СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир книг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Волшебный мир книг" дя развития творческих литературных способностей обучающихся начаьных классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир книг"»


муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 40 города Смоленска



РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Приказ № 1 от ________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

_______ С.В. Макаренкова

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ СОШ № 40

______ И.В. Новикова

Приказ № ____ от ________









Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление)

«Волшебный мир книг»









Иванова Ирина Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории






















2013-2014 уч.г.

Пояснительная записка


Особое место в развитии личности ребенка занимает литературное образование младших школьников, которое является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирование их мировоззрения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох. Составная часть литературного образования младших школьников является формирование «талантливого читателя» (С.Я.Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

Сотворчество писателя и читателя состоится , если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу и овладеет специальными читательскими умениями и навыками.

Цель: развивать литературные творческие способности обучающихся, мотивировать и формировать интерес к детским книгам; формировать привычку к самостоятельному выбору и чтению книг, стимулировать активность обучающихся в участии в литературных праздниках, конкурсах.

Задачи:

- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;

- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;

Данная программа предназначена для учащихся 3 – 4 классов и рассчитанана 2 года.

Новизна программы внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения и развития творческих литературных способностей младших школьников.  Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений, различных по содержанию и тематике.

Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. 

Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;

- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;

- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;


Творческая литературная деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Место курса в учебном плане

Программа «Волшебный мир книг» реализуется в общеобразовательном учреждении в 3-4 классах в объеме 1 час в неделю во внеурочное время в объеме 34 часа в год (всего – 68 часов).



Литературное творчество школьников как условие развития творческих способностей


1. Организация творческой деятельности младших школьников для развития творческих способностей.


Материалы исследований, посвященные изучению творческих способностей, показывают, что потребность поделиться своими мыслями возникает у ребенка при двух обстоятельствах:

  1. Ученик располагает определенным содержанием

  2. У ребенка имеется отношение к этому содержанию, когда оно затрагивает его эмоциональную сферу.

Виды пересказов включают в себя элементы творчества. Можно использовать следующие виды работ:

  • составить рассказ из нескольких текстов на заданную тему;

  • пересказать текст и продолжить его, добавив новые факты, события из жизни героев;

  • изменить лицо, время глаголов при передаче содержания текста;

  • составить рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного опыта;

  • составить или продолжить рассказ по картинкам, иллюстрирующим прочитанное.;

  • составить рассказ по личным наблюдениям картин, природы, близких прочитанному.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.

Виды работ над текстом:

  • чтение, деление на части. Составление плана;

  • чтение цепочкой;

  • чтение, нахождение отрывка к рисунку;

  • чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу;

  • чтение, составление сценария к диафильму;

  • чтение по ролям;

  • «живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное);

  • нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать человек (грустный, веселый, злой);

  • нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, с досадой, с возмущением, насмешкой, весело, печально…..;

  • конкурсное чтение стихотворений;

  • чтение с выписыванием слов и выражений, которых можно использовать при написании сочинения.


2. Методическая копилка. Система творческих заданий для развития творческих литературных способностей.


Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.

Условия эффективности творческой работы в литературном образовании младших школьников:

  • наличие системы в использовании заданий для организации творческой работы;

  • разработка планирование заданий творческой работы, как по форме, так и по содержанию;

  • соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;

  • стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;

  • разумное сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения.

Работа с иллюстрацией к тексту.

Цель картин к художественным произведениям - иллюстративная.

Лучше всего, если учитель будет идти от текста к иллюстрации и предложит ученикам, максимально опираясь на текст, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится.

Рецензирование детьми созданных рисунков.

  • каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;

  • школьники обмениваются рисунками;

  • получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;

  • сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником.

Составление диафильмов по произведению.

  • по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;

  • какие строки из текста вы соотнесете с ними;

  • определите количество кадров.

Лепка и аппликация.

Этот вид детского творчества используется чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимаю еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.

Метод моделирования.

Это введение системы (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги.

Таким образом, моделирование позволяет:

  • включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства слова;

  • дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;

  • создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;

  • поддержать интерес к художественной литературе;

  • обогащать духовный мир ребенка;

  • осознанно воспринимать художественные произведения.

Книжки - самоделки.

Одно из самых интересных заданий для ребят- это работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготавливается детьми с творческой выдумкой и воображением. В этих книжках – самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.

Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.

