СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания: ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности, формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе и при обучении языковым темам курса.
Рабочая программа составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Отличительной особенностью учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта является ярко выраженная речевая направленность, диктующая необходимость заниматься речью на каждом уроке. Теория приближена к потребностям практики и вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Цели обучения
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Данные цели обуславливают решение следующих задач
Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учётом знаний, умений и навыков по предмету, которые формированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создаёт условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе расположении с учётом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 5 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирование общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
Согласно Федеральному государственному образовательному стандаоту на изучение русского (родного) языка отводится 140 часов. Согласно Учебному плану МАОУ СШ№19 им.И.П.Мытаревана 2015-2016 учебный год -140 часов: 105 часов-обязательная часть,35 часов (1 час в неделю) выделяется из части, формируемой участниками образовательных отношений
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
понимать значение русского языка в процессе получения школьного образования;
различать основные нравственно-эстетические понятия;
выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться:
понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родному языку, испытывать гордость за него;
оценивать свои и чужие поступки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
удерживать цель деятельности до получения её результата;
анализу достижения цели.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из его частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основания (критериям);
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
первоначальному умению смыслового восприятия текста;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Восприятие высказывания.
Владеть техникой чтения. Осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля, правильно расставлять логическое ударение, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи.
Анализ текста.
Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план. Находить в тексте типовые фрагменты — описание предмета, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания. Определять стиль речи (разговорный, художественный); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Воспроизведение текста.
Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства.
Создание текста.
Создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке; писать сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение); раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать своё отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения.
Совершенствование текста.
Находить и исправлять недочёты в построении текста, в частности нарушения последовательности и связности изложения; совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания. Исправлять речевые и грамматические ошибки.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
основные сведения о языке, изученные в 8 классе;
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорного стиля, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
фонетика и графика
в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями; разбирать слова фонетически;
орфоэпия
правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарём;
лексика
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарём;
словообразование
выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; опознавать изученные способы словообразования в ясных случаях (приставочный, суффиксальный, сложение);
морфология
квалифицировать слово как часть речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;
синтаксис
вычленять словосочетания из предложения, определяя главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;
орфография
находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами; правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе; пользоваться орфографическим словарём;
пунктуация
находить в предложениях места для постановки знаков препинания, обосновывать выбор знака препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами:
связная речь
определять тему и основную мысль текста; его стиль; составлять простой план текста; подробно и сжато излагать повествовательные тексты; писать сочинения повествовательного характера, описания предметов, животных, рассказы о случаях из жизни; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
получения знаний по другим учебным предметам.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
по предмету «Русский язык»
Контроль выполняет ряд функций, воздействуя и на сам процесс, и на деятельность обучаемого, и на деятельность обучающего. К основным функциям контроля относят следующие:
обучающую;
проверочную;
воспитывающую;
корректирующую и д.р.
Грамотно организованный контроль знаний и умений по русскому языку служит как целям проверки, так и целям обучения. Поэтому обучающая функция – одно из самых важных предназначений контроля. В ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретённых ранее знаний путём их уточнения и дополнений, учащиеся переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности.
Контроль способствует формированию умений и навыков рационально организовывать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.
Обучающая функция тесно связана с корректирующей функцией. Эта функция позволяет не только корректировать действия учащегося, но и вносить изменения в структуру и содержание учебного процесса, корректировать образовательную программу по русскому языку, учебные планы.
Если обучающая и корректирующая функции успешно взаимодействуют, то происходит более прочное усвоение знаний, умений и навыков, а также повышается культура умственной деятельности обучаемых.
Важной функцией контроля является диагностическая, которая позволяет определить уровень владения обучаемыми знаниями по русскому языку, умениями и навыками на конкретном этапе обучения. Диагностика позволяет не только выявить пробелы в подготовке учащихся, но и установить причины пробелов, получить информацию о характере трудностей, возникших у учеников.
Одними из важнейших функций контроля являются воспитывающая и развивающая функции. Помимо установления фактического уровня усвоения материала по русскому языку, контроль развивает такие качества личности, как самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, критическое мышление, самообладание. Контроль развивает также память, внимание, восприятие и т.д. Воспитывающая функция контроля в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности (развивать волю, память и пр.).
