Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 9 г. Сальска
РассмотренА
на заседании МО
математики и информатики
Протокол № 1
от «26» августа 2016 г.
Руководитель МО:
____________
В.В. Югринова
СОГЛАСОВАНА
с зам директора по УВР
от «26» августа 2016 г.
Зам директора по УВР:
__________________
Р.В. Матюшкина
УтверждЕНА
приказом
по МБОУ лицею № 9
№ ___ от __.08.2016 г
Директор:
__________ О.В.Иванченко
Рабочая программа
по технологии
5-6; 7-8кл.
Учебный год: 2016 – 2017
Составители: учитель технологии высшей КК
Югринова Валентина Владимировна
2016 год
Пояснительная записка
учебного курса «Технология. Технологии ведения дома»»
Рабочая программа по технологии для 5 – 6 классов составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по технологии 5-8 классы под редакцией А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В.Д. Симоненнко. М.: Вентана - Граф, 2012 год, в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Лицей № 9, 2015-2020 гг.
Программа ориентирована на работу с учебником «Технология» для 5-8 классов, авторами-составителями которых, являются: А.Т.Тищенко, Н.В. Синица, В.Д.Симоненко, издательский центр – Вентана - Граф. 2014 год.
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования является:
Задачи программы:
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
формирование у учащихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
Планируемые результаты
5-6 класс
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технология ведения дома», являются:
Формирование познавательных интересов и активности при изучении направления «Технологии ведение дома»
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
Овладение установками, нормами и правилами организации труда
Осознание необходимости общественно-полезного труда
Формирование бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам
Овладение навыками, установками, нормами и правилами НОТ
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технология ведения дома», являются:
Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники
Умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук
Формирование знаний алгоритмизации планирования процессов познавательно-трудовой деятельности
Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками ОП
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технология ведения дома» являются:
В познавательной сфере:
Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда
Распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла»
Владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре труда
В трудовой сфере:
Планирование технологического процесса
Подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности
Соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены
Контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов
В мотивационной сфере:
Оценивание своей способности и готовности к труду
Осознание ответственности за качество результатов труда
Наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ
Стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при выполнении кулинарных и раскройных работ
В эстетической сфере:
Основы дизайнерского проектирования изделия
Моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Конструирование и моделирование фартука»
Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и НОТ
В коммуникативной сфере:
Формирование рабочей группы для выполнения проекта
Публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда
Разработка вариантов рекламных образцов
В психофизической сфере
Развитие моторики и координации рук при работе с ручными инструментами и при выполнении операций с помощью машин и механизмов
Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций
Соблюдение требуемой величины усилий прикладываемых к инструментам с учетом технологических требований
Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности
В результате обучения учащиеся овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями для создания продуктов труда;
умениями ориентироваться в мире профессий, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
На уроках технологии у обучающихся реализуются следующие УУД:
Регулятивные УУД: принятие учебной цели; выбор способов деятельности; планирование организации контроля труда; организация рабочего места; выполнение правил гигиены учебного труда. | Познавательные УУД: сравнение; анализ; систематизация; мыслительный эксперимент; практическая работа; усвоение информации с помощью компьютера; работа со справочной литературой; работа с дополнительной литературой | Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п. умение выделять главное из прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение | Личностные УУД: |
Методы формирования УУД
