СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии 5-8кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии для 5 – 6 классов составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по технологии  5-8 классы под редакцией А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В.Д. Симоненнко. М.: Вентана - Граф, 2012 год, в соответствии с Основной образовательной программой   основного общего образования МБОУ «Лицей № 9, 2015-2020 гг.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 5-8кл.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей № 9 г. Сальска



РассмотренА

на заседании МО
математики и информатики

Протокол № 1

от «26» августа 2016 г.

Руководитель МО:

____________
В.В. Югринова


СОГЛАСОВАНА

с зам директора по УВР

от «26» августа 2016 г.

Зам директора по УВР:

__________________
Р.В. Матюшкина




УтверждЕНА

приказом
по МБОУ лицею № 9

№ ___ от __.08.2016 г

Директор:

__________ О.В.Иванченко



Рабочая программа

по технологии

5-6; 7-8кл.







Учебный год: 2016 – 2017

Составители: учитель технологии высшей КК

Югринова Валентина Владимировна


2016 год




Пояснительная записка

учебного курса «Технология. Технологии ведения дома»»

Рабочая программа по технологии для 5 – 6 классов составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по технологии 5-8 классы под редакцией А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В.Д. Симоненнко. М.: Вентана - Граф, 2012 год, в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Лицей № 9, 2015-2020 гг.

Программа ориентирована на работу с учебником «Технология» для 5-8 классов, авторами-составителями которых, являются: А.Т.Тищенко, Н.В. Синица, В.Д.Симоненко, издательский центр – Вентана - Граф. 2014 год.

Основной целью изучения учебного предмета «Техноло­гия» в системе основного общего образования является:

  • формирование представлений о составляющих техносфе­ры, современном производстве и распространённых в нём технологиях;

Задачи программы:

  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовы­ми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными ви­дами бытовой техники;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, не­обходимыми для проектирования и создания продуктов тру­да, ведения домашнего хозяйства;

  • развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организатор­ских способностей;

  • формирование у учащихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отноше­ния к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств лич­ности;


Планируемые результаты

5-6 класс


Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.


Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технология ведения дома», являются:

  • Формирование познавательных интересов и активности при изучении направления «Технологии ведение дома»

  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

  • Овладение установками, нормами и правилами организации труда

  • Осознание необходимости общественно-полезного труда

  • Формирование бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам

  • Овладение навыками, установками, нормами и правилами НОТ

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технология ведения дома», являются:

  • Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники

  • Умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук

  • Формирование знаний алгоритмизации планирования процессов познавательно-трудовой деятельности

  • Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда

  • Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой

  • Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками ОП

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технология ведения дома» являются:

В познавательной сфере:

  • Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда

  • Распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла»

  • Владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре труда

В трудовой сфере:

  • Планирование технологического процесса

  • Подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности

  • Соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены

  • Контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов

В мотивационной сфере:

  • Оценивание своей способности и готовности к труду

  • Осознание ответственности за качество результатов труда

  • Наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ

  • Стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при выполнении кулинарных и раскройных работ

В эстетической сфере:

  • Основы дизайнерского проектирования изделия

  • Моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Конструирование и моделирование фартука»

  • Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и НОТ

В коммуникативной сфере:

  • Формирование рабочей группы для выполнения проекта

  • Публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда

  • Разработка вариантов рекламных образцов

В психофизической сфере

  • Развитие моторики и координации рук при работе с ручными инструментами и при выполнении операций с помощью машин и механизмов

  • Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций

  • Соблюдение требуемой величины усилий прикладываемых к инструментам с учетом технологических требований

  • Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности

В результате обучения учащиеся овладеют:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями для создания продуктов труда;

  • умениями ориентироваться в мире профессий, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.


На уроках технологии у обучающихся реализуются следующие УУД:


Регулятивные УУД:

  • принятие учебной цели;

  • выбор способов деятельности;

  • планирование организации контроля труда;

  • организация рабочего места;

  • выполнение правил гигиены

учебного труда.

