Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 сл.Большая Орловка
«Утверждаю»
Директор школы _______ /В.Н.Долматова/
Приказ от 30 августа 2017г. №258
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Социально- бытовая ориентировка (СБО)
Уровень общего образования, класс
основное общее, 6в класс
Количество часов: 33 ч
Учитель: Панчехина Инна Александровна
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана для ученика 6в класса Ломанова Нурали, обучающегося по программам, разработанным на базе программ основного общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся (VΙΙΙ вид).
1.1 Нормативные акты и учебно-методические документы, на
основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана и составлена на основе:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.14г. №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011г.;
4. Учебный план МБОУ СОШ №3 сл.Большая Орловка на 2017-2018 учебный год;
5. Устав школы;
6. Годовой календарный учебный график на 2017-2018 учебный год;
7. Расписание учебных занятий на 2017-2018 учебный год.
1.2 Общие цели и задачи образования с учётом специфики учебного предмета
Цель курса социально – бытовой ориентировки:
- практическая подготовка обучающегося к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к его включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Задачи:
- формирование у обучающегося знаний и умений, способствующих социальной и психологической адаптации;
- повышение общего уровня развития обучающегося;
- помощь обучающемуся в осознании того, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он отвечает сам;
- формирование у обучающегося полового самосознания как основы культурного поведения;
- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения;
- помощь обучающемуся в осознанном выборе профессии;
- помощь обучающемуся в овладении нормами правильного поведения в природной среде.
1.3 Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год, в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год, в соответствии с расписанием на 2017-2018 учебный год:
Класс | Предмет | Количество часов (в год) по программе | Количество часов(в год) в рабочей программе | Ф | Всего в неделю |
6в | социально – бытовая ориентировка | 34 | 33 | 1 | 1 |
Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса. Отличительные особенности рабочей программы от «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов», Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г.; от пособия «Социально- бытовая ориентировка. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование/ авт.-сост. С.А.Львова. – волгоград: Учитель, 2013г.
№ п/п | Содержание | В примерной программе | В рабочей программе | Обоснование |
1 | Личная гигиена | 3 | 3 | |
2 | Культура поведения | 3 | 3 | |
3 | Семья | 1 | 1 | |
4 | Одежда, обувь | 5 | 5 | |
5 | Жилище | 5 | 5 | |
6 | Медицина | 2 | 2 | |
7 | Транспорт | 3 | 3 | |
8 | Торговля | 2 | 2 | |
9 | Средства связи | 2 | 2 | |
10 | Учреждения, организации | 2 | 2 | |
11 | Питание | 6 | 5 | Сокращен 1ч. в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год, в соответствии с расписанием на 2017-2018 учебный год |
Итого | 34 | 33 | |
2. Содержание учебного предмета
2.1 Наименование разделов учебной программы и тем
Личная гигиена – 3ч.
Культура поведения – 3ч.
Семья -1ч.
Одежда, обувь – 5ч.
Жилище - 5ч.
Медицина – 2ч.
Транспорт – 3ч.
Торговля – 2ч.
Средства связи – 2ч.
Учреждения, организации – 2ч.
Питание – 5ч.
2.2 Планируемые результаты изучения предмета «Социально – бытовая ориентировка»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
Личностные результаты:
1.Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.
2.Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности.
3.Формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.
4.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
5.Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки.
6.Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
Предметные результаты:
1 Обучающиеся должны знать:
Способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца
Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног, о вреде наркотиков и токсических веществ
Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани
Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье
Правила поведения в культурно - досуговых учреждениях, способы ведения разговоров со старшими и сверстниками
Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия
Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета
Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов.
Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте
Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях
Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества
2. Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи
Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна наркотических и токсических веществ
Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки
Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани
Рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять определенные обязанности в семье
Культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми
Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом
Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании пригородных поездов
Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города
Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей, упаковывать бандероль и посылу
Использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки
2.3 Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в показателях уровня успешности обучающегося
Критерии и нормы оценки знаний обучающегося
Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием:
Контрольно - измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическими особенностями обучающегося.
В конце года проводится итоговый контроль по изученному материалу в виде теста.
Оценки по предмету не ставятся.