Составление вопросов и тестов по данному тексту.

Начиная с первого класса, учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).

Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный. С большим удовольствием предлагают свои вопросы и тесты на уроках литературного чтения.

Творческое пересказывание.

Цель творческого пересказывания - вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему так как пересказчику неизвестны какие- то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.

Такие пересказы требуют от учеников работы воображения на основе представлений, получено при чтении и анализе произведения и поможет полноценнее воспринять художественный текст, способствуют более углубленному пониманию читаемого, развивает творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие.

Продолжение произведения (придумывание конца).

Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец.

Творческое сочинение.

Для развития творческих способностей используют написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении.

Значение творческого сочинения как формы вводных занятий:

  • привлечение внимания учащихся к теме изучаемого литературного произведения;

  • мобилизация всех знаний, связанных с данной темой;

  • упражнения в самостоятельном построении сочинения.

Все это должно обострить интерес учащихся к чтению и разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались.

Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.

Все сочинения с согласия автора мы читаем вслух и обсуждаем. Зачитываются полностью сочинения, отдельные предложения, удачно подобранные слова. Главное - отметить всех. Дети с огромным вниманием слушают сочинения своих одноклассников.

Словотворчество.

Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются. Для этого использую «Минутки-сочинялки».

Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова.

У детей имеются тетради для творческих работ. В них они учатся сочинять стихи, загадки, сказки, басни. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают себя, развивают творчество и все это помогает им полноценно воспринимать любое художественное произведение.

Отзыв-рецензия.

Одним из важнейших сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге. В нем ученик может не только высказывать оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения.


Вариант структуры отзыва:

  1. Представление героя и выражение своего отношения к произведению.

  2. Краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной оценкой событий.

  3. Характеристика героя и выражение своего отношения к нему.

Такая организация творческой работы активизирует внеклассное чтение. Дети должны будут проявить творческий подход к художественному произведению, показать направленность своих литературных интересов и уровень художественного вкуса.

Работа с читательским дневником.

Не позднее второго класса я приучаю учащихся к ведению записей о прочитанном. Образцы этой записи показываю на отдельных уроках. В особой тетради ( дневнике) ученики записывают фамилию автора и название книги, о чем рассказала книга, что понравилось.

Вся описанная работа, несомненно, поднимет интерес учащихся к книге, развивает желание учиться.

Аннотация.

Аннотация в книге помещается на обороте титульного листа. Из нее можно узнать, о чем говорили в книге, так как в аннотации есть сжатое изложение содержания. Часто аннотация пишется так, чтобы заинтересовать читателя. Для написания аннотации к книге я предлагаю детям следующую памятку:

Выберите книгу, которая тебе нравится

  1. Постарайся заинтересовать будущих читателей этой книги

  2. Начать аннотацию можно по-разному:

Этот рассказ о …..

Писатель…. Рассказывает о …..

Главный герой этой книги - …..

Удивительные события происходят в …..

Любишь ли ты читать о…..

Работа с кроссвордом.

Наиболее эффективным заданием творческой работы считают составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.

Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.

Составление викторин.

Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению.

Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтоб составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок.

Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, привлечь к работе всех детей.

Драматизация.

Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстрированное средство, притом же применяется во всех классах начальных школах.

При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ можно провести:

  1. Только с помощью слова, т. е в форме чтения в ролях и коллективной декламации;

  2. Только средствами движения, т. е в виде пантомимы

  3. Соединением движения и слова, т. е в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.

Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, предать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.

Называю возможные формы драматизации:

  • пальчиковый театр;

  • кукольный театр;

  • костюмированные представления по известным произведениям;

  • музыкальные инсценировки;

  • спектакли по собственным сценариям.

Драматизация – это особая форма перевоплощения в изображаемый образ. Поэтому, надо изредка поощрять обычное стремление детей к костюмированию при драматизации.

Составление сказочных объявлений и телеграмм.

Это компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение. Воображение – основа любого творчества. большое значение в активизации творческой активности имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс.

Одним из видов игры является составление сказочных объявлений и телеграмм. Дети с большим удовольствием сами составляют сказочные объявления и телеграммы, оформляют их и предлагают своим одноклассникам.

Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения. Развивают творческое воображение и литературные игры, которые дают полноценнее воспринимать художественные произведения в дальнейшем. Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности.

Все приемы и задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулируют развитие, умение учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.



Ожидаемые результаты


Предметные умения:

  1. осознавать значимость чтения для личного развития;

  2. формировать потребность в систематическом чтении;

  3. использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  4. уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  5. пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  1. уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  2. уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  3. уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  4. уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  1. прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  2. отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  3. ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

4.составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

5.пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  1. участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  2. оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  3. высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  4. участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  5. соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

  1. находить книгу в открытом библиотечном фонде;

  2. выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

  3. сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

  4. формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

  5. книге и героях;

  6. характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

  7. заданную тему;

  8. сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

  9. слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

  10. пользоваться аппаратом книги;

  11. овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

  12. систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Диагностические средства.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка техники чтения.

2. Участие в литературных праздниках, конкурсах.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце года)



Учебно- тематическое планирование

1 раздел. Моя книжная полка (2 ч.)

«Лето с героями любимых книг». Устный журнал «Моя книжная полка».

2 раздел. Литературная гостиная.

И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни.

«Литературная гостиная». Литературные сказки зарубежных писателей. Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино. «Гора самоцветов». Сказки народов СССР/пересказ М.Булатова. П.Бажов. «Хрупкая веточка». Сказы.А.Волков. «Волшебник изумрудного города».Т. Крюкова. «Хрустальный ключ». Повесть – сказка. Е.Карганова. «Лекарство без рецепта».С.Баруздин. «Бревно».

Р.Киплинг. «От чего у верблюда горб?» И.Пивоварова. «Вежливый ослик». Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». «Ель». С.Аксаков. «Рассказы о родной природе».Ф.Абрамов. «Где лето с зимой встречаются». Рассказы о родной природе.«Времена года. Стихи и рассказы о природе». Загадки.И.Соколов – Микитов. «От весны до весны». Рассказы.С.Баруздин. «Страшный клад». В.Астафьев. «Белогрудка». Рассказы.

Ю.Дмитриев. «Соседи по планете». Домашние животные.Н.Дурова. «Звери и птицы – жизнь моя». Повесть и рассказы.Б.Жидков. «Рассказы о животных». М.Ильин. «Сто тысяч почему». «Который час?» «Черным по белому». А.Маркуша. «Чудеса на колесах».

3 раздел. Литературное творчество.

«Книжкины именины». В гостях у малышей. Сочиняем сказки. Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы. Литературная игра «В мире книг». Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?»


4 класс

1 раздел. Моя книжная полка

«На вернисаже как-то раз…» - представление читательских дневников.

Кроссворды на тему «Мои любимые сказочные герои».


2 раздел. Литературная гостиная.

Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль. Выставка книг.

Русская народная сказка в пересказе А.Н. Афанасьева«Волшебное кольцо».

Сказы П.П.Бажова «Каменный цветок».

П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка».

А.П. Гайдар и его повесть «Тимур и его команда».

Чтение и обсуждение повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

Просмотр художественного фильма по повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда».

книге.

А.Т. Твардовский и его стихи о родине и природе. «О Родине», «Рожь,рожь..», «Осень».

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

М.В.Исаковский «Детство», «Вишня», «Попрощаться с теплым летом».

М.В. Исаковский- поэт песенник.

Литературный жанр- притча. «О сеятеле», «Веник».

Притча «Шрамы на сердце», «Царь и кузнец». Составление отзыва о прочитанном.

Библейские притчи. Притча «О добром самаренине».

Уроки нравственности в притче «О блудном сыне». Составление инструкции: «Как научиться прощать».

Детские периодические издания. Библиотечное занятие.

Читательская конференция «По страницам детских журналов».

М.М.Пришвин и его сказка-быль «Кладовая солнца».

М.М.Пришвин «Кладовая Солнца».

Где дружба и совет- там и свет. Занятие –игра по сказке М.Пришвина «Кладовая солнца».

Наш кинозал. Просмотр художественного фильма «Ветер странствий»(по сказке М.Пришвина «Кладовая солнца».

К.Г. Паустовский. Выставка книг. Рассказ «Заячьи лапы».

Доброта и сострадание в рассказе К.Паустовского «Заячьи лапы».

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Отзыв о прочитанном.

Преданность, верность, дружба в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель».

А.И.Куприн «Белый пудель». Н.Н.Носов и его повесть «Витя Малеев в школе и дома».

Н.Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома».

Н.Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома».

