СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку по программе А.И.Власенкова к учебнику "Русский язык" 10-11 классы под редакцией А.И.Власенкова. ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа рассчитана на 3 часа в неделю. В ней запланированы часы на подготовку к итоговому сочинению в 11 классе и ЕГЭ. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку по программе А.И.Власенкова к учебнику "Русский язык" 10-11 классы под редакцией А.И.Власенкова. ФГОС»

1.Пояснительная записка



Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом , на основе примерной программы среднего (полного) образования по русскому языку, авторской Программы по русскому языку А.И. Власенкова к учебнику Л.М. Рыбченковой и А.И. Власенкова «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11. М., Просвещение, 2014) с учетом рекомендаций по совершенствованию учебного процесса, изложенных в «Методических рекомендациях для общеобразовательных организаций Республики Крым о преподавании русского языка и литературы».

Программа составлена для учащихся профильного 10 класса и рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения.

Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов ОУ. – М.: Просвещение, 2014.

Программа – А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник 10-11 классы. М.: Просвещение, 2011

2. Цели и задачи учебной дисциплины.

Русский язык как учебный предмет является основой школьного филологического образования. Он представля­е

т собой важнейший элемент литературного образования, основу терминологической базы изучения иностранных языков.

Изучение русского языка в школе предполагает дальнейшую реализацию метапредметной образовательной функции этой дисциплины. Обучение направлено на развитие и совершенствование речемыслительных, коммуникативных, творческих спо­собностей, которые влияют на качество усвоения старше­классниками всех других школьных предметов, а в пер­спективе во многом определяют достижения выпускни­ка практически во всех областях жизни, в том числе и профессиональной, способствуют социальной адаптации личности к изменяющимся условиям современного мира.

Важнейшей задачей курса является также углубле­ние и расширение знаний в области лингвистики, совер­шенствование языковых и коммуникативных умений, востребованных в процессе получения филологического, гуманитарного образования в вузе по избранной специальности.

Целями изучения русского языка в средней (полной) школе являются:

- расширение знаний о единстве и многообразии язы­кового и культурного пространства России и мира; при­общение через изучение языка к ценностям националь­ной и мировой культуры; формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры рус­ского и других народов;

  • расширение лингвистического кругозора; углубле­ние знаний о лингвистике как науке, языке как много­функциональной развивающейся системе; стилистиче­ских ресурсах каждого уровня языка, языковой норме, ее функциях и вариантах; функционально-стилистиче­ской системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирова­ние представления о речевой деятельности, ее основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

  • совершенствование умений анализировать едини­цы различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интер­претацию; систематизация и обобщение знаний по ор­фографии и пунктуации, повышение орфографической и пунктуационной грамотности; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функциональ­но-стилевой и жанровой принадлежности, опыта оце­нивания изобразительно-выразительных возможностей художественного текста и проведения его лингвостилистического анализа;

  • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информа­ции; овладение различными приемами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа и обработ­ки научной информации, представленной в том числе в электронном виде на различных информационных но­сителях;

  • существенное расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного употребления основных вариантных форм словоупотре­бления, активного владения синонимическими средства­ми языка в соответствии со сферой речевого общения, а также умений оценивать устные и письменные выска­зывания с точки зрения эффективности достижения по­ставленных коммуникативных задач;

приобретение опыта исследовательской деятельно­сти, проведения лингвистического эксперимента; разви­тие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гума­нитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;

• развитие языкового вкуса, потребности в совершен­ствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкуль­турного общения; осознание роли русского языка в по­лучении профильного высшего образования, готовности использования разных форм учебно-познавательной дея­тельности в вузе.

Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. 
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения русскому языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление  знаний о лингвистике как науке; русском языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять,  классифицировать языковые факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий  к языковым явлениям, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения ; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

 На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • углубление  знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

  • овладение основными нормами русского литературного языка и нормами русского речевого этикета, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;

  •  совершенствование способности к  анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться лингвистическими справочниками и словарями;

  • совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи, умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения,  основными способами информационной переработки текста;

  • освоение коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков речевого общения. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие  развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. 
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.   Профильное изучение русского языка включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной де­ятельности.   
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия взаимосвязи языка и культуры, взаимообогащения языков как результат взаимодействия национальных культур.   Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. 
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нес­тандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию с людьми.     
Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе среднего (полного) общегообразования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта— переход от суммы «предметных результа­тов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам.

