СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учебная программа по технологии разработана в соответствии с документами:
Содержание
Пояснительная записка
Общая характеристика предмета
Описание места предмета в учебном плане
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Пояснительная записка
Учебная программа по технологии разработана в соответствии с документами:
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа от 29.12.2014 № 1644)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Примерной образовательной программой основного общего образования 2010г
ООО ООО МБОУ СОШ №6 г.Липецка
Авторской программой по технологии для 5-8 классов А.Т.Тищенко, Синица Н.В., Симоненко В.Д., 2014 год
Письмом Министерства образования и науки РФ от от 7 августа 2015 г. N 08-1228 «О направлении рекомендаций»
Санпины
WWW.fgosreestr.ru
Общие цели учебного предмета
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Приоритетные формы и методы работы с учащимися
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Приоритетные формы и виды контроля
фронтальный опрос; практическая работа; лабораторная работа; итоговая практическая творческая работа, защита проектов. Также используются предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование.
Сроки реализации программы: 1 год
2. Общая характеристика предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
технологическая культура производства;
распространенные технологии современного производства;
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
методы технической, творческой, проектной деятельности;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения технологии учащиеся:
познакомятся:
с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
с производительностью труда; реализацией продукции;
с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;
с экологичностью технологий производства;
с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);
с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют:
навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
навыками организации рабочего места;
умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.
3. Место предмета в учебном плане образовательного учреждения
В учебном плане МБОУ СОШ №6 на освоение образовательной области Технология в 5 классе отводится следующее количество часов:
| класс | 5 |
| в год | 35 |
| в неделю | 2 |
| итого | 70 |
4. Результаты освоения учебного предмета «Технология»
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения обучающими предмета «Технология» в основной школе:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проекгно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе груда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно- трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, груда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
Класс | Разделы программ | Кол-во часов | Краткое содержание учебных разделов |
5
| Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов. |
20 | Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы. Графическое изображение деталей и изделий. Технологический процесс, технологическая карта. Столярный верстак, ручные инструменты и приспособления. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов. Технологические операции. Сборка и отделка изделий из древесины. Правила безопасного труда. |
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов. | 22 | Металлы и их сплавы, область применения, свойства. Тонколистовой металл и проволока. Виды и свойства искусственных материалов, назначение и область применения, особенности обработки. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов. Слесарный верстак, инструменты и приспособления для слесарных работ. Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Контрольноизмерительные инструменты. Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов. Правила безопасного труда при ручной обработке металлов | |
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов. | 2 | Понятие о машинах и механизмах. Виды соединений. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов. Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке, инструменты и приспособления. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке.
| |
Технологии художественно-прикладной обработки материалов. |
6 | Технологии художественно-прикладной обработки материалов1. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда | |
Технологии домашнего хозяйства. |
6 | Интерьер жилого помещения. Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Технология ухода за кухней. Средства для ухода. Экологические аспекты применения современных химических средств в быту. Технологии ухода за одеждой и обувью. Профессии в сфере обслуживания и сервиса Эстетические, экологические, эргономические требования к интерьеру жилища. Регулирование микроклимата в доме. Приборы для поддержания температур ного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере. Правила пользования бытовой техникой. | |
Технологии творческой и опытнической деятельности |
14 | Порядок выбора темы проекта. Формулирование требований к выбранному изделию. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный). Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов | |
5 | Итого | 70 |
|
Тематическое планирование
«Технический труд» (мальчики)
5А, 5Б, 5В, 5Г классы
№ уро-ка | Наименова-ние разделов и тем | Дата | Основные понятия (содержание) | Формирование информационной компетентности | Требования к уровню подготовки обучающихся | Виды учебной деят-ти (на уровне УУД) | Домашнее задание | Корректировка | |||||||||||||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личност-ные УУД | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
1-2 | Введение. Вводный инструктаж по технике безопасности. Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта |
| Технология как дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Вводный инструктаж по охране труда. Определение творческого проекта. Выбор темы проекта. Этапы выполнения проекта | учебно-познаватель -ная, информационнаякоммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.
| Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Формирование целостного мировоззрения
| Программное обучение, рассказ, беседа
| §1,2 стр. 4-9 |
| |||||||||||
| Технологии обработки конструкционных материалов (50 ч) Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (20 ч) |
|
| Учебно-познавательнаяинформационная, коммуникативная,социально-трудовая, компетенция личностного совершенствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информа-ции. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Формирование способности к саморазвитию и самообразованию | Знать технологии обработки материалов из древесины. |
|
| |||||||||||
3-4 | Древесина. Пиломате-риалы и древесные материалы
|
| Древесина. Породы древесины, древесные материалы. «Виды пиломатериало», «Виды древесных материалов». Пр.р.№1 Распознава-ние древесины и древесных материалов
| Учебно-познавательная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного совершенствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. | Самостоятельное определение цели своего обучения. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности
| Формирование целостного мировоззрения Формирование способности к саморазвитию и самообразованию
| Программное обучение, рассказ, беседа Распозна-вать материалы по внешнему виду.
| §3 стр. 10-15
|
| |||||||||||
5-6 | Графическое изображение деталей и изделий |
| Эскиз, технический рисунок, чертеж изделий из древесины. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информа-ции. | Самостоятельное определение цели своего обучения. | Самооценка умственных и физических способностей. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §4 стр.16-20 |
| |||||||||||
7-8 | Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины |
| Устройство и назначение столярного верстака и столярных инструментов.
| учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Овладение элементами органиизации умственного и физического труда. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §5 стр. 21-25 |
| |||||||||||
9-10 | Пр. р. №3 Организа-ция рабочего места для столярных работ. |
| Организация рабочего места для столярных работ. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие моторики и координаци движений рук при работе с ручным инструмен-том. | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. | Проявление познавательной активности. | Организовывать рабочее место. |
|
| |||||||||||
11 | Разработка последова-тельности изготовления деталей. |
| Разработка последова-тельности изготовления деталей | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностн. самос. | Развитие моторики и координаци движений рук при работе с ручным инструмен-том. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Развитие трудолюбия и ответственности. | Составлять последовательность выполнения работ. |
|
| |||||||||||
12 | Разметка заготовок из древесины.
|
| Разметочные инструменты. Правила разметки. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информа-ции. | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Самооценка умственных и физических способностей.
| Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §7 стр. 28-32 |
| |||||||||||
13-16 | Пиление заготовок из древесины. |
| Устройство и назначение инструментов для пиления древесины. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования
| Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Самостоятельное определение цели своего обучения. | Формирование способности к саморазвитию и самообразованию | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §8 стр. 32-37 |
| |||||||||||
17 | Строгание заготовок из древесины. |
| Устройство и назначение инструмента для строгания древесины. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования
| Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. | Проявление познавательной активности.
| Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §9 стр.38-43 |
| |||||||||||
18 | Сверление отверстий в деталях из древесины. |
| Устройство и назначение инструментов для сверления древесины. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Самостоятельное определение цели своего обучения. | Формирование способности к саморазвитию и самообразованию | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §10 стр. 43-49 |
| |||||||||||
19-20 | Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, саморезов.
|
| Сборка изделий. Инструменты и материалы для сборки изделий из древесины.
| учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие моторики и координаци движений рук при работе с ручным инструмен-том.
| Самостоятельное определение цели своего обучения.
| Формирование целостного мировоззрения
| Програм-мное обучение, рассказ, беседа
| §11стр. 49-59
|
| |||||||||||
21-22 | Соединение деталей из древесины клеем. |
| Сборка изделий с помощью клея. Инструменты и материалы для сборки изделий из древесины. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Проявление познавательной активности. | Программное обучение, рассказ, беседа | §13стр. 60-62 |
| |||||||||||
| Технологии художественно - прикладной обработки материалов (8ч) |
|
| учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информа-ции. | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками.
