СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса к учебнику Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. и др.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса к учебнику Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 8 класса к учебнику Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. и др.»

Пояснительная записка



Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта определяет следующие цели преподавания курса русского языка в 5-9 классах:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В соответствии с данными целями основная задача , которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы процессы освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, процессы освоения основных норм современного русского литературного языка, формирования способности пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

В связи с этим предлагаемая программа направлена на то, чтобы обеспечить в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоение основ лингвистики и разных видов языкового анализа, овладения коммуникативными умениями и навыками, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку в 8 классе, состоит в том, чтобы процессы освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладения его основными нормами, формирования умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

Специфика программы заключается в том, что на данном этапе начинается изучение синтаксиса простого предложения, поэтому основными целями обучения русскому языку в 8 классе будут:

  1. речевая деятельность:

1) дифференцирование главной и второстепенной информации текста;

2) определение принадлежности текста к типу речи и функциональной разновидности;

3) пересказ прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью свернутости или с сохранением структуры и языковых особенностей текста;

4) написание сочинений повествовательного характера, рассуждения на нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы;

5) распознавание характерных для художественных и публицистических текстов языковых и речевых средств воздействия на читателя;

II. синтаксис и пунктуация:

  1. правильное употребление в речи словосочетаний разных видов;

  2. различение простых предложений всех видов, их анализ и языковой разбор;

  3. выразительное чтение простых предложений изученных конструкций;

  4. использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительной речи;

  5. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.





Рабочая программа разработана на основе Обязательного минимума содержания образования Федерального компонента государственного стандарта основного (неполного) общего образования (2004), Примерной программы основного общего образования по русскому языку (базовый уровень) и «Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов» (Авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. В кн.: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Русский язык: Программы общеобразовательных учреждений: 5 – 9 классы. – 10-е изд. – М.: «Просвещение», 2009)., ориентирована на новые учебники по русскому языку для 8 и 9 классов (авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова)


В рабочей программе изменен порядок тем «Обособленные члены предложения» и «Обращения, вводные слова и междометия» в соответствии с расположением этого материала в учебнике, а также добавлены темы из Обязательного минимума содержания образования Федерального компонента государственного стандарта основного (неполного) общего образования (2004), отсутствующие в авторской программе М.Т. Баранова:

  1. Повторение пройденного в 5 – 7 классах: Строение текста: смысловые части, основные средства связи между ними.

  2. Однородные члены предложения: Сочетание знаков препинания.

  3. Неполные предложения. Обращения, вводные слова и предложения. Прямая и косвенная речь: Основные средства выразительности синтаксиса.



Учебный предмет « Русский язык» в современной школе имеет познавательно- практическую направленность, так как даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Поэтому важной особенностью данной программы является компетентностный подход к реализации преподавания курса русского языка в 8 классе, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Программа отличается ярко выраженной коммуникативной направленностью.

Эта особенность курса определяется прежде всего его нацеленностью на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи:

способности осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово ( умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения ( умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. В этом смысле каждый урок русского языка решает коммуникативные задачи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей, аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и отредактировать текст. В связи с этим тематическом планировании 8 класса выделена специальная графа «Работа по развитию речи».

Содержание уроков развития речи соответствует параграфам по развитию речи, представленным в учебнике Л.А. Тростенцовой, в программе М.Т. Баранова, в методическом пособии Г.А. Богдановой.

Работа по развитию речи представлена в программе в трёх направлениях:

Первое направление - формирование и развитие у учащихся коммуникативной компетенции - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. В 8 классе учащиеся продолжают осваивать жанры публицистического стиля и знакомятся с особенностями научного стиля,, некоторыми его жанрами: инструкцией, научной статьёй.

  • Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края.

  • Сочинение – рассуждение публицистического характера на тему о пользе чтения

  • Подготовка к публичному выступлению на общественно значимую тему ((упр.386)

  • Научный стиль. Сфера употребления, задачи речи, лексические, морфологические и синтаксические особенности. Основные жанры научного стиля. Составление инструкции.

  • Составление научной статьи ((упр.313,163)

Второе направление - совершенствование речевой деятельности учащихся В программе представлена не только система понятий, подлежащих изучению, но и выделена информация об особенностях употребления в речи данных языковых единиц..

* Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи.

  • Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

  • Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.

  • Синонимия предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений.

  • Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.

  • Наблюдение за использованием вставных конструкций в устных и письменных текстах.

  • Выразительные средства синтаксиса.

Третье направление - подготовка к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.. Большое внимание в программе уделено работе над подробными и сжатыми изложениями (задание части 1 ), причём к способам сжатия текста ученики постоянно обращаются на уроках при выполнении заданий учебника.

  • Сжатое изложение ( упр. 52)

  • Написание сжатого изложения – сравнительной характеристики (упр.242)

  • Контрольное изложение.

Большинство заданий по развитию речи направлено на закрепление умений и навыков анализа текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально – смысловому типу, определённой разновидности языка, функциональному стилю; повторение основных правил, понятий, терминов, проверяемых в экзаменационных работах для 9 класса части 2.

Систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы способствует воспитанию любви к русскому языку, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения литературного произведения.

В продолжение всего 8 класса ученики учатся писать сочинения – рассуждения ( задание части 3 ):


  • Сочинение – рассуждение публицистического характера

  • Сочинение – рассуждение на дискуссионную тему ( упр.302)

  • Контрольное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения.

Таким образом, программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и истории русистики, включении сведений о русских учёных-лингвистах, материалов по этимологии.

Новизна данной программы заключается также и в некоторых её структурных особенностях.

Особенности содержания разделов программы для 8 класса:

Программа предусматривает прочное усвоение материала, так как для повторения в начале и в конце учебного года в 8 классе выделены специальные часы: в начале года -8 часов, в конце года – 7 часов.

Поскольку выпускники должны уметь производить синтаксический разбор словосочетаний и предложений, а также и пунктуационный разбор предложения ( см. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы), то в конце изучения почти каждой темы представлены уроки, посвящённые синтаксическому и пунктуационному разбору разных видов предложений

Так как к концу основной школы учениками уже хорошо усвоена основная общая схема синтаксического и пунктуационного разбора предложения, то данные уроки можно проводить в форме практикумов.


Темы: «Обращение», « Вводные и вставные конструкции», «Чужая речь» объединены в учебнике Л.А.Тростенцовой в большой раздел «Слова, грамматически не связанные с членами предложения», в рабочей программе, как и у М.Т. Баранова, раздел о прямой и косвенной речи рассматривается отдельно. В учебнике Л.А.Тростенцовой этот раздел называется « Чужая речь», а также вводится понятие « чужой речи», « комментирующей части»

Календарно-тематический план 8 класса содержит четыре диктанта, три из них контрольные.

Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка, но и владения правилами употребления в речи языковых единиц, соблюдения правил речевого поведения. Вот почему программа уделяет большое внимание культуре речи и развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

В программе выделяются уроки:

- направленные на формирование умения соблюдать в практике речевого общения основные синтаксические нормы русского литературного языка:

  • Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.

  • Трудные случаи согласования определения с определяемым словом

  • Употребление сказуемого при однородных подлежащих.

  • Нормы сочетания однородных членов.

  • Правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами.


Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации в процессе обучения надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать следующие учебные умения и навыки: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

Таким образом, данная программа направлена на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; понимания роли языка в жизни людей, осознание богатств русского языка, потребности в речевом самосовершенствовании, стремления приобрести языковую, коммуникативную компетенции, необходимые для успешной учебной и трудовой деятельности.




Используемый учебно-методический комплект:


1 Тростенцова Л.А, Ладыженская Т,А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2013. -237с.;

2 Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 8 классе. - М.: Просвещение, 2007. -175с.;

3 Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.) – М.: Просвещение, 2009. -45с.;


Пособия для учителя

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995. -383 с.

  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя/ Г.А. Богданова. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175с.

