СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая пограмма по русскому языку в 6 классе. 210 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 6 классе»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Русский язык


6 класс (210 часов , 6 часов в неделю)


Язык, речь, общение.

Русский язык- один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

Повторение пройденного в 5 классе.

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Морфемный разбор. Орфография. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложения. Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

РР Тип и стиль сочинения. Особенности и стилевое своеобразие жанра рассказа; Анализ композиционно-жанровых особенностей рассказа.

Текст. 8 часов

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи. Документы официально-делового стиля.

Лексика. Культура речи.

Повторение изученного по лексике в 5 классе. Слово и его лексическое значение. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотре­бительные слова. Профессионализмы, диалектизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устарев­шие слова. Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Словари русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов. Правильное пользование словарями.

РР Композиционно-жанровое своеобразие и особенности текста-описания (сочинения-описания). Определение темы, основной мысли текста, создание текста на заданную тему. Написание сочинения.

Составление плана, определение типа и стиля теста, редактирование собственного текста. Сжатое изложение текста. Написание изложения.

Фразеология. Культура речи.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеоло­гизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологиз­мы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

Словообразование. Орфография. Культура речи.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Эти­мологические словари. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор-,-гар-, -кос-,-кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.Умение согласовывать со сложносокращенными словами прила­гательные и глаголы в прошедшем времени.

РРщ Описание, его признаки. Структура текста-описания. Описание помещения. Языковые особенности текста-описания. Систематизация материала к сочинению, сложный план. Выборочный пересказ исходного текста. Написание сочинения-описания.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное

Повторение сведений об имени существительном, получен­ных в 5 классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые сущест­вительные. Текстообразующая роль существительных. Словооб­разование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик - ; буквы o и e после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

Умение правильно образовывать формы косвенных падежей су­ществительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые су­ществительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме про­шедшего времени с существительными общего рода (например, бело­ручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (уве­личительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

РР Письмо как жанр письменной речи. Составление письма.С облюдение речевого этикета. Написание письма.

Устное публичное выступление.

Описание, его признаки. Структура текста. Сочинение-описание по личным впечатлениям. Написание сочинения.

Имя прилагательное

Повторение изученного в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование сте­пеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы o и e после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и со­гласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Умение правильно образовывать степени сравнения прилагатель­ных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравне­ния, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

РР Описание природы, структур текста-описания, его языко­вые особенности. Описание предметов.

Выборочный пересказ исходного текста с описанием при­роды. Написание выборочного изложения.

Описание игрушки. Написание сочинения-описания..

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количествен­ные и порядковые. Числительные простые и составные.

Склонение количественных числительных. Правописание глас­ных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце чис­лительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

Умение употреблять числительные для обозначения дат, правиль­но употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочета­ния количественного числительного и существительного (например, ми­нут пять, километров десять).

РР. Особенности расписки как жанра официально-делового стиля. Написание расписки.

Устное сообщение, содержащее цифровой материал.

Публичное выступление, содержащее цифровой материал.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль место­имений в предложении. Разряды местоимений. Склонение место­имений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных место­имениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после пристав­ки кое-. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответст­вии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно ис­пользовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

РР Рассказ по сюжетным рисункам, по воображению, строе­ние, языковые особенности рассказов. Написание рассказа по сюжетным картинкам. Написание рассказа по воображению.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности. Написание сочинения –рассуждения.

План как один из основных видов информационной переработки текста. Простой и сложный план. Составление плана.

Глагол

Повторение пройденного о глаголе в 5 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, услов­ное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаго­лах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словооб­разование глаголов.Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

РР Рассказ по сюжетным рисункам, строе­ние, языковые особенности рассказов. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части го­тового текста.Написание рассказа по сюжетным картинкам.

Повествование, его признаки. Изложение содержания прочитанного текста (сжатое). Написание сжатого изложения.

Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе.

Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках. Орфограммы в корне слова. Орфограммы в суффиксах и окончаниях. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение. Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Глагол.

РР Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Устное сообщение на заданную тему.

























