СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" 8 класс (ФГОС)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету «музыка», дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" 8 класс (ФГОС)»

Департамент образования Администрации мо г. Салехард

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»




«Рассмотрено»

протокол № 1 от 28.08.2017 г.

заседания НМС

«Согласовано»

28.08.2017 г.

«Утверждено»

приказ № 398-О от 28 августа 2017 г

Председатель НМС

Зам.директора по УВР

Директор школы

Чернецкая Н.Г.

Рахматулина З.И.

Ямполец Н.И.

_______________

________________

_______________


Рабочая программа

по учебному предмету «Музыка»

8 класс (ФГОС)


Автор: Прокопенко Надежда Константиновна

учитель музыки







Салехард

2017


Пояснительная записка

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (личностные, метапредметные и предметные результаты обучения)


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Предметные результаты:

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной музыки; определять тембры музыкальных инструментов;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;


  1. Содержание учебного предмета, курса. (ФГОС)



СОДЕРЖАНИЕ

Количество часов

1.

Значение музыки в жизни человека.

7

2.

Музыка как вид искусства.

6

3.

Народное музыкальное творчество

2

4.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв.

6

5.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв.

2

6.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX вв.

10

7.

Современная музыкальная жизнь

2


Итого

35


Циклограмма тематического контроля.



сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Всего

Тестирование (слушание музыки, музыкальная викторина, тест).




1



1



2

Практическая работа (вокально-хоровая работа).


1


1

1




1

4

Выполнение заданий творческого характера (рисунки, поделки, выставки и др.).








1

1

2

Решение проектной задачи.








1

1

2

Контрольная работа (итоговая проверочная работа)









1

1


Календарно – тематическое планирование 8 класс

урока

урока в четверти

Наименование разделов, тем

Содержание урока

СОТ

(технологии)

Формы

контроля

Дата


Корректировка


1.

1

Значение музыки в жизни человека.

«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.

Традиция и современность в музыке - осмысление сквозь призму вечных тем. Направления, вечные темы, связанные с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств и взаимоотношениями. Понимание «старой» и «новой» музыки с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех времен и поколений. Музыкальный материал: А. Островский, стихи О. Острового «Песня остается с человеком» (пение).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Технология личностно- ориентированного обучения. У

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



2.

2

Значение музыки в жизни человека.

«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Традиции и

новаторство.

Традиции и новаторство в деятельности человека. Относительность понятий «старой» и «новой» применительно к искусству на примере сравнения музыкальных произведений — пьесы X. Родриго «Пастораль» и финала Концерта № 4 для гобоя с оркестром Л. А. Лебрена). Музыкальный материал: Х. Родриго. Пастораль (слушание); Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание); Т. Хренников, стихи М. Матусовского. Московские окна(пение).

Комбинированный урок

Технология личностно- ориентированного обучения. У.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



3.

1

Музыка как вид искусства.

Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.

Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летописи и предания «старинных» людей. Образ летописца Пимена в опере М. Мусоргского «Борис Годунов». Художественный материал: Литература: А. С. Пушкин. Борис Годунов. Фрагмент. Живопись: И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре. Эскиз декорации к первой картине I действия оперы М. Мусоргского «Борис Годунов». Музыка: М. П. Мусоргский. Монолог Пимена из оперы «Борис Годунов». I действие (слушание); Ю. Чичков, стихи К. Ибряева. «Наша школьная страна» (пение).

Комбинированный урок

Технология личностно- ориентированного обучения. У.

Слушание музыки. Хоровое пение. Тест.



4

2

Музыка как вид искусства.

Многообразие связей музыки с литературой.

Сказка и миф как вечные источники искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка» из оперы «Садко» (слушание).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Здоровьесберегающие технологии. У.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



5

3

Музыка как вид искусства.

Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.

Сочетание реального и вымышленного в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Влияние сказочно-мифологической темы на музыкальный язык оперы. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере.

Комбинированный урок

Технология развития процессов восприятия. У.


Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



6

1

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка» (слушание); И. Сохадзе, стихи Л. Фоменко. Добрая фея (пение)

Комбиниров анный урок

Технология развития процессов восприятия.У.

Музыкальная викторина



7

1

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, Р. Щедрин) и зарубежных композиторов ХХ столетия (А. Шенберг).

Особенности тем и образов в музыке XX века. Р. Щедрин. «Кармен-сюита» Воплощение образа языческой Руси в балете И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культ танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма). А. Шенберг. Тональные сочинения: симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда», кантата «Песни Гурре», Первый струнный квартет. Музыкальный материал: И. Стравинский. Весенние гадания, Пляски щеголих из балета «Весна священная» (слушание);

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний/ урок-игра. Технология развития процессов восприятия. У.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



8

2

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм).

