1.Роль и место дисциплины в образовательном процессе. | Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий). |
2. Адресат. | Программа адресована учащимся начальных классов общеобразовательных школ. |
3.Соответствие федеральному государственному образовательному стандарту. | Рабочая программа по технологии разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; (Стандарты второго поколения. Москва, «Просвещение», 2009 г.) с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться; с рекомендациями Примерной основной образовательной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации; с авторской программой для общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Технология. 2 класс, Просвещение, Москва 2011 . Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся. |
4.Общая характеристика учебного предмета | Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности. |
5.Целевая установка | Цели изучения технологии в начальной школе: приобретение личного опыта как основы обучения и познания; приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями и технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения предмета: духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями; формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других; формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности; развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; формирование на основе овладения культурой проектной деятельности: - внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - умений переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин; - коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.); - первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строго соблюдать технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места; - первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера; - творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.. |
6. Основные содержательные линии курса | «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». |
7.Специфика программы. | Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта. Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает: овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки; первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе; знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира; изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия); осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему; проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности); использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности; знакомство с природой и использованием ее богатств человеком; изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы. |
8.Требования к уровню подготовки обучающихся. | Ученик научится: 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. • называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности; • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы; • применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла); • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. 3. Конструирование и моделирование • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере); • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере). 4. Практика работы на компьютере • соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач; • использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; • создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций. |
9.Требования к результатам универсальных учебных действий. | Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты 1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии. 2. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. 3. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; 4. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. 5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. |
10.Виды и формы организации учебного процесса. | Программа предусматривает проведение как традиционных уроков, так и нетрадиционных уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Особое внимание отводится практическим работам и проектной деятельности. |
11.Итоговый контроль | Изготовление изделия |
12. Учебно- методическое обеспечение | Для учащихся: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.Технология: Учебник: 2 класс. М. Просвещение, 2011г. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 2 класс М. Просвещение, 20011г. Для учителя. Горецкий В.Г., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы, Просвещение 2010 Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В., Фрейтаг И.П.:Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Технология» для 1–4 классов общеобразовательных учреждений., УМК «Школа России», Просвещение 2011 Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 2 класс, Просвещение 2011 |
13.Объем и сроки обучения. | На изучение технологии во 2 классе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан 35 ч - (35 учебных недель). Количество часов в 1-й четверти - 9. Количество часов во 2-й четверти - 7. Количество часов в 3-й четверти - 10. Количество часов в 4-й четверти - 9. |
