Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Хлебородненская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к использованию на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла протокол № 1 от «31» августа 2017г. | Принята педагогическим советом МОУ Хлебородненская СОШ протокол № 1 от «31» августа 2017г. | «Утверждаю» И.о. директора МКОУ Хлебородненской СОШ ________ Н.В.Федосова приказ № 44 от «31» августа 2017г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
ГЕОГРАФИЯ
для 6 класса
(общеобразовательное обучение)
на 2017-2018 учебный год
Составитель: учитель географии
Синчукова О.А.
с. Хлебородное
2017 г.
Количество недельных часов: 1
Количество часов в год: 35
Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, регистрационный №19644).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 200г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 06.02.2015, регистрационный №35915).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897» (зарегистрирован Минюстом России 02.02.2016, регистрационный №40937).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 08 июня 2015г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253».
Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2015г. № 1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253».
Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 г. № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 г. № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2016 г. № 1677 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2017 г. № 535 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
Приказ Минобрнауки России от 20 июня 2017 г. № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
Приказ Минобрнауки России от 5 июля 2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования» (письмо ДОНиМП от 24.08.2012г. №01-03/06332).
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Хлебородненской СОШ.
Устав МКОУ Хлебородненской СОШ.
Программа развития МКОУ Хлебородненской СОШ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ГЕОГРАФИЯ
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» 6 класса являются следующие умения:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- определять на карте местоположение географических объектов.
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ГЕОГРАФИЯ"
Тема 1. Земля как планета
Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Персоналии: Клайд Томбо.
Практическая работа: № 1.Определение по карте географических координат различных географических объектов
Тема 2. Способы изображения земной поверхности
Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Практические работы: №2. Определение направлений и расстояний по карте. №3 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. № 4. Составление простейшего плана местности.
Тема 3. Литосфера
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.
Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Практические работы
№ 5.Составление схемы различий гор и равнин по высоте
№ 6. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека.
Тема 4. Атмосфера
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Практические работы:
№ 7. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Тема 5. Гидросфера
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Практические работы: *
№ 8. Описание по карте географического положения одной из рек Земли
№ 9. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
Тема 6. Биосфера
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Основные понятия: биосфера, Красная книга.
Персоналии: В.П.Вернадский
Практическая работа:
№ 10. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Тема 7. Почва и геосфера
Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.
Практические работы:
№11. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности (демонстрационная)
№ 12. Описание природных зон Земли по географическим картам.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Тема | Количество часов | Контрольные мероприятия |
1. | Земля как планета | 6 | Урок № 3. Практическая работа. Урок № 6. Контрольная работа |
2. | Способы изображения земной поверхности | 5 | Урок № 7. Практическая работа Урок № 9 Практическая работа Урок № 10. Практическая работа. Урок № 11 Контрольная работа |
3. | Литосфера | 7 | Урок № 17.Практическая работа Урок № 18. Практическая работа |
4. | Атмосфера | 8 | Урок № 24. Практическая работа Урок № 26. Контрольная работа. |
4. | Гидросфера | 4 | Урок № 28. Практическая работа Урок № 29 Практическая работа Урок № 30. Контрольная работа |
5. | Биосфера | 2 | Урок 32. Практическая работа |
6. | Почва и геосфера | 3 | Урок № 34. Практическая работа Урок № 35. Практическая работа |
Итого: 35 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата урока (план) | Дата урока (факт.) | Тема урока | Виды и формы контроля |
Земля как планета (6 часов). |
-
| | | Земля и Вселенная. | |
-
| | | Система географических координат. | |
-
| | | Система географических координат. | Пр № 1 «Определение по карте географичес- ких координат раз- личных географи- ческих объектов» |
-
| | | Времена года. | |
-
| | | Пояса освещенности | |
-
| | | Контрольная работа по теме:«Земля как планета» | Контрольная работа |
Способы изображения земной поверхности (5 часов). |
-
| | | Географическая карта и её масштаб. | Пр. № 2«Определение направлений и расстояний по карте» |
-
| | | Виды условных знаков. | |
-
| | | Ориентирование. | Пр. № 3 «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту» |
-
| | | Изображение рельефа на карте. | Пр. № 4 «Составление простейшего плана местности» |
-
| | | Контрольная работа по теме: «Географическая карта» | Контрольная работа |
Литосфера ( 7 часов). |
-
| | | Строение земного шара. | |
-
| | | Виды горных пород. | |
-
| | | Полезные ископаемые. | |
-
| | | Движение земной коры. | |
-
| | | Выветривание горных пород. | |
-
| | | Рельеф суши и дна Мирового океана. | Пр. № 5«Определение по карте географического положения гор, равнин, низменностей» |
-
| | | Рельеф суши и условия жизни людей. | Пр. № 6«Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека». |
Атмосфера ( 8 часов ) |
-
| | | Строение атмосферы. | |
-
| | | Температура воздуха. | |
-
| | | Атмосферное давление. | |
-
| | | Движение воздуха. | |
-
| | | Вода в атмосфере. | |
-
| | | Погода. | Пр. № 7«Построение розы ветров, диаграмм облачности и осад- ков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.» |
-
| | | Климат. | |
-
| | | Контрольная работа по теме: «Атмосфера» | Контрольная работа |
| Гидросфера ( 4 часа ) |
-
| | | Единство гидросферы. | |
-
| | | Воды суши: реки и озера. | Пр. № 8«Описание по карте географического положения одной из рек Земли» |
-
| | | Воды суши: подземные воды и природные льды. | Пр. № 9 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы» |
-
| | | Административная контрольная работа | Контрольная работа |
Биосфера ( 2 часа) |
-
| | | Царства живой природы. | |
-
| | | Биосфера и охрана природы. | Пр. № 10 «Ознакомление с наиболее распро- страненными растениями и животными своей местности» |
Почва и геосфера ( 3 часа) |
-
| | | Административная контрольная работа | Контрольная работа |
-
| | | Почва. Природный комплекс. | Пр. № 11 «Описание изме- нений природы в результате хозяй- ственной деятель- ности человека на примере своей местности» |
-
| | | Природные зоны. | Пр. № 12 «Описание природных зон Земли по географическим картам» |
Итого: 35 часов |
Лист корректировки рабочей программы
Учебная четверть | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту | Корректирующие мероприятия |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |