ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
Методических рекомендаций по формированию учебных планов дляорганизации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, приложение к письму Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 г.;
Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости МКОУ Городокской СОШ № 2;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В. В. Воронковой «Трудовое обучение». М.: «Просвещение», 2010 г.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Цели и задачи обучения:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Технология» являются умения:
формирование организационных умений в труде;
ориентирования в задании;
планирования своей работы;
осуществление самоконтроля
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется направление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Основные направления коррекционной работы:
Корригировать нарушения эмоционально-личностной сферы
Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать умение сравнивать и обобщать
Развивать речь, владение техникой речи с опорой на трудовую деятельность
Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Формировать навыки самоконтроля
Создавать условия для развития мыслительных операций : анализ, синтез, классификация, обобщение
Развивать словесно-логическое мышление, пространственное воображение и другие качества мышления, оптимально формируемых средствами трудового обучения
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане школы.
Рабочая программа по предмету «Технология» составлена в соответствии базисным учебным планом и учебно-календарным графиком МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2016-2017 уч. год (34 недели) на 68 часов, 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Работа с глиной и пластилином
Практические работы
Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел с применением стеки и резака. Складывание из вылепленных деталей башни, дома. Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы. Лепка предметов цилиндрической формы: кружки. Лепка с натуры посуды конической формы: цветочного горшка. Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара. Лепка по образцу стилизованных фигур птиц, животных: утки, медвежонка, лисы. Лепка по представлению свободных композиций: «Колобок и лиса».
Технические сведения
Назначение глины и применение этого материала в промышленности. Глина — строительный материал (кирпич, черепица). Назначение молотка. Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины: чайной и столовой посудой, декоративной посудой — кашпо, горшками, глиняными игрушками. Пропорции лепных фигур птиц и животных. Пространственное положение деталей на макете. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.
Приемы работы
Обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом промазывания. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия.
Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия руками и стекой с соблюдением пропорций. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом примазывания. Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания.
Работа с природными материалами
Практические работы
Изготовление по образцу птички, рыбки, черепахи, кораблика. Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев.
Технические сведения
Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Свойства засушенных листьев, шишек, используемых в работе. Правила составления макета. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета. Материалы, используемые для скрепления деталей: клей, пластилин, палочки, проволока, нитки и т. д. Рациональное применение материалов. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы
Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек. Соблюдение пропорций. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке. Составление композиции.
Экскурсии
Экскурсии на природу с целью сбора природного материала.
Работа с бумагой и картоном
Практические работы
Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий. Изготовление из картона объемных елочных игрушек в форме шара. Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с разметкой подложки и деталей по линейке. Изготовление из бумаги и картона поздравительных открыток. Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, бархатной бумаги и ткани. Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам, по линейке. Резание ножницами по прямым и кривым линиям, по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны, с обеих сторон.
Технические сведения
Применение и назначение картона. Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Сырье, из которого вырабатывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах картона: переплетный и коробочный картон. Правила оклеивания. Правила склеивания картона бумагой с двух сторон. Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Рациональное использование материалов. Сочетания цветов. Соблюдение пропорций. Применение различных материалов (ткань, вата) и предметов (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы
Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям. Разметка бумаги и картона по линейке, по трафарету и шаблону, рациональная разметка. Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчета от нулевого деления. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон. Наклеивание картонных и бумажных деталей.
Работа с текстильными материалами
Практические работы
Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей. Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторение приемов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка. Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника. Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона. Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Упражнения на полосе бумаги в клетку. Выполнение стежка «шнурок»: упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составленной выкройке, сметочным стежком. Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок». Оформление концов закладки кисточками. Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани.
Технические сведения
Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки. Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются (повторение). Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении: ткани для верхней одежды, для белья, для вышивания. Свойства и особенности тканей как материала: мнутся, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Назначение и виды отдельных ручных стежков: сметочный и «шнурок». Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Виды пуговиц. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы
Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки. Составление выкройки по заданным размерам под руководством учителя. Раскрой материала по выкройке. Рациональное использование материала. Выполнение сметочного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей. Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки (перевив). Соблюдение порядка вышивания изделия.
Экскурсии
Экскурсия в швейную мастерскую.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание | Количество часов |
-
| Введение. | 1 |
-
| Работа с глиной и пластилином | 13 |
-
| Работа с природными материалами | 12 |
-
| Работа с бумагой и картоном | 22 |
-
| Работа с текстильными материалами | 20 |
| Итого: | 68 |
Экскурсии:
Экскурсии на природу с целью сбора природного материала.
