СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Мир информатики» для 2 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружок

«Мир информатики»

для  2 класса

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Мир информатики» для 2 класса»





















Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружок

«Мир информатики»

для 2 класса






















Паспорт рабочей программы

Тип программы


Программа общеобразовательного учреждения


Статус программы


Рабочая программа учебного курса

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана рабочая программа;

Авторская программа Информатика и ИКТ/ программы 2 – 4 классов/ Н. К. Нателаури, С. С. Маранин, Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013г.


Категория обучающихся


Обучающиеся 2 класса

Сроки освоения программы


1 год

Объём учебного времени


34 часа

Форма обучения


очная

Режим занятий


1 час в неделю



Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена учебниками для 2–4 классов (авторы Н. К. Нателаури, С. С. Маранин).

Важнейшая цель начального образования — создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.

Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах. Первый — с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, обобщенности информационных процессов в живой природе, обществе технике. С этой точки зрения на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики — освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фоно­тек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на учебных предметах, при выполнении творческих проектных работ.

Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных коммуникационных технологий на других предметах.

Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ- компетентности).

Целью изучения курса в начальной школе является приобретение учащимися учебной ИКТ - компетентности, что позволит сформировать у учащихся предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающих продолжение образования в основной школе.

         Цели обучения :

1. Формирование общих представлений школьников об ин­формационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности

2.  Знакомство с основными теоретическими понятиями ин­форматики.

3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.

4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.

 5.  Формирование системно-информационной картины (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.

 6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в ном процессе.

 7.  Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.

            В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия  и  методического пособия для учителя, решаются следующие   задачи:

развиваются общеучебные,  коммуникативные элементы информационной культуры, т. е. умения с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в об- между собой и пр.);

формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

 Аналитическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:

  • выделение и называние объекта окружающей действительности, в том числе в терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи, носитель ин­формации, управляющий объект, объект управления, средство управления, управляющий сигнал, цель управления и др.);

  • называние свойств и отношений, функций и действий, анализ элементного состава объекта (системы), называ­ние свойств текста, рисунка, модели, алгоритма, испол­нителя алгоритма и других объектов информатики;

  • выделение и называние свойств объекта (системы), которые отражены в той или иной его модели;

  • сравнение между собой объектов, в том числе абстрактных объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи» процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных программ, между собой и др.);

  • формулирование суждения и умозаключения.

Практическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:

  • преобразование одной формы представления информации в другую (текста в схему, текста в числовое выраже­ние, таблицы в текст или схему и т. д.);

  • описание объекта окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, от­ношения;

  • создание текстовой, математической и графической мо­дели объекта окружающего мира;

  • создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе;

  • сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов переда­чи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления и др.);

  • обмен письменными сообщениями и файлами по элек­тронной почте;

  • осуществление коммуникативного процесса по скайпу;

  • поиск данных в сети Интернет (по ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них.





Планируемые результаты

Использование все компонентов УМК по курсу «Мир информатики» обеспечивает выполнение следующих требований к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу:

Понимать:

  • что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

  • что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

  • что информацию можно хранить, обрабатывать и  передавать на большие расстояния в закодированном виде;

  • что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

  • что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;

Знать: 

  • что данные - это закодированная информация;

  • что тексты и изображения  - это информационные объекты;

  • что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

  • правили работы с компьютером и технику безопасности;

Уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

  • кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

  • осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;

  • называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);

  • пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажёры и тесты;

  • создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

Методика обучения информатике в начальной школе подразумевает реализацию принципа «от активности учителя в процессе обучения – к активности учащегося». В соответствии с этим принципом разработано содержание компонентов УМК. Оно ориентировано на управление познавательной деятельностью учащихся, при этом дидактический акцент смещается от преподавания к учению. УМК в составе своих компонентов обеспечивает необходимое разнообразие, полноту и достаточность средств для саморегуляции учебной деятельности учащихся. Переход от репродуктивного усвоения знаний к сознательному, формирование опыта самоорганизации познавательной деятельности, культуры работы с информацией, постепенное формирование навыков самообразования. Принцип реализуется поэтапно по мере развития школьника от класса к классу (2–4).

Общая характеристика учебного предмета

В рамках пропедевтического курса, изучаемого в начальной школе, формируются первичные представления об объектах информатики, как естественно- научной дисциплины о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Определение структуры содержания пропедевтического курса информатики на основе выделяемых в настоящее время трех основных направлений, определяющих содержание курса информатики: информация и информационные процессы, моделирование и информационные модели, области применения методов и средств информатики - позволяет в дальнейшем построить непрерывный курс информатики.

