РАССМОТРЕНА на заседании МО Руководитель Т.В. Седакова ____________________ протокол №____от___________20__ г. | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УМР Т.И. Щепилина _______________________ «_____»______________20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ имени А.М.Горького» _____________С.А. Иванова Приказ № от «_____»____________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 10 класса
на 2017-2018 учебный год
Составил: учитель технологии
Костин
Александр Владимирович
г. Карачев
2017-2018 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу технологии разработана на основе следующих документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312);
2. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2018 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889);
3. Основной общеобразовательной программы среднего полного общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького»;
4. Технология : базовый уровень : 10-11 классы : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш] : под ред. В.Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2013. – 224 с. : ил.
5. «Программа по технологии (базовый уровень)» 10-11 кл., составитель В.Д. Симоненко, М. «Вентана - Граф», 2013 г
6. Методические рекомендации «Технология. 10-11 классы» Базовый уровень. В.Д. Симоненко, М. «Вентана - Граф» 2012 г
Количество часов: 35. Количество часов в неделю -1 час.
Настоящая учебная программа представляет собой часть образовательной области технология и предназначена для учащихся основной школы (10 класса).
При составлении рабочей программы учитывался примерный базисный учебный план школы, в соответствие с которым, на изучение курса технологии в 10 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю).
II. Содержание предмета из ФГОС
Глава 1. Технологии в современном мире.
Тема 1. Технологии как часть общечеловеческой культуры.
Основные теоретические сведения:
Технологическая культура.
Понятие «Технология».
Технологические уклады.
Связь технологии с наукой, техникой и производством.
Практические работы:
Подготовка доклада об интересующем открытии (известном учёном, изобретателе) в области науки и техники.
Тема 2. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества.
Основные теоретические сведения:
Энергетика и энергоресурсы.
Промышленные технологии и транспорт.
Сельское хозяйство в системе природопользования.
Практические работы:
Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запылённости воздуха. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах. В техногенном мире.
Тема 3. Природоохранные технологии.
Основные теоретические сведения:
Применение экологически чистых и безотходных производств.
Использование альтернативных источников энергии.
Экологическое сознание и экологическая мораль
Практические работы:
Оценка качества пресной воды. Уборка мусора около школы. Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующем промышленном предприятии.
Тема 4. Перспективные направления развития современных технологий.
Основные теоретические сведения:
От резца до лазера.
Современные электротехнологии.
Лучевые технологии. Ультразвуковые технологии.
Плазменная обработка.
Технология послойного прототипирования.
Нанотехнологии. Новые принципы организации современного производства.
Автоматизация технологических процессов.
Практические работы:
Посещение промышленного предприятия (ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания).
Глава 2. Методы решения творческих задач.
Тема 5. Понятие творчества.
Основные теоретические сведения
Понятие творчества.
Понятие «творческий процесс».
Защита интеллектуальной собственности.
Логические и эвристические (интуитивные) пути решения творческих задач, их особенности и области применения.
Практические работы:
Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач.
Тема 6. Как ускорить процесс решения творческих задач.
Основные теоретические сведения:
Прямая мозговая атака (мозговой штурм).
Обратная мозговая атака.
Метод контрольных вопросов. Синектика.
Практические работы:
Конкурс «Генераторы идей».
Решение задач методом синектики.
Тема 7. Как найти оптимальный вариант.
Основные теоретические сведения:
Морфологический анализ (морфологическая матрица).
Функционально-стоимостный анализ (ФСА)
Практические работы:
Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.
Тема 8. Эвристические методы, основанные на ассоциации.
Основные теоретические сведения:
Методы фокальных объектов.
Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
Практические работы:
Игра «Ассоциативная цепочка шагов».
Глава 3. Технология проектирования изделий.
Тема 9. Особенности современного проектирования.
Основные теоретические сведения:
Законы художественного конструирования.
Экспертиза и оценка изделия.
Практические работы:
Экспертиза ученического рабочего места и составление письменного заключения.
Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика.
Тема 10. Алгоритм дизайна.
Основные теоретические сведения:
Банк идей.
Дизайн отвечает потребностям.
Практические работы:
Создание банка идей и предложений. Оценка объектов на основе их потребительских качеств (по выбору школьников).
Тема 11. Мысленное построение нового изделия.
Основные теоретические сведения:
Мечта и реальность.
Научный подход в проектировании изделий.
Приступим к материализации проекта.
Практические работы:
Выдвижение идей усовершенствования своего проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с использованием метода морфологического анализа.
III. Планируемые предметные результаты
В результате изучения технологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• влияние технологий на общественное развитие;
• составляющие современного производства товаров или услуг;
• способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:
• способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
• основные этапы проектной деятельности;
• источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
уметь
• оценивать потребительские качества товаров и услуг;
• изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;
• составлять планы деятельности по изготовлению и реализации
продукта труда;
• использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;
• проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
• организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;
• выполнять изученные технологические операции;
• планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
• уточнять и корректировать профессиональные намерения.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения урока | Виды, формы контроля. | Примечание | Дом. задание |
планируемая | фактическая |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Введение | 1 | | | Комбиниров. | | |
| Раздел 1. Технологии в современном виде | 19 | | | | | |
2-3 | Технология как часть общечеловеческой культуры. | 2 | | | Комбиниров. | | С.6-15 |
4 | Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства. | 1 | | | Комбиниров. | | С.16-18 |
5-8 | Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества. | 4 | | | Комбиниров. | | С.19-39, в. 2-4 |
9-11 | Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду. | 3 | | | Комбиниров. | | С.39-52 |
12-14 | Экологическое сознание и мораль в техногенном мире. | 3 | | | Комбиниров. | | С.53-57, в.1-4 |
15-18 | Перспективные направления развития современных технологий. | 4 | | | Комбиниров. | | С.57-79, в.1-2 |
19 | Новые принципы организации современного производства. | 1 | | | Комбиниров. | | С.79-81 |
20 | Автоматизация технологических процессов. | 1 | | | Комбиниров. | | С.81-86, в.1-6 |
| Раздел 2. Методы решения творческих задач | 7 | | | | | |
21-22 | Понятие творчества. | 2 | | | Комбиниров. | | С.87-90 |
23 | Защита интеллектуальной собственности. | 1 | | | Комбиниров. | | С.90-93 |
24-27 | Методы решения творческих задач. | 4 | | | | | С.93-121, в.1-5 |
| Раздел 3. Технология проектирования изделий | 8 | | | Комбиниров. | | |
28 | Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности. | 1 | | | Комбиниров. | | С.123-125 |
29 | Потребительские качества товаров. Экспертиза и оценка изделия. | 1 | | | Комбиниров. | | С.125-129, в.1-4 |
30 | Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности. | 1 | | | Комбиниров. | | С.129-131 |
31-32 | Создание банка идей продуктов труда. | 2 | | | Комбиниров. | | С.131-133 |
33 | Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг. | 1 | | | Комбиниров. | | С.133-136 |
34-35 | Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план. | 2 | | | Комбиниров. | | С.136-145 |
V. Учебно-тематическое планирование
Введение | 1 ч. |
Раздел 1. Технологии в современном виде | 19 ч. |
Раздел 2. Методы решения творческих задач | 7 ч. |
Раздел 3. Технология проектирования изделий | 8 ч. |
Всего: | 35 ч. |