СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» основной общеобразовательной программы основного общего образования сроком реализации 5 лет (ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная раработка - рабочая программа по русскому языку к учебнику Л.Рыбченковой.Она  составлена  на основе федерального  государственного  образовательного стандарта  ООО, Примерной программы основного общего образования по русскому языку,  которая  реализуется в предметной линии учебников Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и других для 5-9 классов ( Издательство «Просвещение»,2012).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» основной общеобразовательной программы основного общего образования сроком реализации 5 лет (ФГОС)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шелтозерская средняя общеобразовательная школа»

Прионежского района Республики Карелия


Рассмотрена Утверждаю

школьным методическим объединением Директор школы

учителей гуманитарного цикла


Руководитель: Л.А.Ульбакова ( приказ № от .2015 г.)

(протокол № от .15 г. )

Принята

педагогическим советом школы

(протокол № от 2015г )









Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»

основной общеобразовательной программы

основного общего образования

сроком реализации 5 лет










Составители:

Новикова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы











2015 г.




1. Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5-9 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта ООО, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой и др.

Программа определяет минимальный объем содержания курса русского языка для основной общеобразовательной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по русскому языку.

Срок реализации программы – 5 лет.

Данная РП реализуется на основе предметной линии учебников Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и др. для 5-9 классов (Издательство «Просвещение»).

Рабочая программа направлена на достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися программы основного общего образования по русскому языку, а также планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по формированию универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий), по формированию ИКТ-компетентности обучающихся, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, освоения смыслового чтения и работы с текстом.

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе

В соответствии с ФГОС и примерной программой содер­жание разработанного курса направлено на реализацию сле­дующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

-содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.

Оценка предметных результатов ведётся учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки. Итоговая контрольная работа проводится по окончании изучения каждого класса, позволяет установить уровень освоения обучающимися Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на конец учебного года по русскому языку. Предлагаемая работа предполагает  включение заданий  предметного, метапредметного и личностного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся.


       Для обучающихся с особыми образовательными потребностями (слабоуспевающие, часто болеющие и т.д.) данная программа предусматривает такие формы работы, как:

- индивидуальная работа (по рабочим тетрадям, карточкам и т.д.);

- дифференцированные самостоятельные и проверочные работы;

- использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий, составленных учителем-предметником;

-использование дистанционного обучения.

Основной формой работы с одаренными детьми является систематическая подготовка их к участию во Всероссийской олимпиаде школьников путем решения олимпиадных задач по русскому языку, а также подготовка к другим конкурсам по предмету, нестандартные формы проведения уроков, требующие дополнительной подготовки обучающихся, выполнение учащимися заданий повышенной сложности.



Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования предмет «Русский язык»  входит в образовательную область «Филология». Предметная область «Филология» изучает язык как знаковую систему, лежащую в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека.

Изучение предметной области «Филология» - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

- получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой  культуры и достижениям цивилизации;

-формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;

- осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;

- обогащение  активного и потенциального словарного запаса для  достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

Предметные результаты изучения предметной области «Филология» (Русский язык.) должны отражать:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;  
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.


Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

На ступени основного общего образования на изучение курса «Русский язык» в 5-9 классах отводится 735 ч. В 5 классе — 175 ч в год (5 часов в неделю), в 6 классе — 210 ч в год (6 часов в неделю), в 7 классе — 140 ч в год (4 часа в неделю), в 8 классе —105 ч в год (3 часа в неделю), в 9 классе — 105 ч в год (3 часа в неделю).











3. Содержание учебного предмета


5 класс (175 ч)

Введение (5ч)

Язык и языкознание. Язык и общение. Текст.

Фонетика, графика, орфография (18 ч)

Фонетика, графика, орфография как разделы лингвистики. Буква и звук. Алфавит. Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Непроизносимые согласные. Твёрдые и мягкие согласные. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог и ударение. Правописание безударных гласных в корне слова. Повторение по теме «Фонетика, графика».

