СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык
6 класс (210 часов , 6 часов в неделю)
Язык, речь, общение.
Русский язык- один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Повторение пройденного в 5 классе.
Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Морфемный разбор. Орфография. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложения. Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.
РР Тип и стиль сочинения. Особенности и стилевое своеобразие жанра рассказа; Анализ композиционно-жанровых особенностей рассказа.
Текст. 8 часов
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи. Документы официально-делового стиля.
Лексика. Культура речи.
Повторение изученного по лексике в 5 классе. Слово и его лексическое значение. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Словари русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов. Правильное пользование словарями.
РР Композиционно-жанровое своеобразие и особенности текста-описания (сочинения-описания). Определение темы, основной мысли текста, создание текста на заданную тему. Написание сочинения.
Составление плана, определение типа и стиля теста, редактирование собственного текста. Сжатое изложение текста. Написание изложения.
Фразеология. Культура речи.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Словообразование. Орфография. Культура речи.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор-,-гар-, -кос-,-кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
РРщ Описание, его признаки. Структура текста-описания. Описание помещения. Языковые особенности текста-описания. Систематизация материала к сочинению, сложный план. Выборочный пересказ исходного текста. Написание сочинения-описания.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное
Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик - ; буквы o и e после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
РР Письмо как жанр письменной речи. Составление письма.С облюдение речевого этикета. Написание письма.
Устное публичное выступление.
Описание, его признаки. Структура текста. Сочинение-описание по личным впечатлениям. Написание сочинения.
Имя прилагательное
Повторение изученного в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы o и e после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
РР Описание природы, структур текста-описания, его языковые особенности. Описание предметов.
Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Написание выборочного изложения.
Описание игрушки. Написание сочинения-описания..
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
РР. Особенности расписки как жанра официально-делового стиля. Написание расписки.
Устное сообщение, содержащее цифровой материал.
Публичное выступление, содержащее цифровой материал.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
РР Рассказ по сюжетным рисункам, по воображению, строение, языковые особенности рассказов. Написание рассказа по сюжетным картинкам. Написание рассказа по воображению.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности. Написание сочинения –рассуждения.
План как один из основных видов информационной переработки текста. Простой и сложный план. Составление плана.
Глагол
Повторение пройденного о глаголе в 5 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
РР Рассказ по сюжетным рисункам, строение, языковые особенности рассказов. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.Написание рассказа по сюжетным картинкам.
Повествование, его признаки. Изложение содержания прочитанного текста (сжатое). Написание сжатого изложения.
Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе.
Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках. Орфограммы в корне слова. Орфограммы в суффиксах и окончаниях. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение. Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Глагол.
РР Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Устное сообщение на заданную тему.
Тематическое планирование. 6 класс. Русский язык
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов |
| Язык, речь, общение 1+ 3 РР | |
1 | Русский язык - один из развитых языков мира | 1 |
2 | Урок развития речи Язык, речь, общение | 1 |
3,4 | Урок развития речи Ситуация общения | 2 |
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V КЛАССЕ 13+1РР | |
5 | Фонетика. Орфоэпия. Графика | 1 |
6 | Фонетика. Орфоэпия | 1 |
7 | Морфемика. Орфограммы в корнях слов | 1 |
8 | Морфемика. Орфограммы в приставках | 1 |
9 | Части речи | 1 |
10 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 |
11 | Урок развития речи Сочинение «Интересная встреча» УПР.38 | 1 |
12 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. | 1 |
13 | Простое предложение | 1 |
14 | Сложное предложение | 1 |
15 | Синтаксический разбор предложений | 1 |
16 | Прямая речь. Диалог | 1 |
17 | Контрольный диктант | 1 |
18 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
| ТЕКСТ 8+2РР | |
19 | Текст, его особенности | 1 |
20 | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | 1 |
21 | Урок развития речи Сочинение поданному началу. Упр. 68 | 1 |
22 | Начальные и конечные предложения текста | 1 |
