
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 2 общеобразовательного класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Камень-на-Оби составлена на основе следующих программ:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009.
2.Примерная программа начального общего образования по технологии Федерального государственного образовательного стандарта, 2009.
3. Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №1».
4. Авторская программа Е.А. Лутцевой и Т.П. Зуевой «Технология. 1-4 классы», / М.: Просвещение, 2013.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, планируемых результатов начального общего образования, соответствует базисному учебному плану МБОУ «СОШ №1», рассчитанному на шестидневную рабочую неделю и разработанному на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ 2009 года, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Алтайского края, Устава образовательного учреждения с учетом требований установленных СанПиНами 2.4.2.2821-10. Вид реализуемой программы: начальная общеобразовательная.
На изучение технологии во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы 1 год.
Логика изложения и содержание рабочей программы по технологии для 2 общеобразовательного класса полностью соответствуют авторской программе. В рабочую программу не внесено изменений.
Для реализации программы используются педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, деятельностного подхода, проблемного обучения, информационно-коммуникативные.
Цель изучения курса технологии – развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
Формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно- преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий (в т.ч. профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использовании компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Особенность учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы социальных технологических и универсальных учебных действий.
Во 2 классе темы уроков отражают главным образом не названия изделий, а технологические операции, способы и приёмы, знания о материалах и конструкции. Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия – лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не сносит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более 1-2 новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного изделия за период времени не более 20 минут от урока и исключает домашнее задание.
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности учащихся. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главное в курсе – научить добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также
Учебно-методическое обеспечение:
Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования;
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы. - М., Просвещение, 2013;
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. - М., Просвещение, 2013;
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2014;
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 2 класс. Рабочая тетрадь – М., Просвещение, 2014
ЦОРы
Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс (1 CD)
Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы
http://standart.edu.ru/ - официальный сайт ФГОС
http://fgos.isiorao.ru/index.php - сайт ИСИО РАО
http://school-russia.prosv.ru – официальный сайт
http://www.uroki.net/.htm
http://www.uchportal.ru
http://school-collection.edu.ru/
http://nsportal.ru/
http://metodsovet.su/
http://pedsovet.org/m/my/
http://www.rusedu.ru/
http://www.proshkolu.ru/user/mivemi1976/
Планируемые результаты обучения по курсу «Технология», 2 класс
Личностные
Обучающиеся научатся с помощью учителя:
Объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;
Уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
Понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся с помощью учителя:
Формулировать цель деятельности на уроке;
Выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
Планировать практическую деятельность на уроке;
Выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
Предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных; работая по плану, составленному с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);
Определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся с помощью учителя:
Наблюдать конструкции и образцы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;
Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
Понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
Называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Предметные
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Обучающиеся будут знать о (на уровне представлений):
Элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия);
Гармонии предметов и окружающей среды;
Профессиях мастеров родного края;
Характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Обучающиеся будут уметь:
Самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
Готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
Выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
Самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
Применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Обучающиеся будут знать:
Обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделия, отделка;
Названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
Происхождение натуральных тканей и их виды;
Способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
Основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
Линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
Название, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Обучающиеся будут уметь:
Читать простейшие чертежи (эскизы);
Выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
Оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
Решать несложные конструкторско-технологические задачи;
Справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
Конструирование и моделирование.
Обучающиеся будут знать:
Обучающиеся будут уметь:
Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
Определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей известными способами.
Использование информационных технологий.
Обучающиеся будут знать о:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«ТЕХНОЛОГИЯ»
Номер раздела | Наименование раздела | Всего часов на раздел | Их них: |
теоретические занятия | практические занятия | проекты |
Раздел 1. | Художественная мастерская | 10 | 10 | 9 | 1 |
Раздел 2. | Чертёжная мастерская | 7 | 7 | 7 | |
Раздел3 | Конструкторская мастерская | 9 | 9 | 8 | 1 |
Раздел4 | Рукодельная мастерская | 8 | 8 | 8 | |
ИТОГО | 34 | 34 | 32 | 2 |
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в третьем классе.
Особенностями системы оценки являются:
-комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
-использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
-оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
-уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
-использование накопительной системы оценивания («Мои достижения»), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
-использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
На этапе завершения работы над изделием проходит текущий контроль.
Работы оцениваются по следующим критериям:
-качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом;
-степень самостоятельности;
-уровень творческой деятельности(репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения;
-соблюдение технологии процесса изготовления изделия;
-чёткость, полнота и правильность ответа;
-соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
-аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
-целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет.
Итоговая четвертная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.
Критерии оценки
Оценка «5» выставляется за безошибочное, самостоятельное и аккуратное выполнение работы с элементами индивидуально творчества, при соблюдении правил безопасности работы.