  3. Богданова Г.А. Русский язык: рабочая тетрадь для 8 класса. В 2-х ч. – 2-е изд., перераб./Г.А.Богданова. – М.: Издат.дом «Генжер», 2012.

  4. Диктанты по русскому языку. 8–9 кл.: Учеб. пособие/ Сост. В.В. Ежов-Строителев; Под ред. И.О. Родина, Т.М. Пименовой. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство Аст», 2001. – 416 с.

  5. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 176с.

  6. Жердева,Л.А. Русский язык в средней школе: карточки-задания для 8 класса. В помощь учителю/ Л.А.Жердева. – 6-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2010. – 172 с.

  7. Бабайцева, В.В. Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы: учебное пособие к учебнику В.В.Бабайцевой. – 11 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013, 271с.

  8. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие/ А.Г.Нарушевич/ Под редакцией Н.А.Сениной.-Ростовн/Д:Легион, 2013. -78с.

  9. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

  10. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc

  11. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5–9 кл.: Кн. для учителя/ В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик, Л.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.

  12. Скобликова Е.С. Современный русский язык: Синтаксис простого предложения. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1979. – 236 с.

  13. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 1990. – 224с.

  14. Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы/ Составитель А.Б.Малюшкин. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  15. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/

    Мультимедийные пособия

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».

«1С. Школа. Русский язык, 5-6 класс. Морфология».

«1С. Образование. Русский язык, 8 класс».

«Лингвин&Я» .

Инструментальная среда «Visual Teacher».

Электронный репетитор-тренажер «Русский язык. Репетитор-тренажер».




Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - семинар, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.



Методы и приёмы обучения:



-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, конспекта, тезисов);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре очерка, рассказа и т.д);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.





Виды деятельности учащихся на уроке:

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

редактирование;

конспектирование;

-участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

-создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно- научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

- создание компьютерных презентаций, проектов на предложенные учителем темы





Тематическое планирование


Темы

По программе

По рабочей программе

теория

р/р

всего

теория

р/р

№ контр. раб.

всего

  1. Функции русского языка в современном мире.

1

0

1

1

0


1

  1. Повторение пройденного в VVII классах

6

2

8

6

2


8

  1. Синтаксис и пунктуация. Культура речи.

Словосочетание

2

0

2

2

0


2

  1. Простое предложение

3

1

4

3

1


4

  1. Главные члены предложения

6

2

8

6

2

к/р1

к/с 1

8

  1. Второстепенные члены предложения

6

2

8

6

2

к/р 2

8

  1. Простые односоставные предложения

9

2

11

9

2

к/р 3

11

  1. Неполные предложения

2

0

2

2

0


2

  1. Однородные члены предложения

12

2

14

12

2

к/д 1

к/и 1

14

  1. Обособленные члены предложения

18

2

20

18

2

к/д 2

к/р4,5

20

  1. Обращения, вводные слова и междометия

9

2

11

9

2

к/р 6

к/и2

11

  1. Прямая и косвенная речь

6

1

7

6

1

к/р7

7

  1. Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

5

1

6

5

1

102

6

Итого

85

17

102

85

17





Поурочное планирование по русскому языку 8 класс

Всего 34 учебные недели – 3 урока в неделю – 102 часа




Дата факт 8Б

Дата факт 8В

Дата факт 8Г


ТЕМА 1. Функции русского языка в современном мире 1





1.1.1

Функции русского языка в современном мире




ТЕМА 2: Повторение пройденного в 5-7 классах 6 +2




2.2.1

Языковая система. Фонетика и графика. Орфография.




3.2.2

Морфемика и словообразование: Ъ и Ь. Не с разными частями речи.




4.2.3

Морфемика и словообразование: орфограммы в корне, приставке и суффиксе





5.2.4

Морфология: склонение прилагательных, существительных и числительных




6.2.5

Морфология: Н и НН в различных частях речи




7.2.6.1

Р.р. Строение текста: смысловые части, основные средства связи между ними. Стили речи.




