Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Яблоновская средняя общеобразовательная школа
Корочанского района Белгородской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________Г.В.Киреева Протокол № _______от «____»__________2015г | «Согласовано» Заместитель директора школы МБОУ «Яблоновская СОШ» __________Е.А. Зубкова «_____»_________2015г | «Утверждаю» Директор МБОУ «Яблоновская СОШ» ___________А.И.Лихачева Приказ №_________ от «_____»__________2015г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Веселые нотки»
5 -7 класс
Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Цель программы:
Задачи программы:
Образовательные:
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
Занятия проводятся 1 час в неделю. За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.
В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.
В программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и обще музыкальных данных.
Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для районных, школьных конкурсов сольного и ансамблевого пения, для других мероприятий.
Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.
Основные требования к уровню подготовленности обучающихся.
Должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов
- дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;
- соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;
- делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);
- разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно-вариационной форме;
- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);
- определять принадлежность музыкального произведения к творчеству конкретного композитора;
Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.
- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;
- освоить двухголосное пение;
- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;
- знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);
- знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;
- знать правила пения и охраны голоса;
- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,
- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью;
Место учебного курса в учебном плане.
Занятия проводятся 1 час в неделю. Всего 34 часа
Календарно – тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времини | Дата проведения |
всего теория | теория | практика | По плану | По факту |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | | |
2 | Индивидуальные занятия | 1 | | 1 | | |
3 | Развитие музыкального слуха. Определение примерной зоны звучания | 1 | | 1 | | |
4 | Исполнение разученных песен о школе «Щебетала детвора», «Учитель» | 1 | | 1 | | |
5 | Как вести себя на сцене, Усвоение основ дирижерских жестов. | 1 | 1 | | | |
6 | Работа с темпом, громкостью, мимикой, «Голосовые игры» | 1 | | 1 | | |
7 | «Здравствуй, Осень», разучивание песни, обучение слышанию, танцевальности | 1 | | 1 | | |
8 | Певческая установка | 1 | 1 | | | |
9 | « К нам гости пришли», хоровое пение | 1 | | 1 | | |
10 | Дикция | 1 | | 1 | | |
11 | У музыки 7 нот Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы | 1 | 1 | | | |
12 | «Голосовые игры» Нахождение зоны звучания | 1 | | 1 | | |
13 | «Музыкальные инструменты». Игра «Угадай музыкальный инструмент» | 1 | | 1 | | |
14 | «Зачем у флейты дырочка?» Создание музыкального инструмента «Флейта» | 1 | 1 | | | |
15 | Тембр – окраска Работа над чистым интонированием скачкообразных мелодий в пределах октавы | 1 | | 1 | | |
16 | «Зимние забавы». Участие детей в праздничном концерте | 1 | | 1 | | |
17 | «Зимние забавы». Участие детей в праздничном концерте Ритм основа жизни и музыки. Упражнение на развитие ритма | 1 | | 1 | | |
18 | П.И Чайковский «Детский альбом». Пластическое интонирование «Марш деревянных солдатиков» | 1 | | 1 | | |
19 | Темп – скорость музыки. Вокальные импровизации | 1 | | 1 | | |
20 | «Голосовые игры». Нахождение зоны звучания | 1 | | 1 | | |
21 | Мои любимые песни. Разучивание песен к 23 февраля | 1 | | 1 | | |
22 | «Угадай мелодию». Игра на название детских песен | 1 | | 1 | | |
23 | Музыкальные портреты. Вот как может музыка предать черты характера, портрет человека: плаксы, злюки, ревушки | 1 | 1 | | | |
24 | Разыграй песню «Антошка». Ритмические упражнения «Пластическое интонирование» | 1 | | 1 | | |
25 | Репетиция праздничного концерта. Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства | 1 | | 1 | | |
26 | Динамика – сила звука. Работа над расширением певческого дыхания | 1 | | 1 | | |
27 | «Весенние забавы». Участие детей в праздничном концерте | 1 | | 1 | | |
28 | Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры | 1 | 1 | | | |
29 | «Голосовые игры». Нахождение зоны звучания | 1 | | 1 | | |
30 | Распевание. Работа над тембром | 1 | 1 | | | |
31 | «Путешествие по музыкальной лесенке». Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы | 1 | | 1 | | |
32 | Репетиция к праздничному концерту. Участие в концерте посвященное 9 мая | 1 | | 1 | | |
33 | «Голосовые игры». Нахождение зоны звучания | 1 | | 1 | | |
34 | Репетиция к празднику «Последний звонок» Работа над художественным исполнением | 1 | | 1 | | |
Итого: | 34 | 8 | 26 | | |
Календарно – тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времини | Дата проведения |
всего теория | теория | практика | По плану | По факту |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | | |
2 | Индивидуальные занятия | 1 | | 1 | | |
3 | Введение, владение своим голосовым аппаратом | 1 | | 1 | | |
4 | Использование певческих навыков. Беседа. | 1 | | 1 | | |
5 | Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Видео экскурсия. Н.Лещенко | 1 | 1 | | | |
6 | Собственная манера исполнения вокального произведения. | 1 | | 1 | | |
7 | Практическое занятие. | 1 | | 1 | | |
8 | Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Л.Лещенко Видео экскурсия. | 1 | 1 | | | |
9 | Работа над собственной манерой вокального исполнения. Практическое занятие. | 1 | | 1 | | |
10 | Работа над собственной манерой вокального исполнения/ Практическое занятие. | 1 | | 1 | | |
11 | Творчество и импровизация. Парная работа. | 1 | 1 | | | |
12 | Творчество и импровизация. Парная работа. | 1 | | 1 | | |
13 | Творчество и импровизация. Парная работа. | 1 | | 1 | | |
14 | Современные произведения Классика | 1 | 1 | | | |
15 | Пение произведений: Народная песня Практическое занятие. | 1 | | 1 | | |
16 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. | 1 | | 1 | | |
17 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Практическое занятие. | 1 | | 1 | | |
18 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Практическое занятие | 1 | | 1 | | |
19 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Практическое занятие. | 1 | | 1 | | |
20 | Вокально-хоровая работа. Групповая работа | 1 | | 1 | | |
21 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Групповая работа. | 1 | | 1 | | |
22 | Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Групповая работа. | 1 | | 1 | | |
23 | Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. Индивидуальня работа. | 1 | 1 | | | |
24 | Работа над своим голосовым аппаратом, Использование певческих навыков. Групповая работа. | 1 | | 1 | | |
25 | Собственная манера исполнения вокального произведения. Индивидуальня работа. | 1 | | 1 | | |
26 | Работа над собственной манерой вокального исполнения. | 1 | | 1 | | |
27 | Индивидуальня работа. | 1 | | 1 | | |
28 | Работа над артикуляцией и дикцией. Групповая работа. | 1 | 1 | | | |
29 | Творчество и импровизация. Групповая работа. | 1 | | 1 | | |
30 | Работа над расширением диапазона голоса. Групповая работа. | 1 | 1 | | | |
31 | Упражнения для чистоты интонирования | 1 | | 1 | | |
32 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Групповая работа. | 1 | | 1 | | |
33 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Парная работа. | 1 | | 1 | | |
34 | Заключительное занятие | 1 | | 1 | | |
Итого: | 34 | 8 | 26 | | |
Календарно – тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времини | Дата проведения |
всего теория | теория | практика | По плану | По факту |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | | |
2 | Индивидуальные занятия | 1 | | 1 | | |
3 | Развитие музыкального слуха. Определение примерной зоны звучания | 1 | | 1 | | |
4 | Работа над собственной манерой вокального исполнения. | 1 | | 1 | | |
5 | Практическое занятие. | 1 | 1 | | | |
6 | Работа над собственной манерой вокального исполнения. Практическое занятие. | 1 | | 1 | | |
7 | Практическое занятие. | 1 | | 1 | | |
8 | Творчество и импровизация. Парная работа. | 1 | 1 | | | |
9 | Творчество и импровизация. Парная работа. | 1 | | 1 | | |
10 | Пение произведений: Народная песня Практическое занятие. | 1 | | 1 | | |
11 | Современные произведения Классика | 1 | 1 | | | |
12 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. | 1 | | 1 | | |
13 | Собственная манера исполнения вокального произведения. Индивидуальная работа. | 1 | | 1 | | |
14 | Работа над собственной манерой вокального исполнения. Индивидуальная работа. | 1 | 1 | | | |
15 | Творчество и импровизация. Групповая работа. | 1 | | 1 | | |
16 | Работа над артикуляцией и дикцией. Групповая работа. | 1 | | 1 | | |
17 | Работа над расширением диапазона голоса. Групповая работа. | 1 | | 1 | | |
18 | Упражнения для чистоты интонирования. Сцен-речь. Групповая работа. | 1 | | 1 | | |
19 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Групповая работа. | 1 | | 1 | | |
20 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Парная работа. | 1 | | 1 | | |
21 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Работа над «опорой» в дыхании. Групповая работа. | 1 | | 1 | | |
22 | Вокально-хоровая работа. Групповая работа. | 1 | | 1 | | |
23 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Беседа. | 1 | 1 | | | |
24 | Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Групповая работа. | 1 | | 1 | | |
25 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Практическое занятие. | 1 | | 1 | | |
26 | Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Групповая работа | 1 | | 1 | | |
27 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Практическое занятие. | 1 | | 1 | | |
28 | Вокально-хоровая работа. | 1 | 1 | | | |
29 | Групповая работа. | 1 | | 1 | | |
30 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. . | 1 | 1 | | | |
31 | Групповая работа | 1 | | 1 | | |
32 | Подготовка к итоговому концерту. Репетиция | 1 | | 1 | | |
33 | Подготовка к итоговому концерту. Репетиция | 1 | | 1 | | |
34 | Итоговый концерт. | 1 | | 1 | | |
Итого: | 34 | 8 | 26 | | |
Предполагаемая результативность курса:
К концу обучения учащиеся должны знать:
- специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
- взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
Должны уметь:
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
- размышлять о знакомом произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах её воплощения;
- различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.