662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А
E-mail:school8zavuch@mail.
(Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова,
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. Период обучения грамоте» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей № 8», в соответствии с рекомендациями Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, Программы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» МАОУ «Лицей № 8», Программы курса «Русский язык» автор Н.Н.Нечаева (УМК «Дидактическая система Л.В. Занкова»).
Курс "Обучение грамоте" является интегрированным и дает детям базовые сведения для освоения программ "Русский язык" и "Литературное чтение". Дети получают первые сведения об истории развития человека и языка, родной страны. В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих новым обстоятельствам языковых средств. Работа по тетрадям по чтению и письму позволяет учащимся расширить опыт чтения, активизировать словарь, получить первичные знания о русском языке, литературе, об окружающем мире и развить психофизиологические функции, необходимые для учения.
Образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода при использовании технологии развивающего обучения Л.В. Занкова.
Программа целостно будет реализовываться в 1 – 4 классах.
На реализацию программы по обучению грамоте в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 1 классе 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Из них: Обучение грамоте. Литературное чтение - 92 часа (по 4 часа в неделю), Обучение грамоте. Русский язык - 115 часов (по 5 часов).
Раздел | Содержание | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные |
1. Развитие речи Устная речь (слушание, говорение) | Возникновение речи. Речевые ситуации. Выбор языковых и внеязыковых средств общения Инсценировки. Нормы речевого этикета. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поздравления с праздником. Просьба. Орфоэпические нормы речи. Чистота произношения. | 25 | - владеет первичным умением оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения; - соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета; - составляет текст из набора предложений; - выбирает заголовок текста из ряда данных; - находит части (вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте; - сочиняет записку, поздравительную открытку; - составляет текст по его началу и по его концу. | Регулятивные универсальные учебные действия: - принимает и сохраняет учебную задачу; - действует с учётом выделенных учителем ориентиров; - оценивает совместно с учителем результат своих действий, вносит необходимые коррективы. - проговаривает вслух последовательность производимых действий; - воспринимает адекватно оценку учителя и товарищей. Познавательные универсальные учебные действия: осуществляет поиск нужной информации в учебных пособиях; понимает знаки, символы, модели; понимает заданный вопрос; - анализирует факты языка; осуществляет сравнение, сериацию, классификацию; обобщает; подводит под понятия; устанавливает причинно-следственные связи; - видит разнообразие способов решения учебной задачи; Коммуникативные универсальные учебные действия: участвует в разных формах работы; выслушивает различные точки зрения; использует в общении правила вежливости; задаёт вопросы; - формулирует собственное мнение; - принимает другое мнение и позицию; - использует средства устного общения для решения коммуникативных задач. |
Письменная речь (чтение, письмо) | Ориентировка в Азбуке и Тетради по письму. Книги учебные и неучебные. Стихи и проза. Тема произведения, название, автор, персонажи, герои. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки. Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Разнообразие жанров литературы. Загадки и отгадки. Заучивание наизусть стихотворных текстов. Составление небольших рассказов повествовательного типа. |
