СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ» 2-4 классы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ» 2-4  классы, составлена на основе

федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ» 2-4 классы»

Муниципальное образование Курьинский район Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Казанцевская средняя общеобразовательная школа»

Курьинского района Алтайского края


РАССМОТРЕНО

Школьным МО учителей

Гуманитарного цикла протокол № ___

от «____» _____ 2015г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УР

Олеск Л.С.

«____» ____2015г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______Морозова Т.А.

Приказ № ____

от «___»____2015г

.








Рабочая программа по внеурочной

деятельности «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ»


2-4 классы


2015 — 2016 учебный год




Составитель: учитель истории Егиоя С.Н.

высшая квалификационная категория





Казанцево

2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ» 2-4 классы, составлена на основе

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год, приказ № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.14 г.;

  • базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (2004);

  • учебного плана МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа», приказ № 26а от 03.04. 2015 г.;

  • положения о Рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 39 от 18.04.2014 .;

  • основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 21а от 09.04.2015г.;

  • календарного годового графика, приказ № 69 от 13.08.2015 г.



По календарному годовому графику:

Начало учебного года: 1 сентября 2015 года

Окончание для 2 - 4 класса: 31 мая 2016 г.

Количество учебных недель: 35 ч Каникулы: осенние: с 31 октября по 08 ноября 2015 г.

Каникулы зимние: с 29 декабря по 10 января 2016 г.

Каникулы весенние: с 26 марта по 02 апреля2016 г.





Обоснование программы



Данная программа разработана на основе проведения внеклассных занятий с учащимися 2-4 классов с целью формирования эмоциональной культуры и образного мышления средствами внеклассной познавательной деятельности. Занятия строятся на знакомстве с памятниками художественной культуры Алтайского края, то есть они проходить будут в русле краеведения.Российское краеведение имеет глубокие традиции. Их зарождение связано с основанием в 1845 году Русского Географического общества, в школах были введены курсы отечествоведения, организованы издания краеведческого направления «Русский экскурсант», «Экскурсионный вестник», «Учитель». В 1908 году было создано «Общество изучения Сибири и улучшения ее быта», членами его были учителя, художники, гимназисты, студенты, врачи, писатели и ученые.

В настоящее время краеведению вновь придается большое значение в формировании личности. Преобладает историческое краеведение. Особенностью программы является ее построение в русле художественного краеведения, хотя в ней содержатся и исторические аспекты.

Алтай край, Курьинский район богаты разнообразными памятниками художественной культуры, что и явилось одним из оснований для разработки программы.

Другим важным условием ее создания стало появление широкого круга литературы по истории искусства и культуры Алтая в последние два десятилетия. Ее подготовили к изданию ученые вузов, историки, искусствоведы, музейные научные сотрудники, краеведы, писатели. Многие издания хорошо иллюстрированы. Среди них «Изобразительное искусство Алтая»(1979), «История культуры Алтая» (материалы к факультативному курсу,вып.1,.0;1995-96гг.) и другие книги и публикации.



Структура программы



Программа предлагает два раздела:

  1. «Дом, в котором я живу».

  2. «Заветные уголки наших сел».



Эти разделы объединены одной педагогической целью: «Формирование эмоциональной культуры и образного мышления младших школьников средствами внеклассной познавательной деятельности».

В первом разделе акцент сделан на развитие представления о добре и зле, на привитие основ нравственного поведения в кругу сверстников, семьи. В связи с этим, с детьми проводятся такие занятия: «Наш семейный альбом», «Моя родословная», «Семейные реликвии»,«Какие книги есть в нашем доме», « Старинные книги», «Как смотреть картину о живописи», «Народные художественные промыслы», «Конкурс рисунков народной игрушки». Дети знакомятся с некоторыми православными праздниками (Рождество Христово, Крещение), с библейской легендой о святом семействе, узнают, что такое икона. Были проведены классные выставки «Семейные реликвии» и «Народная игрушка».

Во втором разделе все занятия объединены одной темой: «Заветные уголки наших сел».

Задача этого раздела - формирование представления о преемственности культуры и ее общечеловеческих ценностях.



Все разделы программы ставят следующие задачи:

  1. Развитие познавательного интереса в области культуры и искусства.

  2. Формирование начальных навыков художественного восприятия.

  3. Развитие способности выразить свое суждение о произведении и навыков взаимного общения по поводу искусства и культуры, истории своего села и края.

  4. Формирование любви и уважения к истории своего края.