23 | Урок развития речи Сочинение сказки по данным начальным и конечным предложениям. Упр. 72 | 1 |
24 | Ключевые слова | 1 |
25 | Основные признаки текста | 1 |
26 | Текст и его стили | 1 |
27 | Официально-деловой стиль | 1 |
28 | Контрольная работа. Анализ текста | 1 |
| ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ 10+4РР | |
29 | Слово и его лексическое значение | 1 |
30 31 | РР. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя» | 2 |
32 | Общеупотребительные слова | 1 |
33 | Профессионализмы. | 1 |
34 | Диалектизмы | 1 |
35 36 | Урок развития речи. Сжатое изложение. Упр 119 | 2 |
37 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 |
38 | Новые слова | 1 |
39-40 | Устаревшие слова. Обобщение изученного. | 2 |
40 | Словари | 1 |
41 | Повторение | 1 |
42 | Контрольная тестовая работа | 1 |
| ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. 3 | |
43 | Фразеологизмы | 1 |
44 | Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи | 1 |
45 | Повторение изученного материала. Тест. | 1 |
| СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. 23+7 РР | |
46 | Морфемика словообразование | 1 |
47 | Морфемика словообразование | 1 |
48 49 | Урок развития речи Описание помещения | 2 |
50 | Основные способы образования слов в русском языке. | 1 |
51 | Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические | 1 |
52 | Этимология слов. | 1 |
53 | Урок развития речи Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 1 |
54 55 | Урок развития речи Сочинение-описание помещения | 2 |
56 | Буквы о и а в корне –кос- - -кас- | 1 |
57 | Буквы о и а в корне –кос- - -кас- | 1 |
58 | Буквы О-А в корнях с чередованием | 1 |
59 | Буквы о и а в корне –гор- - -гар- | 1 |
60 | Буквы о - а в корне –зар- - -зор- | 1 |
61 | Буквы Ы-И после приставок. | 1 |
62 | Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-. | 1 |
63 | Значение приставки ПРИ- | 1 |
64 | Значение приставки ПРЕ- | 1 |
65 | Трудные случаи правописания приставок ПРИ- и ПРЕ- | 1 |
66 | Контрольный диктант | 1 |
67 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
68 | Соединительные О-Е в сложных словах | 1 |
69 | Сложносокращенные слова | 1 |
70 71 | Урок развития речи Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро». | 2 |
72 | Морфемный и словообразовательный разбор слов | 1 |
73 | Повторение изученного по теме «Словообразование». Подготовка к контрольному диктанту | 1 |
74 | Контрольный тест | 1 |
75 | Анализ теста. Работа над ошибками | 1 |
| ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 20+4РР | |
76 | Повторение изученного об имени существительном. | 1 |
77 | Имя существительное как часть речи | 1 |
78 | Падежные окончания имени существительного | 1 |
79 | Урок развития речи Как писать письма | 1 |
80 | Разносклоняемые имена существительные | 1 |
81 | Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя | 1 |
82 | Урок развития речи Как тебя зовут? Происхождение имен | 1 |
83 | Несклоняемые имена существительные. | 1 |
84 | Род несклоняемых имен существительных | 1 |
85 | Род несклоняемых имен существительных | 1 |
86 | Имена существительные общего рода | 1 |
87 | Морфологический разбор существительных. | 1 |
88 89 | Урок развития речи Сочинение-описание по личным наблюдениям | 2 |
90 | НЕ с существительными. | 1 |
91 | НЕ с существительными. | 1 |
92 | Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК. | 1 |
93 | Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК | 1 |
94 | Гласные в суффиксах – ЕК- и –ИК- | 1 |
95 | Гласные О-Е после шипящих. | 1 |
96 | Повторение изученного материала. | 1 |
97 | Повторение изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту | 1 |
98 | Контрольный диктант | 1 |
99 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
| ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 21+ 5РР | |
100 | Повторение изученного в 5 классе. | 1 |
101 | Прилагательное как часть речи | 1 |
102 | Урок развития речи Сочинение-описание природы | 1 |
103 | Степени сравнения имен прилагательных. | 1 |
104 | Степени сравнения имен прилагательных | 1 |
105 | Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные | 1 |
106 | Относительные прилагательные | 1 |
107 | Притяжательные прилагательные | 1 |
108 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
109 110 | Урок развития речи. Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина | 2 |
111 | Не с прилагательными. | 1 |
112 | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | 1 |
113 | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | 1 |
114 | Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных | 1 |
115 116 | Урок развития речи. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» | 2 |
117 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | 1 |
118 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 |
119 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 |
120 | Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК | 1 |
121 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 |
122 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 |
123 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Подготовка к контрольному диктанту | 1 |
