Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) по специальностям:
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий;
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);
19.02.10 Технология продукции общественного питания.
составлена на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО». Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 378 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий; 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям); 15.02.08 Технология машиностроения; 18.02.01 Аналитический контроль качества химических соединений; 21.02.05 Земельно-имущественные отношения; 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Дисциплина является базовой и входит в состав общеобразовательного цикла.
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 108 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 54 часа.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Обществознание».
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, карты, таблицы.
Технические средства обучения: мультимедиа проектор, компьютер, аудиоаппаратура.
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Уметь: | |
давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс» | определяет, различает |
разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрировать ее значения в общественной жизни | анализирует, понимает, отличает, классифицирует, сопоставляет их признаки и закономерности развития |
различать культуру народную, массовую, элитарную | устанавливает, анализирует, понимает, отличает, классифицирует, сопоставляет разрабатывает соответствия |
показ особенностей молодежной субкультуры. Освещать проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур | анализирует, различает, перечисляет, узнает, идентифицирует связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы по изученным социальным объектам |
характеризовать культуру общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета | понимает, раскрывает, анализирует, создает, выводит, обнаруживает |
называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям | анализирует, понимает, отличает, классифицирует, сопоставляет их признаки и закономерности развития |
различать естественные и социально-гуманитарные науки | понимает, раскрывает, анализирует |
раскрывать смысл понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей | систематизирует разнообразную социальную информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса; анализирует полученный материал, разрабатывает свои аргументы и доводы, различает факты и домыслы. |
давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики | анализирует, сопоставляет, оценивает, извлекает выводы, противопоставляет, сравнивает, прогнозирует действия субъектов социальной жизни |
давать определение понятий: «спрос и предложение», «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет» | анализирует, сопоставляет, оценивает, извлекает выводы, противопоставляет, сравнивает, прогнозирует действия |
характеризовать становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли | анализирует, сопоставляет, оценивает, извлекает выводы, противопоставляет, сравнивает, прогнозирует |
определять социальных ролей человека в обществе | решает для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательно взаимодействует с различными социальными институтами; совершенствует собственную познавательную деятельность; критически воспринимает информацию, получаемую в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществляет самостоятельный поиск, анализирует и использует собранную социальную информацию для решения практических жизненных проблем. |
характеризовать виды социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения | анализирует, понимает, отличает, классифицирует, сопоставляет их признаки и закономерности развития |
объяснять особенности социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи) | выделяет основные идеи и положения (проблемы) из разных знаковых систем, вырабатывает ответы на поставленные вопросы, анализирует социально-историческую информацию. |
давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы» | анализирует, понимает, отличает, классифицирует, сопоставляет их признаки и закономерности развития |
характеризовать внутренние и внешние функций государства, формы государства: формы правления, территориально-государственного устройства, политического режима | анализирует, сопоставляет, оценивает, извлекает выводы, противопоставляет, сравнивает, прогнозирует действия субъектов социальной жизни |
характеризовать типологии политических режимов | понимает, раскрывает, анализирует, создает, выводит, обнаруживает |
характеризовать взаимоотношения личности и государства | анализирует, сопоставляет, оценивает, извлекает выводы, противопоставляет, сравнивает, прогнозирует действия субъектов социальной жизни |
характеризовать избирательную кампанию в Российской Федерации | понимает, раскрывает, анализирует, создает, выводит, обнаруживает |
выделять роли права в системе социальных норм | анализирует, сопоставляет, оценивает, извлекает выводы, противопоставляет, сравнивает, прогнозирует действия субъектов социальной жизни |
давать характеристику системе права | анализирует, сопоставляет, оценивает, извлекает выводы |
давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан | выступает, создает, творит свои тезисы выступлений, умеет составить план своего ответа, конспектирует, классифицирует, проектирует выступление. |
давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права | выступает, создает, творит свои тезисы выступлений, умеет составить план своего ответа, конспектирует, классифицирует, проектирует выступление. |
Знать: | |
особенности социальных наук, специфики объекта их изучения | понимает, осознает, обнаруживает, выделяет, перечисляет |
о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение | знает, определяет, различает, узнает, характеризует, называет, анализирует этапы и факторы социализации личности |
о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты | знает, понимает, определяет, сопоставляет место и роль человека в системе общественных отношений |
иметь представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы | понимают, анализируют, сопоставляют, выявляют тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также тенденции развития социальных институтов |
особенности труда ученого, ответственности ученого перед обществом | понимают, анализируют, сопоставляют |
понятия «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий | знает, определяет, различает, узнает, характеризует |
понятия «социальные отношения» и «социальная стратификация» | понимают, анализируют, сопоставляют, выявляют особенности социально-гуманитарного познания, выявляют сущность социальных норм |
понятия правового государства и умение называть его признаки | знает, определяет, различает, узнает, характеризует |
понятия «гражданское общество» и «правовое государство» | знает, определяет, различает, узнает, характеризует, выявляют механизмов правового регулирования |