СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная программа рассчитана на 3 часа в неделю. В ней запланированы часы на подготовку к итоговому сочинению в 11 классе и ЕГЭ.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом , на основе примерной программы среднего (полного) образования по русскому языку, авторской Программы по русскому языку А.И. Власенкова к учебнику Л.М. Рыбченковой и А.И. Власенкова «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11. М., Просвещение, 2014) с учетом рекомендаций по совершенствованию учебного процесса, изложенных в «Методических рекомендациях для общеобразовательных организаций Республики Крым о преподавании русского языка и литературы».
Программа составлена для учащихся профильного 10 класса и рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения.
Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов ОУ. – М.: Просвещение, 2014.
Программа – А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник 10-11 классы. М.: Просвещение, 2011
2. Цели и задачи учебной дисциплины.
Русский язык как учебный предмет является основой школьного филологического образования. Он представляе
т собой важнейший элемент литературного образования, основу терминологической базы изучения иностранных языков.
Изучение русского языка в школе предполагает дальнейшую реализацию метапредметной образовательной функции этой дисциплины. Обучение направлено на развитие и совершенствование речемыслительных, коммуникативных, творческих способностей, которые влияют на качество усвоения старшеклассниками всех других школьных предметов, а в перспективе во многом определяют достижения выпускника практически во всех областях жизни, в том числе и профессиональной, способствуют социальной адаптации личности к изменяющимся условиям современного мира.
Важнейшей задачей курса является также углубление и расширение знаний в области лингвистики, совершенствование языковых и коммуникативных умений, востребованных в процессе получения филологического, гуманитарного образования в вузе по избранной специальности.
Целями изучения русского языка в средней (полной) школе являются:
- расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
расширение лингвистического кругозора; углубление знаний о лингвистике как науке, языке как многофункциональной развивающейся системе; стилистических ресурсах каждого уровня языка, языковой норме, ее функциях и вариантах; функционально-стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование представления о речевой деятельности, ее основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение орфографической и пунктуационной грамотности; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, опыта оценивания изобразительно-выразительных возможностей художественного текста и проведения его лингвостилистического анализа;
приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение различными приемами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа и обработки научной информации, представленной в том числе в электронном виде на различных информационных носителях;
существенное расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного употребления основных вариантных форм словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии со сферой речевого общения, а также умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
приобретение опыта исследовательской деятельности, проведения лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;
• развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении профильного высшего образования, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения русскому языку:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии к получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; русском языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения ; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка и нормами русского речевого этикета, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться лингвистическими справочниками и словарями;
совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи, умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными способами информационной переработки текста;
освоение коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение русского языка включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия взаимосвязи языка и культуры, взаимообогащения языков как результат взаимодействия национальных культур. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе среднего (полного) общегообразования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам.
Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса русского языка .
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлениибудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии КСО, межпредметных интегрированных уроков и т. д..
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии (при профильном обучении — в форме сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации).
При профильном изучении принципиально важная роль отведена в плане участию лицеистов в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
При профильном изучении русского языка в старшей школе осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения (языкового) материала — от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема изучения (языковых) процессов «всеобщее — общее— единичное».
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
3. Требования к уровню усвоения дисциплины:
Личностными результатами освоения десятиклассниками программы профильного уровня по русскому (родному) языку являются:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию, к получению высшего филологического образования от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
3) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
4) существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения программы профильного уровня по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать
собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации мате-
риала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации,
анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение применять полученные знания в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (прежде всего на уроках по предметам гуманитарного профиля);
3) готовность к получению профильного высшего образования, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения;
Предметными результатами освоения программы профильного уровня по русскому (родному) языку являются:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) освоение основных сведений о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русского языка, о формах существования русского национального языка; освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения, литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм, современные тенденции в развитии норм
русского литературного языка, основные аспекты культуры речи, требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
4) понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц; проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; оценка коммуникативной и эстетической стороны
речевого высказывания;
5) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
говорение и письмо:
• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме
орфографических и пунктуационных норм;
• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов.
должны знать:
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации, основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
должны уметь:
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной и деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области филологических наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению, сотрудничеству;
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразование и активное участие в производственной, культурной и общественной жизни государства.
4. Тематический план.
Введение в науку о языке
Русский язык как объект научного изучения. Лингвистика как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных филологических дисциплин.
Язык — важнейшее средство человеческого общения, формирования и передачи мысли. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.
Языки естественные и искусственные.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Осознание лингвистики как науки, ее места в кругу научных филологических дисциплин. Понимание основных функций языка. Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.
Языковая система. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка.
Фонетический (фонологический) уровень. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи.
Интонационные особенности русской речи.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Лексический уровень. Классификация лексических единиц русского языка.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения.
Исторические изменения в словарном составе языка.
Лексические средства выразительности речи.
Морфемный уровень. Морфема и ее виды. Варианты морфем.
Этимология как раздел лингвистики.
Система современного русского словообразования.
Словообразовательные средства выразительности речи.
Морфологический уровень. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы.
Проблема классификации частей речи в русистике.
Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксический уровень языка. Классификация синтаксических единиц русского языка.
Синтаксические связи, их типы и средства выражения.
Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста.
Изобразительные средства синтаксиса.
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
Календарно-тематическое планирование
№ | Система уроков | Дидакти- модель обучения | Педаго- гические средства | Вид деятель- ности учащихся | УУД |
| ||||
| ||||||||||
|
| |||||||||
Общие сведения о языке как системе (21ч.) |
| |||||||||
1 | Русский язык как объект научного изучения. Лингвистика как наука о языке. | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с книгой | Фронтальная, групповая
| Осознание лингвистики как науки, ее места в кругу научных филологических дисциплин. Понимание основных функций языка. Уметь комментировать орфограммы и пунктограммы. |
|
| |||
2 | Язык — важнейшее средство человеческого общения, формирования и передачи мысли.
| Проблемное изложение | Проблемная лекция, беседа, проблемные задачи | Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке. Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение. |
|
| ||||
3 | Русский язык в современном мире. | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с книгой | Понимание основных функций языка. Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. |
|
| ||||
4 | Понятие о системе и структуре языка. | Проблемное изложение | Проблемная лекция, беседа, проблемные задачи |
|
| |||||
5 | Уровневая организация языка. Язык, речь, слово | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с книгой | Знать о речи как форме существования языка и источнике его развития, речевой деятельности. |
| |||||
6 | Функции языка | Знать основные функции языка: |
| |||||||
7 | Р/Р Подробное изложение №1
| Творческая |
| Индивидуаль-ная | Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |
| ||||
8 | Р/Р Анализ изложений. Работа над различными видами ошибок №2 | Репродуктивная | Практикум | Индивидуаль-ная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость |
|
9 | Состав современного русского языка | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с книгой | Фронтальная, групповая. Составление опорной схемы | Знать разнообразие лексического состава русского языка, понимать системное устройство языка, взаимосвязь его единиц. Уметь представлять это в схематическом виде. |
| |||||||||||||||||||||||
10
| Языковая норма. Основные виды норм современного русского литературного языка | Проблемное изложение
| Проблемная лекция, беседа, проблемные задачи | Фронтальная, групповая | Знать понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка. Уметь разграничивать варианты норм, видеть нарушения языковой нормы. |
| |||||||||||||||||||||||
11 | Современные нормативные словари, справочники, пособия | Беседа, проблемные задачи | Фронтальная, групповая | Знать основные словари, справочники, пособия. Уметь пользоваться ими, разграничивать варианты норм. |
| ||||||||||||||||||||||||
12 | Орфоэпические нормы современного русского языка | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Уметь применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. |
| |||||||||||||||||||||||
13 | Лексические нормы современного русского литературного языка |
| |||||||||||||||||||||||||||
| Морфологические нормы современного русского литературного языка |
| |||||||||||||||||||||||||||
15 | Синтаксические нормы современного русского литературного языка |
| |||||||||||||||||||||||||||
16 | Контрольная работа №1 | Репродуктивная
| Практикум (задания А) | Индивидуаль-наягрупповая |
| ||||||||||||||||||||||||
17 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Практикум | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. |
| |||||||||||||||||||||||||
| Р/Р Готовимся к ОГЭ. Подготовка к сочинению – рассуждению №3 | Репродуктивная | Практикум (задания А) | Индивидуаль-ная, групповая | Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |
| |||||||||||||||||||||||
19-20 | Р/Р Сочинение – рассуждение № 4-5 | Творческая |
| Индивидуаль-ная |
| ||||||||||||||||||||||||
21 | Р/Р Анализ различных видов ошибок в сочинениях – рассуждениях. Классифика-ция ошибок. №6 | Репродуктивная | Практикум | Индивидуаль-ная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость |
| |||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
Фонетический уровень языка (7 ч) |
| ||||||||||||||||||||||||||||
22 | Классификация фонетических единиц русского языка | Репродуктивная | Практикум | Индивидуаль-ная, групповая | Знать классификацию фонетических единиц русского языка. Уметь производить фонетический разбор. |
| |||||||||||||||||||||||
23 | Звук речи и фонема | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать отличие звука речи от фонемы. Уметь различать сильные и слабые позиции фонем. |
| |||||||||||||||||||||||
24 | Позиционные чередования звуков | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Знать позиционное чередование гласных и согласных звуков. Владетьорфографическими навыками, опирающимися на фонетические принципы. |
| |||||||||||||||||||||||
25 | Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. | Поисковая
| Проблемные задания | Групповая | Знать основные элементы интонации, смыслоразличительную функцию интонации, основные требования к интонационно правильной, выразительной речи. Уметь использовать в собственной речи ее интонационные особенности. |
| |||||||||||||||||||||||
26
| Р/Р Изобразительные средства фонетики русского языка №7 | Знать изобразительные средства фонетики русского языка. Уметь использовать их в художественные текстах собственного сочинения. |
| ||||||||||||||||||||||||||
27 | Контрольная работа №2 по теме «Фонетика» | Репродуктивная | Контроль | Фронтальная | Уметь проводить различные виды анализа фонетических единиц. |
| |||||||||||||||||||||||
28 | Анализ контрольной работы | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость
|
| |||||||||||||||||||||||
Лексический уровень языка (18 ч) |
| ||||||||||||||||||||||||||||
29 | Слово – основная единица языка. Слово и его значение | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Знать слово как основную единицу языка, лексическое значение слова. Уметь работать с толковым словарем. |
| |||||||||||||||||||||||
30 | Однозначность и многозначность слова | Знать лексическое значение слова, однозначность и многозначность слова. Уметь работать с толковым словарем. |
| ||||||||||||||||||||||||||
31 | Изобразительно-выразительные средства. | Поисковая | Проблемные задания | Знать изобразительно-выразительные средства на основе переносного лексического значения. |
| ||||||||||||||||||||||||
32- 33 | Р/Р Сочинение. Лингвистический анализ поэтического текста №8-9 | Организация совместной учебной деятельности | Групповая | Уметь проводить лингвистический анализ поэтических текстов, выявляя лексические, синтаксические особенности, звукопись. |
| ||||||||||||||||||||||||
34 | Р/Р Анализ сочинений. Работа над различными видами ошибок №10 | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость |
| |||||||||||||||||||||||
35 | Омонимы и их употребление | Поисковая | Проблемные задания
| Индивидуальная, групповая | Знать омографы, омофоны, омоформы. Уметь работать со словарем омонимов. |
| |||||||||||||||||||||||
36 | Паронимы и их употребление | Поисковая | Индивидуальная, групповая | Знать паронимы. Уметь предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов. |
| ||||||||||||||||||||||||
37 | Синонимы и их употребление | Поисковая | Индивидуальная, групповая | Знать синонимы лексические, стилистические, контекстуальные, синонимический ряд. Уметь работать со словарем синонимов. |
| ||||||||||||||||||||||||
38 | Антонимы и их употребление |
| Индивидуальная, групповая | Знать типы антонимов, антитезу. Уметь работать со словарем антонимов. |
| ||||||||||||||||||||||||
39 40 | Р/Р Изложение с творческим заданием (анализ лексических особенностей текста) №11-12 |
| Индивидуальная | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста; подробно его излагать, применяя в практике письма нормы современного русского языка, используя синонимические ресурсы. |
| ||||||||||||||||||||||||
41 | Р/Р Аанализ изложений Работа над различными видами ошибок №13 | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость |
| |||||||||||||||||||||||
42 | Происхождение лексики современного русского языка | Поисковая | Проблемные задания | Групповая
| Знать исконно русскую лексику, старославянизмы, заимствованную лексику. Уметь работать со словарем иностранных слов, этимологическим словарем. |
| |||||||||||||||||||||||
| Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления Устаревшая лексика и неологизмы | Знать диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы, стилистические особенности употребления данных видов лексики. Уметь определять лексические особенности текста. Знать архаизмы, историзмы, неологизмы, индивидуально-авторские неологизмы. |
| ||||||||||||||||||||||||||
44 | Фразеологизмы. Основные признаки. Источники. Употребление фразеологизмов | Групповая, индивидуальная | Знать основные признаки и источники появления фразеологизмов. Уметь употреблять фразеологизмы в речи, работать со словарями фразеологизмов. |
| |||||||||||||||||||||||||
45 | Контрольный диктант №3 по теме «Лексика» | Репродуктивная | Контроль | Фронтальная | Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |
| |||||||||||||||||||||||
46 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость |
| |||||||||||||||||||||||
Морфемный уровень языка (10 ч) |
| ||||||||||||||||||||||||||||
47 | Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова | Поисковая | Проблемные задания | Групповая, индивидуальная | Знать корневую морфему, аффиксальные морфемы, производную–непроизводную основу, простые, сложные, производящие основы, синонимию и антонимию аффиксов Уметь делать морфемный анализ слова. |
| |||||||||||||||||||||||
48 | Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова | Проблемное изложение | Прохождение материала быстрым темпом | Групповая, индивидуальная | Знать морфологические и неморфологические способы словообразования. Уметь пользоваться словообразовательным словарем и проводить словообразовательный разбор, использовать в собственной речевой практике стилистические возможности частей слова. |
| |||||||||||||||||||||||
49 | Формообразование. Понятие парадигмы | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, беседа, работа с книгой | Групповая, индивидуальная | Знать парадигму, формообразующий аффикс, супплетивизм основы. Уметь пользоваться грамматико-орфографическим словарем. |
| |||||||||||||||||||||||
50-51 | Р/Р Готовимся к итоговому сочинению №14-15 | Поисковая | Проблемные задания | Индивидуальная | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать, применяя в практике письма нормы современного русского языка, используя синонимические ресурсы. |
| |||||||||||||||||||||||
52 | Р/Р Анализ сочинений. Работа над различными видами ошибок №16
| Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость |
| |||||||||||||||||||||||
53 | Продуктивные способы образования частей речи | Объяснительно-иллюстративная | Работа с книгой | Знать продуктивные способы образования частей речи. |
| ||||||||||||||||||||||||
54 | Словообразовательные средства выразительности речи | Поисковая | Проблемные задания | Знать словообразовательные средства выразительности речи. Уметь использовать их в практике речевого общения. |
| ||||||||||||||||||||||||
55 | Контрольная работа № 4 по теме «Морфология» | Поисковая | Уметь выполнять тестовые задания уровней А, В. |
| |||||||||||||||||||||||||
56 | Р/Р Анализ контрольной работы. № 17 | Репродуктивная | Практикум | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость |
| ||||||||||||||||||||||||
Орфография (21 ч) |
| ||||||||||||||||||||||||||||
57 | Принципы русской орфографии | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, беседа, работа с книгой | Групповая, индивидуальная | Знать основные принципы русской орфографии: фонетический, морфемный, морфологический, традиционный Уметь соотносить орфограммы с основными принципами орфографии. |
| |||||||||||||||||||||||
58 59 | Правописание корней | Репродуктивная | Тренинг | Фронтальная, индивидуальная | Уметь применять в практике письма нормы правописания безударных, проверяемых и непроверяемых, чередующихся безударных гласных. |
| |||||||||||||||||||||||
60 61 | Правописание приставок | Уметь применять в практике письма нормы правописания приставок. |
| ||||||||||||||||||||||||||
62 63 | Правописание суффиксов | Уметь применять в практике письма нормы правописания суффиксов. |
| ||||||||||||||||||||||||||
64 | Правописание ъ и ь | Уметь применять в практике письма нормы правописания ъ и ь. |
| ||||||||||||||||||||||||||
65 | Правописание окончаний |
|
| Уметь применять в практике письма нормы правописания окончаний. |
| ||||||||||||||||||||||||
66 | Правописание гласных после шипящих | Уметь применять в практике письма нормы правописания гласных после шипящих. |
| ||||||||||||||||||||||||||
67–68 | Р/Р Сочинение Лингвистический анализ текста №18-19 | Поисковая | Практикум | Групповая | Уметь проводить лингвистический анализ текстов различных стилей. |
| |||||||||||||||||||||||
69 | Р/Р Анализ сочинений. Работа над различными видами ошибок №20 | Репродуктивная | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость |
| ||||||||||||||||||||||||
70- 71 | Слитное, дефисное и раздельное написание слов | Репродуктивная | Тренинг
| Фронтальная, индивидуальная | Уметь применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов. |
| |||||||||||||||||||||||
72- 73 | Не и ни с разными частями речи | Уметь применять в практике письма нормы правописания не и ни с разными частями речи. |
| ||||||||||||||||||||||||||