Кроме того, изучение информатики в начальной школе позволяет учащимся более успешно освоить и другие предметы начального образования. Это связано с тем, что информатика имеет межпредметные связи с различными общеобразовательными предметами как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне использования методов и средств познания реальности.

Изучение информатики позволяет сформировать у учащихся многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер (сбор, хранение, передача, преобразование информации; моделирование; построение схем, таблиц и др.). В связи с этим, часть метапредметных результатов, включающих осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и межпредметными понятиями, входят в структуру предметных результатов курса информатики.

Вариативность заданий в курсе информатики, связь с различными предметами школьного курса (математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение, музыка), опора на опыт ребенка, включение в процесс обучения содержательных игровых ситуаций для усвоения предметных знаний и овладение способами действий, коллективное обсуждение ответов позволяет оказать положительное влияние на развитие познавательного интереса у учащихся.

Предлагаемые ссылки на электронные образовательные ресурсы, будут способствовать: получению начальных представлений о возможностях ИКТ; формированию познавательной потребности, повышению мотивации учащихся начальной школы; формированию первоначального умения работы на компьютере; стимуляции познавательной активности учащихся, формированию проектных начал за счет создания условий для реализации новых видов деятельности, связанных с созданием моделей, проведением экспериментов.

Все вышесказанное позволяет при изучении курса «Мир информатики» способствовать реализации основной цели начального образования – развитие умения учиться.

Описание ценностных ориентиров содержания

Основными задачами курса информатики в начальной школе являются:

  • формирование представлений об информационной картине мира;

  • формирование логического и алгоритмического мышления;

  • обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

  • обеспечение первоначальных знаний о правилах создания информационной среды и умения применять её для выполнения учебно-познавательных и проектных задач.


Требования к результатам освоения учебного предмета

Цель изучения курса «Мир информатики» направлена на достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Личностные результаты

В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников начальной школы будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, учебе;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой информационной задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям задачи;

  • ориентация на понимание места ИКТ в жизни человека, их практической значимости;

  • развитие чувства ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • установка на здоровый образ жизни.

Выпускник получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках.

Метапредметные результаты

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник начальной школы научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, по реакции интерактивной среды;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его совершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи.

Выпускник получит возможность научиться: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;


В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и системы;

  • выделять существенную информацию из сообщений разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов.

Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; записывать, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение.


В сфере коммуникативных универсальных учебных умений выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

Выпускник получит возможность научиться: с учетом целей коммуникации остаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.


Предметные результаты

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом содержания предметных областей «Математика и информатика» и «Технология».

Выпускник научится:

  • устанавливать истинность утверждений;

  • читать и заполнять несложные готовые таблицы;

  • читать несложные диаграммы;

  • соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения информационных задач;

  • использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

  • создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать и обобщать информацию, представлять в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

  • понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова;

  • составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;

  • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме;

  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию в разной форме;

  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать, и обобщать данные, делать выводы и прогнозы);

  • пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.


Содержание курса

Информация и информационные процессы

Информация как сведения об окружающем нас мире. Восприятие информации человеком. Виды информации по способу восприятия (зрительная, звуковая, осязательная, обонятельная, вкусовая). Источники, приемники информации, канал связи. Информация как необходимый элемент общения. Средства общения.

Информационные процессы: поиск, сбор, хранение, обработка и передача информации. Способы хранения информации. Носители информации.

Виды информации по форме представления: текст, изображение, звук, число. Кодирование/декодирование информации. Шифрование. Символьный, графический и числовой способы кодирования информации.

Организация информации. Чтение и заполнение таблиц, схем. Чтение диаграмм.

Объекты. Имя объекта. Свойства объектов. Действия объектов. Простейшие способы сравнения, классификации объектов.

Множество. Пересечение, объединение множества объектов. Построение простейших высказываний с помощью логических связок и («и», «не», «или», «и», «если… то»); истинность утверждений.

Модель объекта. Виды моделей. Информационные модели. Назначение и области применения. Построение словесной, графической модели объекта. Схемы, таблицы, диаграммы – как формы моделирования.

Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Примеры исполнителей. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Алгоритмические конструкции. Составление, запись и выполнение алгоритма.

Компьютер - как устройство для работы с информацией различного вида. Устройства ввода/вывода, обработки, хранения информации.

Взаимодействие человека с компьютером. Его информационная безопасность при работе в сети.


Практика работы на компьютере

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Соблюдение гигиенических условий работы, в том числе выполнение зарядки для глаз и пальцев рук.

Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью.

Организация информации на компьютере (система файлов и папок). Создание системы папок для хранения собственной информации на компьютере. Простейшие приемы поиска информации в электронных словарях, файловой системе, Интернете: по ключевым словам, каталогам.

Работа с простыми информационными объектами. Обработка числовой информации на компьютере. Создание и обработка текстов, рисунков (в том числе из готовых фрагментов). Создание звука. Использование библиотек готовых объектов (рисунков, звуков).

Создание компьютерной анимации. Моделирование объектов и процессов и управление ими с использованием визуальной объектно-ориентированной среды программирования.

Работа с электронными образовательными ресурсами (работа в интерактивной среде).


Результат работы: выполнение индивидуального мини-проекта и его представление группе учащихся.

Календарно-тематическое планирование (2 класс)





п/п

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Деятельность учащихся

Практическая часть,

ЭОР и ЦОР



Предметные умения

УУД



Наименование раздела, количество часов


Информация вокруг нас (4 ч)


1

Информация вокруг нас.

Что такое информация?

Знать:

– основные источники информации;

– происхождение слова «информатика».

Уметь осознанно работать

с информацией

Личностные:

- адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы,

- самоопределение,

- смыслообразование,

Регулятивные:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,

- планировать ее контролировать и оценивать свои действия,

- контроль, коррекция, оценка,

- саморегуляция

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства,

- овладеть действием моделирования ,

- овладеть спектром логических действий и операций,

- уметь структурировать знания,

Коммуникативные:

- учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества,


Определять, с помощью каких органов чувств человеком может быть получена информация в конкретных примерах.

Игра. Работать по правилам игры. Использовать полученную с помощью органов чувств информацию об объекте для его описания.


Следовать рекомендациям по безопасной работе в классе с вычислительной техникой, в том числе за компьютером.

2

Виды информации по способу восприятия

Уметь:

– соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;

– целенаправленно работать
с информацией

Определять к какому виду относится информация по способу восприятия.

Игра. Работать по правилам игры. Анализировать, сравнивать информацию, полученную с помощью органов чувств.


Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме.

Выполнять операцию: щелчок мышью.

Определять органы чувств, воспринимающие зрительную, звуковую, обонятельную, осязательную, вкусовую информацию при работе с соответствующим ЭОР.Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз).

3

Источники и приемники информации

Знать понятия «полезная»
и «лишняя информация».

Уметь:

– определять органы чувств как приемники информации;

– анализировать свойства предметов и выделять общий признак



Понимать, что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;

различать источники информации от приёмников информации; приводить примеры приёмников информации




Определять источники и приемники информации в конкретных примерах.

Приводить примеры источников и приемников информации.

Игра. Работать по правилам игры.


Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме.

Выполнять операцию: перетаскивание объекта с помощью мыши.

Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз).

4

Общение и канал связи

Анализировать общение с точки зрения обмена информацией.

Определять, какие средства общения используются при передаче информации.

Игра. Работать по правилам игры. Использовать различные средства общения для передачи информации (мимика, жесты и др.).


Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Определять роль объекта по схеме (источник инф., канал связи, приемник инф.).

Конструировать рисунок из готовых частей по шаблону.

Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз).

Информационные процессы ( 5 ч)

5

Информационные процессы.

Действия с информацией

Иметь представление о принципе кодирования цветных рисунков.

Уметь приводить примеры полезной и бесполезной информации, источников информации

Личностные:

- адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы,

- самоопределение,

- смыслообразование,

Регулятивные:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,

- планировать ее контролировать и оценивать свои действия,

- контроль, коррекция, оценка,

- саморегуляция

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства,

- овладеть действием моделирования ,

- овладеть спектром логических действий и операций,

- уметь структурировать знания,

Коммуникативные:

- учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества,


Выделять основные информационные процессы (сбор, хранение, обработка, передача) в реальных ситуациях.

Игра. Работать по правилам игры. Декодировать информацию, представленную ребусом.


Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме.

Определять вид информации по действию.