Такие результаты предс­тавляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятель­ности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса русского языка . 
Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений о русском языке как  многофункциональной знаковой системе и общественном явлениибудет осущес­твляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нет­радиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии КСО, межпредметных интегрированных уроков и т. д.. 
При выполнении творчес­ких работ формируется умение опреде­лять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, ком­бинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стан­дартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятель­ности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по фор­мированию собственного алгоритма решения познавательных задач форму­лировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы реше­ния задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты ин­дивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии (при профильном обучении — в форме  сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации).

При профильном изучении  принципиально важная роль отведена в плане  участию лицеистов в проектной дея­тельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарны­ми приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы поз­навательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов. 
Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творчес­кая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непремен­ным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных предс­тавлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация дея­тельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его ос­мысление и рефлексию результатов деятельности.
При профильном изучении русского языка в старшей школе осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модуль­ный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодо­леть традиционную логику изучения (языкового) материала — от единичного к обще­му и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема  изучения   (языковых) процессов «всеобщее — общее— единичное».
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить информационно-смысловый анализ текста, ис­пользовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитан­ную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энцик­лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуника­тивной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные сред­ства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). 
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учеб­ную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотно­шения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. 
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь­ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.


3. Требования к уровню усвоения дисциплины:



Личностными результатами освоения десятиклассниками программы профильного уровня по русскому (родному) языку являются:

1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию, к получению высшего филологического образования от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

3) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

4) существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметными результатами освоения программы профильного уровня по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать

собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации мате-

риала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации,

анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение применять полученные знания в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (прежде всего на уроках по предметам гуманитарного профиля);

3) готовность к получению профильного высшего образования, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения;

Предметными результатами освоения программы профильного уровня по русскому (родному) языку являются:

1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) освоение основных сведений о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русского языка, о формах существования русского национального языка; освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения, литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм, современные тенденции в развитии норм

русского литературного языка, основные аспекты культуры речи, требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

4) понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц; проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; оценка коммуникативной и эстетической стороны

речевого высказывания;

5) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

говорение и письмо:

• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме

орфографических и пунктуационных норм;

• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов.



должны знать:

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

  • компоненты речевой ситуации, основные условия эффективности речевого общения;

  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

должны уметь:

  • проводить различные виды  анализа  языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы

  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной и деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;


способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

  • углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области филологических наук;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению, сотрудничеству;

  • увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

  • удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;

  • самообразование и активное участие в производственной, культурной и общественной жизни государства.



4. Тематический план.

Введение в науку о языке

  1. Русский язык как объект научного изучения. Лингвистика как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных филологических дисциплин.

Язык — важнейшее средство человеческого общения, формирования и передачи мысли. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.

Языки естественные и искусственные.

Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

  1. Осознание лингвистики как науки, ее места в кругу научных филологических дисциплин. Понимание основных функций языка. Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.

Языковая система. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка.

Фонетический (фонологический) уровень. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи.

Интонационные особенности русской речи.

Изобразительные средства фонетики русского языка.

Лексический уровень. Классификация лексических единиц русского языка.

Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения.

Исторические изменения в словарном составе языка.

Лексические средства выразительности речи.

Морфемный уровень. Морфема и ее виды. Варианты морфем.

Этимология как раздел лингвистики.

Система современного русского словообразования.

Словообразовательные средства выразительности речи.

Морфологический уровень. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы.

Проблема классификации частей речи в русистике.

Морфологические средства выразительности речи.

Синтаксический уровень языка. Классификация синтаксических единиц русского языка.

Синтаксические связи, их типы и средства выражения.

Синонимия синтаксических конструкций.

Синтаксис текста. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста.

Изобразительные средства синтаксиса.

Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.


















Календарно-тематическое планирование



п/п

Система уроков

Дидакти-
ческая

модель

обучения

Педаго-

гические

средства

Вид

деятель-

ности

учащихся

УУД





Общие сведения о языке как системе (21ч.)


1

Русский язык как объект научного изучения. Лингвистика как наука о языке.

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа

с книгой

Фронтальная, групповая


Осознание лингвистики как науки, ее места в кругу научных филологических дисциплин. Понимание основных функций языка.

Уметь  комментировать орфограммы и пунктограммы.



2

Язык — важнейшее средство человеческого общения, формирования и передачи мысли.


Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задачи

Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке.

Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение.



3

Русский язык в современном мире.

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа с книгой

Понимание основных функций языка. Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками.



4

Понятие о системе и структуре языка.

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, проблемные задачи



5

Уровневая организация языка. Язык, речь, слово

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа

с книгой

Знать о речи как форме существования языка и источнике его развития, речевой деятельности.


6

Функции языка

Знать основные функции языка:


7

Р/Р

Подробное изложение №1


Творческая


Индивидуаль-ная

Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.


8

Р/Р

Анализ изложений. Работа над различными видами ошибок №2

Репродуктивная

Практикум

Индивидуаль-ная, групповая

Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость


9

Состав современного русского языка

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа

с книгой

Фронтальная, групповая.

Составление опорной схемы

Знать разнообразие лексического состава русского языка, понимать системное устройство языка, взаимосвязь его единиц.

Уметь представлять это в схематическом виде.


10


Языковая норма. Основные виды норм современного русского литературного языка

Проблемное изложение


Проблемная лекция, беседа, проблемные задачи

Фронтальная, групповая

Знать понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка.

Уметь разграничивать варианты норм, видеть нарушения языковой нормы. 


11

Современные нормативные словари, справочники, пособия

Беседа, проблемные задачи

Фронтальная, групповая

Знать основные словари, справочники, пособия.

Уметь пользоваться ими, разграничивать варианты норм.


12

Орфоэпические нормы современного русского языка

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Уметь применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.


13

Лексические нормы современного русского литературного языка



14

Морфологические нормы современного русского литературного языка


15

Синтаксические нормы современного русского литературного языка


16

Контрольная работа №1

Репродуктивная


Практикум (задания А)

Индивидуаль-наягрупповая


17

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Практикум

Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.



18

Р/Р Готовимся к ОГЭ.

Подготовка к сочинению – рассуждению №3

Репродуктивная

Практикум (задания А)

Индивидуаль-ная, групповая

Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.


19-20

Р/Р Сочинение – рассуждение № 4-5

Творческая


Индивидуаль-ная


21

Р/Р

Анализ различных видов ошибок в сочинениях – рассуждениях. Классифика-ция ошибок. №6

Репродуктивная

Практикум

Индивидуаль-ная, групповая

Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость










Фонетический уровень языка (7 ч)


22

Классификация фонетических единиц русского языка

Репродуктивная

Практикум

Индивидуаль-ная, групповая

Знать классификацию фонетических единиц русского языка.

Уметь производить фонетический разбор.


23

Звук речи и фонема

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Знать отличие звука речи от фонемы.

Уметь различать сильные

и слабые позиции фонем.


24

Позиционные чередования звуков

Репродуктивная

Практикум

Индивидуальная, групповая

Знать позиционное чередование гласных и согласных звуков.

Владетьорфографическими навыками, опирающимися на фонетические принципы.


25

Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации.

Поисковая


Проблемные задания

Групповая

Знать основные элементы интонации, смыслоразличительную функцию интонации, основные требования к интонационно правильной, выразительной речи.

Уметь использовать в собственной речи ее интонационные особенности.


26


Р/Р

Изобразительные средства фонетики русского языка №7

Знать изобразительные средства фонетики русского языка.

Уметь использовать их

в художественные текстах собственного сочинения.


27

Контрольная работа №2 по теме «Фонетика»

Репродуктивная

Контроль

Фронтальная

Уметь проводить различные виды анализа фонетических единиц.


28

Анализ контрольной работы

Репродуктивная

Практикум

Индивидуальная, групповая

Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость



Лексический уровень языка (18 ч)


29

Слово – основная единица языка. Слово и его значение

Репродуктивная

Практикум

Индивидуальная, групповая

Знать слово как основную единицу языка, лексическое значение слова.

Уметь работать с толковым словарем.


30

Однозначность и многозначность слова

Знать лексическое значение слова, однозначность и многозначность слова.

Уметь работать с толковым словарем.


31

Изобразительно-выразительные средства.

Поисковая

Проблемные задания

Знать изобразительно-выразительные средства

на основе переносного лексического значения.


32-

33

Р/Р

Сочинение.

Лингвистический анализ поэтического текста №8-9

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Уметь проводить лингвистический анализ поэтических текстов, выявляя лексические, синтаксические особенности, звукопись.


34

Р/Р

Анализ сочинений. Работа над различными видами ошибок №10

Репродуктивная

Практикум

Индивидуальная, групповая

Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость


35

Омонимы и их употребление

Поисковая

Проблемные задания


Индивидуальная, групповая

Знать омографы, омофоны, омоформы.

Уметь работать со словарем омонимов.


