Составитель: Кушнарева О.В.
группа КО 200716 срок обучения с 06.07 по 20.07.2016 г.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП, а также с использованием «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1–4 классы», «Трудовое обучение" автор Н. Н. Павлова / Под редакцией В.В.Воронковой.
Рабочая программа ориентирована на учебник «Трудовое обучение» для 3 класса – М.; «Просвещение», 2010г.
-подготовка обучающихся к общетехническому труду, развитие самостоятельности при выполнении трудовых заданий, воспитание положительных качеств личности обучающихся: трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе.
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы;
- воспитание уважения к людям труда.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых обучающихся.
Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умений обучающихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Дисциплина «Трудовое обучение» входит в образовательную область «Технология» и изучается школьниками с умственной отсталостью на всех годах школьного обучения. В соответствии с адаптированной основной образовательной программой школы, рабочая программа по трудовому обучению в 3 классе рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю (34 учебные недели).
Так как одной из основных задач коррекционная (специальная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями. Обучение трудовому обучению невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по трудовому обучению, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем. В результате освоения предметного содержания курса трудового обучения у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов. На первый план при изучении курса трудового обучения выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя. Подбор материалов и инструментов для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно. Выполнение изделий с помощью учителя и самостоятельно. Умение придерживаться плана при выполнении изделия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательности изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализ своего изделия и изделия товарища. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, закрепление слов и фраз, усвоенных в 1 и 2 классах.
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельное выполнение изделия. Самостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий. Употребление в речи технических терминов.
Слабые обучающиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
1. Набор иллюстраций «Родная природа».
2. Наглядный и раздаточный материал. Часть 9 (Рыбы. Насекомые)
3. Наглядный и раздаточный материал «По дороге к азбуке» №1
4. Наглядный и раздаточный материал «Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь»
5. Шаблоны геометрических фигур.
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы (Н. Н. Павлова) под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 г.
2. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.
3. Кузнецова Л.А. «Технология. Ручной труд» 3 класс, С.-Петербург Филиал издательства «Просвещение», 2014.
4. Л.А. Кузнецова методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2014.
VI.2.Содержание.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
Практические работы
· Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
· Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
· Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.
· Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
· Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
· Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
· Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
· Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Практические работы
· Экскурсия в слесарную мастерскую.
· Выпрямление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.
· Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
· Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.
· Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Практические работы
· Экскурсия в столярную мастерскую.
· Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов и макетов, сделанных в 1 и 2 классах.
· Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.
· Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки, колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя.
· Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.
· Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
· Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
· Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ
Практические работы
· Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой.
· Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз).
· Разборка собранных изделий.
· Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трех планок 2 (зубья). Разборка изделий. Слабые учащиеся делают только лопатку.
· Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
· Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). Разборка стола. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
· Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
· Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
· Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
· Изготовление елочных игрушек.
· Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
· Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.
· Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
· Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.
· Изготовление обложки для проездного билета.
· Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
· Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
· Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
· Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
· Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.
· Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
· Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
· Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).
· Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Практические работы
· Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп.
· Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях (стол, стул, кресло, кровать).
· Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушек-лопаток, носилок, корабликов.
· Технические сведения. Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Работа буравчиком и отверткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор необходимых деталей). Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
Практические работы
· Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.
· Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
· Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
· Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.
· Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.
РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ
Практические работы
· Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, четырех пластин 11, четырех уголков и двух скоб (средних). Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
· Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. Слабые ученики выполняют работу по заделу.
· Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
· Технические сведения. Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.
· Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Практические работы
Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика, тележки, машины. Слабые учащиеся выполняют изделия по образцу.
5 | | | Окантовка картона полосками бумаги. | 1 | Познакомить с основными приемами работы с картоном и цветной бумагой. | Окантовка | Размечать бумагу и картон по линейке. | Обращаться за помощью и принимать помощь. |
6 | | | Окантовка картона листом. | 1 | Развивать навыки работы с ножницами. | Картон | Вырезать и намазывать клеем окантовочные полоски. | Работать с учебными принадлежностями и организовывать свое рабочее место. |
7 | | | Изготовление по образцу подложек квадратной формы. | 1 | Учить конструировать, выполнять по образцу. | Подложка | Отрабатывать приемы обработки углов изделий при окантовке. | Слушать и понимать инструкцию к заданию. |
8 | | | Изготовление по образцу подложек прямоугольной формы (для наклеивания вырезок). | 1 | Учить конструировать, выполнять по образцу. | Подложка | Отрабатывать приемы обработки углов изделий при окантовке. | Слушать и понимать инструкцию к заданию. |
Работа с проволокой (4 часа) |
9 | | | Виды проволоки, её назначение. Выпрямление проволоки волочением, сгибание её под прямым углом, отрезание проволоки по заданному размеру. | 1 | Познакомить с основными приемами работы с проволокой. | Проволока | Научить правильно держать инструмент. Сгибать проволоку плоскогубцами и молотком. Резать проволоку кусачками. | Слушать и понимать инструкцию к заданию. |
10 | | | Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб. | 1 | Развивать навыки работы с проволокой. | Контур | Обращаться за помощью и принимать помощь |
11 | | | Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок птиц. | 1 | Учить конструировать, выполнять по образцу. | Лебедь | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( ученик– ученик). |
12 | | | Изготовление стилизованных фигурок животных. | 1 | Учить конструировать, выполнять по образцу. | Животные | Принимать оценку деятельности. |
Работа с древесиной (4 часа) |
13 | | | Экскурсия в школьную столярную мастерскую. | 1 | Познакомить с техническими средствами обработки древесины (станки, инструменты) | Столяр. Лучина, наждачная бумага. | Научить правильно брать инструменты. Строгать и зачищать древесину напильником и наждачной бумагой. | Вступать в контакт и работать в коллективе. Ориентироваться в мире профессий. |
14 | | | Упражнения: сломать лучину, расколоть ножом вдоль волокон небольшую заготовку, срезать под углом, зачистить наждачкой. Изготовление подставок прямоугольной формы из фанеры (для поделок). | 1 | Учить конструировать, выполнять по образцу. | Лучина, нож, наждачная бумага. | Зачищать древесину напильником и наждачной бумагой. | Выделять существенные и отличительные свойства предметов. |
15 | | | Изготовление флажков и цветов из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачкой. | 1 | Учить конструировать, выполнять по образцу. | Напильник | Использовать принятые правила социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. |
16 | | | Изготовление плечиков для одежды (круглая палочка и проволока). | 1 | Учить конструировать, выполнять по образцу. | Плечики | Зачищать древесину напильником и наждачной бумагой. |
Работа с природным материалом (4 часа) |
17 | | | Изготовление изделий из различных материалов. Аппликация «Букет». | 1 | Формировать умение работать с природным материалом. | Аппликация | Компоновать различные детали с помощью клея, проволоки, ниток. | Бережно относиться к природе. |
18 | | | Аппликация из листьев «Птица». | 1 | Развивать умение правильно располагать детали на плоскости. | Листья | Компоновать различные детали с помощью клея, проволоки, ниток | Бережно относиться к окружающему миру, проявлять интерес к процессу конструирования. |
19 | | | Аппликация из скорлупы грецких орехов «Рыбы в аквариуме». | 1 | Учить работать по плану. | Грецкий орех | Компоновать различные детали с помощью клея, проволоки, ниток | Объективно оценивать свою деятельность. Проявлять стремление к творческой деятельности. |
20 | | | Аппликация из скорлупы грецких орехов «Птицы» | 1 | Учить работать по плану. | Скорлупа | Компоновать различные детали с помощью клея, проволоки, ниток | Адекватно оценивать свою деятельность и деятельность товарища. |
Работа с металлоконструктором (6 часов) |
21 | | | Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой. | 1 | Учить выполнению приемов работы с инструментами. | Гайка | Подбирать планки по счету отверстий. Устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками. Завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами. Правильно держать инструменты. | Объективно оценивать свою деятельность. Проявлять стремление к творческой деятельности. |
22 | | | Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз). | 1 | Учить выполнять сборку изделий по образцу. | Скоба | Устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками. | Слушать и понимать инструкцию к заданию. |
23 | | | Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трех планок 2 (зубья). Разборка изделий. Слабые обуч –ся делают только лопатку. | 1 | Учить выполнять сборку изделий по образцу. | Планка | Устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками. | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик). |
24 | | | Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех – пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые обуч – ся выполняют работу по заделу. | 1 | Учить выполнять сборку изделий по образцу. | Скоба | Завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами. Правильно держать инструменты. Устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками. | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик). |