2. Система языка Фонетика | Звуки речи. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких парных и непарных, звонких и глухих парных и непарных, шипящих. Слог. Деление слов на слоги. Определение места ударения в слове. | 182 | - различает звуки речи; - устанавливает число и последовательность звуков в слове; - различает гласные и согласные звуки; - находит в слове гласные ударные безударные; согласные парные и непарные твёрдые – мягкие и звонкие – глухие; - определяет указатели мягкости – твёрдости согласных звуков; - делит слова на слоги; - произносит звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка; - владеет первичным навыком клавиатурного письма. |
Графика | Различение звука и буквы. Буквы, не обозначающие звуков. Случаи расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова. Буквы гласных как показатели твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Непарные согласные. Ознакомление с клавиатурным письмом. Использование небуквенных графических средств. Алфавит. | - различает звуки и буквы; - различает буквы гласных как показатели твёрдости – мягкости согласных звуков; - определяет функцию ь и ъ, букв е, ё, ю, я; - обозначает на письме звук [й]; - устанавливает соотношение звукового и буквенного состава слов; - использует небуквенные графические средства: пробел, знак переноса, абзац; - называет буквы алфавита правильно в их последовательности; - находит случаи расхождения звукового и буквенного состава слова при орфоэпическом проговаривании слов. |
Чтение | Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами Осознанное чтение. Чтение вслух, жужжащее чтение. Чтение с интонациями и паузами. Орфоэпическое чтение. Упражнение психофизиологических функций, необходимых для чтения. | - читает плавно целыми словами; - рассказывает о прочитанном; - читает с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания; - декламирует стихи выразительно; - разгадывает ребусы, пиктограммы. |
Письмо | Ориентировка на листе и доске. Начертание письменных прописных и строчных букв. Разборчивое аккуратное письмо с соблюдением гигиенических норм. Правильное списывание слов и предложений. Письмо под диктовку. Орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме. Упражнение психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку. Небуквенные графические средства: пробел, знак переноса. | -выполняет гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке; -анализирует начертание письменных заглавных и строчных букв; - списывает правильно с учётом последовательности действий; - пишет под диктовку согласно алгоритму; - владеет разборчивым и аккуратным грамотным письмом. |
Слово и предложение | Различение предметов и слов, их называющих. Соотношение названия предмета со схемой слова. Многозначные слова. Классификация и объединение в группу слов по лексическому значению. Различение предложения и слова. Соотношение нарисованного предложения с его схемой. Смысловая и интонационная законченность предложений. Предложения по цели высказывания. Оформление предложения на письме. Объединение слов в предложения, выделение предложения из текста. Составление схем предложений. Составление предложений с опорой на схему, их вариантность. | - находит слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; - распознаёт имена одушевленные и неодушевленные, имена собственные; - различает названия предметов, отвечающих на вопросы «кто?», «что?». - различает предложения и слова; - восстанавливает деформированные предложения; - находит границы предложения; - определяет существенные признаки предложения; - составляет схемы предложений; - пишет предложения под диктовку; - различает лексическое и грамматическое значение слова; - находит грамматические группы слов: знаменательные и служебные. |
Орфография | Определение сильной и слабой позиции гласных и парных согласных в слове. Знакомство с правилами правописания и их применение: - раздельное написание слов; написание гласных и, а, у после шипящих согласных; прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах людей и кличках животных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения. | Применяет правила правописания: - раздельное написание слов; - написание гласных после шипящих; - перенос слов; - прописная буква в начале предложения; - прописная буква в именах собственных; - непроверяемые гласные и согласные в корне слова; - знаки препинания в конце предложения. |