Основные методы работы:

Особенности младшего школьника - преобладание деятельного начала в познании действительности над аналитическим, повышенная эмоциональная реактивность, неустойчивость произвольного внимания - диктуют методические приемы, предполагающие сочетание вербальных методов (беседа, рассказ, совместное обсуждение и т.п.), направленных на формирование способности к самостоятельному развернутому рассказу о произведении и на обучение коммуникативным навыкам, и невербальных методов (дидактические игры, развивающие упражнения, рисунки по памяти и т.п.), способствующих развитию интуиции, творческих способностей, наблюдательности, ассоциативного мышления.



Курс рассчитан на 35 ч.

Учебно-тематический план


№п\п

Раздел, тема занятия

Количество часов на разделы и темы


Введение

1

I.


  1. Дом, в котором я живу

24


1

  1. Наш семейный альбом.

2

2

Моя родословная.

4

3

Семейные реликвии.

3

4

Какие книги есть в нашем доме.

2

5

Старинные книги.

3

6

Как смотреть картину (в живописи).

3

7

Народные художественные промыслы.

3

8

Конкурс рисунков народной игрушки.

4

II.

Заветные уголки наших сел

10

1

У каждого села - своя история.

1

2

Рудовозово- горный поселок (Основание Рудовозово, Казанцево и Ручьево).

3

3

Старинные места Казанцево, Ручьево и Рудовозово.

2

4

Домовая резьба на улицах наших сел.

2

5

Памятники наших сел.

2

Календарно – тематическое планирование

№п\п

Раздел, тема урока

Количество часов

ИКТ

Дата по плану

Дата фактически


Введение

1




I.


  1. Дом, в котором я живу

24





1

  1. Наш семейный альбом.

2




2

Моя родословная.

4




3

Семейные реликвии.

3

+



4

Какие книги есть в нашем доме.

2




5

Старинные книги.

3

+



6

Как смотреть картину (в живописи).

3

+



7

Народные художественные промыслы.

3

+



8

Конкурс рисунков народной игрушки.

4




II.

Заветные уголки наших сел

10




1

У каждого села - своя история.Понятие "село", "сельчане" (казанцевцы, ручьевцы, рудовозовцы). Индивидуальность каждого села.

1




2

Рудовозово- горный поселок (Основание Рудовозово, Казанцево и Ручьево).Россия - великая индустриальная страна. Русские заводчики Демидовы. Открытие рудознатца Акинфия Никитовича Демидова серебряных и медных руд на Алтае в начале ХVШ в. Змеиногорский тракт.

3




3

Старинные места Казанцево, Ручьево и Рудовозово.Место православного храма. Торговая лавка купцов Казанцевых. Мельница на реке Локтевка. Место бывшего конного завода. Демидовские рудники и шахты.

2




4

Домовая резьба на улицах наших сел.В ХVШ-Х1Х веках дерево - основной строительный материал в городах Сибири и Алтая (сосна, пихта, лиственница). Домовая резьба и ее размещение: карниз, крыльцо, наличники, фронтон. Распространение пропильной резьбы. Мотивы и орнаменты резьбы. Окно и его элементы, символика украшений наличника. Сходство мотивов и узоров резьбы с народными вышивками, плетением кружев, ткачеством. Понятие народного искусства.

2

+



5

Памятники наших сел.Памятники воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (Казанцево, Ручьево, Рудовозово, Каменка).

2






Итого 35 час.



Планируемые образовательные результаты обучающихся

В процессе освоения курса учащиеся должны:

- уметь оперировать (применять) основным понятийным аппаратом;

- анализировать содержание картин, сопоставлять его с соответствующими текстами;

- делать выводы; в логической последовательности событий составлять план, на основе которого готовить устные и письменные образно-эмоциональные исторические рассказы.





Перечень литературы:

Для учителя

  1. Изобразительное искусство Алтая. Составитель Л.П.Снитко. Барнаул,1977.

  2. Искусство Алтая в краевом музее изобразительных и прикладных

искусств, Составитель Галкина И.К.,Барнаул,1989.

  1. Снитко Л.И. Первые художники Алтая ,Л.,1983г.

  2. Снитко Л.И. ,А.О.Никулин,Барнаул,1969.



Для учащихся:

  1. Савельев II. Я. ,11. К.Фролов . В кн. "Сыны Алтая и Отечества" , Барнаул , 1985.

  2. Роптннберг.О. Неужели кто-то вспомнил что мы были? - Творчество, 1991,6.