Морфемика, словообразование, орфография (17 ч)

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Корень слова. Родственные слова. Окончание и основа. Приставки. Суффиксы. Сложные слова. Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

Лексикология (40 ч)

Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари. Правописание букв о и ё после шипящих в корне слова. Однозначные и многозначные слова. Понятие о лексической сочетаемости. Тематическая группа. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

Понятие о чередовании. Чередование букв е/ и в корнях. Чередование букв а /о в корнях. Суффиксы -чик и -щик. и и ы после приставок на согласные. Особенности написания приставок на з/с. Фразеологизмы. Крылатые слова. Повторение по теме «Лексика».

Морфология (54 ч)

Морфология как раздел лингвистики. Части речи.

Имя существительное как часть речи. Род существительных. Склонение существительных. Падеж. Число. Буквы е и и в падежных окончаниях имён существительных. Буквы о и ё после шипящих и ц в окончаниях существительных. Правописание не с существительными.

Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. Краткие прилагательные. Правописание не с именами прилагательными.

Имя числительное как часть речи.

Местоимение как часть речи.

Глагол как часть речи. Инфинитив — словарная форма глагола. Время глагола. Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Правописание окончаний глаголов.

Наречие как часть речи. Правописание о(е) псоле шипящих в суффиксах наречий; ь после шипящих на конце наречий.

Служебные части речи. Повторение по теме «Морфология».

Синтаксис и пунктуация (39 ч)

Что изучает синтаксис. Словосочетание. Предложение — основная единица речевого общения. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении. Наши эмоции и их отражение в предложении. Что такое грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Обращение. Прямая речь. Сложное предложение. Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация.

Резерв учебного времени (2ч)



6 класс (210ч)

Введение (6 ч)

Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Понятие о функциональных разновидностях языка. Текст и его признаки. Орфоэпические нормы.

Морфемика, словообразование, орфография (22 ч)

Состав слова. Основные способы образования слов в русском языке. Сложные и сложносокращённые слова. Понятие об этимологии. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Буквы о и а в корнях -гор-/-гар-, -зор-/ -зар-, -раст-/-рос-. Правописание приставок пре-/при-. Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография».

Лексикология, орфография. Культура речи (40 ч)

Повторение и обобщение изученного по теме в 5 классе. Понятие об общеязыковых и художественных метафорах. Лексические выразительные средства. Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, равн-/ -ровн-, -твар-/-твор-. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русские слова. Заимствованные слова.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Общеупотребительные слова. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы. Стилистически нейтральная и книжная лексика. Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Повторение темы «Лексикология».

Грамматика Морфология, орфография. Культура речи (134ч)

Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики. Части речи в русском языке

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного. Несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Словообразование имён существительных. Сложносокращённые имена существительные.

Правописание гласных о/е в суффиксах существительных после шипящих. Повторение темы «Имя существительное».

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. Превосходная степень. Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного.

Словообразование имён прилагательных. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Од- на и две буквы н в суффиксах имён прилагательных. Правописание имён прилагательных с суффиксами -к- и -ск-. Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Описание как тип речи. Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. Повторение темы «Имя прилагательное».

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Склонение числительных. Разряды количественных числительных. Дробные и собирательные числительные. Синтаксическая функция числительных в предложении. Морфологический разбор имени числительного. Повторение темы «Имя числительное».

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Вопросительно-относительные местоимения. Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. Морфологический разбор местоимений. Повторение темы «Местоимение».

Глагол

Глагол. Повторение изученного в 5 классе. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Разноспрягаемые глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные гла- голы. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Рассказ о событии.

Синтаксис, пунктуация, культура речи (8)

Основные единицы синтаксиса. Повторение изученного в 5 классе. Простое предложение. Порядок слов в предложении. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Повторение темы «Синтаксис, пунктуация, культура речи».


