Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 8 класс Учитель: Дрягина Наталья Александровна»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №7»
Рассмотрено: на заседании МО протокол № от 2017г. | Согласовано заместитель директора по УВР от 2017г. | «Утверждаю»: директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» от 2017г. |
Рабочая программа по технологии 8 класс
Учитель: Дрягина Наталья Александровна
город Абакан
2017
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии для 8 класса составлена на основе ООП МБОУ «СОШ №7» с учетом Примерной программы по технологии (издательство «Просвещение», 2011г.) и авторской программы «Технология. Трудовое обучение» (1-4, 5-11 классы; В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, издательство «Просвещение», 2007г.) уровень обучения – базовый.
Изучение технологии в 8 классе направлено на достижение следующей цели:
подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.
Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение жизненно важных умений.
Задачи учебного курса:
Образовательные:
знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями
преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства,
а также освоение этих технологий;
знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также выполнение проектов.
Воспитательные:
формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;
формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;
формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;
формирование творческого отношения в преобразовании окружающей действительности.
Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся 8 класса средней общеобразовательной школы и рассчитана на один учебный год из расчета 34 часа в год, 1 час в неделю.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
Самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции будущей социализации и стратификации;
Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
Становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно-полезного труда, как условия безопасной и эффективной социализации;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности, эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности;
Определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникший технической или организационной проблем;
Выявление потребностей, проектирования и создания объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
Виртуальное и натуральное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
Осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информаций, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;
Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
Формирование и развитие экологического мышления умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: в познавательной сфере:
Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергий, информаций, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследования;
Уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительно, технической и технологической информаций для проектирования и создания объектов труда;
Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информацией;
Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументаций рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
Овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
Планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологий; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирование, конструирование; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
Выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обосновании способов их исправления;
Документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
В мотивационной сфере:
Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
Согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
Формирование представление о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
Выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени и материалов, денежных средств; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
В эстетической сфере:
Овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечение сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
Рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики элементов научной организации труда;
Умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
Рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
Участие в оформлении класса и школы, озеленение пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
В коммуникативной сфере:
Практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиций другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникаций, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникаций партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникаций;
Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
Сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивания в споре своей позиции не враждебным для оппонентов образом;
Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
В физиолого-психологической сфере:
Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижений необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
Соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
Сочетания образного и логического мышления в проектной деятельности.
3. Содержание Программы
Семейная экономика.
Правила ведения домашнего хозяйства, основные виды бытовых домашних работ. Распределение обязанностей в семье. Назначение основных видов современной бытовой техники.
Прожиточный минимум и потребительская корзина. Потребность в планировании бюджета семьи. Составление семейного бюджета, источники его доходной и расходной частей. Постоянные и переменные расходы. Непредвиденные расходы. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Ориентация на рынке товаров и услуг: анализ потребительских качеств товара, выбор способа совершения покупки. Права потребителя и их защита.
Роль членов семьи в формировании семенного бюджета. Личный бюджет школьника. Анализ полученных результатов по разработке выполняемого проекта. Самооценка учащимся проекта.
Формы предпринимательства в России, поиск своего дела. Предпринимательство: сущность, цели, задачи. Организация предпринимательской деятельности в Хакасии.
Дом, в котором мы живем.
Как строят дом. Ремонт оконных блоков. Технология утепления окон и дверей. Технология обивки двери. Ручные инструменты. Безопасность ручных работ.
Электротехнические работы.
Электрическая энергия- основа современного технического прогресса. Электрический ток и его использование. Лампы накаливания . Регулировка освещенности. Люминисцентное и неоновое освещение. Бытовые электронагревательные приборы. Электроэнергетика будущего.
Творческий проект.
Выбор темы проекта. Особенности системы выполнения проекта. Составление технологической последовательности. Составление звездочки обдумывания. Разработка логотипов. Оценка материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта. Подготовка и защита проекта.
4. Тематическое планирование.
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Семейная экономика. | учащиеся должны знать: цели и значение семейной экономики; общие правила ведения домашнего хозяйства; роль членов семьи в формировании семейного бюджета; необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого его члена; цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства; сферы трудовой деятельности; уметь: анализировать семейный бюджет; определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося; анализировать рекламу потребительских товаров; выдвигать деловые идеи; осуществлять самоанализ развития своей личности; соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям; |
Дом, в котором мы живем. | учащиеся должны знать: как строится дом; профессии строителей; уметь: утеплять двери и окна; |
Электротехнические работы. | учащиеся должны знать: принципы производства, передачи и использования электрической энергии; принципы работы и использование типовых средств защиты; о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека; уметь: собирать простейшие электрические цепи; читать схему квартирной электропроводки; |
Творческий проект. | Должны владеть компетенциями: информационно-коммуникативной; социально-трудовой; познавательно-смысловой; учебно-познавательной; профессионально-трудовым выбором; личностным саморазвитием. |