Муниципальное образование Курьинский район Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Казанцевская средняя общеобразовательная школа»
Курьинского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО Школьным МО учителей Гуманитарного цикла протокол № ___ от «____» _____ 2015г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР Олеск Л.С. «____» ____2015г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______Морозова Т.А. Приказ № ____ от «___»____2015г . |
Рабочая программа по внеурочной
деятельности «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ»
2-4 классы
2015 — 2016 учебный год
Составитель: учитель истории Егиоя С.Н.
высшая квалификационная категория
Казанцево
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ» 2-4 классы, составлена на основе
федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год, приказ № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.14 г.;
базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (2004);
учебного плана МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа», приказ № 26а от 03.04. 2015 г.;
положения о Рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 39 от 18.04.2014 .;
основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 21а от 09.04.2015г.;
календарного годового графика, приказ № 69 от 13.08.2015 г.
По календарному годовому графику:
Начало учебного года: 1 сентября 2015 года
Окончание для 2 - 4 класса: 31 мая 2016 г.
Количество учебных недель: 35 ч Каникулы: осенние: с 31 октября по 08 ноября 2015 г.
Каникулы зимние: с 29 декабря по 10 января 2016 г.
Каникулы весенние: с 26 марта по 02 апреля2016 г.
Обоснование программы
Данная программа разработана на основе проведения внеклассных занятий с учащимися 2-4 классов с целью формирования эмоциональной культуры и образного мышления средствами внеклассной познавательной деятельности. Занятия строятся на знакомстве с памятниками художественной культуры Алтайского края, то есть они проходить будут в русле краеведения.Российское краеведение имеет глубокие традиции. Их зарождение связано с основанием в 1845 году Русского Географического общества, в школах были введены курсы отечествоведения, организованы издания краеведческого направления «Русский экскурсант», «Экскурсионный вестник», «Учитель». В 1908 году было создано «Общество изучения Сибири и улучшения ее быта», членами его были учителя, художники, гимназисты, студенты, врачи, писатели и ученые.
В настоящее время краеведению вновь придается большое значение в формировании личности. Преобладает историческое краеведение. Особенностью программы является ее построение в русле художественного краеведения, хотя в ней содержатся и исторические аспекты.
Алтай край, Курьинский район богаты разнообразными памятниками художественной культуры, что и явилось одним из оснований для разработки программы.
Другим важным условием ее создания стало появление широкого круга литературы по истории искусства и культуры Алтая в последние два десятилетия. Ее подготовили к изданию ученые вузов, историки, искусствоведы, музейные научные сотрудники, краеведы, писатели. Многие издания хорошо иллюстрированы. Среди них «Изобразительное искусство Алтая»(1979), «История культуры Алтая» (материалы к факультативному курсу,вып.1,.0;1995-96гг.) и другие книги и публикации.
Структура программы
Программа предлагает два раздела:
«Дом, в котором я живу».
«Заветные уголки наших сел».
Эти разделы объединены одной педагогической целью: «Формирование эмоциональной культуры и образного мышления младших школьников средствами внеклассной познавательной деятельности».
В первом разделе акцент сделан на развитие представления о добре и зле, на привитие основ нравственного поведения в кругу сверстников, семьи. В связи с этим, с детьми проводятся такие занятия: «Наш семейный альбом», «Моя родословная», «Семейные реликвии»,«Какие книги есть в нашем доме», « Старинные книги», «Как смотреть картину о живописи», «Народные художественные промыслы», «Конкурс рисунков народной игрушки». Дети знакомятся с некоторыми православными праздниками (Рождество Христово, Крещение), с библейской легендой о святом семействе, узнают, что такое икона. Были проведены классные выставки «Семейные реликвии» и «Народная игрушка».
Во втором разделе все занятия объединены одной темой: «Заветные уголки наших сел».
Задача этого раздела - формирование представления о преемственности культуры и ее общечеловеческих ценностях.
Все разделы программы ставят следующие задачи:
Развитие познавательного интереса в области культуры и искусства.
Формирование начальных навыков художественного восприятия.
Развитие способности выразить свое суждение о произведении и навыков взаимного общения по поводу искусства и культуры, истории своего села и края.
Формирование любви и уважения к истории своего края.
Основные методы работы:
Особенности младшего школьника - преобладание деятельного начала в познании действительности над аналитическим, повышенная эмоциональная реактивность, неустойчивость произвольного внимания - диктуют методические приемы, предполагающие сочетание вербальных методов (беседа, рассказ, совместное обсуждение и т.п.), направленных на формирование способности к самостоятельному развернутому рассказу о произведении и на обучение коммуникативным навыкам, и невербальных методов (дидактические игры, развивающие упражнения, рисунки по памяти и т.п.), способствующих развитию интуиции, творческих способностей, наблюдательности, ассоциативного мышления.