№ урока | Дата | Тема урока |
| | 1 четверть – 9 недель (45 ч) |
1 | | Знакомство с предметами. Твои помощники – письменные знаки. |
2 | | Звуки, буквы. Письменные знаки. |
3 | | Печатный и письменный шрифты |
4 | | Части предметов, элементы букв. |
5-6 | | Слово и предмет. Письмо прямых линий. |
7-8 | | Крюк? Крючок? Ручка? Письмо прямой с закруглением внизу. |
9-10 | | Элементы букв. Письмо прямой с закруглением вверху и внизу. |
11-12 | | Письмо овала. Звуковой разбор слова. |
13-14 | | Элементы букв. Заглавная буква в именах. Единственное, множественное число предметов. |
15-16 | | Письмо элементов букв. Полуовал. Звуковой анализ слов. Вопросительное предложение. |
17 | | Похожие, но разные. Письмо элементов букв. |
18 | | Письмо прямой линии с петлёй вверху, внизу и на строке. |
19 | | Письмо изученных элементов букв. Проверочная работа. |
20 | | Письменные и печатные буквы. Написание строчной и заглавной букв Оо. |
21 | | Письмо заглавной буквы Э, строчной буквы э |
22 | | Письмо строчной буквы а. |
23 | | Письмо заглавной буквы А. |
24-25 | | Письменная строчная буква у. |
26 | | Письменная заглавная буква У. |
27 | | Письмо строчной буквы и |
28 | | Письмо заглавной буквы И. Звукобуквенный анализ слов. |
29 | | Письмо строчной буквы ы. Звукобуквенный анализ слов. |
30-31 | | Заглавные и строчные буквы. Ребусы. |
32 | | Звукобуквенный анализ слов. Письмо изученных строчных и заглавных букв |
33-35 | | Письмо строчных и заглавных букв Лл, Мм. Списывание слов и предложений. |
36 | | Письмо строчной буквы н. |
37 | | Письмо заглавной буквы Н, слогов и слов с буквами Н, н. |
38-39 | | Письмо слов с изученными буквами. Проверочная работа |
40 | | Письмо строчной буквы р. |
41 | | Письмо заглавной буквы Р. Имена собственные. |
42-43 | | Запись под диктовку слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
44 | | Письмо строчной буквы й. Побудительное предложение. |
45 | | Письмо заглавной буквы Й. Деление слов на слоги. |
| | 2 четверть – 7 недель (35 ч) |
46-48 | | Письмо слов с изученными буквами. |
49 | | Письмо строчной буквы б. Деление слов на слоги. |
50 | | Письмо заглавной буквы Б. Письмо предложений. |
51 | | Письмо строчной буквы д. Звукобуквенный разбор слова. |
52 | | Письмо заглавной буквы Д. Восстановление деформированного текста. |
53-54 | | Письмо слов со строчными буквами б, д. Сопоставление букв б, д. |
55 | | Письмо строчной буквы в. |
56-57 | | Письмо заглавной буквы В. |
58 | | Письмо заглавной буквы Г, строчной буквы г. |
59 | | Письмо строчной буквы з. |
60 | | Письмо заглавной буквы З. Имена собственные. |
61 | | Письмо заглавной буквы Ж, строчной ж. |
62-63 | | Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
64 | | Письмо строчных букв п, т. |
65-66 | | Письмо заглавных букв П,Т. |
67 | | Письмо заглавной буквы Ф, строчной ф. |
68 | | Слова, отвечающие на вопрос кто? что? Строчная буква к. |
69 | | Письмо заглавной буквы К. Слова, отвечающие на вопрос какой? |
70 | | Письмо заглавной буквы Ш, строчной буквы ш. |
71 | | Сочетание –ши-. Деление слов на слоги. |
72-73 | | Письмо слов с изученными буквами. Проверочная работа за 1полугодие. |
74 | | Письмо заглавной буквы С, строчной с. |
75-76 | | Парные согласные. Родственные слова. Звуковой анализ слов. |
77-79 | | Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
80 | | Письмо строчных букв е, ё. Звукобуквенный разбор слов. |
| | 3 четверть – 7 ч (35 ч) |
81 | | Письмо слов со строчными буквами е, ё. |
82 | | Письмо заглавных букв Е,Ё. Имена собственные. |
83-84 | | Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
85 | | Письмо заглавных букв Е,Ё. Имена собственные. |
86-87 | | Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
88-89 | | Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю. |
90-91 | | Письмо строчной и заглавной букв Я, я. |
92-94 | | Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
95-97 | | Письмо слов со смягчающим Ь. Запись деформированного текста |
98 | | Письмо букв Х, х. |
99-100 | | Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц. |
