СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) 5-9 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе авторской «Программы по русскому (родному) языку, 5-9 классы. (Авторы программы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов.) М.:«Дрофа», 2014 год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) 5-9 классы»


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе авторской «Программы по русскому (родному) языку, 5-9 классы. (Авторы программы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов.) М.:«Дрофа», 2014 год.

Цель: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

Задачи программы:

  • овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, развитие устной и письменной речи, расширение объема используемых в речи грамматических средств;

  • формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

  • совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;

  • развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

  • воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.

Рабочая программа рассчитана на 683 ч,, в том числе: в V классе – 170 ч. (5 часов в неделю, 34 недели), в VI классе – 204ч. (6 часов в неделю, 34 недели), в VII классе – 136 ч. (4 часа в неделю, 34 недели), в VIII классе – 105 ч. (3 часа в неделю, 35 недель), в IX классе – 68 ч. (2 часа в неделю, 34 недели).

Место учебного курса в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих ФГОС ООО, предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 5 классе – 175 часов, в 6 классе – 210 часов, в 7 классе – 140 часов, в 8 классе – 105 часов, в 9 классе – 105 часов.


Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ

V класс

VI класс

VII класс

Базовый

5

6

7

Диктанты

3

4

2

Контрольные тестирования

1

2

1

Изложения

2

2

2

Сочинения

2

2

2

В соответствии с календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год устанавливается следующая продолжительность учебного года: 5-7,9 классы 34 учебных недели; 8 класс 35 учебных недель. В связи с этим в 5 классе вместо предусмотренных Федеральным базисным (образовательным) учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих ФГОС ООО, 175 часов запланировано 170, в 6 классе вместо 210 часов- 204 часа, в 7 классе вместо 140-136 часов, в 9 классе вместо 105 часов – 68 часов.

Количество часов для проведения контрольных работ запланировано в соответствии с методическими рекомендациями, представленными в инструктивно-методическом письме департамента образования Белгородской области областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования» «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2016-2017 учебном году»: в 5 классе контрольных диктантов-3, контрольных тестирований-1 контрольных сочинений-2, контрольных изложений-2; в 6 классе контрольных диктантов-4, контрольных тестирований-2 контрольных сочинений-2, контрольных изложений-2; в 7 классе контрольных диктантов-2, контрольных тестирований-1 контрольных сочинений-2, контрольных изложений-2; в 8 классе было сделано в соответствии с базисным учебным планом: контрольных диктантов-3, контрольных тестирований-1 контрольных сочинений-2, контрольных изложений-2; в 9 классе контрольных диктантов-1, контрольных тестирований-2 контрольных сочинений-2, контрольных изложений-2. Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме тестирования. В соответствии с положением о ВШК МАОУ «СОШ №40» предусмотрено 3 вида контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Структура курса: 5—7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8—9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Особым этапом в обучении рассматривается 5 класс. Его можно оценить как стартовый по отношению к систематическому курсу русского языка. Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. На всех этапах обучения реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом:

Рабочая программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения. В соответствии с целью обучения усиливается и речевая направленность курса.

Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК следующих авторов:

Русский язык. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/М.М. Разумовская, С.И. Леканта, В.И. Капинос и др.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012.

Русский язык. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/М.М. Разумовская, С.И. Леканта, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2013.

Русский язык. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/М.М. Разумовская, С.И. Леканта, В.И. Капинос и др.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2015.

Русский язык. 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/М.М. Разумовская, С.И. Леканта, В.И. Капинос и др.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014.

Русский язык. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/М.М. Разумовская, С.И. Леканта, В.И. Капинос и др.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014.

Формы организации учебного процесса включают разнообразные виды работы: составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации, рецензий, сочинений - рассуждений, самостоятельный анализ текста, аналитическое сообщение на основе самостоятельного изучения текста, выполнение тестов различного уровня. Основной формой текущего контроля знаний является индивидуальный и фронтальный опрос. Единицей учебного процесса является урок. Практические работы нацелены на проведение порубежного мониторинга усвоения знаний, выполнение творческих работ учащимися направлены на  расширение познавательного интереса, формирование умений и навыков работы со словом и текстом. Текущий контроль осуществляется с помощью написания сочинений по исходным текстам и тематического тестирования. Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме тестирования.

В программе по русскому (родному) языку М.М.Разумовской не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, поэтому распределение часов при составлении учебно-тематического планирования выполнено самостоятельно, с опорой на программу по русскому языку М.М.Разумовской для 5-9 классов 2011 года и на индивидуальные особенности учащихся.

Контрольно-измерительные материалы, предназначенные для тематического контроля и оценки образовательных достижений обучающихся по разделам курса, взяты из учебно-методических пособий: Диктанты по русскому языку:5 класс: к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык.5 класс». ФГОС (к новому учебнику)/И.Н. Политова. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 206,(2) с. (серия «Учебно-методический комплекс»), Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику М.М.Разумовской и др. Русский язык. Тесты по русскому языку в 2-х частях 5 класс к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс»/ А.В. Кудимова, - М.: изд. «Экзамен» 2016 год.

Список дополнительной литературы

1.Русский язык. Методическое пособие. 5 класс. (ФГОС) Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.

2.Контрольно–измерительные материалы. Русский язык.5 класс/Сост.Н.В.Егорова-2-е изд.,перераб.-М.:ВАКО,2016. (ФГОС)

3.Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.Плакаты по русскому языку для 5-9 классов по разделам русского языка.

4. Диктанты по русскому языку: 5 класс: к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык.5 класс». ФГОС (к новому учебнику)/И.Н. Политова. - М.: Издательство «Экзамен», (серия «Учебно-методический комплекс»)

5.Горшкова В.Н. Сборник диктантов: 5-9 классы/ Сост. В.Н.Горшкова.-М.: ВАКО, 2012.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Планируемые результаты изучения учебного предмета русский язык представлены в авторской рабочей программе (Программы по русскому (родному) языку, 5-9 классы (Авторы программы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова,В.В.Львов.) М.:«Дрофа», 2014.), на стр. 9 – 14.


Основной инструментарий для оценивания результатов

Критерии оценивания сочинений и изложений:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

1.      При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2.      Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3.      Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4.      На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Высший балл по  за работу объёмом менее 150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки оценивается нулём баллов.

Если в работе,  представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст,  содержатся фрагменты текста экзаменуемого,  то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому.  Работа,  написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Оценка диктантов:

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографи­ческие и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не про­водилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо рабо­тает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенно­го значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименова­ниях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречи­ях, образованных от существительных с предлогами, правописание кото­рых не регулируется правилами;

4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательны­ми и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращал­ся! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен дру­гой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в на­рушении их последовательности.

О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а так­же при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунк­туационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфо­графических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфо­графических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфогра­фических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутст­вии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отмет­ки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.

О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографиче­ских и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуацион­ных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) зада­ния, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется ру­ководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

Оценка тестирования:

Отметка «5» ставится, если выполнено 80 – 100  % заданий.

Отметка «4» ставится, если выполнено 70 - 75 % заданий.

Отметка «3» ставится, если выполнено 50 - 65 %  заданий.

Отметка «2» ставится, если выполнено меньше 50 %  заданий.


Список дидактических материалов

1.Русский язык. Промежуточная аттестация. Новые тесты в новой форме. 5-й класс/ Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2016. (ФГОС)

2.Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык.5 класс». учеб. для общеобразоват. учреждений /Е.П. Черногрудова. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 128 с. (серия «Учебно-методический комплекс»)

4. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык.6 класс/Сост.Н.В.Егорова-2-е изд.,перераб.-М.:ВАКО,2014.


Содержание программы учебного курса

Содержание учебного курса по каждому году освоения предмета представлено в авторской рабочей программе (Программа по русскому (родному) языку, 5-9 классы (Авторы программы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова,В.В.Львов.) М.:«Дрофа», 2014.), 5 класс – стр. 14-23, 6 класс – стр. 23-29, 7 класс – стр. 29-33; 8 класс – стр. 33-39, 9 класс – стр. 39-43).


Тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Наименование разделов, тем

Часы учебного времени

1

О языке

3

2

Фонетика, орфоэпия, графика

14

3

Письмо. Орфография

12

4

Слово и его строение. Морфемика.

3

5

Слово как часть речи. Морфология

4

6

Синтаксис и пунктуация (вводный курс)

29

7

Лексика. Словообразование. Орфография

25

8

Глагол

18

9

Имя существительное

14

10

Имя прилагательное

12



6 класс

№ п/п

Наименование разделов, тем

Часы учебного времени

1

О языке

1

Речь (38)

Язык. Правописание. Культура речи (на основе изученного в 5 классе)

2

Правописание

16

3

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание, произношение и употребление в речи

56

Морфология.

4

Причастие и деепричастие

52

5

Имя числительное

13

6

Местоимение

22

7

Повторение изученного в 6 классе

6


7 класс


№ п/п

Наименование разделов, тем


Часы учебного времени

1

О языке

1

Речь (27)

Язык. Правописание. Культура речи

2

Закрепление и углубление изученного в 6 классе

25

Морфология. Орфография

3

Наречие

39

4

Предлог

6

5

Союз

8

6

Частица

10

7

Междометия и звукоподражательные слова

4

8

Трудные случаи разграничения языковых явлений

5

9

Повторение изученного в 7 классе

11


8 класс

№ п/п

Наименование разделов, тем

Часы учебного времени

1

О языке

1

Речь (17) Язык. Правописание. Культура речи.

Синтаксис и пунктуация

2

Словосочетание и предложение

6

3

Трудные случаи правописания (на основе изученного)

5

Синтаксис простого предложения


4

Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения

13

5

Односоставные простые предложения

10

6

Неполные предложения

2

7

Предложения с однородными членами

12

8

Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями

11

9

Предложения с обособленными членами

17

10

Прямая и косвенная речь

6

11

Систематизация и обобщение изученного

в 8 классе

5


9 класс

№ п/п

Наименование разделов, тем

Часы учебного времени

1

О языке

5

Речь (17)

2

Обобщение изученного в 5 – 8 классах

6

Язык. Правописание. Культура речи

Синтаксис сложного предложения

3

Сложное предложение

2

4

Сложносочинённое предложение

5

5

Сложноподчиненное предложение

15

6

Бессоюзное сложное предложение

7

7

Сложное предложение с разными видами связи

5

8

Систематизация и обобщение изученного

в 9 классе

6


7