СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии 6 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии 6 класс. Авторы Н.В. Синица., П.С. Самородский, Москва, «Вентана-Граф», 2013 год.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 6 класс ФГОС»

Муниципальное образование Новокубанский район, х.Роте-Фане

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа № 26 х.Роте-Фане

муниципального образования Новокубанский район


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от­­­­­­­­ 31.08.2016 г. протокол №1

Председатель педсовета

_________ С.И. Горохова













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ТЕХНОЛОГИИ



Уровень образования (класс): основное общее образование 6 класс



Количество часов 68


Учитель Елена Ивановна Юрьева


Программа разработана на основе программы «Технология» 5-8(9) классы, авторы Н.В. Синица., П.С. Самородский, Москва, «Вентана-Граф», 2013 год.






1.Пояснительная записка

Программа составлена на основе образовательной программы основного общего образования, примерной программы по предмету, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, на основе программы по учебному предмету «Технология» изложенной в рамка двух направлений : «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома». Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010). Программа. Технология; 5-8(9) классы; Н,В. Синица, П.С.Самородский, -М: Вентана-Граф,2013 год и «Федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» Министерства образования Российской Федерации. Приказ от 5 марта 2004 г. № 1089 ( в ред. Приказов Минобрнауки России от 13.01.2012 № 69

Цели изучения учебного предмета «Технология»

Основными целями изучения учебного предмета «Техноло­гия» в системе основного общего образования являются:

  • формирование представлений о составляющих техносфе­ры, современном производстве и распространённых в нём технологиях;

  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

  • формирование представлений о технологической культу­ре производства, развитие культуры труда подрастающих по­колений на основе включения обучающихся в разнообраз­ные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовы­ми (безопасными) приёмами ручного и механизированного груда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными ви­дами бытовой техники;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, не­обходимыми для проектирования и создания продуктов тру­да, ведения домашнего хозяйства;

  • развитие у обучающихся познавательных интересов, тех­нического мышления, пространственного воображения, ин­теллектуальных, творческих, коммуникативных и организа­торских способностей;

  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, це­леустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их груда; вос­питание гражданских и патриотических качеств личности;

  • профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагма­тически ориентированного мировоззрения, социально обо­снованных ценностных ориентаций.

Роль учебного предмета «Технология»

С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования вто­рого поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

  • развитие инновационной творческой деятельности обу­чающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

  • активное использование знаний, полученных при изуче­нии других учебных предметов, и сформированных универ­сальных учебных действий;

  • совершенствование умений осуществлять учебно-исследо­вательскую и проектную деятельность;

  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

  • формирование способности придавать экологическую на­правленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений навыков, универсальных способов дея­тельности и ключевых компетенций.

В результате обучения школьники овладеют:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, ин­формации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;

  • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучае­мым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • навыками применения распространённых ручных инст­рументов и приспособлений, бытовых электрических при­боров; планирования бюджета домашнего хозяйства; культу­ры труда, уважительного отношения к труду и результатам груда.

В результате изучения технологии обучающиеся, независи­мо от изучаемого раздела, получат возможность ознакомитъся:

с основными технологическими понятиями и характери­стиками;

  • технологическими свойствами и назначением материалов;

  • назначением и устройством применяемых ручных инстру­ментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;

видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных техноло­гий обработки материалов и получения продукции на окру­жающую среду и здоровье человека

  • профессиями и специальностями, связанными с обработ­кой материалов, созданием изделий из них, получением про­дукции;

  • со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • рационально организовывать рабочее место;

  • находить необходимую информацию в различных источ­никах;

  • применять конструкторскую и технологическую докумен­тацию;

  • составлять последовательность выполнения технологиче­ских операций для изготовления изделия, выполнения ра­бот или получения продукта;

  • выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инстру­менты и оборудование для выполнения работ;

  • конструировать, моделировать, изготавливать изделия:

  • выполнять по заданным критериям технологические опе­рации с использованием ручных инструментов, приспособ­лений, машин, оборудования, электроприборов;

  • соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользова­ния ручными инструментами, приспособлениями, машина­ми, электрооборудованием;

  • осуществлять визуально, а также доступными измеритель­ными средствами и приборами контроль качества изготав­ливаемого изделия или продукта;

  • находить и устранять допущенные дефекты;

  • проводить разработку творческого проекта по изготовле­нию изделия или получению продукта с использованием ос­военных технологий и доступных материалов;

  • планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и усло­вий;

  • распределять работу при коллективной деятельности; использовать приобретённые знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни в целях:

  • понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды;

  • развития творческих способностей и достижения высо­ких результатов преобразующей творческой деятельности;

  • получения технико-технологических сведений из разно­образных источников информации;

  • организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

  • создания и ремонта изделий или получения продукта с ис­пользованием ручных инструментов, приспособлений, ма­шин и оборудования;

  • изготовления изделий декоративно-прикладного искусст­ва для оформления интерьера;

  • контроля качества выполняемых работе применением из­мерительных инструментов и приспособлений;

  • выполнения безопасных приёмов труда и правил электро­безопасности, санитарии, гигиены;

  • оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;

построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Обучение школьников технологии строится на основе ос­воения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и соци­альной среды.

