Пояснительная записка
к программе по русскому языку для 9 класса
Данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) С.И.Львовой (Москва, «Мнемозина», 2011 г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, и на основе Федерального Государственного стандарта среднего общего образования.
Программа отражает современные подходы к обучению, заложенные в новых образовательных стандартах и реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Изучение русского языка в 9 классе способствует решению следующих задач:
1) углубление представления о новом разделе – синтаксисе и пунктуации;
2) углубление представления об основных синтаксических единицах русского языка – сложном предложении и тексте, об изобразительно-выразительных средствах языка;
3) систематизация знаний об основных единицах русского языка;
4) формирование и совершенствование умения применять полученные лингвистические (языковые) знания на практике;
5) совершенствование навыков правописания основных типов пунктограмм простого предложения и формирование навыков правописания основных типов пунктограмм сложного предложения, развитие умения находить их в различных текстах;
6) систематизация орфографических и ранее изученных пунктуационных норм, совершенствование правописных навыков;
7) формирование и совершенствование языковой компетенции (владение основными языковыми нормами – фонетическими, лексическими и грамматическими);
8) совершенствование навыка стилистически правильно выражать свои мысли;
9) совершенствование навыка свободного владения письменной и устной формами литературного языка;
10) совершенствование навыков подробного и сжатого изложения текстов публицистического, научно-популярного и художественного стилей; редактирования собственного текста изложения;
11) совершенствование навыков написания сочинения-описания художественного и научного стилей, сочинения-рассуждения публицистического и научного стилей.
Общая характеристика учебного курса
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящён. Происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей, аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.
В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции, что помогает по-новому решать проблему внутрипредметных связей. В программе предусмотрены не только описательно-классификационная характеристика системы языка, но и указание на особенности употребления в письменной и устной речи названных ею языковых единиц.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Эту же цель преследует обращение к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению, культуроведческий аспект в обучении родному языку.
В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
Доминирующей идеей учебного предмета является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Ключевые компетенции учебного предмета.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Преемственность в обучении прослеживается в продолжении изучения тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной и лингвистической (языковедческой), языковой компетенций.
Программа базируется на межпредметных связях с курсами литературы, истории, экологии и МХК, что позволяет воспитывать в учащихся чувства гордости и патриотизма по отношению к русской культуре, истории и языку.
Программа предполагает внеучебную деятельность: внеклассные мероприятия, предметные конкурсы, олимпиады, индивидуальные и групповые консультации.
Роль программы в образовательном маршруте учащихся видится в направленности курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, что создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
Особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Центральной единицей обучения является текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. Происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей, аудирования письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.
В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции, что помогает по-новому решить проблему внутрипредметных связей. В программе предусмотрены не только описательно-классификационная характеристика системы языка, но и указание на особенности употребления в письменной и устной речи названных ею единиц.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Эту же цель преследует обращение к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению, культуроведческий аспект в обучении родному языку.
В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие язык
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю) с учётом праздничных дней.
Содержание учебного предмета
Русский литературный язык
Анализ и оценка своей и чужой речи с точки зрения соблюдения норм литературного языка (орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических и правописных)
2.Текстоведение.
Конспектирование и составление плана учебной статьи учебника, учебных пособий, лингвистических книг для учащихся
Использование слов, сочетаний, указывающих на логическую связь смысловых частей текста. Использование этих языковых средств при пересказе научного текста с опорой на план или конспект.
Составление плана, конспекта прослушанных или прочитанных отрывков из научно-популярных книг.
Использование языковых средств научного стиля
Рецензирование как вид речевого высказывания.
Рациональные приемы со словарями
Выделение цитат разными знаками препинания.
3.Комплексный анализ текста с разными видами разбора
Использование разных видов чтения
Устное и письменное изложение
Работа над сочинением по плану, редактирование сочинения.
4. Сложное предложение
Различение видов сложных предложений
Интонационное и пунктуационное оформление БСП и союзных предложений
5. Сложносочиненное предложение.
Интонационное оформление ССП с разными типами смысловых отношений между частями. Постановка знаков препинания в ССП.
Синтаксический разбор и моделирование ССП
Использование предложений с ССП в художественном тексте.
Синонимическая замена ССП и СПП.
6. Сложноподчиненное предложение.
Интонационное оформление СПП. Постановка знаков препинания в СПП.