14. Информационные сайты | www.edu.ru – Федеральный портал Российское образование; www.school.gov.ru – Российский образовательный портал; www.pacad.ru – ГОУ «Педагогическая академия»; festival.1september.ru – фестиваль педагогических идей; http://www.lessons.irk.ru (Нестандартные уроки) http://www.uchcomplekt.ru/catalog/item.php?id_cat=97 – альбомы демонстрационного и раздаточного материала Поисковые системы: Google, Rambler, Yandex и другие; |
№ п/п | Тема урока (страницы учебника) | Решаемые проблемы (цели урока) | Планируемые результаты | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | | |
1 четверть (9 часов) |
Раздел 1. Здравствуй, дорогой друг (2 часа) |
1 | День знаний | | | | | | 01.09 | |
2 | Как работать с учебником. Изделие «Папка достижений» (с. 3 – 6) | Как научить работать с учебником и рабочей тетрадью | Цветовая гамма. Сочетание цветов. | Научатся самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; работать в паре, сотрудничать; оформят папку достижений с использованием разных цветов | 1) регулятивные – формулировать задачи урока; 2) познавательные – объяснять новые понятия, обобщать, делать выводы; 3) коммуникативные – работать в паре; учится слушать и слышать друг друга, осуществлять сотрудничество | Осуществлять творческий подход к выполнению заданий | 08.09 | |
Раздел 2. Человек и земля (23часа) |
Земледелие (1 ч.) |
3 | Практическая работа «Выращивание лука» (с. 8 – 9) | Как научить технологии выращивания лука; показать как можно самостоятельно выращивать овощи | Земледелие, садовод, овощевод. Витамины. | Научатся понимать значимость профессии садовода, и овощевода; освоят технологию проращивания лука в домашних условиях. | 1) регулятивные – овладевать способностью планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 2) познавательные – извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя 3) коммуникативные – задавать вопросы, обращаться за помощью | Понимать значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода; ориентированы на уважительное отношение к их труду | 15.09 | |
Посуда (4 ч.) |
4 | Посуда. «Корзина с цветами» (с. 10 – 13) | Как научить рациональным приемам разметки бумаги с помощью шаблонов; приёмы наматывания; формировать умение грамотно составлять композицию | Керамика, гончар, шаблон, челнок, нитки, виды ниток, композиция | Научатся составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; различать виды ниток | 1) регулятивные – осуществлять поиск необходимой информации о посуде, её видах, материалах, из которых она изготавливается 2) познавательные – использовать общие приёмы подготовки материала к работе; 3) коммуникативные – формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, | Ориентироваться на уважительное отношение к труду мастеров, рабочих | 22.09 | |
5 | Работа с пластилином. Изделие «Семейка грибов на поляне». (с. 16 – 17) | Как научить изготовить композицию из природного материала и пластилина | Пластилин, эскиз, сборка, отделка, разметка. Стека. Съедобные, несъедобные грибы. | Научатся различать съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану | 1) регулятивные – осуществлять действие по заданному алгоритму; 2) познавательные – ориентироваться в новых способах лепки; 3) коммуникативные – выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них; приводить аргументы, объяснять свой выбор | Ориентироваться на любовь и бережное отношение к природе | 29.09 | |
6 | Работа с пластичными материалами (тестопластика) Изделие «Игрушка-магнит из теста» (с. 18 – 22) | Как научить работать с пластичными материалами (тестопластика); | Пластичные материалы, тестопластика, пекарь, кондитер | Научатся различать основные профессии кулинарного кондитерского искусства, виды пластичных материалов, применять технологию лепки из соленого теста; | 1) регулятивные – ориентироваться в подборе материала; 2) познавательные – использовать общие приёмы подготовки материала к работе, и способы работы с ним; выполнять изделие и оформлять его при помощи красок; 3) коммуникативные – формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя | Проявлять интерес к предметно-практической деятельности | 06.10 | |
7 | Работа с пластичными материалами (глина и пластилин) Проект «Праздничный стол» (с.22) | Как научить детей алгоритму работы над групповым проектом; повторить материал о свойствах глины; развивать и закреплять умения и навыки работы с глиной, применения приемов лепки из целого куска глины | Пластилин, глина, соленое тесто. Пластичные материалы. Проект. Композиция. | Научатся совместно оформлять композицию, работать в группе; закрепят умения и навыки работы с глиной, приемы лепки из целого куска глины. | 1) регулятивные – освоить алгоритм лепки изделий; осуществлять поиск информации из разных источников 2) познавательные – осуществлять поиск информации из разных источников; 3) коммуникативные – научатся слушать и понимать высказывания собеседников | Понимать значимость правильной организации рабочего места, сориентированы на плодотворную работу на уроке | 13.10 | |
Народные промыслы (5 ч.) |
