Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Гимназия № 25" города Курска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Технология»
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1 КЛАСС
Составитель: учитель начальных классов Меркулова О.А.
Планируемые предметные результаты освоения технологии в 1 классе
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
В результате обучения технологии ученик будет знать/понимать:
роль трудовой деятельности в жизни человека;
распространенные виды профессий ( с учетом региональных особенностей);
влияние технологической деятельности человека и окружающую среду и здоровье;
область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
основные источники информации;
назначение основных устройств компьютера;
правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами, бытовой техникой, компьютером;
уметь:
выполнять инструкции при решении учебных задач;
осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
создавать и изменять простые объекты с помощью компьютера; искать информацию с использованием простейших запросов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и т.п.);
соблюдения правил личной гигиены безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий;
создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
поиска информации с использованием простейших запросов;
изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.
Содержание курса технология в 1 классе
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров.
Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства).
Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразительность — цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции).
Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, природные материалы.
Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы; уход и хранение инструментов. Гигиена труда.
Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы.
Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) — рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.
Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие результата (изделия) предложенному образцу.
Выполнение коллективных работ.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства этих материалов.
Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.
Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приемов рационального и безопасного пользования ими.
Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.
Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом.
Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.
Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки.
Приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).
3. Конструирование и моделирование.
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.
Учебно-тематическое планирование по технологии, 1 класс
(1 час. в неделю, всего 33 час.)
УМК «Начальная школа XXI века»
№ п/п | Наименование разделов или глав | Количество часов |
1 | 2 | 3 |
1 | Что нас окружает | 4 |
2 | Кто где живет | 4 |
3 | - Азбука мастерства
| 7 |
4 | - Работаем с бумагой
| 2 |
5 | - Помощники мастера
| 4 |
6 | - Сначала нарисуем
| 3 |
7 | - Много и ровно
| 4 |
8 | - Работаем с тканью
| 5 |
Итого: | 33 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название темы урока | Кол. час. | Дата план | Дата факт |
| Что нас окружает | 4 | | |
1 | Что ты видишь вокруг? | 1 | 1.09 | |
2 | Мир природы. Как засушить листья. | 1 | 8 | |
3 | Мир рукотворный. Любимые занятия. | 1 | 15 | |
4 | Окружающий мир надо беречь. | 1 | 22 | |
| Кто где живет | 4 | | |
5 | Кто какой построил дом, чтобы поселится в нем? | 1 | 29 | |
6 | Если хочешь - сделаешь | 1 | 6.10 | |
7 | Готовим праздник. | 1 | 13 | |
8 | Подари сказку «Колобок» | 1 | 20 | |
| Азбука мастерства | 7 | | |
9 | Из чего сделан рукотворный мир? | 1 | 27 | |
10 | Подсказывает природа | 1 | | |
11 | Как устроены разные изделия? | 1 | | |
12 | Целое и части. Изделие и его детали. | 1 | | |
13 | Шаг за шагом | 1 | | |
14 | Что можно изготовить из бумаги, а что – из ткани? | 1 | | |
15 | Как соединить детали? | 1 | | |
| Работаем с бумагой | 2 | | |
16 | Что можно сделать из бумаги? | 1 | | |
17 | Учимся наклеивать детали | 1 | | |
| Помощники мастера | 4 | | |
18 | Зачем человеку нужны помощники? | 1 | | |
19 | Познакомимся с ножницами | 1 | | |
20 | Фантазии из бумаги | 1 | | |
21 | Почему ножницы разные? Семья режущих инструментов. | 1 | | |
| Сначала рисуем | 3 | | |
22 | С кем линии дружат? | 1 | | |
23 | Какие бывают линии? | 1 | | |
24 | Путь-дорожка | 1 | | |
| Много и ровно | 4 | | |
25 | Размечаем круги | 1 | | |
26 | Размечаем прямоугольники | 1 | | |
27 | Размечаем треугольники | 1 | | |
28 | Без инструментов | 1 | | |
| Работаем с тканью | 5 | | |
29 | Иглы и булавки | 1 | | |
30 | Прямая строчка и ее дочки | 1 | | |
31 | Учимся красиво вышивать | 1 | | |
32 | Хитрые узелки | 1 | | |
33 | Учимся беречь книги | 1 | | |
| Итого: | 33 | | |
Перечень учебно – методического обеспечения:
Учебник:
Рабочая тетрадь:
Методическое пособие:
Технология: 1 класс: органайзер для учителя. Сценарии уроков / Е.А. Лутцева – М.: Вентана – Граф, 2011
Технология: 1- 4 класс: программа / Е.А. Лутцева – М.: Вентана – Граф, 2011 г.
Дидактические материалы:
Технические средства обучения:
Учебные столы.
Магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Экран.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева – М.: Вентана – Граф, 2012 г.
2. Технология: 1- 4 класс: программа / Е.А. Лутцева – М.: Вентана – Граф, 2011 г.
3. Технология: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева – М.: Вентана – Граф, 2016
4. Технология: 1 класс: органайзер для учителя. Сценарии уроков / Е.А. Лутцева – М.: Вентана – Граф, 2011
5. Сборник программ «Начальная школа XXI века» / Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2011 г.
Приложение
Использование ИКТ в образовательном процессе
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Как устроены разные изделия? | 1 |
2 | Что можно сделать из бумаги? | 1 |
| | |
Использование метода проектов в образовательном процессе
№ п/п | Тема проекта | Количество часов |
1 | Фантазии из бумаги | 1 |
2 | Почему ножницы разные? | 1 |
| | |