Средствами предмета «Технология» реализуются коммуникативные, результативные, личностные и познавательные универсальные учебные действия (УУД), через следующие методы: метод проектов, исследовательский метод, метод создания проблемной ситуации, дискуссии,игра, метод «мозгового штурма», коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др. Приоритетными из них являются проблемные методы, главный из которых – проектный. Данные методы формирования УУД определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Методы воспитания качеств личности
Для реализации данной программы используются следующие методы воспитания качеств личности: метод создания воспитывающих ситуаций, рассказ, беседа, убеждение, лекция, диспут, метод примера, упражнение (приучение), эмоциональное воздействие, поощрение, одобрение, требование, переключение на другие виды деятельности, методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. В результате применения данных методов воспитания у учащихся сформировываются основы мировоззрения, умения оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; происходит усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«Технологии ведения дома 5 класс»
В результате реализации рабочей программы выпускник научится /получит возможность:
Раздел «Кулинария»
Выпускник научится:
- самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах;
- организовывать своё рациональное питание в домашних условиях;
- применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;
- экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов;
- оформлять приготовленные блюда, сервировать стол;
- соблюдать правила этикета за столом;
- определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
- выполнять мероприятия по предотвращению негативно го влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
Раздел «Технология ведения домашнего хозяйства»
научится:
-планированию интерьера, изучат требования, предъявляемые к интерьеру кухни и столовой;
-понимать характеристики функциональных основных зон в жилых помещениях;
-культуре поведения в семье, основам семейного уюта;
получит возможность научиться:
-разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой;
-подбирать средства и материалы для оформления интерьера жилого помещения;
-соблюдать правила безопасного труда и гигиены при выполнении основных видов бытовых домашних работ;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Выпускник научится:
- изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
- выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;
- определять и исправлять дефекты швейных изделий;
- выполнять художественную отделку швейных изделий;
- изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;
- определять основные стили одежды и современные на правления моды.
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»
Выпускник научится:
- планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
- организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Тематический план 5 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Творческая проектная деятельность | 16 |
2 | Оформление интерьера | 6 |
3 | Кулинария | 14 |
4 | Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 22 |
5 | Художественные ремёсла + резерв 2час. | 10 |
| Итого | 70 |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ урока | Дата | Тема урока | Д/З |
| 5а | 5б | | |
| | | Творческая проектная деятельность (вводная часть) | |
2час | | | Вводный инструктаж по т/б. Что такое творческие проекты. Этапы выполнения проектов | |
| | | Оформление интерьера. 3 часа Исследовательская и созидательная деятельность. 3часа | |
2 час | | | Интерьер кухни, столовой Эскиз кухни-столовой | с3-19 |
2час | | | Бытовые электроприборы Творческий проект «Планирование кухни-столовой» | с.20-28 |
2 час | | | Творческий проект «Планирование кухни-столовой» | с20-28 |
| | | Кулинария. 14 часов | |
2 час | | | Запуск второго проекта «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи». Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания | с29-37 |
2 час | | | Здоровое питание. Здоровье – это здорово. | 37-42 |
2час | | | Бутерброды и горячие напитки | с42-51 |
2час | | | Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий | с51-57 |
2 час | | | Блюда из овощей и фруктов | с58-62 |
2 час | | | Блюда из овощей и фруктов | с63-66 |
2 час | | | Блюда из яиц | с66-71 |
2час | | | Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку | с71-76 |
| | | Исследовательская и созидательная деятельность . 4 часа | |
2 час | | | Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи» | с77-81 |
2 час | | | Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи» | с77-81 |