Курс рассчитан на 35 ч.
Учебно-тематический план
№п\п | Раздел, тема занятия | Количество часов на разделы и темы |
| Введение | 1 |
I. | Дом, в котором я живу | 24 |
1 | Наш семейный альбом. | 2 |
2 | Моя родословная. | 4 |
3 | Семейные реликвии. | 3 |
4 | Какие книги есть в нашем доме. | 2 |
5 | Старинные книги. | 3 |
6 | Как смотреть картину (в живописи). | 3 |
7 | Народные художественные промыслы. | 3 |
8 | Конкурс рисунков народной игрушки. | 4 |
II. | Заветные уголки наших сел | 10 |
1 | У каждого села - своя история. | 1 |
2 | Рудовозово- горный поселок (Основание Рудовозово, Казанцево и Ручьево). | 3 |
3 | Старинные места Казанцево, Ручьево и Рудовозово. | 2 |
4 | Домовая резьба на улицах наших сел. | 2 |
5 | Памятники наших сел. | 2 |
Календарно – тематическое планирование
№п\п | Раздел, тема урока | Количество часов | ИКТ | Дата по плану | Дата фактически |
| Введение | 1 | | | |
I. | Дом, в котором я живу | 24 | | | |
1 | Наш семейный альбом. | 2 | | | |
2 | Моя родословная. | 4 | | | |
3 | Семейные реликвии. | 3 | + | | |
4 | Какие книги есть в нашем доме. | 2 | | | |
5 | Старинные книги. | 3 | + | | |
6 | Как смотреть картину (в живописи). | 3 | + | | |
7 | Народные художественные промыслы. | 3 | + | | |
8 | Конкурс рисунков народной игрушки. | 4 | | | |
II. | Заветные уголки наших сел | 10 | | | |
1 | У каждого села - своя история.Понятие "село", "сельчане" (казанцевцы, ручьевцы, рудовозовцы). Индивидуальность каждого села. | 1 | | | |
2 | Рудовозово- горный поселок (Основание Рудовозово, Казанцево и Ручьево).Россия - великая индустриальная страна. Русские заводчики Демидовы. Открытие рудознатца Акинфия Никитовича Демидова серебряных и медных руд на Алтае в начале ХVШ в. Змеиногорский тракт. | 3 | | | |
3 | Старинные места Казанцево, Ручьево и Рудовозово.Место православного храма. Торговая лавка купцов Казанцевых. Мельница на реке Локтевка. Место бывшего конного завода. Демидовские рудники и шахты. | 2 | | | |
4 | Домовая резьба на улицах наших сел.В ХVШ-Х1Х веках дерево - основной строительный материал в городах Сибири и Алтая (сосна, пихта, лиственница). Домовая резьба и ее размещение: карниз, крыльцо, наличники, фронтон. Распространение пропильной резьбы. Мотивы и орнаменты резьбы. Окно и его элементы, символика украшений наличника. Сходство мотивов и узоров резьбы с народными вышивками, плетением кружев, ткачеством. Понятие народного искусства. | 2 | + | | |
5 | Памятники наших сел.Памятники воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (Казанцево, Ручьево, Рудовозово, Каменка). | 2 | | | |
Итого 35 час.
Планируемые образовательные результаты обучающихся
В процессе освоения курса учащиеся должны:
- уметь оперировать (применять) основным понятийным аппаратом;
- анализировать содержание картин, сопоставлять его с соответствующими текстами;
- делать выводы; в логической последовательности событий составлять план, на основе которого готовить устные и письменные образно-эмоциональные исторические рассказы.
Перечень литературы:
Для учителя
Изобразительное искусство Алтая. Составитель Л.П.Снитко. Барнаул,1977.
Искусство Алтая в краевом музее изобразительных и прикладных
искусств, Составитель Галкина И.К.,Барнаул,1989.
Снитко Л.И. Первые художники Алтая ,Л.,1983г.
Снитко Л.И. ,А.О.Никулин,Барнаул,1969.
Для учащихся:
Савельев II. Я. ,11. К.Фролов . В кн. "Сыны Алтая и Отечества" , Барнаул , 1985.
Роптннберг.О. Неужели кто-то вспомнил что мы были? - Творчество, 1991,6.