7 класс (140 ч)

Введение (10 ч)

Русский язык в современном мире. Речь. Речевое общение. Речевой этикет. Функциональные разновидности языка. Текст, его основная и дополнительная информация.

Морфология (130 ч)

Система частей речи в русском язык.

Причастие

Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы причастий. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях. Правописание н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание н и нн в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. Морфологический разбор причастия. Правописание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Повторение темы «Причастие».

Деепричастие

Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот. Правописание не с деепричастиями. Способы образования деепричастий. Рассуждение и его виды. Морфологический разбор деепричастия. Повторение темы «Деепричастие».

Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о(-е). Морфологический разбор наречия. Одна и две буквы н в наречиях на -о(-е). Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Повторение темы «Наречие».

Предлог

Предлог как часть речи. Предлоги производные и непроизводные. Предлоги простые и составные. Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи. Морфологический разбор предлога. Повторение темы «Предлог».

Союз

Союз как часть речи. Разряды союзов. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Правописание союзов. Союзы и союзные слова. Союзы в простых и сложных предложениях. Морфологический разбор союза. Повторение темы «Союз».

Частица

Частица как часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц. Правописание частицы не. Разграничение частиц не и ни. Морфологический разбор частиц. Повторение темы «Частицы». Повторение темы «Служебные части речи».


8 класс (105 ч)

Введение (13 ч)

Понятие о культуре речи. Культура речи как раздел лингвистики. Текст как речевое произведение. Структура текста.

Синтаксис, пунктуация, культура речи (8 ч)

Синтаксис как раздел грамматики. Основные единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Предложение как минимальное речевое высказывание. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Интонация, её функции, основные элементы. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные, их смысловые и структурные различия.

Простое двусоставное предложение (15 ч)

Простое двусоставное предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Синтаксическая структура простого двусоставного предложения. Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия). Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. Предложения распространённые и нераспространённые. Предложения полные и неполные. Особенности употребления неполных предложений в разговорной речи и в языке художественной литературы. Прямой и обратный порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

Письменные и устные функциональные разновидности книжной и устной речи. Публицистический стиль: язык газеты, журнальная публицистика. Публицистический стиль: устная публичная речь, язык радио и телевидения.

Односоставные предложения (13ч)

Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, обобщённо-личные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Простое осложнённое предложение (15 ч)

Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. Условия однородности членов предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Стилистические возможности предложений с однородными членами.

Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

Предложения с обособленными членами (20ч)

Сущность и условия обособления. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения. Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления. Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности.

Обращение, вводные конструкции (14 ч)

Обращение (однословное и неоднословное), его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста.

Научный стиль. Основные жанры научного стиля.

Способы передачи чужой речи (7 ч)

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Оформление диалога на письме. Цитирование.


9 класс (105ч)



Введение (28 ч)

Язык и культура. Русский язык как развивающееся явление. Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Официально-деловой стиль. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: расписка, доверенность, заявление. Русский язык — язык русской художественной литературы. Особенности языка художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.

Сложное предложение (8 ч)

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения.

Сложносочинённое предложение (7ч)

Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённых предложений. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

Сложноподчинённое предложение (33 ч)

Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части сложноподчинённого предложения. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Отличия подчини- тельных союзов и союзных слов. Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

Бессоюзное сложное предложение (9 ч)

Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.

Сложное предложение с разными видами связи (10 ч)

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием. Знаки препинания в сложном предложении.

Повторение (10 ч)





Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся для каждого из 5-9 классов содержится в пособии (прилагается к данной РП):

Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова. – М.: Просвещение, 2012

Поурочное календарно-тематическое планирование для каждого из 5-9 классов помещается в приложении к данной РП (по мере разработки на учебный год).

Планируемые результаты изучения учебного предмета


В процессе изучения курса учащиеся должны освоить перечисленные ниже виды деятельности.


РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Речеведение

Выпускник научится:

проводить анализ текстов с указанием темы, основной мысли, принадлежности к стилю, функционально-смысловому типу речи, средств выразительности и др.;

применять коммуникативные навыки в речевой деятель­ности с учётом ситуации и сферы общения.