| | | Создание изделий из текстильных материалов. 22 часа | |
2час | | | Запуск третьего проекта. Производство текстильных материалов из волокон растительного происхождения | с82-90 |
2час | | | Текстильные материалы из волокон растительного происхождения | с90-94 |
2час | | | Изготовление выкроек. Конструирование швейных изделий | с 95-102 |
2час | | | Конструирование швейных изделий | с103-112 |
| | | Швейные ручные работы. Инструменты и приспособления для ручных работ | С.112-119 |
2час | | | Швейная машина | с119-123 |
2час | | | Швейная машина Приемы работы на швейной машине | с124-127 |
2час | | | Технология изготовления швейных изделий | с112-119 |
2час | | | Основные операции при машинной обработке. | с127-131 |
2час | | | Влажно – тепловая обработка. | 131-135 |
22 2час | | | Машинные швы. | 135-137 |
23 2час | | | Технология изготовления швейных изделий | 137-143 |
| | | Исследовательская и созидательная деятельность. 6 часов | |
2 час | | | Творческий проект «Наряд для завтрака» | 144-148 |
2час | | | Творческий проект «Наряд для завтрака» | 144-148 |
2час | | | Творческий проект «Наряд для завтрака» | 144-148 |
| | | Художественные ремесла. 10часов | |
2час | | | Декоративно-прикладное искусство | 149- |
28 2час | | | Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства | 164-170 |
29 2час | | | Лоскутное шитьё | 170-172 |
30 2час | | | Лоскутное шитьё | 173-177 |
| | | Исследовательская и созидательная деятельность. 4 часов | |
31 2 час | | | Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни- столовой» | 178-184 |
32 2час | | | Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни- столовой» | 178-184 |
| | | Технологии творческой и опытнической деятельности. Комплексный творческий проект 4 часа | |
33 2 час | | | Комплексный творческий проект | 184-190 |
34 2час | | | Комплексный творческий проект | 184-190 |
Тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов по рабочей программе |
1 | Технологии домашнего хозяйства | 4 |
2 | Кулинария | 14 |
3 | Создание изделий из текстильных материалов | 22 |
4 | Художественные ремёсла | 8 |
5 | Технологии творческой и опытнической деятельности | 20 |
| Резерв | 2 |
| ВСЕГО ЧАСОВ | 70 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов | Кол-во часов | Дата проведения |
6а | 6б | 6в |
1 | Вводный урок. | 1 | | | |
2 | Интерьер жилого дома | 1 | | | |
3-4 | «Комнатные растения в интерьере» | 2 | | | |
5-6 | Творческая проектная деятельность | 2 | | | |
7-8 | Блюда из рыбы | 2 | | | |
9-10 | «Блюда из нерыбных продуктов моря» | 2 | | | |
11-12 | Технология первичной и тепловой обработки мяса | 2 | | | |
13-14 | Приготовление блюд из мяса | 2 | | | |
15-16 | Блюда из птицы | 2 | | | |
17-18 | Заправочные супы | 2 | | | |
19-20 | Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду | 2 | | | |
21-22 | Творческий проект по разделу «Кулинария» | 2 | | | |
23-24 | Виды и свойства текстильных материалов из химических волокон | 2 | | | |
25-28 | Конструирование плечевой одежды с цельнокроеным коротким рукавом | 4 | | | |
29-30 | Моделирование плечевой одежды | 2 | | | |
31-32 | Раскрой плечевого изделия | 2 | | | |
33-34 | Ручные швейные работы | 2 | | | |
35-36 | Дефекты машинной строчки. Приспособления к швейной машине | 2 | | | |
37-38 | Машинные работы | 2 | | | |
39-40 | Обработка мелких деталей | 2 | | | |
41-42 | Подготовка и проведение примерки | 2 | | | |
43-44 | Технология изготовления плечевого изделия | 2 | | | |
45-52 | Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов» | 8 | | | |
53-54 | Основные виды петель при вязки крючком. Вязание полотна | 2 | | | |
55-56 | Вязание по кругу | 2 | | | |
57-58 | Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель | 2 | | | |
59-60 | Вязание цветных узоров | 2 | | | |
61-64 | Творческий проект по разделу «Художественные ремесла» | 4 | | | |
65-66 | подготовка к защите творческого проекта | 2 | | | |
67-68 | Защита творческого проекта | 2 | | | |
Пояснительная записка 7 класс.
Рабочая программа по технологии для 7-8 классов составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по технологии 5-8 классы под редакцией А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В.Д. Симоненнко. М.: Вентана - Граф, 2012 год, в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Лицей № 9, 2015-2020 гг.
Цель программы:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
Планируемые результаты
В 7 классе должны:
знать/понимать:
основные технологические понятия;
назначения и технологические свойства материалов;
назначение применяемых ручных инструментов, приспособлений, правила безопасной работы с ними;
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и приспособлений;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
Раздел Кулинария.
