СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебной дисциплине ОУД "Обществознание" с изменениями 2017 г. (социально-экономический профиль)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебной дисциплине ОУД "Обществознание"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине ОУД "Обществознание" с изменениями 2017 г. (социально-экономический профиль)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГБПОУ РК «КЕРЧЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Введено в действие

приказом директора

от «____» ___________ 201 ___ г.

№ ____________

УТВЕРЖДАЮ

Зам. Директора по УР

_____________________ С.Ю. Бакланова










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД. 08 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


















2017

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического совета

Протокол № ____

от «_____» _____________ 201 ___ г.

Председатель методсовета

___________________С. Ю. Бакланова

Рассмотрено и одобрено на заседании предметной цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № _______

От «______» __________ 201 _____ г.

Председатель ПЦК ___________________

Зимина Ю.А.

































Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) по специальностям:

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям);

40.02.01 Право и организация социального обеспечения;

38.02.03 Операционная деятельность в логистике.

составлена на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций. Рекомендована ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 377 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»



Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»


Разработчики:


Дозморов Валерий Александрович, преподаватель высшей квалификационной категории





©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 08 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


1.1. Область применения программы

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», 40.02.01 Право и организация социального обеспечения; 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина является базовой и входит в состав общеобразовательного цикла.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

  • гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности − участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • метапредметных:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

  • предметных:

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

  • сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

  • сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часа, в том числе:

аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 78 часов;

внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 39 часа.
















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

78

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

6

контрольные работы

4

курсовая работа (проект)

-

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

сочинение-рассуждение

18

подготовка рефератов

16

работа с учебной литературой

5

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД. 08 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

1

Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении специальностей СПО.

2


Раздел 1.

Человек. Человек в системе общественных отношений


34


Тема 1.1.

Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Содержание учебного материала

12

1, 2

1

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности, интересы.

2

Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие истина, её критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Особенности научного мышления. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодёжной среде.

3

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

Лабораторные работы

-


Практическое занятие № 1 «Происхождение человека и его сущность»

1

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Сочинение-рассуждение на тему: «Все ли средства хороши для достижения цели?»

6

Тема 1.2.

Духовная культура личности и общества

Содержание учебного материала

2

1, 2

1

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, её значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Сочинение-рассуждение «Значимость праздника День народного единства, который отмечается в РФ 4 ноября».

4

Тема 1.3.

Наука и образование в современном мире

Содержание матирала

2

1, 2

1

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда учёного, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта.

Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

Лабораторные работы



Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

Реферат на тему:

Роль науки и образования в современном обществе

2

Тема 1.4.

Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Содержание учебного материала

2

2

1

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусства. Религия как феномен культуры. Мировые культуры. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

Лабораторные работы



Контрольная работа № 1 «Духовная культура человека и общества»

1

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение на тему: «Мировые религии»

2

Раздел 2

Общество как сложная динамическая система


20


Тема 2.1.

Общество как сложная динамическая система

Содержание учебного материала

12


2


1

Представление об обществе как сложной динамической системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

Лабораторные работы

-


Практическая работа № 2 «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе»

1

Контрольная работа № 2 «Человек и общество»

1

Самостоятельная работа обучающихся

Реферат «Общество и его регуляторы»; «Общество с точки зрения философской науки»

6

Раздел 3.

Социальные отношения



34


Тема 3.1. Социальная роль и стратификация

Содержание учебного материала

4

1, 2

1

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

2

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

Лабораторные работы

-


Практические работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Сочинение-рассуждение «Я и мои социальные роли»


8

Тема 3.2.

Социальные нормы и конфликты

Содержание учебного материала

8


1, 2

1

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

2

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

3

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы

Содержание учебного материала

6


1, 2

1

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

2

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики РФ.

3

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

Лабораторные работы

-


Практическая работа № 3 «Социальная стратификация»

1

Контрольная работа № 3 «Социальные отношения»

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составить программу социального развития РФ

6

Раздел 4.

Политика


25


Тема 4.1.

Политика и власть. Государство в политической системе.

Содержание учебного материала

6

1, 2

1

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

2

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

3

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки.

Лабораторные работы

-


Практическая работа № 4 «Политическая власть»

1

Практическая работа № 5 «Гражданское общество и правовое социальное государство»

1

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 4.2. Участники политического процесса

Содержание учебного материала

10

1, 2

1

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

2

Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность.