Познавательные УУД:

  • сравнение;

  • анализ;

  • систематизация;

  • мыслительный эксперимент;

  • практическая работа;

  • усвоение информации с помощью компьютера;

  • работа со справочной литературой;

  • работа с дополнительной литературой

Коммуникативные УУД:

  • умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

  • умение выделять главное из прочитанного;

  • слушать и слышать собеседника, учителя;

  • задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

  • самопознание;

  • самооценка;

  • личная ответственность;

  • адекватное реагирование на трудности



Методы формирования УУД

Средствами предмета «Технология» реализуются коммуникативные, результативные, личностные и познавательные универсальные учебные действия (УУД), через следующие методы: метод проектов, исследовательский метод, метод создания проблемной ситуации, дискуссии,игра, метод «мозгового штурма», коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др. Приоритетными из них являются проблемные методы, главный из которых – проектный. Данные методы формирования УУД определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Методы воспитания качеств личности

Для реализации данной программы используются следующие методы воспитания качеств личности: метод создания воспитывающих ситуаций, рассказ, беседа, убеждение, лекция, диспут, метод примера, упражнение (приучение), эмоциональное воздействие, поощрение, одобрение, требование, переключение на другие виды деятельности, методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. В результате применения данных методов воспитания у учащихся сформировываются основы мировоззрения, умения оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; происходит усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

«Технологии ведения дома 5 класс»


В результате реализации рабочей программы выпускник научится /получит возможность:

Раздел «Кулинария»

Выпускник научится:

- самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

Выпускник получит возможность научиться:

- составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;

- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах;

- организовывать своё рациональное питание в домашних условиях;

- применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;

- экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов;

- оформлять приготовленные блюда, сервировать стол;

- соблюдать правила этикета за столом;

- определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;

- выполнять мероприятия по предотвращению негативно го влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.

Раздел «Технология ведения домашнего хозяйства»

научится:

-планированию интерьера, изучат требования, предъявляемые к интерьеру кухни и столовой;

-понимать характеристики функциональных основных зон в жилых помещениях;

-культуре поведения в семье, основам семейного уюта;

получит возможность научиться:

-разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой;

-подбирать средства и материалы для оформления интерьера жилого помещения;

-соблюдать правила безопасного труда и гигиены при выполнении основных видов бытовых домашних работ;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

Выпускник научится:

- изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;

- выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.

Выпускник получит возможность научиться:

- выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;

- определять и исправлять дефекты швейных изделий;

- выполнять художественную отделку швейных изделий;

- изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;

- определять основные стили одежды и современные на правления моды.

Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»

Выпускник научится:

- планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

- организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

Тематический план 5 класс


п/п

Тема

Количество часов

1

Творческая проектная деятельность

16

2

Оформление интерьера

6

3

Кулинария

14

4

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

22

5

Художественные ремёсла + резерв 2час.

10


Итого

70

Календарно-тематическое планирование 5 класс


урока

Дата


Тема урока

Д/З







Творческая проектная деятельность (вводная часть)


2час



Вводный инструктаж по т/б. Что такое творческие проекты. Этапы выполнения проектов





Оформление интерьера. 3 часа

Исследовательская и созидательная деятельность. 3часа


2 час



Интерьер кухни, столовой

Эскиз кухни-столовой

с3-19

2час



Бытовые электроприборы

Творческий проект

«Планирование кухни-столовой»

с.20-28

2 час




Творческий проект

«Планирование кухни-столовой»

с20-28




Кулинария. 14 часов


2 час



Запуск второго проекта «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи». Санитария и гигиена
на кухне. Физиология питания

с29-37

2 час



Здоровое питание. Здоровье – это здорово.