Знать: правила поведения в кабинете, санитарно- гигиенические требования. Понятия микроорганизмов. Понятия пищевой ценности продуктов, технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки. Состав теста и способы его приготовления;
- правила первичной обработки муки. Значение количества сахара для сохранения и качества блюда. Рецептура фарша.
Уметь: соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с продуктами. Подбирать инструменты и оборудование для разделки продукта, определять свежесть органолептическим методом, выполнять первичную и тепловую обработку продуктов, определять готовность блюд. Определять готовность блюда, условия и сроки хранения.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.
Раздел Материаловедение.
Знать: технологию производства, св-во тканей, использование в производстве одежды,
Уметь: определять состав ткани.
Раздел Машиноведение
Знать: устройство швейной машины выполняющих зигзагообразную строчку, сферой применения при изготовлении различных швейных изделий. Назначение, конструкцию, условное графическое обозначение.
Уметь: выполнять разборку и сборку челночного устройства, образцы обработки срезов зигзагообразной строчкой, выполнять данные виды швов. Соблюдать ТБ БТ
Раздел Конструирование и моделирование поясного изделия.
Знать: характеристики поясных изделий, правила снятия мерок. Формулы необходимые для расчета изделия. Формулы, необходимые для расчета изделия, правила подготовки выкройки к раскрою; способы раскладки изделия, припуски на швы, обмеловка и раскрой ткани. Последовательность выполнения ручных операций. Последовательность проведения первой примерки.
Уметь: Читать чертеж, последовательно строить чертеж изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину. Выбирать прибавки с учетом вида изделия и назначения, снимать мерки с фигуры человека. Строить чертежи выкроек юбок разных видов, вносить изменения в чертеж брюк в соответствии с выбранным фасоном. Раскладывать выкройку, выкраивать детали, рассчитывать количество ткани. Выполнять ручные швы. Устранять выявленные дефекты в соответствии с выбранной моделью.
Раздел Изготовление поясного изделия в соответствии с запросом потребителя
Знать:
правила стачивания вытачек, кокеток, деталей кроя, обработка застежки. Правила притачивания пояса, виды обработки нижнего среза изделия. Способы отделки изделия.
-особенности ВТО;
-правила БТ при ВТО;
-правила контроля и проверки качества изделия.
Уметь: последовательно выполнять пошив поясного изделия. Применять способы обработки верхнего и нижнего срезов изделия. Проводить анализ проделанной работы. Оценивать проделанную работу и защищать ее.
Раздел Технология ведения дома. Эстетика и экология жилища
Знать: инструменты и материалы, используемые при вязании, правила подготовки пряжи, технологию выполнения образца.
Уметь: читать схемы выполнять основные приемы вязания, выполнять образец полотна.
Электротехнические работы.
Иметь представление:
- об электроосветительных приборах, электродвигателях и путях экономии электроэнергии.
Знать:
-правила БТ работы с электроприборами.
Содержание программы 7 класс
Раздел 1. Кулинария.
Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Выполнение правил санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Профилактика пищевых отравлений. Рациональное размещение оборудования кухни. Безопасные приемы работы. Оказание первой медицинской помощи при ожогах.
Планирование рационального питания. Пищевые продукты как источник белков , жиров, углеводов, минеральных солей.
Хранение пищевых продуктов. Домашняя заготовка пищевых продуктов.
Кулинарная обработка различных видов продуктов. Приготовление холодных и горячих блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Традиционные национальные (региональные) блюда.
Оформление блюд и правила их подачи на стол. Сервировка стола. Правила поведения за столом. Разработка учебного проекта по кулинарии. Влияние технологии обработки пищевых продуктов на здоровье человека. Экологическая оценка технологии.
Профессии связанные с производством и обработкой пищевых продуктов.
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись. Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Выполнение различных петель. Набор петель крючком. Изготовление образцов вязания крючком.
Раздел 3. Элементы машиноведения
Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Наладка швейной машины. Разборка и сборка челнока универсальной швейной машины. Обработка срезов зигзагообразной строчкой. Применение зигзагообразной строчки для художественного оформления изделий. Устранение неполадок в работе швейной машины. Челнок швейной машины. Образцы обработки срезов зигзагооборазной строчкой различной ширины.
