СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку ИГЗ 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для обучающихся 10 класса при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку ИГЗ 10 класс»

Структура рабочей программы


1.Пояснительная записка……………………………………………….....3

2. Требования к уровню подготовки обучающихся

по данной программе……………………………………………………...9

3.Содержание тем учебного курса……………………………………….10

4.Календарно – тематическое планирование …………………….……..11

5. Перечень учебно-методического обеспечения……………………….13




































Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программ

Программа ИГЗ по русскому языку «Основные разделы русской орфографии при работе с тематическими тестами и анализе текста» рассчитана на обучающихся, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом.

Цель элективного курса – помочь учащимся 10 классов подготовиться к Единому государственному экзамену по русскому языку.

Нормативно-правовые документы

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г.№273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",

-приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с последующими изменениями),

-региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курской области, утверждённого приказом комитета образования и науки Курской области от 17.08.2012 г. № 1-893 "О внесении изменений и дополнений в региональный базисный учебный план утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007 №1-421 "Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования" (в редакции приказа комитета образования и науки Курской области от 17.08.2012 г. №1-893),

- приказ комитета образования и науки Курской области от 11.06.2013 №1-677, СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г.Москва "Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях",

-инструктивно-методического письма комитета образования и науки Курской области от 16.05.2014г. №10.1-07-02/3070,

-учебный план образовательного учреждения МБОУ "Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа" Фатежского района Курской области на 2014-2015 учебный год принят на заседании педагогического совета № 11 от 26.06.2014г.

- Авторская программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. /Автор-составитель Н.Г.Гольцова. – М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2012/ .


- Учебно-методический комплекс: Н.А.Сенина « Русский язык. Подготовка к ЕГЭ- 2013» ;Н.А.Сенина. Русский язык. Тематические тесты.; Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Легион. Ростов-на-Дону, 2012.


Сведения о программе

Рабочая программа для 10 класса ИГЗ по русскому языку «Основные разделы русской орфографии при работе с тематическими тестами и анализе текста» составлена на основе примерной программы основного общего образования, примерной программы среднего (полного) образования.

Учебно-методического комплекса: Н.А.Сенина « Русский язык. Подготовка к ЕГЭ- 2013» ;Н.А.Сенина. Русский язык. Тематические тесты.; Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Легион. Ростов-на-Дону, 2012.

Обоснование выбора программы.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей.

Часть 1 (А1-А31) содержит задания с выбором ответа.

Часть 2 (В1-В8) содержит задания с кратким ответом.

Часть 3 (С1)- это задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Важная составляющая программы – подготовка к выполнению тестовых заданий. 30 тестовых заданий выбором ответа (А1 – А30) и 8 заданий с кратким ответом (В1 – В8). При подготовке к выполнению заданий А1 формируются орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение), А2 – лексические нормы (употребление паронимов), А3 – морфологические нормы, А4,5,6 – синтаксические. Задания А7,8,27,28,29,В7 связаны с содержательным разделом «Речь. Текс». В заданиях А9,10,В3,4,5,6, представлен синтаксис, в А20,21,22,23,24,25,26 – пунктуация. Связаны с использованием знаний из разделов задания А12,30 – лексика, В1 – словообразование, А11 – морфология, А13,14,15,16,17,18,19 – орфография. Задание В8 проверяет умение определять средства выразительности русской речи

Задания экзаменационного теста по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала. Экзаменуемый работает с отработанным языковым материалом, представленного в виде слов, словосочетаний или предложений; с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; создает собственное письменное монологическое высказывание.

Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков обучающихся. Выполняя специальные упражнения, выпускники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические и пунктуационные правила, что требуется при выполнении заданий ЕГЭ.

Написание сочинения-рассуждения по проблеме выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования навыков проблемного анализа текста, а так же следующих умений: правильно сформулировать и прокомментировать проблему, согласившись или не согласившись с мнением автора, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводя как аргументы из жизни, так и из художественной литературы. Знакомит с композицией сочинения, приемами написания вступления и заключения, основными законами формальной логики. Формирует практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими, и лексическими нормами современного русского литературного языка. Осуществляет знакомство с критериями проверки и оценки выполнения задания части С. Ученическое сочинение должно обладать всеми основными признаками текста: смысловой цельностью, структурной связностью, членимостью.

Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.

Информация о внесенных изменениях

Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ЕГЭ, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в средней школе. Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение по проблеме текста.

Целесообразно знакомить каждого ученика с критериями оценивания сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки можно предложить обучающимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных школьниками в предыдущем учебном году, причем допущенные ошибки вынести на поля, но в тексте не пометить. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю. Обучение приемам анализа содержания и проблематики прочитанного текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки нахождения проблем в тексте..

Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаются такие формы деятельности, как вычленение проблем из художественной литературы и составление банка аргументов. Результаты показывают, что обучающиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Названные аспекты были учтены при планировании элективного курса по подготовке к ЕГЭ.

Информация о количестве учебных часов

Данный элективный курс (34ч.) рассчитан на 1 год обучения и призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.

Плановых тематических тестов-9, итоговый учебно-тренировочный тест-1,

сочинение-рассуждение-6

Технологии обучения

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

  • Активные методы обучения

  • Исследовательская технология обучения

  • Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

  • Метод проектов

  • Технология мастерских на уроках русского языка и литературы

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровьесберегающие технологии

Виды и формы контроля

Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

  • Тест

  • Зачет

  • Контрольное упражнение

  • Контрольное сочинение

  • Контрольный срез

  • Контрольная проверочная работа

  • Взаимоконтроль

  • Самоконтроль

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни. В результате изучения русского языка ученик должен


знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Лексика и фразеология.

Выпускник должен знать основные понятия, связанные с лексической системой ( многозначность, омонимия, синонимия, антонимия), обладать необходимым словарным запасом, пользоваться справочной литературой, добывать знания самостоятельно. Выпускник должен знать в каком словаре он может получить необходимую ему справку.

Фонетика.

Выпускник должен знать звуки и буквы (их соотношения); фонетические процессы, которые происходят со звуками в потоке связной речи, а также владеть основными произносительными нормами.

Орфоэпия.

Выпускник должен знать литературное произношение слов и основные закономерности постановки ударения.

Состав слова, словообразование и орфография.

Выпускник должен уметь производить морфемный и словообразовательный анализы, знать типы и способы словообразования. По орфографии знать правила , связанные с написанием отдельных морфем:

-правописание приставок, приставки ПРЕ- и ПРИ-;

-правописание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-;

-правописание корней с чередующимися гласными;

-правописание О и Е после шипящих во всех морфемах.

Морфология и орфография.

Выпускник должен уметь определять принадлежность заданного слова к той или иной части речи в тексте или определять морфологическую характеристику слова, а также находить слово по заданным характеристикам. Знать омонимию знаменательных и служебных частей речи и их правописание, нормы формообразования, правописание родовых и личных окончаний, правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий, употребление буквы Ь в различных частях речи, правописание суффиксов глаголов и причастий, правописание частицы НЕ, предлогов и союзов. Синтаксис и пунктуация.

Выпускник должен уметь определять тип подчинительной связи в словосочетании.

Речеведение.

Выпускник должен свободно владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать типы речи ( и их признаки), средства связи предложений в тексте и языковые средства выразительности.

Выпускник должен знать следующие темы:

-текст как речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста;

-последовательность расположения частей текста; средства связи предложений в тексте;

-типы речи: повествование, описание, рассуждение;

-стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный и художественный;

-отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения;

-основные виды тропов и их использование в тексте.

Написание сочинения-рассуждения.

Выпускник должен уметь:

-анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

-комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

-выражать и аргументировать собственное мнение;

-последовательно и логично излагать свои мысли;

-использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство родного русского языка;

-продемонстрировать практическую грамотность- навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Содержание тем учебного курса

Синтаксис и пунктуация(4 часа)

Лексикология и фразеология(1час).

Фонетика. Орфоэпия(2 часа).

Состав слова, словообразование и орфография(1 час)

Морфология и орфография(12 часов)

Имя существительное. Буквы е - и в окончаниях имен существительных единственного числа. Правописание сложных существительных. Трудные случаи образования форм. Переход слов разных частей речи в имена существительные(2 часа).