8 | Хохлома. Работа с папье – маше. Изделие «Золотая хохлома» (с. 24 – 25) | Как научить создавать изделия в технике папье-маше; выполнять хохломскую роспись, используя материалы учебника и собственный опыт | Хохломская роспись, орнамент, грунтовка, папье-маше | Научатся отличать орнамент хохломской росписи от других видов орнаментов и выполнять его; овладеют технологией изготовления изделий из папье-маше | 1) регулятивные – ориентироваться в подборе материала, осуществлять поиск информации об особенностях народного промысла хохломская роспись; 2) познавательные – использовать общие приёмы работы по технологии папье – маше; 3) коммуникативные - обращаться за помощью, помогать другим | Развивают интерес к народному творчеству и народным промыслам | 20.10 | |
9 | Городец, работа с бумагой. Аппликация. Изделие «Городецкая роспись» (разделочная доска) (с.26 – 27) | Как научить различать и сравнивать хохломскую и городецкую росписи; расширить представления о народном творчестве | Городецкая роспись, розан, купавка, подмалевок, оживка | Научатся составлять композицию на основе аппликации, выполнять орнамент по мотивам городецкой росписи; узнают особенности городецкой росписи | 1) регулятивные – давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; 2) познавательные – осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о городецкой росписи; 3) коммуникативные - обмениваться мнениями | Воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств | 27.10 | |
II четверть (7 часов) |
10 | Дымково. Работа с пластилином. Изделие «Дымковская игрушка» (с. 28 – 29) | Как научить элементам дымковской росписи; закреплять навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина | Дымково. Барыня. Свистулька. | Научатся различать хохломскую, городецкую и дымковскую роспись; освоят лепку мелких деталей изделия приемом вытягивания и соединение деталей из пластилина | 1) регулятивные – освоить алгоритм лепки Дымковской игрушки; 2) познавательные – ориентироваться в новых способах лепки; 3) коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии | Уважительное отношение к личности народного мастера – носителя традиций национальной культуры | 10.11 | |
11 | Работа с текстильными материалами. Изделие «Матрёшка» (с.30-31) | Как научить составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал | Матрешка, ткань, волокно, резчик по дереву, игрушечник, аппликация, фукурума | Научаться составлять аппликацию из ткани; оформлять изделие | 1) регулятивные – составлять план выполнения работы, контролировать и корректировать работу по плану; 2) познавательные – осваивать навыки раскроя деталей изделия по шаблону, и способ соединения деталей из разных материалов при помощи клея; 3) коммуникативные - обращаться за помощью | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций | 17.11 | |
12 | Работа с пластилином. Рельефные работы. Изделие «Деревня» (пейзаж) (с.32-33) | Как научить выполнить рельефную картину | Рельеф, барельеф, горельеф. Рельефная картина. Пейзаж. | Научатся изготавливать рельефную картину с использованием пластилина, создавать новые цветовые оттенки путем смешивания пластилина | 1) регулятивные – анализировать образец пейзажа, и на его основе создавать свой, в соответствии с заданной тематикой; 2) познавательные – ориентироваться в новых способах работы с пластилином; 3) коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии | Эстетические потребности, ценности и чувства | 24.11 | |
Домашние животные и птицы (3 ч.) |
13 | Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование. Изделие «Лошадка». Практическая работа «Домашние животные» (с.34-36) | Как выполнить движущуюся игрушку из бумаги «Лошадку» | Конструирование, конструкция, верховые, скаковые лошади, конюх | Научатся использовать приемы работы с бумагой, картоном по шаблону, подвижно соединять детали изделия | 1) регулятивные – овладеют способностью самостоятельно планировать свою деятельностью; 2) познавательные – научатся делать анализ изделия по заданному алгоритму; 3) коммуникативные - совместно рассуждать и находить ответы на вопросы | Осуществлять творческий подход к выполнению заданий | 01.12 | |
14 | Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Изделия «Курочка из крупы», «Цыпленок», «Петушок» (по выбору) (с.37-39) | Как научить выполнять аппликацию в технике мозаика | Инкубатор, калька, курятник, птичник, птицефабрика Мозаика. | Научатся способам и приёмам работы с новыми материалами (пшено, семена и т.д.), выполнят аппликацию в технике мозаика | 1) регулятивные – составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять последовательность выполнения работы; 2) познавательные – составлять тематическую композицию, использовать особенности материала для передачи цвета, объема и фактуры реальных объектов; 3) коммуникативные - строить понятные речевые высказывания | Мотивация учебной деятельности | 08.12 | |
15 | Работа с бумагой. Конструирование. Проект «Деревенский двор» (с.40-41) | Как научить выполнять объемные изделия на основе разверток; создавать и оформлять тематическую композицию | Развертка. Проект. Композиция. | Научатся конструировать объёмные геометрические фигуры животных из развёрток, использовать приёмы работы с бумагой и клеем, правила работы с ножницами | 1) регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; 2) познавательные – производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; 3) коммуникативные - проявлять инициативу в коллективных творческих работах | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций | 15.12 | |