Раздел 4. Конструирование и моделирование плечевого изделия
с цельнокроеным рукавом
Виды женского легкого платья и спортивной одежды. Особенности моделирования плечевых изделий. Зрительные иллюзии в одежде. Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Эскизная разработка модели швейного изделия. Моделирование изделия выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою. Выполнение эскизов спортивной одежды на основе цветовых контрастов.
Раздел 5. Технология изготовления плечевого изделия
Способы обработки проймы, горловины, застежек. Обработка плечевых срезов тесьмой, притачивание кулиски. Особенности раскладки выкройки на ткани с крупным рисунком. Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Выкраивание подкройной обтачки. Перенос контурных и контрольных линий и точек на детали кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Обработка выреза горловины подкройной обтачкой Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Раздел 6. Технологии ведения дома
Понятие об экологии жилища. Микроклимат в доме. Современные приборы и устройства для поддержания температурного режима, влажности, состояния воздушной среды, уровня шума. Роль освещения в интерьере. Требования к интерьеру прихожей, детской комнаты. Способы оформления интерьера. Использование в интерьере декоративных изделий собственного изготовления. Использование комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат помещения. Подбор и посадка декоративных комнатных растений. Выполнение эскиза интерьера детской комнаты, прихожей. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи.
Тематический план 7 класс
| Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Технология обработки пищевых продуктов (кулинария) | 14 |
2 | Техника (элементы машиноведения) | 6 |
3 | Материаловедение | 4 |
4 | Конструирование и моделирование | 6 |
5 | Технология изготовления изделия | 14 |
6 | Интерьер жилого дома | 4 |
7 | Художественная обработка материалов (рукоделие) | 8 |
8 | Уход за одеждой | 4 |
9 | Гигиена и косметика | 2 |
10 | Творческие проектные работы | 6 |
11 | Резерв | 2 |
| Итого | 70час |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Тема | Содержание занятий | Кол-во Час. | Сроки |
|
| 1 четверть | | | 7а | 7б |
1. | Кулинария | 1. Вводное занятие. Первичный инструктаж учащихся по охране труда 2. Физиология питания. Виды мясного сырья. Первичная обработка мяса 3.Тепловая обработка мяса. Приготовление супа с мясными фрикадельками. Инструктаж по охране труда. 4 Инструменты, приспособления и продукты для приготовления мучных изделий. Технология приготовления блюд из пресного теста. 5. Кисломолочные продукты и блюда из них 6.Фрукты и ягоды. Сладкие блюда. 7. Приготовление обеда в походных условиях и домашнее консервирование. | 2 2 2 2 2 2 2 | | |
| | | 14час. | |
2. | Материаловедение | 1.Технология пр-ва химических волокон. Св-ва химических волокон. 2.Лабораторная работа «Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств» | 2 2 | | |
| 2четверть | | 4час. | |
3. | Уход за одеждой | 1.Уход за одеждой. | 4час. | | |
4. | Элементы машиноведения. Работа на швейной машине | 1.Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях. Инструктаж по охране труда. 2.Приспособления к швейной машине. 3.Классификация машинных швов. Изготовление образцов швов. | 2 2 2 | | |
| | | 6час | | |
5. | Конструирование и моделирование плечевого изделия | 1.Силуэт и стиль в одежде. Требования к одежде. Снятие мерок. 2.Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. 3. Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. | 2 2 2 | | |
| | | 6час. | | |
| 3четверть | | | |
| Технология обработки ткани | 1.Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия. 2.Подготовка деталей кроя к обработке. 3.Подготовка изделия к 1 примерке и устранение дефектов. 4.Обработка вытачек, плечевых и боковых срезов. 5.Способы обработки горловины и пройм. 6.Обработка горловины и срезов изделия. 7.Вторая примерка изделия. Обработка н. среза изделия. Окончательная отделка. 8.Последовательность выполнения творческого проекта и работа над творческим проектом. | 2 2 2 2 2 2 2 6 | | |
| | | 20час. | | |
| 4четверть | | | | |
85. | Рукоделие | 1.Инструменты и материалы для вязания крючком. Основные виды петель. 2. Упражнения в выполнении петель с накидом. Вязание узорного полотна. 3.Вязание по кругу. | 2 2 4 | | |
| | | 8 | | |
6. | Интерьер жилого дома | 1.Роль комнатных растений . Уход и размещение в интерьере. 2.Защита творческих проектов «Растения в интерьере кухни» | 2 2 | | |
| | | 4 | | |
7. | Гигиена и косметика | Гигиена и косметика, правильный уход за кожей. Современные средства ухода за кожей. | 2 | | |
8 | | Резерв | 2 | | |
| | Всего по программе: | 70 | | |
Пояснительная записка. VIII класс
Рабочая программа по технологии для 7-8 классов составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по технологии 5-8 классы под редакцией А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В.Д. Симоненнко. М.: Вентана - Граф, 2012 год, в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Лицей № 9, 2015-2020 гг.