Данная программа является комбинированной, в ней соче­таются два основных направления технологии: «Индустриаль­ные технологии» и «Технологии ведения дома», в рамках кото­рых изучается учебный предмет. На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение про­граммы. в которой иначе сочетаются разделы и темы, с сохране­нием объёма времени, отводимого на их изучение.

Содержание программы предусматривает освоение материа­ла, но следующим сквозным образовательным линиям:

культура, эргономика и эстетика труда:

  • получение, обработка, хранение и использование техни­ческой и технологической информации:

  • основы черчения, графики и дизайна; элементы домашней и прикладной экономики, предпри­нимательства

  • знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую сре­ду и здоровье человека;

  • творческая, проектно-исследовательская деятельность;

  • технологическая культура производства;

  • история, перспективы и социальные последствия разви­тия техники и технологии;

  • распространённые технологии современного производ­ства.

В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся-. с ролью технологий в развитии человечества, механиза­цией труда, технологической культурой производства;

  • функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;

  • элементами домашней экономики, бюджетом семьи, пред­принимательской деятельностью, рекламой, ценой, дохо­дом, прибылью, налогом;

  • экологическими требованиями к технологиям, социаль­ными последствиями применения технологий;

  • производительностью труда, реализацией продукции;

  • устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производст­ва (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);

  • предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструк­цией;

  • методами обеспечения безопасности труда, технологиче­ской дисциплиной, культурой труда, этикой общения на про­изводстве;

  • информационными технологиями в производстве и сфе­ре услуг; перспективными технологиями;

овладеют:

  • основными методами и средствами преобразования и ис­пользования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  • умением распознавать и оценивать свойства конструкци­онных, текстильных и поделочных материалов;

  • умением выбирать инструменты, приспособления и обо­рудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с исполь­зованием компьютера;

  • навыками чтения и составления конструкторской и техно­логической документации, измерения параметров техноло­гического процесса и продукта труда; выбора, проектирова­ния, конструирования, моделирования объекта труда и тех­нологии с использованием компьютера;

  • навыками подготовки, организации и планирования тру­довой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;

  • навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инст­рументами, приспособлениями, оборудованием;

  • навыками выполнения технологических операций с ис­пользованием ручных инструментов, приспособлений, ма­шин, оборудования;

  • умением разрабатывать учебный творческий проект, изго­товлять изделия или получать продукты с использованием Освоенных технологий;

  • умением соотносить личные потребности с требования­ми, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.

Исходя из необходимости учёта потребностей личности обу­чающегося, его семьи и общества, достижений педагогической науки, учитель может подготовить дополнительный авторский учебный материал, который должен отбираться с учётом следую­щих положений:

  • распространённость изучаемых технологий и орудий тру­да в сфере производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

  • возможность освоения содержания на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической дея­тельности, имеющие практическую направленность;

  • выбор объектов созидательной и преобразующей деятель­ности на основе изучения общественных, групповых или ин­дивидуальных потребностей;

  • возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления мето­дов и средств осуществления технологических процессов;

  • возможность познавательного, интеллектуального, творче­ского, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.

Все разделы программы содержат основные теоретические сведения, лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ обучающиеся должны освоить необходимый минимум тео­ретического материала. Основная форма обучения — учебно-прак­тическая деятельность. Приоритетными методами являются уп­ражнения, лабораторно-практические, практические работы.

Программой предусмотрено построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала учебного года. При организации творческой, проект­ной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выбирают в качестве объекта проек­тирования и изготовления (его потребительной стоимости). Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечивал бы охват максимума ре­комендуемых в программе технологических операций. При этом надо, чтобы объект был посильным для школьников соответст­вующего возраста.

Для более глубокого освоения предмета «Технология» следу­ет организовать для обучающихся летнюю технологическую практику за счёт времени из компонента образовательного учре­ждения. В период практики обучающиеся под руководством учителя могут выполнять посильный ремонт учебных приборов и наглядных пособий, классного оборудования, школьных поме­щений, санитарно-технических коммуникаций и др.

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстиль­ных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принци­пов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении техноло­гий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Технология» является необходимым ком­понентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусст­венной, созданной людьми среды техники и технологий, назы­ваемой техносферой и являющейся главной составляющей окру­жающей человека действительности.

В базисном учебном ( общеобразовательном) плане на изучение 5 и 6 класс выделено– по 68 ч, из расчёта 2 часа в неделю.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

При изучении технологии в основной школе обеспечивает­ся достижение личностных, метапредметных и предметных ре­зультатов.

Личностные результаты освоения обучающимися пред­мета «Технология» в основной школе:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

  • формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию; овладение элементами организации умственного и фи­зического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций буду­щей социализации и стратификации;

  • воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовле­творения перспективных потребностей;

  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивиду­альной траектории образования на базе осознанного ориен­тирования в мире профессий и профессиональных предпоч­тений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к груду;

  • становление самоопределения в выбранной сфере буду­щей профессиональной деятельности, планирование обра­зовательной и профессиональной карьеры, осознание необ­ходимости общественно полезного труда как условия безо­пасной и эффективной социализации;

  • формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового кол­лектива;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

  • самооценка готовности к предпринимательской деятель­ности в сфере технологий, к рациональному ведению домаш­него хозяйства;

  • формирование основ экологической культуры, соответ­ствующей современному уровню экологического мышле­ния; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

                • развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия народов России и мира, творческой дея­тельности эстетического характера; формирование индиви­дуально-личностных позиций обучающихся.