Экскурсия в швейную мастерскую.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока | Наглядный и дидактический материал |
-
| | Введение. Правила поведения и техника безопасности на уроках технологии | |
Работа с глиной и пластилином |
-
| | Свойства и использование глины и пластилина. Правила работы с пластилином. Приемы лепки. | Кубики, бруски, стека, молоток |
-
| | Формовка прямоугольных геометрических фигур. Лепка кубиков и брусков разной величины |
-
| | Лепка замка и ворот из кубиков и брусков |
-
| | Лепка столярных инструментов (молотка) |
Работа с природными материалами |
-
| | Экскурсия в природу с целью сбора и заготовки природного материала | Папки для сбора материала, мешочки, картинка птички, рыбки, кораблика, черепахи, природный материал, картон |
-
| | Изготовление по образцу птички |
-
| | Изготовление по образцу рыбки |
-
| | Изготовление по образцу черепахи |
-
| | Изготовление по образцу кораблика |
Работа с бумагой и картоном |
-
| | Виды и сорта бумаги. Правила работы с клеем и кистью. Изготовление подставки для кисти | Бумага, трафареты, шаблоны, образцы аппликаций |
-
| | Изготовление аппликации из мятой бумаги |
-
| | Складывание фигурок из бумаги |
-
| | Складывание фигурок из бумаги |
-
| | Применение, сорта и свойства картона. Правила работы с шаблоном. Работа с шаблонами геометрических фигур. |
-
| | Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Правила работы с ножницами. |
-
| | Составление коллекции бумаги и картона |
-
| | Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий |
-
| | Украшение аппликацией пакета для хранения изделий |
Работа с текстильными материалами |
-
| | Свойства ниток. Виды работы с нитками. Завязывание узелка | Пряжа, пуговицы, иглы, нитки, образцы |
-
| | Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков ниток |
-
| | Пришивание пуговиц с двумя отверстиями |
-
| | Экскурсия в швейную мастерскую |
Работа с глиной и пластилином |
-
| | Лепка предметов цилиндрической формы (кружки) | Кружка, стека, цветочный горшок, образцы |
-
| | Лепка с натуры предметов конической формы (ведра) |
-
| | Лепка с натуры предметов конической формы из жгутиков (цветочного горшка) |
Работа с природными материалами |
-
| | Предметная аппликация из засушенных листьев | Засушенные листья, клей, образец |
-
| | Составление композиций из засушенных листьев (оформление декоративной рамки) |
-
| |
Работа с бумагой и картоном |
-
| | Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации | Картон, бумага, клей, образец, шаблоны |
-
| | Изготовление аппликации яблока в технике бумажной мозаики |
Работа с текстильными материалами |
-
| | Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из пучков нитей | Нитки, ножницы, образцы |
-
| |
Работа с глиной и пластилином |
-
| | Лепка чайной посуды в форме шара (чайника для заварки) | Чайная посуда |
Работа с бумагой и картоном |
-
| | Изготовление из плотной бумаги елочных игрушек (шара из двух кругов) | Картон, бумага, клей, образцы |
-
| | Изготовление из плотной бумаги елочных игрушек (шара из бумажных полос) |
Работа с текстильными материалами |
-
| | Сматывание ниток в клубок | Нитки. картон |
Работа с глиной и пластилином |
-
| | Лепка по образцу стилизованных фигур животных (медвежонка) | Пластилин, картинки |
-
| | Лепка по образцу стилизованных фигур животных (уточки) |
-
| | Лепка по образцу стилизованных фигур животных (рыбки, змейки) |
Работа с природными материалами |
-
| | Изготовление по образцу фигурки человека из шишек. | Шишки ели, веточки, листья |
-
| | Изготовление по образцу фигурки птицы из шишек. |
-
| | Составление композиций из шишек и листьев «Пальма» |
-
| |
Работа с бумагой и картоном |
-
| | Разметка бумаги и картона по линейке | Иллюстрации грузовика, образец |
-
| | Изготовление предметной аппликации из геометрических фигур (лягушка, утенок, лиса, собака) |
-
| | Изготовление предметной аппликации из геометрических фигур (грузовик, автофургон) |
Работа с текстильными материалами |
-
| | Изготовление и применение ткани. Инструменты и приспособления при работе с тканью | Ткань разных видов, картон, клей, ножницы, выкройки, игла, карандаш, нитки, бумага в клеточку, линейка, поролон, образец |
-
| | Свойства и сорта тканей. Составление коллекции. |
-
| | Раскрой деталей изделия по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника. |
-
| | Соединение деталей: ознакомление с ручными стежками |
-
| | Правила хранения игл. Изготовление по образцу подушечки для иголок. |
-
| |
Работа с бумагой и картоном |
-
| | Изготовление поздравительной открытки «Праздничный цветок» | Открытки, клей, ножницы, картон, бумага, образец, шаблон |
-
| |
Работа с глиной и пластилином |
-
| | Лепка по представлению свободных композиций к сказке «Колобок» | Пластилин, иллюстрации к сказке |
-
| |
Работа с бумагой и картоном |
-
| | Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок | Картон, образец, бумага |
-
| |
-
| | Что надо знать о дорожных знаках. Правила безопасности на дороге |
-
| | Изготовление по образцу указателя «Переход» |
Работа с текстильными материалами |
-
| | Приемы вышивания нитками. Вышивание закладки из канвы прямой строчкой | Канва, игла, нитки, образцы узоров, образцы салфеток |
-
| | Вышивание закладки из канвы. Оформление края закладки кисточками из ниток |
-
| | Вышивание закладки из канвы стежком «шнурок». |
-
| | Вышивание салфетки из канвы стежком «шнурок». |
-
| |
-
| | Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы |
-
| |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся к концу учебного года должны:
усвоить основные приемы работы с различными материалами,
уметь с помощью учителя ориентироваться в задании,
уметь составлять план работы над изделием,
выполнять изделие с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно,
уметь по вопросам учителя давать словесный отчет и анализ своего изделия и изделия товарища,
уметь с помощью учителя ориентироваться на листе бумаги и подложке,
отвечать полными предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов: большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, и слова, обозначающие пространственные отношения предметов: впереди, справа — слева,
узнавать и называть основные геометрические формы и тела.
Межпредметные связи
Математика. Счет в пределах 20. Разметка по линейке.
Изобразительное искусство. Расчленение объекта на простые геометрические формы. Понятие о декоративных узорах.
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Полные ответы на вопросы. Умение дополнить ответ товарища. Использование в речи вновь усвоенных слов и предложений.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Книгопечатная продукция
Программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. М.: «Просвещение», 2010.
Технология. Ручной труд. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л. А. Кузнецова. – 6-е изд. – м. : Просвещение, 2016
Демонстрационные плакаты
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе.
Иллюстрации к сказкам
Таблицы «Правила ТБ на уроках труда»
Традиционные средства обучения
Образцы изделий
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор.
Магнитно-маркерная доска
Тематические презентации
Интернет-ресурсы
http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru