Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 с.Огоньки»
Сахалинской области
Обсуждено и принято на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО ______________ /Боева И.В./ Протокол от «___»_______ 20 ___г. №______________ «____» __________ 20___г. | Согласовано Зам.директора школы поУВР _____________/Орлова Г. И. / «_____»______________20___г. | Утверждено приказом по школе от «____»_____________ 20___г. №__________ Директор МБОУ СОШ №3 _______________/Колодочка Л.П./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
3 - 4 классы
2016 – 2018 учебный год
с.Огоньки
2016г.
1.Пояснительная записка
к рабочей программе по технологии
на основе УМК «Начальная школа 21 века» Н. Ф. Виноградовой
Рабочая программа составлена на основе:
-Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Примерной программы начального общего образования по технологии,
- Федерального базисного учебного плана начального общего образования,
- Методического письма по технологии,
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного стандарта начального общего образования по технологии,
- Авторской программы по УМК «Начальная школа 21 века» (под рук. Н. Ф. Виноградовой и учебника Е.А. Лутцева.),
- Регионального учебного плана начального общего образования,
- Учебного плана МБОУ СОШ № 3 с.Огоньки,
- Положения о Рабочей программе по технологии МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки Сахалинской области.
Согласно образовательной программе МБОУ СОШ № 3 с.Огоньки сроки реализации Рабочей программы 4 года. На изучение технологии в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 102 ч: в 3—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Рабочая программа состоит из 5 разделов:
Пояснительная записка,
Содержание учебного курса,
Учебно - тематический план,
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса,
Календарно - тематическое планирование
2. Содержание тем учебного курса по технологии
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.
Содержание тем учебного курса
.
3 класс (34 ч)
Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры
Элементы материаловедения (10ч). Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани и др.), их исходное сырье, получение, применение.
Основы конструкторских знаний и умений (10ч). Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям.
Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов.
Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, сшиванием и др.).
Использование для решения инженерных задач принципов жизнедеятельности живых существ животного мира (бионика).
Основы технологических знаний и умений (10ч). Разметка разверток с опорой на их простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).
Сборка изделия. Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой (и ее вариантами) через край.
Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестик, роспись, стебельчатая строчка и др.), кружевами, тесьмой, пуговицами и т. д.
Агротехнические приемы пересадки и перевалки растений, размножения растений отпрысками и делением куста.
Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.
Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочка, звонок, электродвигатель).
Из истории технологии (4ч)
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры.
Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненных потребностей, практичности, конструктивных и технологических особенностей и национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, в быту и одежде людей.
Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX столетия.
Использование энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование силы пара, электрической энергии человеком для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды.
Зарождение наук. Взаимовлияние развития наук и технических изобретений человечества.
4 класс (34 ч)
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания (14час.)
Преобразовательная деятельность человека. Научно-технический прогресс, его влияние на человека, жизнедеятельность и природу. Угроза экологической катастрофы и ее предотвращение.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей в промышленности и в быту.
Общие представления об авиации и космосе, энергии, информационно-компьютерных технологиях.
Дизайн-анализ. Коллективные проекты.
Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8час.)
Изобретение и использование синтетических материалов с заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырье. Синтетические материалы – полимеры. Их происхождение, свойства.
Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный), его роль. Основные условия дизайна. Дизайн одежды.
3. Конструирование и моделирование (5 час.)
Техника 20-21 веков. Ее современное назначение. Современноые требования к техническим устройствам.
4. Практика работы на компьютере (7час.)
Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизни человека. Персональный компьютер. Программы Word? Power Point
3.Учебно-тематический план по технологии
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
3 | 4 | теорети ческие | практи ческие |
1. | Технико-технологические знания | 89 | 30 | 27 | | |
2. | Человек в окружающем мире | | | | | |
3. | Из истории технологии | 13 | 4 | 7 | | |
ИТОГО: | 102 | 34 | 34 | | |
4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», созданного на основе концепции «Начальная школа 21 века», отражающий содержание обучения по основным предметам начальной школы. Руководитель проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова. Сборник программ. Москва.: Вентана-Граф, 2011.
Список учебно-методической литературы для учителя:
Примерная программа начального общего образования по технологии для общеобразовательных учреждений
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Беседы с учителем. Методика обучения: 1-4 класс для общеобразовательных учреждений. / Под ред. Л.Е. Журовой, -М.: Вента-Граф, 2007.
Список учебно-методической литературы для обучающегося:
Е.А. Лутцева. Технология; 2,3,4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – 2-е изд., дополн. М.: Вентана-Граф, 20 .
Е.А. Лутцева. Ступеньки мастерства.2-4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2014.
Цифровые образовательные ресурсы:
«Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия» (ООО «Кирилл и Мефодий»: 117296, г. Москва, Ломоносовский пр., д. 18, тел.: +7 (495)772-7626 Произведено в России на ООО «Уральский электронный завод». Лицензия ВАФ № 72-15
« Уроки Кирилла и Мефодия» из серии «Начальная школа» (ООО «Кирилл и Мефодий»: 117313 Москва, ул. Кравченко, д.4, корп.2)
Электронные образовательные ресурсы:
Название сайта | Электронный адрес |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» | http://www.uroki.ru |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Технические средства обучения:
-аудиоколонки
-мультимедийный проектор
-персональный компьютер
-принтер
-интерактивная доска