Пояснительная записка
Рабочая программа по направлению «Технология» для 6 класса разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897);
-Федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2017-18 учебный год;
-Учебного плана школы на 2017-2018 уч. год.
Рабочая программа по технологии в 6-х классах разработана на основе авторской программы по учебному предмету «Технология» в направлении «Технологии ведения дома» (Технология: программа: 5-8 классы / А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. – М.: Вентана-Граф, 2014).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Н.В.Синица, В.Д. Симоненко, «Технология» ( «Технология ведения дома») Учебник для учащихся 6 класса - М.: «Вентана- Граф», 2014.
- Н.В.Синица, В.Д. Симоненко, «Технология» ( «Технология ведения дома») Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса - М.: «Вентана- Граф», 2014.
Согласно базисному учебному плану на изучение «Технологии» в 6 классе отводится 2 часа в неделю, всего - 68 часов. Исходя из расписания уроков и каникул календарно-тематическое планирование составлено на 68 уроков.
Рабочая программа ориентирована на формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» по направлению «Технологии ведения дома» в 6 классе является: - формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях и способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Задачами изучения предмета являются:
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектноисследовательской деятельности;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
развитие основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие значения здорового питания для сохранения своего здоровья.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет Технология 6 класса имеет направление «Технологии ведения дома» и включает следующие разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла», «Оформление интерьера», «Технологии творческой и опытнической деятельности».
Основным видом деятельности учащихся 6 класса, изучающих предмет «Технология» по направлению «Технологии ведения дома», является проектная деятельность. В течение учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырёх разделов программы: «Оформление интерьера», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремёсла», а к концу учебного года — комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу.
По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.
Основным дидактическим средством обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов.
В программе по направлению «Технологии ведения дома» новым является методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована, прежде всего, на занятиях по кулинарии. В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов. Занятия данного раздела способствуют формированию ответственного отношения к своему здоровью.
В содержании программы сквозной линией проходит совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали, становления и формирования социально трудовой и эстетической компетентности учащихся.
При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.
При изучении тем, учащиеся знакомятся с различными профессиями, что позволяет формировать ценностно-ориентационную компетенцию. Всё это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение «Технологии» в 6 классе отводится 2 часа в неделю, всего - 68 часов. Исходя из расписания уроков и каникул календарно-тематическое планирование составлено на 68 уроков. Предмет «Технология» в 6 классе изучается в следующем режиме:
| I учебная четверть | II учебная четверть | III учебная четверть | IV учебная четверть | всего за год |
Всего часов | 18 | 14 | 20 | 16 | 68 |
Практических работ | 10 | 12 | 16 | 12 | 50 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета
В результате освоения курса технологии 6 класса обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками.
Личностные результаты изучения предмета:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты изучения курса:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов;
- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- планирование и регуляция своей деятельности;
- подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;
- отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения предмета предполагают сформированность следующих умений:
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
- уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
- овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства.
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Введение» (2ч)
ТБ и санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских
Необходимость знать и соблюдать ТБ и санитарно-гигиенические требования
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (3ч) изучает понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка. Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома.
Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон. Понятие о фитодизайне как искусстве оформления интерьера, создания композиций с использованием растений.
Раздел предусматривает лабораторно-практические и практические работы:
Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера». Разработка плана жилого дома. Подбор современных материалов для отделки потолка, стен, пола. Изготовление макета оформления окон.
В разделе «Кулинария» (14ч) изучается пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Значение мясных блюд в питании. Виды тепловой обработки мяса. Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Виды тепловой обработки птицы. Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов.
Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда. Подача блюд. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Раздел предусматривает лабораторно-практические и практические работы:
Определение свежести рыбы. Приготовление блюда из рыбы. Определение качества термической обработки рыбных блюд. Приготовление блюд из морепродуктов.
Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов. Приготовление блюда из мяса. Приготовление блюда из птицы. Приготовление заправочного супа. Составление меню обеда. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду. Определение калорийности блюд.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (20ч.) изучает: классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон. Профессия оператор в производстве химических волокон. Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование плечевой одежды с застёжкой на пуговицах. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда, подборта. Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму. Устройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Технология изготовления плечевого швейного изделия с цельнокроеным рукавом.
