СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика".»



Управление образования администрации Шатурского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА КРИВАНДИНО»

ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ






«УТВЕРЖДАЮ»


Директор _______________Каримуллина О.В.


«___» ___________ 2016 г.




Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»

для 3 б класса












Программу составил:

учитель начальных классов

Уласевич Ирина Юрьевна







2016 год



Пояснительнаязаписка

Рабочая программапо внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

составлена на основе требований Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования и авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю. Романова (сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы, под ред.

Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011г.)

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеклассное занятие “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения, формировать общеинтеллектуальные умения, обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор, развивать познавательные способности.

Задачи:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие: 
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие
развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.



 

Содержание курса


Курс рассчитан на 68 часов в год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.

Из истории языка (4 ч)

Устаревшие слова. Почему слова устаревают.

Значения устаревших слов.


Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения.

Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре.

Как появляются новые слова.



Загадки простого предложения (19 ч)

Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов.

Интонация предложения. Логическое ударение. Зачем нужны второстепенные члены предложения.

Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов.

Описание предметов в художественных текстах. Внешность и характер в портретах мастеров слова.

Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства.

Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах. Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).

Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными?

Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения.

Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов? Знаки препинания при однородных членах.




Лабиринты грамматики (3ч)

Слово в грамматике.

Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика.



О существительных по существу (24 ч)

Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имени существительного.

Употребление в речи существительных общего рода.


Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе.

Как определить число несклоняемых существительных. Всегда ли существительные имели только два числа? Для чего существительные изменяются по падежам?

История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамма-тической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»). Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий.

Значение имён.




Такие разные признаки предметов (18 ч)


Значение имён прилагательных.

Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных. Как в старину использовали прилагательные в обращениях. Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения.


Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных.

Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения.

Значение относительных прилагательных.


Что называют притяжательные прилагательные.


Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбу-зов, Борисов, Кольцов, Правдин…).

Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.


Основные требования к знаниям и умениям  учащихся к концу  3-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного).

Относительные прилагательные.

Притяжательные прилагательные.
Главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Однородные члены предложения.

Обучающиеся должны уметь:

Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число, падеж имен существительных и имен прилагательных.

Работать с толковым словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Работать со словарем эпитетов.


Формы проведения занятий

- лекции;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

- групповая

- коллективная

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов

Виды деятельности:

- игровая;

- теоретическая;

- практическая.

Планируемые результаты

Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). 

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; 

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; 

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; 

интерес к изучению языка; 

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. 


Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; 

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; 

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 


Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 

пользоваться словарями, справочниками; 
осуществлять анализ и синтез; 

устанавливать причинно-следственные связи; 

строить рассуждения; 


Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть монологической и диалогической формами речи. 

высказывать и обосновывать свою точку зрения; 

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 

задавать вопросы


Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата по факту

Дата по плану

Из истории языка (4ч)





1

Устаревшие слова. Почему слова устаревают.

1



2

Значения устаревших слов.


1



3

Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения.


1



4

Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. Как появляются новые слова.





Загадки простого предложения (19 ч)





5

Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов.

1



6

Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возни-кают из-за нарушения порядка слов.


1



7

Интонация предложения. Логическое ударение.

1



8

Зачем нужны второстепенные члены предложения.


1



9

Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов.


1



10

Описание предметов в художественных текстах.

1



11

Распространение простого предложения с помощью обстоятельств.

2



12

Когда необходимы обстоятельства.


1



13

Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах.

1



14

Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).


2



15

Однородные члены предложения.

2



16

Распространение предложения с помощью однородных членов.

2



17

Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения.


1



18

Знаки препинания при однородных членах.


2



Лабиринты грамматики (3ч)





19

Слово в грамматике.


1



20

Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика.


2



О существительных по существу (24 ч)





21

Почему изучение грамматики начинается с имени существительного

2



22

От чего зависит род имени существительного.


2



23

Употребление в речи существительных общего рода.


2



24

Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке.

2



25

Нормы употребления существительных во множественном числе.

2



26

Как определить число несклоняемых существительных.

2



27

Всегда ли существительные имели только два числа?

2



28

Для чего существительные изменяются по падежам?

2



29

История названий падежей.

2



30

Падежные значения, знакомство с грамматической нормой

2



31

Имена собственные.

2



32

История возникновения некоторых фамилий.

1



33

Значение имён.


1



Такие разные признаки предметов (18 ч)





34

Значение имён прилагательных.

2



35

Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных

2



36

Использование прилагательных в старину.

2



37

Степени сравнения имен прилагательных

2



38

Значение относительных прилагательных

3



39

Притяжательные прилагательные

3



40

Способы образования некоторых русских фамилий

2



41

Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.

2



Итого

68























































Перечень учебно-методического обеспечения

1. Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы, под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011г.

2. 1/ 4..Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

3.Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

4..Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

5.Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

6.Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

7.Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru