Муниципальное общеобразовательное учреждение
Староустинская основная школа
Принято: на заседании Педагогического совета Протокол №1 от 29.08.2017 г. | Утверждено: Приказ №65 от 01.09.2017 г. |
Рабочая программа
по технологии
для 4 класса
УМК «Школа 2100»
Учитель: Куликова Н.В.
2017 г.
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 4 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ от 06 октября 2009 года №373) и программы «Технология» О.А.Куревиной, Е.А.Лутцевой (М.:Баласс, 2011).
. Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
– приобретение навыков самообслуживания; овладение техно-логическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
– использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
– приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
– приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4 классе является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания;
- проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления;
- определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные чувствовать значение предметов материального мира
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:
знать: о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;
уметь: под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), находить и выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы; под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании целостного образа в единстве формы и содержания.
Обучающиеся 4 класса должны будут
Знать/понимать: роль трудовой деятельности в жизни человека; распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей); влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье; область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров); основные источники информации;
Уметь: выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач; осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами; получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам; соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия; создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
осуществления сотрудничества в совместной работе
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом курс «Технология» изучается в 4 классе по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Содержание учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (4 часа).
Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода).
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта. Коллективные проекты. Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 час).
Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон, эластик и т.д.) Их происхождение. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.).
Конструирование и моделирование (12 часов).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям. Решение простейших задач конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей. Изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и заданным условиям.
Использование информационных технологий (8 ч.).
Программы Word, Power Point. Работа с текстом – создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Создание изделий (календари, листовки и другая печатная продукция). Создание презентаций на основе готовых шаблонов, распечатка подготовленных материалов.
Календарно-тематическое планирование
уроков технологии 4 класс
№ | Тема урока | Кол. часов | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА | 12 часов | | |
1 | Вспомни! Панно | 1 | 04.09 | |
2 | Прикладное искусство. Архитектура. Урок-экскурсия (в краеведческий музей) | 1 | 11.09 | |
3 | Мода и моделирование (с.10-17) | 1 | 18.09 | |
4 | Мода. Соединение деталей с помощью швов | 1 | 25.09 | |
5 | Интерьер | 1 | 02.10 | |
6 | Учимся вышивать | 1 | 09.10 | |
7 | Книга в жизни человека. (библиотечный урок) | 1 | 16.10 | |
8 | Ремонтируем книги | 1 | 23.10 | |
9 | Контрольная работа. | 1 | 13.11 | |
10 | Книга о книге | 1 | 20.11 | |
11 | Создаем свою книгу. | 1 | 27.11 | |
12 | Книжка- малышка (проектный урок). | 1 | 04.12 | |
Раздел 2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ | 3 часа | | |
13 | Фотография. Фотоколлаж | 1 | 11.12 | |
14 | Реальный и фантастический миры | 1 | 18.12 | |
15 | Контрольная работа. | 1 | 25.12 | |
| Раздел 3. В МАСТЕРСКОЙ ТВОРЦА | 15 часов | | |
16 | Конструкция | 1 | 15.01 | |
17 | Рельефная звёздочка | 1 | 22.01 | |
18 | Композиция. Схемы композиций | 1 | 29.01 | |
19 | Аппликация «Натюрморт» | 1 | 05.02 | |
20-21 | Композиция. Орнамент | 2 | 12, 19.02 | |
22 | Ритм в живописи и прикладном искусстве. | 1 | 26.02 | |
23 | Декоративное панно | 1 | 05.03 | |
24 | Ритм в архитектуре Ритм в декоративно-прикладном искусстве. Аппликация. | 1 | 12.03 | |
25 | Материал и фактура Чеканка Контрольная работа. | 1 | 19.03 | |
26 | Материал и фактура. Учимся вышивать. Петельная строчка и её варианты | 1 | 02.04 | |
27 | Материал и фактура. Фактура в создании образа. Изделие из яичной скорлупы | 1 | 09.04 | |
28 | Материал и фактура. Знакомимся с бумагопластикой | 1 | 16.04 | |
29 | Бумагопластика. Цилиндр | 1 | 23.04 | |
30 | Бумагопластика. Панно | 1 | 30.04 | |
| Раздел 5. ДАВНЫМ – ДАВНО | 4 часа | | |
31 | Художественные направления в художественном искусстве: классицизм, романтизм, реализм, модерн. Урок- заочная экскурсия с компьютерной поддержкой. | 1 | 07.05 | |
32 | Классицизм. Макет «Мельница» ( | 1 | 14.05 | |
33 | Рамка для фото в стиле модерн | 1 | 21.05 | |
34 | Конструктивизм. Моя работа в стиле конструктивизма творческая контрольная работа. | 1 | 28.05 | |
8