СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса на тему «Уроки русской словесности»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для воспитанников 9 классов и рассчитан на 34 часа. Курс отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса на тему «Уроки русской словесности»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ ДУВАНСКОГО РАЙОНА


Рассмотрена на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Протокол № 1 от 26 августа 2016

Руководитель ШМО

_____________Ф.С. Юмагужина

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР

_________А.Ф. Рахимова

«29» августа 2016 года

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

ГБОУ РЛИ

Дуванского района

от «30» августа 2016 года

№ 317






Рабочая программа

по внеурочной деятельности

для 9 класса

на тему «Уроки русской словесности»







Составила:

Галлямова Ю. Д,

учитель высшей квалификационной категории






Месягутово

2016




Пояснительная записка

  В современной школе, когда приоритеты отда­ны развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оце­нивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, те­зисов, объединения нескольких источников, кото­рые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей дея­тельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ОГЭ  также яв­ляется элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.

     Программа включает также работу над заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгля­ды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает воспитанника к  творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние воспитанники в бу­дущем, они,  прежде всего,  должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному челове­ку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно гово­рить.  Развитие личнос­ти невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личнос­ти — это необходимая предпосылка решения соци­альных и экономических задач.

Таким образом, научить решать задания ОГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.

Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить воспитанников к итоговой аттестации (обязательному экзамену в форме ОГЭ).

Задачи курса:

- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;

- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста,

- совершенствовать речевую практику воспитанников;

- совершенствовать навык работы с тестами.

Общая характеристика учебного курса

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для воспитанников 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения воспитанники должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Технология организации кружковой работы

    Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ОГЭ по русскому языку  предыдущих лет.

  Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  воспитанника главной фигурой образовательного процесса.

  Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого воспитанника при его взаимодействии с учителем и другими воспитанниками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы.

Основные организационные формы вовлечения воспитанников в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ОГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года.

Место учебного предмета в учебном плане

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения. На программу изучения кружка в 9 классе выделяется 1 час в неделю.

Требования к уровню подготовки воспитанников 9 класса

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

·основные функции языка;

·основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь;

·основные нормы русского литературного языка.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

·оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;

·анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;

·проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;

·использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

·извлекать необходимую информацию из различных источников;

·владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;

·применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;

·применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

·определять позицию автора;

·высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт).





Результаты освоения курса внеурочной деятельности  «Уроки русской словесности» для 9 класса и система его оценки

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Критерии оценивания

Применяются критерии проверки сжатого изложения, сочинения и тестов  ОГЭ-2015


Содержание учебного курса

Сжатое изложение

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение адекватно воспринимать авторский замысел;

— умение вычленять главное в информации;

— умение сокращать текст разными способами;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, воспитанника необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы воспитанник точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Воспитанник должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Задания с кратким открытым ответом

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (2-14). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения воспитанниками его культурно-ценностных категорий; проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Сочинение

Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых воспитанник должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию воспитанников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо воспитанникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Формы организации и виды деятельности

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения воспитанники должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Характеристика основных видов деятельности воспитанников (на уровне учебных действий):

- изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку;

- знакомство с критериями оценки выполнения заданий;

- работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ;

- работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов;

- знакомство со структурными особенностями сжатого изложения;

- знакомство и  отработка основных приёмов компрессии исходного текста;

- создание собственного текста изложения, оценивание работы;

- работа с тестом, заполнение бланков;

- знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему;

- знакомство с критериями оценки выполнения заданий;

- подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему;

- написание сочинения на лингвистическую тему;

- практическое занятие;

- знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту;

- знакомство с критериями оценки выполнения заданий;

- подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту;

- написание сочинения-рассуждения по тексту.



Календарно-тематическое планирование кружка «Уроки русской словесности»

в 9а классе

Наименование раздела программы и количество часов на раздел

Тема урока

Дата проведения


плановая

фактическая


Сжатое изложение (5ч)




1


Знакомство с тестом в формате ОГЭ. Комментарий заданий



2


Структура задания 1. Компрессия текста: применение способа замены



3


Компрессия текста: применение способа обобщения.



4


Компрессия текста: применение способа исключения.



5


Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения




Задания с кратким открытым ответом (23ч)




6


Анализ текста. Лексическое значение слова.



7-8


Выразительные средства лексики и фонетики.



9


Фонетика и графика.



10-11


Орфография. Правописание корней.



12-13


Правописание приставок.

Слитное, дефисное, раздельное написание.



14-15


Правописание суффиксов различных частей речи.



16-17


Лексика и фразеология.



18-19


Словосочетание.



20-21


Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.



22-23


Осложненное простое предложение.



24-25


Предложение с вводными словами.



26-27


Сложное предложение. Виды сложного предложения.



28


Практическая работа. Отработка навыков работы с тестами.




Сочинение (6ч)




29


Задание 15. Структура сочинения-рассуждения.



30


Строим тезис.



31


Приводим аргументы.



32


Пишем заключение.



33


Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.



34


Работа с вариантом ОГЭ.




Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя

1.ГИА 2012. Русский язык: Типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов/ под редакцией И.П. Цыбулько - М.: Национальное образование, 2011

2. ГИА 2014. Русский язык: Типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов/ И.П. Цыбулько, Е.Н. Зверева. – М.: Эксмо, 2013.

3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".

4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".

5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".

6. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.

7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1968

Литература для воспитанников

Егораева Г.Т. ЕГЭ. 9 класс. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ М. «Экзамен», 2009, 2010.

С.И.Львова «Уроки словесности», «Дрофа», 1996.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М. Просвещение. 2001

Интернет-ресурсы для воспитанников и учителя:

1.http://repetitor.1c.ru/ Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

2.http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

3.http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

4.http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

5.http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

6.http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета.

7.Сайт Е.А.Захарьиной. Тесты по русскому языку.

Материально-техническое обеспечение

1.Компьютер.

2.Мультимедийный проектор.

3.Экспозиционный экран.

4.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.

5.Стенд для размещения творческих работ учащихся.

6.Стол учительский

7.Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.