Синонимическая замена подчинительных союзов.
Различение подчинительных союзов и союзных слов..
Синтаксический разбор и моделирование СПП разных видов
Постановка знаков препинания перед союзом КАК.
Использование СПП в текстах разных стилей и типов речи.
7. Бессоюзное сложное предложение
Синтаксический разбор и моделирование БСП разных видов.
Выразительное чтение БСП, передача голосом смысловых отношений между частями сложного предложения.
Употребление БСП в разных стилях и типах речи
8. Сложное предложение с разными видами связи.
Синтаксический разбор, постановка знаков препинания
Выразительное чтение предложений с разными видами связи
Использование в художественном тексте сложных предложений с разными видами связи.
9. Синтаксические конструкции с чужой речью.
Синтаксический разбор и моделирование предложений с прямой речью.
Постановка знаков препинания
Пунктуация в предложениях с прямой и косвенной речью.
Пунктуационное оформление цитат.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности |
1. | Введение. Русский литературный язык. | 4 ч. | - проводить смысловой анализ текста-высказывания на лингвистическую тему, - использовать формулы речевого этикета при речевом общении, - составить простой план текста и использовать его при пересказе |
2. | Повторение изученного в 5-8 классах. | 8 ч. | - проводить фонетический, орфоэпический, морфемно- словообразовательный, лексический и орфографический анализ слов; - применять полученные знания на практике, объяснять выбор той или иной орфограммы, пунктограммы. |
3. | Текстоведение. | 5 ч. | - составить связный рассказ на лингвистическую тему; - выявлять особенности и средства выразительности предложенного для анализа текста, определять его тип и стиль, создавать тексты в форме рецензии, эссе, писать отзыв. |
4. | Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. | 7 ч. | - различать простые и сложные предложения, виды сложных предложений - производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме |
5. | Сложноподчинённое предложение. | 18 ч. | - производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, - составлять их схемы, моделировать СПП по заданной схеме; - распознавать разные виды придаточных СПП, - различать союзы и союзные слова, верно расставлять знаки препинания |
6. | Бессоюзное сложное предложение. | 7 ч. | - производить синтаксический, интонационно-смысловой и пунктуационный разбор БСП; - моделировать предложения разных видов; - уместно использовать интонацию для выражения смысловых отношений между частями БСП; - правильно расставлять знаки препинания и объяснять их |
7. | Сложное предложение с разными видами связи. | 5 ч. | - определять виды связи в сложном предложении - правильно расставлять знаки препинания и объяснять их |
8. | Синтаксические конструкции с чужой речью. | 4 ч. | - производить синтаксический разбор и моделирование предложений с прямой речью; - правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью; - пунктуационно верно оформлять цитаты, используя изобразительные средства синтаксиса |
9. | Повторение в конце года. | 8 ч. | - применять полученные знания на практике |
Календарно-тематическое планирование
№№ | Тема | Кол-во час. | Дата | Знать | Уметь | Тип урока | Формы контроля |
1 | Русский литературный язык. Основные формы существования национального русского языка | 1 | 01.09 | Основные формы существования национального русского языка | Определить форму существования национального русского языка: русский литературный, диалект, жаргон, просторечие | Практикум | |
2. | Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка. Виды лингвистических словарей | 1 | 05.09 | Виды норм русского литературного языка, виды лингвистических словарей, приемы работы со словарями в поисках информации | Определять вид ошибок в устной и письменной речи, анализировать и оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения в ней основных норм русского литературного языка | Практикум | Сообщения, презентации |
3. | Культура речи как раздел лингвистики | 1 | 08.09 | Основные виды ошибок в устной и письменной речи; определение понятия «экология» языка | Практикум | Устный опрос |
4. | Контрольная работа № 1 (диагностический диктант) | 1 | 12.09 | | | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ ( 8 ч.) |
5. | Основные единицы языка. Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики. | 1 | 15.09 | Основные единицы языка: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение | Производить различные виды анализа слов, синтаксический и пунктуационный разбор предложений изученных конструкций | Исследование | |
6. | Словообразование как раздел лингвистики | 1 | 19.09 | Основные способы образования слов в русском языке | Выполнить словообразовательный анализ слова | Практикум | Тесты |