101 | | Письмо заглавной буквы Ч, строчной ч. |
102-103 | | Письмо букв Щ, щ. Связь слов в предложении. |
104-106 | | Письмо слов с изученными буквами. Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу. |
107-109 | | Письмо разделительного твёрдого знака (Ъ). |
110-111 | | Письмо слов с изученными буквами. Восстановление деформированного текста. |
112 | | Письмо слов, предложений под диктовку. |
113 | | Звукобуквенный разбор слов. |
114 | | Проверочная работа по итогам обучения письму. |
115 | | Проверь себя «Что я знаю, что умею» |
№ урока | Дата | Тема урока |
| | 1 четверть – 9 недель (36 ч) |
1 | | История обучения. Знакомство с учебником. |
2 | | История речи. Речь устная и письменная. Разные языки народов мира и России. Схема предложения. |
3 | | Мир, Россия, родина, семья. Знакомство со средствами устного общения. |
4 | | В мире знаков. Звук и его письменный знак. Схема слова. Разведение понятий «слово» и «предмет» |
5 | | Звуки гласные и согласные. Звуковой анализ. |
6 | | Знаки звуков-буквы. Звук [а], буква Аа, звук [у], буква Уу |
7 | | Чтение схем слов и предложений (пиктограмм). Сочетание слов по смыслу. |
8 | | Фестиваль сказочных героев. |
9 | | Звук [о ], буква Оо, звук [э ], буква Ээ |
10 | | Театр- антракт- театр. Интонирование звуков речи. Большая буква в именах. |
11 | | Чтение пиктограмм. Одно слово- несколько значений. Знакомство с союзом а и предлогами. |
12 | | Большая буква в именах. Число имён существительных. |
13 | | Такой- другой. Слова, противоположные по значению (антонимы). |
14 | | Звук [ы], [и], буквы ы, и, И. Твёрдые и мягкие согласные. |
15 | | Один предмет- несколько предметов (единственное число- множественное число). Сравнение стихотворных форм по ритму. |
16 | | Позиционные особенности букв в словах. Имена собственные (герои- животные). |
17 | | Звук [л ], [л,], Звук [м ], [м ,],буквы Лл, Мм. Определение места звуков в словах. |
18 | | Понятие «ударение». Ударные и безударные гласные. |
19 | | Твёрдые и мягкие согласные. Ударные и безударные гласные. Распространение предложений. |
20 | | Звуки и буквы Л и М. Работа над текстом. Урок вежливости . |
21 | | Магазин. Правила поведения в магазине. Проверочная работа «Схемы предложений» |
22 | | Твёрдые и мягкие согласные звуки [н ], [р]. Понятие «род», «число». |
23 | | Твёрдые и мягкие согласные звуки [н ], [р]. Главные члены предложения. Омонимы. |
24 | | Интонация в предложениях. Роль жестов в различных ситуациях. |
25 | | Фестиваль сказочных героев. Животные в сказках, животные зоопарка. |
26-27 | | Звук [й ], буква Й, й. Чтение слов. Звуковой и звукобуквенный анализ. |
28 | | Роль фонемы в образовании слов. Многозначность слов. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. |
29 | | Такой-другой, такой-такой же. Практическое пользование при чтении всеми изученными буквами. Звуковой и звукобуквенный анализ слов. |
30 | | Звуковой анализ слов. Наблюдение сильной и слабой позиции фонем. Сравнение предложений по содержанию и интонации. |
31 | | Слог. |
32 | | Чтение слов с изученными буквами. Звуковой и звуко- буквенный анализ слов. |
33 | | Звук [б ], [б ,], Звук [в ], [в ,],буквы Бб, Вв. роль фонемы в образовании слов. |
34 | | Роль фонемы в образовании слов. Слова-указатели. Связи слов в предложении (согласование в роде и числе). |
35 | | Роль фонемы в образовании слов. Сочетание слов в предложении по смыслу. Понимание смысла предлогов, указывающих на место предмета. |
36 | | Фестиваль сказочных героев. Культура общения. |
| | 2 четверть – 7 недель (28 ч) |
37 | | Звук [г ], [г ,],буквы Г,г. различие «слово- слог». Единственное, множественное число названий предметов. |
38 | | Звук [д], [д ,],буквы Д,д. Продолжение рассказа по его началу. Многозначность слов. |
39 | | Чтение длинных слов. Имена собственные. |
40 | | Роль фонемы в образовании слов Продолжение рассказа по его началу. Культура общения. |
41 | | Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласного звука. Тематические группы слов. |
42 | | Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков. Анализ рифмы. Сравнение загадок. Правила поведения за столом. |
