СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с дополнениями и изменениями ;
-приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с дополнениями и изменениями;
Содержание рабочей программы
| Наименование раздела программы | Страницы |
1. | Пояснительная записка; | 2 |
| Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы | 2 |
| Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа; | 2 |
| Сведения о программе | 3 |
| Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы | 3 |
| Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование; | 3 |
| Место и роль учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) | 4 |
| Количество учебных часов (в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.) | 4,5 |
| Формы организации образовательного процесса | 5 |
| Технологии обучения | 5 |
| Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся | 5 |
| Виды и формы контроля | 6 |
| Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) | 7-10 |
| Информация об используемом учебнике | 10-11 |
2. | Содержание рабочей программы | 12-25 |
3. | Учебно-тематический план | 26,27 |
4. | Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников); | 27 |
5. | Литература и средства обучения; | 28 |
1.Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
1.2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с дополнениями и изменениями ;
-приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с дополнениями и изменениями;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
-приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего среднего общего образования» с изменениями и дополнениями;
-приказ управления образования и науки Липецкой области от 15.04.2016 № 386 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015/2016 учебный год»
-основная образовательная программа основного общего образования по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (далее – ФК ГОС) МБОУ СОШ № 6 г. Липецка
1.3.Сведения о программе.
Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами технологии, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа разработана на основе примерной образовательной программы по технологии и обеспечивает достижение обучающимися результатов, установленных федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа реализуется в соответствии с УМК под редакцией Симоненко В.Д.
1.4.Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся,
Примерная программа определяет инвариантную (обязательную ) часть учебного курса, вариативная составляющая содержания образования реализуется посредством авторской программы В.Д.Симоненко, Ю.Л. Хотунцев. При планировании изучения раздела «Краеведение» в 8 классе использована авторская программа «Художественное краеведение» Ползиковой Л.В.
Авторская программа обеспечивает структурирование учебного материала, определяет последовательность изучения этого материала, а также пути формирования системы знаний умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым сочетание примерной и авторской программ содействует сохранению единого образовательного пространства.
1.5.Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Недостающее учебное время для изучения раздела «Творческая, проектная деятельность» в 8-ом классе технологии выделено из часов школьного компонента учебного плана .
1.6.Место и роль учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников).
Основное общее образование – обязательный уровень общего образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в процессе изучения опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Технология является обязательным для изучения предметом ,что определено федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования
Освоение учебного предмета способствует:
- формированию целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретению опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Кроме того, освоение предмета обеспечивает:
-формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений,
-воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда,
-формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
1.7. Количество учебных часов (в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.)
| 7 класс | 8 класс |
Федеральный компонент | 70 | 35 |
Региональный компонент | 0 | 0 |
Компонент ОУ | 0 | 35 |
В том числе: контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др. |
70% учебного времени 1 |
70% учебного времени 1 |
Итого | 70 | 70 |
1.8.Формы организации образовательного процесса.
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:
индивидуальная (консультации);
групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по тему усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
1.9.Технологии обучения.
В рамках традиционной технологии преподавания применяются частные методы следующих педагогических технологий:
-игровые технологии;
-технология развития критического мышления (опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности);
-технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);
-технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);
-метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий);
1.10.Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. В результате освоения содержания основного общего образования по технологии учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников. Одним из путей формирования ключевых компетенций учащихся в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая может осуществляться в рамках реализации программы учебно-исследовательской и проектной деятельности. Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Особенностью учебно-исследовательской деятельности является «приращение» в компетенциях обучающегося. Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием.
Учебно-исследовательская работа учащихся может быть организована по двум направлениям:
урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.;
внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся может проводиться в том числе по таким направлениям, как:
исследовательское;
инженерное;
прикладное;
информационное;
социальное;
игровое;
творческое.
1.11.Виды и формы контроля.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН 2.4.2.2821-10, приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся в образовательном учреждении осуществляется текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся.