Метапредметные результаты освоения обучающими­ся предмета «Технология» в основной школе;

  • самостоятельное определение цели своего обучения, по­становка и формулировка для себя новых задач в учёбе и по­знавательной деятельности;

  • алгоритмизированное планирование процесса познава­тельно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учеб­ной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предпола­гающих стандартного применения одного из них; поиск но­вых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоя­тельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

  • виртуальное и натурное моделирование технических объ­ектов, продуктов и технологических процессов; проявление • инновационного подхода к решению учебных и практиче­ских задач в процессе моделирования изделия или техноло­гического процесса;

  • осознанное использование речевых средств в соответст­вии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организацион­ного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных техноло­гий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуни­кативных задач различных источников информации, вклю­чая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • организация учебного сотрудничества и совместной дея­тельности с учителем и сверстниками; согласование и коор­динация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение об­щих задач коллектива;

  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика резуль­татов познавательно трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств уст­ранения ошибок или разрешения противоречий в выпол­няемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологи­ческой культурой производства;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требова­ниям и принципам;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения обучающимися пред­мета «Технология» в основной школе:

в познавательной сфере:

осознание роли техники и технологий для прогрессивно­го развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения мето­дов получения и преобразования материалов, энергии, ин­формации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях созда­ния объектов труда;

  • практическое освоение обучающимися основ проектно- исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение яв­лений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследова­ний;

  • уяснение социальных и экологических последствий разви­тия технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание ви­дов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка техно­логических свойств сырья, материалов и областей их приме­нения;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проекти­рования и создания объектов труда:

  • овладение средствами и формами графического отобра­жения объектов или процессов, правилами выполнения гра­фической документации, методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предме­там естественно-математического цикла в процессе подго­товки и осуществления технологических процессов душ обо­снования и ар1ументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании техно­логий и проектов;

  • овладение алгоритмами и методами решения организаци­онных и технико-технологических задач; овладение элемен­тами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической куль­туре производства;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса тру­да; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и обо­рудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проект­ной деятельности, решения творческих задач, моделирова­ния. конструирования; проектирование последовательно­сти операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, пра­вил санитарии и гигиены;

  • выбор средств и видов представления технической и тех­нологической информации в соответствии с коммуникатив­ной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использова­нием контрольных и измерительных инструментов; выявле­ние допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • документирование результатов труда и проектной дея­тельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сло­жившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной пред­метной деятельности: осознание ответственности за качест­во результатов труда;

  • согласование своих потребностей и требований с потреб­ностями и требованиями других участников познавательно ­трудовой деятельности;

  • формирование представлений о мире профессий, связан­ных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях на­чального профессионального или среднего специального образования;

  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способно­сти и готовности к предпринимательской деятельности;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие эко­логической культуры при обосновании объекта труда и вы­полнении работ;

в эстетической сфере:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы вы­полненного объекта или результата труда;

  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной орга­низации труда;

  • умение выражать себя в доступных видах и формах худо­жественно-прикладного творчества; художественное оформ­ление объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное со­держание рабочей одежды;

  • участие в оформлении класса и школы, озеленении при­школьного участка, стремление внести красоту в домашний быт;

: в коммуникативной сфере

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом по­зиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанав­ливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой об­щения; определять цели коммуникации, оценивать ситуа­цию, учитывать намерения и способы коммуникации парт­нёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • установление рабочих отношений в группе для выполне­ния практической работы или проекта, эффективное со­трудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продук­тивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

  • сравнение разных точек зрения перед принятием реше­ния и осуществлением выбора; аргументирование своей точ­ки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждеб­ным для оппонентов образом;

  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекст­ных высказываний; публичная презентация и защита проек­та изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

развитие моторики и координации движений рук при ра­боте с ручными инструментами и выполнении операций с по­мощью машин и механизмов; достижение необходимой точ­ности движений при выполнении различных технологиче­ских операций;

  • соблюдение необходимой величины усилий, приклады­ваемых к инструментам, с учётом технологических требова­ний, при многократном повторении движений в процессе выполнения работ;

  • сочетание образного и логического мышления в проект­ной деятельности.

5. Содержание учебного предмета, курса. 6 класс.

Раздел «Технологии домашнего хозяйства»- 2 часа

Тема 1. Интерьер жилого дома-1 час

Теоретические сведения. Понятие о жилом помещении: жи­лой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирова­ние пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комна­ты подростка.

Интерьер жилого дома. Использование современных мате­риалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерь­ера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занаве­сей для окон.

Лабораторно-практические и практические работы.

Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера». Разработка плана жилого дома. Подбор современных материалов для отделки потолка, стен, пола. Изго­товление макета оформления окон.