Цели
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Планируемые результаты
Выпускники должны знать:
роль техники и технологий в развитии цивилизации, социальные и экологические последствия становления промышленного и сельскохозяйственного производств, энергетики и транспорта;
принципы работы, назначение и устройство основных технологических и транспортных машин, механизмов, агрегатов, орудий и инструментов, электробытовых приборов;
свойства наиболее распространенных конструкционных и текстильных материалов (физические, технические, технологические);
традиционные и новейшие технологии обработки различных материалов;
значение питания для здоровья человека, состав пищевых продуктов (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы); — способы передачи, использования и экономии электрической энергии;
возможности и области применения ПЭВМ в современном производстве, сфере обслуживания;
роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;
требования к выбору профессии и соответствие им личностных возможностей и способностей.
технологии их выращивания с учетом экологических подходов;
способы сбора урожая, предварительной переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.
потребности семьи, иерархию человеческих потребностей;
основные виды художественной обработки материалов.
Выпускники должны уметь:
рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;
читать схемы, чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;
составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико-технологических требований и существующих условий;
выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;
собирать изделие по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;
изготавливать простые швейные изделия ручным и машинным способами;
определять доброкачественность пищевых продуктов, их правильный подбор и готовить блюда для дневного рациона;
выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций;
управлять простыми электротехническими установками, диагностировать их исправность;
осуществлять анализ экономической деятельности (производственной и семейной), проявлять предпринимательскую инициативу.
выполнять эскизные работы проекта;
выбирать, обосновывать и выполнять индивидуальный творческий проект; соблюдать правила безопасного труда при выполнении ручных швейных работ;
правильно организовывать учебное место.
Содержание программы
Раздел 1.Семейная экономика
Как известно первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде, при выполнении проектов. Семья- это общество в миниатюре, она развивается по тем же экономическим законам, что и общество, и поэтому, освоив домашнюю экономику, учащиеся будут осознанно изучать другие составляющие экономики, а также основы предпринимательства.
Изучение раздела преследует следующие цель:
- вооружить учащихся знаниями о домашней экономике, сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;
- воспитать уважение к собственности, ответственность, экономность, сформировать экономическое мышление, культуру потребления;
- подготовить учащихся к выполнению роли потребителя, производителя, гражданина;
- сформировать знания о предпринимательстве как сфере человеческой деятельности и первоначальные умения применения этих знаний в повседневной деятельности.
Изучение раздела решает следующие вопросы:
познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств;
развить целостность взглядов на семью и роль в обществе, ее экономические, социальные и нравственные устои и традиции;
раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;
научить осуществлять несложные экономические расчеты и в первую очередь определять затраты на услуги (газ, электричество, дрова,…), продукты питания, одежду и др.
подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора;
сформировать качества рачительного хозяина и покупателя;
воспитывать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.
