Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чернореченская средняя общеобразовательная школа»
Томского района Томской области
Рассмотрено: на заседании МО
протокол № ____ «___»_______2017г._
“____” __________ 2012 г.
Согласовано:
Решением педагогического совета
Протокол № ______
от _______2017
Утверждаю: Директор МБОУ «Чернореченская СОШ» С.М. Андрухив Приказ №___ от _____ 2017
Рабочая программа
по учебному предмету «Геометрия»
среднего общего образования
(базовый уровень)
11 класс
Составила:
учитель математики
Вохидова Л.Ф.
2017-2018 учебный год
Рабочая учебная программа по геометрии (базовый уровень) в 11 классе cоставлена на основе авторской программы по геометрии Л. С. Атанасяна и др., с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике.
Пояснительная записка
Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Значимость математической подготовки в общем образовании современного человека повлияла на определение целей изучения математики на ступени среднего (полного) общего образования.
Цели
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры
Задачи курса геометрии для достижения поставленных целей:
изучение свойств пространственных тел;
формирование умений применять полученные знания для решения практических задач, проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне.
Настоящая рабочая программа по геометрии для 11 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
Закона РФ «Об образовании»;
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089;
Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2018 учебный год»;
Учебного плана 11-х классов МБОУ «Чернореченская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа составлена также на основе авторской программы Л.С. Атанасяна и др. по геометрии (М.: Просвещение, 2013).
Выбор данной программы мотивирован тем, что она разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень обучения), обеспечена учебно-методическим комплектом по геометрии для 10-11 классов (авторы Л.С. Атанасян и др. (М.: Просвещение)), рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов.
В программе определена последовательность изучения материала в рамках стандарта для старшей школы и пути формирования знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а так же развития учащихся.
Рабочая программа предназначена для изучения геометрии в 11 классе на базовом уровне, составлена на 68 часов (из расчета 2 часов в неделю) Плановых контрольных уроков – 5.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Основной формой организации образовательного процесса в 11 классе является урок. Формы организации учебного процесса на уроке: индивидуальные, групповые, фронтальные. Технические средства обучения: ноутбук, мультимедиапроектор.
Контроль уровня усвоения содержания образования является неотъемлемой составной частью процесса обучения. Промежуточная аттестация обучающихся в узком смысле осуществляется в 11 классе через устный и письменный опросы (индивидуальная работа по карточкам), самостоятельные и контрольные работы по разделам учебного материала, тестирование.
Результаты обучения по курсу «Геометрия»
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все школьники, изучавшие геометрию на базовом уровне, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации за курс средней школы.
Реализация рабочей программы осуществляется на основе использования учебника: Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – М.: Просвещение, 2010.
Учебник полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования по математике базового уровня (обязательному минимуму содержания образования и требованиям к математической подготовке учащихся). Книга написана в соответствии с действующей программой для общеобразовательной школы, имеет гриф «Рекомендовано» Министерства образования и науки РФ и входит в Федеральный комплект учебников.
Учебник дает цельное и полное представление о школьном курсе стереометрии, который базируется на сочетании наглядности и логической строгости. Теоретический материал в учебнике изложен доступно для большинства обучающихся. Это способствует решению важной педагогической задачи – научить работать с книгой.
Важная роль при изучении стереометрии отводится задачам. Учебник содержит большое количество разнообразных по трудности задач, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.
Учитывая изменения в содержательной части ЕГЭ (4 геометрические задачи в 1 части и 2 задачи - во 2 части), решение при изучении курса большого количества задач поможет старшеклассникам лучше подготовиться к ЕГЭ.
Учебник является частью учебно-методического комплекта:
№ п/п | Авторы, название пособия |
1. | Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, и др. Геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. |
2. | Б. Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. |
3. | В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Геометрия. Рабочая тетрадь. 11 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. |
4. | С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10-11 классах. Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. |
Содержание рабочей программы
Содержание курса геометрии 11 класса включает следующие тематические блоки:
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Метод координат в пространстве. | 15 |
2 | Цилиндр, конус, шар | 17 |
3 | Объемы тел | 22 |
4 | Обобщающее повторение. | 14 |
1. Метод координат в пространстве. Движения (15 ч.)
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движение.
Основная цель – сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
2. Цилиндр, конус, шар (17ч.)
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Основная цель – дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся, в ходе решения задач продолжается формирование логических и графических умений школьников.
3. Объемы тел (22 ч.)
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель – ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
5. Обобщающее повторение (14 ч.)
Контрольные работы завершают изучение тем: «Метод координат в пространстве», «Цилиндр, конус, шар», «Объемы тел».
Для итогового повторения и успешной подготовки к экзамену по математике организуется повторение всех тем, изученных на старшей ступени школы. Обобщающее повторение материала завершается итоговой контрольной работой по стереометрии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ выпускников
В результате изучения математики (геометрии) на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
уметь
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Литература
Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 11 кл. / Б. Г. Зив. — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Рабочая тетрадь по геометрии для 11 класса. – М., Просвещение, 2010.
Саакян С. М. Изучение геометрии в 10-11 классах: кн. для учителя / С. М. Саакян, В. Ф. Бутузов.– 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010.
Поурочные разработки по геометрии: 11 класс / Сост. В.А. Яровенко. – М.: ВАКО, 2010.
. Математика: сборники заданий для подготовки к ЕГЭ/ Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2010-2015 гг.