К. Дебюсси. Послеполуденный отдых Фавна≫: поэма радости, света и языческой неги. Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа произведения. Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого «Благословляю вас, леса...» — гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Технология развития процессов восприятия. .


Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



9

3

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов и зарубежных композиторов ХХ столетия (К.Дебюсси).

Музыкальный материал: К. Дебюсси. Послеполуденный отдых Фавна. Фрагмент (слушание); П. Чайковский, стихи А. Толстого. «Благословляю вас, леса»... (слушание); В. Чернышев, стихи Р. Рождественского. «Этот большой мир». Из кинофильма «Москва— Кассиопея» (пение).

Урок закрепления, контроля, оценки и коррекции знаний уч-ся. Технология личностно- ориентированного обучения. У.

Тест, музыкальная викторина



10

3

Значение музыки в жизни человека.

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.

Воплощение эмоционального мира человека в музыке. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов. Безраздельная радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко. Из оперы «Садко» (слушание); В. А. Моцарт, русский текст А. Мурина. «Слава солнцу, слава миру»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Технология проблемного обучения. У

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



11

4

Музыка как вид искусства.

Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Концерт. Романс.

Изменчивость музыкальных настроений и образов — характерная особенность музыкальных произведений. Сравнение характеров частей в произведении крупной формы — Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта.

Музыкальный материал: В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (слушание); Одномоментность состояний радости и грусти в музыкальных произведениях малой формы. Особенности истории создания романса.

Комбинированный урок Технология личностно- ориентированного обучения. У.








Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



12

5

Значение музыки в жизни человека.

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Р. Шуман.

Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания. Способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грезы» из фортепианного цикла «Детские пьесы» Р. Шумана).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Технология проблемного обучения. У.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



13

1

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв.

Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен).

Чувства одиночества, неразделенной любви, воплощенные в музыке «Лунной» сонаты Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры «Экология человеческой души». Музыкальный материал: Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть (слушание);

Комбинированный урок - викторина

Технология личностно- ориентированного обучения. В.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



14

4

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Рок-музыка и её отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл).

Значение рок-музыки в массовой музыкальной культуре. Черты общности и отличия авторской песни и рок-песни. А. Рыбников, стихи А. Вознесенского «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось≫; В. Цой. «Звезда по имени солнце»; « Хочу перемен».

Комбинированный урок. Технология развития процессов восприятия. У.

текущий



15

2

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

Романтизм в русской музыке. Опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин». Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма. Музыкальный материал: П. Чайковский. Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент (слушание); Радостный порыв, воодушевление в романсе.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Технология развития процессов восприятия.У

Тест, музыкальная викторина.



16

3

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Традиция в искусстве. Смысл изречения Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти только на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в произведениях искусства. Воплощение коллизии в увертюре-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта» (конфликт между силой

вековых законов и силой любви). Реализация содержания трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения. Музыкальный материал: П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (слушание); Ю. Визбор. Ты у меня одна (пение).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Технология развития процессов восприятияУ.

Защита творческих проектов.



17

5

Музыка как вид искусства.

Программная музыка. Увертюра «Эгмонт».


Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографичские мотивы в этом произведении. Сходство и отличия между увертюрами П. Чайковского и Л. Бетховена. Музыкальный материал: Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

Урок закрепления знаний. Технология развития процессов восприятия. У.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



18

5

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Отличительные особенности авторской песни. Время возникновения, лирическая и гражданская направленность, соотношение стихов и музыки. Кто был создателями авторской песни. (слушание); В. Высоцкий. Песня о друге. Из кинофильма «Вертикаль» (пение)

Комбинированный урок. Здоровьесберегающие технологии. У.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



19

6

Музыка как вид искусства.

Многообразие связей музыки с литературой. Г. Свиридов. Сюита «Метель».

Понятия путь и дорога как символы жизни и судьбы. Переплетение мотивов вьюги, метели, дороги как характерная примета русского искусства. Множественность смыслов музыкального образа в пьесе «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель». Музыкальный материал: Г. Свиридов. Тройка. Из оркестровой сюиты «Метель» (слушание); А. Алябьев, стихи А. Пушкина. «Зимняя дорога».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Технология развития процессов восприятияУ.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



20

4

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

Древнерусская духовная музыка.

Мир красоты и гармонии в духовной музыке. Великие композиторы - авторы духовных сочинений. Роль музыки в духовной жизни человека. Роль гармонии и фактуры в создании художественного образа хора М. Глинки «Херувимская песнь». Музыкальный материал: М. Глинка. Херувимская песнь (слушание); Д. Бортнянский. «Тебе поем» из «Трехголосной литургии» (пение); Гимн «Достойно есть». Русское песнопение.