8.2.7

Диктант №1 по теме «Повторение»




9.2.8.2

Р.р. Строение текста, Стили речи. Анализ текста.





Основные единицы синтаксиса.

ТЕМА 3: Словосочетание 2




10.3.1

Повторение пройденного о словосочетании: строение и грамматическое значение словосочетаний. Использование в речи синонимичных по значению словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний.




11.3.2

Связь слов в словосочетании. Нормы словоупотребления при согласовании и управлении





ТЕМА 4: Простое предложение 3+1




12.4.1

Повторение пройденного о предложении. Строение и грамматическое значение предложений. Особенности связи подлежащего и сказуемого.




13.4.2

Интонация предложений




14.4.3

Порядок слов в предложении. Логическое ударение.




15.4.4.3

Р.Р.Описание архитектурных памятников как вид текста: структура текста, его языковые особенности.





ТЕМА 5 Главные члены предложения 6+2




16.5.1

Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего.




17.5.2

Повторение изученного о сказуемом. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их Текстообразующая роль.




18.5.3

Составное глагольное сказуемое. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.




19.5.4

Составное именное сказуемое. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.




20.5.5

Тире между подлежащим и сказуемым




21.5.6

Контрольная работа № 1 по теме «Главные члены предложения»




22.5.7.4

Р.Р. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности




23.5.8.5

Р.Р. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности





ТЕМА 6: Второстепенные члены предложения 6+2




24.6.1

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Дополнение, Прямое и косвенное дополнение.




25.6.2

Определение, Несогласованное определение, Синонимичные согласованные несогласованные определения.




26.6.3

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.




27.6.4

Постановка знаков препинания при приложениях




28.6.5

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот, знаки препинания при нем.




29.6.6

Контрольная работа № 2 по теме: «Второстепенные члены предложения»




30.6.7.6

Р.р. Ораторская речь,, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края




31.6.8.7

Р.р. Контрольное подробное изложение № 1





ТЕМА 7: Простые односоставные предложения 9+2




32.7.1

Основные группы односоставных предложений




33.7.2

Односоставные предложения с главным членом сказуемым. Предложения определенно-личные.




34.7.3

Предложения неопределенно-личные.




35.7.4

Предложения определенно-личные и неопределенно-личные




36.7.5

Предложения безличные





37.7.6

Безличные предложения. Способы выражения сказуемого в безличном предложении




38.7.7

Односоставные предложения с главным членом подлежащим. Назывные предложения.




39.7.8

Урок – исследование по теме: «Односоставные предложения». Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Употребление односоставных предложений в речи. Синтаксический разбор односоставного предложения




40.7.9

Контрольная работа № 3 по теме: «Односоставные предложения»




41.7.10.8

Р.р.Изложение – рассказ на свободную тему ( с элементами сочинения)




42.7.11.9

Р.р.Изложение – рассказ на свободную тему ( с элементами сочинения)





ТЕМА 8: Неполные предложения 2




43.8.1

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения как одно из средств выразительности синтаксиса.




44.8.2

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.





ТЕМА 9: Однородные члены предложения 12+2




45.9.1

Повторение изученного об однородных членах предложения. Разделительные знаки препинания при однородных членах предложения




46.9.2

Однородные и неоднородные определения.




47.9.3

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Ряды однородных членов предложения




48.9.4

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.




49.9.5

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Вариативность постановки знаков препинания




50.9.6

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.




51.9.7

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Интонация предложений с обобщающими словами при однородных членах.




52.9.8

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Сочетание знаков препинания




53.9.9

Обобщение и повторение изученного по теме Однородные члены предложения»




54.9.10

Подготовка к диктанту. Синонимия предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.




55.9.11

Контрольная диктант № 1 по теме «Однородные члены предложения»




56.9.12

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.




57.9.13.10

Р.р. Подготовка к изложению – рассуждению публицистического характера на основе литературного произведения




58.9.14.11

Р.р. Контрольное изложение





ТЕМА 10: Обособленные члены предложения 18+2




59.10.1

Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные определения и приложения.