Выполнять операцию: перемещение мыши по экрану в определенном направлении.


6

Передача информации

Знать, как человек воспринимает информацию.

Уметь выполнять принцип двоичного кодирования черно-белых рисунков

Приводить примеры передачи информации в живой и неживой природе.

Игра. Работать по правилам игры. Демонстрировать основные информационные процессы (игра в испорченный телефон).


Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Определять вид информации по действию. Развитие реакции и ловкости работы с мышью.


7

Обработка информации

Знать особенности обработки информации человеком и компьютером.

Уметь сравнивать этапы обработки информации человеком
и компьютером

Анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию.

Использовать информацию для установления отношений, причинно-следственных связей.

Строить и объяснять простейшие логические выражения.

Игра. Работать по правилам игры. Анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию.


8

Хранение информации

Знать особенности обработки информации человеком и компьютером.

Уметь сравнивать этапы обработки информации человеком
и компьютером Знать:

– что информация в памяти компьютера хранится в виде набора нулей и единиц;

– особенности обработки информации человеком и компьютером.


Приводить примеры хранения информации в реальных ситуациях.

Игра. Работать по правилам игры.


Выполнять операцию: двойной щелчок мышью.

Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз).

9

Носители информации

понимать, что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

иметь представление о различных носителях информации; о письменных и электронных носителях информации; приводить примеры письменных и электронных носителей информации

Приводить примеры носителей информации. Определять носитель информации, который можно использован в определенной ситуации.

Игра. Работать по правилам игры.


Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Определять носитель информации.

Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз).

Виды информации по форме представления (7 ч)

10

Виды информации по форме представления. Представление информации.

Понимать, что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

понимать, что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);






Иметь представление о разнообразии алфавитов у разных народов; знать правила кодирования; приводить примеры различных алфавитов



Знать общие

представления о кодах и

кодировании; умения

кодировать и

декодировать

информацию при

известных правилах

кодирования




Регулятивные:

- планировать ее контролировать и оценивать свои действия,

Познавательные:

- овладеть общими приемами решения задач,

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели,

Коммуникативные:

- кооперация с учителем и сверстниками,

- адекватная передача информации,



Различать и называть виды информации по форме представления.

Приводит примеры текстовой, графической, числовой, звуковой информации.

Переводить информацию из одной формы в другую.

Игра. Работать по правилам игры. Переводить информацию из одной формы в другую.


Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Анализировать информацию, представленную в графической форме.


11

Языки, алфавиты

Приводить примеры известных алфавитов и количество символов в них.

Анализировать текстовую информацию.

Игра. Работать по правилам игры. Анализировать, сравнивать и обобщать информацию.


Определять тип алфавита и алфавитное кодирование информации.


12

Кодирование информации



Кодировать/декодировать информацию по предложенному правилу.

Объяснять, зачем люди кодируют информацию.

Игра. Работать по правилам игры. Следовать алгоритму.


Определять тип кодирования информации (цифровое, символьное, пиктографическое). Декодировать информацию (семафорная азбука).


13

Способы кодирования информации. Графический способ

Понимать, как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);




Понимать, что различные формы представления информации могут нести один и тот же смысл; различать и приводить примеры различных форм представления информации


Кодировать/декодировать информацию по предложенному правилу.

Игра. Работать по правилам игры. Анализировать, сравнивать и обобщать информацию, представленную графическим способом.


Определять тип кодирования информации (цифровое, символьное, пиктографическое). Анализировать, сравнивать и обобщать информацию, представленную графическим способом.


14

Способы кодирования информации.

Символьный способ

Иметь представление о разнообразии алфавитов у разных народов; знать правила кодирования; приводить примеры, понимать, что данные – это закодированная информация;

Понимать, что информацию можно представить числами;

иметь представление об истории возникновения счета; различать и приводить примеры числовой информации алфавитов

Кодировать/декодировать информацию по предложенному правилу.

Игра. Работать по правилам игры.


Определять тип кодирования информации (цифровое, символьное, пиктографическое). Кодировать/декодировать информацию по предложенному правилу (Шифр Цезаря).

15-

16

Способы кодирования информации.

Числовой способ

Кодировать/декодировать информацию по предложенному правилу.

Игра. Работать по правилам игры.


Определять тип кодирования информации (цифровое, символьное, пиктографическое). Кодировать/декодировать информацию по предложенному правилу (замена букв их порядковыми номерами).

Информация. Организация информации (6 ч)


17

Правила поведения в компьютерном классе

Знать технику безопасности при работе с компьютером. Правила работы с компьютером, комментарии начала работы

Личностные УУД:

актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с павлином, конфетой; примеры с солнцем, петухом, сторожем, зайцем; примеры с рабочими инструментами, музыкальными инструментами.






Следовать рекомендациям по безопасной работе в классе с вычислительной техникой, в том числе за компьютером.

Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук).

Игра. Работать по правилам игры.


Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).

18

Информация. Организация информации.

Схемы, диаграммы

Умение строить

столбиковые и

круговые диаграммы

Умение выбирать

форму

представления

информации,

соответствующую

решаемой задаче;

умение

визуализировать

числовые

данные. Умение планировать

последовательность

действий для

учебной цели

Приводить примеры организации информации с помощью схем, таблиц, диаграмм.

Использовать схемы для организации информации.

Получать информацию из схем.

Игра. Работать по правилам игры. Выполнять действия по схеме.


Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).

Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук).

19

Таблицы.

Иметь представление о

структуре таблицы;

умение создавать

простые таблицы

Умение

применять

таблицы для

представления

разного рода

однотипной

информации. Чувство личной

ответственности за

качество

окружающей

информационной

среды

Приводить примеры организации информации с помощью таблиц.

Использовать таблицы для организации информации.

Получать нужную информацию из таблиц.

Игра. Работать по правилам игры.


Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).

Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук).

20

Объекты и их свойства

Умение создавать и

редактировать

изображения,

используя

операции с

фрагментами;

представления об

устройстве ввода

графической

информации

Обрабатывать

информацию,

представленную

рисунком,

фотографией

Ставить вопросы о

целесообразности

использования

графического или

текстового

редактора

Описывать объект с помощью его свойств.

Анализировать, сравнивать, обобщать информацию об объектах.

Находить общие/различные свойства объектов. Выделять из множества объекты с заданными свойствами.

Игра. Работать по правилам игры. Анализировать, сравнивать, обобщать информацию об объектах.


Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).

Определять название геометрического объекта по изображению. Анализировать, сравнивать, обобщать информацию об объектах.

21

Списки

Представление о

списках как способе

упорядочивания

информации; умение

создавать

нумерованные и

маркированные

списки

Представления о

подходах к

сортировке

информации;

понимание

ситуаций. Читать

информацию,

обрабатывать её

Организовывать информацию с помощью списков.

Определять, нужно ли использовать нумерованный список при организации информации на конкретных примерах.

Игра. Работать по правилам игры.


Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).


22

Поиск информации

Искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;

Искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.


Располагать информацию в алфавитном порядке.

Использовать алфавитный/тематический указатель для поиска информации.

Работать со словарем, в том числе электронным.

Игра. Работать по правилам игры

Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).

Работать с электронным словарем.


Компьютер и информация (12 ч)

23

Компьютер и информация.

Компьютер и человек.

Уметь:

– анализировать модульный принцип построения компьютера;

– объяснять назначение системной платы и процессора

Самостоятельно

выделять состав

компьютера.



-Способность и

готовность к

принятию

ценностей

здорового образа

жизни за счет

знания

условий

безопасной

эксплуатации

средств

информационных и

коммуникационных

технологий (ИКТ)

Приводить примеры использования компьютера в жизни человека.

Игра. Работать по правилам игры.


Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).

Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук).

24

Знакомство с компьютером

Познакомить учащихся с

устройством

компьютера,

сформировать

представления о

требованиях

безопасности и гигиеныЗнать:

– название и назначение устройств ввода информации (клавиатуры, сканера, мыши).

Знать назначение и устройство монитора и принтера Знать понятие «внешняя память».

Уметь объяснять назначение устройств чтения и записи информации на диски

Называть устройства настольного компьютера и их назначение.

Игра. Работать по правилам игры.


Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).

Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук).

25

Начинаем работать на компьютере

Иметь первоначальное представление об обработке информации, обработке данных, о хранении информации;

работать с текстами на экране компьютера; представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте в виде текста

- Изучить

клавиатуру и

группы клавиш;

- определять

назначение группы

клавиш;

- применять

полученные знания

при работе с

компьютером и на

уроках

информатики

Включать и выключать компьютер.

Осуществлять основные действия мышью: щелчок, двойной щелчок, щелчок правой клавишей мыши, прижатие левой клавиши мыши.

Игра. Работать по правилам игры.


Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).

Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук).

26

Работа

на клавиатуре

Научиться различать

группы клавиш на

клавиатуре и выполнять

ряд упражнений.


Вводить информацию с помощью клавиатуры.

Набирать простейшие тексты.

Игра. Работать по правилам игры.


Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).

Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук).

27

Работа на клавиатуре

Выполнять

учебные задания в

соответствии с

целью и планом;

Набирать заглавные буквы, знаки препинания.

Исправлять набранный текст (удалять символы, добавлять пропущенные).

Игра. Работать по правилам игры.


Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).

Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук).

28

Обработка текстовой информации в компьютере

Знать общее

представление о

тексте как форме

представления

информации; умение

создавать несложные

текстовые документы

на родном

языке; сформировать у

школьников

представление о

компьютере как

инструменте

обработки текстовой

информации

Умение осознанно

строить

речевое

высказывание в

письменной

форме. Обрабатывать

текстовую

информацию. Уметь определять

элементы текста. Умение работать с

фрагментами в

процессе

редактирования

текстовых

документов;


Набирать заглавные буквы, знаки препинания.

Исправлять набранный текст (удалять символы, добавлять пропущенные).

Игра. Работать по правилам игры.


Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).

Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук).

29

Обработка текстовой информации в компьютере

30

Помощники человека при счете

Иметь представление о назначении и возможностях устройств и приспособлений для работы с числовой информацией; узнавать и называть устройства для счета: абак, счёты, арифмометр, калькулятор, компьютер;









Выполнять на калькуляторе простые численные расчёты Иметь представление

об обработке

информации путем ее

преобразования по

заданным правилам

Иметь представление

об обработке

информации путем ее

преобразования по

заданным правилам

Называть помощников человека для счета.

Использовать пальцы рук для определения значения произведения при умножении на «9».

Игра. Работать по правилам игры. Анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию. Использовать информацию для установления отношений, причинно-следственных связей.


Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с помощью цифровой клавиатуры (клавиатурный тренажер).

31

Калькулятор

Умение

анализировать и

делать выводы;

ИКТ-

компетентность;

умение

использовать

приложение

Калькулятор для

решения

вычислительных

задач;

Использовать цифровую клавиатуру для ввода числовых данных.

Вычислять значение выражения, используя программу «Калькулятор».

Игра. Работать по правилам игры.


Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).

32

Обработка графических данных

Умение создавать и

редактировать

изображения,

используя

операции с

фрагментами;

представления об

устройстве ввода

графической

информации

Обрабатывать

информацию,

представленную

рисунком,

фотографией

Пользоваться мышью для работы с изображениями на компьютере (электронные раскраски, пазлы, сравнение изображений).

Использовать инструменты: карандаш, заливка цветом, ластик в графических редакторах.

Анализировать, сравнивать информацию представленную в графической форме.

Игра. Работать по правилам игры. Анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию. Использовать информацию для установления отношений, причинно-следственных связей.


Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).

Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук).

33

Индивидуальный мини-проект

Применять полученные знания при выполнении работы

Умение создавать

несложные

изображения с

помощью

графического

редактора; развитие

представлений о

компьютере как

универсальном

устройстве работы с

информацией

Знание сфер

применения

компьютерной

графики;

способность

применять

теоретические знания

для решения

практических задач;

интерес к изучению

вопросов, связанных

с компьютерной

графикой







34

Представление мини- проекта

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА


Для учащихся

1. Каждый учащийся обеспечен учебником Н. К. Нателаури «Информатика и ИКТ»Смоленск Ассоциация XXI век, 2013 и рабочей тетрадью «Информатика и ИКТ»

2. Каждый ученик обеспечен местом, за партой, где ему будет удобно работать с учебником и тетрадью, слушать учителя, смотреть демонстрационный материал на экране, проецируемый с помощью проектора и переносным компьютером.

3. У учащихся имеется возможность работы в сети Интернет.

4. На компьютерах ученика установлено:

• графический редактор;

• «Калькулятор»;

• текстовый редактор;

• визуальная объектно-ориентированная среда программирования Перволого;

• ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, рекомендуемые в учебниках для 2, 3, 4 классов ,или их аналоги.


Для учителя

1. Учитель имеет компьютерное рабочее место, оборудованное колонками, принтером.

2. Методические рекомендации к учебникам.

3. Класс укомплектован проектором и экраном. Учитель имеет доступ со своего компьютера к проектору.