37-42

2час



Бутерброды и горячие напитки

с42-51

2час



Блюда из круп, бобовых и макаронных

изделий

с51-57

2 час



Блюда из овощей и фруктов

с58-62

2 час



Блюда из овощей и фруктов

с63-66

2 час



Блюда из яиц

с66-71

2час



Приготовление завтрака. Сервировка стола
к завтраку


с71-76




Исследовательская и созидательная деятельность . 4 часа


2 час



Творческий проект

«Приготовление воскресного завтрака для всей семьи»

с77-81

2 час



Творческий проект

«Приготовление воскресного завтрака для всей семьи»

с77-81




Создание изделий из текстильных материалов. 22 часа


2час



Запуск третьего проекта. Производство текстильных

материалов из волокон растительного происхождения

с82-90

2час



Текстильные

материалы из волокон растительного происхождения

с90-94

2час



Изготовление выкроек. Конструирование швейных изделий

с 95-102

2час



Конструирование швейных изделий

с103-112




Швейные ручные работы. Инструменты и приспособления для ручных работ

С.112-119

2час



Швейная машина

с119-123

2час



Швейная машина

Приемы работы на швейной машине

с124-127

2час



Технология изготовления швейных изделий

с112-119

2час



Основные операции при машинной обработке.


с127-131

2час



Влажно – тепловая обработка.


131-135

22

2час



Машинные швы.


135-137

23

2час



Технология изготовления швейных изделий

137-143




Исследовательская и созидательная деятельность. 6 часов


2 час



Творческий проект

«Наряд для завтрака»

144-148

2час



Творческий проект

«Наряд для завтрака»

144-148

2час



Творческий проект

«Наряд для завтрака»

144-148




Художественные ремесла. 10часов


2час



Декоративно-прикладное искусство

149-

28

2час



Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства


164-170

29

2час



Лоскутное шитьё

170-172

30

2час



Лоскутное шитьё

173-177




Исследовательская и созидательная деятельность. 4 часов


31

2 час



Творческий проект

«Лоскутное изделие для кухни- столовой»

178-184

32

2час



Творческий проект

«Лоскутное изделие для кухни- столовой»

178-184




Технологии творческой и опытнической деятельности. Комплексный творческий проект

4 часа


33

2 час



Комплексный творческий проект

184-190

34

2час



Комплексный творческий проект

184-190


Тематическое планирование 6 класс

п/п

Название раздела

Кол-во часов по рабочей программе

1

Технологии домашнего хозяйства

4

2

Кулинария

14

3

Создание изделий из текстильных материалов

22

4

Художественные ремёсла

8

5

Технологии творческой и опытнической деятельности

20


Резерв

2


ВСЕГО ЧАСОВ

70


Календарно – тематическое планирование


урока

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Кол-во часов

Дата проведения

1

Вводный урок.

1




2

Интерьер жилого дома

1




3-4

«Комнатные растения

в интерьере»

2




5-6

Творческая проектная деятельность

2




7-8

Блюда из рыбы

2




9-10

«Блюда из нерыбных продуктов моря»

2




11-12

Технология первичной и тепловой обработки мяса

2




13-14

Приготовление блюд из мяса

2




15-16

Блюда из птицы

2




17-18

Заправочные супы

2




19-20

Приготовление обеда.

Сервировка стола к обеду

2




21-22

Творческий проект по разделу «Кулинария»

2




23-24

Виды и свойства
текстильных материалов из химических волокон

2




25-28

Конструирование
плечевой одежды с цельнокроеным коротким рукавом

4




29-30

Моделирование плечевой одежды

2




31-32

Раскрой плечевого изделия

2




33-34

Ручные швейные работы

2




35-36

Дефекты машинной строчки. Приспособления к швейной машине

2




37-38

Машинные работы

2




39-40

Обработка мелких деталей

2




41-42

Подготовка и проведение примерки

2




43-44

Технология изготовления плечевого изделия

2




45-52

Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов»

8




53-54

Основные виды петель при вязки крючком. Вязание полотна

2




55-56

Вязание по кругу

2




57-58

Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель

2




59-60

Вязание цветных узоров

2




61-64

Творческий проект по разделу «Художественные ремесла»

4




65-66

подготовка к защите творческого проекта

2




67-68

Защита творческого проекта

2






Пояснительная записка 7 класс.


Рабочая программа по технологии для 7-8 классов составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по технологии 5-8 классы под редакцией А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В.Д. Симоненнко. М.: Вентана - Граф, 2012 год, в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Лицей № 9, 2015-2020 гг.