| Проявление познавательной активности. | Выполнять работы ручным инструментом. Соблюдать правила безопасного труда. |
|
| |||||||||||
23-24 | Зачистка изделий из древесины.
|
| Зачистка поверхностей деталей из древесины. Технология зачистки деталей. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Самостоятельное определение цели своего обучения. | Формирование целостного мировоззрения | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §14 стр.63-66 |
| |||||||||||
25-28 | Выпиливание лобзиком. |
| Устройство лобзика. Последовательность операций. ПОТ. Выпиливание изделий из древесины лобзиком. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информа-ции.
| Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. | Проявление познавательной активности. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию | Програм-мное обучение, рассказ, беседа Выполнять работы ручным инструментом. Соблюдать правила безопасного труда. | §16 стр. 71-74 |
| |||||||||||
29-30 | Выжигание по дереву. |
| Выжигатель: устройство, назначение, правила работы. ПОТ | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Самостоятельное определение цели своего обучения. | Проявление познавательной активности. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §17 стр. 75-79 |
| |||||||||||
31-32 | Отделка изделий из древесины выжиганием. |
| Отделка изделий из древесины выжиганием. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информа-ции. | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Развитие трудолюбия и ответственности. | Выполнять работы ручным инструментом. Соблюдать правила безопасного труда. |
|
| |||||||||||
| «Технология машинной обработки металлов и искусствен-ных материалов»-2 часа. |
|
| учебно-познавательная, информационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования | Распознава-ния видов, назначение материалов, инструмен-тов, обору-дования в технологи- ческих процессах. | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками.
| Проявление познавательной активности. | Знакомиться с механизма-ми, машинами, соединениями, деталями. |
|
| |||||||||||
33-34 | Понятие о машине и механизме. |
| Устройство и назначение машин и механизмов. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. | Формирование целостного мировоззрения | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §18 стр. 91-97 |
| |||||||||||
| Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (22 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
35-36 | Тонколисто-вой металл и проволока. |
| Металлы, искусственные материалы: назначение, применение, свойства. Ознакомление с образцами тонколистово-го металла, проволоки и пластмасс. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества Распознава-ния видов, назначение материалов, инструмен-тов, обору-дования в технологи- ческих процессах. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Самостоятельное определение цели своего обучения. | Формирование способности к саморазвитию и самообразо-ванию Проявление познавательной активности. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа Распозна-вать металлы, сплавы, искусствен-ные материалы | §19 стр. 97-102 |
| |||||||||||
37-38 | Рабочее место для ручной обработки металлов. |
| Устройство и назначение слесарного верстака и слесарных инструмен-тов. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие моторики и координаци движений рук при работе с ручным инструмен-том. | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Проявление познавательной активности. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §20 стр. 102-106 |
| |||||||||||
39-40 | Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков. |
| Слесарный верстак: его назначение и устройство. Устройство слесарных тисков. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информа-ции. | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. | Развитие трудолюбия и ответственности. | Организовывать рабочее место для слесарных работ. |
|
| |||||||||||
41-42 | Графическое изображение изделий из металлов и искусственных материалов. |
| Типы: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из металла, проволоки и искусственных материалов. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Чтение чертежа детали из металла и пластмассы. Развертка | учебно-познавательная информационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования
| Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Самостоятельное определение цели своего обучения. | Формирование целостного мировоззрения | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §21 стр. 106-110 |
| |||||||||||
43-44 | Технология изготовления изделий из металлов и искусствен-ных материалов. |
| Виды операций при изготовлении изделий из металлов и искусственных материалов. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования
| Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Формирование способности к саморазвитию и самообразованию | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §22 стр. 110-115 |
| |||||||||||
45-46 | Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусствен-ных материалов. |
| Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования
| Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. | Развитие трудолюбия и ответственности. | Разрабатывать технологии изготовле-ния изделий из металлов. |
|
| |||||||||||
47-48 | Правка и разметка заготовок из тонколистово-го металла и проволоки.
|
| Ручные инструменты для правки и разметки тонколистового металла и проволоки. Шаблон. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с разметкой заготовок из металла и изготовлением шаблонов | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Самостоятельное определение цели своего обучения. | Формирование целостного мировоззрения. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §23 стр. 115-118 |
| |||||||||||
49-50 | Резание и зачистка заготовок из тонколистово-го металла, проволоки и искусственных материалов. Пр. р. №23
|
| Инструмен-ты и приспособления для резания и зачистки заготовок из металла. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие моторики и координаци движений рук при работе с ручным инструмен-том. | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Самооценка умственных и физических способностей. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §25 стр. 123127 |
| |||||||||||
51-52 | Гибка заготовок из тонколистово-го металла и проволоки. |
| Гибка тонколистового металла и проволоки как технологическая операция. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Формирование способности к саморазвитию и самообразованию. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | §27 стр. 132-137 |
| |||||||||||
| Исследова-тельская и созидатель-ная деятель-ность (4 ч) |
|
| учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии предста-ия, преобразования и использования информации. | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Формирование способ-ности к саморазви-тию и самообразованию.
| Програм-мное обучение, рассказ, беседа |
|
| |||||||||||
53-54 | Творческий проект «Подставка для рисования» |
| Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта. Разработка эскизов деталей изделия. Расчёт условной стоимости материалов | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие моторики и координаци движений рук при работе с ручным инструмен-том. Развитие умений применять технологии представления, преобразова ния и использования информации. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Проявление познавательной активности, умственных и физических способностей. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа |
|
| |||||||||||
55-56 | Творческий проект «Подставка для рисования» |
| Выполнение эскиза, модели изделия. Изготовление детали, сборка и отделка изделия. Оформление проект-ных материа-лов.Использование ПК при выполне-нии и пре-зентации проектов. Презента-ция проекта | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие моторики и координаци движений рук при работе с ручным инструмен-том. | Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Проявление познавательной активности Формирование способности к саморазвитию и самообразованию.
| Програм-мное обучение, рассказ, беседа Выполнять отделку изделий из металла, проволоки и искусственных материалов. Соблюдать правила |
|
| |||||||||||
| «Технологии домашнего хозяйства» - 6 часов. |
|
| учебно-познавательная, информационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования | Оценивание своей способности к труду. Осознание ответствен-ности за качество результатов труда. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.
| Проявление познавательной активности. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа |
|
| |||||||||||
57-58 | Интерьер жилого помещения. |
| Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества Оценивание своей способности к труду. Осознание ответствен-ности за качество результатов труда. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельностиКомбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества.
| Проявление познавательной активности. Самооценка умственных и физических способностей.
| Програм-мное обучение, рассказ, беседа Разрабаты-вать эскизы изделий для дома. | §32 стр.163-173 |
| |||||||||||
59-60 | Технологии ухода за жилым помещением, одеждой, обувью.
|
| Правила уборки помещенийОсваивание технологии удаления пятен с обивки мебели, чистки зеркальных и стеклян-ных поверхностей. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Оценивание своей способности к труду. Осознание ответствен-ности за качество результатов труда. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.
| Проявление познавательной активности.
| Програм-мное обучение, рассказ. Находить информацию с помо-щью сети Интернет | §34 стр. 174-179
|
| |||||||||||
61-62 | Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей. |
| Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие моторики и координаци движений рук при работе с ручным инструмен-том. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. | Проявление познавательной активности. | Выполнять мелкий ремонт одежды, чистку обуви, ремонт мебели. |
|
| |||||||||||
63-64 | «Изготовле-ние полез-ных для дома вещей»
|
| Осваивание технологии ухода за обувью, правил хранения, чистки и стирки одежды. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Планирование технологического процесса и процесса труда. | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. | Формирование способности к саморазвитию и самообразованию | Програм-мное обучение, рассказ, беседа. | Стр. 178 |
| |||||||||||
| Исследовательская и созидательная деятель-ность (заключительная часть) (6) |
|
| учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования
| Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности. | Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ. | Самооценка умственных и физических способностей. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа Обосновы-вать выбор изделия на основе личных потребнос-тей.
|
|
| |||||||||||
65-70 | Защита проекта. |
| Оформление проектных материалов. Использо-вание ПК при выполнении и презентации проектов. | учебно-познавательнаяинформационная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности. | Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ. | Самооценка умственных и физических способностей. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа Обосновы-вать выбор изделия на основе личных потребнос-тей.
|
|
| |||||||||||
Итого за год 70 - уроков |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
класс | Основная литература | Дополнительная литература |
5 | - Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные технологии «Вентана-Граф» 2015 -рабочая тетрадь А.Т. Тищенко, Н.А.Буглаева, «Вентана-Граф» 2015 | - Карабанов, И. А. Технология обработки древесины: учеб. для учащихся 5–9 кл. общеобр. уч. – 2-е изд. / И. А. Карабанов. – М.: Просвещение, 1997. - Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда: пособие для учителей 4–8 кл. – 2-е изд., перераб. и доп. / Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – М.: Просвещение, 1980. - Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению: обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту: пособие для учителя труда. – 2-е изд., перераб. и доп. / Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло и др.; под ред. Д. А. Тхоржевского. – М.: Просвещение, 1989. - Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М.: Просвещение, 1984. - Коваленко, В. И. Объекты труда. 5 кл. Обработка древесины и металла: пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Куленёнок. – М.: Просвещение, 1990. Тищенко, А. Т. Технология: учебник для 5 кл. общеобр. уч. / А. Т. Тищенко, П. С. Самородкин, В. Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 1997.
|
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- | Стандарт основного общего образования по технологии | |
- | Примерная программа основного общего образования по технологии | |
- | Рабочие программы по направлениям технологии | |
- | Учебники по технологии для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса | |
- | Рабочие тетради на печатной основе для 5класса | |
- | Научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы | |
- | Нормативные материалы (ГОСТы, ОСТы, ЕТКС и т. д.) по разделам технологической подготовки | |
- | Справочные пособия по разделам и темам программы | |
- | Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) | |
- | Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских | |
- | Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки | |
- | Таблицы (плакаты) по основным темам разделов направления технологической подготовки учащихся | |
- | Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся | |
- | Раздаточные контрольные задания | |
| Информационно-коммуникационные средства | |
- | Мультимедийные моделирующие и обучающие программы, электронные учебники по основным разделам технологии | |
- | Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии | |
- | Интернет-ресурсы по основным разделам технологии | |
| Экранно-звуковые пособия | |
- | Комплекты диапозитивов (слайдов) по различным темам и разделам программы | |
| Технические средства обучения | |
- | Персональный компьютер | |
| Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
- | Аптечка | |
- | Стол рабочий универсальный | |
| Специализированная учебная мебель | |
- | Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления плакатов и таблиц | |
- | Компьютерный стол | |
- | Секционные шкафы (стеллажи) для хранения инструментов, приборов, деталей | |
- | Ящики для хранения таблиц и плакатов | |
- | Специализированное место учителя | |
- | Ученические столы двухместные с комплектом стульев |
Система контроля и оценивания учебных достижений обучающихся
требования | вид контроля | форма контроля |
личностные | предварительный | выставки начальной школы |
текущий | устный опрос, наблюдение, практические работы | |
периодическая проверка ЗУ по разделу | самостоятельные работы | |
итоговый | выставка работ, презентации проектов | |
метапредметные | предварительный | входная диагностика |
текущий | наблюдение, тестирование, творческие работы | |
итоговый | мониторинг | |
предметные в сфере |
|
|
а) познавательной | текущий | тест с многозначным выбором ответа, наблюдение |
итоговый | мониторинг | |
б)мотивационной | текущий | устный опрос |
итоговый | письменный опрос | |
в)трудовой деятельности | текущий | самоконтроль, практические работы, мини-проекты, взаимопроверка, инструкционные карты, самооценочная карта контроля |
итоговый | тестирование, готовое изделие | |
г)физиолого-психологической деятельности | текущий | наблюдение, устный опрос, рефлексия |
д) эстетической | текущий | наблюдение, творческие работы, самооценка по критериям |
е)коммуникативной | текущий | наблюдение |
итоговый | защита проекта, мониторинг |
Критерии оценки качества знаний учащихся по технологии
При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить учебный материал своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
полностью не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
не может спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
отказывается выполнять задания.
При выполнении творческих и проектных работ
Технико-экономические требования | Оценка «5» ставится, если учащийся: | Оценка «4» ставится, если учащийся: | Оценка «3» ставится, если учащийся: | Оценка «2» ставится, если учащийся: |
Защита проекта | Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. | Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы.Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы. Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами | Обнаруживает неполное соответствие доклада и проделанной проектной работы. Не может правиль-но и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами. | Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на многие вопросы. Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами. |
Оформление проекта | Печатный вариант. Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта. Грамотное, полное изложение всех разделов. Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). Соответствие технологических разработок современным требованиям. Эстетичность выполнения. | Печатный вариант. Соответствие требованиям выполнения проекта. Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов. Качественное, неполное количество наглядных материалов. Соответствие технологических разработок современным требованиям. | Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям. | Рукописный вариант. Не соответствие требованиям выполнения проекта. Неграмотное изложение всех разделов. Отсутствие наглядных материалов. Устаревшие технологии обработки. |
Практическая направленность | Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.
| Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения. | Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренногов проекте, но может использо-ваться в другом практическом применении. | Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению. |
Соответствие технологии выполнения | Работа выполнена в соответствии с технологией. Правильность подбора технологических операций при проектировании | Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения | Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению | Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется |
Качество проектного изделия | Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия | Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается | Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворитель-но, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению | Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия |
При выполнении тестов, контрольных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы
Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы
Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 30 - 69 % работы
Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 30 % работы
Планируемые результаты обучения
Ученик научится (базовый уровень) | Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень) |
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов. | |
• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии; • читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы; • выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов; • осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов. | • грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов; • осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
|
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов. | |
• изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для ручной обработки металлов и искусственных материалов, пользуясь технологической документацией; • выполнять сборку изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Знать способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. | • выполнять несложные приёмы моделирования изделий из металлов и искусственных материалов; • определять и исправлять дефекты изделий из металлов и искусственных материалов; • выполнять художественную отделку изделий из металлов и искусственных материалов; • изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, народных промыслов; |
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов | |
Организовывать рабочее место для работы на сверлильном станке, выбирать инструменты и приспособления. Соблюдать правила безопасного труда при работе на сверлильном станке. | • выполнять несложные приёмы моделирования изделий из металлов и искусственных материалов; • определять и исправлять дефекты изделий из металлов и искусственных материалов;
|
Технологии художественно-прикладной обработки материалов | |
• Владеть технологией выпиливания лобзиком. Материалами, инструментами и приспособлениями для выпиливания. Организацией рабочего места. Правилами безопасного труда. Технологией выжигания по дереву. Материалами, инструментами и приспособлениями для выжигания. Организацией рабочего места. Правилами безопасного труда; | • организовывать и осуществлять деятельность на основе установленных правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий; • осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда. |
Технологии домашнего хозяйства. | |
• Владеть способами ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. • Технологией ухода за кухней. Средствами для ухода. Экологическими аспектами применения современных химических средств в быту. Технологией ухода за одеждой и обувью. | • Владеть эстетическими, экологическими, эргономическими требованиями к интерьеру жилища. Регулированием микроклимата в доме. Приборами для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере. Правилами пользования бытовой техникой.; • понимать роль освещения в интерьере. Владеть безопасными правилами пользования бытовой техникой.; |
Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности | |
• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла, осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта; • представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите. | • организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий; • осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
|
В результате изучения технологии учащийся должен:
Знать/ понимать
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
Уметь
рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
7