Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 сл.Большая Орловка
«Утверждаю»
Директор школы _______ /В.Н.Долматова/
Приказ № 240
от «30» августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень общего образования, класс
среднее общее ,10 класс______________
Количество часов 68ч________________
Учитель: Ткаченко Л.Р.
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
№ | Нормативные документы |
1 | Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ |
2 | Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» |
3 | Федеральный Базисный учебный план общеобразовательных учреждении РФ. Утвержден приказом Мин образования России от 9 марта 2004 г.№1312 |
4 | Приказ об утверждении регионального учебного плана для общеобразовательных учреждений РО на 2016-2017 учебный год от 18.04.16г. №271 |
5 | Нормативные требования СанПин, СанПин2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» |
6 | «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы», авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина, М., Просвещение, 2011г. |
7 | Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. №253 , Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 г. «НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников», Приказ от 26.01.2016г. №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию и утверждённых Приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. №253» |
8 | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования «Русский язык». Сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2006г. |
9 | Устав школы |
10 | Образовательная программа школы |
11 | Годовой календарный учебный график на 2016-2017 учебный год |
12 | Расписание учебных занятий на 2016-2017 учебный год |
13 | Учебный план на 2016-2017 учебный год |
14 | Учебник «Русский язык 10-11 классы». Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, М., «Русское слово», 2014г. |
Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета
1 | формирование представления о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа |
2 | дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии; |
3 | освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях |
4 | овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения |
5 | применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности |
ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ , НА КОТОРОЕ РАССЧИТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ ШКОЛЫ НА 2016-2017 УЧ.ГОД
класс | Ф | ОУ | Всего в неделю | Всего в году |
10 | 1 | 1 | 2 | 68 |
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год, в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год, в соответствии с расписанием на 2016-2017 учебный год:
Класс | Предмет | Количество часов (в год) по программе | Количество часов(в год) в рабочей программе |
10б | Русский язык | 34 | 68 |
Отличительные особенности рабочей программы от Программы к учебнику РУССКИЙ ЯЗЫК 10-11 классы, М., «Родное слово», 2012г.
В Программе к учебнику «Русский язык.10-11 классы», М., «Родное слово», 2012 распределение часов по темам дано на усмотрение учителя. Вместе с тем по выбору учащихся добавлен 1 час в неделю. Эти часы призваны расширить знания учащихся о русском языке и усилить практическую направленность занятий. Добавленные часы в календарно-тематическом планировании выделены курсивом.
№ | Тема | По основной программе количество часов | Добавленные часы | Обоснование |
1 | Введение | 2 | 3 | Усилить представление о русском языке |
2 | Лексика. Фразеология. Лексикография | 5 | 11 | Добавлены часы с целью совершенствования речи учащихся |
3 | Фонетика. Графика. Орфография | 3 | 3 | Добавлены часы на совершенствование орфографических навыков учащихся |
4 | Морфемика и словообразование | 4 | 2 | Добавлены часы на расширение представления учащихся о способах словообразования |
5 | Морфология и орфография | 20 | 15 | Добавлены часы на усиление орфографических навыков учащихся |
Содержание учебного предмета
Наименование разделов учебной программы и тем
1 | Введение |
2 | Лексика. Фразеология. Лексикография |
3 | Фонетика. Графика. Орфография |
4 | Морфемика и словообразование |
5 | Морфология и орфография |
МЕСТО И РОЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ДОСТИЖЕНИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Русский язык –язык русского народа. Он служит ему средством:
- общения во всех сферах жизни(в быту, между гражданами, в научном и художественно-словесном творчестве);
-хранения и передачи информации;
-связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматический средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире - один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык»
занимает особое место: является не только объектом изучения, но и
средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Новизной данной программы является направленность курса на
интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации надпредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. Необходимо также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое место учитель должен отводить занятиям по подготовке к ЕГЭ.
Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.
Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое
изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе
Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.
Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует. Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.
Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.
Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов
В результате изучения курса русского языка ученик должен
знать
1 | связь языка и истории, культуры русского и других народов; |
2 | основные единицы и уровни языка |
| орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого общения; |
| уметь |
1 | анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления |
2 | осуществлять речевой самоконтроль |
3 | извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях |
4 | создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста |
5 | осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; |
6 | развитие интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности |
7 | совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению; |
Особенности организации учебного процесса
Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения -рассуждения по данному тексту – подготовка к ЕГЭ
Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора,
списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение; групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные;
Предметное содержание учебного процесса: межпредметный
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный
Формы контроля знаний: контрольные диктанты, тестовые работы,
самостоятельные работы, задания дифференцированного характера,
изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании.
У
Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в показателях уровня успешности обучающихся
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Утверждены на заседании МО учителей русского языка, литературы и иностранного языка (протокол №1 от 28 августа 2013года)
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Примечание. Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объём диктанта для 7 класса -110-120 слов (при подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова).
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он состоит для 7 класса из 25-30 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 7 классе 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 6-7 классах не более 7 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) В переносе слов;
2) На правила, которые не включены в школьную программу;
3) На еще не изученные правила;
4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) В исключениях из правил;
2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) В написании ы и и после приставок;
6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
7) В собственных именах нерусского происхождения;
8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» - 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки, для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Примечание. При массовом получении отрицательных оценок ученикам дается возможность переписать диктант другого текстового содержания по теме в течение недели. В таком случае оценка за первый написанный диктант не выставляется.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста для подробного изложения в 7 классе – 200-250 слов.
Рекомендуется примерный объем классных сочинений в 7 классе – 1,5 – 2 страницы. К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
5. В случае получения неудовлетворительной отметки ученик имеет право в течение трёх дней сделать работу над ошибками сочинения или изложения. В случае верного выполнения данной работы неудовлетворительная оценка не выставляется, а выставляется оценка выше на один балл.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90-100%
«4» - 78-89%
«3» - 60-77%
«2» - менее 59%
Примечание. Оценки за
обучающие тестовые работы могут выставляться на усмотрение учителя (выборочно).
Система контроля знаний
Утверждена на заседании МО учителей филологии и искусства (протокол №1 от 28 августа 2013 года)
Основой выставления оценок по русскому языку являются «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», опубликованные в кн. «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык». М., «Просвещение», 2010г. Оцениваются устные ответы учащихся, показывающие знания теории; ответы на уроке, показывающие практические умения и навыки; контрольные работы, сочинения, изложения. Ответ на уроке может быть оценен не сразу, если оценка для ученика является нежелательной. В таком случае ученику предоставляется возможность исправить оценку на другом уроке или во внеурочное время. Классные и домашние работы творческого характера оцениваются выборочно, по желанию ученика, однако четвертные оценки «4» и «5» не выставляются, если ученик систематически не выполняет задания творческого характера и повышенного уровня сложности.
За контрольные работы, сочинения и изложения оценки выставляются сразу после проверки. При неудовлетворительной оценке за эти виды работ учитель даёт возможность пересдачи материала. В этом случае оценка в журнал не выставляется в течение недели после работы. В связи с тем, что в классе большое количество учащихся со слабыми возможностями изучения русского языка, пересдача материала может быть в виде теста, работы с карточками, включающими задания по данной теме. Работа, оцененная оценкой «4» и «3», не пересдаётся. При выставлении оценок за устные ответы учитель использует систему поощрения и наказания, когда за неправильный ответ оценка может не выставляться и, наоборот, при систематически неудовлетворительных ответах без уважительной причины учитель может поставить неудовлетворительную оценку в журнал.
За домашние работы учитель может поставить оценки в журнал выборочно. Если ученик систематически не выполняет домашние задания и проявляет недобросовестность в работе, учитель выставляет в журнал оценку «2», но возможность исправить эту оценку у ученика остаётся. В таком случае в журнале ставится оценка на следующую дату.