124 | Контрольный диктант | 1 |
125 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
| ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ 15+2РР | |
126 | Имя числительное как часть речи. | 1 |
127 | Простые и составные числительные | 1 |
128 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 |
129 | Порядковые числительные | 1 |
130 | Разряды количественных числительных | 1 |
131 | Числительные, обозначающие целые числа | 1 |
132 | Числительные, обозначающие целые числа | 1 |
133 | Дробные числительные | 1 |
134 | Склонение дробных числительных | 1 |
135 | Собирательные числительные. | 1 |
136 | Морфологический разбор имени числительного | 1 |
137 | Повторение изученного материала по теме «Имя числительное». | 1 |
138 139 | Урок развития речи. Публичное выступление | 2 |
140 | Проверочная работа по теме «Имя числительное». Подготовка к контрольному диктанту | 1 |
141 | Контрольный диктант | 1 |
142 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
| МЕСТОИМЕНИЕ 21+5РР | |
143 | Местоимение как часть речи. | 1 |
144 | Личные местоимения. | 1 |
145 | Особенности склонения личных местоимений | 1 |
146 | Возвратное местоимение | 1 |
147 | Урок развития речи. Рассказ по сюжетным картинкам | 1 |
148 | Вопросительные, относительные местоимения | 1 |
149 | Относительные местоимения | 1 |
150 | Неопределенные местоимения | 1 |
151 | Дефис в неопределенных местоимениях | 1 |
152 | Отрицательные местоимения | 1 |
153 | Отрицательные местоимения | 1 |
154 | Отрицательные местоимения | 1 |
155 | Притяжательные местоимения. | 1 |
156 | Притяжательные местоимения | 1 |
157 | Урок развития речи. Рассуждение | 1 |
158 | Урок развития речи. Сочинение-рассуждение | 1 |
159 | Указательные местоимения | 1 |
160 | Указательные местоимения | 1 |
161 | Определительные местоимения | 1 |
162 163 | Урок развития речи. Рассказ по воображению | 2 |
164 | Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений | 1 |
165 | Повторение изученного по теме «Местоимение». | 1 |
166 | Тестовая работа. Подготовка к контрольному диктанту | 1 |
167 | Комплексная тестовая работа | 1 |
168 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
| ГЛАГОЛ 23+6РР | |
169 | Повторение изученного о глаголе | 1 |
170 | Личные окончания глаголов | 1 |
171 | Урок развития речи. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением | 1 |
172 | Разноспрягаемые глаголы | 1 |
173 | Глаголы переходные и непереходные | 1 |
174 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение | 1 |
175 176 | Урок развития речи. Сжатое изложение | 2 |
177 | Условное наклонение | 1 |
178 | Условное наклонение | 1 |
179 | Повелительное наклонение | 1 |
180 | Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения | 1 |
181 | Суффиксы глаголов повелительного наклонения | 1 |
182 | Урок развития речи. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам | 1 |
183 | Употребление наклонений глагола | 1 |
184 | Употребление наклонений в речи | 1 |
185 | Безличные глаголы | 1 |
186 | Безличные глаголы в текстах художественной литературы | 1 |
187 | Морфологический разбор глагола | 1 |
188 189 | Урок развития речи. Рассказ на основе услышанного | 2 |
190 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 1 |
191 | Правописание гласных в глагольных суффиксах | 1 |
192 | Правописание гласных в глагольных суффиксах | 1 |
193 | Повторение изученного по теме «Глагол» | 1 |
194 | Комплексный анализ текста. Тестовая работа по теме «Глагол» | 1 |
195 | Повторение темы «Глагол». Подготовка к контрольному диктанту | 1 |
196 | Комплексная тестовая работа | 1 |
197 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VI КЛАССЕ 11+2РР | |
198 | Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках | 1 |
199 | Орфограммы в корне слова. | 1 |
200 | Орфограммы в суффиксах и окончаниях | 1 |
201 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение | 1 |
202 203 | Урок развития речи. Сочинение на самостоятельно выбранную тему. | 2 |
204 | Лексика и фразеология. | 1 |
205 | Словообразование. Морфемный разбор. | 1 |
206 | Морфология. Имя существительное | 1 |
207 | Имя прилагательное. Местоимение | 1 |
208 | Имя числительное. Глагол | 1 |
209 | Итоговая контрольная работа | 1 |
210 | Занимательный урок грамматики | 1 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствования;
достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1). Владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степень свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2).применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (иностранный язык, литература, история и др.).
3).коммуникативно – целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой- либо задачи, участие в спорах, обсуждениях; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально- деловой и разговорный стили речи; язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально- делового стилей и разговорной речи ( повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.
Проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
Понимание коммуникативно–эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.