СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся коррекционной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой общего образования обучающихся с умственной отсталостью ( вариант "С") для 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся коррекционной школы»


Согласовано

МО начальных классов

МБОУ Глубокинской СОШ № 32

Протокол № 4 от 29.08.2016

Утверждаю

Директор МБОУ Глубокинской СОШ № 32

___________Е.В. Шамраева

Приказ № 533 от 30.08.2016г









РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Трудовое обучение»

Реализуется в рамках

Федерального государственного образовательного стандарта

для обучающихся с умственной отсталостью

в соответствии с Адаптированной основной образовательной

программой общего образования

обучающихся с умственной отсталостью (вариант «С»)

для 3 класса

на 2016-2017 учебный год








Составитель: Кушнарева О.В.

учитель начальных классов

по программе «Реализация ФГОС в коррекционном образовании»

группа КО 200716 срок обучения с 06.07 по 20.07.2016 г.



  1. Пояснительная записка.

Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП, а также с использованием «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1–4 классы», «Трудовое обучение" автор Н. Н. Павлова / Под редакцией В.В.Воронковой.

Рабочая программа ориентирована на учебник «Трудовое обучение» для 3 класса – М.; «Просвещение», 2010г.

Структурно и содержательно программа по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков ручного труда в 1, 2 классах, уроков математики в 1,2 классах, уроков развития устной речи в 1, 2 классах и рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Цель программы обучения: 

-подготовка обучающихся к общетехническому труду, развитие самостоятельности при выполнении трудовых заданий, воспитание положительных качеств личности обучающихся: трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе.

Задачи:

- формирование трудовых качеств;

- обучение доступным приемам труда;

- развитие самостоятельности в труде;

- привитие интереса к труду;

- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы;

- воспитание уважения к людям труда.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).


II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых обучающихся.

Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний и умений обучающихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

III. Место учебного предмета в учебном плане.

Дисциплина «Трудовое обучение» входит в образовательную область «Технология» и изучается школьниками с умственной отсталостью на всех годах школьного обучения. В соответствии с адаптированной основной образовательной программой школы, рабочая программа по трудовому обучению в 3 классе рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю (34 учебные недели).

IV. Результаты освоения учебного предмета

Так как одной из основных задач коррекционная (специальная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями. Обучение трудовому обучению невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по трудовому обучению, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем. В результате освоения предметного содержания курса трудового обучения у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов. На первый план при изучении курса трудового обучения выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.

Личностными результатами изучения предмета являются:

  • Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;

  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;

  • Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;

  • Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;

  • Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах декоративно-прикладного искусства;

  • Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;

  • Развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;

  • Умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.

Метапредметные результаты изучения трудового обучения проявляются:

  • В соблюдении норм и правил культуры труда;

  • в соблюдении норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности;

  • в развитии творческого образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;

  • В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, творческой интуиции;

  • В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль;

  • В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.

В области предметных результатов обучающемуся предоставляется возможность научиться:

В познавательной сфере:

  • Распознать виды, назначения материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах;

  • познавать мир через учебную трудовую деятельность, представлять место и роль труда в жизни человека и общества;

  • понимать особенности разных видов декоративно прикладного искусства;

  • различать изученные виды и способы обработки материалов;

  • приобретать практические навыки и умения в трудовой деятельности;

  • формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации;

  • создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций;

  • применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к труду и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;

  • развивать эстетический вкус как способность чувствовать и воспринимать виды творчества во всем их многообразии;

  • уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в различных видах ДПИ, проявлять эмоционально-ценностное отношение к труду и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

В коммуникативной сфере:

  • формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;

  • (школьники учатся: комментировать свою деятельность сначала по образцу учителя, давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы).

В эстетической сфере:

  • реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;

  • развивать творческое мышление, вкус, воображение и фантазию;

  • воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к творческим видам деятельности, художественно-декоративным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор.

В физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью приспособлений;

  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

В трудовой сфере:

  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и метода обработки;

  • подбор материалов с учетом требований технологии;

  • планирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • соблюдение трудовой дисциплины;

  • подбор и применение инструментов, приспособлений в зависимости от целей и задач трудовой деятельности.

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.

