Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Физико-математическая школа №56 г.Улан-Удэ»
«Рассмотрено на заседании ШМО» Руководитель ШМО _____ /Свобода И.М./ Протокол № 1 от «___» сентября 2016г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР _________/Калашникова Л.И./ Протокол № ____ от «___» сентября 2016г | «Утверждено» Директор школы __________ /Перинова В.В./ Приказ № ___ от «___» сентября 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Свободы Ирины Михайловны
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
по технологии для 4 «Б» класса
2016- 2017 уч.г.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа начального общего образования по технологии для 3 класса составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
Примерной программы по технологии с учетом авторской программы «Технология», авторы: О.А.Куревина, Е.А.Лутцева. М.: Баласс, 2013.
Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)
Учебного плана МАОУ «ФМШ №56» на 2015-2016 учебный год
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы на 2015-2016 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ от 31.03.2014 г № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
ПРИКАЗ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями, внесенными:
приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576;
приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;
приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.
Учебники:
1. Технология («Прекрасное рядом с тобой») О.А. Куревина, Е.А. Лутцева); – М.: Баласс, 2012.
2. Технология («Прекрасное рядом с тобой») и методических рекомендаций к ним (авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева); – М.: Баласс, 2010.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Предметные:
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно - декоративных и других изделий;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Раздел « Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»
Обучающийся научится:
Называть наиболее распространённые в своем регионе профессии (профессии своих родителей) описывать их особенности;
Понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность) прочность), эстетическую выразительность- руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
Анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
Организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Обучающийся получит возможность научиться:
Уважительно относиться к труду людей;
Понимать культурно- историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, уважать их;
Понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукте, демонстрировать готовый продукт (изделие, комплексные работы, социальные услуги)
Раздел « Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности»
Обучающийся научится:
На основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материала для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
Отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
Применить приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль) режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
Выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Обучающийся получит возможность научиться:
Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
Прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно- художественной задачей
Раздел « Конструирование и моделирование»
Обучающийся научится:
Анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
Решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
Изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
Соотносить объёмную конструкцию. Основанную на правильных геометрических формах. С изображениями их развёрток;
Создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно- эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Обучающиеся овладеют умениями:
самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;
использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень);
под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;
под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Личностные результаты
В ходе преобразовательной творческой деятельности закладываются основы трудолюбия, организованности, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Обучающиеся получат первоначальный опыт трудового самовоспитания:
научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома;
элементарно ухаживать за одеждой и обувью;
помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и других людей; сочувствовать другим людям,сопереживать (эмпатия);
чувствовать красоту художественного произведения, стремиться к совершенствованию;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметные результаты
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско - технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Средством формирования познавательных УУД служит формирование функциональной грамотности, чтобы использовать знаково-символические средства и овладеть действием моделирования.
вычитывать все виды текстовой информации;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, а также элементарных доступных проектов обучающиеся получат первоначальный опыт осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение общего объёма работы, навыки сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах, для формирования умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и условия деятельности в речи.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение задавать вопросы.
Содержание программы
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (14 ч.). Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода). Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта. Коллективные проекты. Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий. Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вари- антами (тамбур, петля в прикреп и др.).
Конструирование (5 ч.). Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско- технологическим и художественным условиям.
Использование информационных технологий (5 ч.). Программы Word, PowerPoint. Работа с текстом – создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Создание изделий (календари, листовки и другая печатная продукция). Создание презентаций на основе готовых шаблонов, распечатка подготовленных материалов. Технико-технологические понятия: конструктивные особенности, технологический процесс, технологические операции.
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
В связи с этим перед учителем на уроках технологии ставятся следующие задачи:
- содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах отечественного искусства, отечественной поэзии и прозы, музыки, играх и обрядах, в родной природе;
- создавать среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов;
- способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа.
Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребенка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью его истории.
Тематическое планирование
по технологии
Класс 4 Б
Учитель: Свобода И.М.
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
№ п/п урока | Дата проведения урока | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика | примечание |
1 | 05.09 | Знакомство с учебником | 1 | -повторение ранее изученного материала и рассмотрение новых видов деятельности. | |
2 | 12.09 | Как работать с практическим заданием. Как работать над проектом | 1 | -поиск и выделение информации -развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности | |
3 | 19.09 | Одежда и мода | 1 | - поиск в Интернет и электронных книгах. - поиск и выделение информации | |
4-6 | 26.09 03.10 10.10 | Изготавливаем и одеваем куклу | 3 | - творческая переработка изученной информации - отработка алгоритма по изученной теме | |
7-8 | 17.10 24.10 | Учимся вышивать | 2 | отработка алгоритма по изученной теме | |
9 | 31.10 | Книга в жизни человека. | 1 | - поиск и выделение информации | |
10-11 | 14.11 21.11 | Ремонтируем книги. | 2 | отработка алгоритма по изученной теме | |
12 | 23.11 | Книга о книге | 1 | - поиск и выделение информации - творческая переработка изученной информации | |
13-14 | 30.11 07.12 | Конструкция. От простой конструкции - к сложной. | 2 | - творческая переработка изученной информации | |
15-16 | 14.12 21.12 | Изготовление рельефной звездочки, ёлочки | 2 | отработка алгоритма по изученной теме | |
17-18 | 13.01.16 20.01 | Ритм в работах мастеров. Создаем панно. | 2 | - творческая переработка изученной информации отработка алгоритма по изученной теме | |
19-20 | 27.01 03.02 | Ритм в декоративно-прикладном искусстве. Составляем композиции панно. | 2 | - творческая переработка изученной информации отработка алгоритма по изученной теме | |
21-22 | 10.02 17.02 | Материал и фактура. Различные фактуры из бумаги. | 2 | - творческая переработка изученной информации отработка алгоритма по изученной теме | |
23 | 24.02 | Фактура металла. | 1 | - творческая переработка изученной информации отработка алгоритма по изученной теме | |
24 | 02.03 | Учимся работать с хрупкой фактурой. | 1 | - творческая переработка изученной информации отработка алгоритма по изученной теме | |
25 | 09.03 | Изготавливаем подарочные упаковки. | 1 | - поиск и выделение информации - творческая переработка изученной информации -отработка алгоритма по изученной теме | |
26 | 16.03 | Проверь себя | 1 | -обобщение и систематизация знаний | |
27 | 06.04 | Образ нового человека. Эпоха Возрождения. | 1 | - поиск и выделение информации - творческая переработка изученной информации | |
28 | 13.04 | Изготавливаем панно «Человек эпохи Возрождения» | 1 | - поиск и выделение информации - творческая переработка изученной информации -отработка алгоритма по изученной теме | |
29 | 20.04 | Работаем с набором «Конструктор» | 1 | отработка алгоритма по изученной теме | |
30 | 27.04 | Мир информации. Фотография. | 1 | - поиск и выделение информации - творческая переработка изученной информации | |
31 | | Изготавливаем фотоколлаж. | 1 | отработка алгоритма по изученной теме | |
32 | | Мой инструмент компьютер. | 1 | - поиск и выделение информации - творческая переработка изученной информации | |
33 | | Делаем электронную книгу, в которой читатель сам выбирает сюжет. | 2 | отработка алгоритма по изученной теме | |
34 | | Программы для презентаций | 1 | отработка алгоритма по изученной теме | |
Итого по программе: | 34 | | |