Раздел 2 Художественная вышивка
Вышивка гладью. Организация труда. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вышивки Материалы и инструменты для вышивания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Композиционное построение узоров. Техника выполнения счетных швов: шов «крест», гобеленовый шов. Цветовой тон. Двусторонняя гладь. Цветная художественная гладь. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Народные промыслы России. Промыслы, распространенные в регионе проживания. Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Оценка материальных затрат и качества изделия.
Раздел 3. Современное производство и профессиональное образование
Основная цель изучения данного раздела – сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
Сферы и отрасли современного производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Разделение труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в легкой и пищевой промышленности. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Анализ структуры предприятия легкой промышленности. Анализ профессионального деления работников предприятия. Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса.
Раздел 4. Проектная исследовательская деятельность - планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта. Представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий. Осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Раздел 5. Технологии ведения дома
Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений. Инструменты для ремонтно-отделочных работ.
Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку. Технология нанесения на подготовленные поверхности водорастворимых красок, наклейка обоев, пленок, плинтусов, элементов декоративных украшений.
Соблюдение правил безопасности труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ. Применение индивидуальных средств защиты и гигиены. Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ.
Выполнение эскиза жилой комнаты (гостиной, спальни). Подбор строительно-отделочных материалов по каталогам. Определение гармоничного соответствия вида плинтусов, карнизов и др. стилю интерьера. Выбор обоев, красок, элементов декоративных украшений интерьера по каталогам. Эскиз оформления приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел (Тема) | Кол-во час |
1 | Семейная экономика | 16 |
2 | Художественная вышивка | 8 |
3 | Технология ведения дома | 2 |
4 | Современное пр-во и проф. образование | 3 |
5 | Проектная деятельность | 6 |
| Итого | 35час. |
Календарно-тематический план 8 класс (35 часа).
№ урока | Раздел Тема урока | Количество часов | дата |
8а | 8б |
| Семейная экономика | | 16 | | |
1 | Введение в «Технологию» и «Домашнюю экономику». Я и моя семья. Функции семьи. | | 1 |
2 | Семья и бизнес. Уровень благосостояния семьи. Предпринимательская деятельность. | | 1 | | |
3 | Потребности семьи. Иерархия человеческих потребностей. | | 1 | | |
4 | Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета. Структура семейного бюджета. Обязательные платежи. Налоги. | | 1 | | |
5 | Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета. Постоянные, переменные и непредвиденные расходы | | 1 | | |
6 | Трудовые отношения в семье. Права и обязанности членов семьи. Расходы на питание и составление меню. Требования к рац. питанию. | | 1 | | |
7 | Значение пищевых веществ. Ассортимент товаров общественного питания. Коммуникации в домашней экономике. | | 1 | | |
8 | Информационные технологии в домашней экономике. Электронные таблицы Microsoft Excel. Техника безопасности при работе за компьютером. | | 1 | | |
| Художественная вышивка | | 8 | | |
9 | Вышивка. Правила безопасного труда и инструменты | | 1 |
10 | Художественная вышивка | 1 | | |
11 | Владимирская вышивка | 1 | | |
12 | Атласная и штриховая гладь | 1 | | |
13 | Швы рококо и узелки | 1 | | |
14 | Двусторонняя гладь | 1 | | |
15-16 | Художественная гладь | 2 | | |
| Технология ведения дома | 2 | | |
17 | Ремонт помещений | 1 |
18 | Санитарно-технические работы | 1 | | |
| Современное пр-во и проф. образование | 2 | | |
19 | Сферы производства и разделение труда | 1 | | |
20 | Пути получения профессионального образования. Профессиональный план | 2 | | |
| Проектная деятельность | 6 | | |
21 | Выбор и обоснование тем проекта | 1 | | |
24 | Этапы творческого проекта | 1 | | |
25-26 | Работа над проектом. Выполнение последовательности технологических операций, схем, таблиц. Проведение расчета себестоимости. | 2 | | |
27-28 | Защита проектов | 2 | | |
| итого | 35час | | |