Заводская основная общеобразовательная школа филиал
муниципального казённого общеобразовательного учреждения
Карповской средней общеобразовательной школы
Тюменцевского района Алтайского края
(Заводская ООШ филиал МКОУ Карповская СОШ)
Принята на заседании педагогического совета «_____»_________2016 г. | Утверждаю Директор школы________Е.Е. Лисовол Приказ №____ от «____»_________2016г. |
Рабочая программа
по технологии
6 класс
Камынин А.В., учитель технологии
п.Заводской, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по учебным предметам Технология 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения); с учетом программы по технологии системы «Алгоритм успеха» Тищенко А.Т. Технология: программа:5-8 классы/ А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. М., «Вентана - Граф», 2012
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
1. формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
2. освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
3. формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию лич- ностно или общественно значимых продуктов труда;
4. овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
5. овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
6. развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
7. формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
8. воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
9. профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Согласно учебному плану ОУ рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение предмету «Технология» в объёме 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Используемый УМК:
Учебник «Технология ведения дома» под редакцией Симоненко В.Д. 6 класс. Москва. Издательство «Вентана- Граф», 2014.
4. Рабочая тетрадь «Технология ведения дома» под редакцией Симоненко В.Д. 6 класс. Москва. Издательство «Вентана- Граф», 2014.
Планируемые результаты образования
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально- личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико- технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий
промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей
профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Тематический поурочный план
№ урока | Тема урока | Количество часов | Примечание |
Технологии обработки конструкционных материалов (50 часов) |
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (18 часов) |
1 | Заготовка древесины | 1 | |
2 | Свойства древесины | 1 | |
3 | Профессии, связанные с производством древесины | 1 | |
4 | Сборочные чертежи, спецификация | 1 | |
5 | Технологические карты | 1 | |
6 | Технологические карты | 1 | |
7 | Соединение брусков из древесины | 1 | |
8 | Соединение брусков из древесины | 1 | |
9 | Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом | 1 | |
10 | Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом | 1 | |
11 | Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом | 1 | |
12 | Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом | 1 | |
13 | Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом | 1 | |
14 | Отделка деталей и изделий окрашиванием | 1 | |
15 | Отделка деталей и изделий окрашиванием | 1 | |
16 | Отделка деталей и изделий окрашиванием | 1 | |
17 | Контроль качества изделий, выявление дефектов, их устранение | 1 | |
18 | Правила безопасного труда | 1 | |
Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов (6 часов) |
19 | Токарный станок для обработки древесины | 1 | |
20 | Токарный станок для обработки древесины | 1 | |
21 | Токарный станок для обработки древесины | 1 | |
22 | Контроль качества деталей | 1 | |
23 | Профессии, связанные с производством и обработкой древесины | 1 | |
24 | Правила безопасного труда при работе на токарном станке | 1 | |
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (18 часов) |
25 | Свойства чёрных и цветных металлов | 1 | |
26 | Свойства чёрных и цветных металлов | 1 | |
27 | Свойства искусственных материалов | 1 | |
28 | Свойства искусственных материалов | 1 | |
29 | Сортовой прокат | 1 | |
30 | Чтение сборочных чертежей | 1 | |
31 | Чтение сборочных чертежей | 1 | |
32 | Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля | 1 | |
33 | Технологические операции обработки металлов: резание | 1 | |
34 | Технологические операции обработки металлов: рубка | 1 | |
35 | Технологические операции обработки металлов: опиливание | 1 | |
36 | Технологические операции обработки металлов: отделка | 1 | |
37 | Инструменты и приспособления для данных операций | 1 | |
38 | Ручная обработка металла | 1 | |
39 | Ручная обработка металла | 1 | |
40 | Ручная обработка металла | 1 | |
41 | Ручная обработка металла | 1 | |
42 | Профессии, связанные с обработкой металлов | 1 | |
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов (2 часа) |
43 | Элементы машиноведения | 1 | |
44 | Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ | 1 | |
Технологии художественно-прикладной обработки материалов (6 часов) |
45 | Виды резьбы по дереву, оборудование и инструменты | 1 | |
46 | Виды резьбы по дереву, оборудование и инструменты | 1 | |
47 | Технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы по дереву | 1 | |
48 | Эстетические и эргономические требования к изделию | 1 | |
49 | Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной | 1 | |
50 | Профессии, связанные с художественной обработкой древесины | 1 | |
Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними (2 часа) |
51 | Интерьер жилого помещения | 1 | |
52 | Инструменты и крепёжные детали | 1 | |
Технологии ремонтно-отделочных работ (4 часа) |
53 | Виды ремонтно-отделочных работ | 1 | |
54 | Основы технологии штукатурных работ; современные материалы | 1 | |
55 | Технология оклейки помещений обоями. Виды обоев | 1 | |
56 | Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных работ | 1 | |
Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации (2 часа) |
57 | Устранение простых неисправностей водопроводных кранов и смесителей | 1 | |
58 | Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ | 1 | |
Исследовательская и созидательная деятельность (10 часов) |
59 | Творческий проект | 1 | |
60 | Понятие о техническом задании | 1 | |
61 | Этапы проектирования и конструирования | 1 | |
62 | Этапы проектирования и конструирования | 1 | |
63 | Применение ПК при проектировании изделий | 1 | |
64 | Технические и технологические задачи при проектировании изделия | 1 | |
65 | Технические и технологические задачи при проектировании изделия | 1 | |
66 | Основные виды проектной документации | 1 | |
67 | Основные виды проектной документации | 1 | |
68 | Правила безопасного труда при выполнении творческих проектов | 1 | |
69-70 | Резерв | 2 | |
Лист внесения изменений и дополнений
№ п/п | Дата | Характеристика изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего запись об изменении |
| | | | |