25 | | | Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). Разборка стола. Слабые обуч – ся выполняют работу с помощью учителя. | 1 | Учить выполнять сборку изделий по образцу. | Пластина | Завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами. Правильно держать инструменты, соединять детали винтами и гайками. | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик). |
26 | | | Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые обуч –ся выполняют работу по заделу. | 1 | Учить выполнять сборку изделий по образцу. | Плато | Завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами. Правильно держать инструменты. Устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками. | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик). |
Работа с бумагой и картоном (7 часов) |
27 | | | Изготовление елочных игрушек. Грибы. | 1 | Развивать навыки работы с ножницами. | Елочные игрушки | Размечать картон по шаблонам. Резать картон ножницами. | Бережно относиться к окружающему миру. Осознавать красоту и разнообразие природы, проявлять интерес к процессу конструирования. |
28 | | | Изготовление из картона плоских елочных игрушек. Фрукты. | 1 | Учить изготавливать из картона плоские игрушки. | Елочные игрушки | Размечать картон по шаблонам. Резать картон ножницами. |
29 | | | Изготовление новогодней маски (очки). | 1 | Учить конструировать. | Маска | Прорезать отверстия в картоне. | Объективно оценивать свою деятельность. Проявлять стремление к творческой деятельности. |
30 | | | Изготовление гирлянды. | 1 | Развивать мелкую моторику пальцев. | Гирлянда | Резать картон ножницами. | Понимать ценность коллективного труда в процессе создания изделия. |
31 | | | Изготовление гирлянды. | 1 | Гирлянда | Резать картон ножницами. |
32 | | | Изготовление кокошника из тонкого картона. Отделка аппликацией. | 1 | Учить работать по плану. | Кокошник | Пришивать тесьму и другие материалы к деталям из картона. | Уважать историческое наследие страны. Стремиться к творческой деятельности при выполнении изделия. |
33 | | | Изготовление шапочки с козырьком. Отделка аппликацией. | 1 | Развивать умение правильно располагать детали аппликации. | Козырёк | Пришивать тесьму и другие материалы к деталям из картона. |
Работа с бумагой и картоном (5 часов) |
34 | | | Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем. | 1 | Учить разметке на бумаге. | Рицовка фальц | Размечать по линейке. Применять ученический циркуль для разметки картона и бумаги. Наносить рицовку по линейке с фальцем. | Работать с учебными принадлежностями и организовывать свое рабочее место. |
35 | | | Изготовление обложки для проездного билета. | 1 | Учить разметке на бумаге. | Проездной | Размечать по линейке. | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик). |
36 | | | Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. | 1 | Учить изготавливать изделие по образцу. | | Размечать по линейке. | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик). |
37 | | | Разметка шахматной доски на квадраты. | 1 | Учить разметке на бумаге. | | Размечать по линейке. | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик). |
38 | | | Изготовление папки для тетрадей с завязками без клапанов. | 1 | Учить разметке на бумаге. | Клапан | Размечать по линейке. | Работать с учебными принадлежностями и организовывать свое рабочее место. |
Работа с текстильными материалами (8 часов) |
39 | | | Ознакомление с косым обметочным стежком. (Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам). | 1 | Обучать приемам выполнения различных стежков. | Сметочный стежок | Выполнять косой обметочный стежок: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик). |
40 | | | Изготовление закладки с цветным вкладышем | 1 | Развивать мелкую моторику пальцев. | Вкладыш | Выполнять косой обметочный стежок: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо | Стремиться к творческой деятельности при выполнении изделия. |
41 | | | Оформление концов закладки кисточками. | 1 | Учить работать по плану. | Кисточки , наперсток. | Правильно пользоваться иглой и наперстком. | Стремиться к творческой деятельности при выполнении изделия. |
42 | | | Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. | 1 | Учить работать по плану. | Стежок | Пришивать вешалки и обметывать боковые срезы кармашка, подушечки- прихватки косыми стежками. | Работать по образцу. |
43 | | | Изготовление кармашка для ножниц из клеёнки или бархатной бумаги. | 1 | Учить работе с иглой и ножницами. | | Изготавливать кармашки. | Адекватно оценивать свою деятельность и деятельность товарища. |
44 | | | Изготовление кармашка. Соединение деталей косым обметочным стежком. Окончание работы. | 1 | Учить соединять детали изделия. | | Соединять детали косым обметочным стежком. | Адекватно оценивать свою деятельность и деятельность товарища. |
45 | | | Изготовление подушечки – прихватки. Самостоятельное изготовление выкройки из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани. | 1 | Учить разметке на ткани. | Подушечка - прихватка | Изготавливать выкройки. | Использовать в самостоятельной работе технологическую карту. |
46 | | | Сметывание подушечки по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком. | 1 | Обучать приему сметывания. | Обметывание | Сметывать подушечки по краям и по диагонали, обметывать края косым стежком. | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик). |