7. | Лексика и сфера ее изучения | 1 | 22.09 | Основные лексические группы, на которые делятся все слова русского языка | Выполнить лексический разбор слова | Практикум | Работа в группах |
8-9. | Грамматика: морфология и синтаксис | 2 | 26.09 29.09 | Критерии распределения слов по частям речи, специфичные (постоянные) признаки частей речи, особенности изменения самостоятельных частей речи (изменяемых) | Уметь выполнять морфологический разбор разных частей речи, выделять в тексте словосочетания, выполнять синтаксический разбор простого предложения. | Практикум | Тестирование |
10-11. | Правописание: орфография и пунктуация | 2 | 03.10 06.10 | Основные орфографические и пунктуационные правила, изученные в 5-8 классах | Применять свои знания на практике | Практикум | Работа с учебником |
12. | Контрольная работа № 2 по теме «Орфография и пунктуация» | 1 | 10.10 | | Написать диктант | Контрольная работа | Проверочная работа |
ТЕКСТОВЕДЕНИЕ (5ч.) |
13. | Текст и его признаки | 1 | 13.10 | Основные требования к содержанию текста, средства связи предложений в тексте | Определять тему текста, основную мысль, тип речи, строение текста, стиль, средства связи предложений | Исследование | Работа с текстом |
14. | Рассуждение как тип речи и его виды | 1 | 17.10 | Типичные языковые особенности рассуждения | Анализировать текст | Практикум | Анализ текстов |
15. | Р.Р. № 1 Сжатое изложение | 1 | 20.10 | Способы сжатия текста | Писать сжатое изложение | Творческая работа | изложения |
16. | Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры | 1 | 24.10 | Основные речевые стандарты (клише) рецензии | Создавать рецензии на прочитанные тексты | Практикум | Устный опрос |
17. | Публичная речь | 1 | 27.10 | Основные требования к публичному выступлению | Создавать сообщения на лингвистическую тему, использовать в устном сообщении специальные языковые средства | Практикум | Презентации |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( 7 час.) 2 четверть |
18. | Сложное предложение как единица синтаксиса | 1 | 10.11 | Виды сложных предложений | Различать простые и сложные предложения, виды сложных предложений | Исследование | Тесты, презентация |
19-20. | Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки | 2 | 14.11 17.11 | Грамматические признаки ССП | Производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, составлять их схемы, моделировать по заданной схеме | Практикум | Моделирование ССП, анализ текста, работа с лингвистическим текстом |
21-22. | Виды сложносочиненных предложений | 2 | 21.11 24.11 | Смысловые отношения между частями ССП и способы выражения этих отношений | Производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, составлять схемы, моделировать по заданной схеме | Практикум | Устные высказывания по схеме, синтаксический и пунктуационный разбор, текстоведческий анализ |
23. | Виды и структура сложносочиненных предложений. Подготовка к контрольной работе | 1 | 28.11 | Виды сочинительных союзов | Практикум |
24. | Контрольная работа № 3 Диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненное предложение» | 1 | 01.12 | Написать диктант, выполнить грамматическое задание | | Контрольная работа | Проверочная работа |
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( 18 час) |
25. | Понятие о сложноподчиненном предложении. Грамматические признаки, строение СПП. | 1 | 05.12 | Признаки СПП, его строение; смысловое, интонационное, грамматическое единство главной и придаточной части, средства связи частей СПП | Производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы, моделировать по заданной схеме; распознавать разные виды придаточных СПП, различать союзы и союзные слова, расставлять знаки препинания | Исследование | Устное высказывание на основе лингвистического текста, составление таблицы; моделирование предложений по схемам, составление схем |
26. | Виды сложноподчиненных предложений | 1 | 08.12 | Практикум |
27. | Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным | 1 | 12.12 | Особенность СПП с придаточным определительным | Отличать придаточные определительные от других придаточных | | Сочинение-миниатюра |
28. | Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным | 1 | 15.12 | Особенность СПП с придаточным изъяснительным | Отличать придаточные изъяснительные от других придаточных | Практикум | Упражнения, тестирование |
29. | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточным места и времени | 1 | 19.12 | Особенности СПП с придаточным места и времени | Отличать придаточные места и времени от других придаточных | Практикум | Работа над упражнением, текстоведческий анализ |
30. | Контрольная работа № 4 Диктант с грамматическим заданием по теме «Виды сложноподчиненных предложений» | 1 | 22.12 | Написать диктант, выполнить грамматическое задание | | Контрольная работа | Проверочная работа |
31. | Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения | 1 | 26.12 | Способы выражения сравнения в русском языке | Отличать придаточные сравнения от других придаточных | Практикум | Работа по учебнику |
32. | Сложноподчиненные предложения с придаточным образа действия и степени | 1 | 29.12 | Особенности СПП с придаточным образа действия и степени | Отличать различные виды придаточных предложений друг от друга | Практикум | Устные высказывания, упражнения |
33. | 3 четверть Сложноподчиненные предложения с придаточным цели | 1 | 12.01 | Особенности СПП с придаточным цели | Отличать различные виды придаточных предложений друг от друга | Практикум | Устное высказывание, упражнения, моделирование предложений |
34. | Р.Р. № 3. Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста | 1 | 16.01 | Требования к сочинению-рассуждению | Составлять сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста | Творческая работа | Сочинения |
35. | Сложноподчиненные предложения с придаточным условия | 1 | 19.01 | Особенности СПП с придаточным условия | Отличать различные виды придаточных предложений друг от друга | Практикум | Сочинение-миниатюра |
36. | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия | 1 | 23.01 | Особенности СПП с придаточным причины и следствия | Практикум | Устные высказывания по таблице, текстоведческий анализ |
37. | Сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным | 1 | 26.01 | Особенности СПП с придаточным уступительным | Отличать различные виды придаточных предложений друг от друга | Практикум | Устные высказывания, упражнения |
38. | Сложноподчиненные предложения с придаточными разных видов (повторение) | 1 | 30.01 | Все виды придаточных предложений | Определять виды придаточных предложений | Практикум | Упражнения, тестирование |
39. | Р.Р.4 Сочинение на морально-этическую тему | 1 | 02.02 | Структуру и стилистические особенности сочинения-рассуждения | Написать сочинение на морально-этическую тему | Творческая работа | Сочинения |
40-41. | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными | 2 | 06.02 09.02 | Виды подчинительной связи в сложных предложениях с несколькими придаточными | Производить синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений, составлять схемы, моделировать сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания | Исследование, практикум | Устные высказывания на лингвистическую тему, упражнения, тестирование |
42. | Контрольная работа № 5 Диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчиненные предложения» | 1 | 13.02 | | Уметь написать контрольную работу | Диктант с грамматическим заданием | Проверочная работа |
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (7 ч.) |
43. | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Виды бессоюзных сложных предложений | 1 | 16.02 | Грамматические особенности БСП, смысловые отношения между его частями. Виды БСП в зависимости от смысловых отношений между его частями | Производить синтаксический, интонационно-смысловой и пунктуационный разбор. Моделировать предложения разных видов; уместно использовать интонацию для выражения смысловых отношений между частями БСП; правильно расставлять знаки препинания | Исследование Практикум | Пересказ лингвистического текста, упражнения. Конспект лингвистического текста, устное высказывание по схеме, упражнения. Работа с таблицей |
44. | Знаки препинания в БСП Запятая и точка с запятой в БСП | 1 | 20.02 | Условия постановки запятой и точки с запятой в БСП | Правильно расставлять знаки препинания в БСП | Практикум | |
45-46. | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 2 | 27.02 02.03 | Условие постановки двоеточия в БСП | Правильно расставлять знаки препинания в БСП | Практикум | Упражнения, тестирование |
47. | Тире в бессоюзном сложном предложении | 1 | 06.03 | Условия постановки тире в БСП | Правильно расставлять знаки препинания в БСП | Практикум | Устное высказывание по таблице, моделирование предложений |
48. | Обобщение изученного по теме | 1 | 09.03 | Материал, изученный по теме | Применять изученные знания на практике | Практикум | Тестирование |
49. | Контрольная работа № 6 Диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзное сложное предложение» | 1 | 13.03 | Материал, изученный по теме | Написать диктант, выполнить задания | Контрольная работа с грамматическим заданием | |
| Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи (5 ч.) |
50. | Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи. | 1 | 16.03 | Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи | Определять виды связи в сложном предложении | Исследование, практикум | Пересказ лингвистического текста |
51. | Р.Р. № 5 . Сжатое изложение | 1 | 20.03 | Способы сжатия текста | Писать сжатое изложение | Творческая работа | Проверочная работа |
