Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Нягань
«Общеобразовательная средняя школа №3»
Согласовано
__________ /___________ /
«____» __________ 2017 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по патриотическому воспитанию для учащихся
6Г класса «Дорогою героев»
(общекультурное)
Фоменко Е.Г.
учителя музыки
высшей квалификационной категории
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения –одна из стратегических задач системы образования. Необходимость воспитания гражданина-патриота зафиксирована в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020годы».Одной из задач Государственной программы является «популяризация подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев РФ, Героев труда, достижений других, награжденных за большие заслуги перед государством и обществом граждан, достижений и успехов профессионалов различных сфер деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны..
При изучении Программы обучающиеся узнают о значении подвига, о людях, совершивших подвиги как в военное, так и в мирное время, рассмотрят нравственные качества героев и подвижников, заслуживших человеческое признание, задумаются о смысле жизни. Программа «Дорогою героев» разработана в соответствии с целевыми установками ФГОС ОО.
Учебно-методический комплект:
-программа «В жизни всегда есть место подвигу» авт Т.В.Горчакова,Л.Н.Бударина,Т.В. Коростелева /Томск: Издательство «Твердыня»,2016;
-рабочая тетрадь «Дорогою героев»;
-методическое пособие для учителя «Дорогою героев»;
Диск с видео- и фотоматериалами
1. Цель программы: знакомство обучающихся с героями России, совершившими подвиги, как в военное, так и в мирное время.
2. Задачи:
Обучающие:
-познакомить с героями нашей Родины разных эпох;
-раскрыть значение понятии: «подвиг», «герой», «подвижник»;
-выявить нравственные качества, присущие героям;
-учить выражать свои мысли и чувства в разножанровых текстах.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества;
-воспитывать уважение к людям, заслуживающим человеческое признание;
-воспитывать чувство патриотизма;
-формировать желание совершать добрые поступки.
Развивающие:
-формировать у подростков умение выделять и понимать информацию патриотической направленности;
-развивать читательскую компетенцию;
-развивать собственные литературные способности.
Формирование универсальных учебных действий школьников:
В сфере личностных УУД:
развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
формирование самооценки;
развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству.
В сфере регулятивных УУД:
умение в сотрудничестве с учителем определять цели деятельности, ставить новые учебные задачи;
составление плана работы и следование ему по достижению цели;
сопоставление получающегося результата с исходным замыслом;
понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;
оценивание полученной информации для проверки гипотезы, ответа на поставленный проблемный вопрос.
В сфере познавательных УУД:
умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить цель;
умение выдвигать гипотезы и их обосновывать;
предполагать, какая информация нужна;
отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
сравнивать, обобщать, делать выводы.
В сфере коммуникативных УУД:
умение работать в группе;
умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
умение участвовать в коллективном обсуждении;
умение задавать вопросы;
умение выражать мысли.
3. Исполнители программы:
учащиеся
классный руководитель
учителя-предметники
психолог
родители
сотрудники музея.
4. Основные формы работы:
беседы родительские собрания родительский лекторий индивидуальное консультирование совместные мероприятия конкурсы игры анкетирование семейные праздники часы общения игровые программы конкурсы | практические и учебные игры устные журналы диспуты викторины заочные путешествия экскурсии презентации проекты исследовательские работы утренники тренинги |
5. Направления работы:
Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.
Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.
Научно-методическая работа – внедрение новой авторской программы в учебный процесс, с использованием новых методик и методов обучения.
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.
6. Принципы, положенные в основу программы.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:
последовательности
гуманизации
интеграции
системности
культуросообразности.
7. Сотрудничество с другими учреждениями
Учреждение | Формы взаимодействия |
Совет ветеранов города | Встречи, беседы, праздники, акции |
Объединения дополнительного образования | Посещение спортивных секций, военная игра «Зарница», Дни защиты детей |
Предприятия города Нягани | Экскурсии на предприятия города, беседы |
Музей Боевой Славы (гимназия, Д/д «Северяночка»,городской музей и др. | Экскурсии, лекции, беседы, презентации, игры для обучающихся |
8. Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 1 год. Каждое мероприятие рассчитано на 40 минут и проводится 2 раза в неделю.