Текущий контроль успеваемости учащихся (далее - текущий контроль) – оценка качества освоения учащимися содержания компонентов какой-либо части (темы) учебного предмета, курса (модуля) учебного плана в процессе и по окончании её изучения. Текущий контроль осуществляется в следующих формах:
-устные виды контроля
устный ответ на поставленный вопрос;
развернутый ответ по заданной теме;
устное сообщение по избранной теме.
-письменные виды контроля
письменный опрос.
-творческие работы
презентации;
проекты
-тестирование
письменное тематическое тестирование
Промежуточная аттестация учащихся проводится с целью определения уровня освоения основной общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса (модуля) образовательной программы. Промежуточная аттестация проводится в форме письменной работы(тестирование), защиты творческого проекта (на выбор учащегося).
Государственная итоговая аттестация по технологии не предусмотрена2.
1.12.Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени).
На конец учебного года выпускники на базовом уровне должны овладеть следующими элементами содержания основного общего образования
7 класс
Должны знать:
что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
виды пиломатериалов;
возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ПК в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
принципы ухода за одеждой и обувью.
уметь:
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;
читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
графически изображать основные виды механизмов передач;
находить необходимую техническую информацию;
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;
соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
набирать и редактировать текст;
создавать простые рисунки;
Должны владеть компетенциями:
ценностно-смысловой;
деятельностной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
информационно-коммуникативной;
межкультурной;
учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
вести экологически здоровый образ жизни;
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
8 класс
Должны знать:
значение семейной экономики;
общие правила ведения домашнего хозяйства;
роль членов семьи в формировании семейного бюджета;
необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого его члена;
цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства;
сферы трудовой деятельности;
принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
принципы работы и использования типовых средств защиты;
о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;
способы определения места расположения скрытой электропроводки;
устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;
основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.
историю зарождения культуры Липецкого края;
историю возникновения, особенности декора Романовской игрушки
о видах современного декоративно- прикладного искусства
иметь представление о проблемах современного народного искусства Липецкого края
уметь:
анализировать семейный бюджет;
определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
анализировать рекламу потребительских товаров;
выдвигать деловые идеи;
собирать простейшие электрические цепи;
читать схему квартирной электропроводки;
определять место скрытой электропроводки;
подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;
использовать язык декоративно-прикладного искусства и художественные материалы
понимать художественно-образный язык народного и декоративно-прикладного искусств
Должны владеть компетенциями:
информационно-коммуникативной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
учебно-познавательной;
профессионально-трудовым выбором;
личностным саморазвитием.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
использовать ПК для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;
ориентироваться на рынке товаров и услуг;
определять расход и стоимость потребляемой энергии;
1.13.Информация об используемом учебнике.
Порядковый номер учебника | Автор/авторский коллектив | Наименование учебника | Класс | Наименование издателя(ей) учебника | Адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства) | Год издания |
1 | Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» | «Технология» Учебник для 8 класса | 8 | Москва «Вентана-Граф» |
| 2010г |
2 | Самородский, А.Т. Тищенко, В. Д. Симоненко; по ред. В.Д. Симоненко. -3-е изд., перераб. | Технология. Технический труд: 7 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений | 7 | Москва «Вентана-Граф» |
| 2010г |
Содержание рабочей программы (7 класс)
№ | Наименование темы (раздела) | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) | Перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др. |
1 | Создание изделий из конструкционных и поделочных МАТЕРИАЛОВ | Организация рабочего места. Инструктаж по охране труда. Соблюдение правил безопасного труда Чтение графической документации. Отображение конструкции изделия и последовательности его изготовления. Копирование и тиражирование графической документации. Понятие о много детальном изделии и его графическом изображении. Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины (применение древесины в зависимости от ее свойств). Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Угловые, серединные и ящичные шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Представления о способах получения деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей. Отверстия, уступы, канавки, фаски. Профессии, связанные с созданием изделий из древесины. Точность обработки и качество поверхности деталей. Механические автоматические устройства Варианты конструктивного выполнения автоматических устройств. Условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах. Схемы механических устройств. Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Основные способы изменения свойств металлов и сплавов. Представления о способах получения деталей цилиндрической формы Графическое изображение резьбовых соединений на чертежах Спецификация составных частей и материалов. Токарно-винторезный станок Современные технологические машины. Метрическая резьба Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и отверстиях Профессии, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов. Изготовление изделий с использованием технологий распространенных в районе проживания. Народные промыслы России. Использование различных технологий обработки материалов. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества. | Знать/понимать: методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов; уметь: обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия (детали); выполнять разметку деталей на основе технологической документации; проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формованием; осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали); осуществлять монтаж изделия; выполнять отделку изделий; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий. Выбирать породы древесины, виды пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств, минимизации отходов. Анализ образца или изображения многодетального изделия: определение назначения, количества и формы деталей изделия, определение их взаимного расположения, способов и видов соединения деталей изделия. Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин. Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей, разметка и запиливание шипов и проушин, долбления гнезд и проушин долотами, подгонка соединяемых деталей стамесками и напильниками; сборка шиповых соединений на клею. Сборка изделия. Защитная и декоративная отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными инструментами и на технологических машинах. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте. Организовывать рабочее место токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка резцов в резцедержателе, проверка работы станка на холостом ходу. Ознакомление с рациональными приемами работы на токарном станке. Изготавливать детали цилиндрической формы на токарно-винторезном станке: установка заданного режима резания; определение глубины резания и количества проходов; черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов; чистовое точение, подрезание торцов детали. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия; протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы плашкой и метчиками. Контроль качества резьбы. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Читать схемы механических устройств автоматики. Выбирать замысел автоматического устройства. Разрабатывать конструкции модели. Собирать и испытывать модели. Соблюдать правила безопасности труда. | -устный ответ - письменное тематическое тестирование - практические работы |
2 | Электротехнические работы. | Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ. Сборка моделей простых электронных устройств из деталей конструктора по схеме. Сборка моделей простых электронных устройств из промышленных деталей по схеме. Подключение типовых аппаратов защиты электрических цепей. Подключение бытовых потребителей электрической энергии. Проверка функционирования потребителей и защиты. Подключение к источнику тока коллекторного электродвигателя. Управление скоростью вращения коллекторного электродвигателя. Правила эксплуатации коллекторного электродвигателя
| Знать/понимать: назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту; уметь: объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценки возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определения нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам. Собирать модели квартирной проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Собирать из деталей электроконструктора модели автоматической сигнализации достижения максимального уровня жидкости или температуры. Соблюдать правила безопасности труда. | -устный ответ - письменное тематическое тестирование - практические работы |
3 | Технологии ведения дома. | Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ. Применение основных инструментов для ремонтно-отделочных работ. Нанесение на подготовленные поверхности водорастворимых красок, наклейка обоев и плёнок. Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере. Способы определения места положения скрытой электропроводки. Современные системы фильтрации воды. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой. | Знать/понимать: виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации; уметь: планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены. Соблюдать правила безопасности труда. | -устный ответ - письменное тематическое тестирование - практические работы |
4 | Черчение и графика | Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей. Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий. Применение ЭВМ для подготовки графической документации. | Знать/понимать: технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация; уметь: выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий. Создавать различные виды графической документации. Организовывать рабочее место чертежника. Подготавливать чертежные инструменты. | -устный ответ - письменное тематическое тестирование - практические работы |
