СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по социально- бытовой ориентировке (СБО)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке (СБО) для 6 класса (по ФГОС) (8 вид)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по социально- бытовой ориентировке (СБО)»

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 сл.Большая Орловка



«Утверждаю»

Директор школы _______ /В.Н.Долматова/

Приказ от 30 августа 2017г. №258











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Социально- бытовая ориентировка (СБО)

Уровень общего образования, класс

основное общее, 6в класс

Количество часов: 33 ч

Учитель: Панчехина Инна Александровна

















1.Пояснительная записка.


Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана для ученика 6в класса Ломанова Нурали, обучающегося по программам, разработанным на базе программ основного общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся (VΙΙΙ вид).


1.1 Нормативные акты и учебно-методические документы, на

основании которых разработана рабочая программа.


Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана и составлена на основе:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.14г. №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011г.;

4. Учебный план МБОУ СОШ №3 сл.Большая Орловка на 2017-2018 учебный год;

5. Устав школы;

6. Годовой календарный учебный график на 2017-2018 учебный год;

7. Расписание учебных занятий на 2017-2018 учебный год.














1.2 Общие цели и задачи образования с учётом специфики учебного предмета

Цель курса социально – бытовой ориентировки:


- практическая подготовка обучающегося к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к его включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.

Задачи:

- формирование у обучающегося знаний и умений, способствующих социальной и психологической адаптации;

- повышение общего уровня развития обучающегося;

- помощь обучающемуся в осознании того, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он отвечает сам;

- формирование у обучающегося полового самосознания как основы культурного поведения;

- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения;

- помощь обучающемуся в осознанном выбо­ре профессии;

- помощь обучающемуся в овладении норма­ми правильного поведения в природной среде.




























1.3 Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год, в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год, в соответствии с расписанием на 2017-2018 учебный год:

Класс

Предмет

Количество часов

(в год) по программе

Количество часов(в год)

в рабочей программе

Ф


Всего в неделю

социально – бытовая ориентировка

34

33

1

1

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса.

Отличительные особенности рабочей программы от «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов», Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г.; от пособия «Социально- бытовая ориентировка. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование/ авт.-сост. С.А.Львова. – волгоград: Учитель, 2013г.

п/п

Содержание

В примерной программе В рабочей программе Обоснование

1

Личная гигиена

3 3

2

Культура поведения

3

3


3

Семья

1

1


4

Одежда, обувь

5

5


5

Жилище

5

5


6

Медицина

2

2


7

Транспорт

3

3


8

Торговля

2

2


9

Средства связи

2

2


10

Учреждения, организации

2

2


11

Питание

6

5

Сокращен 1ч. в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год, в соответствии с расписанием на 2017-2018 учебный год

Итого

34

33


2. Содержание учебного предмета

2.1 Наименование разделов учебной программы и тем


  1. Личная гигиена – 3ч.

  2. Культура поведения – 3ч.

  3. Семья -1ч.

  4. Одежда, обувь – 5ч.

  5. Жилище - 5ч.

  6. Медицина – 2ч.

  7. Транспорт – 3ч.

  8. Торговля – 2ч.

  9. Средства связи – 2ч.

  10. Учреждения, организации – 2ч.

  11. Питание – 5ч.


2.2 Планируемые результаты изучения предмета «Социально – бытовая ориентировка»


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;


Личностные результаты:

  • 1.Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.

  • 2.Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности.

  • 3.Формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.

  • 4.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

  • 5.Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки.

  • 6.Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).


Предметные результаты:


1 Обучающиеся должны знать:


  • Способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца

  • Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног, о вреде наркотиков и токсических веществ

  • Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани

  • Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье

  • Правила поведения в культурно - досуговых учреждениях, способы ведения разговоров со старшими и сверстниками

  • Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия

  • Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета

  • Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов.

  • Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте

  • Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях

  • Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества


2. Обучающиеся должны уметь:


  • Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи

  • Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна наркотических и токсических веществ

  • Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки

  • Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани

  • Рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять определенные обязанности в семье

  • Культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми

  • Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом

  • Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании пригородных поездов

  • Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города

  • Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей, упаковывать бандероль и посылу

  • Использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки





2.3 Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в показателях уровня успешности обучающегося

Критерии и нормы оценки знаний обучающегося

Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием:

  • Тестов

  • Кроссвордов

  • Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий)

  • Практических работ.


Контрольно - измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическими особенностями обучающегося.

В конце года проводится итоговый контроль по изученному материалу в виде теста.