Выведение итоговых отметок
За полугодие и учебный год выставляются итоговые оценки. Оценка является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое текущих оценок. Решающим при её выставлении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости, а также выполнение домашних и творческих работ.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении полугодия (года) большинство контрольных работ, сочинений и изложений оценивалось баллом «2».
Нормативы за устные ответы и письменные работы учащихся нерусской национальности могут увеличиваться на 1-2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки.
Если обучающийся отсутствует на контрольной работе, сочинении, изложении, то пишет этот вид работы на следующий день во внеурочное время. Оценка выставляется на следующую дату.
Если обучающийся пропустил более 20% уроков раздела, то, получив консультацию учителя дистанционно, он имеет возможность в течение учебной недели сдать пропущенный материал, форму контроля которого выбирает учитель. Оценка выставляется на дату сдачи материала.
В связи с тем, что в классе некоторые учащиеся со слабыми возможностями изучения русского языка, пересдача материала может быть в виде теста, работы с карточками, включающими задания по изучаемой теме. Работа, оцененная оценкой «4» и «3», не пересдаётся. На пересдачу материала отводится не менее 10 дней с момента выставления оценок.
При оценивании устных ответов учитель использует систему поощрения и наказания, когда за неправильный ответ ученика оценка может не выставляться. В таком случае учитель даёт возможность ученику выучить материал и ответить на уроке или во внеурочное время. Если же ученик систематически не готовится к урокам и проявляет недобросовестность в работе, учитель выставляет в журнал оценку «2», но возможность исправить эту оценку у ученика остаётся. В таком случае в журнале ставится оценка в клеточке рядом с этой оценкой. Нормативы за устные ответы и письменные работы учащихся нерусской национальности могут увеличиваться на 1-2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
-классные и домашние упражнения;
-различные виды разбора;
-участие в беседе, диалоге на лингвистическую тему;
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический,
«Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
- комплексный анализ текста;
- сочинение (в том числе по картине);
- изложение (подробное, сжатое, выборочное, с элементами сочинения;
- тест;
- устное высказывание на лингвистическую тему;
-самостоятельная работа;
-контрольная работа.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ | Тема | Контрольные работы |
1 | Введение | |
2 | Лексика. Фразеология. Лексикография | 1 |
3 | Фонетика. Графика. Орфография | 1 |
4 | Морфемика и словообразование | 1 |
5 | Морфология и орфография | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по _русскому языку____________________________________________________
(указать предмет)
Класс __10______________________________________________________
Количество часов: всего ____68______ часов; в неделю ______2__ часа
№ урока | Название темы или раздела | Тема урока | Количе ство часов | Дата |
план | факт |
| |
| Введение | | | | |
1 | | Слово о русском языке. Основные функциональные стили русского литературного языка | 1 | 01.09 | |
2 | | Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур | 1 | 06.09 | |
3 | | Из истории русской письменности | 1 | 08.09 | |
4 | | Выдающиеся учёные-лингвисты | 1 | 13.09 | |
5 | | Соотношение понятий язык и письмо | 1 | 15.09 | |
| ЛЕКСИКА, ФРАЗЕОЛОГИЯ, ЛЕКСИКОГРАФИЯ | | | | |
6 | | Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы, паронимы, синонимы и антонимы и их употребление | 1 | 20.09 | |
7 | | Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления | 1 | 22.09 | |
8 | | Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы | 1 | 27.09 | |
9 | | Формы существования русского национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональный язык, арго) | 1 | 29.09 | |
10 | | Употребление устаревшей лексики и неологизмов | 1 | 04.10 | |