Раздел предусматривает лабораторно-практические и практические работы:
Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом в натуральную величину (проектное изделие). Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою. Устранение дефектов машинной строчки. Применение приспособлений к швейной машине. Выполнение прорезных петель.
Пришивание пуговицы. Раскрой швейного изделия. Дублирование деталей клеевой прокладкой. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Обработка мелких деталей проектного изделия. Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки проектного изделия. Обработка среднего шва спинки, плечевых и нижних срезов рукавов; горловины и застёжки проектного изделия; боковых срезов и отрезного изделия; нижнего среза изделия. Окончательная обработка изделия.
Раздел «Художественные ремесла» (12ч) изучает краткие сведения из истории старинного рукоделия — вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия. Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу. Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью ПК. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.
Раздел предусматривает лабораторно-практические и практические работы:
Вывязывание полотна из столбиков с накидом несколькими способами. Выполнение плотного вязания по кругу. Выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (17ч.) Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» по направлению «Технологии ведения дома», является проектная деятельность. Обучающиеся изучают, что такое проектная деятельность, ее цель и задачи, составные части годового творческого проекта. В течение учебного года учащиеся выполняют проекты в рамках содержания четырёх разделов программы. Варианты творческих проектов: «Растение в интерьере
жилого дома», «Планирование комнаты подростка», «Приготовление воскресного семейного обеда», «Наряд для семейного обеда», «Вяжем аксессуары крючком или спицами», «Любимая вязаная игрушка» и др.
К концу учебного года обучающиеся выполняют комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу. В каждом разделе обучающиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.
Необходимо отметить, что в содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического, эстетического, здоровьесберагающего воспитания школьников, а так же знакомство их с различными профессиями. Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей: основы здорового образа жизни, биология, география, история, физика, математика, экология, черчение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 класс)
№ п/п | Раздел, количество часов | Тема, количество часов | Практическая часть программы | Вид учебной деятельности обучающихся | Универсальные учебные действия |
| Раздел 1. «Введение» 2 ч. | | | | |
1-2 | | ТБ и санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских (2ч) | | Изучение правил внутреннего распорядка и правил ТБ. | Познавательные УУД: -знание правил по ТБ, Регулятивные УУД: использование знаний на практике (применение в жизни) Коммуникативные УУД: -построение речи; Личностные УУД: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся |
| Раздел 2 «Технологии домашнего хозяйства» 3ч. | | | | |
3 | | Интерьер жилого дома (1 ч) | Практическая работа | Нахождение и представление информации об устройстве современного жилого дома, квартиры, комнаты. Выполнение эскиза | Познавательные УУД: - уметь создавать интерьер дома, знать необходимое оборудование для него, самостоятельно или с помощью учителя составлять план действия, Регулятивные УУД: Предвидеть возможность в получении конкретного результата, использование знаний на практике (применение в жизни) Удерживать учебную задачу, Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с устелем или с товарищами, преобразовывать практическую задачу в познавательную, оценивать результат своих действий, Коммуникативные УУД: -построение речи; общение; предлагать помощь и сотрудничество, обращение за помощью, обучаться сотрудничеству, слушать собеседника, , формулировать собственное мнение и позицию Личностные УУД: желание приобретать новые знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся |
4-5 | | Комнатные растения в интерьере (2 ч) | Проект | Нахождение информации о приёмах размещения комнатных растений, об их происхождении. Знакомство с профессией садовник. | П. Умение проводить поиск и анализ необходимой информации. К. Умение с достаточной полнотой и точностью выполнять учебную задачу Р. Выбор наиболее оптимального варианта решения проблемы Л. Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной деятельности |
| Раздел 3 «Кулинария» 14ч | | | | |
6-9 | | Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря (4 ч) | Практическая работа | Планирование и выполнение последовательности технологических операций по приготовлению рыбных блюд. | П. Поиск и представление необходимой информации о блюдах из морепродуктов К. Планирование учебного сотрудничества с учителем Р. Объективное оценивание вклада своей познавательной деятельности в решении учебной задачи. Л. Формирование желания выполнять учебные действия |
10-13 | | Блюда из мяса (4 ч) | Практическая работа | Подбор инструментови приспособлений для механической и кулинарной обработки мяса. Планирование последовательности технологических операций по приготовлению мясных блюд. Приготовление блюд из мяса. | П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели К. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Р. Оценивание своих действий, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Л. познавательного интереса в данной области предметной технологической деятельности |
