СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 1- 4 классы (базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 1- 4 классы (базовый уровень)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 1- 4 классы (базовый уровень)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №18»



РАССМОТРЕНА


на заседании МО

учителей начальных классов


Протокол от

«25» _августа 2016г.

№ 1



СОГЛАСОВАНО


заместитель директора


__________________

Л.Л. Чеканова

«25» июня 2016г.


РАССМОТРЕНА


на заседании педагогического

совета

протокол

от « 29» августа 2016г

№1


УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ

«Гимназия №18»

_________В.Д.Демидова


Приказ

от «30» августа 2016г.

№ 238-осн








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету «Окружающий мир»

1-4 класс

(базовый уровень)



2016 - 2017 учебный год




Составили

Коломникова О.А.,

Сальникова Т. Н.,

учителя начальных классов









Старый Оскол



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А.А. (Сборник рабочих программ «Школа России» М. – «Просвещение» 2014).

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному до­стоянию родной страны и всего человечества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к Рос­сии, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  2. осознание ребёнком ценности, целостности и многооб­разия окружающего мира, своего места в нём;

  3. формирование модели здоровьесберегающего и безопас­ного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;

  4. формирование компетенций для обеспечения экологиче­ски и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

В соответствии с образовательной программой учреждения, согласно перечню учебников, утверждённых приказом Минобрнауки РФ используется учебно-методический комплекс «Школа России».

Для реализации программного содержания используется:

  1. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса (авт. А. А Плешаков, М.: Просвещение, 2016).

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 2 класс: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.

  3. Плешаков А. А. Окружающий мир.: учебник. для 3 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2016

  4. Плешаков А. А. Окружающий мир.: учебник. для 3 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2016


Изменения в авторскую программу не внесены.


Планируемые предметные результаты

Освоение учебного курса «Окружающий мир» вносит суще­ственный вклад в достижение личностных результатов на­чального образования, а именно:

  1. в формирование основ российской гражданской идентич­ности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и националь­ной принадлежности; формирование ценностей многонацио­нального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  2. в формирование целостного, социально ориентированно­го взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;


  1. в формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

  2. в овладение начальными навыками адаптации в динамич­но изменяющемся и развивающемся мире;

  3. в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

  4. в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельно­сти, на основе представлений о нравственных нормах, соци­альной справедливости и свободе;

  5. в формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  6. в развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

  7. в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) в формирование установки на безопасный, здоровый об-
раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.

Освоение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких, как:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспе­ха учебной деятельности и способности конструктивно дей­ствовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представ­ления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  8. использование различных способов поиска (в справоч­ных источниках и открытом учебном информационном про- странстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, органи­зации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета «Окружающий мир»;

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа,
    синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна-
    кам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
    построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  2. готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

  3. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  4. овладение начальными сведениями о сущности и особен­ностях объектов, процессов и явлений действительности (при­родных, социальных, культурных, технических и др.) в соответ­ствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

  5. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  6. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебны­ми моделями) в соответствии с содержанием учебного предме­та «Окружающий мир».

При освоении курса «Окружающий мир» достигаются сле­дующие предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  3. осознание целостности окружающего мира, освоение ос­нов экологической грамотности, элементарных правил нрав­ственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде;

  4. освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире



Содержание учебного предмета

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчита­на на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас­сы — по 68 ч (34 учебные недели).


ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Окружающий мир, его многообразие. Способы и средства познания окружающего мира. Признаки предметов (цвет, фор­ма, сравнительные размеры и др.). Представление о времени и его течении. Прошлое, настоящее и будущее. Последователь­ность дней недели, времён года, месяцев.

Природа — это то, что нас окружает, но не создано челове­ком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Явления природы. Примеры при­родных явлений: смена времён года, снегопад, листопад, пере­лёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Разнообразие звуков в окружающем мире; причина воз­никновения и способ распространения звуков. Радуга — укра­шение окружающего мира, цвета радуги, причины возникно­вения радуги.

Связи в окружающем мире: между неживой и живой приро­дой, между растениями и животными, между человеком и при­родой. Изображение связей с помощью моделей.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объек­ты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с ве­ществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, ис­точник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — пла­нета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна — спутник Земли. Освоение человеком космоса; достижения нашей страны в космических исследованиях.

Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Ма­терики и океаны, их названия, расположение на глобусе и кар­те. Холодные и жаркие районы Земли, особенности их приро­ды. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на ос­нове наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха с помощью термометра. Предсказа­ние погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая харак­теристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озе­ро, пруд); использование человеком. Водные богатства родно­го края (названия, краткая характеристика на основе наблюде­ний).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Мир камней, его разнообразие и красота. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и хозяй­ственной жизни человека. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Части растения (корень, сте­бель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жиз­ни растения (свет, тепло, воздух, вода). Особенности дыхания и питания растений. Размножение и развитие растений. Де­ревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные расте­ния. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отно­шение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни лю­дей; съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов, бережное отношение к ним.

Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, зве­ри, их различия. Земноводные, пресмыкающиеся и другие группы животных (по выбору). Условия, необходимые для жиз­ни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности пита­ния разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепи питания. Размножение и развитие животных (на примере насекомых, рыб, земноводных, пресмы­кающихся, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение че­ловека к животным. Животные родного края, названия, крат­кая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Природное сообщество и взаимосвязи в нём: растения — пища и укрытие для животных; животные распространители плодов и семян растений. Влияние челове­ка на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и живот­ный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жиз­ни человека. Положительное и отрицательное влияние деятель­ности человека на природу (в том числе на примере окружаю­щей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных бо­гатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдель­ные представители растений и животных Красной книги. По­сильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное природное наследие. Бережное отношение к при­родному наследию человечества — долг всего общества и каж­дого человека.

Международная Красная книга. Международные экологиче­ские организации (2—3 примера). Международные экологиче­ские дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятель­ности организма. Гигиена систем органов. Измерение темпе­ратуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное от­ношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Общество — совокупность людей, которые объединены об­щей культурой и связаны друг с другом совместной деятельно­стью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура об­щества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людь­ми. Культура общения с представителями разных националь­ностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомо­щи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека, общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Имена, отче­ства и фамилии членов семьи. Взаимоотношения в семье и вза­имопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрос­лым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Семейные традиции. Родословная. Составление схе­мы родословного древа, истории семьи.

Хозяйство семьи. Предметы домашнего обихода, их разно­образие. Вещи как хранители семейной памяти. Бережное от­ношение к вещам. Путь воды от природных источников до жилища людей, способы экономии воды в быту. Общее пред­ставление о способах выработки электроэнергии и доставке её потребителям. Бытовые электроприборы, их роль в жизни современного человека. Способы экономии электроэнергии в быту. Одежда в прошлом и теперь. Зависимость типа одеж­ды от погодныхусловий, национальных традиций и назначе­ния (деловая, спортивная, рабочая, домашняя и др.).

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уро­ке. Обращение к учителю. Роль учителя в духовно-нравствен­ном развитии и воспитании личности школьника. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня школьника, составление режима дня.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и дру­гих общественных местах. Внимание к сверстникам, одно­классникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля) и связи между ними. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государствен­ный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяй­ственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важ­нейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профес­сиональное мастерство.

Наземный, воздушный и водный транспорт. Транспорт го­рода или села. Общественный транспорт. Правила пользования транспортом. Общее представление об истории развития транс­порта, в том числе об истории появления и усовершенствова­ния велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие совре­менных моделей (прогулочный, гоночный, детский трёхколёсный

и др.)

Роль компьютера в современной жизни. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Средства массо­вой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Из­бирательность при пользовании средствами массовой инфор­мации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценност­но-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчиз­на. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Кон­ституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. От­ветственность главы государства за социальное и духовно-нрав­ственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления обще­ственной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День По­беды, День России, День защиты детей, День народного един­ства, День Конституции. Оформление плаката или стенной га­зеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Достопримечательности Моск­вы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характе­ристика отдельных исторических событий, связанных с Моск­вой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, раз­водные мосты через Неву и др.). Города Золотого кольца Рос­сии (по выбору).

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбо­ру). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.

Родной край — частица России. Родной город (село), реги­он (область, край, республика): название, основные достопри­мечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Назва­ния разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

История — наука о прошлом людей. Исторические источ­ники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

История Отечества. Наиболее важные и яркие события об­щественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Россий­ская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответ­ственность каждого человека за сохранность историко-культур­ного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообра­зии стран и народов на Земле. Знакомство с несколькими стра­нами: название, расположение на политической карте, столи­ца, главные достопримечательности.

Представления об эпохах в истории человечества: первобыт­ная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени. Памят­ники истории и культуры — свидетели различных эпох в исто­рии человечества.

Всемирное культурное наследие. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная от­ветственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режи­ме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, основные дорожные знаки. Правила безопасности при использовании транспортных средств, в том числе при езде на велосипеде.

Правила противопожарной безопасности, основные прави­ла обращения с газом, электричеством и электроприборами, водой. Правила безопасности при использовании компьютера, мобильного телефона. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пу­стырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнако­мыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. Правила безопасности при обращении с кош­кой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Формы организации учебного процесса

Индивидуальные, индивидуально - групповые, фронтальные, работа в парах и в группах










Тематическое планирование



Программа рассчита­на в 1 классе — 66ч (33 учебные недели). На изучение предмета в первом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю.



Наименование разделов и тем

Количество часов

общее

проект

на практические работы

Введение.

1



Что и кто?

20

1

1

Как, откуда и куда?

12

1

1

Где и когда?

11

1

1

Почему и зачем?

22

1

1

Итого

66

4

4

Рабочая программа во 2 классе рассчитана на 68 учебных часов. Количество часов в неделю: 2 часа

№ п/п










Наименование раздела (темы)





Кол-во часов в примерной (авторской) программе

Проект

Практическая работа

Экскурсии

1

Где мы живем?

4

1

1

1

2

Природа

20

1

1

1

3

Жизнь города и села

10

1

1

1

4

Здоровье и безопасность

9


1


5

Общение

7

1

1


6

Путешествия

18

2

1



ВСЕГО:

68

6

6

3


Рабочая программа в 3 классе рассчитана на 68 учебных часов. Количество часов в неделю: 2 часа

№ п/п

Наименование раздела (темы)

Кол-во часов в примерной (авторской) программе

Проект

Практическая работа

Экскурсии

1

Как устроен мир

6

1



2

Эта удивительная природа

18

1



3

Мы и наше здоровье

10

1

1


4

Наша безопасность

7

1

1


5

Чему учит экономика

12

1

1


6

Путешествия по городам и странам

15

1

1



ВСЕГО:

68

6

4



Рабочая программа в 4 классе рассчитана на 68 учебных часов. Количество часов в неделю: 2 часа.

№ п/п

Наименование раздела (темы)

Кол-во часов в примерной (авторской) программе

Проект

Практическая работа

Экскурсии

1

Земля и человечество

9


1


2

Природа России

10


1


3

Родной край – часть большой страны

15

1

1

3

4

Страницы всемирной истории

5




5

Страницы истории Отечества

20


1


6

Современная Россия

9

1

1



ВСЕГО:

68

2

5

3

.