36

Паронимы и их употребление

Поисковая

Индивидуальная, групповая

Знать паронимы.

Уметь предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.


37

Синонимы и их употребление

Поисковая

Индивидуальная, групповая

Знать синонимы лексические, стилистические, контекстуальные, синонимический ряд.

Уметь работать со словарем синонимов.


38

Антонимы и их употребление


Индивидуальная, групповая

Знать типы антонимов, антитезу.

Уметь работать со словарем антонимов.


39

40

Р/Р Изложение с творческим заданием (анализ лексических особенностей текста) №11-12


Индивидуальная

Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста; подробно его излагать, применяя в практике письма нормы современного русского языка, используя синонимические ресурсы. 


41

Р/Р

Аанализ изложений

Работа над различными видами ошибок №13

Репродуктивная

Практикум

Индивидуальная, групповая

Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость


42

Происхождение лексики современного русского языка

Поисковая

Проблемные задания

Групповая


Знать исконно русскую лексику, старославянизмы, заимствованную лексику.

Уметь работать со словарем иностранных слов, этимологическим словарем.



43

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления Устаревшая лексика и неологизмы

Знать диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы, стилистические особенности употребления данных видов лексики.

Уметь определять лексические особенности текста.

Знать архаизмы, историзмы, неологизмы, индивидуально-авторские неологизмы.


44

Фразеологизмы. Основные признаки. Источники. Употребление фразеологизмов

Групповая, индивидуальная

Знать основные признаки

и источники появления фразеологизмов.

Уметь употреблять фразеологизмы в речи, работать со словарями фразеологизмов.


45

Контрольный диктант №3 по теме «Лексика»

Репродуктивная

Контроль

Фронтальная

Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка.


46

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Репродуктивная

Практикум

Индивидуальная, групповая

Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость


Морфемный уровень языка (10 ч)


47

Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова

Поисковая

Проблемные задания

Групповая, индивидуальная

Знать корневую морфему, аффиксальные морфемы, производную–непроизводную основу, простые, сложные, производящие основы, синонимию и антонимию аффиксов

Уметь делать морфемный анализ слова.


48

Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова

Проблемное изложение

Прохождение материала быстрым темпом

Групповая, индивидуальная

Знать морфологические и неморфологические способы словообразования.

Уметь пользоваться словообразовательным словарем и проводить словообразовательный разбор, использовать в собственной речевой практике стилистические возможности частей слова.


49

Формообразование. Понятие парадигмы

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, беседа, работа с книгой

Групповая, индивидуальная

Знать парадигму, формообразующий аффикс, супплетивизм основы.

Уметь пользоваться грамматико-орфографическим словарем.


50-51

Р/Р

Готовимся к итоговому

сочинению №14-15

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная

Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать, применяя в практике письма нормы современного русского языка, используя синонимические ресурсы. 


52

Р/Р Анализ сочинений. Работа над различными видами ошибок №16


Репродуктивная

Практикум

Индивидуальная, групповая

Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость


53

Продуктивные способы образования частей речи

Объяснительно-иллюстративная

Работа

с книгой

Знать продуктивные способы образования частей речи.


54

Словообразовательные средства выразительности речи

Поисковая

Проблемные задания

Знать словообразовательные средства выразительности речи.

Уметь использовать их в практике речевого общения.


55

Контрольная работа № 4 по теме «Морфология»

Поисковая

Уметь выполнять тестовые задания уровней А, В.


56

Р/Р

Анализ контрольной работы.

№ 17

Репродуктивная

Практикум

Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость


Орфография (21 ч)


57

Принципы русской орфографии

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, беседа, работа с книгой

Групповая, индивидуальная

Знать основные принципы русской орфографии: фонетический, морфемный, морфологический, традиционный

Уметь соотносить орфограммы с основными принципами орфографии.


58

59

Правописание корней

Репродуктивная

Тренинг

Фронтальная, индивидуальная

Уметь применять в практике письма нормы правописания безударных, проверяемых и непроверяемых, чередующихся безударных гласных.


60

61

Правописание приставок

Уметь применять в практике письма нормы правописания приставок.


62

63

Правописание суффиксов

Уметь применять в практике письма нормы правописания суффиксов.


64

Правописание ъ и ь

Уметь применять в практике письма нормы правописания ъ и ь.


65

Правописание окончаний



Уметь применять в практике письма нормы правописания окончаний.


66

Правописание гласных после шипящих

Уметь применять в практике письма нормы правописания гласных после шипящих.