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей обучающегося, необходимо учитывать:
правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
самостоятельность ответа;
умение переносить полученные знания на практику;
степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Основные формы и методы обучения на уроках социально-бытовой ориентировки:
Планирование коррекционной работы
№ п/п | Крупные темы | Коррекционная работа |
1 | Питание | Активизировать мыслительную деятельность, мелкую моторику рук при приготовлении пищи. Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с рецептами. |
2 | Личная гигиена | Способствовать развитию навыков гигиены, развивать самоконтроль при выполнении утренних и вечерних процедур. |
3 | Одежда, обувь | Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. Активизировать словарный запас, и зрительное внимание. |
4 | Семья | Расширять кругозор, способствовать развитию пространственной ориентировки, распределению зрительного внимания при заполнении таблиц. |
5 | Культура поведения | Способствовать развитию пространственной ориентировки, расширению кругозора, зрительного и слухового внимания. Развивать навыки культурного поведения при посещении культурно - досуговых центров города. |
6 | Жилище | Активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся. |
7 | Транспорт | Корригировать мыслительные и речевые процессы при ознакомлении с разновидностями транспорта. Развивать зрительное и слуховое восприятие в процессе экскурсий на вокзал. |
8 | Торговля | Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки в процессе практического знакомства со специализированными магазинами города и района. Развивать осознанное восприятие. |
9 | Средства связи | Расширять словарный запас по теме в процессе знакомства с видами предоставляемых услуг почты. Развивать зрительное и слуховое внимание и пространственную ориентировку в процессе упаковки посылок и бандеролей. |
10 | Медицина | Развивать осознанное восприятие при практической работе по оказанию первой медицинской помощи. Активизировать мыслительную и речевую деятельность. |
11 | Учреждения, организации | Развивать наблюдательность, осознанное восприятие в процессе знакомства с дошкольными учреждениями. |
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по социально- бытовой ориентировке
6в класс
Количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час
№ урока | Название раздела или темы | Тема урока | Количество часов | Дата |
план | факт |
| |
| Личная гигиена | | 3 | | |
1 | | Закаливание организма | 1 | 01.09 | |
2 | | Гигиена зрения | 1 | 08.09 | |
3 | | О вреде наркотиков и токсических веществ | 1 | 15.09 | |
| Культура поведения | | 3 | | |
4 | | Поведение в музее, библиотеке | 1 | 22.09 | |
5 | | Поведение в кино, театре | 1 | 29.09 | |
6 | | Способы ведения разговора | 1 | 06.10 | |
| Семья | | 1 | | |
7 | | Права и обязанности членов семьи | 1 | 13.10 | |
| Одежда, обувь | | 5 | | |
8 | | Значение опрятного вида человека | 1 | 20.10 | |
9 | | Правила пришивания пуговиц, крючков, петель, кнопок, вешалок | 1 | 27.10 | |
10 | | Зашивание распоровшегося шва | 1 | 10.11 | |
11 | | Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей | 1 | 17.11 | |
12 | | Глажение мелких изделий | 1 | 24.11 | |
| Жилище | | 5 | | |
13 | | Гигиенические требования к жилому помещению | 1 | 01.12 | |
14 | | Пылесос | 1 | 08.12 | |
15 | | Повседневная сухая и влажная уборка помещений | 1 | 15.12 | |
16 | | Уборка помещения, мытьё окон, зеркал. Утепление окон | 1 | 22.12 | |
17 | | Уход за мебелью, её чистка | 1 | 12.01 | |
| Медицина | | 2 | | |
18 | | Виды медицинских учреждений. Виды медицинской помощи. Виды врачебной помощи | 1 | 19.01 | |
19 | | Работники медицинских учреждений | 1 | 26.01 | |
| Транспорт | | 3 | | |
20 | | Городской транспорт. Оплата за проезд | 1 | 02.02 | |
21 | | Маршрут передвижения по городу | 1 | 09.02 | |
22 | | Виды междугороднего транспорта | 1 | 16.02 | |
| Торговля | | 2 | | |
23 | | Магазины промышленных товаров и их отделы | 1 | 02.03 | |
24 | | Прядок приобретения товара. Обмен товара по чеку | 1 | 16.03 | |
| Средства связи | | 2 | | |
25 | | Основные средства связи | 1 | 30.03 | |
26 | | Виды почтовых отправлений. Виды писем и телеграмм. Тарифы | 1 | 06.04 | |
| Учреждения, организации | | 2 | | |
27 | | Детские дошкольные учреждения, школа | 1 | 13.04 | |
28 | | Гимназия, лицей, колледж и их назначение | 1 | 20.04 | |
| Питание | | 5 | | |
29 | | Гигиена приготовления пищи. Уход за посудой | 1 | 27.04 | |
30 | | Хранение продуктов и готовой пищи | 1 | 04.05 | |
31 | | Способы выбора продуктов | 1 | 11.05 | |
32 | | Приготовление пищи с минимальной тепловой обработкой. Приготовление салата, омлета | 1 | 18.05 | |
33 | | Блюда из круп, картофеля. Заварка чая | 1 | 25.05 | |
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
____________/Н.Г.Светикова/
29.08.2017г.