Оценка «4» выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия (рисунка)
Оценка «3» выставляется, если изделие (рисунок) выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Совместно с учащимися оцениваются:
Качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов, работы в целом;
Степень самостоятельности;
Уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный, частично продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование класса
Компьютерный стол
Стол учительский с тумбой
Ученические двухместные столы с комплектом стульев
Шкафы для хранения учебной литературы, дидактических материалов, книг, пособий, рабочих тетрадей и др
ТСО
Компьютер с выходом в Интернет
Магнитная доска
Магнитофон
Мультимедийный проектор
Принтер
Цифровой фотоаппарат
Экспозиционный экран
Наглядные пособия
1)Организация рабочего места:
- при работе с пластилином;
- при работе с бумагой и картоном;
- при работе с природным материалом;
- при работе с текстилем (ткань, кружево, пряжа)
2) Обработка бумаги и картона:
-разметка деталей;
-линии чертежа;
-чертеж, эскиз, рисунок;
-разметка деталей с помощью циркуля;
-разметка объемных деталей, развертка.
3) Обработка бумаги и картона:
-ножницы – режущий инструмент;
-приемы резания ножницами;
-деление листа бумаги на части;
-приемы наклеивания бумажных деталей;
-деление круга на части: две, три, четыре, пять, шесть;
4) Обработка ткани:
- строчка прямого стежка и её варианты;
- строчка косого стежка и её варианты;
- строчка петельного стежка и её варианты;
- строчка петлеобразного и крестообразного стежков;
- разметка ткани для выполнения строчек (вышивания)
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала.
Коллекция "Бумага и картон" (демонстрационная).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ТЕХНОЛОГИЯ», 2 КЛ., 1 Ч/НЕДЕЛЮ
Но мер уро ка | Срок проведения | Тема урока | Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.) | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке | Информационные ресурсы |
Раздел 1. Художественная мастерская 10ч |
1 | Сентябрь,1не деля | Что ты уже знаешь? | | Словесный, практический, наглядный. Презентация | Учебник Рабочая тетрадь Электронное приложение к учебнику |
2 | 2 не деля | Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? | | Словесный, практический, наглядный |
3 | 3 не деля | Какова роль цвета в композиции? | | Словесный, практический, наглядный. Презентация |
4 | 4 не деля | Какие бывают цветочные композиции? | | Словесный, практический, наглядный. Презентация |
5 | Октябрь,5 не деля | Как увидеть белое изображение на бе-лом фоне? | | Словесный, практический, наглядный. Презентация |
6 | 6 не деля | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? | | Словесный, практический, наглядный |
7 | 7 не деля | Можно ли сгибать картон? Как? | | Словесный, практический, наглядный Презентация |
8 | 8 не деля | Наши проекты. Африканская саванна | | Словесный, практический, наглядный Презентация |
9 | Ноябрь,9 не деля | Как плоское превратить в объёмное? | | Словесный, практический, наглядный Презентация |
10 | 10 не деля | Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя | | Словесный, практический, наглядный Презентация |
| | | | |
11 | 11 не деля | Что такое технологические операции и способы? | | Словесный, практический, наглядный |
12 | Декабрь,12 не деля | Что такое линейка и что она умеет? | | Словесный, практический, наглядный |
13 | 13 не деля | Что такое чертёж и как его прочитать? | | Словесный, практический, наглядный |
14 | 14 не деля | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? | | Словесный, практический, наглядный |
15 | 15 не деля | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? | | Словесный, практический, наглядный Презентация |
16 | Январь, 16 не деля | Можно ли без шаблона разметить круг? | | Словесный, практический, наглядный |
17 | 17 не деля | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя | | Словесный, практический, наглядный |
| | | | |
18 | 18 не деля | Какой секрет у подвижных игрушек? | | Словесный, практический, наглядный Презентация |
19 | Февраль, 19 не деля | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? | | Словесный, практический, наглядный |
20 | 20 не деля | Ещё один способ сделать игрушку по-движной. | | Словесный, практический, наглядный |
21 | 21 не деля | Что заставляет вращаться винт - пропеллер? | | Словесный, практический, наглядный Презентация |
22 | 22 не деля | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? | | Словесный, практический, наглядный |
23 | Март,23 не деля | День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? | | Словесный, практический, наглядный |
24 | 24 не деля | Как машины помогают человеку? | | Словесный, практический, наглядный |
25 | 25 не деля | Поздравляем женщин и девочек | | Словесный, практический, наглядный Презентация | Учебник Рабочая тетрадь Электронное приложение к учебнику |
26 | 26 не деля | Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проверим себя | | Словесный, практический, наглядный |
| | | | |
27 | Апрель, 27 не деля | Какие бывают ткани? | | Словесный, практический, наглядный |
28 | 28 не деля | Какие бывают нитки? Как они используются? | | Словесный, практический, наглядный | Учебник Рабочая тетрадь Электронное приложение к учебнику |
29 | 29 не деля | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? | | Словесный, практический, наглядный |
30 | 30 не деля | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | | Словесный, практический, наглядный |
Раздел 4. |
31 | Май, 31 не деля | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | | Словесный, практический, наглядный | Учебник Рабочая тетрадь Электронное приложение к учебнику |
32 | 32 не деля | Как ткань превращается в изделие? Лекало | | Словесный, практический, наглядный Презентация |
33 | 33 неделя | Как ткань превращается в изделие? Лекало | | Словесный, практический, наглядный |
Раздел 5. |
34 | 34 не деля | Что узнали? Чему научились? | | Словесный, практический, наглядный | Учебник Рабочая тетрадь Электронное приложение к учебнику |
| | Всего уроков: | 34 | | |
| | Из них: | | | |
| | практические работы | 32 | | |
| | проекты | 2 | | |
11