Цель программы:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Задачи:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению до­машнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности учащихся ре­шать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изу­чения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллекти­визма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове­дения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реали­зации собственной продукции и услуг;


Планируемые результаты


В 7 классе должны:

знать/понимать:

  • основные технологические понятия;

  • назначения и технологические свойства материалов;

  • назначение применяемых ручных инструментов, приспособлений, правила безопасной работы с ними;

  • виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;

  • влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

  • профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметь:

  • рационально организовывать рабочее место;

  • находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;

  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и приспособлений;

  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;

  • осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

  • находить и устранять допущенные дефекты;

  • проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

  • планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;

  • распределять работу при коллективной деятельности;

Раздел Кулинария.

Знать: правила поведения в кабинете, санитарно- гигиенические требования. Понятия микроорганизмов. Понятия пищевой ценности продуктов, технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки. Состав теста и способы его приготовления;

- правила первичной обработки муки. Значение количества сахара для сохранения и качества блюда. Рецептура фарша.

Уметь: соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с продуктами. Подбирать инструменты и оборудование для разделки продукта, определять свежесть органолептическим методом, выполнять первичную и тепловую обработку продуктов, определять готовность блюд. Определять готовность блюда, условия и сроки хранения.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Раздел Материаловедение.

Знать: технологию производства, св-во тканей, использование в производстве одежды,

Уметь: определять состав ткани.

 Раздел Машиноведение 

Знать: устройство швейной машины выполняющих зигзагообразную строчку, сферой применения при изготовлении различных швейных изделий. Назначение, конструкцию, условное графическое обозначение.

Уметь: выполнять разборку и сборку челночного устройства, образцы  обработки срезов зигзагообразной строчкой, выполнять данные виды швов. Соблюдать ТБ  БТ

Раздел Конструирование и моделирование поясного изделия.

Знать: характеристики поясных изделий, правила снятия мерок. Формулы необходимые для расчета изделия. Формулы, необходимые для расчета изделия, правила подготовки выкройки к раскрою; способы раскладки изделия, припуски на швы, обмеловка и раскрой ткани. Последовательность выполнения ручных операций. Последовательность проведения первой примерки.

Уметь: Читать чертеж, последовательно строить чертеж изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину. Выбирать прибавки с учетом вида изделия и назначения,  снимать мерки с фигуры человека. Строить чертежи выкроек юбок разных видов, вносить изменения в чертеж брюк в соответствии с выбранным фасоном. Раскладывать выкройку, выкраивать детали, рассчитывать количество ткани. Выполнять ручные швы. Устранять выявленные дефекты в соответствии с выбранной моделью.

Раздел Изготовление поясного изделия в соответствии с запросом потребителя

Знать:

правила стачивания вытачек, кокеток, деталей кроя, обработка застежки. Правила притачивания пояса, виды обработки нижнего среза изделия. Способы отделки изделия.

 -особенности ВТО;

-правила БТ при ВТО;

-правила контроля и проверки качества изделия.

Уметь: последовательно выполнять пошив поясного изделия. Применять способы обработки верхнего и нижнего срезов изделия. Проводить анализ проделанной работы. Оценивать проделанную работу и защищать ее.

Раздел Технология ведения дома. Эстетика и экология жилища

Знать: инструменты и материалы, используемые при вязании, правила подготовки пряжи, технологию выполнения образца.

Уметь: читать схемы выполнять основные приемы вязания, выполнять образец полотна.

Электротехнические работы.

Иметь представление:

- об электроосветительных приборах, электродвигателях и путях экономии электроэнергии.

Знать:

-правила БТ работы с электроприборами.





Содержание программы 7 класс

     Раздел 1. Кулинария. 

   Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Выполнение правил санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Профилактика пищевых отравлений. Рациональное размещение оборудования  кухни. Безопасные приемы работы. Оказание первой медицинской помощи при ожогах.

    Планирование рационального питания. Пищевые продукты как источник белков , жиров, углеводов, минеральных солей.

   Хранение пищевых продуктов. Домашняя заготовка пищевых продуктов.

   Кулинарная обработка различных видов продуктов. Приготовление холодных и горячих блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Традиционные национальные (региональные) блюда.

   Оформление блюд и правила их подачи на стол. Сервировка стола. Правила поведения за столом.    Разработка учебного проекта по кулинарии.   Влияние технологии обработки пищевых продуктов на здоровье человека. Экологическая оценка технологии.

   Профессии связанные с производством и обработкой пищевых продуктов.


 Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись. Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Выполнение различных петель. Набор петель крючком.  Изготовление образцов вязания крючком.


 Раздел 3. Элементы машиноведения

Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Наладка  швейной машины. Разборка и сборка челнока универсальной швейной машины. Обработка срезов зигзагообразной строчкой. Применение зигзагообразной строчки для художественного оформления изделий. Устранение неполадок в работе швейной машины. Челнок швейной машины. Образцы обработки срезов зигзагооборазной строчкой различной ширины.

Раздел 4. Конструирование и моделирование плечевого изделия

с цельнокроеным рукавом

Виды женского легкого платья и спортивной одежды. Особенности моделирования плечевых изделий. Зрительные иллюзии в одежде. Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Эскизная разработка модели швейного изделия. Моделирование изделия выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою. Выполнение эскизов спортивной одежды на основе цветовых контрастов.

     Раздел 5. Технология изготовления плечевого изделия

Способы обработки проймы, горловины, застежек. Обработка плечевых срезов тесьмой, притачивание кулиски. Особенности раскладки выкройки на ткани с крупным рисунком. Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Выкраивание подкройной обтачки. Перенос контурных и контрольных линий и точек на детали кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Обработка выреза горловины подкройной обтачкой Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

     Раздел 6. Технологии ведения дома

Понятие об экологии жилища. Микроклимат в доме. Современные приборы и устройства для поддержания температурного режима, влажности, состояния воздушной среды, уровня шума. Роль освещения в интерьере. Требования к интерьеру прихожей, детской комнаты. Способы оформления интерьера. Использование в интерьере декоративных изделий собственного изготовления. Использование комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат помещения. Подбор и посадка декоративных комнатных растений. Выполнение эскиза интерьера детской комнаты, прихожей. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи.


Тематический план 7 класс



Содержание программного материала

Количество часов

1

Технология обработки пищевых продуктов (кулинария)

14

2

Техника (элементы машиноведения)

6

3

Материаловедение

4

4

Конструирование и моде­лирование

6

5

Технология изготовле­ния изделия

14

6

Интерьер жилого дома

4

7

Художественная обработка материалов (рукоделие)

8

8

Уход за одеждой

4

9

Гигиена и косметика

2

10

Творческие проектные работы

6

11

Резерв

2


Итого

70час



Календарно-тематическое планирование 7 класс


п/п

Тема

Содержание занятий

Кол-во

Час.

Сроки



1 четверть



1.

Кулинария

1. Вводное занятие. Первичный инструктаж учащихся по охране труда

2. Физиология питания. Виды мясного сырья. Первичная обработка мяса

3.Тепловая обработка мяса. Приготовление супа с мясными фрикадельками. Инструктаж по охране труда.

4 Инструменты, приспособления и продукты для приготовления мучных изделий. Технология приготовления блюд из пресного теста.

5. Кисломолочные продукты и блюда из них

6.Фрукты и ягоды. Сладкие блюда.

7. Приготовление обеда в походных условиях и домашнее консервирование.

2


2


2



2


2

2

2






14час.


2.

Материаловедение

1.Технология пр-ва химических волокон. Св-ва химических волокон.

2.Лабораторная работа «Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств»

2


2




2четверть


4час.


3.

Уход за одеждой

1.Уход за одеждой.

4час.



4.

Элементы машиноведения.

Работа на швейной машине

1.Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях. Инструктаж по охране труда.

2.Приспособления к швейной машине.

3.Классификация машинных швов. Изготовление образцов швов.

2

2


2






6час



5.

Конструирование и моделирование плечевого изделия

1.Силуэт и стиль в одежде. Требования к одежде. Снятие мерок.

2.Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

3. Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

2


2



2






6час.




3четверть




Технология обработки ткани

1.Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия.

2.Подготовка деталей кроя к обработке.

3.Подготовка изделия к 1 примерке и устранение дефектов.

4.Обработка вытачек, плечевых и боковых срезов.

5.Способы обработки горловины и пройм.

6.Обработка горловины и срезов изделия.

7.Вторая примерка изделия. Обработка н. среза изделия. Окончательная отделка.

8.Последовательность выполнения творческого проекта и работа над творческим проектом.


2

2


2


2

2


2

2


6







20час.




4четверть





85.

Рукоделие

1.Инструменты и материалы для вязания крючком. Основные виды петель.

2. Упражнения в выполнении петель с накидом. Вязание узорного полотна.

3.Вязание по кругу.


2



2


4






8



6.

Интерьер жилого дома

1.Роль комнатных растений . Уход и размещение в интерьере.

2.Защита творческих проектов «Растения в интерьере кухни»

2


2






4



7.

Гигиена и косметика

Гигиена и косметика, правильный уход за кожей. Современные средства ухода за кожей.


2





8


Резерв

2





Всего по программе:

70




Пояснительная записка. VIII класс


Рабочая программа по технологии для 7-8 классов составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по технологии 5-8 классы под редакцией А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В.Д. Симоненнко. М.: Вентана - Граф, 2012 год, в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Лицей № 9, 2015-2020 гг.

Цели

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Планируемые результаты

Выпускники должны знать:

роль техники и технологий в развитии цивилизации, со­циальные и экологические последствия становления промыш­ленного и сельскохозяйственного производств, энергетики и транспорта;

принципы работы, назначение и устройство основных тех­нологических и транспортных машин, механизмов, агрегатов, орудий и инструментов, электробытовых приборов;

свойства наиболее распространенных конструкционных и текстильных материалов (физические, технические, технологи­ческие);

традиционные и новейшие технологии обработки различ­ных материалов;

значение питания для здоровья человека, состав пищевых продуктов (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы); — способы передачи, использования и экономии электричес­кой энергии;

возможности и области применения ПЭВМ в современном производстве, сфере обслуживания;

роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;

требования к выбору профессии и соответствие им личнос­тных возможностей и способностей.

технологии их выращивания с учетом экологических под­ходов;

способы сбора урожая, предварительной переработки и хра­нения сельскохозяйственной продукции.

потребности семьи, иерархию человеческих потребностей;

основные виды художественной обработки материалов.

Выпускники должны уметь:

рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

выполнять разработку несложных проектов, конструиро­вать простые изделия с учетом требований дизайна;

читать схемы, чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;

составлять или выбирать технологическую последователь­ность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико-технологических требований и существующих условий;

выполнять основные технологические операции и осуще­ствлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмен­та, приспособлений, орудий труда;

собирать изделие по схеме, чертежу, эскизу и контролиро­вать его качество;

изготавливать простые швейные изделия ручным и машин­ным способами;

определять доброкачественность пищевых продуктов, их правильный подбор и готовить блюда для дневного рациона;

выполнять не менее одного вида художественной обработ­ки материалов с учетом региональных условий и традиций;

управлять простыми электротехническими установками, диагностировать их исправность;

осуществлять анализ экономической деятельности (произ­водственной и семейной), проявлять предпринимательскую ини­циативу.

выполнять эскизные работы проекта;

выбирать, обосновывать и выполнять индивидуальный творческий проект; соблюдать правила безопасного труда при выполнении ручных швейных работ;

правильно организовывать учебное место.

Содержание программы

Раздел 1.Семейная экономика

Как известно первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде, при выполнении проектов. Семья- это общество в миниатюре, она развивается по тем же экономическим законам, что и общество, и поэтому, освоив домашнюю экономику, учащиеся будут осознанно изучать другие составляющие экономики, а также основы предпринимательства.

Изучение раздела преследует следующие цель:

- вооружить учащихся знаниями о домашней экономике, сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;

- воспитать уважение к собственности, ответственность, экономность, сформировать экономическое мышление, культуру потребления;

- подготовить учащихся к выполнению роли потребителя, производителя, гражданина;

- сформировать знания о предпринимательстве как сфере человеческой деятельности и первоначальные умения применения этих знаний в повседневной деятельности.