74 | Правописание омонимичных форм разных частей речи | Уметь применять в практике письма нормы правописания омонимичных форм разных частей речи. |
| ||||||||||||||||||||||||||
| Употребление прописных букв. Плавила переноса | Репродуктивная | Тренинг | Фронтальная, индивидуальная | Уметь применять в практике письма нормы употребления прописной буквы, правила перено-са слов. |
| |||||||||||||||||||||||
76 | Контрольный диктант №5 по теме «Орфография» | Репродуктивная | Контроль | Фронтальная | Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка. |
| |||||||||||||||||||||||
77 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость |
| |||||||||||||||||||||||
Синтаксический уровень языка (8 часов) |
| ||||||||||||||||||||||||||||
78 | Классификация синтаксичес-ких единиц русского языка. Синтаксические связи. | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Иметь представление о взаимосвязи синтаксического уровня с другими уровнями языка |
| |||||||||||||||||||||||
79 | Синонимия синтаксических конструкций | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Иметь представление о явлениях синтаксической синонимии |
| |||||||||||||||||||||||
80 | Р/Р Изобразительные средства синтаксиса №21 | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать изобразительные средства синтаксиса Уметь использовать их в художественные текстах собственного сочинения. |
| |||||||||||||||||||||||
81 | Синтаксис. Простое предло-жение. Члены предложения. Односоставные предложения | Репродуктивная
| Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |
| |||||||||||||||||||||||
82 | Однородные и обособленные члены предложения |
| |||||||||||||||||||||||||||
83 | ССП, СПП, БСП |
| |||||||||||||||||||||||||||
84 | Контрольный диктант № 6 по теме «Синтаксис» | Контроль | Фронтальная |
| |||||||||||||||||||||||||
85 | Анализ контрольного диктанта. | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость
|
| ||||||||||||||||||||||||
Текст (15 ч) |
| ||||||||||||||||||||||||||||
86 | Понятие о тексте. Текст как продукт речевой деятельности | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать текст как продукт речевой деятельности, цельность, связность текста, понятия тема, адресат текста. Уметь создавать письменные высказывания, редактировать собственный текст. |
| |||||||||||||||||||||||
87 | Способы выражения темы | Знать способы выражения темы: заглавие, начальное и конечное предложения, ключевые слова. Уметь производить анализ текста. |
| ||||||||||||||||||||||||||
| Синтаксис текста | Знать структурные свойства текста: риторические вопросы, вводные и вставные предложения; способы связи предложений в тексте. Уметь производить анализ текста. |
| ||||||||||||||||||||||||||
89 | Средства связи частей текста | Знать средства связи частей текста: лексический повтор, однокоренные слова, местоименные слова, союзы и частицы-союзы. Уметь создавать письменные высказывания, редактировать собственный текст. |
| ||||||||||||||||||||||||||
90 | Способы переработки текста | Поисковая | Организация совместной учебной деятельности | Групповая | Знать отличительные признаки тезисов, конспекта, аннотации, реферата. Уметь создавать тексты перечисленных жанров.
|
| |||||||||||||||||||||||
91 | Р/Р Сочинение №22 | Творческая | Контроль | Индивидуальная | Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, использовать навык способов переработки текстов |
| |||||||||||||||||||||||
92 | Р/Р Анализ сочинений. Работа над различными видами ошибок №23 | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость |
| |||||||||||||||||||||||
93–94 | Р/ Р Защита рефератов на лингвистическую тему №24-25 | Проектная | Создание продукта при консультировании педагога | Групповая, индивидуальная | Уметь оценивать устные и письменные высказывания в учебно-научной сфере общения с точки зрения достижения поставленных задач. |
| |||||||||||||||||||||||
95–96 | Культура речи и ее основные аспекты | Проблемное изложение | Проблемная лекция, проблемные задачи | Групповая индивидуальная | Знать основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. |
| |||||||||||||||||||||||
97 | Р/Р Сочинение – рассуждение № 26 | Творческая | Контроль | Индивидуальная | Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |
| |||||||||||||||||||||||
98 | Р/Р Анализ сочинений. Работа над различными видами ошибок № 27 | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость |
| |||||||||||||||||||||||
99 | Контрольная работа Лингвистический анализ текста №7 | Поисковая | Организация совместной учебной деятельности | Групповая | Уметь проводить лингвистический анализ текстов различных стилей.
|
| |||||||||||||||||||||||
100 | Анализ контрольной работы | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость |
| |||||||||||||||||||||||
101–108 | Резерв: проведение диагностических работ в формате ЕГЭ | Организация совместной учебной деятельности |
| Уметь применять в практике устной и письменной речи изученный материал, аргументированно комментировать языковые явления и факты |