В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.
9. Содержание программы.
Программа «Дорогою героев» включает в себя десять тем:
1.Готовность к подвигу (5часов)
Место подвига в жизни. Кто такой герой. Качества, необходимые для подвига. «Горячие сердца». Символизм сердца. Учитель –проводник истины. Понятия: «подвиг», «герой», «подвижники», «идеал».
2.Героические страницы истории (4часа)
Былинные герои. Герои русской истории. Спасатели России. А.В. Суворов и П С. Нахимов, их путь к подвигу. Суворовцы и нахимовцы. Понятия: «честь», «любовь к Родине».
3.Подвиг в познании (4часа)
Русские изобретатели. В.И Даль-хранитель народной мудрости. Книга-путь познания. М.В. Ломоносов-строитель новой России. Подвиг С.В Ковалевской. Ответственность за будущее. Понятия «знание», «познание», «характер», «сила воли».
4.Подвиги в мирное время (3часа)
Герои наших дней. Подвиг Ш. Карапетяна. Юные герои. Спасатели –сотрудники МЧС. Выбор жизненного пути. Понятия: «мужество», «отвага», «самоотверженность».
5.Трудовой подвиг (3часа)
Герои труда: П.Ангелина,М.И.Кошкин,А.Н. Коновалов. Труд- основа счастья. Н.И. Пирогов-открытия и достижения. Самоотверженный труд С.Сотникова. Человек будущего И.Ефремова. Понятия: «труд», «Герои труда», «общественно-полезный труд», «созидание».
6.Воинская слава России (3часа)
Дни воинской славы. Подвиг защитников крепости Осовец. Профессия – Родину защищать. Праздник – День защитника Отечества. Понятия: «Родина», «Отечество», «долг», «отвага», «служение Родине».
7.Женский подвиг (3часа)
Героини русских былин. Защитницы Отечества. Сестра милосердия Р. Иванова. Просветительницы России Е.Р. Дашкова, М.К. Тенишева, А.Н. Пахмутова. Женщины-героини. В.С.Гризодубова. Отважные женщины современности. Подвиг матери. Мать-героиня Е.Ф. Степанова. Понятия: «просвещение», «самопожертвование».
8.Победный путь к звездам (3часа)
Жизнь и подвиг: Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Д.Бруно. Труды для будущего: М.В. Ломоносов, К.Э. Циолковский, С.П. Королев. Первый космонавт Ю.А. Гагарин. Звездные дочери Отечества. Космос в нашей жизни. Понятия: «космос», «Вселенная», «ответственность», «устремленность», «мечта».
9.Герои Победы (4часа)
Подвиг защитников Брестской крепости. Герои Великой Отечественной войны. Дети-герои. Подвиг женщин на войне. Труженики тыла. Герои-города. Понятия: «сила духа», «самоотверженность», «боевые сестры».
10.Воспитай в себе героя (2часа)
Интервью с героем. Книги о войне. Презентация авторских книг. Подведение итогов. Понятия: «любознательность», «патриотизм», «эстафета героических дел».
10.Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов |
Готовность к подвигу | 5 |
1 | В жизни всегда есть место подвигу. | 1 |
2 | Кто такой герой. | 1 |
3 | Сердце как солнце. | 1 |
4 | Учитель- путеводная звезда. | 1 |
5 | Учителя человечества. | 1 |
Героические страницы истории | 4 |
6 | Герои давно минувших дней. | 1 |
7 | Книга- путь познания. | 1 |
8 | Испытание характера. | 1 |
9 | Знания на пользу Родине. | 1 |
Подвиг в познании | 4 |
10 | Подвиг в познании | 1 |
11 | Книга-путь познания | 1 |
12 | Испытание характера | 1 |
13 | Знания на пользу Родине | 1 |
Подвиги в мирное время | 3 |
14 | Подвиги в мирное время | 1 |
15 | На помощь приходят дети | 1 |
16 | Профессия- спасатели | 1 |
Трудовой подвиг | 3 |
17 | Герои труда | 1 |
18 | Счастье- в труде | 1 |
19 | Труд-созидание | 1 |
Воинская слава России | 3 |
20 | Воинская слава России | 1 |
21 | Профессия- Родину защищать | 1 |
22 | День защитника Отечества | 1 |
Женский подвиг | 3 |
23 | Великие женщины России | 1 |
24 | Отважные женщины | 1 |
25 | Подвиг матери | 1 |
Победный путь к звездам | 3 |
26 | Подвиг рождается в действии | 1 |
27 | Шагнувшие в космос | 1 |
28 | Космос и мы | 1 |
Герои Победы | 4 |
29 | Победа будет за нами! | 1 |
30 | Маленькие герои большой войны | 1 |
31 | Боевые сестры | 1 |
32 | Народный подвиг | 1 |
Воспитай в себе героя | 2 |
33 | Дорогою героев | 1 |
34 | Дорогою героев | 1 |
11. Реализация программы.
Проведение тематических занятий по плану.
Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам нравственного воспитания.
Проведение совместных с родителями и учениками досугово - развлекательных игр, ,интеллектуальных конкурсов по истории, направленных на воспитание патриотических качеств личности.
Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, презентаций.
Посещение городского музея и др.
Итог работы – авторские книги «Дорогою героев».
12. Ожидаемые результаты:
Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
Повышение уровня духовной культуры
Возрождение патриотического воспитания.
Календарно-тематический план
№ | Дата План. | Дата Факт. | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Содержание деятельности |
Теоретическая часть занятия/форма деятельности | Практическая часть занятия/форма деятельности |
1 | | | Готовность к подвигу Место подвига в жизни. Кто такой герой. Качества, необходимые для подвига. «Горячие сердца». Символизм сердца. Учитель – проводник истины. | 5+5 | 5 | 5 |
2 | | | Героические страницы истории. Былинные герои. Герои русской истории. Спасатели России. А.В. Суворов и П С. Нахимов, их путь к подвигу. Суворовцы и нахимовцы. | 4+4 | 4 | 4 |
3 | | | Подвиг в познании Русские изобретатели. В.И Даль-хранитель народной мудрости. Книга-путь познания. М.В. Ломоносов-строитель новой России. Подвиг С.В Ковалевской. Ответственность за будущее. | 4+4 | 4 | 4 |
4 | | | Подвиги в мирное время Герои наших дней. Подвиг Ш. Карапетяна. Юные герои. Спасатели –сотрудники МЧС. Выбор жизненного пути. | 3+3 | 3 | 3 |
5 | | | Трудовой подвиг Герои труда: П.Ангелина,М.И.Кошкин,А.Н. Коновалов. Труд- основа счастья. Н.И. Пирогов-открытия и достижения. Самоотверженный труд С.Сотникова. Человек будущего И.Ефремова | 3+3 | 3 | 3 |
6 | | | Воинская слава России Дни воинской славы. Подвиг защитников крепости Осовец. Профессия – Родину защищать. Праздник – День защитника Отечества. | 3+3 | 3 | 3 |
7 | | | Женский подвиг Героини русских былин. Защитницы Отечества. Сестра милосердия Р. Иванова. Просветительницы России Е.Р. Дашкова, М.К. Тенишева, А.Н. Пахмутова. Женщины-героини. В.С.Гризодубова. Отважные женщины современности. Подвиг матери. Мать-героиня Е.Ф. Степанова | 3+3 | 3 | 3 |
8 | | | Победный путь к звездам Жизнь и подвиг: Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Д.Бруно. Труды для будущего: М.В. Ломоносов, К.Э. Циолковский, С.П. Королев. Первый космонавт Ю.А. Гагарин. Звездные дочери Отечества. Космос в нашей жизни. | 3+3 | 3 | 3 |
9 | | | Герои Победы Подвиг защитников Брестской крепости. Герои Великой Отечественной войны. Дети-герои. Подвиг женщин на войне. Труженики тыла. Герои-города. | 4+4 | 4 | 4 |
10 | | | Воспитай в себе героя Интервью с героем. Книги о войне. Презентация авторских книг. Подведение итогов. | 2+2 | 2 | 2 |
Всего: 34час(68час) |