Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по «Технологии» для обучающихся 3 класса составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6. 10.2009г. № 373»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373»;
Примерной основной образовательной программы начального и основного общего образования», утвержденной Министерством образования и науки РФ (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15)
Примерной программы по учебным предметам ФГОС НОО;
Положения о рабочей программе МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) для классов, работающих по ФГОС, утвержденного приказом №123 – ОД от 29.04.15 г.
Уровень изучения учебного материала по технологии в 3 классе – базовый.
Цели изучения предмета «Технология» в начальной школе:
овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями;
освоение продуктивной проектной деятельности;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда;
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
Основные задачи курса:
— стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
— формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
— формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
— формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
— развитие знаково-символического и пространственного
мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
— формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных
задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
— овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в слова
В соответствии с учебным планом на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. При 34 учебных неделях нагрузка составляет 34 часа в год.
Общая характеристика учебного предмета «Технология» для 3 класса
Основные содержательные линии "Технологии" определены стандартом начального образования и представлены в примерной программе 4 разделами:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
В этом разделе обучающиеся знакомятся со значением трудовой деятельности в жизни человека, с основами культуры труда и самообслуживания.
Технология ручной обработки материалов.
В данном разделе представлены материалы и их использование человеком; даётся общее представление о технологическом процессе и операциях ручной обработки материалов.
Конструирование и моделирование.
Раздел знакомит с миром техники, даёт элементарные представления о конструкции, конструирование и моделирование несложных объектов.
Практика работы на компьютере.
Данный раздел направлен на совершенствование навыков работы на компьютере.
Описание места учебного предмета «Технология» в учебном плане.
В базисном (образовательном) плане образовательных учреждений РФ всего на изучение технологии в начальной школе выделяется 135 ч. В соответствии с базисным учебным планом МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) на изучение технологии в 3 классе выделяется 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения «Технология» в 3 классе
Личностные результаты:
воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметные результаты:
Предметные результаты :
овладение доступными по возрасту начальными сведениями о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Содержание учебного предмета «Технология» в 3 классе
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания- 4ч.
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека.
Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России ( на примере 2-3 народов)
Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты.
Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты -20 ч.
Общее понятие о материалах, их происхождении.
Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов.
Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), простейшая обработка (шлифование и др.), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др. виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.)
Использование измерений и построений для решения практических задач.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание).
Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва).
Чтение условных графических изображений.
Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз.
Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование -7ч.
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких- либо изделий (технических, бытовых, учебных)
Изделие, деталь изделия (общее представление).
Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки.
Виды и способы соединения деталей.
Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным ).
Практика работы на компьютере -3ч.
Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью.
Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике.
Вывод текста на принтер.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
1 час в неделю, всего 34 часа
Название тем | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания -4ч. | Наблюдать связи человека с природой и предметным ми ром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности. Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий. |
Человек — творец и созидатель, создатель духовно - культурной и материальной среды Ремесла и их роль в культуре народов мира; мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности. Использование форм и образов природы в создании предметной среды Декоративное оформление культурно – бытовой среды | 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты -20 ч. | |
Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Разметка (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля). Выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.). Сборка деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др. виды соединения). Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация). Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема. Линии чертежа Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на доступные графические изображения. | 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму и др.), технологические свойства — способы обработки материалов (разметка, выделение де талей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож),чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка ). Анализировать конструктор ско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы). Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
Конструирование и моделирование -7ч. | |
Изделие, деталь изделия (общее представление). Конструкция изделия; виды конструкций и способы их сборки. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций (например, образы животных и растений в технике оригами, аппликациях из геометрических фигур и пр.) | 1ч. 2ч. 1ч. 3ч. | Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию. Конструировать объекты с учетом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. |
Практика работы на компьютере -3ч. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере. | 1ч 1ч | Наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы (графика, тексты, видео, интерактивное видео), процессы создания информационных объектов с помощью компьютера. Исследовать элементы информационных объектов; их свойства: цвет; отступ, интервал и выравнивание абзацев; |
Создание небольшого текстов. Оформление текста. | 1ч | технологические свойства способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставка текстов. |
Итого: 34ч. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Методические и учебные пособия:
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. М: Просвещение, 2012 г.
Цирулик Н.А, Хлебникова С.И. Технология. Твори, выдумывай, пробуй!: Учебник для 3 класса.- Самара: Издательство « Учебная литература »: Издательский дом «Фёдоров»
Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику
«Технология. Твори, выдумывай, пробуй!» 3 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»
Медиаресурсы:
«Начальная школа» http://1-4mag.ru/
«Социальная сеть работников образования» http://nsportal.ru/nikitina-natalya-borisovna
Электронная версия газеты «Начальная школа». – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/index.php
Я иду на урок начальной школы: основы художественной обработки различных материалов (сайт для учителей газеты «Начальная школа»). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok/index.php
Уроки творчества: искусство и технология в школе. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/communities.aspx
Уроки технологии: человек, природа, техника. 1 класс. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Rogovceva_Uroki-tehnologii_1kl/index.html
ИЗО и технический труд. Медиатека. Педсовет: образование, учитель, школа. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,127
Технология. Начальная школа. – Режим доступа: http://vinforika.ru/3_tehnology_es/index.htm
Оборудование и приборы:
Компьютер.
Проектор.
Мультимедийный экран.
Колонки.
Принтер.
Планируемые результаты изучения «Технологии» в 3 классе
"Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание"
Выпускник научится:
иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность и руководствоваться ими в практической деятельности;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
"Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты".
Выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
" Конструирование и моделирование".
Выпускник научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно"эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
"Практика работы на компьютере".
Выпускник научится:
соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
11