5 | Творческая, проектная деятельность | Выбор и обоснование проекта.Эвристические методы поиска новых решений. Чтение чертежей, схем, технологических карт. Проектирование полезных изделий с использованием радиодеталей, электрических и электронных элементов и устройств. Проектирование полезных изделий из конструкционных и поделочных материалов.Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Конструкторский этап выполнения проекта. Построение чертежа и технического рисунка. Использование приспособлений и средств компьютерной поддержки Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Технологический этап выполнения проекта Применение индивидуальных средств защиты и гигиены. Подготовка поверхностей к отделке Оценка затрат на изготовление продукта.Методы определения себестоимости изделия. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов. Защита проекта | Знать/понимать: Основные этапы выполнения проекта. Зависимость моделей от предъявленных требований. Требования, предъявляемые к готовому изделию. Уметь: Рационально организовывать рабочее место. Находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию. Составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия. Выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ. Выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, станков и оборудования. Выбирать посильную и необходимую работу. Аргументированно защищать свой выбор. Делать эскизы и подбирать материалы для выполнения. Соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами. Осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия. Проводить разработку учебного проекта изготовления изделия с использованием освоенных технологий и доступных материалов. Планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий. Представлять результаты проектной деятельности. Проводить самооценку результатов планирования и выполнения проекта. | -устный ответ - практические работы |
Содержание рабочей программы (8 класс)
№ | Наименование темы (раздела) | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) | Перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др. |
1 | Создание изделий из конструкционных и поделочных МАТЕРИАЛОВ | Организация рабочего места. Инструктаж по охране труда. Соблюдение правил безопасного труда при использовании инструментов, механизмов и станков. Использование технологических машин для изготовления изделий. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Соединение деталей в изделии с использованием инструментов и приспособлений для сборочных работ. Защитная и декоративная отделка. Контроль и оценка качества изделий, выявление дефектов и их устранение.Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием различных технологий обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Изготовление изделий с использованием технологий одного или нескольких промыслов (ремесел), распространенных в районе проживания. Профессии, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества, народные промыслы России. Изготовление изделий с использованием технологий одного или нескольких промыслов (ремесел), распространенных в районе проживания. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека Профессии, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов.
| Знать/понимать: методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов; уметь: обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия (детали); выполнять разметку деталей на основе технологической документации; проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формованием; осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали); осуществлять монтаж изделия; выполнять отделку изделий; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий. Собирать модели кулачкового, кривошипно-шатунного и рычажного механизмов. Соблюдать правила безопасности труда. Определять требования к создаваемому изделию. Разрабатывать эскизы изделий и их декоративное оформление (в технике геометрической резьбы). Выбор материалов с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств. Определять последовательности изготовления деталей и сборки изделия. Изготовлять изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов. Подготовка поверхности изделия к отделке. Декоративная отделка поверхности изделия. Соблюдать правила безопасности труда. | -устный ответ - письменное тематическое тестирование - практические работы |
2 | Электротехнические работы. | Подключение к источнику тока коллекторного электродвигателя и управление скоростью его вращения. Подключение типовых аппаратов защиты электрических цепей и бытовых потребителей электрической энергии. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств. Принципы работы и использование типовых средств управления и защиты. Подбор бытовых приборов по их мощности. Определение расхода и стоимости потребляемой энергии. Пути экономии электрической энергии. Сборка моделей простых электронных устройств из промышленных деталей и деталей конструктора по схеме; проверка их функционирования. Проектирование полезных изделий с использованием радиодеталей, электрических и электронных элементов и устройств.
| Знать/понимать: назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту; уметь: объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценки возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определения нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам. Собирать модели электропривода с двигателем постоянного тока из деталей конструктора. Подборка деталей. Монтаж цепи модели. Испытание модели. Сборка цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой. | -устный ответ - письменное тематическое тестирование - практические работы |
3 | Технологии ведения дома. | Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Ориентация на рынке товаров и услуг: анализ потребительских качеств товара, выбор способа совершения покупки. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа рынка и потребностей местного населения в товарах и услугах. Соблюдение правил безопасного труда и правил предотвращения аварийных ситуаций в сети водопровода и канализации Соблюдение правил безопасности труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ. Простейший ремонт элементов систем водоснабжения и канализации. Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации Ознакомление с профессиями в области труда, связанного с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ. Соблюдение правил безопасности труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ Ознакомление с профессиями в области труда, связанного с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ. Соблюдение правил безопасного пользования бытовой техникой. Ознакомление с профессиями в области труда, связанного с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ.