Перечисленные функции контроля в обучении русскому языку реализуются практически во всех видах контроля: текущем, тематическом, рубежном и итоговом.
Функции и виды контроля выступают в своем единстве в процессе мониторинга— одного из современных средств оценивания результатов обучения. Мониторинг— это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.
Оценка личностных результатов в курсе русского языка проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения, принятых в данном образовательном учреждении;
- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала по русскому языку.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков в курсе «Русский язык» являются: входной контроль в начале и в конце триместра; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, самопроверки, взаимопроверки, самостоятельных работ, комплексного анализа текста.
Применение письменной проверки (опроса) даёт возможность на уроке русского языка в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися класса, определить направления для индивидуальной работы с каждым.
Основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется на этапе контроля. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце триместра, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Контрольная работа может состоять из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и наиболее трудными орфограммами.
Тест может использоваться для проведения как текущего, тематического, так и рубежного и итогового контроля, в значительной степени устраняя субъективизм в оценках и снижая время, затрачиваемое учителем на проверку заданий.
Самостоятельная работа – небольшая по времени письменная проверка знаний и умений учащихся по небольшой теме курса «Русский язык», ещё не пройденной до конца. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения учащимися способов решения учебных задач. Самостоятельные работы учащихся по русскому языку квалифицируютс по характеру познавательной деятельности учащихся:
репродуктивные;
частично-поисковые;
продуктивные.
Уроки контроля за развитием связной речи учащихся предназначены для выявления сформированности умений излагать мысли на определенную тему, соблюдая последовательность их передачи, с учетом адресата и в форме определенного стиля. Проверяется также умение использовать языковые средства в соответствии с темой, адресатом и избранным учеником стилем речи. Для этих целей проводятся изложения и сочинения. Основными способами проверки уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения и изложения. Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов: умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Устный опрос (беседа, рассказ, объяснение):
фронтальный;
индивидуальный;
комбинированный.
Для повышения качества учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка целесообразно сочетать все методы контроля.
Содержание тем учебного предмета «Русский язык»
Раздел I. Введение. Русский язык в семье славянских языков – 1 час
Раздел II. Морфология. Орфография. Закрепление ранее изученного – 19 часов
Буквы Н-НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Употребление в тексте частицы НИ. Употребление дефиса. Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.
Входной диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного в 8 классе»
Раздел III. Словосочетание и предложение – 6 часов
Словосочетание. Предложение.
Раздел IV. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения – 12 часов
Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Правильное согласование главных членов предложения.
Контрольная работа по теме «Главные члены предложения и способы их выражения»
Второстепенные члены предложения, их функция. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения.
Контрольная работа по теме: «Второстепенные члены».
Раздел V. Односоставное простое предложение – 11 часов
Виды односоставных предложений. Определенно-личное предложение. Неопределенно-личное предложение. Обобщенно-личное предложение. Безличное предложение. Назывные предложения.
Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»
Раздел VI. Неполное предложение – 2 часа
Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме.
Раздел VII. Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами – 13 часов
Понятие однородности членов предложения. Средства связи между однородными предложения. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Контрольная работа по теме: «Предложения с однородными членами»
Раздел VIII. Предложения с обращениями и вводными словами – 6 часов
Обращение. Понятие водности как речевой категории. Вставные конструкции.
Проверочная работа по теме «Предложения с вводными словами и обращениями»
Раздел IX. Предложения с обособленными членами – 36 часов
Понятие обособления второстепенных членов предложения. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Уточняющие члены предложения.
Проверочная работа по теме «Обособленные определения и приложения». Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами»
Раздел X. Прямая речь – 14 часов
Прямая речь и ее оформление. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и их обозначение.
Проверочная работа по теме «Прямая и косвенная речь»
Раздел XI. Развитие речи – 16 часов
Речь ее разновидности. Текст, его основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи. Изложение « Как я покупал собаку» по рассказу Б. Емельянова. Повторение. Типы речи. Текст: способы и средства связи предложений в тексте. Репортаж, его тематика, задачи речи. Сочинение по картине. Сочинение в жанре репортажа (упр.367). Сочинение с грамматическим заданием по картине А. П.Рябушкина «Московская девушка XVII века». Изложение «Что значит быть воспитанным?» Статья в газету, понятие о жанре, строение текста. Портретный очерк: представление о жанре, композиция, типы речи и языковые средства, используемые в нем. Сочинение по картине М. М.Кустодиева «Шаляпин» (портретный очерк). Урок-деловая игра «Мы делаем газету»
Контрольная работа. Сочинение в жанре портретного очерка.
Учебно-тематический план по предмету «Русский язык» для 8 класса рассчитан на 140 часов (4 часа в неделю)
№п\п | Название раздела | Количество часов | В том числе: | ||
Уроки | Развитие речи | Контроль | |||
1. | Введение. Русский язык в семье славянских языков .Повторение и обобщение | 1 3 | 1 3 | | |
2. | Морфология. Орфография. Закрепление ранее изученного Речь | 7 2 | 7 | 2 | 1(входной, диктант с грамматико-орфографичес. заданиями, тест) |
3. | Словосочетание и предложение | 5 | 5 | | |
4. | Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения Речь.Жанры публицистики | 12 | 12 | 4 | 1 Контрольная работа по теме «Главные члены предложения и способы их выражения» |
1 Контрольная работа по теме: «Второстепенные члены». | |||||
5. | Односоставное простое предложение | 9 | 9 | | 1 Контрольная работа по теме: «Односоставное предложение» |
6. | Неполное предложение.Речь(жанры публ) | 3-3 | | | |
7. | Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами | 12 | 12 | | 1 Контрольная работа по теме: «Предложения с однородными членами» |
8. | Предложения с обращениями и вводными словами | 11 | 11 | | 1 Проверочная работа по теме «Предложения с вводными словами и обращениями» |
9. | Предложения с обособленными членами Речь.Жанры публ | 16 5 | 16 5 | | 1 Проверочная работа по теме «Обособленные определения и приложения». |
1 Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами» | |||||
10. | Прямая речь. | 47 | 43 | | 1 Проверочная работа по теме «Прямая и косвенная речь» |
11 | Резерв | 0 | 4 | | |
| Итого | 140 | 140 | | 9 |
Резервные уроки предусмотрены для ликвидации отставания в случае отмены занятий из-за погодных условий, карантина, праздничных дней.
Сроки проведения контрольных и практических работ могут быть изменены в случае отмены занятий в связи с погодными условиями, карантином и праздничными днями.
Календарно-тематическое тематическое планирование по русскому языку на 2015-2016 учебный год
№ урока | План. | Факт | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Приме-чания | Виды, формы деят. |
| |||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| ||||||||||||||||
1 |
|
| ВВЕДЕНИЕ Русский язык в семье славянских языков. | 1 | Иметь представление о месте русского языка среди славянских языков. | Развитие познавательной, коммуникативной компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
2 3 4(подг к ОГЭ) |
|
| МОРФОЛОГИЯ.ОРФОГРАФИЯ.ЗАКРЕПЛЕНИЕ Буквы Н-НН в суффиксах иен прилагательных, причастий и наречий. | 3 | Уметь безошибочно разграничивать имена прил, прич. нареч,; опознавать и образовывать полные и краткие формы страдатель ных причастий. Уметь соотносить конкретные суффик сы с определен ными группами слов. Правильно писать суффиксы с буквами Н-НН | Развитие общеучебных компетенций. Закрепить знания о частях речи, трудноусваиваемых орфограмм | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
5 6 7(подг к ОГЭ) |
|
| Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | 3 | Понимать и верно писать НЕ с глаголами и деепричастиями; с причастием; с существительным и наречием. | Развитие общеучебных компетенций. Закрепить знания о частях речи. Уметь аргументировать деление частей речи в связи со слитным и раздельным написанием НЕ. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
8 9(подг к ОГЭ) |
|
| Слитное и раздельное написание НЕ - НИ с местоимениями и наречиями. | 2 | Различать сходство и различие в написании НЕ-НИ с местоимениями и наречиями, безошибочно писать данные группы слов. | Развитие общеучебных компетенций. Закрепить знания о частях речи. Уметь аргументировать деление частей речи в связи с написанием НЕ-НИ. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
10 11(подг к ОГЭ) |
|
| Употребление в тексте частицы НИ | 2 | Отработать основные функции употребления частицы НИ: усиление отрицания, усилительно-обобщенное значение в придаточном предложении. | Развитие общеучебных компетенций. Закрепить знания о функции частицы НИ. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
12 13 (2 ч на подг к ОГЭ) |
|
| Развитие речи. Речь ее разновидности. Текст, его основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи. | 2 | Обобщение и систематизация изученного о речи в 5-7 классах. Работа с таблицами и схемами. Обучение говорению на лингвистические темы с опорой на таблицу, план ответа. | Развитие коммуникативной, учебной, исследовательской компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
14 15 |
|
| Употребление дефиса | 2 | Закрепить основные навыки употребления дефиса в написании слов разных частей речи на основе знания дефисного написания в предлогах, именах существительных и прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах. | Развитие общеучебных компетенций. Закрепить дефисное написание слов разных частей речи. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
16 17(подг к ОГЭ) |
|
| Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. | 2 | Закрепить навык правописания. Знать способы разграничения смысла слов разных частей речи. Различать их лексическое и грамматическое значения слов, их морфемное строение. | Развитие общеучебных компетенций. Закрепить слитное, полуслитное и раздельное написание слов разных частей речи. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