Выпускник получит возможность научиться:

-анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в дости­жении прогнозируемого результата.

Виды речевой деятельности

Чтение

Выпускник научится:

-адекватно понимать и интерпретировать прочитанные тексты различных функционально-смысловых типов речи (по­вествование, описание, рассуждение) и определённой функци­ональной разновидности языка;

-владеть навыками различных видов чтения;

-владеть навыками информационной переработки прочи­ми ного текста;

-владеть навыками работы с книгой и периодическими изданиями.

Выпускник получит возможность научиться:

-извлекать информацию по заданной проблеме (вклю­чая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на ре­шение проблемы.

Письмо

Выпускник научится:

-создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определённой стилевой разновидности языка;

-совершенствовать и редактировать тексты;

-соблюдать на письме нормы современного русского лите­ратурного языка, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

-аргументировать собственную позицию, доказывать её, приводя аргументы из различных областей знания, жиз­ненного и читательского опыта;

-понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять;

-писать аннотации, тезисы выступления, конспекты, рефераты;

-понимать основные причины коммуникативных неудач в письменном общении и уметь их объяснять.

Слушание

Выпускник научится:

-адекватно понимать и интерпретировать текст различ­ных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

-владеть различными видами аудирования (с полным по­ниманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) текстов различных функциональных разновидностей языка;

-владеть навыками информационной переработки прослу­шанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

-понимать скрытую информацию публицистического характера (в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Говорение

Выпускник научится:

-создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи и определённой функциональной разновидности языка;

-создавать устные монологические и диалогические выска­зывания на темы из жизненного опыта;

-соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

- участвовать в коллективном обсуждении морально-этических проблем, в дискуссиях на учебно-научные темы, ар­гументировать собственную позицию, доказывать её, убеж­дать, соблюдая нормы учебно-научного общения;

-понимать основные причины коммуникативных неудач в устном общении и уметь их объяснять.

Фонетика, орфоэпия, графика

Выпускник научится:

-проводить фонетический, орфоэпический, звуко-буквенный анализ слова;

-применять знания по фонетике и орфоэпии при выполнении различных видов языкового анализа, соблюдать основные орфо­эпические нормы современного русского литературного языка.

Выпускник получит возможность научиться:

-опознавать основные выразительные средства фонети­ки (звукопись);

-извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

-ис­пользовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

-выделять в словах морфемы на основе смыслового, грам­матического и словообразовательного анализа слов;

-проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

-применять знания и умения по морфемике и словообра­зованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

-характеризовать словообразовательные цепочки и слово­образовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структур­ную связь однокоренных слов;

-опознавать основные выразительные средства слово­образования в художественной и публицистической речи;

-извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и спра­вочников, в том числе и мультимедийных;

-использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

-проводить лексический анализ слов;

-соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

-применять знания по лексике и фразеологии в практике правописания, в различных видах анализа, в том числе опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (мета­фора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение).

Выпускник получит возможность научиться:

-объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

-извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

-опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи;

-анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

-применять морфологические знания и умения в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

-анализировать синонимические средства и средства морфологии;

-различать грамматические омонимы;

-опознавать основные выразительные средства морфо­логии в публицистической, художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи;

-извлекать необходимую информацию из словарей грам­матических трудностей, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятель­ности.

Синтаксис

Выпускник научится:

-опознавать основные единицы синтаксиса (словосочета­ние, предложение);

-анализировать различные виды словосочетаний и предло­жений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

-применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

-опознавать основные выразительные средства синтак­сиса в публицистической, художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи;

-использовать в речи грамматическую синонимию;

-анализировать особенности употребления синтаксиче­ских конструкций в публицистической, художественной ре­чи, в текстах научного и официально-делового стилей речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

-опознавать орфограммы и пунктограммы;

-проводить орфографический и пунктуационный анализ в устной и письменной форме;

-соблюдать нормы правописания в письменной речи (в объёме содержания курса).