Тема 2. Комнатные растения в интерьере-1 час

Теоретические сведения. Понятие о фитодизайне как ис­кусстве оформления интерьера, создания композиций с исполь­зованием растений. Роль комнатных растений в интерьере.

11риёмы размещения комнатных растений в интерьере: одиноч­ные растения, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум.

Технологии выращивания комнатных растений. Влияние растений на микроклимат помещения. Правила ухода за комнат­ными растениями. Пересадка и перевалка комнатного растения. Технологии выращивания цветов без почвы: гидропоника, аэропоника. Профессия фитодизайнер.

Лабораторно-практические и практические работы.

Перевалка (пересадка) комнатных растений. Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»- 20 часов

Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов- 6 часов

Теоретические сведения. Заготовка древесины. Лесомате­риалы.

Пороки древесины. Их характеристики, происхождение и влияние на качество изделий.

Производство пиломатериалов и области их применения. Профессии, связанные с заготовкой древесины и производством пиломатериалов.

Конструирование и моделирование изделий из древесины.

Сборочный чертёж и спецификация объёмного изделия.

Технологическая карта.

Определение видов лесоматериалов

Лабораторно-практические и практические работы.

и пороков древесины.

Составление схемы раскроя бревна на пиломатериалы.

Конструирование и моделирование изделий из древесины.

Разработка сборочного чертежа со спецификацией объём­ного изделия и составление технологической карты.

Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов-4 часа

Теоретические сведения. Токарный станок для вытачивания имя изделий из древесины: устройство, назначение, принцип работы. Кинематическая схема. Токарные стамески. Технологи) токарных работ. Правила безопасности при работе на токарном станке. Профессия токарь. Понятие о современных токарных станках.

Лабораторно-практические и практические работы.

Изучение устройства и подготовка к работе токарного станка для вытачивания изделий из древесины.

Вытачивание деревянной детали по чертежу и технологической карте.

Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов-10 часов

Теоретические сведения. Профильный металлический про­кат. Металлы и их сплавы. Чёрные и цветные металлы. Примене­ние металлов и сплавов. Механические и технологические свойства металлов и сплавов.

Правила безопасной работы с металлами.

Проектирование изделий из металлического проката. Чертежи деталей и сборочные чертежи из металлического проката. Маршрутная и технологическая карты.

Основные технологические операции обработки металлов и искусственных материалов ручными инструментами: разреза­ние, рубка, опиливание, зачистка.

Применение штангенциркуля для разработки чертежей и из­готовления изделий из проката. Устройство штангенциркуля. Намерение штангенциркулем. Правила безопасной работы со штангенциркулем.

Лабораторно-практические и практические работы.

Ознакомление с видами и свойствами металлического проката.

Разработка сборочного чертежа изделия с использованием штангенциркуля. Распиливание металлического проката слесар­ной ножовкой. Рубка металлических заготовок зубилом. Опили­вание металлических заготовок напильниками и надфилями.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»- 20 часов

Тема 1. Свойства текстильных материалов- 2 часа

Теоретические сведения. Производство текстильных мате­риалов из химических волокон. Виды и свойства тканей из хими­ческих волокон. Виды нетканых материалов из химических воло­кон. Профессия оператор в производстве химических волокон.

Лабораторно-практические и практические работы.

Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон.

Тема 2. Конструирование швейных изделий- 2 часа

Теоретические сведения. Изготовление выкройки подушки для стула. Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнонокроеным и втачным рукавами. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Лабораторно-практические и практические работы.

Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.

Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом в натуральную величину.

Тема 3. Моделирование одежды- 2 часа

Теоретические сведения. Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек до­полнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины, подкройной обтачки горловины переда. Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму.

Лабораторно-практические и практические работы.

Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою

Тема 4. Швейная машина- 2 часа

Теоретические сведения. Уход за швейной машиной. Уст­ройство машинной иглы.

Неполадки в работе швейной машины, связанные с непра­вильным натяжением ниток.

Дефекты машинной строчки: петляние сверху и снизу, сла­бая и стянутая строчка. Назначение и правила использования ре­гулятора натяжения верхней нитки.

Лабораторно-практические и практические работы.

Составление технологической карты ухода за швейной машиной: чистка и смазка, замена иглы. Устранение дефектов машинной строчки.

Тема 5. Технология изготовления швейных изделий-8 часов

Теоретические сведения. Технология изготовления плече­вого швейного изделия с цельнокроеным рукавом. Последова­тельность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки вы­кроек на ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей из про­кладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы иголками и булавками.

Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соедине­ния детали с клеевой прокладкой.

Основные операции при ручных работах: временное соеди­нение мелкой детали с крупной — примётывание; временное ни­точное закрепление стачанных и вывернутых краёв — вымёты­вание.

Основные машинные операции: присоединение мелкой де­тали к крупной — притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием — обтачивание. Обработка при­пусков шва перед вывёртыванием.

Классификация машинных швов: соединительные (обтач­ной с расположением шва на сгибе и в кант). Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом — мягкого пояса, за­вязок, бретелей.

Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цель­нокроеным рукавом. Устранение дефектов после примерки.

