«Рассмотрено» Руководитель МО ____________ И.В. Одегнал Протокол № _______ От «_____» ________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР _____________ А.А.Адаева «___» _____________20__г. | «Утверждено» Директор ГБОУ СО «Школа-интернат АОП г. Маркса» ______________ Ларина Н.А. Приказ №___ от «__» __20_г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Куприяновой Наталии Викторовны I квалификационной категории
по самообслуживанию
4 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по самообслуживанию для 4 класса составлена на основании программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Министерства образования Саратовской области Государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областного центра диагностики и консультирования»
Учебный предмет «Самообслуживание» содействует достижению максимально возможной самостоятельности учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в быту. Для этого программой предусматривается обучение их гигиене тела, приему пищи, раздеванию и одеванию, простейшему уходу за одеждой и обувью и некоторыми другими предметами быта, безопасному поведению в быту. Во втором классе проводятся уроки по привитию и закреплению санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Они не только подготавливают учащихся к самостоятельной жизни, социализируя их, но и являются также средством активного познания окружающей действительности. На этих уроках учащиеся ставятся перед необходимостью планировать свою работу. Они начинают осознавать логическую последовательность определенных действий. Это важно также для формирования речи глубоко умственно отсталых.
Цель: овладение учащимися санитарно-гигиеническими умениями и самообслуживанием.
Задачи:
- расширение представлений и знаний детей об окружающих вещах;
- развитие сенсорного воспитания;
- развитие речи учащихся;
-развитие тонкой моторики и зрительно-моторной координации;
-формирование умений выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
В первом классе предусматривается формирование элементарных жизненно важных практических умений, владение которыми в то же время существенно сокращает потребность ребенка в оказании ему помощи в наиболее часто встречающихся бытовых ситуациях: пользования туалетом, ухода за собой и предметами быта, раздевания и одевания.
Важнейшим условием реализации потенциальных возможностей учащихся в овладении самообслуживанием является согласованность обучающего воздействия учителя, родителей или лиц, их заменяющих.
Изучение учебного материала рассчитано на 34 часов в год (1 час в неделю).
Контроль полученных знаний и умений учащихся осуществляется в виде тестов, индивидуального и фронтального опроса.
Содержание тем учебного курса
I четверть
Гигиена тела (уход за собой)
Человек. Строение.
Правила личной гигиены в течение дня
Средства личной гигиены.
Уход за волосами.
Наши руки. Уход за руками.
Нанесение крема на руки.
Уход за ногтями. Стрижка ногтей на руках.
Лицо в зеркале. Уход за кожей. Использование крема.
Гигиена полости рта.
Уход за губами. Использование гигиенической помады, вазелина.
II четверть
Уход за ногами.
Использование средств от потливости ног, дезодорантов.
Прием пищи.
Сервировка стола.
Уборка со стола после еды.
Продукты питания.
Культура еды за общим столом.
Прием пищи с использованием вилки и ножа.
III четверть
Уход за предметами быта.
Одежда.
Одень одежду правильно.
Ежедневный уход за одеждой.
Практическое занятие: вытряхивание одежды, чистка одежды платяной щеткой.
Обувь.
Уход за обувью. Сапожная щетка. Тряпочка. Крем для обуви.
Практическое занятие: чистка обуви с использование обувного крема.
Как одеваться, если холодно?
Как одеваться, если тепло?
Комнатные растения.
Полив комнатных растений по сезонам.
IV четверть
Безопасность быта.
Опасные предметы: нож, ножницы, вилка, игла, горячая посуда и т.д.
Безопасное поведение. Анализ сюжетных картинок.
Пожар. Причины пожара.
Предупреждение простудных заболеваний.
Подбор одежды по сезону и с учетом погоды.
Предупреждение пищевых и инфекций и отравлений.
Практическое занятие: распознание испорченного и пригодного для использования фруктов и овощей.
Учебно-тематический план
№ | Кол-во часов | Тема |
1 | 11 | Гигиена тела (уход за собой). |
2 | 5 | Прием пищи. |
3 | 11 | Уход за предметами быта. |
4 | 7 | Безопасность быта. |
Всего | 34 | |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться предметами личной гигиены;
мыть руки, лицо, чисть зубы, расчесывать волосы, подстригать ногти;
ухаживать за кожей, губами (использование вазелина, гигиенической помадой);
пользоваться ложкой, вилкой, ножом, салфеткой;
застегивать и расстегивать застежки, выполнять шнуровку;
использовать средства от потливости ног, дезодорантов;
ухаживать за одеждой и обувью (вытряхивать, чистить одежду, чистить обувь сапожной щеткой, наносить крем);
ухаживать за предметами быта (убирать со стола, развешивать одежду, поддерживать порядок в классе);
обращать за помощью к взрослому при получении травмы;
подбирать одежду по сезону и с учетом погоды;
распознавать испорченные и пригодные для использования фрукты и овощи;
вести себя при возникновении пожара.
Учащиеся должны знать:
части тела человека;
предметы личной гигиены;
названия наиболее часто используемых предметов посуды;
названия некоторых продуктов питания и кулинарных блюд;
предметы одежды;
опасные предметы: нож, ножницы, вилка, швейная игла, посуда;
причины простудных заболеваний.
Список литературы
1) Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы. Воронкова В.В, «Просвещение» Москва, 2006 г. Под редакцией доктора педагогических наук Воронковой В.В.
2.) Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 176с.
3.) Худенко Е.Д., Федорова Г.А. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2 класс. – М.: АРКИ, 2007.
Приложение
Учебно-тематическое планирование
по самобслуживанию
Класс _4_с умеренной итяжелой умственной отсталостью
Учитель Куприянова Наталия Викторовна
Количество часов 34
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков____, зачетов____, тестов___ ч.;
Административных контрольных уроков ____ч.
Планирование составлено на основании программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Министерства образования Саратовской области Государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областного центра диагностики и консультирования»
Дополнительная литература: Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 176с.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Домашнее задание | Дата |
Уроки, в том числе самостоятельные работы учащихся | Лабораторные и практические работы | Контрольные работы |
I четверть |
| Гигиена тела (уход за собой) | 11 | | | | | |
-
| Человек. Строение. | | | | | | |
-
| Правила личной гигиены в течение дня | | | | | | |
-
| Средства личной гигиены. | | | | | | |
-
| Уход за волосами. | | | | | | |
-
| Наши руки. Уход за руками. Нанесение крема на руки. | | | | | | |
-
| Уход за ногтями. Стрижка ногтей на руках. | | | | | | |
-
| Лицо в зеркале. Уход за кожей. Использование крема. | | | | | | |
-
| Гигиена полости рта. | | | | | | |
-
| Уход за губами. Использование гигиенической помады, вазелина. | | | | | | |
| Итого | 9 | | | | | |
II четверть |
-
| Уход за ногами. | | | | | | |
-
| Использование средств от потливости ног, дезодорантов. | | | | | | |
| Прием пищи. | 5 | | | | | |
-
| Сервировка стола. | | | | | | |
-
| Уборка со стола после еды. | | | | | | |
-
| Продукты питания. | | | | | | |
-
| Культура еды за общим столом. | | | | | | |
-
| Прием пищи с использованием вилки и ножа. | | | | | | |
| Итого | 7 | | | | | |
III четверть |
| Уход за предметами быта. | 11 | | | | | |
-
| Одежда. | | | | | | |
-
| Одень одежду правильно. | | | | | | |
-
| Ежедневный уход за одеждой. | | | | | | |
-
| Практическое занятие: вытряхивание одежды, чистка одежды платяной щеткой. | | | | | | |
-
| Обувь. | | | | | | |
-
| Уход за обувью. Сапожная щетка. Тряпочка. Крем для обуви. | | | | | | |
-
| Практическое занятие: чистка обуви с использование обувного крема. | | | | | | |
-
| Как одеваться, если холодно? | | | | | | |
-
| Как одеваться, если тепло? | | | | | | |
-
| Комнатные растения. | | | | | | |
-
| Полив комнатных растений по сезонам. | | | | | | |
| Итого | 11 | | | | | |
IV четверть |
| Безопасность быта. | 7 | | | | | |
-
| Опасные предметы: нож, ножницы, вилка, игла, горячая посуда и т.д. | | | | | | |
-
| Безопасное поведение. Анализ сюжетных картинок. | | | | | | |
-
| Пожар. Причины пожара. | | | | | | |
-
| Предупреждение простудных заболеваний. | | | | | | |
-
| Подбор одежды по сезону и с учетом погоды. | | | | | | |
-
| Предупреждение пищевых и инфекций и отравлений. | | | | | | |
-
| Практическое занятие: распознание испорченного и пригодного для использования фруктов и овощей. | | | | | | |
| Итого | 7 | | | | | |
| Итого за год | 34 | | | | | |