Главное управление образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Рубцовская общеобразовательная школа-интернат № 2»
Согласованно на заседании
Методического совета
Протокол № ___от _____________2016 г УТВЕРЖДАЮ:
Директор КГБОУ «Рубцовская
общеобразовательная
школа-интернат № 2»
_______________О.А.Семион
«____»____________2016 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности
«Здоровый образ жизни»
1 класс
2016-2017 учебный год
Автор-составитель:
И.А. Сорокина
учитель физической культуры
г. Рубцовск, 2016
Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к учащимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый образ жизни» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый образ жизни» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе.
Цель: мотивация обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Задачи:
Формировать представление о факторах влияющих на здоровье; правильном питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
Обучать осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье; элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); упражнениям сохранения зрения.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся 1 класса являются:
-Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства науки России от 19.12.2014 №1399 «Об утверждении ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью»
-Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).
Программа рассчитана на 33 часа, по 1 часу в неделю.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый образ жизни» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый образ жизни» предназначена для обучающихся 1 класса. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно занятия по внеурочной деятельности проводятся 1 раз в неделю после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 30 минут. Количество внеурочных занятий за 1 учебный год 33 часа.
Занятия проводятся в учебном кабинете, спортивном зале и в специально оборудованном кабинете.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый образ жизни» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Методы обучения и виды деятельности обучающихся
Для освоения обучающимися курса по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Здоровый образ жизни» используются следующие методы обучения:
- словесные (рассказы, работа с книгой)
- наглядные (наблюдение, просмотр презентаций, видеоуроки)
- практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры)
К видам деятельности обучающихся относятся:
- выполнение игровых заданий
- обогащение и уточнения словаря
Содержание программы построено на основе психолого-педагогических принципах таких как:
- принцип «от простого к сложному»
- принцип доступности
- принцип наглядности
- принцип учета объема и степени разнообразия материала — вербального и картиночного
- принцип учета эмоциональной сложности материала
Ожидаемые результаты
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый образ жизни» обучающиеся должны
знать:
элементарные принципы здорового образа жизни;
нормы поведения, одобряемые в обществе (что такое «хорошо» и что такое «плохо»)
уметь:
выполнять элементарные навыки личной гигиены;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Формы подведения итогов
- участие в спортивных соревнованиях;
- участие в дне спорта в классе;
- участие в соревнованиях с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- участие в конкурсе рисунков «Здоровый образ жизни»;
- участие в викторинах;
- участие в ролевых играх;
- накопления материалов по типу «портфолио».
- предполагается выход за пределы школы для участия в мероприятиях через сеть Интернет;
Содержание изучаемого курса
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый образ жизни» состоит из 7 разделов:
№п\п | Наименование разделов | Темы | Всего часов | Ожидаемый результат |
1 | «Вот мы и в школе | Личная гигиена Значение утренней гимнастики для организма | 4 | Выполнять элементарные навыки личной гигиены |
2 | Питание и здоровье» | Основы правильного питания Гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи | 5 | Должны различать “полезные” и “вредные” продукты Выполнять элементарные навыки культуры поведения во время приема пищи |
3 | Моё здоровье в моих руках» | Влияние окружающей среды на здоровье человека Чередование труда и отдыха Профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата. | 7 | Познакомить детей с правильным отношением к своему здоровью |
4 | Я в школе и дома». | Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении Гигиена одежды Правила хорошего тона | 6 | Выполнять элементарные навыки личной гигиены, воспитывать стремление к здоровому образу жизни |
5 | Чтоб забыть про докторов» | Закаливание организма | 4 | Формировать у детей представления о прогулки, как об одном из элементов закаливания. |
6 | Я и моё ближайшее окружение» | Вредные привычки Настроение в школе и дома | 3 | Формировать у детей нормы поведения, одобряемые в обществе (что такое «хорошо» и что такое «плохо») |
7 | «Вот и стали мы на год взрослей» | Первая доврачебная помощь в летний период Опасности летнего периода. | 4 | Продолжать пополнять знания детей |
| Всего: | | 33 часа | |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу
№п\п | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения с указанием причины корректировки даты | Тема занятия | Кол-во часов | Тип занятия | Форма проведения занятия | Вид деятельности обучающихся | Средства наглядности | Примечание |
1 | Раздел №1 Введение «Вот мы и в школе» | | | | | | |
1.1 | 05.09 | | Дорога к доброму здоровью | 1 | Открытие нового | Лекция | Ответы на вопросы | Презентация | |
1.2 | 12.09 | | Здоровье в порядке- спасибо зарядке | 1 | Открытие нового | Спортивное занятие | Разучивание комплекса утренней зарядки | Музыкальное сопровождение | |
1.3 | 19.09 | | | 1 | Открытие нового | Работа с информацией | Просмотр видео | Видеопроектор |
|
1.4 | 29.09 |
| Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» | 1 | Закрепление нового знания | Развлечение | Участие в развлечении |
|
|
Итого: | 4 |
|
|
|
|
|
2 | Раздел №2 Питание и здоровье |
|
|
|
|
|
|
2.1 | 03.10 |
| Витаминная тарелка на каждый день. | 1 | Открытие нового | Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» | Рисование | Презентация |
|
2.2 | 10.10 |
| Культура питания | 1 | Открытие нового | Работа с информацией
| Беседа |
|
|
2.3 | 17.10 |
| Ю.Тувим «Овощи» (умеем ли мы правильно питаться) | 1 | Открытие нового | Чтение произведения | Беседа |
|
|
2.4 | 24.10 |
| Как и чем мы питаемся | 1 | Закрепление нового знания | викторина | Ответы детей | Презентация |
|
2.5 | 31.10 |
| Красный, жёлтый, зелёный | 1 | Закрепление нового знания | викторина | Ответы детей | Презентация |
|
Итого: | 5 |
|
|
|
|
|
3 | Раздел №3 Моё здоровье в моих руках |
|
|
|
|
|
|
3.1 | 07.11 |
| Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим
| 1 | Открытие нового | Викторина | Ответы детей | Презентация |
|
3.2 | 14.11 |
| «Сезонные изменения и как их принимает человек» | 1 | Комплексное применения знаний | Экскурсия | Беседа |
|
|
3.3 | 21.11 |
| Стихотворение «Ручеёк» | 1 | Открытие нового | Импровизация | Выполнение движений под текст | Книга |
|
3.4 | 28.11 |
| Полезные и вредные продукты. | 1 | Закрепление нового знания
| Викторина | Ответы детей | Презентация |
|
3.5 | 5.12 |
| Как обезопасить свою жизнь | 1 | Открытие нового | Работа с информацией | Ответы детей | Презентация |
|
3.6 | 12.12 |
| «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим» | 1 | Комплексное применения знаний | Спортивное развлечение | Игровые упражнения | Музыкальное сопровождение |
|
3.7 | 19.12 |
| В здоровом теле здоровый дух | 1 | Закрепление нового знания | Спортивное развлечение | Подвижные игры | Мячи, палки, скакалки |
|
Итого: | 7 |
|
|
|
|
|
4 | Раздел № 4 Я в школе и дома |
|
|
|
|
|
|
4.1 | 26.12 |
| Мой внешний вид –залог здоровья | 1 | Открытие нового | Ролевая игра | Действие по сценарию |
|
|
4.2 | 16.01 |
| Зрение – это сила
| 1 | Открытие нового | Упражнения для глаз | Выполнение | Презентация |
|
4.3 | 23.01 |
| Осанка – это красиво | 1 | Комплексное применения знаний | ОРУ с палками | Выполнение | Музыкальное сопровождение |
|
4.4 | 30.01 |
| Весёлые переменки | 1 | Комплексное применения знаний | «Веселая зарядка» под музыку | ОРУ с лентами | Музыкальное сопровождение |
|
4.5 | 06.02 |
| Здоровье и домашние задания | 1 | Обобщение, систематизация и оценка знаний
| Выставка рисунков «Полезные и вредные привычки» | Нарисовать рисунки | Рисунки |
|
4.6 | 13.02 |
| Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим
| 1 | Комплексное применения знаний | Спортивное развлечение | Подвижные игры | Спортивный инвентарь. |
|
Итого: | 6 |
|
|
|
|
|
5 | Раздел № 5 Чтоб забыть про докторов |
|
|
|
|
|
|
5.1 | 27.02 |
| “Хочу остаться здоровым”.
| 1 | Открытие нового |
|
|
|
|
5.2 | 06.03 |
| Вкусные и полезные вкусности | 1 | Обобщение, систематизация и оценка знаний | Викторина | Ответы детей | Презентация |
|
5.3 | 13.03 |
| «Как хорошо здоровым быть» | 1 |
| Спортивное развлечение |
| Спортивный инвентарь. |
|
5.4 | 20.03 |
| «Как сохранять и укреплять свое здоровье» | 1 | Комплексное применения знаний | Праздник | Подвижные игры-эстафеты | Спортивный инвентарь. |
|
Итого: | 4 |
|
|
|
|
|
6 | | Раздел № 6 Я и моё ближайшее окружение |
|
|
|
|
|
|
|
6.1 | 27.03 |
| Моё настроение Передай улыбку по кругу. | 1 | Комплексное применения знаний | Выставка рисунков «Моё настроение» | Рисунки | Выставка |
|
6.2 | 03.04 |
| Вредные и полезные привычки | 1 | Закрепление нового знания | Викторина | Ответы детей |
|
|
6.3 | 10.04 |
| “Я б в спасатели пошел” | 1 | Комплексное применения знаний | Круглый стол | Беседа | Картинки с профессиями |
|
Итого: | 3 |
|
|
|
|
|
7 | Раздел № 7 «Вот и стали мы на год взрослей» |
|
|
|
|
|
|
7.1 | 17.04 |
| Опасности летом | 1 | Открытие нового | Просмотр видео фильма | Беседа | видео фильм |
|
7.2 | 24.04 |
| Первая доврачебная помощь
| 1 | Закрепление нового знания | Практическое занятие |
| Презентация |
|
7.3 | 15.05 |
| Вредные и полезные растения. | 1 | Комплексное применения знаний | Экскурсия | Ответы детей | Гербарий |
|
7.4 | 22.05 |
| Чему мы научились за год. | 1 | Обобщение, систематизация и оценка знаний | Практическое занятие | Ответы детей | Карточки |
|
Итого: | 4 |
|
|
|
|
|
Всего:
| 33 |
|
|
|
|
|
Информационно-методическое обеспечение:
Учебные пособия: натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.; изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.; измерительные приборы: весы, часы и их модели.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Литература
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120