Новый год (1 ч.) |
16 | Работа с различными материалами. Изделие «Новогодняя маска», «Елочные игрушки из яиц» (по выбору) (с.42-44) | Как научить придумывать эскиз, выбирать материалы для изготовления изделия, исходя из его назначения | Обычай. Традиция. Симметричные фигуры. Эскиз. | Научатся использовать принцип симметрии при выполнении раскроя деталей | 1) регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; 2) познавательные – извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; 3) коммуникативные - формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество | Мотивация учебной деятельности | 22.12 | |
III четверть (10 часов) |
Строительство (1 ч.) |
17 | Работа с бумагой. Полуобъёмная пластика. Изделия «Изба», «Крепость» (с.45-47) | Как научить создавать аппликацию из бумаги; учить способу достижения эффекта объёмности в аппликации | Причелина, наличник, венец, полуобъемная аппликация, плотник | Научатся приемам работы с бумагой, разметке деталей сгибанием и скручиванию на карандаше | 1) регулятивные – контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану; 2) познавательные – осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; 3) коммуникативные - задавать вопросы с целью уточнения информации | Позитивно относится к труду; иметь представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности | 12.01 | |
В доме (4 ч.) |
18 | Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Изделие «Домовой». Практическая работа «Наш дом» (с. 49-51) | Как научить выполнять разметку с помощью циркуля; познакомить со способом изготовления игрушки из помпона | Циркуль, готовальня, помпон | Научатся использовать циркуль для выполнения разметки деталей изделия; соблюдать правила безопасной работы с циркулем, применять при изготовлении помпона умения работать с нитками | 1) регулятивные – контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 2) познавательные – осуществлять поиск информации из разных источников; 3) коммуникативные - строить понятные для партнера высказывания | Проявляют интерес к истории своего народа, национальным традициям; имеют представление о себе как гражданине России. | 19.01 | |
19 | Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (глина и пластилин). Лепка. Проект «Убранство избы». Изделие «Русская печь» (с.52-54) | Как научить различным приёмам конструирования из пластичных материалов; познакомить с внутренним убранством избы и значением русской печи в быту | Печник, истопник, убранство, шесток, лежанка, устье | Научатся выполнять композицию «Печь» из глины (пластилина), определять инструменты, использовать умения работать с пластилином; познакомятся с профессией печника | 1) регулятивные –самостоятельно составлять план выполнения работы; 2) познавательные – оформлять изделие по собственному замыслу; 3) коммуникативные -участвовать в диалоге на уроке; слушать и понимать речь других | Мотивация к учебной и творческой деятельности; интерес к внутреннему убранству деревенского дома | 26.01 | |
20 | Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение. Продолжение работы над проектом «Убранство избы». Изделие «Коврик» (с.55) | Как научить создавать коврик способом переплетение из полосок бумаги | Переплетение основа, уток | Научатся выполнять разные виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу; закреплять умение выполнять разметку деталей (основы и полосок) по линейке, раскрой деталей ножницами | 1) регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу урока; 2) познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников; 3) коммуникативные - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Осуществлять творческий подход к выполнению заданий | 02.02 | |
21 | Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование. Завершение работы над проектом «Убранство избы». Изделие «Стол и скамья» (с. 56-57) | Как научить конструировать стол и скамейку | Конструирование | Научатся анализировать конструкцию изделия, определять детали, соблюдать последовательность технологических операций при конструировании, самостоятельно составлять композицию | 1) регулятивные – планировать и проговаривать этапы работы, участвовать в составлении плана своей деятельности в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; 2) познавательные – научатся организовывать свое творческое пространство; 3) коммуникативные - вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения | Мотивация к учебной и творческой деятельности, представление о себе как гражданине России | 09.02 | |
Народный костюм (4 ч.) |
22 | Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами. Плетение. Изделие «Русская красавица» (композиция) (с.58-62) | Как научить приёму плетения в три нити (косичка); различать национальные костюмы разных народностей; вид тканей из натуральных волокон; выполнить аппликацию | Волокна, натуральные волокна, шелководствосутаж, плетение | Научатся определять по внешним признакам вид тканей из натуральных волокон; приему плетения косички в три нити; выполнять аппликацию на основе материала учебника с учётом национальных традиций | 1) регулятивные – планировать этапы работы, следовать составленному плану; 2) познавательные – делать анализ изделия по заданному алгоритму, сравнивать и находить общее и различие в национальных костюмах; 3)коммуникативные - обмениваться мнениями; понимать позицию партнера по диалогу | Мотивация к учебной и творческой деятельности; стремление создавать своими руками красивые вещи; представление о себе как гражданине России | 16.02 | |