Выпускник получит возможность научиться:

-иллюстрировать роль орфографии и пунктуации в пере­даче смысловой стороны речи; -извлекать необходимую информацию из мультимедий­ных орфографических словарей и справочников по правописа­нию; использовать эту информацию в процессе письма.










































  1. Учебно-методическое обеспечение программы


  1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. [Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.]; Рос. акад.наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2015.

2. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. [Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.]; Рос. акад.наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 201_

3. Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. [Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.]; Рос. акад.наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 201_.

4. Русский язык. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. [Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.]; Рос. акад.наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 201_.

5. Русский язык. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. [Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.]; Рос. акад.наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 201_.

Методическая литература

  1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык. / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.

  2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. – М.: Просвещение,2014.

  3. Богданова Г.А.Тестовые задания по русскому языку.9 класс. - М.: Просвещение

  4. Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.

  5. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 9 класс – М.: Творческий центр «Сфера», 2011.

  6. Капинос В.И., Костяевой Т.А. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М.: «Просвещение», 1986.

  7. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003г.

  8. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 9 класс – М.:ВАКО, 2009 г.

  9. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.

  10. http://catalog.prosv.ru/item/3715 - поурочные разработки 5 класс

  11. http://catalog.prosv.ru/item/21701 - рабочая тетрадь 5 класс часть 1

  12. http://catalog.prosv.ru/item/3871 - рабочая тетрадь 5 класс часть 2

  13. http://catalog.prosv.ru/item/3659 - поурочные разработки 6 класс

  14. http://catalog.prosv.ru/item/3659 - рабочая тетрадь 6 класс

  15. http://catalog.prosv.ru/item/3684 - поурочные разработки 7 класс

  16. http://catalog.prosv.ru/item/3875 - рабочая тетрадь 7 класс

  17. http://catalog.prosv.ru/item/3699 - поурочные разработки 8 класс

  18. http://catalog.prosv.ru/item/3876 - рабочая тетрадь 8 класс

  19. http://catalog.prosv.ru/item/3719 - поурочные разработки 9 класс

  20. http://catalog.prosv.ru/item/3878 - рабочая тетрадь 9 класс часть1

  21. http://catalog.prosv.ru/item/3879 - рабочая тетрадь 9 класс часть 2

  22. http://irgali.narod.ru/files/rus_lang/diktant_5b.htm - диктант

  23. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/08/14/5-klass-kontrolnye-diktanty-po-teme-fonetika - диктант

  24. http://refdb.ru/look/2090363-pall.html - диктант

  25. http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115---5-/1058--5-qq-.html - диктант

  26. http://www.rm.kirov.ru/ «Русский медвежонок – языкознание для всех»

  27. http://www.gramota.ru/- Справочно-информационный портал «Грамота. ру»

  28. http://rus.1september.ru/- Еженедельная газета "Русский язык" Издательского дома "Первое сентября"

Словари:

  1. Александрова З.А. Словарь синонимов русского языка.- М ,1998.

  2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения.- М.:Просвещение.1998.

  3. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка.- М., 1998.

  4. Таблицы по грамматике и орфографии (методическая копилка школы, изготовлены учителями русского языка).

  5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. – М.,1998.

  6. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.- М.,1998.

  7. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.,1994.

  8. Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка.- М.,1998.

  9. Тихонов А.Н. ,Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку. – М.,1998.

  10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.,1998.

  11. http://www.gramota.ru/slovari/ - собрание словарей портала «Грамота. ру»

  12. http://vasmer.narod.ru/- Этимологический словарь Фасмера

  13. http://www.slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050- Собрание словарей на сайте Института русского языка им. В.В. Виноградова


  1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 112с. – (Стандарты второго поколения).

2. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова. – М.: Просвещение, 2012

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования