работа по теме «Местоимение». | 1 | | | | | | |
159 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | | | | |
Глагол (35ч) | | | | |
160-161 | Повторение изученного в V классе. | 2 | | | | | | |
162-163 | Спряжение глаголов. | 2 | | | | | | |
164 | Текстообразующая роль глаголов. | 1 | | | | | | |
165 | Р.Р. Подготовка написания сочинения - рассказа по сюжетным картинкам «Степа колет дрова» (упр.517). | 1 | | | | | | |
166 | Р.Р. Сочинение - рассказ по сюжетным картинкам «Степа колет дрова». | 1 | | | | | | |
167-168 | Разноспрягаемые глаголы. | 2 | | | | | | |
169-170 | Переходные и непереходные глаголы. | 2 | | | | | | |
171 | Наклонения глагола. Изъявительное наклонение. | 1 | | | | | | |
172 | Р.Р. Изложение по заданию к упр.542 | 1 | | | | | | |
173-174 | Условное наклонение. | 2 | | | | | | |
175-176 | Повелительное наклонение. | 2 | | | | | | |
177 | Повелительное наклонение. | 1 | | | | | | |
178 | Р.Р. Подготовка к сочинению «Если бы я был учителем» | 1 | | | | | | |
179 | Р.Р. Написание сочинения «Если бы я был учителем». | 1 | | | | | | |
180 | Употребление наклонений. Контрольный словарный диктант. | 1 | | | | | | |
181 | Практическое занятие по теме «Употребление наклонений». | 1 | | | | | | |
182-183 | Безличные глаголы | 2 | | | | | | |
184 | Итоговый контрольный диктант по тексту администрации. | 1 | | | | | | |
185 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | | | | | | |
186 | Морфологический разбор глагола. | 1 | | | | | | |
187 | Р.Р. рассказ на основе услышанного. | 1 | | | | | | |
188 | Р.Р. Написание рассказа на основе услышанного. | 1 | | | | | | |
189-190 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 2 | | | | | | |
191 | Закрепление темы: «Правописание гласных в суффиксах глаголов». | 1 | | | | | | |
192 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол» | 1 | | | | | | |
193 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | | | | | | |
194 | Анализ контрольного диктанта | 1 | | | | | | |
Систематизация и повторение пройденного в 5 и 6 классах. (16ч.) | |
195 | Разделы науки о языке. | 1 | | | | | | |
196-197 | Орфография. | 2 | | | | | | |
198 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | | | | | | |
199 | Р.Р. Подготовка к сочинению на выбранную тему (по упр.610) | 1 | | | | | | |
200 | Р.Р. Сочинение на выбранную тему (по упр.610) | 1 | | | | | | |
201 | Лексика и фразеология. | 1 | | | | | | |
202 | Словообразование. Морфемный разбор. | 1 | | | | | | |
203 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | | | | | | |
204 | Морфология. Морфологический разбор слова. | 1 | | | | | | |
205 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | | | | | | |
206 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | | | | | | |
207 | Морфологический разбор глагола. | 1 | | | | | | |
208 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | | | | | | |
209 | Тестовые задания. | 1 | | | | | | |
210 | Подведение итогов года. | 1 | | | | | | |
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.
Рабочая программа ориентирована на учебник : Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват.организаций. В 2 ч. (М.Т.Баранов,Л.Т.Ладыженская,Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский).- М.: Просвещение,2014. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа предназначена для работы в МБОУ «ООШ с. Титоренко». Цель работы в данной школе – развитие интеллектуальных и творческих возможностей личности, её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости, создание условий по обеспечению доступности и качества образования обучающихся. На изучение русского языка в 6 классе отведено 210 часов, в данной рабочей программе отведено такое же количество часов.
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык».
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных,творческих способностей и моральных качеств личности. -осознание эстетической ценности русского языка;уважительное отношение к родному языку,гордость за него;стремление к речевому самосовершенствованию.
Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные результаты: 1)владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
- владение разными видами чтения(поисковым,ознакомительным,изучающим) текстов разных стилей и жанров
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров,владение разными видами аудирования(выборочным,ознакомительным,детальным)
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему;умение вести самостоятельный поиск информации.
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,стилистических особенностей и использованных языковых средств;говорение,письмо. - способность определять цели предстоящей учебной деятельности,последовательность действий,оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости(план,пересказ,конспект,аннотация).
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов,стилей речи и жанров с учетом замысла,адресата и ситуации общения.
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности,к прочитанному,услышанному,увиденному.
владение различными видами монолога(повествование,описание,рассуждение) и диалога(этикетный,диалог-расспрос,диалог-побуждение и др.).
способность участвовать в речевом общении,соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты,мимику в процессе речевого общения.
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания,языкового оформления,умение находить грамматические и речевые ошибки,исправлять их. 2) применение приобретенных знаний,умений и навыков в повседневной жизни,способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим предметам. 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения,совместного выполнения какой-либо задачи,участия в спорах,обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты:
1 представление об основных функциях языка,о связи языка и культуры народа,роли русского языка в жизни человека и общества.
2 понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом.
3 усвоение основ научных знаний о русском языке,понимание взаимосвязи его уровней и единиц.
4 освоение базовых понятий лингвистики:лингвистика и её основные разделы;язык и речь,речевое общение,речь устная и письменная;монолог,диалог и их виды;ситуация речевого общения;разговорная речь,научный,публицистический,официально-деловой стили ,язык художественной литературы;функционально-смысловые типы речи(повествование,описание,рассуждение);текст,типы текста;основные единицы языка,их признаки.
5 овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;основными нормами русского литературного языка(орфоэпическими,лексическими,грамматическими,орфографическими,пунктуационными).
6 опознавание и анализ основных единиц языка,грамматических категорий языка,уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.
7 проведение различных видов анализа слова(фонетический,морфемный,словообразовательный и др.).
Личностные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа.
уважительно относиться к родному языку,испытывать гордость за него.
оценивать свои и чужие поступки.
проявлять внимание,удивление,желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
понимать определяющую роль русского языка в развитии интеллектуальных ,творческих способностей и моральных качеств личности.
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
планированию пути достижения цели
установлению целевых приоритетов.
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием(отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
учитывать условия выполнения учебной задачи.
выделять альтернативные способы достижения цели.
осуществлять итоговый контроль деятельности(«что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция,входящая в состав учебного действия»).
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
пользоваться знаками,символами,таблицами,схемами,приведенными в учебной литературе;строить сообщения в устной форме
находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
проводить сравнение ,сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям(критериям)при указании количества групп
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей
осуществлять запись(фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте
проводить сравнение ,сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании и без указания количества групп
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Содержание программы учебного курса (210 ч)
Русский язык — один из развитых языков мира. (2ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ (16ч )
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12ч)
I. Повторение пройденного по лексике в V классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (23ч.)
I. Повторение пройденного по морфемике в V классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксальный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор -гар-, -кос – кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые
особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный
план. Выборочный пересказ исходного текста.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Имя существительное
(22ч )
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик, буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное
(35ч.)
I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян), -ин-, -они- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов
-к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных
(уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное
(21ч)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль
имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в надежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление — призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение
(28ч)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами
-то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (Тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол
(35ч.)
I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других
и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ па основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО
В VI КЛАССЕ
(16ч.)