муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Чермошнянская основная общеобразовательная школа»
Солнцевского района Курской области
306123, Российская Федерация, Курская область, Солнцевский район, село Чермошное, улица Центральная, дом № 10; Е-mail:Chermoschnyansk@mail. ru
Принята | Утверждена | |
на заседании педагогического совета от «___»___. 201__г. (протокол № ). | приказом от ____ № Директор | |
Председатель педсовета / / | образовательного учреждения / / | |
|
Рабочая программа
по учебному предмету:
«Математика » 9 класс
Срок реализации- 1 год
Программа реализуется на уровне основного общего образования
Составитель:
Фролова Г.И
учитель 1
квалификационной
категории
Чермошное
2015 – 2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка.
Цели преподавания:
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей.
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Задачи преподавания:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05. 03. 2004г. № 1089»;
Федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2015-16 учебный год;
Учебного плана школы на 2015-2016 уч.год;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, авторская программа для общеобразовательных учреждений Макарычев Ю.Н. .Алгебра.7-9 классы ,сборника программ по алгебре 7-9 классы. М.Просвещение,2008 составитель Т.А. Бурмистрова.».
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 102 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 3 часа в неделю
Формы и методы, технологии обучения.
Ведущими методами обучения являются: объяснительный и репродуктивный методы, частично-поисковый, метод математического моделирования, аксиоматический метод. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, дифференцированного обучения, ИКТ. Используются такие формы организации деятельности, как фронтальный опрос, групповая, парная и самостоятельная работа, работа с учебником, таблицами и др. учебными пособиями. Применяются математические диктанты, работа с дидактическими материалами и рабочими тетрадями.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения.
Письменный контроль (самостоятельные и контрольные работы, проверка домашнего задания);
Тестовый (тестирование);
Устный опрос (собеседование, зачет)
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.
В 9 классе я преподаю математику по УМК Макарычев Ю.Н. .Алгебра.7-9 классы
Данный учебный комплект позволяет вести разноуровневое обучение курса алгебры и геометрии (в том числе стереометрии) в старших классах, а также смежных дисциплин: физики, химии, географии и др. Наряду с тем, что этот учебник пользуется исключительной популярностью среди учителей и учащихся, следует отметить, что он также обеспечивает преемственность с курсом математики в начальной школе и курсами алгебры в последующих (старших) классах для большинства программ.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем. В настоящей рабочей программе изменено соотношение часов на изучение тем, добавлены темы элементов статистики.. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями к образовательному минимуму основного общего образования на основании Сборника нормативных документов.
Математика / составители Э.Д. Днепров, А.Г Аркадьев.-2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014 и предназначена для обучающихся 9 классов образовательных учреждений. Преподавание ведется по учебнику Макарычев Ю.Н. .Алгебра.7-9 классы 2015 г. На изучение математики в 9 классе отводится 34 учебные недели, т.к. из регионального компонента введен 1 час, поэтому на изучение математики в 9 классе отводится 3 часов в неделю, всего 102 часа.
Общее количество часов, позволило увеличить количество часов на изучение более трудных тем.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 9 класс отводится 3 ч в неделю, всего 102 ч.
В том числе:
Контрольных работ – 8 (включая итоговую контрольную работу)
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Уровень обучения – базовый.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Свойства функций. Квадратичная функция
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Цель: расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с0 ах2 + bх + с0.
В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у=ах2, её свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции – функции у=ах2+n, у=а(х-m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы обучающиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов. Приёмы построения графика функции у = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.
Формирование умений решать неравенства вида ах2 + bх + с0 ах2 + bх + с0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы ее расположение относительно оси Ох).
Обучающиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
Обучающиеся знакомятся со свойствами степенной функции у=хn при четном и нечетном натуральном показателе n.. Вводится понятие корня n-й степени. Обучающиеся должны понимать смысл записей вида
,
. Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.
Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной
Целые уравнения. Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых с одной переменной, Выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем; выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Обучающиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.
В данной теме завершаемся изучение систем уравнений с двумя. переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный обучающимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.
Ознакомление обучающихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.
Привлечение известных обучающимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать обучающимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
Глава 3. Прогрессии
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Цель: дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.
Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.
Глава 4. Степенная функция. Корень n -й степени
Четная и нечетная функция. Функция у = хn. Определение корня n-й степени. Вычисление корней n -й степени.
Цель: ввести понятие корня n -й степени.
В данной теме продолжается изучение свойств функций: вводятся понятия четной и нечетной функции, рассматриваются свойства степенной функции с натуральным показателем. Изучение корней ограничивается введением понятия корня n-й степени и выполнением несложных заданий на вычисление корней n-й степени, в частности кубических корней.