Книги о Великой Отечественной войне. Выставка книг.

Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».

Р.Киплинг и его книги. Рассказ «Рикки-Тикки-Тави».

Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави».

«Страх делает нас слабыми, а бесстрашие - сильными». Р. Киплинг « Рикки-Тикки-Тави». Отзыв о прочитанном.


3 раздел. Литературное творчество.

Викторина по русским народным сказкам и сказам П.Бажова.

Создание собственной сказки на основе дополнения или переработки исходной сказки.

Дискуссия: Чему учит повесть А.П.Гайдара «Тимур и его команда». Написание отзыва о

Волшебница-поэзия. Учимся сочинять стихи.

Подготовка и проведение литературной гостиной «Родные поэты».

Проект «Мой детский журнал».

Занятие пресс- конференция «Будь природе другом!».

Отзыв о прочитанном, создание обложки книги.

Литературная викторина по книге Н.Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома».

Литературно – музыкальная композиция «Салют Победе!».

Литературная игра по повести М.Твена «Приключения Тома Сойера».

Проект «Моя любимая книга».


Используемая литература.


  1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998

  2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006

  3. ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

  4. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999

  5. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006

  6. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988

  7. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005

  8. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001

  9. Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006

  10. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

  11. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

  12. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

  13. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

  14. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

  15. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

  16. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

  17. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994


Приложение



Тематическое планирование

3 класс





Дата


Тема

Кол-во часов


Вид занятий

(форма, метод)


Содержание

1.

«Лето с героями любимых книг».


1

проект

Презентация читательских дневников.


2.

Устный журнал «Моя книжная полка».


1

Занятие в библиотеке

Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста

3.

И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни.

1

Конкурс на лучшее инсценирова

ние басни.

Творческая работа в группах

4.

«Литературная гостиная».


1

Виртуальное путешествие «Встреча с писателем».

Приглашает библиотека.

Подготовка: биография писателя,вопросы.

Обмен впечатлениями.

5.

Литературные сказки зарубежных писателей.

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

6.

Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

1

Литературная игра

Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Моделирование обложки книги.


7.

«Гора самоцветов». Сказки народов СССР/пересказ М.Булатова. П.Бажов

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

8.

П.Бажов. «Хрупкая веточка». Сказы.

1

Творческая мастерская

Составление вопросов к викторине по сказке.

Аппликация к сюжетам сказки

9.

А.Волков. «Волшебник изумрудного города».

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

10.

Т. Крюкова. «Хрустальный ключ». Повесть-сказка.

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

11.

Е.Карганова. «Лекарство без рецепта».

1

инсценирование

Творческая работа в группах

12.

С.Баруздин. «Бревно».

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

13.

Р.Киплинг. «От чего у верблюда горб?»

1

викторина

Работа в группах

14.

И.Пивоварова. «Вежливый ослик».

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

Составление диафильма.

15.

Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». «Ель».

1

Творческая мастерская: литературные этюды

Работа в парах. Составление литературных этюдов.

16.

С.Аксаков. «Рассказы о родной природе».

1

Виртуальное путешествие

Устные сочинения

17.

Ф.Абрамов. «Где лето с зимой встречаются».

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

18.

Рассказы о родной природе.«Времена года. Стихи и рассказы о природе». Загадки.

1

КВН

Творческая работа в группах

19.

И.Соколов – Микитов. «От весны до весны».

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

20.

С.Баруздин. «Страшный клад».

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

21.

В.Астафьев. «Белогрудка».

1

Творческая мастерская: литературные этюды

Работа в группах

22.

Ю.Дмитриев. «Соседи по планете». Домашние животные.

1

викторина

Творческая работа в группах

23.

Н.Дурова. «Звери и птицы – жизнь моя». Повесть и рассказы.

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

24.

Б.Жидков. «Рассказы о животных».

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

25.

М.Ильин. «Сто тысяч почему». «Который час?» «Черным по белому».

1

викторина

Творческая работа в группах

26.

А.Маркуша. «Чудеса на колесах».

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

27.

«Книжкины именины»


1

Игровая программа

Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей.


28.

В гостях у малышей.

1

концертная деятельность

Посещение подготовительной группы детского сада с инсценировкой сказки (любой по выбору)


29-31.

Сочиняем сказки

3

проект

Дети сочиняют сказку по предложенному началу, оформляют в книжку- малышку

32.

Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы.