Тематическое планирование. 6 класс. Русский язык

п\п

Тема урока

Кол-во часов


Язык, речь, общение 1+ 3 РР


1

Русский язык - один из развитых языков мира

1

2

Урок развития речи

Язык, речь, общение

1

3,4

Урок развития речи

Ситуация общения

2


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V КЛАССЕ 13+1РР


5

Фонетика. Орфоэпия. Графика

1

6

Фонетика. Орфоэпия

1

7

Морфемика. Орфограммы в корнях слов

1

8

Морфемика. Орфограммы в приставках

1

9

Части речи

1

10

Орфограммы в окончаниях слов

1

11

Урок развития речи

Сочинение «Интересная встреча» УПР.38

1

12

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

1

13

Простое предложение

1

14

Сложное предложение

1

15

Синтаксический разбор предложений

1

16

Прямая речь. Диалог

1

17

Контрольный диктант

1

18

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1


ТЕКСТ 8+2РР


19

Текст, его особенности

1

20

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

1

21

Урок развития речи

Сочинение поданному началу. Упр. 68

1

22

Начальные и конечные предложения текста

1

23

Урок развития речи

Сочинение сказки по данным начальным и конечным предложениям. Упр. 72

1

24

Ключевые слова

1

25

Основные признаки текста

1

26

Текст и его стили

1

27

Официально-деловой стиль

1

28

Контрольная работа.

Анализ текста

1



ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ 10+4РР


29

Слово и его лексическое значение

1

30

31

РР. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»

2

32

Общеупотребительные слова

1

33

Профессионализмы.

1

34

Диалектизмы

1

35

36

Урок развития речи. Сжатое изложение. Упр 119

2

37

Исконно русские и заимствованные слова

1

38

Новые слова

1

39-40

Устаревшие слова. Обобщение изученного.

2

40

Словари

1

41

Повторение

1

42

Контрольная тестовая работа

1


ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. 3


43

Фразеологизмы

1

44

Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи

1

45

Повторение изученного материала. Тест.

1


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. 23+7 РР


46

Морфемика словообразование

1

47

Морфемика словообразование

1

48

49

Урок развития речи

Описание помещения

2

50

Основные способы образования слов в русском языке.

1

51

Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические

1

52

Этимология слов.

1

53

Урок развития речи

Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1

54

55

Урок развития речи

Сочинение-описание помещения

2

56

Буквы о и а в корне –кос- - -кас-

1

57

Буквы о и а в корне –кос- - -кас-

1

58

Буквы О-А в корнях с чередованием

1

59

Буквы о и а в корне –гор- - -гар-

1

60

Буквы о - а в корне –зар- - -зор-

1

61

Буквы Ы-И после приставок.

1

62

Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-.

1

63

Значение приставки ПРИ-

1

64

Значение приставки ПРЕ-

1

65

Трудные случаи правописания приставок ПРИ- и ПРЕ-

1

66

Контрольный диктант

1

67

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

68

Соединительные О-Е в сложных словах

1

69

Сложносокращенные слова

1

70

71

Урок развития речи

Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

2

72

Морфемный и словообразовательный разбор слов

1

73

Повторение изученного по теме «Словообразование». Подготовка к контрольному диктанту

1

74

Контрольный тест

1

75

Анализ теста. Работа над ошибками

1


ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 20+4РР


76

Повторение изученного об имени существительном.

1

77

Имя существительное как часть речи

1

78

Падежные окончания имени существительного

1

79

Урок развития речи

Как писать письма

1

80

Разносклоняемые имена существительные

1

81

Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя

1

82

Урок развития речи

Как тебя зовут? Происхождение имен

1

83

Несклоняемые имена существительные.

1

84

Род несклоняемых имен существительных

1

85

Род несклоняемых имен существительных

1

86

Имена существительные общего рода

1

87

Морфологический разбор существительных.

1

88

89

Урок развития речи

Сочинение-описание по личным наблюдениям

2

90

НЕ с существительными.

1

91

НЕ с существительными.

1

92

Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК.

1

93

Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК

1

94

Гласные в суффиксах – ЕК- и –ИК-

1

95

Гласные О-Е после шипящих.

1

96

Повторение изученного материала.

1

97

Повторение изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту

1

98

Контрольный диктант

1

99

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 21+ 5РР


100

Повторение изученного в 5 классе.

1

101

Прилагательное как часть речи

1

102

Урок развития речи

Сочинение-описание природы

1

103

Степени сравнения имен прилагательных.

1

104

Степени сравнения имен прилагательных

1

105

Разряды имен прилагательных.

Качественные прилагательные

1

106

Относительные прилагательные

1

107

Притяжательные прилагательные

1

108

Морфологический разбор имени прилагательного

1

109

110

Урок развития речи.

Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина

2

111

Не с прилагательными.