В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

  • осознание ответственности за качество результатов труда;

  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

Достаточный уровень освоения предметных результатов

Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятель­ное сравнивание образца с натуральным объектом, чуче­лом, игрушкой. Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя. Подбор материалов и инструментов для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоя­тельно. Выполнение изделий с помощью учителя и самосто­ятельно. Умение придерживаться плана при выполнении из­делия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательности изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по во­просам учителя с употреблением в речи технических терми­нов. Анализ своего изделия и изделия товарища. Простран­ственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение деталей, соблю­дение пропорций. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, закрепление слов и фраз, усвоенных в 1 и 2 классах.

Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятель­ное составление плана работы, осуществление контрольных действий. Самостоятельный подбор материалов и инструмен­тов для работы. Самостоятельное выполнение изделия. Са­мостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий. Употребление в речи технических терминов.

Минимальный уровень освоения предметных результатов

Слабые обучающиеся к концу учебного года долж­ны усвоить основные приемы работы с различными матери­алами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, не­сложные изделия — самостоятельно, давать словесный от­чет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи сло­ва, обозначающие пространственные признаки предметов.

Нормы оценивания:

Оценка выполнения практических работ 
Оценка «5» 
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; 
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; 
изделие изготовлено с учетом установленных требований; 
полностью соблюдались правила охраны труда. 
Оценка «4» 
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; 
в основном правильно выполняются приемы труда; 
работа выполнялась самостоятельно; 
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %; 
изделие изготовлено с незначительными отклонениями; 
полностью соблюдались правила охраны труда. 
Оценка «3» 
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; 
отдельные приемы труда выполнялись неправильно; 
самостоятельность в работе была низкой; 
норма времени недовыполнена на 15-20 %; 
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; 
не полностью соблюдались правила охраны труда. 
Оценка «2» 
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; 
неправильно выполнялись многие приемы труда; 
самостоятельность в работе почти отсутствовала; 
норма времени недовыполнена на 20-30 %; 
изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; 
не соблюдались многие правила охраны труда. 

V. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Набор иллюстраций «Родная природа».

2. Наглядный и раздаточный материал. Часть 9 (Рыбы. Насекомые)

3. Наглядный и раздаточный материал «По дороге к азбуке» №1

4. Наглядный и раздаточный материал «Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь»

5. Шаблоны геометрических фигур.

Комплект поделочных материалов для работы на учебный год: 

  • Наборы цветной бумаги (2 набора бумаги разной плотности). 

  • Набор цветного картона (1 набор). 

  • Листы белой плотной чертежной бумаги. 

  • Клей: клеящий карандаш, клей ПВА. 

  • Набор разноцветного пластилина. 

  • Нитки — разного цвета (красный, зеленый, розовый, голубой, коричневый, черный, белый — по 1 катушке каждого цвета на весь класс). 

  • Природный материал. 

  • Комплект инструментов для работы на учебный год: 

  • Ножницы. 

  • Стека для пластилина. 

  • Иголка большая (длина 8 см). 

  • Ручка шариковая.

  • Кисточка для клея.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы (Н. Н. Павлова) под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 г.

2.  «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. -  М., 2007.

3. Кузнецова Л.А. «Технология. Ручной труд» 3 класс, С.-Петербург Филиал издательства «Просвещение», 2014.

4. Л.А. Кузнецова методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2014. 

VI. Содержание учебного предмета.

VI.1. Тематический план.

п /п

Наименование разделов

Кол-во часов

Работа с природным материалом.

8

Работа с бумагой и картоном.

21

Работа с проволокой.

4

Работа с древесиной.

15

Работа с металлоконструктором.

6

Работа с текстильными материалами.

14


Всего:

68

  1. VI.2.Содержание.

  2. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)

  3. Практические работы

  4. ·         Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

  5. ·         Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.

  6. ·         Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.

  7. ·         Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).

  8. ·         Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

  9. ·         Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.

  10. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

  11. Практические работы

  12. ·         Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

  13. ·         Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.

  14. ·         Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.

  15. РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ

  16. Практические работы

  17. ·         Экскурсия в слесарную мастерскую.

  18. ·         Выпрямление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.

  19. ·         Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.

  20. ·         Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.

  21. ·         Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.

  22. РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

  23. Практические работы

  24. ·         Экскурсия в столярную мастерскую.

  25. ·         Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов и макетов, сделанных в 1 и 2 классах.

  26. ·         Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.

  27. ·         Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки, колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя.

  28. ·         Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.

  29. ·         Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой.

  30. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

  31. Практические работы

  32. ·         Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).

  33. ·         Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

  34. ·         Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.

  35. РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ

  36. Практические работы

  37. ·         Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой.

  38. ·         Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз).

  39. ·         Разборка собранных изделий.

  40. ·         Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трех планок 2 (зубья). Разборка изделий. Слабые учащиеся делают только лопатку.

  41. ·         Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

  42. ·         Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). Разборка стола. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

  43. ·         Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

  44. ·         Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.

  45. ·         Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.

  46. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

  47. Практические работы

  48. ·         Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.

  49. ·         Изготовление елочных игрушек.

  50. ·         Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.

  51. ·         Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.

  52. ·         Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.

  53. ·         Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.

  54. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

  55. Практические работы

  56. ·         Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.

  57. ·         Изготовление обложки для проездного билета.

  58. ·         Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.

  59. ·         Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.

  60. ·         Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.

  61. ·         Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.

  62. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

  63. Практические работы

  64. ·         Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.

  65. ·         Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.

  66. ·         Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

  67. ·         Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

  68. ·         Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).

  69. ·         Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

  70. ·         Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.

  71. РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

  72. Практические работы

  73. ·         Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп.

  74. ·         Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях (стол, стул, кресло, кровать).

  75. ·         Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушек-лопаток, носилок, корабликов.

  76. ·         Технические сведения. Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.

  77. ·         Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Работа буравчиком и отверткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор необходимых деталей). Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью.

  78. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)

  79. Практические работы

  80. ·         Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.

  81. ·         Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы.

  82. ·         Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.

  83. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

  84. Практические работы

  85. ·         Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.

  86. ·         Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.

  87. ·         Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.

  88. РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ

  89. Практические работы

  90. ·         Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, четырех пластин 11, четырех уголков и двух скоб (средних). Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

  91. ·         Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. Слабые ученики выполняют работу по заделу.

  92. ·         Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

  93. ·         Технические сведения. Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.

  94. ·         Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.

  95. РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

  96. Практические работы

  97.         Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика, тележки, машины. Слабые учащиеся выполняют изделия по образцу.

Экскурсий – 2

Календарно-тематическое планирование уроков трудового обучения


Дата

Тема

Кол – во часов

Цель

Речевой материал

Планируемые учебные результаты

По плану

По факту


Предметные

Личностные

Работа с природным материалом (4 часа)

1



Экскурсия в природу.


1

Сбор природного материала.

Природный материал

Соединять детали с помощью пластилина, клея, палочек проволоки. Рационально использовать случайные материалы.

Уметь принимать помощь.

2



Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, палочек, бумажных деталей.

1

Познакомить с основными приемами работы с природным материалом.

Жираф, початки

Соединять детали с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки.

Осознавать себя как ученика заинтересованного обучением.

3



Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски жёлудя, проволоки, пластилина.

1

Познакомить с основными приемами работы с природным материалом.

Плюски жёлудя

Соединять детали с помощью пластилина, клея, палочек проволоки.

Работать в коллективе.

4



Самостоятельное изготовление по устному описанию стрекозы из пластилина, крылаток ясеня или клёна, плюсок желудей, травинок.

1

Познакомить с работой по технологической карте.

Стрекоза, крылатки ясеня

Соединять детали с помощью пластилина, клея, палочек проволоки.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик).

Работа с бумагой и картоном (4 часа)


5



Окантовка картона полосками бумаги.

1

Познакомить с основными приемами работы с картоном и цветной бумагой.

Окантовка

Размечать бумагу и картон по линейке.


Обращаться за помощью и принимать помощь.

6



Окантовка картона листом.

1

Развивать навыки работы с ножницами.

Картон

Вырезать и намазывать клеем окантовочные полоски.

Работать с учебными принадлежностями и организовывать свое рабочее место.

7



Изготовление по образцу подложек квадратной формы.

1

Учить конструировать, выполнять по образцу.

Подложка

Отрабатывать приемы обработки углов изделий при окантовке.


Слушать и понимать инструкцию к заданию.

8



Изготовление по образцу подложек прямоугольной формы (для наклеивания вырезок).

1

Учить конструировать, выполнять по образцу.

Подложка

Отрабатывать приемы обработки углов изделий при окантовке.


Слушать и понимать инструкцию к заданию.

Работа с проволокой (4 часа)

9



Виды проволоки, её назначение. Выпрямление проволоки волочением, сгибание её под прямым углом, отрезание проволоки

по заданному размеру.

1

Познакомить с основными приемами работы с проволокой.

Проволока

Научить правильно держать инструмент. Сгибать проволоку плоскогубцами и молотком. Резать проволоку кусачками.

Слушать и понимать инструкцию к заданию.

10



Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб.

1

Развивать навыки работы с проволокой.

Контур

Обращаться за помощью и принимать помощь

11



Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок птиц.

1

Учить конструировать, выполнять по образцу.

Лебедь

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( ученик– ученик).

12



Изготовление стилизованных фигурок животных.

1

Учить конструировать, выполнять по образцу.

Животные

Принимать оценку деятельности.

Работа с древесиной (4 часа)

13



Экскурсия в школьную столярную мастерскую.


1

Познакомить с техническими средствами обработки древесины (станки, инструменты)

Столяр.

Лучина, наждачная бумага.

Научить правильно брать инструменты. Строгать и зачищать древесину напильником и наждачной бумагой.


Вступать в контакт и работать в коллективе. Ориентироваться в мире профессий.

14



Упражнения: сломать лучину, расколоть ножом вдоль волокон небольшую заготовку, срезать под углом, зачистить наждачкой. Изготовление подставок прямоугольной формы из фанеры (для поделок).


1

Учить конструировать, выполнять по образцу.

Лучина, нож, наждачная бумага.

Зачищать древесину напильником и наждачной бумагой.


Выделять существенные и отличительные свойства предметов.

15



Изготовление флажков и цветов из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачкой.

1

Учить конструировать, выполнять по образцу.

Напильник

Использовать принятые правила социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

16



Изготовление плечиков для одежды (круглая палочка и проволока).

1

Учить конструировать, выполнять по образцу.

Плечики

Зачищать древесину напильником и наждачной бумагой.


Работа с природным материалом (4 часа)

17



Изготовление изделий из различных материалов. Аппликация «Букет».

1

Формировать умение работать с природным материалом.

Аппликация

Компоновать различные детали с помощью клея, проволоки, ниток.

Бережно относиться к природе.

18



Аппликация из листьев «Птица».

1

Развивать умение правильно располагать детали на плоскости.

Листья

Компоновать различные детали с помощью клея, проволоки, ниток

Бережно относиться к окружающему миру, проявлять интерес к процессу конструирования.

19



Аппликация из скорлупы грецких орехов «Рыбы в аквариуме».

1

Учить работать по плану.

Грецкий орех

Компоновать различные детали с помощью клея, проволоки, ниток

Объективно оценивать свою деятельность. Проявлять стремление к творческой деятельности.

20



Аппликация из скорлупы грецких орехов «Птицы»

1

Учить работать по плану.

Скорлупа

Компоновать различные детали с помощью клея, проволоки, ниток

Адекватно оценивать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа с металлоконструктором (6 часов)

21



Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой.

1

Учить выполнению приемов работы с инструментами.

Гайка

Подбирать планки по счету отверстий. Устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками. Завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами. Правильно держать инструменты.

Объективно оценивать свою деятельность. Проявлять стремление к творческой деятельности.

22



Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз).

1

Учить выполнять сборку изделий по образцу.

Скоба

Устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками.

Слушать и понимать инструкцию к заданию.

23



Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трех планок 2 (зубья). Разборка изделий. Слабые обуч –ся делают только лопатку.

1

Учить выполнять сборку изделий по образцу.

Планка

Устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик).

24



Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех – пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые обуч – ся выполняют работу по заделу.

1

Учить выполнять сборку изделий по образцу.

Скоба

Завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами. Правильно держать инструменты. Устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик).

25



Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). Разборка стола. Слабые обуч – ся выполняют работу с помощью учителя.

1

Учить выполнять сборку изделий по образцу.

Пластина

Завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами. Правильно держать инструменты, соединять детали винтами и гайками.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик).

26



Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые обуч –ся выполняют работу по заделу.

1

Учить выполнять сборку изделий по образцу.

Плато

Завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами. Правильно держать инструменты. Устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик).

Работа с бумагой и картоном (7 часов)

27



Изготовление елочных игрушек. Грибы.