14-15 | | Блюда из птицы (2 ч) | Практическая работа | Планирование последовательности технологических операций. Осуществление механической кулинарной обработку птицы. Приготовление блюд из птицы. | П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Соблюдение норм и правил техники безопасности познавательно - трудовой деятельности. Р. Самостоятельная организация и выполнение различных работ Л. Формирование установки на здоровый образ жизни. |
16-17 | | Заправочные супы (2 ч) | Практическая работа | Определение качества продуктов для приготовления супа. Приготовление супа. | П. Выявление потребностей и решение учебной задачи К. Умение с достаточной полнотой и точностью выполнять учебную задачу. Р. Составление плана и последовательности действий. Л. Формирование установки на здоровый образ жизни. |
18-19 | | Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду (2 ч) | Проект | Подбор столового белья для сервировки стола к обеду. Подбор столовых приборов и посуды для обеда. Составлять меню обеда. Выполнение сервировки стола к обеду, овладение навыками эстетического оформления стола. | П. Выявление потребностей и решение учебной практической задачи К. Умение с достаточной полнотой и точностью выполнять учебную задачу. Р. Самостоятельная организация и выполнение различных работ Л. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
| Раздел 4 «Создание изделий из текстильных материалов» (20 ч) | | | | |
20-21 | | Свойства текстильных материалов (2 ч) | Практическая работа | Составление коллекции тканей и нетканых материалов из химических волокон. | П. Поиск и выделение необходимой информации; К. Формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Р. Принятие учебной цели. Объективное оценивание вклада своей познавательной деятельности в решении учебной задачи. Л. Формирование желания выполнять учебные действия. Проявление познавательных интересов в области предметной технологической деятельности. |
22-25 | | Конструирование швейных изделий (4 ч) | Практическая работа | Снятие мерок с фигуры человека и записывание результатов измерений. Построение чертежа. | П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Умение давать определения терминам. К. Формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). Р. Объективное оценивание вклада своей познавательной деятельности в решении учебной задачи Л. Проявление познавательных интересов в области предметной технологической деятельности |
26-27 | | Моделирование швейных изделий (2 ч) | Практическая работа | Выполнение эскиза проектного изделия. Изучение приёмов моделирования. | П. Выявление потребностей проектирование и моделирование объекта К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Л. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
28-29 | | Швейная машина (2 ч) | Практическая работа | Изготовление образцов машинных работ: притачивание и обтачивание. Выполнение влажно-тепловой обработки на образцах. | П. Определение способов решения учебно –трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. К. Соблюдение правил техники безопасности познавательно - трудовой деятельности Р. Составление плана и последовательности действий. Л. Овладение правилами организации рабочего места. |
30-39 | | Технология изготовления швейных изделий (10 ч) | Проект | Нахождение и представление информации об истории швейных изделий, одежды. Овладение безопасными приёмами труда. Знакомство с профессией закройщик. | П. Умение структурировать знания. Формирование выводов по обоснованию технологического решения; отражение в письменной форме результатов своей деятельности. К. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе Р. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Л. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
| Раздел 5 «Художественные ремёсла» (12ч) | | | | |
40-45 | | Вязание крючком (6 ч) | Проект | Изучение материалов и инструментов для вязания. Подбор крючка и ниток для вязания. Вязание образцов крючком. | П. Выполнение знаково – символических действий. К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р. Самостоятельная организация рабочего места Л. Проявление познавательных интересов в области предметной технологической деятельности |
46-51 | | Вязание спицами (6 ч) | Практическая работа | Подбор спиц и ниток для вязания. Вязание образцов спицами. Нахождение и представление информации о народных художественных промыслах, связанных с вязанием спицами. | П. Выявление потребностей и решение учебной практической задачи. К. Согласование и координация совместной познавательной деятельности с другими ее участниками. Р. Самостоятельная организация рабочего места Л. Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной деятельности. |
| Раздел 6 «Технологии творческой и опытнической деятельности» (21 ч) | | | | |
52-68 | | Исследовательская и созидательная деятельность 17ч | Проект | Защита проекта; -работа с тестовым материалом | П. Выявление потребностей и решение учебной практической задачи К. Умение с достаточной полнотой и точностью выполнять учебную задачу Р. Самостоятельная организация и выполнение различных работ Л. Самостоятельная организация и выполнение различных работ. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект «Технология ведения дома 6 класс»
авторов Н.В. Синица, В.Д. Симоненко:
Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014
Рабочая тетрадь Технологии ведения дома: 6 класс Н.В. Синица, Н.А. Буглаева М.: Вентана-Граф, 2014
Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома. 6 класс. Методическое пособие. -М.: Вента-Граф, 2014.
Интернет-ресурсы:http://www.woll-rus.ru;http://shei-sama.ru; http://www.remontsrem.ru/;http://gardenweb.ru;http://www.kvartira-box.ru;http://strana-sovetov.com;http://elhovka.narod.ru;http://festival.1september.ru;http://school-collection.edu.ru/;http://fcior.edu.ru/;http://tehnologiya.ucoz.ru/;http://festival.1september.ru
Оборудование и приспособления: машины швейные, ножницы, манекен, лента сантиметровая, линейки, иглы швейные, иглы машинные, наперстки и т.д.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
- характеризовать общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на
пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм
человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях;
- различать общие сведения о роли кисломолочных продуктов в питании человека, об
ассортименте кисломолочных продуктов, технологию приготовления творога в домашних
условиях, кулинарные блюда из творога и технологию их приготовления;
- обосновывать требования к качеству готовых блюд, правила подачи блюд к столу;
- различать общие сведения о роли рыбных блюд в питании человека, определять
доброкачественность рыбы, оттаивать еѐ, готовить блюда, определять их готовность и
подавать к столу;
- соблюдать правила гигиены и правила безопасной работы;
- подготавливать ткань к раскрою, выполнять раскрой изделия, определять качество
готового изделия;
- подготавливать материалы и инструменты для вязания крючком и спицами, читать
условные обозначения;
- заменять машинную иглу, устранять дефекты машинной строчки, использовать
приспособления к швейной машине; выполнять на универсальной швейной машине
обтачные швы;
- читать и строить чертѐж плечевого швейного изделия, выполнять моделирование с
цельнокроѐным рукавом, подготавливать выкройку к раскрою;
- осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области
оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания
объектов труда.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать влияние на качество пищевых продуктов промышленного производства,
ядохимикатов, пестицидов и т.д.;
- определять признаки доброкачественности рыбы, правила оттаивания, первичная
обработка рыбы, блюда из рыбы;
- осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым
критериям и показаниям;
- разрабатывать и оформлять интерьер жилого помещения, интерьер с комнатными
растениями;
- анализировать опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации:
нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания,
анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
- диагностировать результат познавательно-трудовой деятельности по принятым
критериям и показаниям;
- овладеть специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии
обработки пищевых продуктов, текстильных материалов;
- овладеть навыками изготовления и художественного оформления швейных изделий;
- овладеть элементами навыков ведения домашнего хозяйства;
- познакомиться с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 КЛАСС)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Вид контроля | Дата проведения По плану По факту |
Раздел 1. «Введение» |
1 | ТБ и санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских | ОНЗ | Текущий устный опрос | | |
2 | ТБ и санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских | ОУР | Текущий письменный опрос | | |
Раздел 2 «Технологии домашнего хозяйства» |
3 | Интерьер жилого дома | ОУР | Тематический практическая работа | | |
4 | Комнатные растения в интерьере | ОНЗ | Текущий устный опрос | | |
5 | Комнатные растения в интерьере | ОУР | Текущий устный опрос | | |
Раздел 3 «Кулинария» |
6 | Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря | ОНЗ | Текущий устный опрос | | |
7 | Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. | ОНЗ | Текущий устный опрос | | |
8 | Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря | ОУР | Тематический практическая работа | | |
9 | Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря | ОУР | Тематический практическая работа | | |
10 | Блюда из мяса | ОНЗ | Текущий устный опрос | | |
11 | Блюда из мяса | ОНЗ | Текущий устный опрос | | |
12 | Технология приготовления блюд из мяса | ОУР | Тематический практическая работа | | |
13 | Технология приготовления блюд из мяса | ОУР | Тематический практическая работа | | |
14 | Блюда из птицы | ОУР | Тематический практическая работа | | |
15 | Блюда из птицы | ОУР | Тематический практическая работа | | |
16 | Заправочные супы | ОУР | Тематический практическая работа | | |
17 | Заправочные супы | ОУР | Тематический практическая работа | | |