Имя прилагательное. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных и причастий. Правописание сложных прилагательных(2 часа).

Имя числительное. Образование и правописание числительных(1 час).

Местоимение. Классификация местоимений по значению. Правописание местоимений(1 час).

Глагол. Правописание личных окончаний глаголов и гласных в суффиксах глаголов(1 час)

Причастие. Деепричастие(1 час).

Наречие. Слитное и раздельное написание наречий(1час).

Служебные части речи. Омонимия служебных и знаменательных частей речи. Правописание частицы не(2 часа).

Синтаксис пунктуация(1 час)

Словосочетание. Подчинительная связь в словосочетании(1 час).

Работа с тематическими тестами(9 часов)

Сочинение-рассуждение на ЕГЭ (6 часов)

Итоговый учебно-тренировочный тест(4 часа)

Календарно- тематическое планирование

урока

Тема урока

Дата проведения урока

планируемая

фактическая

1


Лексика и фразеология.




2


Работа с тематическими тестами.




3


Фонетика. Орфоэпия.




4


Работа с тематическими тестами.




5


Состав слова, словообразование и орфография.




6


Работа с тематическими тестами.




7


Сочинение-рассуждение на ЕГЭ. Анализ текста




8


Сочинение-рассуждение на ЕГЭ. Анализ текста




9


Морфология и орфография.

Имя существительное.. Буквы е - и в окончаниях имен существительных единственного числа. Правописание сложных существительных.




10

Трудные случаи образования форм. Переход слов разных частей речи в имена существительные.




11

Имя прилагательное. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных и причастий.




12

Правописание сложных прилагательных. Работа с тестами.



13

Имя числительное. Образование и правописание числительных.




14


Работа с тематическими тестами.



15

Местоимение. Классификация местоимений по значению. Правописание местоимений.




16


Работа с тематическими тестами.




17

Сочинение-рассуждение на ЕГЭ. Анализ текста




18

Сочинение-рассуждение на ЕГЭ. Анализ текста




19

Глагол. Правописание личных окончаний глаголов и гласных в суффиксах глаголов.




20


Работа с тематическими тестами.




21


Причастие. Деепричастие.




22


Работа с тематическими тестами.




23

Наречие. Слитное и раздельное написание наречий.



24


Работа с тематическими тестами.




25

Служебные части речи. Омонимия служебных и знаменательных частей речи.




26


Правописание частицы не.



27

Сочинение-рассуждение на ЕГЭ. Анализ текста




28

Сочинение-рассуждение на ЕГЭ. Анализ текста




29

Синтаксис пунктуация.

Словосочетание. Подчинительная связь в словосочетании.




30


Работа с тематическими тестами.




31


Итоговый учебно-тренировочный тест




32


Итоговый учебно-тренировочный тест




33


Итоговый учебно-тренировочный тест




34


Итоговый учебно-тренировочный тест








Перечень учебно-методического обеспечения


Для учителя

1.Малюшкин А.Б.Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс.-М.:ТЦ Сфера, 2005 год

2. Влодавская Е.А. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену./ Е.А.Влодавская.- М.: Издательство « Экзамен», 2005 год

3. Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа: 10-11 классы.- 2-е изд., испр. и дополнен.- М.: ВАКО,2007 год

4. Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. ЕГЭ- 2008: Учебное пособие.- Ростов-на- Дону: Легион,2008 год


Для обучающихся

  1. Егораева Г.Т.ЕГЭ.Практикум по русскому языку:подготовка к выполнению части 3(С1).-М.:Издательство « Экзамен»,2010 год

  2. Голуб И.Б.ЕГЭ-2008 год Русский язык без репетитора. Сдаем без проблем.И.Б.Голуб.-М.:Эксмо,2007 год

  3. Единый государственный экзамен:русский язык:контрольно-измерительные материалы:2012 год/Авт.-сост. М.Б.Багге, Л.Г.Гвоздинская, В.Н.Ивлева и др.-М.:Просвещение; СПб.:филиал издательства « Просвещение»,2012 год

  4. Сенина Н.А. Русский язык.ЕГЭ-2013.Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие.-Ростов-на-Дону:Легион.2013



13