Последовательность изготовления плечевой одежды с цель­нокроеным рукавом. Технология обработки плечевых швов, ниж­них срезов рукавов. Обработка срезов подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка боковых швов. Обработка нижнего среза изделия. Окончательная отделка изделия. Профессия технолог-конструк­тор. Технология пошива подушки для стула: раскрой, обтачива­ние, набивка, выстёгивание, обработка и притачивание завязок.

Лабораторно-практические и практические работы.

Технология последовательности раскроя швейного изделия.

Технология последовательности дублирования деталей клеевой прокладкой.

Технология изготовления образцов ручных и машинных работ.

Обработка мелких деталей проектного изделия.

Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки проектного изделия.

Технология последовательности обработки плечевых и нижних срезов рукавов; горловины проектного изделия; боковых срезов и нижнего среза изделия.

Окончательная обработка изделия. Технология пошива подушки для стула.

Тема 6. Художественные ремесла-4 часа

Теоретические сведения. Материалы для вязания крючко Правила подбора крючка в зависимости от вида изделия и тс шины нити. Основные виды петель при вязании крючком. У ловные обозначения, применяемые при вязании крючком. Bязаниеие полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кру основное кольцо, способы вязания по кругy.

Лабораторно-практические и практические работы.

Вывязывание полотна из столбиков без накида несколькими способами. Выполнение плотного и ажурного вязания по кругу.

Раздел «Кулинария»10 часов

Тема 1. Блюда из круп и макаронных изделий- 2 часа

Теоретические сведения. Виды круп, применяемых в пита­нии человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Технология приготовления крупяных каш. Требования к качеству рассыпчатых, вязких и жидких каш. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Требования к качеству блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.

Лабораторно-практические работы.

Составление технологической карты приготовление и оформление блюд из круп или макарон­ный изделий. Дегустация блюд. Оценка качества. Исследование каш и макаронных изделий быстрого приготовления. Расчёт расхода круп и макаронных изделий.

Тема 2. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря- 2 часа

Теоретические сведения. Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов и витаминов. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Первичная обработка рыбы.

Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы. Подача готовы блюд.

Лабораторно-практические работы.

Составление технологической карты приготовления блюда из рыбы или морепродуктов. Определение качества термической обработки рыбных блюд. Исследование пищевой фольги. Использование различных приёмов при обработке рыбы.

Тема 3. Блюда из мяса и птицы -2 часа

Теоретические сведения. Значение мясных блюд в питании. Виды мяса. Признаки доброкачественности мяса. Органо-септические методы определения доброкачественности мяса Условия и сроки хранения мясной продукции. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемый при механической и тепловой обработке мяса.

Пищевая ценность мяса птицы. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке.

Виды тепловой обработки мяса и птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Подача к столу. Требования к качеств готовых блюд из мяса и птицы.

Лабораторно-практические работы.

Составление технологической карты приготовления блюда из мяса или птицы.

Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема 4. Первые блюда- 2 часа

Теоретические сведения. Классификация супов. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов.

Технология приготовления супов: заправочных, супов-пюре, холодных. Оформление готового супа и подача к столу.

Лабораторно-практические работы.

Составление технологической карты приготовления супа. Составление технологической карты приготовления окрошки.

Тема 5. Приготовление обеда. Предметы для сервировки стола- 2 часа

Теоретические сведения. Меню обеда. Предметы для сервировки стола. Столовое бельё. Профессия технолог пищевой промышленности.

Лабораторно-практические работы.

Исследование состава обеда. Сервировка стола к обеду.

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»- 16 часов

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность- 16 часов

Теоретические сведения. Цель и задачи проектной деятель­ности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников.

Практические работы.

Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хо­зяйства».

Творческий проект по разделу «Технологии обработки кон­струкционных материалов».

Творческий проект по разделу «Создание изделий из текс­тильных материалов».

Творческий проект по разделу «Кулинария».

Составление портфолио и разработка электронной презен­тации.

Презентация и защита творческого проекта.

Варианты творческих проектов: «Растение в интерьере жилого дома», «Планирование комнаты подростка», «Лопаточ­ка», «Скалка», «Наряд для семейного обеда», «Диванная подуш­ка», «Подушка для стула», «Вязаные домашние тапочки», «Приготовление воскресного обеда» и др

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема раздела
программы,
количество отводимых
учебных часов

Основное содержание материала темы

Характеристики основных видов деятельности учащихся

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (2 ч)

Тема «Интерьер жилого дома» (1 ч)

Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка.

Интерьер жилого дома. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон

Находить и предъявлять информацию об устройстве современного жилого дома, квартиры, комнаты.

Планировать комнату подростка с помощью шаблонов и компьютера.

Выполнять эскизы в целях подбора материалов и цветового решения комнаты.

Изучать виды занавесей для окон и выполнять макет.

Выполнять электронную презентацию по одной из тем: «Виды штор», «Стили в оформлении интерьера» и др.

Тема «Комнатные растения в интерьере» (1 ч)

Понятие о фитодизайне. Роль комнатных растений в интерьере. Размещение комнатных растений в интерьере.

Технология выращивания комнатных растений. Профессия фитодизайнер

Выполнять перевалку (пересадку) комнатных растений.

Находить и предъявлять информацию о приёмах размещения комнатных растений, происхождении и значении слов, связанных с уходом за растениями.