Календарно-тематический план
№ урока Номер урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата прохождения темы |
по плану | фактически |
Глава 5. Метод координат в пространстве (15 часов) |
1 | Вводное повторение | 1 | 7.09 | |
2 | Прямоугольная система координат в пространстве. | 1 | 8.09 | |
3 | Координаты вектора | 1 | 14.09 | |
4 | Связь между координатами векторов и координатами точек | 1 | 15.09 | |
5-6 | Простейшие задачи в координатах. | 2 | 21,22.09 | |
7 | Контрольная работа №1 по теме «Координаты точки и координаты вектора». | 1 | 28.09 | |
8-9 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 2 | 29.09 5.10 | |
10 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | 1 | 6.10 | |
11 | Самостоятельная работа по теме «Скалярное произведение векторов». Повторение теории, решение задач | 1 | 12.10 | |
12 | Центральная симметрия. Осевая симметрия. | 1 | 13.10 | |
13 | Зеркальная симметрия. Параллельный перенос. Подготовка к контрольной работе | 1 | 19.10 | |
14 | Контрольная работа №2 по теме «Векторы. Скалярное произведение векторов. Движения» | 1 | 20.10 | |
15 | Анализ контрольной работы. Итоговый урок по теме. | 1 | 26.10 | |
Глава 6. Цилиндр. Конус. Шар. (17 часов) |
16 | .Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра | 1 | 9.11 | |
17-18 | Решение задач по теме «Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра» | 2 | 10,16.11 | |
19 | Понятие конуса. Площадь поверхности конуса | 1 | 17.11 | |
20-21 | Усеченный конус. Решение задач по теме «Понятие конуса. Площадь поверхности конуса» | 2 | 23,24.11 | |
22 | Сфера и шар. Уравнение сферы | 1 | 30.11 | |
23 | Сфера. Взаимное расположение сферы и плоскости | 1 | 1.12 | |
24 | Самостоятельная работа по теме «Сфера. Уравнение сферы». Касательная плоскость к сфере. | 1 | 7.12 | |
25 | Площадь сферы | 1 | 8.12 | |
26-28 | Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар | 3 | 14,15.12 22,28.12 | |
29 | Контрольная работа №3по теме «Цилиндр, конус и шар» | 1 | 11.01 | |
30-32 | Анализ контрольной работы. Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар | 3 | 12,18, 19.01 | |
Глава 7. Объемы тел (22 часа) |
33 | Понятие объема. | 1 | 25.01. | |
34-35 | Объем прямоугольного параллелепипеда. | 2 | 26.01 1.02 | |
№ урока Номер урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата прохождения темы |
по плану | фактически |
36-38 | Объем прямой призмы. Объем цилиндра. | 3 | 2,8, 9.02 | |
39 | Вычисление объемов тел с помощью определенных интегралов. | 1 | 15.02 | |
40-41 | Объем наклонной призмы | 2 | 16,22.02 | |
42-43 | Объем пирамиды | 2 | 23.02,1.03 | |
44-45 | Объем конуса. | 2 | 2, 9.03 | |
46 | Контрольная работа №4 по теме «Объём призмы, цилиндра, пирамиды и конуса» | 1 | 15.03 | |
47-48 | Объем шара. | 2 | 16,22.03 | |
49-50 | Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Тестовые задания В11. | 2 | 23.03 5.04 | |
51-52 | Площадь сферы. С.р. Тестовые задания В11. | 2 | 6.04 12.04 | |
53 | Контрольная работа №5 по теме «Объемы тел» | 1 | 13.04 | |
54 | Анализ контрольной работы. Разные задачи на вычисление объемов тел. Итоговый урок по теме. | 1 | 19.04 | |
Повторение (14 часов) |
55 | Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых, прямой и плоскости. Скрещивающиеся прямые. Параллельность плоскостей. | 1 | 20.04 | |
56 | Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. | 1 | 26.04 | |
57 | Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | 1 | 27.04 | |
58-59 | Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей. | 2 | 3, 4.05 | |
60 | Векторы в пространстве. Действия над векторами. Скалярное произведение векторов. | 1 | 10.05 | |
61-62 | Цилиндр, конус и шар, площади их поверхностей. | 2 | 11,17.05 | |
63-64 | Объёмы тел. | 2 | 18,22.05 | |
65 | Итоговая контрольная работа | 1 | По графику | |
66-68 | Повторение теории и решение задач по всему курсу геометрии (резервные уроки). | 3 | 23.05 24.05 25.05 | |
В течение года возможно внесение корректив в календарно-тематический план, связанных с объективными причинами.
График контрольных работ
| Дата |
Контрольная работа №1 по теме «Координаты точки и координаты вектора». | 28.09 |
Контрольная работа №2 по теме «Векторы. Скалярное произведение векторов. Движения» | 20.10 |
Контрольная работа №3по теме «Цилиндр, конус и шар» | 11.01 |
Контрольная работа №4 по теме «Объём призмы, цилиндра, пирамиды и конуса» | 15.03 |
Контрольная работа №5 по теме «Объемы тел» | 13.04 |
Итоговая контрольная работа | По графику |
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
В правильной четырехугольной пирамиде MABCD сторона основания равна 6, а боковое ребро — 5. Найдите:
а) площадь боковой поверхности пирамиды;
б) объем пирамиды;
в) угол наклона боковой грани к плоскости основания;
г) скалярное произведение векторов (
+
) ∙
;
д) площадь описанной около пирамиды сферы;
е) угол между BD и плоскостью DMC.
Вариант 2
В правильной четырехугольной пирамиде MABCD боковое ребро равно 5 и наклонено к плоскости основания под углом 60°. Найдите:
а) площадь боковой поверхности пирамиды;
б) объем пирамиды;
в) угол между противоположными боковыми гранями;
г) скалярное произведение векторов (
+
) ∙
;
д) площадь описанной около пирамиды сферы;
е) угол между боковым ребром AM и плоскостью DMC