| Знать/понимать: характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации; уметь: планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены. Соблюдать правила безопасности труда. Оценивать микроклимат в доме. Определение места положения скрытой электропроводки. Разработка плана размещения осветительных приборов. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам. Разработка вариантов размещения бытовых приборов. Оценивать имеющиеся и возможные источники доходов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Усвоение положений законодательства по правам потребителей. Планировать возможности предпринимательской деятельности, обосновывать свой выбор.
| -устный ответ - письменное тематическое тестирование - практические работы |
4 | Черчение и графика | Организация рабочего места для выполнения графических работ. Понятие о системах конструкторской, технологической документации и гостах, видах документации. Применение компьютерных технологий выполнения графических работ. Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.
| Знать/понимать Технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, Уметь: Рационально организовывать рабочее место. Выбирать способы графического отображения объекта или процесса. Выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки. Составлять учебные технологические карты. Соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков | -устный ответ - письменное тематическое тестирование - практические работы |
5 | Современное производство и профессиональное образование | Сферы современного производства. Основные составляющие производства. Разделение труда на производстве. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Приоритетные направления развития техники и технологий. Понятие о специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Пути получения профессионального образования. Виды учреждений профессионального образования. Региональный рынок труда и образовательных услуг. Учет качеств личности при выборе профессии. Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Специальность, производительность и оплата труда. Пути получения профессии. | Знать/понимать: сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии; Уметь: находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства. | -устный ответ - письменное тематическое тестирование
|
6 | Модуль: «Краеведение» (ремесла Липецкой области) | Введение. Инструктаж по охране труда. Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасного труда при использовании инструментов. Выбор материалов с учетом их технологических свойств для изготовления изделий. Природа Липецкого края. Каменная архитектура Липецкого края Праздники и обряды на Липецкой земле Глиняная посуда и гончарный промысел Традиционные местные промыслы Резьба по дереву. Виды резьбы. Рабочее место резчика по дереву Организация рабочего места Геометрическая резьба по дереву. Азбука геометрической резьбы. Декоративные особенности плосковыемчатой резьбы. Технология резания элементов резьбы. Орнамент. Виды орнаментов. Узор. Технология составления узоров. Понятие о композиции. Законы композиции. Технология выполнения контурной резьбы. Технология выполнения резьбы по тонированному фону. Региональный рынок труда и образовательных услуг. Значение художественных промыслов в воспитании подрастающего поколения. Преемственность и традиции. Контроль и оценка готового изделия. Промышленность Липецкой области. Свободная экономическая зона. Профессии, востребованные в Липецке и области. Учебные заведения Липецка и Липецкой области | Знать/понимать: Виды традиционных народных промыслов. Требования, предъявляемые к готовому изделию. Региональный рынок труда и его конъюнктуру. Уметь: Рационально организовывать рабочее место; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия; изготовлять предметы с элементами художественной обработки материалов; уметь находить информацию об учреждениях профессионального образования Липецкой области. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для изготовления изделий с художественной отделкой материалов. | -устный ответ - письменное тематическое тестирование - практические работы |
7 | Творческая, проектная деятельность | Выбор и обоснование проекта.Проектирование полезных изделий из конструкционных и поделочных материалов. Конструкторский этап выполнения проекта. Оценка затрат на изготовление продукта. Отделка готовых изделий. Права потребителя и их защита. Возможности реализации продукции на рынке товаров и услуг. Влияние технологий обработки материалов и возможных последствий нарушения возможных последствий нарушения технологических на окружающую среду и здоровье человека.Творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, метод фокальных объектов. Презентация проекта. Формы проведения презентации проекта.