18 |
|
| Систематизация и обобщение изученного в 5-7 классах. | 1 | Знать орфографические правила. Уметь различать слова разных частей речи, знать их лексическое, грамматическое, морфемное значение. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
19 20(подг к ОГЭ) |
|
| Систематизация и обобщение изученного в 5-7 классах. Подготовка к контрольной работе. | 2 | Знать орфографические правила. Уметь различать слова разных частей речи, знать их лексическое, грамматическое, морфемное значение. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
21 |
|
| контрольная работа по теме ПОВТОРЕНИЕ | 1 | Уметь применять изученные правила |
| Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
22 |
|
| Анализ контрольной работы. | 1 | Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание слов |
| Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
23 24 |
|
| СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Развитие речи. Изложение « Как я покупал собаку» (по рассказу Б. Емельянова) | 2 | Проверить умение сохранять при пересказе композицию, тему и основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства. | Развитие коммуникативной компетенции. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
25 26 27 28 (из них-2 ч на подг к ОГЭ) |
|
| Словосочетание | 4 | Понимать роль словосочетания; различать словосочетания и предложения. Знать и уметь вычленять из предложений словосочетания с разными видами связи (согласование, управление, примыкание). Уметь правильно употреблять словосочетания в составе предложений. Уметь производить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
29 30(подг к ОГЭ) |
|
| Предложение (общая характеристика) | 2 | Знать и уметь характеризовать типы предложений: утвердительные и отрицательные; по цели высказывания; по эмоциональной окраске; по количеству грамматических основ; по характеру основы; по наличию второстепенных членов. Параллельно отработать правильное произношение терминов русского языка. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
31(подг к ОГЭ) 32 |
|
| ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения. | 2 | Знать и пояснять функцию главных членов предложения. Знать, что такое подлежащее; уметь находить и характеризовать подлежащее в предложении. Знать, что такое сказуемое; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
33 |
|
| Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Знать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
34(подг к ОГЭ) |
|
| Правильное согласование главных членов предложения. | 1 | Формируется умение правильно согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующие правила и учитывая в ряде случаев сосуществующие в литературной речи варианты согласования. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
35 |
|
| Контрольная работа по теме «Главные члены предложения и способы их выражения» | 1 | Уметь применять изученные правила |
| Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
36(подг к ОГЭ) |
|
| Второстепенные члены предложения, их функция. Определение. | 1 | Знать и пояснять роль второстепенных членов предложения. Знать, что такое определение, виды определений. Знать, что такое приложение; соблюдать правила написания приложений: правильно и уместно употреблять определения в речи. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
37 |
|
| Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | Знать, что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уме5ть отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
38 |
|
| Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. | 1 | Знать, что такое обстоятельство; знать разряды обстоятельств, способы их выражения. Уметь правильно употреблять знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
39 |
|
| Порядок слов в предложении. | 1 | Иметь представление о прямом и обратном порядке слов, о месте главных и второстепенных членов в предложении. Формирование умения осознанно использовать порядок слов для большей выразительности речи. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
40 41(подг к ОГЭ) |
|
| Развитие речи. Повторение. Типы речи. | 2 | Анализ типологической структуры текста Ю. Казакова (упр.354). Сочинение «Легко ли быть молодым?» с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста-образца (упр.355) | Развитие коммуникативной компетенции. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
42 |
|
| Интонация простого предложения. | 1 | Знать, что такое интонация, ее элементы. Правильно читать фразы в соответствии с пометами, обозначающими: а) паузы; б) логическое ударение; в) мелодическое движение голоса. Уметь готовить устное высказывание с точки зрения интонации (на уровне фраз и небольших текстов) | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
43(подг к ОГЭ) |
|
| Систематизация и повторение изученного по теме «Второстепенные члены предложения». | 1 | Знать характеристики второстепенных членов, уметь практически их находить в тексте. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
44 |
|
| Контрольная работа по теме: «Второстепенные члены». | 1 | Умение определять второстепенные члены предложения и их функцию в предложении |
| Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
45 |
|
| Анализ контрольной работы. | 1 | Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
46 |
|
| ОДНОСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, Виды односоставных предложений. | 1 | Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; знать их виды: четыре глагольных и назывное. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
47 |
|
| Определенно-личное предложение. | 1 | Знать особенности употребления в речи определенно-личных предложений, формы сказуемого; опознавать эти предложения в тексте и верно, а также уместно употреблять их в собственных высказываниях. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
48(подг к ОГЭ) |
|
| Развитие речи. Повторение. Текст: способы и средства связи предложений в тексте. | 1 | Формировать умения определять способ и средства связи предложений в тексте. Анализ текста своего изложения. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
49 50 |
|
| Неопределенно-личное предложение | 2 | Знать, когда употребляется в речи неопределенно-личные предложения какие формы имеет сказуемое; опознавать в тексте эти предложения, уметь использовать их в собственных высказываниях, | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
51 |
|
| Обобщенно-личное предложение | 1 | Знать функцию обобщенно - личных предложений в речи, форму сказуемого. Опознавать данные предложения в речи и употреблять их в собственных высказываниях. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
52 53 |
|
| Безличное предложение | 2 | Знать особенности употребления в речи безличных предложений и способы выражения сказуемого; опознавать в тексте эти предложения и умело пользоваться ими в собственных высказываниях. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
54 |
|
| Назывные предложения | 1 | Знать особенности употребления в речи назывных предложений и способы выражения подлежащего; опознавать в тексте и умело употреблять в собственной речи этот вид предложений. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
55(подг к ОГЭ) |
|
| Систематизация сведений по теме «Типы односоставных предложений». Подготовка к контрольной работе. | 1 | Повторить и систематизировать знания по теме «Типы односоставных предложений» | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
56 |
|
| Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» | 1 | Умение определять типы простых предложений |
| Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
57 |
|
| Анализ контрольной работы. | 1 | Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
58 |
|
| Развитие речи. Репортаж, его тематика, задачи речи. | 1 | Дать представление о жанре. Сопоставить репортаж с информационной заметкой, отметить общее и различное в этих жанрах; подчеркнуть изобразительность и эмоциональность речи, свойственные репортажу. Обучение сжатию текста. Упр. 362. | Развитие коммуникативной компетенции. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
59 60(подг к ОГЭ) |
|
| НЕПОЛОНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме. | 2 | Понимать назначение неполных предложений в общении; опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях. Иметь навык грамотного пунктуационного оформления неполных предложений при письме. | Развитие общеучебных компетенций | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
61 |
|
| Развитие речи. Сочинение по картине | 1 | Уметь использовать в речи односоставные предложения | Развитие коммуникативной компетенции. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
62 63(подг к ОГЭ) |
|
| ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Понятие однородности членов предложения | 2 | Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Уметь схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами. Владеть интонацией перечисления. Общее представление о пунктуации при однородных членах, соединенных бессоюзной и союзной связью. Знаки препинания в предложениях с однородными членами без обобщающих слов. Отличие простого предл. с однород. членами, соединенными неповторяющимся союзом и, да(=и) от сложного предложения с аналогичной связью. | Развитие общеучебных компетенций | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
64 |
|
| Развитие речи. Сочинение в жанре репортажа | 1 |
| Развитие коммуникативной компетенции. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
65 66 67 68 |
|
| Средства связи между однородными предложения | 4 | Знать особенности сочинительной связи. Знать группы сочинительных союзов по их значению: соединительные, противительные, разделительные. Опознавать эти виды связи, грамотно интонировать соотв. Предложения. Оформлять пунктуацию предложений с данными видами связи. | Развитие общеучебных компетенций | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
69 70(подг к ОГЭ) |
|
| Однородные и неоднородные определения. | 2 | Понимать, что такое однородные и неоднородные определения; уметь опознавать эти виды определений в тексте, грамотно оформлять их пунктуацию при письме. | Развитие общеучебных компетенций | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
71 |
|
| Развитие речи. Сочинение с грамматическим заданием по картине А. П.Рябушкина «Московская девушка XVII века» | 1 | Определение уровня практического владения материалом. | Развитие коммуникативной компетенции. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
72 73(подг к ОГЭ) |
|
| Обобщающие слова при однородных членах предложения | 2 | Особенности данной синтаксической конструкции, умелое употребление в речи. Владение правилами постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами. | Развитие общеучебных компетенций | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
74 |
|
| Обобщение и систематизация материала по теме: «Предложения с однородными членами предложения» | 1 | Определение уровня практического владения материалом |
| Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
75 |
|
| Контрольная работа по теме: «Предложения с однородными членами». | 1 | Уметь правильно ставить знаки препинания в предложении с однородными членами предлодения |
| Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
76 |
|
| Анализ контрольной работы. | 1 | Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
77 78(подг к ОГЭ) |
|
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЕМ И ВВОДНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ. Обращение. | 2 | Повторить представление об обращении. Углубить представление об этой конструкции за счет осмысления основного назначения обращения в речи. Характеризовать синт, интонац, пунктуац особенности предложений с обращениями. Обобщать сведения о синтаксической роли им. существ. в форме И. п. и тренировать в определении функции этой словоформы. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
79 80(подг к ОГЭ) 81 |
|
| Понятие вводности как речевой категории. | 3 | Познакомить с явлением водности как речевой категории. Учить объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова. Познакомить с основными группами вводных слов по значению. Опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
82 |
|
| Развитие речи. Изложение «Что значит быть воспитанным?» | 3 |
| Развитие коммуникативной компетенции. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
83 84(подг к ОГЭ) |
|
| Вставные конструкции |
| Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений. Учиться опознавать вставные конструкции, расставлять знаки препинания на письме. Совершенствовать умение опознавать междометие и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями и словами ДА, НЕТ | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
85 |
|
| Проверочная работа по теме «Предложения с вводными словами и обращениями» | 1 | Умение находить в тексте обращения и водные слова и правильно выделять их на письме | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
86 |
|
| Развитие речи. Статья в газету, понятие о жанре, строение текста. | 1 | Сформировать представление о жанре. Работа с газетой, анализ наиболее интересных статей. Рассмотреть композицию статьи, ведущий тип речи, и сопутствующие типовые фрагменты, языковые средства, воздействующие на читателя. | Развитие коммуникативной компетенции. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
87 88 89(подг к ОГЭ) 90 |
|
| ОБОСОБЛЕНИЕ. Понятие обособления второстепенных членов предложения. | 4 | Дать представление об обособлении как способе придать второстепенному члену предложения относительную смысловую значимость в высказывании. Учить характеризовать разные признаки обособленных оборотов. Совершенствовать умение опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
91 |
|
| Контрольная работа | 1 |
| Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
92 |
|
| Анализ контрольной работы. | 1 | Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание слов | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
93 94 95(подг к ОГЭ) |
|
| Обособленные определения и приложения | 3 | Повторить и обобщить сведения об определении как второстепенном члене предложения и его разновидностях. Знать основные условия обособления определений и применять знания на практике. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
96 97 98(подг к ОГЭ) |
|
| Обособленные определения и приложения | 3 | Совершенствовать умения опознавать причастия, причастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях, содержащих эти категории. |
| Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
99 |
|
| Проверочная работа по теме «Обособленные определения и приложения» | 1 |
|
| Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
100 |
|
| Анализ проверочной работы | 1 | Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание |
| Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
101 |
|
| Развитие речи. Портретный очерк: представление о жанре, композиция, типы речи и языковые средства, используемые в нем. | 1 | Дать представление о жанре, рассмотреть предметное содержание, задачи речи, набор микротем. | Развитие коммуникативной компетенции. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
102 103 104 105(подг к ОГЭ) |
|
| Обособленные обстоятельства | 4 | Повторить и обобщить сведения об обстоятельстве как второстепенном члене и разных способах его выражения. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах. Уметь правильно оформлять предложения пунктуационно. |
| Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
106 107 108(подг к ОГЭ) |
|
| Систематизация и обобщение знаний по теме: «Обособление второстепенных членов предложения» | 3 |
|
| Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
109 |
|
| Развитие речи. Сочинение по картине М. М.Кустодиева «Шаляпин» (портретный очерк) | 1 |
| Развитие коммуникативной компетенции. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
110 111 112 113(подг к ОГЭ) |
|
| Уточняющие члены предложения | 4 | Дать представление об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. Учить опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
114 115 116(подг к ОГЭ) 117
|
|
| Систематизация и обобщение знаний по теме: «Обособление второстепенных членов предложения» | 3 |
|
| Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
118 |
|
| Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами» | 1 | Умение правильно писать предложения с обособленными членами предложения |
| Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
119 |
|
| Анализ контрольного диктанта. | 1 | Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание слов | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
120 121 |
|
| Закрепление изученного материала по теме: «Обособление второстепенных членов предложения» | 2 |
|
| Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
122 123 124(подг к ОГЭ) |
|
| ПРЯМАЯ РЕЧЬ. Прямая речь и ее оформление | 3 | Знать, что такое прямая речь. Уметь правильно оформлять прямую речь и диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью, пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
125 |
|
| контрольная работа | 1 |
|
| Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
126 |
|
| Анализ контрольной работы. | 1 | Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание слов | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
127 128 |
|
| Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. | 2 | Иметь представление о косвенной речи Уметь правильно трансформи ровать предложения с прямой речью в косвенную и наоборот. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
129 |
|
| Развитие речи. Контрольная работа. Сочинение в жанре портретного очерка. | 1 |
| Развитие коммуникативной компетенции. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
130 |
|
| Цитаты и их обозначение. | 1 | Иметь представление о цитировании. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи. | Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
131 |
|
| Проверочная работа по теме «Прямая и косвенная речь» | 1 |
|
| Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
132 |
|
| Развитие речи.Урок-деловая игра «Мы делаем газету» | 1 | В процессе деловой игры обучить работе над составлением газеты. | Развитие коммуникативной компетенции. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
133 134 135 136 |
|
| Повторение и обобщение изученного материала за курс 8 класса | 4 |
| Развитие общеучебных компетенций. | Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения |
| Составл связанн высказ, раб с текстом |
| |||||||||
137-140 |
|
| Резервные уроки | 4 |
|
|
|
|
|
|
Учебно – методическое, материально – техническое и информационное обеспечение
образовательного процесса
Русский язык. Учебник для 5 класса. Под редакцией М. Разумовской, П. Леканта, М., «Просвещение», 2014
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк, руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. (Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык, 5-9 классы. М: «Просвещение», 2010
Рабочие программы. Русский язык, 5-9 классы. Сост. Е. И. Харитонова.- М.: Дрофа,2012
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование раздела, наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
| Иллюстрации (плакаты) |
|
| Комплект портретов учёных-лингвистов | 1х10 |
| Электронное приложение www.drofa.ru
| 1 |
| Словари | 7 |
Адреса сайтов:
www.gramota.ru/class/sites/
www.pskovedu.ru
https://rus.1september.ru/
www.slovari.ru/
www.ling-theory.ru/links
window.edu.ru/recommended/6
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
К концу 8 класса учащиеся должны уметь:
различать изученные стили речи;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознать языковые единицы, проводить различные виды анализа;
аудирование и чтение
адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
владеть разными видами чтения(изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости;
создавать тексты изученных стилей и жанров;
свободно и правильно излагать своим мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого этикета основные нормы русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочёты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
получения знаний по другим учебным предметам.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Творческие проекты:
«Портретный очерк «Мой кумир»
«Репортаж с урока русского языка»