1

Развивать навыки работы с ножницами.

Елочные игрушки

Размечать картон по шаблонам. Резать картон ножницами.

Бережно относиться к окружающему миру. Осознавать красоту и разнообразие природы, проявлять интерес к процессу конструирования.

28



Изготовление из картона плоских елочных игрушек. Фрукты.

1

Учить изготавливать из картона плоские игрушки.

Елочные игрушки

Размечать картон по шаблонам. Резать картон ножницами.

29



Изготовление новогодней маски (очки).

1

Учить конструировать.

Маска

Прорезать отверстия в картоне.

Объективно оценивать свою деятельность. Проявлять стремление к творческой деятельности.

30



Изготовление гирлянды.

1

Развивать мелкую моторику пальцев.

Гирлянда

Резать картон ножницами.

Понимать ценность коллективного труда в процессе создания изделия.

31



Изготовление гирлянды.

1

Гирлянда

Резать картон ножницами.

32



Изготовление кокошника из тонкого картона. Отделка аппликацией.

1

Учить работать по плану.

Кокошник

Пришивать тесьму и другие материалы к деталям из картона.

Уважать историческое наследие страны. Стремиться к творческой деятельности при выполнении изделия.

33



Изготовление шапочки с козырьком. Отделка аппликацией.

1

Развивать умение правильно располагать детали аппликации.

Козырёк

Пришивать тесьму и другие материалы к деталям из картона.

Работа с бумагой и картоном (5 часов)

34



Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.

1

Учить разметке на бумаге.

Рицовка фальц

Размечать по линейке. Применять ученический циркуль для разметки картона и бумаги. Наносить рицовку по линейке с фальцем.

Работать с учебными принадлежностями и организовывать свое рабочее место.

35



Изготовление обложки для проездного билета.

1

Учить разметке на бумаге.

Проездной

Размечать по линейке.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик).

36



Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.

1

Учить изготавливать изделие по образцу.


Размечать по линейке.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик).

37



Разметка шахматной доски на квадраты.

1

Учить разметке на бумаге.


Размечать по линейке.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик).

38




Изготовление папки для тетрадей с завязками без клапанов.

1

Учить разметке на бумаге.

Клапан

Размечать по линейке.

Работать с учебными принадлежностями и организовывать свое рабочее место.

Работа с текстильными материалами (8 часов)

39



Ознакомление с косым обметочным стежком. (Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам).

1

Обучать приемам выполнения различных стежков.

Сметочный стежок

Выполнять косой обметочный стежок: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик).

40



Изготовление закладки с цветным вкладышем

1

Развивать мелкую моторику пальцев.

Вкладыш

Выполнять косой обметочный стежок: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо

Стремиться к творческой деятельности при выполнении изделия.

41



Оформление концов закладки кисточками.

1

Учить работать по плану.

Кисточки , наперсток.

Правильно пользоваться иглой и наперстком.

Стремиться к творческой деятельности при выполнении изделия.

42



Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

1

Учить работать по плану.

Стежок

Пришивать вешалки и обметывать боковые срезы кармашка, подушечки- прихватки косыми стежками.

Работать по образцу.

43



Изготовление кармашка для ножниц из клеёнки или бархатной бумаги.

1

Учить работе с иглой и ножницами.


Изготавливать кармашки.

Адекватно оценивать свою деятельность и деятельность товарища.

44







Изготовление кармашка. Соединение деталей косым обметочным стежком. Окончание работы.

1

Учить соединять детали изделия.


Соединять детали косым обметочным стежком.

Адекватно оценивать свою деятельность и деятельность товарища.

45



Изготовление подушечки – прихватки. Самостоятельное изготовление выкройки из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани.

1

Учить разметке на ткани.

Подушечка - прихватка

Изготавливать выкройки.

Использовать в самостоятельной работе технологическую карту.

46



Сметывание подушечки по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком.

1

Обучать приему сметывания.

Обметывание

Сметывать подушечки по краям и по диагонали, обметывать края косым стежком.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик).

Работа с древесиной (7 часов)

47



Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину, извлечь его, распрямить. Подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп.




1

Познакомить с техническими средствами обработки древесины (инструменты).

Буравчик, шуруп, отвертка.