Знакомиться с профессией фитодизайнер

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (20 ч)

Тема «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» (6 ч)

Заготовка древесины. Лесоматериалы.

Пороки древесины. Их характеристики, происхождение и влияние на качество изделий.

Производство пиломатериалов и области их применения. Профессии, связанные с заготовкой древесины и производством пиломатериалов.

Конструирование и моделирование изделий из древесины.

Сборочный чертёж и спецификация объёмного изделия. Технологическая карта

Определять виды лесоматериалов и пороки древесины.

Составлять схемы раскроя бревна на пиломатериалы.

Конструировать и моделировать изделия из древесины и древесных материалов.

Разрабатывать сборочный чертёж со спецификацией для объёмного изделия из древесины и составлять технологическую карту

Тема «Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов» (4 ч)

Токарный станок для вытачивания изделий из древесины: устройство, назначение, принцип работы. Кинематическая схема. Токарные стамески. Технология токарных работ. Правила безопасности при работе на токарном станке. Профессия токарь. Понятие о современных токарных станках

Изучать устройство и подготавливать к работе токарный станок для вытачивания изделий из древесины.

Выполнять вытачивание деревянных деталей по чертежу и технологической карте

Тема «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» (10 ч)

Профильный металлический прокат. Металлы и их сплавы. Чёрные и цветные металлы. Применение металлов и сплавов. Механические и технологические свойства металлов и сплавов. Правила безопасной работы с металлами.

Проектирование изделий из металлического проката. Чертежи деталей и сборочные чертежи из металлического проката. Маршрутная и технологическая карты.

Основные технологические операции обработки металлов и искусственных материалов ручными инструментами: разрезание, рубка, опиливание, зачистка.

Применение штангенциркуля для разработки чертежей и изготовления изделий из проката. Устройство штангенциркуля. Измерение штангенциркулем. Правила безопасной работы со штангенциркулем

Знакомиться с видами и свойствами металлического проката.

Разрабатывать сборочный чертёж металлического изделия с использованием штангенциркуля.

Выполнять распиливание металлического проката слесарной ножовкой, рубку металлических заготовок зубилом, опиливание металлических заготовок напильниками и надфилями

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (20 ч)

Тема «Свойства текстильных материалов»
(2 ч)

Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон

Составлять коллекции тканей и нетканых материалов из химических волокон.

Исследовать свойства текстильных материалов из химических волокон.

Подбирать ткань по волокнистому составу для различных швейных изделий.

Находить и предъявлять информацию о современных материалах из химических волокон и их применении в текстиле.

Оформлять результаты исследований.

Знакомиться с профессией оператор на производстве химических волокон

Тема «Конструирование швейных изделий» (2 ч)

Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавами. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений.

Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий.

Строить чертёж основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Находить и предъявлять информацию об истории швейных изделий

Тема «Моделирование одежды» (2 ч)

Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда.

Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму

Выполнять эскиз проектного изделия.

Изучать приёмы моделирования формы выреза горловины, плечевой одежды с застёжкой на пуговицах, отрезной плечевой одежды.

Моделировать проектное швейное изделие.

Изготовлять выкройки дополнительных деталей изделия: подкройных обтачек и т. д.

Готовить выкройку проектного изделия к раскрою.

Знакомиться с профессией художник по костюму швейного производства

Тема «Швейная машина» (2 ч)

Уход за швейной машиной. Устройство машинной иглы. Дефекты машинной строчки: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки

Чистить и смазывать швейную машину. Изучать устройство машинной иглы.

Определять вид дефекта строчки по её виду.

Изучать устройство регулятора натяжения верхней нитки.

Подготавливать швейную машину к работе.

Выполнять регулирование качества зигзагообразной и прямой строчек с помощью регулятора натяжения верхней нитки.

Овладевать безопасными приёмами труда на швейной машине

Тема «Технология изготовления швейных изделий» (8 ч)

Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя.

Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы иголками и булавками.

Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой.

Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной — примётывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краёв — вымётывание.

Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной — притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием — обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием.

Классификация машинных швов: соединительные (обтачной с расположением шва на сгибе и в кант).

Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом — мягкого пояса, завязок, бретелей.

Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Устранение дефектов после примерки.

Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Технология обработки плечевых швов, нижних срезов рукавов. Обработка срезов подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка боковых швов. Обработка нижнего среза изделия. Окончательная отделка изделия. Технология пошива подушки для стула. Профессия технолог-конструктор швейного производства, портной

Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани, обмеловку с учётом припусков на швы.

Выкраивать детали швейного изделия из ткани и прокладки.

Дублировать детали кроя клеевой прокладкой.

Выполнять правила безопасной работы иглами, булавками, утюгом.

Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков; примётывание; вымётывание.

Изготовлять образцы машинных работ: притачивание и обтачивание.

Проводить влажно-тепловую обработку на образцах.

Обрабатывать мелкие детали проектного изделия обтачным швом (мягкий пояс, бретели и др.).

Выполнять подготовку проектного изделия к примерке.

Проводить примерку проектного изделия.

Устранять дефекты после примерки.

Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану.

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки.

Находить и предъявлять информацию об истории швейных изделий, одежды.

Овладевать безопасными приёмами труда.