Свойства корней n-й степени, понятие степени с рациональным показателем и ее свойства не изучаются. Этот материал будет рассмотрен в старшей школе.
Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Цель: ознакомить обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и. подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое исполнятся в дальнейшем при выводе формул для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний. При изучении данного материала необходимо обратить внимание обучающихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
В данной теме обучающиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
Глава 6. Повторение
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы.
Требования к подготовке учащихся.
знать / понимать
• существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
• вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира;
уметь
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, дробями и процентами;
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств;
находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы,
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков
Тематическое планирование
№ параграфа | Тема | Число уроков | Дата | |
| Повторение материала 8 класс | 3 | | |
Глава 1 .Квадратичная функция. | 29 | | |
-
| Функция.Область определения и область значений функции. | 3 | | |
-
| Свойства функций. | 4 | | |
-
| Квадратный трехчлен и его корни. | 1 | | |
-
| Разложение квадратного трехчлена на множители. | 4 | | |
-
| Контрольная работа № 1» Квадратный трехчлен» | 1 | | |
-
| Функция у=ах 2 График функции у=ах2 | 2 | | |
-
| Г рафики функций и | 4 | | |
-
| Построение графика квадратичной функции | 5 | | |
-
| Степенная функция. Корень н-й степени | 4 | | |
-
| Контрольная работа № 2 "Квадратичная функция | 1 | | |
Глава 2.Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | | |
-
| Целое уравнение и его корни. | 3 | | |
-
| Дробные рациональные уравнения. | 4 | | |
-
| Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 1 | | |
-
| Решение неравенств методом интервалов. | 4 | | |
-
| Обобщающий урок по теме. | 1 | | |
-
| Контрольная работа №3 Уравнения и неравенства с одной переменной | 1 | | |
Глава 3 Уравнения и неравенства с двумя переменными | 16 | | |
-
| Уравнения с двумя переменными и его график. | 1 | | |
-
| Графический способ решения систем уравнений. | 1 | | |
-
| Решение систем уравнений второй степени. | 4 | | |
-
| Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 4 | | |
-
| Обобщающий урок по теме. | 1 | | |
-
| Неравенства с двумя переменными. | 1 | | |
-
| Системы неравенств с двумя переменными. | 1 | | |
-
| Обобщающий урок по теме. Контрольная работа №4 Уравнения и неравенства с двумя переменными | 2 | | |
-
| Анализ контрольной работы. | 1 | | |
Глава 4 Арифметическая и геометрическая прогресси | 14 | | |
-
| Последовательности. | 1 | | |
-
| Определение арифметическая прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 2 | | |
-
| Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии. | 3 | | |
-
| Контрольная работа № 5 "Арифметическая прогрессия" | 1 | | |
-
| Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 2 | | |
-
| Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии. | 4 | | |
-
| Контрольная работа № 6 "Геометрическая прогрессия" | 1 | | |
Глава 5 Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 11 | | |
-
| Примеры комбинаторных задач. | 3 | | |
-
| Перестановки. | 1 | | |
-
| Размещения. | 1 | | |
-
| Сочетания. | 2 | | |
-
| Вероятность случайного события. | 3 | | |
-
| Контрольная работа № 7 "Элементы комбинаторики" | 1 | | |
| Повторение. | 12 | | |
-
| Повторение темы « Вычисления» | 1 | | |
-
| Повторение темы « Проценты и пропорции» | 1 | | |
-
| Повторение темы «Буквенные выражения» | 1 | | |
-
| Повторение темы»Многочлены .Преобразование выражений» | 1 | | |
-
| Повторение темы «Квадратные корни» | 1 | | |
-
| Повторение темы» Функции.Графики» | 1 | | |
-
| Повторение темы»Уравнения. Неравенства» | 1 | | |
-
| Повторение темы « Прогрессии» | 1 | | |
-
| Повторение темы «Текстовые задачи» | 1 | | |
-
| Пробный экзамен в форме ГИА | 3 | Адм. | |
-
| Резерв | 3 | | |
Перечень литературы и средств обучения
Т.А.Бурмистрова. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 кл. – .: Просвещение, 2008
Стандарты второго поколения .Примерные программы по учебным предметам .Математика 5-9 классы.Просвещение 2010
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015г.
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова. Изучение алгебры в 7-9 классах. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2009.
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк Л.М. Короткова. Дидактические материалы по алгебре, 9 класс. – М: Просвещение, 2012.
В.И.Жохов Л.Б.Крайнева уроки алгебры 9 класс М-Просвещение 2012