11 | | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография | 1 | 06.10 | |
12 | | Культура речи и её основные аспекты | 1 | 11.10 | |
13 | | Лингвистический анализ текста | 1 | 13.10 | |
14 | | Исторический комментарий лексических явлений русского языка | 1 | 18.10 | |
15 | | Разговорная речь, её нормы | 1 | 20.10 | |
16 | | Культура публичной речи | 1 | 25.10 | |
17 | | Особенности русского речевого этикета | 1 | 27.10 | |
18 | | Соблюдение норм русского речевого этикета в различных сферах общения | 1 | 08.11 | |
19 | | Культура учебно-научного и делового общения | 1 | 10.11 | |
20 | | Лингвистический анализ текста | 1 | 15.11 | |
21 | | Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография» | 1 | 17.11 | |
| ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОЭПИЯ | | | | |
22 | | Звуки и буквы. Позиционные и исторические чередования звуков. Фонетический разбор | 1 | 22.11 | |
23 | | Особенности русской фонетики | 1 | 24.11 | |
24 | | Трудные случаи фонетического разбора | 1 | 29.11 | |
25 | | Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение | 1 | 01.12 | |
26 | | Лингвистический анализ текста | 1 | 06.12 | |
27 | | Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» | 1 | 08.12 | |
| МОРФЕМИКА И СЛОВООБРА-ЗОВА НИЕ | | | | |
28 | | Состав слова. Морфемный разбор | 1 | 13.12 | |
29 | | Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор | 1 | 15.12 | |
30 | | Особенности русского словообразования | 1 | 20.12 | |
31 | | Трудные случаи словообразования | 1 | 22.12 | |
32 | | Основные способы формообразования в современном русском языке | 1 | 27.12 | |
33 | | Контрольная работа по теме «Морфемика и словообразование» | 1 | 10.01 | |
| МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ | | | | |
34 | | Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова | 1 | 12.01 | |
35 | | Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Правописание непроизносимых согласных и двойных согласных | 1 | 17.01 | |
36 | | Особенности русской орфографии | 1 | 19.01 | |
37 | | Трудные случаи орфографии | 1 | 24.01 | |
38 | | Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в падежных окончаниях. Правописание сложных имён существительных и составных наименований имён существительных | 1 | 26.01 | |
39 | | Лингвистический анализ текста | 1 | 31.01 | |
40 | | Трудные случаи написания имён существительных | 1 | 02.02 | |
41 | | Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор. Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных | 1 | 07.02 | |
42 | | Трудные случаи написания имён прилагательных | 1 | 09.02 | |
43 | | Имя числительное как часть речи. Разряды. Склонение. Правописание. Морфологический разбор. | 1 | 14.02 | |
44 | | Употребление имён числительных в речи. | 1 | 16.02 | |
45 | | Трудные случаи употребления форм имён числительных | 1 | 21.02 | |
46 | | Местоимение как часть речи. Разряды. Стилистические и грамматические особенности. Морфологический разбор. Правописание местоимений | 1 | 28.02 | |
47 | | Трудные случаи правописания местоимений | 1 | 02.03 | |
48 | | Глагол как часть речи. Инфинитив. Категория вида. Переходность-непереходность. Возвратные глаголы. Наклонение. | 1 | 07.03 | |
49 | | Время глагола. Спряжение. Формообразование. Морфологический разбор. Правописание. | 1 | 09.03 | |
50 | | Особенности употребления глаголов и глагольных форм | 1 | 14.03 | |
51 | | Трудные случаи правописания глаголов | 1 | 16.03 | |
52 | | Причастие. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Правописание суффиксов причастий. | 1 | 21.03 | |
53 | | Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий и прилагательных в существительные | 1 | 23.03 | |
54 | | Трудные случаи написания причастий | 1 | 04.04 | |
55 | | Деепричастие. Образование. Морфологический разбор. Переход деепричастий в наречия и предлоги | 1 | 06.04 | |
56 | | Наречие как часть речи. Разряды. Морфологический разбор. Правописание. | 1 | 11.04 | |
57 | | Слова категории состояния | 1 | 13.04 | |
