СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе
- федерального государственного общего образования;
- федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017-2018 учебный год;
- основной образовательной программы МКОУ «Кулужбаевская ООШ»;
- авторской программы «Технология 5-8 классы» А.Т.Тищенко, Н.В.Синица, М.: «Вентана-Граф», 2012.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Кулужбаевская основная общеобразовательная школа»
Приложение
к основной образовательной программе
Согласовано Зам. директора по УВР: ______________/Шарипова Л.У. « »____________2017 г. | Утверждаю Директор: ______________/Шарипова О.Г./ « »____________2017 г. |
Рабочая программа
по технологии
5 класс
2017-2018 учебный год
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 1 год
Составила программу учитель технологии
Аккужина Дина Рустамовна
2017 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе
- федерального государственного общего образования;
- федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017-2018 учебный год;
- основной образовательной программы МКОУ «Кулужбаевская ООШ»;
- авторской программы «Технология 5-8 классы» А.Т.Тищенко, Н.В.Синица, М.: «Вентана-Граф», 2012.
Основным предназначением образовательной области «Технология » в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры учащегося, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Школьный уровень
Об утверждении учебного плана МКОУ «Кулужбаевская основная общеобразовательная школа» на 2017-2018 уч.год. (Приказ № ).
Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин МКОУ «Кулужбаевская основная общеобразовательная школа» (Приказ )
Учебный план школы отводит в 5 классе 70 часов (2 часа в неделю) для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Индустриальная технология».
Тематический план
№п/п | Разделы и темы программы | 5 класс |
1 | Технологии обработки конструкционных материалов | 50 |
1.1 | Технология ручной обработки древесины и древесных материалов | 20 |
1.2 | Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов | 22 |
1.3 | Технологии художественно-прикладной обработки материалов | 6 |
1.4 | Технология машинной обработки металлов и искусственных материалов | 2 |
2 | Технология домашнего хозяйства | 6 |
3 | Технологии исследовательской и созидательной деятельности | 14 |
| Итого | 70 |
Преподавание учебного предмета «Индустриальные технологии» осуществляется по учебнику, Тищенко А.Т., Симоненко В. Д. Технология. Индустриальные технологии, М.: «Вентана-Граф», 2013.
Результаты освоения учебного предмета « Технология»
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления пои организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи па основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирования целостного представления техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Обоснование национальных, региональных, этнокультурных особенностей.
Для реализации регионального компонента по технологии темы разнообразны и имеют практическую направленность. Все темы отражены в содержании курса отдельно взятого класса и в календарно-тематическом планировании.
Содержание тем учебного курса.
5 класс.
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (50 ч.)
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (20 ч.)
Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал, её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения.
Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямоугольные проекции па одну, две и три плоскости (виды чертежа).
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов.
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический процесс, технологическая карта.
Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.
Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления для ручной обработки древесины. Изготовление деталей различных геометрических форм ручными инструментами.
Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание древесины и древесных материалов.
Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины.
Организация рабочего места для столярных работ.
Разработка последовательности изготовления деталей из древесины.
Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов.
Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий. Защитная и декоративная отделка изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов (саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их устранение. Соблюдение правил безопасной работы при использовании ручных инструментов, приспособлений и оборудования. Уборка рабочего места.
Тема 2. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов(22 ч.)
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Способы обработки отливок из металла. Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с производством металлов.
Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.
Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для ручной обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения.
Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Применение ПК для разработки графической документации.
Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Технологические карты.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление. Особенности выполнения работ. Основные сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки заготовок, получения отверстий в заготовках с помощью специального оборудования.
Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные инструменты, применяемые при изготовлении деталей из металлов и искусственных материалов.
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Соединение заклёпками. Соединение тонколистового металла фальцевым швом.
Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.
Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств.
Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов.
Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.
Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разработка графической документации с помощью ПК.
Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов.
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и приспособления для правки.
Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Отработка навыков работы с инструментами для слесарной разметки.
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков работы с инструментами и приспособлениями для гибки.
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов. Применение электрической (аккумуляторной) дрели для сверления отверстий.
Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
Тема 3. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов(2 ч.)
Теоретические сведения. Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов. Виды соединений. Простые и сложные детали. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов.
Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и приспособления для работы на сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с механизмами, машинами, соединениями, деталями.
Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, с приспособлениями и инструментами для работы на станке.
Отработка навыков работы на сверлильном станке. Применение контрольно-измерительных инструментов при сверлильных работах.
Тема 4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов(6 ч.)
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.
Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. 11риёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.
Лабораторно-практические и практические работы. Выпиливание изделий из древесины и искусственных материалов лобзиком, их отделка. Определение требований к создаваемому изделию.
Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.
Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (6 ч.)
Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними (4 ч.)
Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Требования к интерьеру помещений в городском и сельском доме. Прихожая, гостиная, детская комната, спальня, кухня: их назначение, оборудование, необходимый набор мебели, декоративное убранство.
Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели.
Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами, посудой, кухонной мебелью.
Экологические аспекты применения современных химическиx средств и препаратов в быту.
Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за обувью.
Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение мелкого ремонта одежды, чистки обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Тема 2. Эстетика и экология жилища (2 ч.)
Теоретические сведения. Требования к интерьеру жилища: эстетические, экологические, эргономические.
Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Лабораторно-практические и практические работы. Оценка микроклимата в помещении. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам.
Разработка плана размещения осветительных приборов. Разработка планов размещения бытовых приборов.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» (12 ч.)
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.
Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта.
Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год.
Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.
Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск необходимой информации использованием сети Интернет.
Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для ручек и карандашей, настольная полочка для дисков, полочки для цветов, подставки под горячую посуду, разделочные доски, подвеска для отрывного календаря, домики для птиц, декоративные панно, вешалки для одежды, рамки для фотографий), стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели автомобилей, судов и самолётов, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные подсвечники, подставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декоративные цепочки, номерок на дверь квартиры), отвёртка, подставка для паяльника, коробки для мелких деталей, головоломки, блёсны, наглядные пособия и др.
Календарно- тематическое планирование 5 класс
условные обозначения, используемые в таблице:
ОНЗ – урок «открытия» новых знаний ОУиР – урок отработки умений и рефлексии ПР – практическая работа
ОН – урок общеметодологической направленности ЗСТ – здоровьесберегающая технология ЛР – лабораторная работа
к/п – компьютерная презентация
Индустриальные технологии – 70 часов | ||||||||||||||||
Регулятивные УУД:
учебного труда. | Познавательные УУД:
| Коммуникативные УУД:
| Личностные УУД:
| |||||||||||||
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Технологии | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты | Дата проведения | ||||||||
Исследовательская и созидательная деятельность (вводная часть) (2 ч) | ||||||||||||||||
1-2 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта | 2 | Урок освоения новых знаний, проектного обучения | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения | Технология как дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Вводный инструктаж по охране труда. Определение творческого проекта. Выбор темы проекта. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный). Защита (презентация) проекта. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет
| Ознакомление с правилами поведения в мастерской и на рабочем месте. Ознакомление с понятиями «проект», «этапы выполнения проекта», защита проекта. Обоснование достоинств проектного изделия. Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом, индивидуальная работа | Развитие у учащихся представления о проектной деятельности, основных компонентах и критериях проекта; последовательности разработки творческого проекта. Умение составлять индивидуальный (групповой) план проекта, формирование стартовой мотивации к изучению нового; ориентирование в информационном пространстве |
| ||||||||
Технологии обработки конструкционных материалов (50 ч) | ||||||||||||||||
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (20 ч) | ||||||||||||||||
3-4 | Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы | 2 | Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками | Здоровьесбережения, компьютерного урока, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий | Древесина, строение древесины. Свойства и области ее применения. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Пиломатериалы. Виды пиломатериалов. Виды древесных материалов: ДСП, ДВП, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов | Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа (Тест 1.). Усвоение основных определений и понятий по теме. Сообщение на тему «Виды пиломатериалов», «Виды древесных материалов». Поиск информации в Интернете о лиственных и хвойных породах древесины, пиломатериалах и древесных материалах Лабораторно-практическая работа №1 «Распознавание древесины и древесных материалов» | Знание пород древесины, ее структуры,области применения. Сравнение различных объектов: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства Определение видов древесины и древесных материалов по внешним признакам; распознавание пиломатериалов. Умение отвечать на вопросы. Познавательный интерес к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний |
| ||||||||
5-6 | Графическое изображение деталей и изделий | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении | Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Линии чертежа. Виды проекции детали. Профессии, связанные с разработкой и выполнением чертежей деталей и изделий | Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом, индивидуальная работа. Зарисовка эскиза детали. Практическая работа №2 «Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины» | Отличие изделия от детали; типы графических изображений; сущность понятия масштаб; чтение чертежа плоскостной детали. Навыки работы по алгоритму, корректирование деятельности: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения |
| ||||||||
7-8 | Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины | 2 | Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками | Здоровьесбережения, проблемного обучения, индивидуально-личностного обучения | Устройство столярного верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака. Инструменты для обработки древесины. Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Профессии современного столярного производства. Правила безопасной работы | Участие в беседе по теме. Усвоение основных определений и понятий по теме. Фронтальная работа с классом. Практическая работа №3 «Организация рабочего места для столярных работ»
| Комплектование и рациональная организация рабочего места для ручной обработки древесины. Правильная установка и закрепление заготовки в зажимах верстака; проверка соответствия верстака своему росту. Выполнять учебные задачи. Выполнение правил безопасного труда |
| ||||||||
9-10 | Последовательность изготовления деталей из древесины | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, развивающего обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов | Технологический процесс. Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта и её назначение. Основные технологические операции. Профессии, связанные с разработкой технологических процессов | Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом, индивидуальная работа. Практическая работа №4 «Разработка последовательности изготовления детали из древесины» | Определять последовательность изготовления детали по технологической карте. Находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно | | ||||||||
11-12 | Разметка заготовок из древесины | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, парной и групповой деятельности | Разметка заготовок. Последовательность разметки заготовок из древесины. Инструменты для разметки. Разметка заготовок с помощью шаблона | Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Разметка заготовки при помощи рейсмуса. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №5 «Разметка заготовок из древесины» | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Выполнение разметки заготовок из древесины по чертежу и шаблону. Навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Выполнение правил безопасного труда |
| ||||||||
13-14 | Пиление заготовок из древесины | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов | Пиление как технологическая операция. Инструменты и приспособления для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Профессии, связанные с распиловкой пиломатериалов | Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №6 «Пиление заготовок из древесины» | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Безопасно пилить заготовки столярной ножовкой, контролировать качество выполненной операции. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового |
| ||||||||
15-16 | Строгание заготовок из древесины | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении | Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания, их устройство. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Правила безопасной работы при строгании | Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Сборка, разборка и регулировка рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №7 «Строгание заготовок из древесины» | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
| ||||||||