18 | Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду | ОУР | Тематический практическая работа | | |
19 | Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду | ОУР | Тематический практическая работа | | |
Раздел 4 «Создание изделий из текстильных материалов» |
20 | Свойства текстильных материалов | ОНЗ | Текущий устный опрос | | |
21 | Свойства текстильных материалов | ОУР | Тематический практическая работа | | |
22 | Конструирование швейных изделий | ОНЗ | Текущий устный опрос | | |
23 | Конструирование швейных изделий | ОУР | Тематический практическая работа | | |
24 | Снятие мерок для изготовления плечевой одежды | ОУР | Тематический практическая работа | | |
25 | Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом | ОУР | Тематический практическая работа | | |
26 | Моделирование швейных изделий | ОУР | Тематический практическая работа | | |
27 | Моделирование швейных изделий | ОУР | Тематический практическая работа | | |
28 | Швейная машина | ОУР | Тематический практическая работа | | |
29 | Швейная машина | ОУР | Тематический практическая работа | | |
30 | Технология изготовления швейных изделий | ОНЗ | Текущий устный опрос | | |
31 | Технология изготовления швейных изделий | ОУР | Тематический практическая работа | | |
32 | Последовательность подготовки ткани к раскрою. | ОУР | Тематический практическая работа | | |
33 | Правила раскладки выкроек на ткани. | ОУР | Тематический практическая работа | | |
34 | Выкраивание деталей из прокладки. | ОУР | Тематический практическая работа | | |
35 | Технология соединения детали с клеевой прокладкой. | ОУР | Тематический практическая работа | | |
36 | Способы переноса линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков | ОУР | Тематический практическая работа | | |
37 | Обработка припусков шва перед вывёртыванием. | ОУР | Тематический практическая работа | | |
38 | Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. | ОУР | Тематический практическая работа | | |
39 | Окончательная отделка изделия | ОУР | Тематический практическая работа | | |
Раздел 5 «Художественные ремёсла» |
40 | Вязание крючком | ОНЗ | Текущий устный опрос | | |
41 | Материалы и инструменты для вязания | ОУР | Тематический практическая работа | | |
42 | Вязание полотна | ОУР | Тематический практическая работа | | |
43 | Вязание полотна | ОУР | Тематический практическая работа | | |
44 | Вязание по кругу | ОУР | Тематический практическая работа | | |
45 | Вязание по кругу | ОУР | Тематический практическая работа | | |
46 | Вязание спицами | ОНЗ | Текущий устный опрос | | |
47 | Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель | ОУР | Тематический практическая работа | | |
48 | Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда | ОУР | Тематический практическая работа | | |
49 | Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями | ОУР | Тематический практическая работа | | |
50 | Вязание цветных узоров | ОУР | Тематический практическая работа | | |
51 | Вязание цветных узоров | ОУР | Тематический практическая работа | | |
Раздел 6 «Технологии творческой и опытнической деятельности» |
52 | Исследовательская и созидательная деятельность | ОНЗ | Текущий устный опрос | | |
53 | Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах | ОНЗ | Текущий устный опрос | | |
54 | Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. | ОНЗ | Текущий устный опрос | | |
55 | Составные части годового творческого проекта шестиклассников | ОНЗ | Текущий устный опрос | | |
56 | Этапы выполнения проекта | ОНЗ | Текущий устный опрос | | |
57 | Поисковый этап выполнения проекта | ОУР | Тематический практическая работа | | |
58 | Поисковый этап выполнения проекта | ОУР | Тематический практическая работа | | |
59 | Технологический этап выполнения проекта | ОУР | Тематический практическая работа | | |
60 | Технологический этап выполнения проекта | ОУР | Тематический практическая работа | | |
61 | Заключительный этап выполнения проекта | ОУР | Тематический практическая работа | | |
62 | Заключительный этап выполнения проекта | ОУР | Тематический практическая работа | | |
63 | Определение затрат на изготовление проектного изделия. | ОУР | Тематический практическая работа | | |
64 | Определение затрат на изготовление проектного изделия. | ОУР | Тематический практическая работа | | |
65 | Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта | ОУР | Тематический практическая работа | | |
66 | Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта | ОУР | Тематический практическая работа | | |
67 | Защита творческого проекта | РК | Итоговый стартовая диагностика | | |
68 | Защита творческого проекта | РК | Итоговый стартовая диагностика | | |
19