Комбинированный урок. Технология развития процессов восприятия. У.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



21

5

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. Стилевые особенности в творчестве

русских композиторов

(М.П. Мусоргский, С.В. Рахманинов).

Роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой Москвы в описании М. Лермонтова. Музыка утренних колоколов во Вступлении к опере «Хованщина» М. Мусоргского. Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (опера М. Мусоргского «Борис Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме «Колокола» С. Рахманинова. Музыкальный материал: М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина» (слушание); М. Мусоргский. Пролог. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент (слушание); С. Рахманинов. «Колокола». № 1. Из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра. Фрагмент (слушание); С. Филатов, стихи О. Хабарова. Церквушки России (пение); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Колокола.

Комбинированный урок. Технология проблемного обучения. В.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



22

6

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

Духовная музыка русских композиторов.

Значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве (образы, символы, атрибуты). Художественный материал: Литература: Б. Пастернак. Рождественская звезда. Фрагмент; И.Шмелев. Лето Господне. Фрагмент. Живопись: Я. Тинторетто. Рождество; Неизвестный мастер XV в. Рождество; П.Веронезе. Поклонение волхвов; С. Боттичелли. Рождество; Я. Брейгель Младший. Поклонение волхвов; Х. Б.Майно. Поклонение волхвов; И. Горюшкин-Сорокопудов. Зима. Ростовский Кремль. Музыка: А. Лядов. « Рождество Твое, Христе Боже наш» (слушание).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технология развития процессов восприятия. У.

Музыкальная викторина



23

1

Народное музыкальное творчество.

Музыкальный фольклор народов России. Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства.

Рождественские праздники на Руси: Святки.

Обряд колядования (на примере фрагмента

из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»). Художественный материал: Поэзия: В. Жуковский. Светлана. Фрагмент. Н. Гоголь. Ночь перед Рождеством. Фрагмент. Живопись: Н. Кожин. Святочное гадание; Н. Пимоненко. Святочное гадание; К. Трутовский. Колядки в Малороссии.

Музыка: П. Чайковский. Декабрь. Святки. Из Песенный репертуар: «Небо ясне». Украинская щедривка (пение)

Урок закрепления знаний. Технология развития процессов восприятия. У.




24

2

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв.

Средневековая духовная музыка: григорианский хорал.

Средневековье: два типа культуры - восточный и западноевропейский. Главная идея эпохи - познание высшей реальности Празднование Пасхи на Руси. Содержание увертюры Н. Римского-Корсакова «Светлый праздник». Возрождение традиций духовной музыки в творчестве современных композиторов (на примере фрагмента хорового произведения Р. Щедрина «Запечатленный ангел»). Музыкальный материал: Григорианский хорал «Сердцем я увижу то, что небо ближе!» Н. Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Фрагмент; Запечатленный ангел. № 1. Фрагмент (слушание); М. Парцаладзе. Стихи Е. Черницкой. Христос воскрес; Ц. Кюи, слова народные. Христос воскрес. Из цикла «Двенадцать детских песен»

Урок викторина.

Технология проблемного обучения. В.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



25

6

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках.

Новые темы в искусстве начала XX века.

Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова «Песнь о железе»). Художественный материал:

Поэзия: М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты. Музыка: А. Онеггер. Пасифик 231. Фрагмент (слушание); М. Глинка, стихи Н.Кукольника. Попутная песня (пение)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Технология проблемного бучения. У.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



26

5

Значение музыки в жизни человека.

«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Творчество отечественных композиторов (А.И. Хачатурян).

Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века. Балет А. Хачатуряна «Спартак» : содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения. Музыкальный материал: А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак» (слушание); М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева. Песня о дружбе. Из кинофильма «Три мушкетера» (пение); А. Макаревич. «Однажды мир прогнется под нас»; Ф. Меркьюри. Барселона

Комбинированный урок.

Технология проблемного обучения.У.

Выполнение заданий творческого характера



27

7

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия.

Музыкальный материал: А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак» (слушание); М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева. Песня о дружбе. Из кинофильма «Три мушкетера» (пение); А. Макаревич. «Однажды мир прогнется под нас»; Ф. Меркьюри. Барселона

Комбинированный урок.

Технология личностно- ориентированного обучения. У.

Решение проектной задачи.



28

6

Значение музыки в жизни человека.

Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада.

Многоаспектность философских выражений в творчестве О. Мессиана. Воплощение мира восточных цивилизаций в «Турангалиле-

Симфонии» (полисемичность термина

турангалила, космические идеи и символы,

специфика музыкального языка). Музыкальный материал: О. Мессиан. Ликование звезд. V часть;

Сад сна любви. VI часть. Из «Турангалилы-

Симфонии» (слушание)

Комбинированный урок

Технология личностно- ориентированного обучения. У.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



29

7

Значение музыки в жизни человека.