1

112

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

1

113

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

1

114

Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных

1

115

116

Урок развития речи.

Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»

2

117

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

1

118

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

1

119

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

1

120

Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК

1

121

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1

122

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

1

123

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Подготовка к контрольному диктанту

1

124

Контрольный диктант

1

125

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1


ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ 15+2РР


126

Имя числительное как часть речи.

1

127

Простые и составные числительные

1

128

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1

129

Порядковые числительные

1

130

Разряды количественных числительных

1

131

Числительные, обозначающие целые числа

1

132

Числительные, обозначающие целые числа

1

133

Дробные числительные

1

134

Склонение дробных числительных

1

135

Собирательные числительные.

1

136

Морфологический разбор имени числительного

1

137

Повторение изученного материала по теме «Имя числительное».

1

138

139

Урок развития речи.

Публичное выступление

2

140

Проверочная работа по теме «Имя числительное». Подготовка к контрольному диктанту

1

141

Контрольный диктант

1

142

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1


МЕСТОИМЕНИЕ 21+5РР


143

Местоимение как часть речи.

1

144

Личные местоимения.

1

145

Особенности склонения личных местоимений

1

146

Возвратное местоимение

1

147

Урок развития речи.

Рассказ по сюжетным картинкам

1

148

Вопросительные, относительные местоимения

1

149

Относительные местоимения

1

150

Неопределенные местоимения

1

151

Дефис в неопределенных местоимениях

1

152

Отрицательные местоимения

1

153

Отрицательные местоимения

1

154

Отрицательные местоимения

1

155

Притяжательные местоимения.

1

156

Притяжательные местоимения

1

157

Урок развития речи.

Рассуждение

1

158

Урок развития речи.

Сочинение-рассуждение

1

159

Указательные местоимения

1

160

Указательные местоимения

1

161

Определительные местоимения

1

162

163

Урок развития речи.

Рассказ по воображению

2

164

Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений

1

165

Повторение изученного по теме «Местоимение».

1

166

Тестовая работа. Подготовка к контрольному диктанту

1

167

Комплексная тестовая работа

1

168

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1


ГЛАГОЛ 23+6РР


169

Повторение изученного о глаголе

1

170

Личные окончания глаголов

1

171

Урок развития речи.

Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением

1

172

Разноспрягаемые глаголы

1

173

Глаголы переходные и непереходные

1

174

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение

1

175

176

Урок развития речи.

Сжатое изложение

2

177

Условное наклонение

1

178

Условное наклонение

1

179

Повелительное наклонение

1

180

Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения

1

181

Суффиксы глаголов повелительного наклонения

1

182

Урок развития речи.

Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам

1

183

Употребление наклонений глагола

1

184

Употребление наклонений в речи

1

185

Безличные глаголы

1

186

Безличные глаголы в текстах художественной литературы

1

187

Морфологический разбор глагола

1

188

189

Урок развития речи.

Рассказ на основе услышанного

2

190

Правописание гласных в суффиксах глаголов

1

191

Правописание гласных в глагольных суффиксах

1

192

Правописание гласных в глагольных суффиксах

1

193

Повторение изученного по теме «Глагол»

1

194

Комплексный анализ текста. Тестовая работа по теме «Глагол»

1

195

Повторение темы «Глагол». Подготовка к контрольному диктанту

1

196

Комплексная тестовая работа

1

197

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VI КЛАССЕ 11+2РР


198

Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках

1

199

Орфограммы в корне слова.

1

200

Орфограммы в суффиксах и окончаниях

1

201

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение

1

202

203

Урок развития речи.

Сочинение на самостоятельно выбранную тему.

2

204

Лексика и фразеология.

1

205

Словообразование. Морфемный разбор.

1

206

Морфология. Имя существительное

1

207

Имя прилагательное. Местоимение

1

208

Имя числительное. Глагол

1

209

Итоговая контрольная работа

1

210

Занимательный урок грамматики

1













Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствования;

  3. достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1). Владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степень свернутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • владение разными видами монолога и диалога;

  • соблюдение в практике речевого общения основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2).применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (иностранный язык, литература, история и др.).

3).коммуникативно – целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой- либо задачи, участие в спорах, обсуждениях; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально- деловой и разговорный стили речи; язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально- делового стилей и разговорной речи ( повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  6. распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.

  7. Проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  8. Понимание коммуникативно–эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.