Правильно держать инструмент, работать с буравчиком и отверткой. Подбирать гвозди и шурупы в соответствии с размером деталей. Соединять детали на гвоздях и шурупах.

Работать с учебными принадлежностями ( инструментами) и организовывать свое рабочее место.

48



Изготовление кукольной мебели из полуфабрикатов. Стол.

1

Учить конструировать, выполнять по образцу.

Мебель, брусок.

Соединять детали на гвоздях и шурупах.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( учитель – ученик).

49



Изготовление кукольной мебели. Стул.

1


Соединять детали на гвоздях и шурупах.

50



Изготовление кукольной мебели. Кресло.

1


Соединять детали на гвоздях и шурупах.

51



Изготовление кукольной мебели. Кровать.

1


Соединять детали на гвоздях и шурупах.

52



Изготовление из полуфабрикатов игрушек. Лопатка.

1

Учить конструировать, выполнять по образцу.


Соединять детали на гвоздях и шурупах. Окрашивать древесину акварельными красками и гуашью.

Стремиться к творческой деятельности при выполнении изделия.

53



Изготовление игрушек. Носилки.

1

Учить конструировать, выполнять по образцу.

Носилки

Соединять детали на гвоздях и шурупах. Окрашивать древесину акварельными красками и гуашью.

Стремиться к творческой деятельности при выполнении изделия.

Работа с бумагой и картоном (5 часов)

54



Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке.

1

Учить разметке на бумаге.

Развертка

Размечать развертки по шаблонам и по линейке. Надрезать картон ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка).

Работать по шаблону с использованием необходимых инструментов.

55



Склеивание развертки коробки с помощью клапанов.

1

Учить склеиванию.

Клапан

Склеивать развертки коробки с помощью клапанов.

Выполнять работу аккуратно и правильно.

56



Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке.

1

Учить разметке на бумаге.

Шаблон

Размечать развертку коробки по шаблону и по линейке

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

57



Склеивание коробки по стыкам.




Учить склеиванию.

Стык

Сгибать картон и склеивать по стыкам.

Обращаться за помощью и принимать помощь.

58



Оклеивание коробки полосой бумаги. (работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем).

1

Учить работе по образцу.

Оклеивание

Оклеивать бумагой объемные изделия.


Работать по образцу( учитель- ученик).

Работа с текстильными материалами (6 часа)

59



Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку.

1

Обучать приемам выполнения различных стежков

Стежок

Вышивать по линиям рисунка.

Вступать в контакт и работать в коллективе. Ориентироваться в мире профессий.

60



Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками.

1

Учить оформлять ткань с помощью вышивки.

Полотно

Вышивать по линиям рисунка.

Выделять существенные и отличительные свойства предметов.

61



Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки.

1

Бахрома

Оформлять бахромой.

Объективно оценивать свою деятельность. Проявлять стремление к творческой деятельности.

62



Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, и четырех пластин 11, четырех уголков и двух скоб (средних). Слабые обуч-ся выполняют работу по заделу.

1

Учить работе по образцу с опорой на технологический рисунок.

Плато

Подбирать планки по счету отверстий. Устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками. Завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами. Правильно держать инструменты.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, работать ( ученик– ученик).

63



Самостоятельная работа по техническому рисунку дорожного знака. Слабые обуч –ся выполняют работу по заделу.

1

Учить работе по образцу с опорой на технологический рисунок.

Пластина

Устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками.

64



Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые обуч –ся выполняют работу по заделу.

1

Учить работе по образцу с опорой на технологический рисунок.

Скоба

Завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами. Правильно держать инструменты.

Работа с древесиной (4 часа)

65



Самостоятельное изготовление по образцу вагончика.

1

Учить работе по образцу с опорой на технологический рисунок.

Вагон

Правильная хватка инструмента, работа с буравчиком и отверткой. Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах.

Работать по шаблону с использованием необходимых инструментов. Выполнять работу аккуратно и правильно. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

66



Самостоятельное изготовление по образцу тележки.

1

Тележка

Соединение деталей на гвоздях и шурупах.

67



Самостоятельное изготовление по образцу машины.

1

Машина

Соединение деталей на гвоздях и шурупах.

68



Окрашивание изделий (вагончика и тележки).

1

Окрашивание

Окрашивание изделий.

Обращаться за помощью и принимать помощь.