17-18 | Сверление отверстий в деталях из древесины | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, индивидуально-личностного обучения | Сверление как технологическая операция. Инструменты и приспособления для сверления, их устройство. Виды свёрл. Последовательность сверления отверстий. Правила безопасной работы при сверлении. Профессии, связанные с работой на сверлильных станках в деревообрабатывающем и металлообрабатывающем производстве | Участие в беседе по теме. Усвоение основных определений и понятий по теме. Закрепление сверл в коловороте и дрели; разметка отверстия; просверливание отверстия нужного диаметра. Соблюдение правил безопасной работы при сверлении. Практическая работа №8 «Сверление заготовок из древесины» | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Просверливание отверстия нужного диаметра с соблюдением правил безопасной работы. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата |
| ||||||||
19-20
| Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и саморезами | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков | Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей, шурупов и саморезов. Инструменты для соединения деталей гвоздями, шурупами и саморезами. Последовательность соединения деталей. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с обработкой и сборкой деталей из древесины на деревообрабатывающих и мебельных предприятиях | Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Умение выбирать гвозди, шурупы и саморезы для соединения деталей из древесины, выполнять соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и саморезами. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №9 «Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами (саморезами)» | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Соединение деталей из древесины гвоздями и шурупами. Находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию в преодолении препятствий. |
| ||||||||
21-22 | Соединение деталей из древесины клеем | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, дифференцированного подхода в обучении | Соединение деталей из древесины клеем. Виды клея для соединения деталей из древесины. Последовательность соединения деталей с помощью клея. Правила безопасной работы | Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Умение выбирать клей для соединения деталей из древесины, выполнять соединение деталей из древесины клеем. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №10 «Соединение деталей из древесины с помощью клея» | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Соединение деталей из древесины клеем. Выбирать наиболее эффективные способы выполнения работы. Коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Осознавать уровень и качество усвоения результата |
| ||||||||
Технологии художественно - прикладной обработки материалов (6 ч) | ||||||||||||||||
23-24 | Отделка изделий из древесины | 2 | Урок-практикум | Здоровьесбережения, развивающего обучения, индивидуально-личностного обучения, дифференцированного подхода в обучении | Зачистка поверхностей деталей из древесины. Технология зачистки деталей. Отделка изделий из древесины тонированием и лакированием. Технологии отделки изделия древесины тонированием и лакированием. Различные инструменты и приспособления для зачистки и отделки деревянных изделий. Правила безопасной работы при обработке древесины. Профессии, связанные с обработкой изделий из древесины на мебельных предприятиях | Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Визуальный контроль качества изделия. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №11 «Отделка изделий из древесины» | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Подбирать инструмент, способ и материал для зачистки и отделки изделий, выполнять отделку изделий с соблюдением правил безопасности. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения |
| ||||||||
25-26 | Выпиливание лобзиком | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, дифференцированного подхода в обучении | Выпиливание лобзиком. Устройство лобзика. Последовательность выпиливания деталей лобзиком. Визуальный контроль качества выполненной операции. Правила безопасной работы | Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Выбор заготовок для выпиливания, выпиливание фигур и простых орнаментов. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №12 «Выпиливание изделий из древесины лобзиком» | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Выпиливание и зачистка изделий из дерева. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий |
| ||||||||
27-28 | Выжигание по дереву | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, дифференцированного подхода в обучении | Выжигание по дереву. Электровыжигатель. Виды линий. Технология выжигания рисунка на фанере. Отделка изделия раскрашиванием и лакированием. Визуальный контроль качества выполненной операции. Правила безопасной работы с электрическими приборами | Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Усвоение основных определений и понятий по теме. Поиск информации в Интернете (выбор узора). Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №13 «Отделка изделий из древесины выжиганием» | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Выжигание, и лакирование изделий из дерева. Осуществлять контроль деятельности («что сделано») и пошаговый контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
| ||||||||
Исследовательская и созидательная деятельность (4 ч) | ||||||||||||||||
29-32 | Творческий проект «Стульчик для отдыха на природе» | 4 | Урок проектного обучения | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, урок творчества | Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта. Поиск информации в книгах, журналах и сети Интернет, среди готовых изделий. Разработка эскизов деталей изделия. Расчёт условной стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Подготовка графической документации. Разработка творческого проекта. Защита проекта. Эргонометрические требования ТБ | Выбор темы проекта в соответствии со своими возможностями, обоснование выбора темы. Выполнение эскиза, модели изделия. Изготовление детали, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Оформление проектных материалов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов. Презентация проекта | Обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения |
| ||||||||
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов (2 ч) | ||||||||||||||||
33-34 | Понятие о механизме и машине | 2 | Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения | Машина и её виды. Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Типовые детали. Типовые соединения деталей. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов | Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Усвоение основных определений и понятий по теме. Лабораторно-практическая №14 «Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями»
| Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового |
| ||||||||
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (22 ч) | ||||||||||||||||
35-36 | Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, развивающего обучения, компьютерного урока | Металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Искусственные материалы и их виды. Виды пластмасс. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы её получения. Профессии, связанные с производством металлов и производством искусственных материалов | Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа (карточки-задания). Усвоение основных определений и понятий по теме. Сообщение с презентацией на тему «Цветные и чёрные металлы», «Виды листового металла и проволоки», «Виды и производство искусственных материалов». Поиск информации в Интернете об искусственных материалах и способах их производства. Лабораторно-практическая №15 «Ознакомление с образцами тонколистового металла, проволоки и пластмасс» | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Различать виды металлов и искусственных материалов |
| ||||||||