3

Избирательная кампания в Российской Федерации. Политические партии и движения, их классификация.

4

Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средства массовой информации в политической жизни общества.

Лабораторные работы

-


Практическая работа № 6 «Политические партии и партийные союзы»

1


Контрольная работа № 4 «Политика»

1


Самостоятельная работа обучающихся

Реферат: Лидеры современной России

5



ДЗ

Дифференцированный зачет

2


Всего:

117




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Обществознание».


Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, карты, таблицы.

Технические средства обучения: мультимедиа проектор, компьютер, аудиоаппаратура.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014

  2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014

Дополнительные источники:

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей – М.: Академия, 2014

  2. Сазонова Т.Г. Обществознание в таблицах и схемах. ООО «Виктория плюс», 2014

  3. Брандт М.Ю. ЕГЭ. Словарь по обществознанию – М.: Экзамен, 2014


Интернет-ресурсы:

www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Уметь:


давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс»

определяет, различает

разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрировать ее значения в общественной жизни

анализирует, понимает, отличает, классифицирует, сопоставляет их признаки и закономерности развития

различать культуру народную, массовую, элитарную

устанавливает, анализирует, понимает, отличает, классифицирует, сопоставляет разрабатывает соответствия

показ особенностей молодежной субкультуры. Освещать проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур

анализирует, различает, перечисляет, узнает, идентифицирует связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы по изученным социальным объектам

характеризовать культуру общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета

понимает, раскрывает, анализирует, создает, выводит, обнаруживает

называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям

анализирует, понимает, отличает, классифицирует, сопоставляет их признаки и закономерности развития

различать естественные и социально-гуманитарные науки

понимает, раскрывает, анализирует

раскрывать смысл понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей

систематизирует разнообразную социальную информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса; анализирует полученный материал, разрабатывает свои аргументы и доводы, различает факты и домыслы.

определять социальных ролей человека в обществе

решает для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательно взаимодействует с различными социальными институтами; совершенствует собственную познавательную деятельность; критически воспринимает информацию, получаемую в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществляет самостоятельный поиск, анализирует и использует собранную социальную информацию для решения практических жизненных проблем.

характеризовать виды социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения

анализирует, понимает, отличает, классифицирует, сопоставляет их признаки и закономерности развития

объяснять особенности социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи)

выделяет основные идеи и положения (проблемы) из разных знаковых систем, вырабатывает ответы на поставленные вопросы, анализирует социально-историческую информацию.

давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы»

анализирует, понимает, отличает, классифицирует, сопоставляет их признаки и закономерности развития

характеризовать внутренние и внешние функций государства, формы государства: формы правления, территориально-государственного устройства, политического режима

анализирует, сопоставляет, оценивает, извлекает выводы, противопоставляет, сравнивает, прогнозирует действия субъектов социальной жизни

характеризовать типологии политических режимов

понимает, раскрывает, анализирует, создает, выводит, обнаруживает

характеризовать взаимоотношения личности и государства

анализирует, сопоставляет, оценивает, извлекает выводы, противопоставляет, сравнивает, прогнозирует действия субъектов социальной жизни

характеризовать избирательную кампанию в Российской Федерации

понимает, раскрывает, анализирует, создает, выводит, обнаруживает

Знать:


особенности социальных наук, специфики объекта их изучения

понимает, осознает, обнаруживает, выделяет, перечисляет

о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение

знает, определяет, различает, узнает, характеризует, называет, анализирует этапы и факторы социализации личности

о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты

знает, понимает, определяет, сопоставляет место и роль человека в системе общественных отношений

иметь представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы

понимают, анализируют, сопоставляют, выявляют тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также тенденции развития социальных институтов

особенности труда ученого, ответственности ученого перед обществом

понимают, анализируют, сопоставляют

понятия «социальные отношения» и «социальная стратификация»

понимают, анализируют, сопоставляют, выявляют особенности социально-гуманитарного познания, выявляют сущность социальных норм

понятия правового государства и умение называть его признаки

знает, определяет, различает, узнает, характеризует

понятия «гражданское общество» и «правовое государство»

знает, определяет, различает, узнает, характеризует, выявляют механизмов правового регулирования




6