«Читайка»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Читайка» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и с учётом «Концепции духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом возможностей УМК «Школа России».
Цели программы:
1) создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
2) расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
3)формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи:
а) расширять кругозор детей;
б) пробуждать творческую активность;
в) формировать уважительное отношение к книге;
г) формировать потребность в самообразовании;
д) прививать любовь к книге и чтению.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по внеурочной деятельности «Читайка» рассчитана на 34 часа при 1 часе в неделю (34 учебных недели).
Содержание программы
Вводное занятие- путешествие «По страницам прочитанных книг за лето».
2-3. Домашняя библиотека. Расстановка книг в библиотеке
Правила обращения с книгой. Дневник чтения.
4. Экскурсия в библиотеку. Книжная мастерская.
5-6. Притчевое слово.
7-8. Что такое басня? Басни И.А.Крылова.
9-10. Что такое басня? Басни Л.Н.Толстого.
11. Художники-иллюстраторы детской книги. Создание книжной иллюстрации.
12-15. «Сказка-ложь, да в ней намёк….» Чтение русских народных сказок. Создание выставки иллюстраций к любимой сказке.
16-17. Литературные сказки. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Об авторе, его творчестве.
18-20. Литературные сказки С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Каким я представляю аленький цветок?
21. Природа и мы. М.М. Пришвин «Выскочка»
22-23. Природа и мы. В.П.Астафьев «Стрижонок
Скрип».
24-26. Страна «Фантазия» Е.С. Велтистов «Миллион и один день каникул». А как умею фантазировать я?
27-28. Поэтические страницы. «Светлый край берёз, моя Россия» С.А. Есенин «Берёза», Ф.И. Тютчев «Весна».
29. Поэтические страницы В.А.Жуковский «Жаворонок», И.З. Суриков «Утро», А.А.Фет «Чудная картина».
30. Поэтические страницы. Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.
31-33. Зарубежные поэты - детям. В.Джайн «Обезьянка», А. Босев «Преграды», Д.Лукич «Дождь идёт», Калина Малина «Письмо дедушке».
34. Итоговое занятие «Книга – наш друг!»
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Вводное занятие. | 1 |
2. | Домашняя библиотека. | 2 |
3. | Экскурсия в библиотеку. Книжная мастерская. | 1 |
4. | Притчевое слово. | 2 |
5. | Что такое басня? | 4 |
6. | Художники-иллюстраторы детской книги. | 1 |
7. | Русские народные сказки. | 4 |
8. | Литературные сказки. | 5 |
9. | Природа и мы. Произведения о природе. Поэтические страницы. | 10 |
10. | Зарубежные поэты детям. | 3 |
11. | Итоговое занятие. | 1 |
Формы организации кружка.
-Литературные игры
-Конкурсы-кроссворды
-Библиотечные уроки
-Путешествия по страницам книг
-Проекты
-Встречи с библиотекарем
- Уроки-спектакли.
УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом
УРУиН – урок развития умений и навыков
КЗ – урок контроля знаний
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате реализации программы «Читайка» у обучающихся будут сформированы УУД:
ЛичностныеУУД:
1. Осознавать значимость чтения для личного развития;
2. Формировать потребность в систематическом чтении;
3. Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
4. Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
5. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
1. Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
2. Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
3.Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
4. Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
1. Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
2. Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
3. Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
4. Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
5. Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
1. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
2. Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
3. Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
4. Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
5. Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
К концу второго года учащиеся должны уметь:
Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
Пользоваться аппаратом книги;
Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.