37-38
| Рабочее место для ручной обработки металлов | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, развивающего обучения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентиро-ванного обучения | Слесарный верстак: его назначение и устройство. Устройство слесарных тисков. Профессии, связанные с обработкой металла. Правила безопасности труда при ручной обработке металла | Работа с текстом учебника, фронтальная беседа с классом. Усвоение основных определений и понятий по теме. Сообщение с презентацией на тему «Профессии, связанные с обработкой металла». Практическая работа №16 «Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков» | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос. Закреплять заготовку в тисках. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
| ||||||||
39-40
| Графическое изображение деталей из металла и искусственных материалов | 2 | Урок-практикум | Здоровьесбережения, компьютерного урока, проблемного обучения, индивидуальной и групповой деятельности | Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из металла, проволоки и искусственных материалов. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Чтение чертежа детали из металла и пластмассы. Развертка | Работа с текстом учебника, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Усвоение основных определений и понятий по теме. Практическая работа №17 «Чтение чертежа. Графическое изображение изделий из тонколистового металла и проволоки» | Навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Читать чертежи деталей из металла и искусственных материалов |
| ||||||||
41-42
| Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, поэтапного формирования умственных действий | Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов . Технологическая карта. Изделия из металла и искусственных материалов. Способы изготовления изделий из металла и искусственных материалов. Области применения изделий из металла и искусственных материалов. Профессии, связанные с производством изделий из металла и искусственных материалов | Участие в беседе по теме. Усвоение основных определений и понятий по теме. Сообщение с презентацией на тему «Изделия из металла и искусственных материалов и способы их изготовления». Практическая работа №18 «Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос. Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения |
| ||||||||
43-44
| Правка и разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, парной и групповой деятельности | Правка и разметка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки и разметки тонколистового металла и проволоки. Шаблон. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с разметкой заготовок из металла и изготовлением шаблонов | Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Работа в группах, фронтальная работа с классом. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №19 «Правка и разметка заготовок из металла, проволоки и искусственных материалов» | Устойчивая мотивация к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий. Выполнять правку заготовок и разметку на заготовке. Осознавать учащимся уровень и качество выполнения операции |
| ||||||||
45-46
| Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материа-лов | 2 | Урок формирования и применения знаний, умений, навыков | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, развивающего обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов | Резание и зачистка: особенности выполнения данных операций. Инструменты для выполнения операций резания и зачистки. Технологии резания и зачистки заготовок из металла, проволоки и пластмассы. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с резанием и шлифованием заготовок | Работа с текстом учебника, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Визуальный контроль качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №20 «Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов» | Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Осознавать уровень и качество усвоения результата. Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и пластмассы. Управление своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия) |
| ||||||||
47-48
| Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбере-жения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентиро-ванного обучения | Гибка тонколистового металла и проволоки как технологическая операция. Инструменты и приспособления для выполнения операции гибки. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с изготовлением заготовок из металла | Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Фронтальная и индивидуальная работа с классом. Визуальный контроль качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №21 «Гибка заготовок из листового металла и проволоки» | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Осознавать уровень и качество усвоения результата. Уметь гнуть заготовку из тонколистового металла и проволоки. Произвольно и осознанно владеть общим приемом гибки заготовки |
| ||||||||
49-50
| Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материа-лов | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, развивающего обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов | Пробивание и сверление отверстий в тонколистовом металле. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операций пробивания и сверления отверстий. Технологии пробивания и сверления отверстий заготовок из металла и пластмассы. Правила безопасной работы | Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Фронтальная и индивидуальная работа с классом. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Практическая работа №22 «Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов» | Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — выбору в ситуации мо-тивационного конфликта и к преодолению препятствий. Умение выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Использование разнообразных способов решения поставленной задачи |
| ||||||||
51-52 | Устройство на-стольного сверлильного станка | 2 | Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения | Настольный сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке, инструменты и приспособления. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке | Выполнение работ на настольном сверлильном станке. Применение контрольно-измерительных инструментов при сверлильных работах. Выявление дефектов и устранение их. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №23 «Ознакомление с устройством на-стольного сверлильного станка, сверление отверстий на станке» | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Выполнять работы на настольном сверлильном станке. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности |
| ||||||||
53-54
| Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материа-лов | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, индивидуально-личностного обучения | Способы соединения деталей. Инструменты и приспособления для соединения деталей. Технологии соединения деталей. Правила безопасности труда. Профессии, связанные с изготовлением изделий из тонколистового металла | Фронтальная и индивидуальная работа с классом. Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа №24 «Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов» | Осознавать уровень и качество усвоения результата. Соединять детали из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Устойчивая мотивация к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий |
| ||||||||
55-56 | Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, индивидуально-личностного обучения, компьютерного урока | Отделка изделий окрашиванием. Технология отделки изделий. Метод распыления. Правила безопасности труда | Фронтальная и индивидуальная работа с классом. Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда. Сообщение с презентацией на тему «Сборка и отделка изделий из металла и проволоки» Практическая работа №25 «Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов» | Уметь точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Отделка изделий из металла, проволоки, пластмассы. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Осознавать уровень и качество усвоения результата. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности |
| ||||||||
Исследовательская и созидательная деятельность (4 ч) | ||||||||||||||||
57-60 | Творческий проект «Подставка для рисования» | 4 | Урок проектного обучения | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, урок творчества | Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта. Поиск информации в книгах, журналах и сети Интернет, среди готовых изделий. Разработка эскизов деталей изделия. Расчёт условной стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Подготовка графической документации. Разработка творческого проекта. Защита проекта. Эргонометрические требования ТБ | Выбор темы проекта в соответствии со своими возможностями, обоснование выбора темы. Выполнение эскиза, модели изделия. Изготовление детали, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Оформление проектных материалов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов. Презентация проекта | Обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения |
| ||||||||
Технологии домашнего хозяйства (6 ч) | ||||||||||||||||
61-62 | Интерьер жилого помещения | 2 | Урок изучения нового | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, индивидуально-личностного обучения | Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения | Знакомство с требованиями, предъявляемыми к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон. Анализирование дизайна интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики | Формирование познавательного интереса. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Уметь выделять существенную информацию из текста |
| ||||||||
63-64 | Эстетика и экология жилища | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, индивидуально-личностного обучения | Эстетические, экологические, эргономические требования к интерьеру жилища. Регулирование микроклимата в доме. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере. Правила пользования бытовой техникой | Оценка микроклимата в помещении. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам. Разработка плана размещения осветительных приборов. Разработка вариантов размещения бытовых приборов. Практическая работа №26 «Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей»
| Формирование познавательного интереса. Управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Уметь выделять существенную информацию из текста |
| ||||||||
65-66 | Технологии ухода за жилым помещением, одеждой и обувью | 2 | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, индивидуально-личностного обучения | Технология ухода за различными видами напольных покрытий, за мебелью, за одеждой и обувью. Технология ухода за кухней. Чистка и стирка одежды. Хранение одежды и обуви. Средства для ухода. Профессии в сфере обслуживания и сервиса. Экологические аспекты применения современных химических средств в быту. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены | Правила уборки помещений. Осваивание технологии удаления пятен с обивки мебели, чистки зеркальных и стеклянных поверхностей. Осваивание технологии ухода за обувью, правил хранения, чистки и стирки одежды. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены. Практическая работа №27 «Изготовление полезных для дома вещей» | Формирование познавательного интереса. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Уметь выделять существенную информацию из текста |
| ||||||||
Исследовательская и созидательная деятельность (заключительная часть) (2 ч) | ||||||||||||||||
67-70 | Защита проекта | 4 | Урок проектного обучения | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, урок творчества | Применение ПК при проектировании. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание) | Разработка вариантов рекламы. Оформление проектных материалов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов. Подготовка электронной презентации проекта. Защита проекта | Составлять план защиты проектной работы. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Разрабатывать варианты рекламы. Оформлять проектные материалы. Подготавливать электронную презентацию проекта |
|
Учебно-методическое обеспечение
Учебник «Технология» под редакцией Симоненко В.Д. 5 класс. Москва. Издательство «Вентана- Граф», 2014.
2. Коваленко, В. И. Объекты труда. 5 кл. Обработка древесины и металла: пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Кулененок. – М. : Просвещение, 2009.
3. Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских : книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М. : Просвещение, 2010.
4. Сасова, И. А. Технология. 5–8 классы: Программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Приложение 1
5 класс.
Тест 1.
Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины
Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?
а) столяр;
б) распиловщик;
в) токарь.
Чем оборудуется рабочее место для обработки древесины?
а) столярный верстак;
б) лакокрасочные материалы;
в) кресло;
г) заготовка.
Что не применяется для закрепления заготовок на верстаке?
а) боковой зажим;
б) клин;
в) лоток;
г) поворотные пальцы.
Для чего используются выдвижные и поворотные пальцы?
а) для регулировки высоты верстака;
б) для опоры длинных заготовок при строгании;
в) для упора заготовок при строгании.
Для каких целей служит передний и задний зажим?
а) для закрепления заготовок;
б) для удобной фиксации чертежей и эскизов;
в) для закрепления инструмента.
В предмете «Технология» изучаются:
а) технологии производства автомобилей;
б) технологии создания медицинских инструментов;
в) технологии преобразования материалов, энергии, информации;
г) технологии создания самолетов и космических аппаратов.
Тест 1: 1 - а, 2 - а, 3 - в, 4 - б, 5 - а, 6 - в.
Тест 2.
Древесина - природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы
Как называется тонкий слой клеток, расположи корой и древесиной?
а) камбий;
б) кора;
в) заболонь;
г) ядро.
Какой слой древесины проводит соки, питающие
а) пробковый;
б) лубяной;
в) сердцевина;
г) сердцевинные лучи.
Каким способом выполняется тангенциальный разрез дерева?
а) поперек оси ствола;
б) вдоль оси ствола, через сердцевину;
в) параллельно сердцевине с удалением на некоторое расстояние.
Какая из пород древесины не является хвойной?
а) сосна;
б) кедр;
в) пихта;
г) ольха.
Какая из пород древесины имеет белый с красноватым оттенком цвет и слабо выраженную текстуру? Она твердая, но быстро загнивает.
а) береза;
б) дуб;
в) осина:
г) лиственница.
Какой из видов пиломатериалов называется брус?
а) пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины;
б) пиломатериал толщиной и шириной более 100 мм;
в) боковые части бревна, оставшиеся после его распиловки
Что такое торец?
а) широкая плоскость материала;
б) поперечная плоскость пиломатериала;
в) линия, образованная пересечением плоскостей.
Что такое шпон?
а) прессованные листы из пропаренной и измельченной до мельчайших волокон древесины;
б) листы, полученные путем прессования опилок, стружки и древесной пыли;
в) тонкий слой древесины, полученный путем строгания или лущения.
Для чего применяется лущильный станок?
а) для получения ДВП;
б) для получения пиломатериала;
в) для получения фанеры;
г) для получения шпона.
Что такое фанера?
а) пиломатериал толщиной менее 100 мм и шириной менее двойной длины;
б) пиломатериал, состоящий из трех и более слоев лущен ного шпона;
в) пиломатериал, полученный при продольном распиливании бревна пополам.
Тест 3.
Графическое изображение деталей из древесины. Этапы планирования работы по изготовлению изделия
Что такое чертеж?
а) графическое изображение, выполненное от руки с указанием размеров и соблюдением пропорций на глаз;
б) графическое изображение, выполненное по правилам черчения с помощью чертежных инструментов;
в) объемное изображение, выполненное от руки.
.Укажите масштаб увеличения?
а) 1 : 2;
б) 1 : 1;
в) 2 : 1.
Какой линией обозначаются оси симметрии и центры отверстий?
а) сплошной толстой линией;
б) штриховой линией;
в) штрихпунктирной линией с двумя точками;
г) штрихпунктирной линией.
Что означает прочитать чертеж, эскиз или технический рисунок?
а) определить, какие линии использованы для выполнения чертежа
б) определить название, масштаб, количество видов, размер, форму и материал;
в) определить порядок изготовления детали.
Что указывается в технологической карте?
а) последовательность операций, графическое изображение применяемые инструменты, и приспособления;
б) система, определяющая порядок и сроки изготовлю изделия;
в) часть производственного процесса по превращения готовки в деталь.
Контур детали на чертежах выполняют:
а) сплошной тонкой линией;
б) штрихпунктирной линией;
в) сплошной толстой основной линией;
г) штриховой линией.
На чертежах и эскизах вид слева располагается:
а) справа от главного вида;
б) сверху от главного вида;
в) слева от главного вида;
г) снизу от главного вида.
Тест 3: 1 - б, 2 - в, 3 - г, 4 - б, 5 - а, 6 - а, 7 - а.
Тест 4.
Разметка заготовок из древесины
Что называется разметкой?
а) нанесение на заготовку линий и точек, указывающих места обработки;
б) нанесение дополнительных, вспомогательных линий при изготовлении изделия;
в) нанесение на заготовку точек для проведения линий
Какой инструмент используется для разметки и измерен углов 45 и 135°?
а) угольник;
б) малка;
в) ерунок;
г) рейсмус.
Для чего применяется рейсмус?
а) для проведения линий и рисок, параллельных кромки заготовки;
б) для измерения углов по образцу и перенесения их на за готовку;
в) для вычерчивания дуг окружности и перенесения размеров;
г) для измерения заготовки.
Какая кромка называется базовой?
а) имеющая самую большую ширину;
б) служащая основой для дальнейшей разметки;
в) на которой установлена заготовка.
Что применяется для нанесения линий разметок?
а) фломастер;
б) шило;
в) маркер;
г) шариковая ручка.
Какие из перечисленных инструментов применяются при разметке деталей из древесины?
а) чертилка;
б) слесарный угольник;
в) рейсмус;
г) кернер.
Тест 5.
Тест 4: 1 - а, 2 - в, 3 - а, 4 - б, 5 - б, Тест 5.
Пиление столярной ножовкой
Вариант I
Что такое пиление?
а) образование опилок в процессе работы пилой;
б) разрезание древесины на части при помощи пилы;
в) обработка заготовки по разметке.
Какие пилы называют лучковыми?
а) столярные пилы с натянутым полотном;
б) пилы, имеющие форму лука с тетивой;
в) пилы с жестким полотном.
Какой вид ножовки используется для неглубоких пропилов подгонки соединений?
а) широкая ножовка;
б) курковка;
в) ножовка с обушком;
г) лобзик.
Как называется приспособление для пиления под углом 45 и 90°?
а) рейсмус;
б) упор;
в) стусло;
г) ерунок.
Какая ножовка должна применяться, если направление среза перпендикулярно волокнам?
а) для поперечного пиления;
б) для продольного пиления;
в) для смешанного пиления.
Чем отличаются ножовки для продольного и поперечного пиления?
а) числом зубьев;
б) длиной полотна;
в) формой зубьев;
г) толщиной полотна.
Тест 5.
Вариант II
Как называется столярная операция, заключающаяся в разрезании древесины на части?
а) пиление;
б) шлифование;
в) разметка;
г) строгание.
Что такое ножовка?
а) столярная пила, имеющая форму ножа;
б) пила с натянутым полотном;
в) пила с ненатянутым жестким полотном.
Какой вид пилы используется для раскроя досок и брусков
а) широкая "ножовка;
б) курковка;
в) ножовка с обушком;
г) лобзик.
Что такое стусло?
а) приспособления для проведения линий разметки под углом 45° и 90°;
б) приспособление для пиления заготовок под углом 45 и 90°;
в) приспособление для крепления заготовки на верстаке,
Какая ножовка должна применяться, если направление среза параллельно волокнам?
а) для поперечного пиления;
б) для продольного пиления;
в) для смешанного пиления.
6. В какую сторону имеют наклон зубья у ножовки для продольного пиления?
а) к ручке;
б) не имеют наклона;
в) от ручки.
Тест 5: Вар. II. 1 – а; 2 - в, 3 - а, 4 - б, 5 - б, 6 - в.
Тест 6.
Строгание древесины
Что такое строгание?
а) столярная операция срезания с поверхности заготовки тонких слоев древесины;
б) выравнивание поверхности заготовки;
в) разделение заготовки на части с образование стружки.
Как называется рубанок для чернового строгания древесины?
а) зензубель;
б) шерхебель;
в) рашпиль;
г) фуганок.
Для выравнивания поверхности на больших участках при меняется:
а) рубанок с одинарным ножом;
б) шерхебель;
в) фуганок;
г) рубанок с двойным ножом.
Что не входит в устройство рубанка?
а) стружколоматель;
б) ручка;
в) нож;
г) стусло.
Как устанавливается лезвие шерхебеля?
а) до 3 мм над подошвой колодки;
б) до 5 мм над подошвой колодки;
в) 0,3-0,5 мм над подошвой колодки.
Как необходимо положить рубанок на верстак?
а) в лоток лезвием вниз;
б) в лоток лезвием от себя;
в) на крышку верстака лезвием в сторону.
Чем можно проконтролировать качество строгания?
а) линейкой;
б) на глаз;
в) рейсмусом;
г) стуслом.
Ровные и гладкие поверхности детали из древесины чают с помощью:
а) лучковой пилы;
б) ножовки;
в) шерхебеля;
г) рубанка.
Тест 7.
Сверление отверстий
Вариант I
Какой из инструментов не используется для сверлении;
а) коловорот;
б) сверло;
в) дрель;
г) отвертка.
Какое отверстие называется глухим?
а) проходящее через всю деталь насквозь;
б) выполненное на определенную глубину;
в) имеющее овальное сечение.
Что не входит в устройство коловорота?
а) упор;
б) рукоятка вращения;
в) рукоятка захвата;
г) патрон.
Какое сверло не применяется для сверления древесины
а) винтовое;
б) пробочное;
в) ложечное;
г) угловое.
Для чего служит хвостовик сверла?
а) для подрезания волокон древесины;
б) для закрепления сверла в патроне;
в) для выведения из отверстия срезаемой стружки.
Тест 7: Вар. I. 1 -г, 2 -б, 3 -б, 4-г, 5- б.
Вариант II
Какой из инструментов используется для сверления?
а) ерунок;
б) сверло;
в) рейсмус;
г) отвертка.
Какое отверстие называется сквозным?
а) проходящее через всю деталь насквозь;
б) выполненное на определенную глубину;
в) имеющее овальное сечение.
Что не входит в устройство ручной дрели?
а) упор;
б) подрезатель;
в) рукоятка вращения;
г) патрон.
Какие виды сверл применяются для сверления древесины?
а) винтовое;
б) пробочное;
в) штыковое;
г) угловое.
Для чего служит режущая кромка сверла?
а) для подрезания волокон древесины;
б) для закрепления сверла в патроне;
в) для выведения из отверстия срезаемой стружки.
Тест 7: Вар. II. 1-6, 2 -а, З-б, 4-е, 5-а.
Тест 8.
Соединение деталей гвоздями
Какие основные части имеет гвоздь?
а) головка, стрежень, острие;
б) шляпка, основание, острие;
в) головка, стержень, лезвие.
Какие по назначению бывают гвозди?
а) строительные;
б) заборные;
в) ящичные;
г) бумажные.
Каким правилом необходимо руководствоваться для определения длины гвоздя?
а) длина гвоздя должна быть в 2-3 раза больше толщины прибиваемой детали;
б) длина гвоздя должна быть в 2 раза больше толщины соединяемых деталей;
в) длина гвоздя должна быть в 2-3 раза меньше толщины прибиваемых деталей.
Какой инструмент применяется при забивании гвоздей?
а) малка;
б) клещи;
в) молоток;
г) ножницы.
Какие инструменты применяют для вытаскивания гвоздей?
а) шило;
б) оправка;
в) клещи;
г) угольник.
Как забивать гвоздь, чтобы деталь не раскололась?
а) забить гвоздь на расстоянии не менее 4 диаметров от кромки и не менее 15 диаметров от торца;
б) забить гвоздь на расстоянии не менее 2 диаметров кромки и не менее 10 диаметров от торца;
в) забить гвоздь на расстоянии 10 диаметров от кромки и 15 диаметров от торца.
Тест 9.
Соединение деталей шурупами. Склеивание изделий из древесины
Какие крепежные детали применяются для соединения изделий из древесины?
а) винт;
б) саморез;
в) шпилька;
г) шуруп.
Что такое шлиц?
а) прорезь для отвертки;
б) острие шурупа;
в) винтовая линия на стержне.
С какой формой головки шурупы не применяются?
а) полукруглой;
б) потайной;
в) полупотайной;
г) квадратной.
Какое правило необходимо соблюдать при выборе длины шурупа?
а) длина должна быть в 2-3 раза больше толщины более тонкой соединяемой детали;
б) шуруп должен проходить основную (более толстую) де таль насквозь;
в) шуруп должен быть в 2 раза больше толщины основной детали.
Как подготовить место для ввинчивания большого шурупа?
а) сделать углубление шилом, просверлить отверстие диа метром 1/2 от диаметра шурупа;
б) в тонкой детали сверлят отверстие диаметром больше диаметра шурупа, в толстой - глухое отверстие диаметром 4/5 от диаметра шурупа;
в) просверлить сквозное отверстие в деталях диаметром 2/3 от диаметра шурупа.
Какой инструмент применяется для подготовки отверстия од шуруп с потайной головкой?
а) клещи;
б) ерунок;
в) коловорот;
г) зенковка.
Что такое клей?
а) вязкое вещество, которое при затвердевании образует прочную пленку, соединяющую поверхности;
б) пленкообразующее вещество, при высыхании образующее твердую, прозрачную пленку;
в) раствор синтетических веществ, применяемый для склеивания древесины.
Какие природные клеи применяются для работы в мастерских?
а) ПВА;
б) казеиновый;
в) столярный;
г) БФ.
В каком виде выпускается казеиновый клей?
а) в виде зерен;
б) в жидком виде;
в) в тюбиках;
г) в виде пасты.
Каким способом наносится клей на поверхность склеиваемых деталей из древесины?
а) пальцами рук;
б) щеткой;
в) кисточкой.
Тест 10.
Зачистка поверхности детали. Выжигание по древесине
Вариант I
Какой инструмент используется для зачистки деталей из древесины?
а) рашпиль;
б) струбцина;
в) шерхебель.
Более гладкой поверхность получается при зачистке
а) поперек волокон;
б) круговыми движениями;
в) вдоль волокон.
Как называется приспособление для закрепления заготовки при зачистке?
а) слесарные тиски;
б) стусло;
в) клещи.
Какие напильники применяются для зачистки?