Знакомиться с профессиями технолог-конструктор швейного производства, портной

Тема «Художественные ремёсла» (4 ч)

Краткие сведения из истории старинного рукоделия — вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы для вязания крючком. Правила подбора крючка в зависимости от вида изделия и толщины нити. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия.

Основные виды петель для вязания крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий

Изучать материалы и инструменты для вязания.

Подбирать крючок и нитки для вязания.

Вязать образцы крючком.

Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные вязаные изделия.

Знакомиться с профессией вязальщица текстильно-галантерейных изделий.

Находить и предъявлять информацию об истории вязания

Раздел «Кулинария» (10 ч)

Тема «Блюда из круп и макаронных изделий»

(2 ч)

Виды круп, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Технология приготовления крупяных каш. Требования к качеству рассыпчатых, вязких и жидких каш. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Требования к качеству готовых блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд

Читать маркировку и штриховые коды на упаковках.

Выполнять механическую кулинарную обработку крупы.

Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы.

Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую каши.

Определять консистенцию блюда.

Готовить гарнир из макаронных изделий.

Находить и предъявлять информацию о крупах и продуктах их переработки; о блюдах из круп и макаронных изделий.

Дегустировать блюда из круп и макаронных изделий

Тема «Блюда из рыбы

и нерыбных продуктов моря» (2 ч)

Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов.

Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Первичная обработка рыбы. Тепловая обработка рыбы.

Технология приготовления блюд из рыбы. Подача готовых блюд

Определять свежесть рыбы органолептическими методами.

Подбирать инструменты и приспособления для механической и кулинарной обработки рыбы.

Планировать последовательность технологических операций по приготовлению рыбных блюд.

Выполнять механическую кулинарную обработку свежемороженой рыбы. Выполнять механическую обработку чешуйчатой рыбы.

Осваивать безопасные приёмы труда.

Выбирать и готовить блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря.

Определять качество термической обработки рыбных блюд.

Сервировать стол и дегустировать готовые блюда.

Находить и предъявлять информацию о блюдах из рыбы и морепродуктов

Тема «Блюда из мяса и птицы» (2 ч)

Значение мясных блюд в питании. Виды мяса. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса.

Пищевая ценность мяса птицы. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке.

Виды тепловой обработки мяса и птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Подача к столу

Определять качество мяса и птицы органолептическими методами.

Подбирать инструменты и приспособления для механической и кулинарной обработки мяса и птицы.

Планировать последовательность технологических операций по приготовлению мясных блюд.

Выполнять механическую кулинарную обработку мяса и птицы.

Осваивать безопасные приёмы труда.

Выбирать и готовить блюда из мяса и птицы.

Проводить оценку качества термической обработки мясных блюд.

Сервировать стол и дегустировать готовые блюда.

Находить и предъявлять информацию о блюдах из мяса и птицы, соусах и гарнирах к мясным блюдам

Тема «Первые блюда»
(2 ч)

Классификация супов. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов.

Технология приготовления супов: заправочных, супов-пюре, холодных. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу

Определять качество продуктов для приготовления супа.

Готовить бульон.

Готовить и оформлять заправочный суп.

Выбирать оптимальный режим работы нагревательных приборов. Определять консистенцию супа.

Соблюдать безопасные приёмы труда при работе с горячей жидкостью.

Осваивать приёмы мытья посуды и кухонного инвентаря.

Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте.

Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд.

Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады.

Находить и предъявлять информацию о различных видах супа

Тема «Приготовление обеда. Предметы для сервировки стола» (2 ч)

Меню обеда. Предметы для сервировки стола. Столовое бельё. Профессия технолог пищевой промышленности

Подбирать столовое бельё для сервировки стола к обеду.

Подбирать столовые приборы и посуду для обеда.

Составлять меню обеда. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для стола.

Выполнять сервировку стола к обеду, овладевая навыками эстетического оформления стола

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (16 ч)

Тема «Исследовательская и созидательная деятельность» (16 ч)

Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников.

Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический (основной), аналитический (заключительный). Определение затрат на изготовление проектного изделия.

Испытания проектных изделий.

Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта

Знакомиться с примерами творческих проектов шестиклассников.

Определять цель и задачи проектной деятельности.

Изучать этапы выполнения проекта.

Выполнять проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».

Выполнять проект по разделу «Технологии обработки конструкционных материалов».

Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».

Выполнять проект по разделу «Кулинария».

Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад к защите творческого проекта. Защищать творческий проект


  1. Материально-технического обеспечения образовательного процесса:

п/п

Вид средства обучения

Наименование средства обучения / учебного пособия

1

Печатные пособия

Для учителя

  • «Федеральный компонент образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» Министерства образования Российской Федерации. Приказ от 5 марта 2004 г. № 1089

( в ред. Приказов Минобрнауки России от 13.01.2012 № 69)

  • Программа. Технология; 5-8(9) классы; Н.В. Синица, П.С Самородский -М: Вентана-Граф,2013 год

  • Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома. Методическое пособие. 6 класс. М., Издательский центр «Вентана-Граф». 2014.

  • Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии (вариант для девочек): 6 кл. – М.:ВАКО, 2010.