43 | | Чтение слов с изученными буквами. Проверочная работа «Звукобуквенный анализ слов». |
44 | | Звук [ж ],буквы Ж, ж. Роль фонемы в образовании слов. |
45 | | Звук [з ], [з'], буква З, з. Словообразование. |
46 | | Слова, слова… Практическое пользование изученными буквами. |
47 | | Переносный смысл слов. Зависимость смысла предложения от порядка слов. |
48 | | Звук [ж]- всегда твёрдый согласный звук. Движение как выразительное средство. |
49 | | Звук [к], [к ,], звук [п ], [п ,],буквы Кк, Пп. Ед. и мн. число названий предметов. Корень слова. Сильная и слабая позиция согласных фонем. |
50 | | Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сравнение текстов фантастических и правдивых. |
51 | | Смыслоразличительная роль звуков. Словообразование. |
52 | | Понимание смысла предложения (предлоги, формы слов). Члены семьи. |
53 | | Удивительное –ка-. Звуковой анализ слов. Фестиваль сказок. |
54 | | Звук [с ], [с ,], звук [т ], [т ,],буквы С,с, Т,т. Так или не так? |
55 | | Признаки предметов. Согласование слов по смыслу. |
56 | | Играем в «театр». Тематические группы слов. |
57 | | Сильная и слабая позиции фонем. Понимание смысла текста |
58 | | Понимание смысла текста. Проверочная работа по итогам 1 полугодия. |
59 | | Значение предлогов. Перекодирование знаков (знаки природы). |
60 | | Звуки [ф ], [ф ,], [ш ],буквы Ф,ф, Ш,ш. Парные согласные. |
61 | | Парные согласные. Составление ленты букв. Культура общения. |
62 | | Практическое пользование изученными буквами. |
63 | | Чтение текста с изученными буквами. |
64 | | Признак предмета, действие предмета. Понимание текста. |
| | 3 четверть – 7 недель (28 ч) |
65 | | Особенности звуков [ж ], [ш ]. Правописание жи-ши. Корень. Представление об однокоренных словах. |
66 | | Многозначность слов. Близкие по смыслу слова. |
67 | | Практическое пользование изученными буквами. Звукобуквенный анализ слов. Понимание смысла текста. |
68 | | Чудеса русского языка. Значение фонемы, ударения в образовании слов. Значения логического ударения, порядка слов в предложении. Понимание средств устного общения. |
69-70 | | Одна буква-два звука. Роль букв е,ё,ю,я. Продолжение ленты букв. |
71 | | Фразеологизмы. Звукобуквенный анализ слов с буквами е, ё |
72 | | Праздник Новый год. Пожелания сказочных героев. Чтение со всеми буквами алфавита. |
73 | | Из истории языка. Пробел как знак препинания. |
74 | | Буквы е,ё,ю,я. Смыслоразличительная роль звука. |
75 | | Многозначность слов. Выразительное чтение. Орфоэпические нормы. |
76 | | Культура общения. Этика письма. |
77-78 | | Мягкий знак-показатель мягкости согласного. Расширение словаря. |
79 | | Анализ слов с Ь. Малые жанры литературы. Времена года. |
80 | | Выразительное чтение. Смысл путаницы. Свойства звука. |
81 | | Звуки [х ], [х ,], [ц ],буквы Хх, Цц.. Инсценирование. Малые литературные жанры |
82 | | Словообразование. Значение фонемы в образовании слов. Диалог. Чтение по ролям. |
83 | | Группировка слов по тематическим группам. Анализ слов, предложений, текста. |
84 | | Звуки [ч ,], [щ ,]. Буквы Чч, Щщ. Продолжение ленты букв. Активизация словаря. |
85 | | Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Понятия «время»: часы, сутки, неделя, дни недели. Значение слов. |
86 | | Чтение, анализ текстов. Смыслоразличительная роль ударения. Звуковой и звукобуквенный анализ. |
87 | | Разделительные Ъ и Ь знаки. Чудеса русского языка |
88 | | Фразеологизмы. Жанры УНТ. Устаревшие слова. |
89 | | Твоя Родина - Россия. Анализ текста (тема, цель). Рассуждение. Сравнение текстов разных авторов. |
90 | | Фестиваль сказочных героев. |
91 | | Проверочная работа по итогам обучения грамоте. |
92 | | Урок-праздник «Прощание с Азбукой». |
Уроки медиатеки Кирилла и Мефодия УМК «Начальная школа.
Интернет-ресурсы.
• комплект для обучения грамоте: касса букв для работы на клавиатуре (см. «Я читаю?», с. 31), образцы письменных букв и др.;
• тетради в клетку для составления схем предложений, слов, воспроизведения рисунков по клеткам и прочих коррекционных заданий;
• набор сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;