а) плоские;
б) пятиугольные;
в) овальные;
г) косоугольные.
Какая часть не входит в устройство выжигательного аппарата?
а) корпус;
б) перо;
в) электрический шнур;
г) рукоятка.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант II
Какой инструмент используется для зачистки деталей древесины?
а) рейсмус;
б) наждачная бумага;
в) шерхебель.
Древесина лучше срезается при зачистке:
а) поперек волокон;
б) круговыми движениями;
в) вдоль волокон.
Как называется приспособление для закрепления шлифовальной шкурки?
а) шлифовальная колодка;
б) оправка;
в) зенковка.
Как называется напильник с крупной насечкой?
а) шлифовальный;
б) черновой;
в) ножевой;
г) рашпиль.
Что применяется для выжигания по дереву?
а) терморегулятор;
б) перо;
в) нагревательный элемент;
г) выжигательный аппарат.
Тест 10: Вар. II. 1 - б, 2 - а, 3 - а, 4 - г, 5 - г.
Тест 11.
Выпиливание лобзиком
Что такое лобзик?
а) приспособление для пиления материала по кривым линиям;
б) вид пилы для разделения заготовок на части;
в) приспособление для закрепления заготовок из фанеры.
Из каких основных частей состоит лобзик?
а) рамка, ножка, зажимной винт;
б) каркас, ручка, натяжной винт;
в) рамка, ручка, верхний и нижний зажимной винт.
Какое приспособление применяется при выпиливании лобзиком?
а) стусло;
б) выпиловочный столик;
в) рейсмус;
г) эксцентриковый зажим.
Какой инструмент применяется для зачистки изделий, вы пиленных лобзиком?
а) надфиль;
б) рашпиль;
в) напильник;
г) ерунок.
Как наклонены зубья пилки лобзика?
а) от ручки;
б) не имеют наклона;
в) к ручке.
Тест 12.
Отделка изделий
Вариант I
Для чего применяется отделка изделий из древесины?
а) для улучшения ее механических качеств;
б) для предупреждения проникновения влаги;
в) для изменения формы изделия
Какой вид отделки называется прозрачным?
а) с закрыванием текстуры древесины;
б) с сохранением текстуры древесины;
в) с нанесением на поверхность изделия резьбы.
Что применяется для выполнения прозрачной отделки
а) морилка;
б) нитрокраска;
в) масляная краска.
Какими способами наносятся лаки и краски на изделия в школьных мастерских?
а) распылением;
б) тампоном;
в) окунанием.
Как подготовить поверхность для отделки лаком?
а) влажной тряпкой удалить с заготовки пыль;
б) обработать поверхность шлифовальной шкуркой;
в) обработать поверхность рубанком.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант II
Для чего применяется морилка?
а) для окрашивания древесины в цвет моря;
б) для окрашивания в цвета других пород древесины;
в) для изменения механических свойств древесины.
Какой вид отделки называется непрозрачным?
а) с закрыванием текстуры древесины;
б) с сохранением текстуры древесины;
в) с нанесением на поверхность изделия резьбы.
Что применяется для выполнения непрозрачной отделки?
а) лак;
б) нитрокраска;
в) морилка.
Как называется краситель в виде порошка, разводимый водой?
а) тушь;
б) лак;
в) нитрокраска;
г) морилка.
Какими способами наносятся лаки и краски на предприятиях?
а) кистью;
б) тампоном;
в) окунанием.
Тест 13.
Понятие о механизме и машине
Вариант I
Как называется устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов или информации?
а) механизм;
б) машина;
в) деталь;
г) орудие труда.
Как называется устройство для передачи или преобразования движения?
а) рабочий орган;
б) машина;
в) механизм;
г) орудие труда.
К каким видам машин относится эскалатор?
а) транспортные;
б) транспортирующие;
в)технологические;
г) энергетические.
Какой вид машин не входит в группу рабочих машин?
а) транспортный;
б) энергетический;
в) транспортирующий;
г) технологический.
Что не относится к типовым деталям?
а) валы и оси;
б) крепежные изделия;
в) кузов машины;
г) шайбы.
Какая типовая деталь не относится к группе передающих движение?
а) зубчатое колесо;
б) ходовой винт;
в) ось;
г) шкив.
К транспортным машинам относится:
а) токарный станок;
б) мотоцикл;
в) швейная машина;
г) генератор.
Тест 13: Вар. 1. 1 - б, 2 - в, 3 - б, 4 - б, 5 - в, 6 - в, 7 - 6.
Вариант II
Какой механизм применяется в зажиме столярного верстака?
а) фиксирующий;
б) крепежный;
в) винтовой;
г) эксцентриковый.
Чем выполняются разъемные соединения?
а) винтами, болтами, шпильками, шпонками, штифтами;
б) винтами, болтами, шпильками, шпонками, заклепками;
в) винтами, сваркой, шпильками, шпонками, штифтами.
Как называется соединение, которое можно разобрать только после его разрушения?
а) неразъемное;
б) разъемное;
в) неподвижное.
Как называется соединение, в котором детали могут перемещаться относительно друг друга?
а) неподвижное;
б) подвижное;
в) разборное.
Какой механизм применяется в устройстве ручной дрели?
а) винтовой;
б) зубчатый;
в) эксцентриковый.
К технологическим машинам относится:
а) эскалатор;
б) токарный станок;
в) мотоцикл;
г) космический корабль.
К энергетическим машинам относится:
а) токарный станок;
б) швейная машина;
в) генератор;
г) сверлильный станок.
Тест 13: вар. 2. 1 - в, 2 - а, 3 - а, 4 - б, 5 - б, 6 - б, 7 - в.