52. | Структурные особенности и основные разновидности предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи | 1 | 23.03 | Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи | Определять виды связи в сложном предложении | Исследование, практикум | Анализ предложений |
53. | 4 четверть Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях | 1 | 03.04 | Правила постановки знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях | Правильно расставлять знаки препинания | Исследование, практикум | Устные высказывания по таблице, упражнения |
54. | Период как особая форма сложных предложений. Культура речи. Правильное употребление в речи сложных предложений | 1 | 06.04 | Отличительные признаки периода. Особенности и условия употребления в речи сложных предложений | Определять период и его роль в тексте. Правильно употреблять в речи сложные предложения | Практикум | Анализ текста |
| Синтаксические конструкции с чужой речью ( 4 ч.) |
55. | Способы передачи чужой речи | 1 | 10.04 | Основные способы передачи чужой речи, различие прямой и косвенной речи, виды диалога, цитирование как способ передачи чужой речи и различные способы цитирования, основные способы цитирования | Производить синтаксический разбор и моделирование предложений с прямой речью | Исследование | Упражнения, устные высказывания по схемам |
56. | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | 13.04 | Правила постановки знак5ов препинания в предложениях с прямой речью | Правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью | Практикум | Моделирование предложений по схемам |
57. | Цитаты и способы цитирования | 1 | 17.04 | Правила постановки знаков препинания при цитировании | Пунктуационно верно оформлять цитаты, используя изобразительные средства синтаксиса | Практикум | Упражнения, сочинение-миниатюра |
58. | Р.Р. № 6. Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста | 1 | 20.04 | Особенности сочинения-рассуждения на основе прочитанного | Написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста | Творческая работа | Сочинение |
| Повторение изученного в 9 классе ( 8 час.) |
59. | Синтаксис сложного предложения. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. | 1 | 24.04 | Определение, структурные и грамматические особенности ССП, правила | Определять смысловые связи между частями ССП, правильно расставлять знаки препинания | Практикум | Тренировочные упражнения |
60. | Виды сложноподчинённых предложений. | 1 | 27.04 | Определение, структурные и грамматические особенности СПП; правила постановки знаков препинания в предложениях данного вида | Производить синтаксический и пунктуационный разбор | Практикум | Тестирование |
61. | Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них. | 1 | 04.05 | Определение, структурные и грамматические особенности БСП; правила постановки знаков препинания в предложениях данного вида | Синтаксический и пунктуационный разбор | Практикум | Тестирование |
62. | Итоговое повторение по темам «Морфология и синтаксис». | 1 | 11.05 | Части речи и их признаки. Строение словосочетаний и предложений. | Выполнять морфологический, синтаксический и пунктуационный разбор | Повторение изученного | Устный опрос, тестирование |
63. | Итоговое повторение по темам «Орфография и пунктуация». | 1 | 15.05 | Орфограммы и пунктограммы, изученные в 5-9 классах | Находить изученные орфограммы и пунктограммы в тексте, объяснять выбор той или иной орфограммы или пунктограммы | Повторение изученного | Устный опрос, тестирование |
64. | Итоговая контрольная работа № 7 по теме «Синтаксис сложного предложения». | 1 | 18.05 | Орфограммы и пунктограммы, изученные в 9 классе, порядок синтаксического разбора сложного предложения. | Применять полученные знания на практике | Контроль знаний | Диктант |
65. | Итоговое повторение по теме «Текстоведение». | 1 | 22.05 | Признаки текста, средства связи предложений, типы и стили речи, изобразительно-выразительные средства языка | Анализировать предложенный текст | Повторение изученного | Устный опрос, тестирование |
66. | Итоговое повторение по темам «Словообразование и лексика». | 1 | 25.05 | Лексические группы слов и их особенности, строение слов | Находить в тексте омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизмы, неологизмы, устаревшие, иноязычные, диалектные слова, выполнять морфемный разбор слов. | Повторение изученного | Устный опрос, тестирование |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы : основной курс, элективные курсы (автор-составитель С.И Львова) – 2-е изд., переработ., - М. : Мнемозина,200 г.
Русский язык. 9 класс.В 2-х частях. Учебник для общеобразовательных учрежденнй С.И. Львова, В.В. Львов. 2-е изд., испр.- М..: Мнемозина, 2009 г.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Книа для учителя.- 2 изд. – М, : просвещение,1999 г.
Семенюк А.А. Уроки углубленного изучения русского языка:9 кл. : Книга для учителя: Из опыта работы. –М.:Просвещение,1994 г.
Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко СА., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА – 2011: учебно-методическое пособие ( под ред. Н.А. Сениной.- Ростов-на-Дону: Легион,2010 г
Баранова М.М. Русский язык : Полный справочник для подготовки к ГИА (М.М. Баранова – М. : АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ,2011 г.
Русский язык. Методическая газета для учителей-словесников. Издательский дом «Первое сентября».
Журнал «Эксперимент и инновация в школе».2009-2011 гг.
Журнал «Практические советы учителю» РИЦ ИПК и ПРО.2011 г.
Журнал «Педсовет». 2011 г.
«Учительская газета». ЗАО «Издательский дом «Учительская газета».
Уроки русского языка с применением информационных технологий .9 класс. Методическое пособие с электронным приложением М, «Планета», 2015г.
Результаты освоения учебного курса
Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык» учащимися 9 класса
Личностными результатами освоения основной программы по русскому языку учащимися 9 класса являются:
-понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа;
-осознание эстетической ценности русского языка;
-достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств.
Метапредметными результатами освоения основной программы по русскому языку учащимися 9 класса являются:
-владение всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение):
-понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информацией);
-владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
-восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета);
-свободно пользоваться словарями различных видов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способствовать к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
-применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способствовать использованию родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, бурятского, литературы и др.);
-коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого – либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения основной программы по русскому языку учащимися 9 класса являются:
-основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил;
уметь:
-обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
-производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
-составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
-определять стиль и тип текста;
-соблюдать все основные нормы литературного языка;
-находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;
-обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
-находить пунктуационные ошибки;
-производить пунктуационный разбор предложения;
-находить в словах изученные орфограммы;
-уметь обосновывать их выбор;
-правильно писать слова и изученными орфограммами;
-находить и исправлять орфографические ошибки;
-производить орфографический разбор слова;
-правильно писать слова с изученными орфограммами;
-определять стиль и тип текста;
-создавать тексты разных стилей и типов речи;
-подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику;
-составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи)
-писать сочинения публицистического характера;
-писать заявление, автобиографию;
-совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте;
-свободно и грамотно говорить на заданные темы;
-соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Инструментарий для оценивания достижений учащихся
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:
-полнота и правильность ответа;
-степень осознанности, понимания изученного;
- речевое оформление ответа.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.
Аудирование. Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; формировать вопросы по содержанию текста; сопоставлять два или более прослушанных текстов, сравнивая их содержание, основную мысль и авторскую позицию; замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного яыка.
Чтение. Понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; составлять тезисный план, конспект прочитанного текста; отвечать на вопросы по содержанию текста, используя при этом информацию, содержащуюся в тексте в явном или неявном виде; сопоставлять прочитанный и прослушанный тексты, сравнивая их содержание, основную мысль и авторскую позицию; оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста.
Говорение.Создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения развертывание содержания по плану; наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка ( Причастие- это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?).
Письмо. Владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения ( развертывание содержания по плану), правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания; писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст изложения элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования); писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; комментировать позицию авторов по затронутой в исходном тексте проблеме и формировать собственное отношение к ней; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма, раскрывая тему, основную мысль и добиваясь последовательности и связности изложения; формулировать основную мысль сочинения-рассуждения, убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя не менее двух доказательств; уместно употреблять цитирование и разные средства связи предложений; осуществлять речевой самоконтроль, оценивая собственное изложение и сочинение с точки зрения содержания и языкового оформления; составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи); совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки; использовать лингвистические словари при написании сочинения, изложения и редактировании текста.
Текстоведение. Проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений, строение текста, языковые и речевые средства, характерные для данного текста); оценивать изобразительно-выразительные средства языка, использованные в тексте.
Фонетика и орфография. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм .
Морфемика и словообразование.Владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава ( в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон), пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
Лексикология и фразеология.Разъяснять лексическое значение слов общественно-политической и морально-этической тематик и правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей; верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразит ельного словоупотребления; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможгностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; определять синтаксическую роль слов разных частей речи; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами. Пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов. Проводить орфографический анализ текста.
Синтаксис и пунктуация. Различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно читать предложения изученных видов; составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; уместно пользоваться синтаксическими синонимами; правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения. Строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; проводить пунктуационный анализ текста; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.