Работа с древесиной (7 часов) |
47 | | | Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину, извлечь его, распрямить. Подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп. | 1 | Познакомить с техническими средствами обработки древесины (инструменты). | Буравчик, шуруп, отвертка. | Правильно держать инструмент, работать с буравчиком и отверткой. Подбирать гвозди и шурупы в соответствии с размером деталей. Соединять детали на гвоздях и шурупах. | Работать с учебными принадлежностями ( инструментами) и организовывать свое рабочее место. |
48 | | | Изготовление кукольной мебели из полуфабрикатов. Стол. | 1 | Учить конструировать, выполнять по образцу. | Мебель, брусок. | Соединять детали на гвоздях и шурупах. | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик). |
49 | | | Изготовление кукольной мебели. Стул. | 1 | | Соединять детали на гвоздях и шурупах. |
50 | | | Изготовление кукольной мебели. Кресло. | 1 | | Соединять детали на гвоздях и шурупах. |
51 | | | Изготовление кукольной мебели. Кровать. | 1 | | Соединять детали на гвоздях и шурупах. |
52 | | | Изготовление из полуфабрикатов игрушек. Лопатка. | 1 | Учить конструировать, выполнять по образцу. | | Соединять детали на гвоздях и шурупах. Окрашивать древесину акварельными красками и гуашью. | Стремиться к творческой деятельности при выполнении изделия. |
53 | | | Изготовление игрушек. Носилки. | 1 | Учить конструировать, выполнять по образцу. | Носилки | Соединять детали на гвоздях и шурупах. Окрашивать древесину акварельными красками и гуашью. | Стремиться к творческой деятельности при выполнении изделия. |
Работа с бумагой и картоном (5 часов) |
54 | | | Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. | 1 | Учить разметке на бумаге. | Развертка | Размечать развертки по шаблонам и по линейке. Надрезать картон ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). | Работать по шаблону с использованием необходимых инструментов. |
55 | | | Склеивание развертки коробки с помощью клапанов. | 1 | Учить склеиванию. | Клапан | Склеивать развертки коробки с помощью клапанов. | Выполнять работу аккуратно и правильно. |
56 | | | Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. | 1 | Учить разметке на бумаге. | Шаблон | Размечать развертку коробки по шаблону и по линейке | Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. |
57 | | | Склеивание коробки по стыкам. | | Учить склеиванию. | Стык | Сгибать картон и склеивать по стыкам. | Обращаться за помощью и принимать помощь. |
58 | | | Оклеивание коробки полосой бумаги. (работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем). | 1 | Учить работе по образцу. | Оклеивание | Оклеивать бумагой объемные изделия. | Работать по образцу( учитель- ученик). |
Работа с текстильными материалами (6 часа) |
59 | | | Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. | 1 | Обучать приемам выполнения различных стежков | Стежок | Вышивать по линиям рисунка. | Вступать в контакт и работать в коллективе. Ориентироваться в мире профессий. |
60 | | | Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками. | 1 | Учить оформлять ткань с помощью вышивки. | Полотно | Вышивать по линиям рисунка. | Выделять существенные и отличительные свойства предметов. |
61 | | | Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки. | 1 | Бахрома | Оформлять бахромой. | Объективно оценивать свою деятельность. Проявлять стремление к творческой деятельности. |
62 | | | Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, и четырех пластин 11, четырех уголков и двух скоб (средних). Слабые обуч-ся выполняют работу по заделу. | 1 | Учить работе по образцу с опорой на технологический рисунок. | Плато | Подбирать планки по счету отверстий. Устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками. Завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами. Правильно держать инструменты. | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( ученик– ученик). |
63 | | | Самостоятельная работа по техническому рисунку дорожного знака. Слабые обуч –ся выполняют работу по заделу. | 1 | Учить работе по образцу с опорой на технологический рисунок. | Пластина | Устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками. |
64 | | | Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые обуч –ся выполняют работу по заделу. | 1 | Учить работе по образцу с опорой на технологический рисунок. | Скоба | Завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами. Правильно держать инструменты. |
Работа с древесиной (4 часа) |
65 | | | Самостоятельное изготовление по образцу вагончика. | 1 | Учить работе по образцу с опорой на технологический рисунок. | Вагон | Правильная хватка инструмента, работа с буравчиком и отверткой. Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. | Работать по шаблону с использованием необходимых инструментов. Выполнять работу аккуратно и правильно. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. |
66 | | | Самостоятельное изготовление по образцу тележки. | 1 | Тележка | Соединение деталей на гвоздях и шурупах. |
67 | | | Самостоятельное изготовление по образцу машины. | 1 | Машина | Соединение деталей на гвоздях и шурупах. |
68 | | | Окрашивание изделий (вагончика и тележки). | 1 | Окрашивание | Окрашивание изделий. | Обращаться за помощью и принимать помощь. |