1

Конкурс чтецов

Подготовка и участие в ежегодном конкурсе чтецов

33.

Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?»

1

Читательская конференция

Подготовка и проведение конференции.

работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог.

34.

Литературная игра «Слабое звено»

1

Литературная игра

Подготовка и заключительная игра по прочитанным книгам.


Итого

34





Тематическое планирование – 4 класс




Тема

Кол-во часов


Вид занятий

(форма, метод)


Содержание

«На вернисаже как-то раз…» - представление читательских дневников.

1

презентация

Презентация читательских дневников.


Кроссворды на тему «Мои любимые сказочные герои».

1

литературная игра

Разгадывание кроссоврдов

Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль.

1

Выставка книг.

Творческая работа в группах

Моделирование обложки книг

Русская народная сказка в пересказе А.Н. Афанасьева«Волшебное кольцо».

1

Виртуальное путешествие «Встреча с писателем».

Приглашает библиотека.

Подготовка: биография писателя,вопросы.

Обмен впечатлениями.

Сказы П.П.Бажова «Каменный цветок».

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка».

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

Составление диафильма к сказкам.

Викторина по русским народным сказкам и сказам П.Бажова.


1


Чтение, обсуждение

Создание собственной сказки на основе дополнения или переработки исходной сказки.

1

Творческая мастерская

Творческая работа в группах

А.П. Гайдар и его повесть «Тимур и его команда». Просмотр художественного фильма.

1

Кинопросмотр

Чтение, обсуждение

Дискуссия: Чему учит повесть А.П.Гайдара «Тимур и его команда». Написание отзыва о книге.

1

Дискуссия

Творческая работа в группах (написание отзыва о книге).

А.Т. Твардовский и его стихи о родине и природе. «О Родине», «Рожь,рожь..», «Осень».

1

Поэтический вечер

Выразительное чтение

М.В.Исаковский – поэт – песенник. «Детство», «Вишня», «Попрощаться с теплым летом».

1

Поэтический вечер

Выразительное чтение

Виртуальная экскурсия «В гости к поэту».

Волшебница-поэзия. Учимся сочинять стихи.

1

Литературное творчество

Творческие группы

Подготовка и проведение литературной гостиной «Родные поэты».

1

Литературное творчество

Творческие группы

Литературный жанр- притча. «О сеятеле», «Веник».

1

Круглый стол

Работа в парах. Составление литературных этюдов.

Уроки нравственности в притче «О блудном сыне».

1

Литературное творчество

Составление инструкции: «Как научиться прощать».

Детские периодические издания. Библиотечное занятие.

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

Составление телеграммы – приглашения.

Читательская конференция «По страницам детских журналов».

1

Круглый стол

Работа в творческих группах

Проект «Мой детский журнал».

1

Творческая мастерская:

Работа в творческих группах

М.М.Пришвин и его сказка-быль «Кладовая солнца».

1

Занятие –игра по сказке М.Пришвина «Кладовая солнца».

Творческая работа в группах

Доброта и сострадание в рассказе К.Паустовского «Заячьи лапы».

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Отзыв о прочитанном.

1

Написание отзыва

Творческая работа в группах

Занятие пресс- конференция «Будь природе другом!».

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

Преданность, верность, дружба в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель».

1

концертная деятельность

Посещение подготовительной группы детского сада с инсценировкой сказки (любой по выбору)


А.И.Куприн «Белый пудель».

1


Отзыв о прочитанном, создание обложки книги.

Н.Н.Носов и его повесть «Витя Малеев в школе и дома».

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

Литературная викторина по книге Н.Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома».

1

викторина

Работа по группам

Книги о Великой Отечественной войне. Выставка книг.

1

Читательская конференция

Подготовка и проведение конференции.

работа организуются по секциям. Выступают докладчики

Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

Литературно – музыкальная композиция «Салют Победе!».

1

Концертная программа

выступление

Р.Киплинг и его книги. Рассказ «Рикки-Тикки-Тави».

1

Круглый стол

Чтение, обсуждение

«Страх делает нас слабыми, а бесстрашие - сильными». Р. Киплинг « Рикки-Тикки-Тави». Отзыв о прочитанном.

1

диспут

Работа в творческих группах

Написание отзыва

Проект «Моя любимая книга»

1

проект


Проект «Моя любимая книга». Презентация работ.

1

Представление проектных работ

Работа в творческих группах





Скачать

© 2017 597 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!