Изучение раздела решает следующие вопросы:

  • познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств;

  • развить целостность взглядов на семью и роль в обществе, ее экономические, социальные и нравственные устои и традиции;

  • раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;

  • научить осуществлять несложные экономические расчеты и в первую очередь определять затраты на услуги (газ, электричество, дрова,…), продукты питания, одежду и др.

  • подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора;

  • сформировать качества рачительного хозяина и покупателя;

  • воспитывать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.

Раздел 2 Художественная вышивка

Вышивка гладью. Организация труда. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вышивки Материалы и инструменты для вышивания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Композиционное построение узоров. Техника выполнения счетных швов: шов «крест», гобеленовый шов. Цветовой тон. Двусторонняя гладь. Цветная художественная гладь. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Народные промыслы России. Промыслы, распространенные в регионе проживания. Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Оценка материальных затрат и качества изделия.

   Раздел 3. Современное производство и профессиональное образование

Основная цель изучения данного раздела – сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

Сферы и отрасли современного производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Разделение труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в легкой и пищевой промышленности. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Анализ структуры предприятия легкой промышленности. Анализ профессионального деления работников предприятия. Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса.


Раздел 4. Проектная исследовательская деятельность - планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта. Представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий. Осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

Раздел 5. Технологии ведения дома

Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений. Инструменты для ремонтно-отделочных работ.

Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку. Технология нанесения на подготовленные поверхности водорастворимых красок, наклейка обоев, пленок, плинтусов, элементов декоративных украшений.

Соблюдение правил безопасности труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ. Применение индивидуальных средств защиты и гигиены. Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ.

Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ.

Выполнение эскиза жилой комнаты (гостиной, спальни). Подбор строительно-отделочных материалов по каталогам. Определение гармоничного соответствия вида плинтусов, карнизов и др. стилю интерьера. Выбор обоев, красок, элементов декоративных украшений интерьера по каталогам. Эскиз оформления приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.


Тематическое планирование



п/п

Раздел (Тема)

Кол-во час

1

Семейная экономика

16

2

Художественная вышивка

8

3

Технология ведения дома

2

4

Современное пр-во и проф. образование

3

5

Проектная деятельность

6


Итого

35час.


Календарно-тематический план 8 класс (35 часа).

урока

Раздел

Тема урока

Количество часов

дата


Семейная экономика


16



1

Введение в «Технологию»

и «Домашнюю экономику».

Я и моя семья. Функции семьи.


1

2

Семья и бизнес. Уровень благосостояния семьи. Предпринимательская деятельность.


1



3

Потребности семьи. Иерархия человеческих потребностей.


1



4

Бюджет семьи. Доходная
и расходная части семейного бюджета. Структура семейного бюджета. Обязательные платежи. Налоги.


1



5

Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета. Постоянные, переменные
и непредвиденные расходы


1



6

Трудовые отношения в семье. Права и обязанности членов семьи.

Расходы на питание и составление меню. Требования к рац. питанию.


1



7

Значение пищевых веществ. Ассортимент товаров общественного питания.

Коммуникации в домашней экономике.


1



8

Информационные технологии в домашней экономике. Электронные таблицы Microsoft Excel. Техника безопасности при работе за компьютером.


1




Художественная вышивка


8



9

Вышивка. Правила безопасного труда и инструменты


1

10

Художественная вышивка

1



11

Владимирская вышивка

1



12

Атласная и штриховая гладь

1



13

Швы рококо и узелки

1



14

Двусторонняя гладь

1



15-16

Художественная гладь

2




Технология ведения дома

2



17

Ремонт помещений

1

18

Санитарно-технические работы

1




Современное пр-во и проф. образование

2



19

Сферы производства и разделение труда

1



20

Пути получения профессионального образования. Профессиональный план

2




Проектная деятельность

6



21

Выбор и обоснование тем проекта

1



24

Этапы творческого проекта

1



25-26

Работа над проектом. Выполнение последовательности технологических операций, схем, таблиц. Проведение расчета себестоимости.

2



27-28

Защита проектов

2




итого

35час