Оценки по предмету не ставятся.


Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей обучающегося, необходимо учитывать:

  • правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;

  • самостоятельность ответа;

  • умение переносить полученные знания на практику;

  • степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Основные формы и методы обучения на уроках социально-бытовой ориентировки:

  • практические работы,

  • деловые игры,

  • экскурсии,

  • рейды,

  • беседы,

  • опыты,

  • практикумы ролевого общения и др.








Планирование коррекционной работы


п/п

Крупные темы

Коррекционная работа

1

Питание

Активизировать мыслительную деятельность, мелкую моторику рук при приготовлении пищи. Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с рецептами.

2

Личная гигиена

Способствовать развитию навыков гигиены, развивать самоконтроль при выполнении утренних и вечерних процедур.

3

Одежда, обувь

Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. Активизировать словарный запас, и зрительное внимание.

4

Семья

Расширять кругозор, способствовать развитию пространственной ориентировки, распределению зрительного внимания при заполнении таблиц.

5

Культура поведения

Способствовать развитию пространственной ориентировки, расширению кругозора, зрительного и слухового внимания. Развивать навыки культурного поведения при посещении культурно - досуговых центров города.

6

Жилище

Активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся.

7

Транспорт

Корригировать мыслительные и речевые процессы при ознакомлении с разновидностями транспорта. Развивать зрительное и слуховое восприятие в процессе экскурсий на вокзал.

8

Торговля

Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки в процессе практического знакомства со специализированными магазинами города и района. Развивать осознанное восприятие.

9

Средства связи

Расширять словарный запас по теме в процессе знакомства с видами предоставляемых услуг почты. Развивать зрительное и слуховое внимание и пространственную ориентировку в процессе упаковки посылок и бандеролей.

10

Медицина

Развивать осознанное восприятие при практической работе по оказанию первой медицинской помощи. Активизировать мыслительную и речевую деятельность.

11

Учреждения, организации

Развивать наблюдательность, осознанное восприятие в процессе знакомства с дошкольными учреждениями.



3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по социально- бытовой ориентировке

6в класс

Количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час


урока

Название раздела или темы

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт




Личная гигиена



3



1


Закаливание организма

1

01.09


2


Гигиена зрения

1

08.09


3


О вреде наркотиков и токсических веществ

1

15.09



Культура

поведения


3



4


Поведение в музее, библиотеке

1

22.09


5


Поведение в кино, театре

1

29.09


6


Способы ведения разговора

1

06.10



Семья



1



7


Права и обязанности членов семьи

1

13.10



Одежда, обувь



5



8


Значение опрятного вида человека

1

20.10


9


Правила пришивания пуговиц, крючков, петель, кнопок, вешалок

1

27.10


10


Зашивание распоровшегося шва

1

10.11


11


Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей

1

17.11


12


Глажение мелких изделий

1

24.11



Жилище



5



13


Гигиенические требования к жилому помещению

1

01.12


14


Пылесос

1

08.12


15


Повседневная сухая и влажная уборка помещений

1

15.12


16


Уборка помещения, мытьё окон, зеркал. Утепление окон

1

22.12


17


Уход за мебелью, её чистка

1

12.01



Медицина



2



18


Виды медицинских учреждений. Виды медицинской помощи. Виды врачебной помощи

1

19.01


19


Работники медицинских учреждений

1

26.01



Транспорт



3



20


Городской транспорт. Оплата за проезд

1

02.02


21


Маршрут передвижения по городу

1

09.02


22


Виды междугороднего транспорта

1

16.02



Торговля



2



23


Магазины промышленных товаров и их отделы

1

02.03


24


Прядок приобретения товара. Обмен товара по чеку

1

16.03



Средства связи



2



25


Основные средства связи

1

30.03


26


Виды почтовых отправлений. Виды писем и телеграмм. Тарифы

1

06.04



Учреждения, организации


2



27


Детские дошкольные учреждения, школа

1

13.04


28


Гимназия, лицей, колледж и их назначение

1

20.04



Питание



5



29


Гигиена приготовления пищи. Уход за посудой

1

27.04


30


Хранение продуктов и готовой пищи

1

04.05


31


Способы выбора продуктов

1

11.05


32


Приготовление пищи с минимальной тепловой обработкой. Приготовление салата, омлета

1

18.05


33


Блюда из круп, картофеля. Заварка чая

1

25.05





Согласовано:

Заместитель директора по УВР


____________/Н.Г.Светикова/

29.08.2017г.