23 | Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликация. Изделие «Костюмы для Вани и Ани» (с.63 - 64) | Как научить изготавливать выкройки и моделировать народные костюмы; познакомить с приёмом разметки ткани с помощью шаблона; работать с выкройками; | Выкройка, подол, кичка, сарафан | Научатся моделировать народные костюмы на основе аппликации из ткани, использовать для отделки различные виды материалов (тесьму, мех, бусины, пуговицы и др.) | 1) регулятивные – организовывать, контролировать и корректировать работу по изготовлению изделия с помощью технологической карты; 2) познавательные – производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; 3) коммуникативные - строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог | Мотивация к учебной деятельности; уважительное отношение к национальным костюмам, интерес к народному творчеству | 23.02 | |
24 | Работа с тканными материалами. Шитье. Изделие «Кошелек» (с. 65-66) | Как научить выполнять шов «через край»; создавать отделку детали вышивкой; развивать навыки разметки ткани, изготовления выкройки с помощью ножниц и иглы | Виды швов, нитки | Научатся выполнять строчку косых стежков (шов «через край»), разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку, использовать умение пришивать пуговицы разными способами, соединять детали изделия строчкой косых стежков. | 1) регулятивные – контролировать и корректировать последовательность выполнения работы; оценивать работу по заданным критериям; 2) познавательные – формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме 3) коммуникативные - находить ответы на вопросы и правильно формулировать их | Мотивация к учебной деятельности; интерес к народному творчеству | 02.03 | |
25 | Работа с тканными материалами. Вышивание. Изделия «Тамбурные стежки», «Салфетка» (67-70) | Как научить различать виды обработки ткани; совершенствовать умение работы с пяльцами; познакомить с технологией выполнения тамбурного шва | Шов, пяльцы, вышивка | Научатся находить информацию о способах изготовления изделия; выполнять вышивку тамбурным швом с использованием пяльцев, различать виды обработки ткани | 1) регулятивные – применять и соблюдать правила при работе с иглой, организовывать рабочее место; 2) познавательные – осваивать работу с технологической картой; сравнивать последовательность изготовления изделия и находить общие закономерности в изготовлении; 3) коммуникативные - использовать материал учебника для составления рассказа | Мотивация к учебной и творческой деятельности | 09.03 | |
Раздел 3. Человек и вода (3 часа) |
Рыболовство (3 ч.) |
26 | Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Изделие «Золотая рыбка» (композиция) (с.72-75) | Как научить вышивать в технике изонить | Рыболов, рыболовство, изонить | Научатся создавать изделия, украшенные в технике «изонить»: определять необходимые материалы и инструменты для его выполнения, переносить рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги, подбирать цвета ниток (по контрасту) для выполнения орнамента. | 1) регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу урока; планировать свою деятельность с опорой на послайдовый план; 2) познавательные – находить способы решения проблем творческого и поискового характера; 3) коммуникативные - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Ценить труд; бережно относится к природе, испытывать потребность в творческой деятельности | 16.03 | |
IV четверть (9 часов) |
27 | Работа с природными материалами. Конструирование. Проект «Аквариум» (с.76) | Как научить алгоритму выполнения резаной и обрывной аппликации; обучить составлению композиции на определенную тему | Аквариум, виды аквариумных рыбок | Научатся определять и отбирать природные материалы для выполнения аппликации рыбок по форме, цвету и фактуре, составлять композицию из природных материалов | 1) регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу урока; планировать свою деятельность с опорой на послайдовый план; 2) познавательные – осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; анализировать информацию 3) коммуникативные - слушать собеседника и вести диалог | Творчески подходить к выполнению изделия; ценить труд; бережно относится к природным ресурсам | 30.03 | |
28 | Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Изделие «Русалочка» (с.77-78) | Как научить технике полуобъемной аппликации в изделии «Русалка» | Русалка, сирена, полуобъем | Научатся технике создания полуобъёмной аппликации, определять особенности технологии соединения деталей в полуобъёмной аппликации | 1) регулятивные – принимать и сохранять творческую задачу; 2) познавательные – описывать по определенному алгоритму объект наблюдения; 3) коммуникативные - использовать образную речь, составляя описания сказочных морских персонажей | Проявлять бережное отношение к труду и его результату | 06.04 | |
Раздел 4. Человек и воздух (3 часа) |
Птица счастья (1ч.) |