58 | | Предлоги. | 1 | 18.04 | |
59 | | Правописание предлогов | 1 | 20.04 | |
60 | | Трудные случаи употребления производных предлогов | 1 | 25.04 | |
61 | | Союзы и союзные слова | 1 | 27.04 | |
62 | | Трудные случаи употребления союзов и союзных слов | 1 | 02.05 | |
63 | | Частицы. Разряды. Морфологический разбор. Правописание | 1 | 04.05 | |
64 | | Трудные случаи распознавания частиц | | 11.05 | |
65 | | Междометие. Звукоподражательные слова | 1 | 16.05 | |
66 | | Лексический анализ текста | 1 | 18.05 | |
67 | | Контрольная работа по теме «Морфология и орфография» | 1 | 23.03 | |
68 | | Орфографический анализ текста | 1 | 25.05 | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО учителей Заместитель директора по УВР
русского _языка и литературы
____________/Л.Г.Шевцова/ _______________ /Н.Г.Светикова/
Протокол № __1__от _26.08.___2016 __29.08__ 2016
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-программные материалы:
1) Программа: Гольцова Н.Г., И.В. Шамшин, М.А. Мищерина Русский
язык. 10-11 классы, М., «Русское слово», 2012
Учебно-теоретические материалы:
Учебник Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы, М., «Русское слово», 2014г.
2) Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших
классах / В.Ф. Греков, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение,
2011
3) Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений по русскому языку
для поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2011
Учебно-практические материалы:
1) Г.Т.Егораева, О.Д. Ивашова, Е.В. Ляшенко «Русский язык.
Эффективная подготовка к ЕГЭ», издательство «Экзамен», М. 2013г..
2) Т.Ю. Угроватова. «Русский язык. 34урока подготовки к ЕГЭ»,
издательство «Эксмо», 2010год.
Учебно-справочные материалы:
1) Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в
вузы / Т.М. Воителева, К.А. Войлочкова, Н.А. Герасимова и др. – 2 –е
издание - М.: Дрофа, 2010
2) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка
/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.
Виноградова – М.: Азбуковник, 1998
Список литературы
1. Сборник нормативных документов. Русский язык. Федеральный
компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план.
Москва. Дрофа. 2006г.
2. Примерная программа среднего (полного) образования по русскому
языку для образовательных учреждений с русским языком обучения.
Народное образование № 8, 2005г.
3. Влодавская Е.А. « Поурочные разработки по русскому языку: 10 класса:
к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова,
М.С. Соловейчик» – М.: Издательство «Экзамен», 2010
4. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах
/ В.Ф. Греков, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2010
5. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнение по русскому языку
для поступающих в вузы. – М.: Дрофы, 2010
6. Современный русский язык. Учебник для вузов \ Под редакцией
Д.Э.Розенталя – М.: Высшая школа, 2005
7. Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник
для общеобразовательных учреждений. - – М.: ООО «ТИД «Русское
слово – РС», 2008 ??????????????????????????????????????????
8. Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл.
общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М,:
Просвещение, 2010
ТАБЛИЦЫ
10 класс.
1.Правописание корней с чередующими гласными.
2.Правописание приставок.
3.Употребление ь и ъ.
4 Правописание о – е после шипящих и ц.
5. Правописание падежных окончаний имен существительных.
6. Правописание имен существительных.
7. Правописание личных окончаний глаголов.
8. Правописание суффиксов глаголов.
9. Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.
10. Правописание суффиксов имён прилагательных.
11. Правописание сложных имен прилагательных.
12.Склонение имён числительных.
13. Правописание наречий.
14.Разряды местоимений.
15. Правописание местоимений.
16. Правописание нн в причастиях.
17.Употребление деепричастий в речи.
18.Правописание не с разными частями речи.
19.Правописание не и ни.
Технические средства обучен
Интерактивная доска;
Компьютер;
Колонки;
Принтер.