| Знать/понимать: Основные этапы выполнения проекта. Зависимость моделей от предъявленных требований. Требования, предъявляемые к готовому изделию. Уметь: Рационально организовывать рабочее место. Находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию. Составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия. Выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ. Выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, станков и оборудования. Выбирать посильную и необходимую работу. Аргументированно защищать свой выбор. Делать эскизы и подбирать материалы для выполнения. Соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами. Осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия. Проводить разработку учебного проекта изготовления изделия с использованием освоенных технологий и доступных материалов. Планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий. Представлять результаты проектной деятельности. Проводить самооценку результатов планирования и выполнения проекта. | -устный ответ - практические работы - защита проекта |
3. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов на изучение разделов и тем / в том числе контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов | |||
7 класс | 8 класс | 9 класс | Итого | ||
1. | Создание изделий из конструкционных и поделочных МАТЕРИАЛОВ | 36 | 14 |
| 50 |
1.1. | ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ КОНСТРУКТОРСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ | 16 |
|
|
|
1.1.1. | Технологии изготовления изделий с использованием деталей призматической и цилиндрической форм |
|
|
|
|
1.1.2. | Технологии изготовления изделий с использованием сложных соединений | 16 |
|
|
|
1.2. | ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛОВ НА ОСНОВЕ КОНСТРУКТОРСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ | 16 |
|
|
|
1.2.1. | Технологии изготовления изделий из сортового проката |
|
|
|
|
1.2.2. | Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей | 16 |
|
|
|
1.3. | МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ. ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ | 4 | 2 |
|
|
1.3.1. | Сборка моделей технологических машин из деталей конструктора по эскизам и чертежам |
|
|
|
|
1.3.2. | Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам | 4 |
|
|
|
1.3.3. | Сложные механизмы |
| 2 |
|
|
1.4. | ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО |
| 12 |
|
|
1.4.1 | Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения |
| 12 |
|
|
2. | Электротехнические работы. | 9 | 3 |
| 12 |
2.1. | Электромонтажные работы |
|
|
|
|
2.2. | Устройства с электромагнитом |
|
|
|
|
2.3. | Устройства с элементами автоматики | 9 |
|
|
|
2.4. | Электропривод |
| 3 |
|
|
3. | Технологии ведения дома. | 4 | 12 |
| 16 |
3.1. | Эстетика и экология жилища | 4 |
|
|
|
3.2. | Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. |
| 4 |
|
|
3.3. | Ремонтно-отделочные работы в доме |
| 4 |
|
|
3.4. | Ремонт элементов систем водоснабжения и канализации. |
| 4 |
|
|
4. | Черчение и графика | 2 | 2 |
| 4 |
5. | Современное производство и профессиональное образование |
| 4 |
| 4 |
5.1. | Сферы производства и разделение труда |
| 2 |
|
|
5.2. | Профессиональное образование и профессиональная карьера |
| 2 |
|
|
6. | Модуль: «Краеведение» (ремесла Липецкой области) |
| 19 |
| 19 |
7. | Творческая, проектная деятельность | 14 | 16 |
| 30 |
8. | Резерв учебного времени | 5 |
|
| 5 |
| Итого: | 70 | 70 |
| 140 |
4.Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников).
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен: знать/понимать:
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции; уметь:
рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
5. Литература и средства обучения.
7 | Самородский, А.Т. Тищенко, В. Д. Симоненко; по ред. В.Д. Симоненко. -3-е изд., переработанное. «Технология» Учебник для 7 класса.
| Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М.: Просвещение, 1984. | Раздаточный материал по всем разделам и темам. | TestMakerV1.0 инструментальная программа для создания тестов по разделам и темам технологического образования. Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки. Таблицы (плакаты) по основным темам разделов направления технологической подготовки учащихся Раздаточные контрольные задания
|
8 | Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 8 класса. Ползикова Л.В. «Художественное краеведение»
| Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 296 с.: ил.
| Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 296 с.: ил.
|
|
2"Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования". Утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 25 декабря 2013 г., №1394.
11