29 | Работа с бумагой. Оригами. Изделие «Птица Счастья» (с.80-81) | Как научить приемам складывания изделий оригами; познакомить со значением символа птицы в культуре русского народа | Оригами. Оберег. | Научатся приемам складывания изделий техникой оригами; углубят представление о традиционном образе птицы в народном творчестве; узнают значение понятия «оберег» | 1) регулятивные – оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям; 2) познавательные – извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; 3) коммуникативные - формулировать ответы на вопросы, использовать образную речь при описании изделия | Мотивация к учебной и творческой деятельности; ответственность за будущий результат; бережное отношение к птицам | 13.04 | |
Использование ветра (2 ч.) |
30 | Работа с бумагой. Моделирование. Изделие «Ветряная мельница» (с.82-83) | Как научить конструировать объемное изделие на основе развертки; самостоятельно составлять композицию и оформлять поделку; познакомить со значением силы ветра для человека | Мельница, мельник, модель | Научатся конструировать объёмное изделие на основе развёртки; выполнять практическую работу по плану в учебнике; осваивать подвижное соединение деталей (при помощи стержня) | 1) регулятивные – составлять план работы и заполнять технологическую карту; 2) познавательные – искать и обобщать информацию о воздухе, ветре; проводить эксперимент по определению скорости и направления ветра; осмыслять важность использования ветра человеком; 3) коммуникативные - отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу | Навыки сотрудничества | 20.04 | |
31 | Работа с фольгой. Изделие «Флюгер» (с.84) | Как научить формировать изделия из металлизированной бумаги; конструировать флюгер | Флюгер, металлизированная бумага (фольга) | Научатся исследовать свойства фольги, возможности её применения, Осваивать способ соединения деталей при помощи скрепки, самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия | 1) регулятивные – принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; 2) познавательные – оценивать и анализировать результат своего труда; осуществлять поиск необходимой информации; 3) коммуникативные - научатся обмениваться мнениями | Мотивация учебной и творческой деятельности; желание создать флюгер; личная ответственность за будущий результат | 27.04 | |
Раздел 5 Человек и информация (4 часа) |
Книгопечатание (1 ч.) |
32 | Работа с бумагой и картоном. «Книжка-ширма» ( с.86-88) | Как научить выполнять разметку по линейке; развивать чертёжные навыки; создавать книжку-ширму | Книгопечатание, разметка по линейке | Научатся создавать книжку-ширму и использовать её как папку своих достижений, использовать правила разметки деталей по линейке, выполнять вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов. | 1) регулятивные – самостоятельно составлять план изготовления изделия по текстовому и слайдовому планам; 2) познавательные – осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) коммуникативные - вступать в учебное сотрудничество | Мотивация учебной и творческой деятельности; личная ответственность за будущий результат; интерес к способам получения и передачи информации | 04.05 | |
Поиск информации в Интернете (3 ч.) |
33 | Способы поиска информации. Практическая работа « Ищем информацию в Интернете». (с. 90) | Как научить отбирать, обобщать и использовать на практике информацию и способы ее поиска в Интернете; формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе); находить информацию в Интернете с помощью взрослого; использовать свои знания для поиска в Интернете материалов, необходимых для презентаций изделий и т. п. | Компьютер, Интернет, набор текста | Научатся формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе); находить информацию в Интернете; использовать свои знания для поиска в Интернете различных материалов для подготовки к урокам | 1) регулятивные – овладеют способностью определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 2) познавательные –организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы; формулировать проблему; самостоятельно осуществлять поиск способов решения учебно-познавательных задач; 3) коммуникативные - строить понятные речевые высказывания по теме; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения | Мотивация учебной и творческой деятельности; личная ответственность за будущий результат | 11.05 | |
34 | Правила набора текста. Практическая работа «Ищем информацию в Интернете» (с.91-93) | 18.05 | |
35 | Подведение итогов за год | Как научить организовывать и оформлять выставку изделий, презентовать работы, оценивать выступления по заданным критериям; подвести итоги года | Выставка изделий | Научатся организовывать и оформлять выставку изделий, презентовать работы, оценивать выступления по заданным критериям | 1) регулятивные – овладеют способностью адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; под руководством учителя осуществлять констатирующий контроль по результату; 2) познавательные – научатся осознанно и произвольно высказываться в устной форме о выполненных изделиях; 3) коммуникативные - научатся выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания | Мотивация учебной деятельности | 25.05 | |