Своеобразие видения картины мира

в национальных музыкальных культурах

Востока и Запада.

Балет Ц. Чжень-Гуаня «Течет речка».

Взаимодействие культурных традиций Запада и В остока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжень-Гуаня «Течет речка»). Претворение в балете китайской музыкальной традиции (опора на национальный фольклор, применение пентатоники, своеобразие инструментального состава). Влияние творчества русских композиторов на музыку балета «Течет речка» (особенности музыкального развития и языка в передаче чувств героев).

Музыкальный материал: Ц. Чжень-Гуань. Вступление; Деревенский

танец; Танец придворных женщин; Адажио Авей

и Принца. Из балета «Течет речка» (слушание)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технология личностно- ориентированного обучения. У.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



30

8

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители.

Джаз: истоки возникновения, условия бытования, композиционно-стилистические и исполнительские особенности. Взаимодействие афроамериканской джазовой культуры и европейских традиций в «Рапсодии в стиле блюз» Дж. Гершвина. Музыкальный материал: Д Гершвин. Привет, Долли! (слушание, участие в исполнении); Дж. Гершвин. Рапсодия в стиле блюз для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра (слушание); А. Лепин, стихи В. Коростылева. «Песенка о хорошем настроении» (пение).

Комбинированный урок.

Технология личностно- ориентированного обучения. У.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



31

9

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках (А. Эшпай).

Мотивы памяти, грусти, любви в музыке Второй симфонии А. Эшпая. Соединение грозных и нежно-поэтических образов-символов в романсе С. Слонимского «Я недаром печальной слывут...»

Музыкальный материал: А. Эшпай. Симфония № 2. II часть. Фрагмент (слушание); С. Слонимский, стихи А. Ахматовой. Я недаром печальной слыву. Из вокального цикла «Шесть стихотворений Анны Ахматовой» (слушание); И. С. Бах, русский текст К. Алемасовой. «Желанный час» (пение)

Комбинированный урок.

Здоровьесберегающие технологии.У.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль



32

10

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (А.Г. Шнитке). Электронная музыка.

Полистилистика в музыке А. Шнитке:

противопоставление и связь образов прошлого и настоящего (на примере фрагментов из «Cоnсеrtо grоssо» № 1). Классические реминисценции в современной музыке: их идеи, смыслы, образы. Музыкальный материал: А. Шнитке. Рrеludio; Тоссаtа. Из «Cоnсеrtо grоssо» №1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра (слушание); К. Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса» (в электронной обработке)

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Технология ичностно- иентированного обучения. У.

тест



33

2

Народное музыкальное творчество.

Музыкальный фольклор народов России. Духовная и светская музыкальная культура прошлого и настоящего.

Возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысла слов апостола Павла: «Любовь никогда не перестанет» (любовь как выражение милосердия, созидания, святости). Воплощение идеи «любви святой» в музыке Г. Свиридова. Музыкальный материал: Г. Свиридов. Любовь святая. Из цикла «Три хора из музыки к трагедии» А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (слушание); Ю. Чичков, стихи Ю. Разумовского. Россия, Россия (пение)

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Технология ичностно- ориентированного обучения. У.

текущий



34

1

Современная музыкальная жизнь.

Может ли современная музыка считаться классической?

Итоговое содержания темы «Традиция современность в музыке». Претворение в музыке вечных проблем, связанных с мифопоэтическими представлениями, миром человеческих чувств, духовно-музыкальной традицией. Музыкальный материал: А. Флярковский, стихи А. Дидурова. Прощальный вальс (пение); И. Грибулина. Прощальная. Обработка Ю. Алиева (пение).

Комбинированный урок. Технология развития процессов восприятия.

В.

Слушание музыки. Хоровое пение. Письменный контроль



35

2

Современная музыкальная жизнь.

Классическая музыка в современных ритмах.

Музыкальная викто-

рина







Методические материалы

  1. Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением авт.-сост. Л.В. Золина. - 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2010.

  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под редакцией А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

3.Планируемые результаты основного общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В.
Анащенкова, М. З. Биболетова под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.:
Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.

  2. Гришанович Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей [текст] / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Юнипресс, 2009.

6.Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [текст] / Л.Г.
Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

7.Алеев В.В., Науменко Т.И.. Сценарии детских музыкальных спектаклей для школы. -
М.: «Дрофа», 2011.

8.Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии
проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие [текст] / Т.А. Затямина. – М.:
Глобус, 2009.

9.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика [текст] / Г.М.
Цыпин. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

10.Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе [текст] / Л.В. Школяр. – М.:

Издательский центр «Академия», 2011.

11.Самин Д.К. – 100 великих композиторов. М.: «Вече», 2010.