Для учащихся:

  1. Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. 6 класс. Изд. «Вентана Граф» , 2013

  2. Маркуцкая С.Э. Технология в схемах, таблицах, рисунках. 5-9 кл. Обслуживающий труд . М.: Изд. «Экзамен», 2010.

  3. Технология (для девочек). 5-8 кл.: тесты /авт.-сост. Г.А.Гордиенко. – Волгоград: Учитель, 2010.

2

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Телевизор, экран, компьютер, мультимедийный проектор.

3

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Компьютерные слайдовые презентации:

Диск с программой «Технология» Н.В. Синица, П.С. Самородский

Интернет-рессурсы:

  1. http://center.fio.ru/som

  2. http://www.eor-np

  3. http://www.eor.it.ru

  4. http://www.openclass.ru/user

  5. http://www/it-n.ru

  6. http://eidos.ru

  7. http://www.botic.ru

  8. http://www.cnso.ru/tehn

  9. http://files.school-collection.edu.ru

  10. http://trud.rkc-74.ru

  11. http://tehnologia.59442

  12. http://www.domovodstvo.fatal.ru

  13. http://tehnologiya.narod.ru

  14. http://new.teacher.fio.ru

4

Натуральный фонд

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • набор слесарных инструментов.

  • тиски;

  • набор инструментов по металлу;

  • напильники;

  • токарный станок по дереву;

  • сверлильный станок;

  • зубила.


  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета ,курса

Раздел «Электротехника»

Выпускник научится ;

■ разбираться в адаптированной для школьников технико­-технологической информации по электротехнике и ориен­тироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифициро­ванных приборов и аппаратов, составлять простые электри­ческие схемы цепей бытовых устройств и моделей;

■ осуществлять технологические процессы сборки или ре­монта объектов, содержащих электрические цепи, с учётом необходимости экономии электрической энергии. Выпускник получит возможность научиться:

■ составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя до­полнительные источники информации (включая Интер­нет);

■ осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

Выпускник получит возможность научиться:

■ изготавливать с помощью ручных инструментов и швей­ной машины простые по конструкции модели швейных изде­лий, пользуясь технологической документацией;

■ выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий. Выпускник получит возможность научиться:

■ выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;

■ определять и исправлять дефекты швейных изделий;

■ выполнять художественную отделку швейных изделий;

■ изготавливать изделия декоративно-прикладного искусст­ва, региональных народных промыслов.

Раздел «Кулинария»

Выпускник получит возможность научиться:

■ самостоятельно готовить для своей семьи простые кули­нарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, моло­ка и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различ­ных видов теста, круп и макаронных изделий, отвечающие

требованиям рационального питания, соблюдая правиль­ную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

Выпускник получит возможность научиться:

составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;

■ выбирать пищевые продукты для удовлетворения потреб­ностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, ми­неральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные спосо­бы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;

■ экономить электрическую энергию при обработке пище­вых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервиро­вать стол; соблюдать правила этикета за столом;

■ определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окру­жающую среду и здоровье человека;

■ выполнять мероприятия по предотвращению негативно­го влияния техногенной сферы на окружающую среду и здо­ровье человека.

Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»

Выпускник получит возможность научиться:

- планировать и выполнять учебные технико-технологиче­ские проекты: выявлять и формулировать проблему; обосно­вывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итого­вого продукта или желаемого результата; планировать после­довательность (этапы) выполнения работ; составлять маршрутную и технологическую карту изготовления изде­лия; выбирать средства реализации замысла; контролиро­вать ход и результаты выполнения проекта;

■ представлять результаты выполненного проекта: готовить пояснительную записку; пользоваться основными видами проектной документации; представлять спроектированное п изготовленное изделие к защите, защищать проект с демон­страцией спроектированного и изготовленного изделия. Выпускник получит возможность научиться:

■ осуществлять презентацию, экономическую и экологиче­скую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабаты­вать вариант рекламы для продукта труда.

Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии                             

Примерные нормы оценок знаний и  умений  учащихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если учащийся: полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся: в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его     изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся: не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся: почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Оценка «1» ставится, если учащийся: полностью не усвоил учебный материал; не может изложить знания своими словами; не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

  Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ

Отметка «5» ставится, если учащийся: творчески планирует выполнение работы; самостоятельно

и полностью использует знания программного материала; правильно и аккуратно выполняет

задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и

другими средствами.

Отметка «4» ставится, если учащийся: правильно планирует выполнение работы; самостоятельно использует знания программного материала; в основном правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся: допускает ошибки при планировании выполнения работы; не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание; затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «2» ставится, если учащийся: не может правильно спланировать выполнение работы;

не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание; не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «1» ставится, если учащийся: не может спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; отказывается выполнять задание.

 Проверка и оценка практической работы учащихся

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

                              Оценивание теста  учащихся производится по следующей системе:

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

  Критерии оценки проекта:

1.      Оригинальность темы и идеи проекта.

2.     Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

3.      Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

4.     Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

5.     Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

6.     Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).

7.     Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).




Согласовано Согласовано

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения учителей __________ И.С. Шаповаленко

общеобразовательных дисциплин «___».08. 2016 год

от «___».08.2016 год №___

_________ Е.Г. Верёменко