60.10.2

Обособленные определения и приложения.




61.10.3

Обособление определений с добавочным обстоятельственным значением.




62.10.4

Обособление несогласованных определений




63.10.5

Особые случаи обособления приложений




64.10.6

Контрольная работа № 4 по теме «Обособленные определения и приложения»




65.10.7

Обособленные обстоятельства




66.10.8

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.




67.10.9

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Различение обособленных и необособленных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями




68.10.10

Обособление обстоятельств с производными предлогами. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.




69.10.11

Контрольный диктант № 2 по теме «Обособленные обстоятельства»




70.10.12.12

Р.р. Сочинение – рассуждение на дискуссионную тему ( упр.302)





71.10.13

Уточнение как вид обособления. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.




72.10.14

Обособление уточняющих членов предложения (обстоятельств)




73.10.15

Обособление уточняющих членов предложения (дополнений, определений)




74.10.16

Функции знаков препинания. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.




75.10.17.13

Р.р.Характеристика человека как вид теста; строение данного текста, его языковые особенности




76.10.18

Повторение изученного об обособленных членах предложения. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах. Составление научной статьи ((упр.313,163)




77.10.19

Контрольная работа № 5 по теме «Обособленные члены предложения»




78.10.20

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками





ТЕМА 11: Обращения, вводные слова и междометия. 9+2




79.11.1

Повторение изученного об обращении




80.11.2

Обращение. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращении. Текстообразующая роль обращений.




81.11.3

Вводные слова и знаки препинания при них. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль вводных слов.




82.11.4

Вводные предложения и знаки препинания при них. Вводные слова как средства связи предложений и частей текста.




83.11.5

Вводные слова и предложения, знаки препинания при них.




84.11.6

Вставные конструкции и знаки препинания при них




85.11.7

Вставные конструкции и знаки препинания при них. Интонация предложений с вставными конструкциями. Различение вводных предложений и вставных конструкций




86.11.8

Междометия в предложении. Текстообразующая роль междометий. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.




87.11.9

Контрольная работа по теме: «Обращения, вводные слова и междометия»




88.11.10.14

Р.р. Публичное выступление на общественно значимую тему. Основные выразительные средства синтаксиса.




89.11.11.15

Р.р. Сжатое изложение текста публицистического стиля.





ТЕМА 12: Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. 5+1




90.12.1

Понятие о чужой речи. Способы передачи чужой речи. Повторение изученного о прямой речи и диалоге




91.12.2

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью




92.12.3

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их Текстообразующая роль. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.




93.12.4

Цитаты и знаки препинания при цитировании. Цитирование как одно из средств выразительности синтаксиса.




94.12.5

Контрольная работа № 7 по теме «Способы передачи чужой речи»




95.12.6.16

Р.Р. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста





ТЕМА 13: Повторение и систематизация пройденного в 8 классе 6+1




96.13.1

Строение и значение словосочетаний и простых предложений




97.13.2

Виды односоставных предложений. Однородные члены предложения




98.13.3

Обособленные члены предложения




99.13.4

Контрольный диктант № 3 (итоговый)




100.13.5

Анализ контрольного диктанта




101.13.6.17

Р.р. Контрольное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения




102.13.7

Резервный урок





Развитие речи – 17 часов

Контрольный диктант – 3

Контрольная работа – 7

Контрольное сочинение – 2

Контрольное изложение - 2

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс VIII класса
  1. Учащиеся знать определения основных изученных в VIII классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  2. К концу VIII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
    По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
    Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
    По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
    По связной речи. Определять тип и стиль речи. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры и истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.












Рассмотрена на заседании кафедры

Протокол №

от «___» ___________ 2013___


Руководитель

кафедры М.Л. Романова



Утверждено

приказом №_____

от «____»______________ 2013____


Директор МОУ

лицея № 86 О.В. Большакова
















Рабочая программа учебного курса русского языка в 8 классе


Учитель Титова Светлана Евгеньевна







2013