67–68

Р/Р Сочинение Лингвистический анализ текста №18-19

Поисковая

Практикум

Групповая

Уметь проводить лингвистический анализ текстов различных стилей.


69

Р/Р Анализ сочинений. Работа над различными видами ошибок №20

Репродуктивная

Индивидуальная, групповая

Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость


70-

71

Слитное, дефисное и раздельное написание слов

Репродуктивная

Тренинг


Фронтальная, индивидуальная

Уметь применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов.


72-

73

Не и ни с разными частями речи

Уметь применять в практике письма нормы правописания не и ни с разными частями речи.


74

Правописание омонимичных форм разных частей речи

Уметь применять в практике письма нормы правописания омонимичных форм разных частей речи.



75

Употребление прописных букв. Плавила переноса

Репродуктивная

Тренинг

Фронтальная, индивидуальная

Уметь применять в практике письма нормы употребления прописной буквы, правила перено-са слов.


76

Контрольный диктант №5

по теме «Орфография»

Репродуктивная

Контроль

Фронтальная

Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка.


77

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Репродуктивная

Практикум

Индивидуальная, групповая

Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость


Синтаксический уровень языка (8 часов)


78

Классификация синтаксичес-ких единиц русского языка. Синтаксические связи.

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Иметь представление о взаимосвязи синтаксического уровня с другими уровнями языка


79

Синонимия синтаксических конструкций

Репродуктивная

Практикум

Индивидуальная, групповая

Иметь представление о явлениях синтаксической синонимии


80

Р/Р

Изобразительные средства синтаксиса №21

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Знать изобразительные средства синтаксиса

Уметь использовать их в художественные текстах собственного сочинения.


81

Синтаксис. Простое предло-жение. Члены предложения. Односоставные предложения

Репродуктивная


Практикум

Индивидуальная, групповая

Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка.


82

Однородные и обособленные члены предложения


83

ССП, СПП, БСП


84

Контрольный диктант № 6 по теме «Синтаксис»

Контроль

Фронтальная


85

Анализ контрольного диктанта.

Практикум

Индивидуальная, групповая

Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость




Текст (15 ч)


86

Понятие о тексте. Текст как продукт речевой деятельности

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Знать текст как продукт речевой деятельности, цельность, связность текста, понятия тема, адресат текста.

Уметь создавать письменные высказывания, редактировать собственный текст. 


87

Способы выражения темы

Знать способы выражения темы: заглавие, начальное и конечное предложения, ключевые слова.

Уметь производить анализ текста.



88

Синтаксис текста

Знать структурные свойства текста: риторические вопросы, вводные и вставные предложения; способы связи предложений в тексте.

Уметь производить анализ текста.


89

Средства связи частей текста

Знать средства связи частей текста: лексический повтор, однокоренные слова, местоименные слова, союзы и частицы-союзы.

Уметь создавать письменные высказывания, редактировать собственный текст.


90

Способы переработки текста

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Знать отличительные признаки тезисов, конспекта, аннотации, реферата.

Уметь создавать тексты перечисленных жанров.



91

Р/Р

Сочинение №22

Творческая

Контроль

Индивидуальная

Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, использовать навык способов переработки текстов


92

Р/Р Анализ сочинений. Работа над различными видами ошибок №23

Репродуктивная

Практикум

Индивидуальная, групповая

Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость


93–94

Р/ Р Защита рефератов на лингвистическую тему №24-25

Проектная

Создание продукта при консультировании педагога

Групповая, индивидуальная

Уметь оценивать устные и письменные высказывания в учебно-научной сфере общения с точки зрения достижения поставленных задач.


95–96

Культура речи и ее основные аспекты

Проблемное изложение

Проблемная лекция, проблемные задачи

Групповая индивидуальная

Знать основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.


97

Р/Р

Сочинение – рассуждение

№ 26

Творческая

Контроль

Индивидуальная

Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.


98

Р/Р

Анализ сочинений. Работа над различными видами ошибок

№ 27

Репродуктивная

Практикум

Индивидуальная, групповая

Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость


99

Контрольная работа Лингвистический анализ текста №7

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Уметь проводить лингвистический анализ текстов различных стилей.



100

Анализ контрольной работы

Репродуктивная

Практикум

Индивидуальная, групповая

Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость


101–108

Резерв: проведение диагностических работ в формате ЕГЭ

Организация совместной учебной деятельности


Уметь применять в практике устной и письменной речи изученный материал, аргументированно комментировать языковые явления и факты