СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно нравственное направление" Уроки нравственности" 1-4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобретение обучающимися опыта социальных знаний ,первияного понимания социальной реальностив повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно нравственное направление" Уроки нравственности" 1-4 класс.»

















Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению


Уроки нравственности













составитель учитель технологии Муранова Н.И.


Программа «Уроки нравственности» составлена на основе про­граммы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных уча­щихся и педагогов дополнительного образования. Учитель про­водит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На заня­тиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 – 10 чело­век.

Планируемые результаты

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».




Содержание программы

1 класс (33 часа)

Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)

«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (3ч)

2 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)

Заповеди. Дал слово держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого (10ч)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

3 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

4 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.


тематический план

1 класс


п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических


Раздел № 1

Правила поведения в школе

6



1.

Правила поведения на уроке и на перемене.

1

+


2.

Правила поведения в общественных местах.

1

+


3.

Правила поведения в гардеро­бе.

1

+


4.

Правила поведения в столо­вой.

1


+

5.

Правила поведения в библио­теке.

1


+

6.

Правила поведения в школь­ном дворе.

1

+



Раздел № 2

О добром отношении к лю­дям

10



7.

Что такое «добро и зло».

1


+

8.

Что такое «добро и зло».

1


+

9.

«Ежели вы вежливы».

1


+

10.

«Ежели вы вежливы».

1


+

11.

Добрые и не добрые дела.

1

+


12.

Добрые и не добрые дела.

1

+


13.

Ты и твои друзья.

1

+


14.

Ты и твои друзья.

1

+


15.

Помни о других – ты не один на свете.

1


+

16.

Помни о других – ты не один на свете.

1


+


Раздел № 3

Как стать трудолюбивым

7



17.

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

1


+

18.

«Как быть прилежным и ста­рательным».

1


+

19.

«Как быть прилежным и ста­рательным».

1


+

20.

Наш труд в классе.

1

+


21.

Наш труд в классе.

1

+


22.

Мой труд каждый день дома.

1

+


23.

Мой труд каждый день дома.

1

+



Раздел №4

Правила опрятности и ак­куратности.

5



24.

Культура внешнего вида.

1

+


25.

Культура внешнего вида.

1

+


26.

Каждой вещи своё место.

1

+


27.

Каждой вещи своё место.

1

+


28.

Умейте ценить своё и чужое время.

1


+


Раздел №5

Правила поведения на ули­це и дома.

2



29.

Как вести себя на улице и до­ма.

1

+


30.

Как вести себя на улице и до­ма.

1

+



Раздел №6

Школьный этикет.

3



31.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1


+

32.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1


+

33.

Чему нас научили уроки нравственности?

1


+


2 класс


п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических


Раздел № 1

Культура общения

9



1.

Этикет (повторение).

1


+

2.

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

1


+

3.

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

1


+

4.

Встреча и развлечение гостей.

1


+

5.

Встреча и развлечение гостей.

1


+

6.

Поведение в гостях.

1

+


7.

Поведение в гостях.

1

+


8.

Как дарить подарки.

1


+

9.

Как дарить подарки.

1


+


Раздел № 2

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

4



10.

Заповеди.

1

+


11.

Заповеди.

1

+


12.

Дал слово держи.

1

+


13.

Дал слово держи.

1

+



Раздел № 3

Дружеские отношения

11



14.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1


+

15.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1


+

16.

Преданный друг.

1

+


17.

О доброте и бессердечие.

1

+


18.

О доброте и бессердечие.

1

+


19.

Об уважительном отношении к старшим.

1


+

20.

О зависти и скромности.

1

+


21.

О зависти и скромности.

1

+


22.

О доброте и жестокосердии.

1

+


23.

В мире мудрых мыслей.

1


+

24.

В мире мудрых мыслей.

1


+


Раздел №4

Понять другого

10



25.

Золотые правила.

1

+


26.

Золотые правила.

1

+


27.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1


+

28.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1


+

29.

О тактичном и бестактном по­ведении.

1


+

30.

О тактичном и бестактном по­ведении.

1


+

31.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

+


32.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

+


33.

В мире мудрых мыслей.

1


+

34

Обзор курса этики за год.

1


+




3 класс


п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических


Раздел №1

Культура общения

9



1.

Этикет разговора.

1

+


2.

Обращение к разным лю­дям.

1

+


3.

Обращение к разным лю­дям.

1

+


4.

Вежливый отказ, несогла­сие.

1

+


5.

Этикетные ситуации.

1


+

6.

Этикетные ситуации.

1


+

7.

Афоризмы.

1


+

8.

Разговор по телефону.

1


+

9.

Играем роль воспитанного человека.

1


+


Раздел № 2

Самовоспитание

7



10.

Что значит быть вежли­вым?

1


+

11.

Мои достоинства и недос­татки.

1


+

12.

Мои достоинства и недос­татки.

1


+

13.

Большое значение малень­ких радостей.

1

+


14.

О хороших и дурных при­вычках.

1


+

15.

О хороших и дурных при­вычках.

1


+

16.

Афоризмы о самовоспита­нии.

1


+


Раздел № 3

Общечеловеческие нор­мы нравственности

10



17.

Заповеди: как мы их ис­полняем.

1

+


18.

О сострадании и жестоко­сердии.

1

+


19.

О сострадании и жестоко­сердии.

1

+


20.

Лгать нельзя, но если...?

1

+


21.

Лгать нельзя, но если...?

1

+


22.

Всегда ли богатство сча­стье?

1


+

23.

Всегда ли богатство сча­стье?

1


+

24.

Спешите делать добро.

1


+

25.

Спешите делать добро.

1


+

26.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1


+


Раздел № 4

Как сердцу высказать себя.

Другому как по­нять тебя?

8



27.

«Как сердцу высказать себя?»

1


+

28.

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1


+

29.

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1


+

30.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1

+


31.

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1


+

32.

Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.

1


+

33.

Афоризмы.

1

+


34.

Чему мы научились на уроках этики.

1


+





4 класс


п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических


Раздел №1

Культура общения

9



1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1


+

2.

Культура общения в современной семье.

1


+

3.

Культура общения в современной семье.

1


+

4.

О терпимости к ближним.

1


+

5.

О терпимости к ближним.

1


+

6.

Культура спора.

1


+

7.

Этикетные ситуации.

1

+


8.

В мире мудрых мыслей.

1

+


9.

В мире мудрых мыслей.

1

+



Раздел №2

Самовоспитание

7



10.

«Познай самого себя».

1

+


11.

Самовоспитание.

1

+


12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1

+


13.

Как я работаю над собой.

1


+

14.

О терпении.

1

+


15.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1


+

16.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

1


+


Раздел №3

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

10



17.

Об источниках наших нравственных знаний.

1

+


18.

Совесть - основа нравственности.

1

+


19.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1


+

20.

«Досадно мне, что слово честь забы­то».

1

+


21.

Заветы предков.

1

+


22.

Россияне о любви к Родине.

1


+

23.

Твоя малая родина.

1


+

24.

«Мой первый друг, мой друг бес­ценный».

1


+

25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

+


26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1


+


Раздел №4.

Искусство и нравственность

8



27.

Нравственное содержание древних мифов.

1

+


28.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1

+


29.

Положительные герои в былинах и сказках.

1


+

30.

Отрицательные герои в литератур­ных произведениях.

1


+

31.

«Зло, как и добро, имеет своих геро­ев».

1


+

32.

Искусство и нравственность.

1

+


33.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1


+

34.

Обзор курса этикета.

1


+


0